Научная статья на тему 'Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: тенденции и противоречия'

Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: тенденции и противоречия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ. / UNIVERSITY FACULTY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошенкова А. В.

В статье, которая продолжает цикл публикаций автора по истории высшего исторического образования и науки в советский период, рассматриваются тенденции и противоречия реформирования высшего образования и деятельности вузов в послевоенный период. На основе статистических данных анализируется работа по восстановлению вузов, количественный и качественный состав абитуриентов. Характеризуются изменения в содержании высшего образования на примере специальности «история».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorganization of the Soviet higher historical education in the post-war period: tendencies and contradictions

The article continues author's publications on the history of higher historical education and science in the Soviet period and deals with the tendencies and contradictions of the reform of higher education and higher education institutions activity in the post-war period. On the basis of statistical data the work on reconstructing the higher education establishments is analyzed as well as the quantitative and qualitative school leavers staff. Changes in the contents of higher education are considered by the example of the specialty “History”.

Текст научной работы на тему «Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: тенденции и противоречия»

1УДК 94 (47+57) «1917/1991» ББК 63.3

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

А. В. Хорошенкова

В статье, которая продолжает цикл публикаций автора по истории высшего исторического образования и науки в советский период, рассматриваются тенденции и противоречия реформирования высшего образования и деятельности вузов в послевоенный период. На основе статистических данных анализируется работа по восстановлению вузов, количественный и качественный состав абитуриентов. Характеризуются изменения в содержании высшего образования на примере специальности «история».

Ключевые слова: высшие учебные заведения, высшее образование, заочное обучение, профессорско-преподавательские кадры.

REORGANIZATION OF THE SOVIET HIGHER HISTORICAL EDUCATION IN THE POST-WAR PERIOD: TENDENCIES AND CONTRADICTIONS

A. V. Khoroshenkova

The article continues author's publications on the history of higher historical education and science in the Soviet period and deals with the tendencies and contradictions of the reform of higher education and higher education institutions activity in the post-war period. On the basis of statistical data the work on reconstructing the higher education establishments is analyzed as well as the quantitative and qualitative school leavers staff. Changes in the contents of higher education are considered by the example of the specialty "History".

Keywords: higher educational establishments, higher education, distance learning, university faculty.

Формирование квалифицированных кадров в послевоенные годы, так же как и в предвоенные, осуществлялось прежде всего через высшие учебные заведения. Восстановление вузов и дальнейшее совершенствование подготовки квалифицированных кадров потребовали перестройки управления высшей школой. До 1946 г. вузы непосредственно подчинялись отдельным наркоматам, а позднее министерствам и ведомствам. Всесоюзный комитет по делам высшей школы осуществлял лишь методическое руководство учебными заведениями. Но такая система руководства имела ряд недостатков. Трудно было координировать восстановление высших учебных заведений, равномерно распределять материальные средства, профессорско-преподавательские кадры и вести учебную и научную работу. С целью устранения этих недостатков Президиум Верховного

Совета СССР в апреле 1946 г. преобразовал Всесоюзный Комитет по делам высшей школы в союзно-республиканское Министерство высшего образования с выделением в нем Главного управления университетов. В его непосредственное ведение были переданы 305 высших учебных заведений, все университеты [1, с. 44].

Увеличился прием в высшие учебные заведения. На 1 тыс. человек больше, чем предусматривалось планом, было принято на исторические и филологические факультеты.

В послевоенный период необходимо было серьезное обновление содержания учебников. Подверглись также пересмотру учебные программы по всем дисциплинам.

В рассматриваемый период содержание высшего образования в СССР определялось типовыми учебными планами. Последние разрабатывались и утверждались Министерством высшего

образования. В цикле общественно-политических дисциплин история всегда играла системообразующую роль. Учебный план по специальности «История» 1947 г., был рассчитан на четырехлетнее обучение. В данном плане выделено несколько блоков учебных курсов: общественно-политические курсы, психолого-педагогические и исторические дисциплины, спецкурсы и спецсеминары, а также факультативы [2].

Блок общественных дисциплин в рассматриваемый период включал в себя три курса: «Основы марксизма-ленинизма» (250 ч), «Политэкономию» (140 ч), «Диалектический и исторический материализм и история философии» (140 ч). В преподавании общественных наук учебные планы предусматривали определенную преемственность: в 1-3-м семестрах изучались «Основы марксизма-ленинизма», в 5-7-м семестрах - «Политэкономия», и в 6-8-м семестрах философские дисциплины. В конце обучения студенты сдавали обязательный государственный экзамен - «Основы марксизма-ленинизма».

Таким образом, блок общественно-политических дисциплин занимал достаточно серьезное место в советском высшем образовании послевоенного периода. Это, безусловно, ограничивало в определенной мере профессиональное становление специалистов, которые рассматривали всю сложность и многомерность исторического процесса через призму всего одного научного метода - марксистско-ленинского.

Из психолого-педагогических наук студенты педагогических институтов изучали «Психологию», «Педагогику» и «Историю педагогики», а также «Школьную гигиену» объемом до 100 ч каждый предмет. Преподавание иностранных языков и физкультуры предусматривалось на 1-2-м курсах.

Блок исторических дисциплин состоял из «Истории древнего мира» (178 ч), «Истории средних веков» (227 ч), «Истории нового времени» (442 ч) и «Истории СССР» (492 ч). Сравнивая учебный план 1947 г. с планом 1943 г. и планом 1957 г., можно отметить отсутствие курса «Новая история стран Востока». Этот курс был вычеркнут из плана 1947 г., и история стран Востока стала изучаться вместе с новой историей (Запада).

Несмотря на такое сокращение, безусловно, значимого в исторической подготовке курса, объем часов на изучение зарубежной истории был почти в два раза больше, чем количество часов, от-

водимых на отечественную историю. Такая тенденция была характерна для академической традиции высшего образования до революции 1917 г. В 1930-е гг. были восстановлены основные формы дореволюционного образования. В рамках государственной образовательной политики формально продолжала сохраняться старая схема периодизации исторического процесса и соотношения часов на отечественную и зарубежную истории. История Отечества в учебных планах вузов была заменена историей СССР. Однако в целом в периодизации истории, если исходить из названия учебных дисциплин, еще недостаточно прослеживается формационный подход. Сравнивая учебный план 1947 г. с учебными планами 1950-х гг., можно отметить тенденцию, связанную с увеличением количества часов на изучение истории СССР.

Подобно университетскому и педагогическому образованию историков до революции, значительное количество часов учебным планом 1947 г. выделялось на всеобщую (224 ч) и русскую литературу (228 ч). Преобразование истфаков в историко-филологические факультеты в 1950-е гг. усилило эту тенденцию.

Система факультативов была достаточно разнообразная. Это позволяло существенно обогатить общеобразовательный и культурный уровень подготовки студентов. Это было особенно важно, так как многие из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды и не владели в должной мере этими знаниями. Так, например, учитель истории Старо-Полтавского района Сталинградской области т. Зюба, сдавая экзамен по истории СССР, не смог ничего рассказать о культуре XIX века, а отвечая на вопрос «Каких художников XIX века вы знаете?», сказал: «Мы живем в СтароПолтавском районе, и там у нас никаких картин нет. Я не знаю художников». Учитель истории Адрианов из Чернышковского района на вопрос преподавателя «Кто такие кадеты и как полностью расшифровать это название?» ответил, что кадеты - это социал-революционеры. Ничего не смог сказать о партии эсеров и также не смог расшифровать это название [3].

Однако следует отметить, что отсутствие в рамках факультативов вспомогательных исторических дисциплин (этнографии, исторической демографии, исторической географии и т. п.) значительно снижало профессиональный уровень будущих историков.

Определенные проблемы существовали и при изучении всеобщей истории. Изучение истории зарубежных стран заканчивалось 1918 г. Отсутствовали программы и учебники по новейшей истории зарубежных стран. В связи с этим было принято решение со второго полугодия 1957/58 учебного года выделить в 10-х классах 25-30 уроков на изучение новейшей истории. Кроме того, отмечалось, что в учебниках не отражена история народов СССР [4, с. 58].

В соответствии с учебным планом на историческом факультете Сталинградского педагогического института изучались следующие дисциплины: «Основы марксизма-ленинизма» (на 1-м и 2-м курсах); «Иностранный язык» (с 1-го по 3-й курс); «Психология» (1-й курс); «Военная подготовка» (1-2-й курсы); «История древнего мира» (1-й курс); «История СССР» (с 1-го по 3-й курс); «Всеобщая литература» (с 1-го по 3-й курс); «Русская литература» (с 1-го по 3-й курс); «Педагогика» (2-й курс); «История средних веков» (2-й курс); «Политическая экономия» (3-й курс); «История педагогики» (3-й курс); «Школьная гигиена» (3-й курс); «История нового времени» (3-й курс); спецсеминар по истории (3-й курс); «Методика истории» (3-й курс); «Конституция СССР» [5].

Таким образом, содержание высшего образования в педагогических институтах в конце 1940-х гг. имело ряд особенностей. Согласно целям образовательной системы того времени и высшего образования в особенности, институты были призваны формировать поколение, преданное идеям вождя и партии, максимально исполнительное при минимуме необходимых знаний. И учебные планы 1947 г., уже содержащие обширный блок «идеологических» дисциплин, полностью соответствовали этим целям.

Что касается университетского образования, то, несмотря на общие сходные черты с пединститутами, учебные планы университетов содержали меньший набор педагогических наук, но зато больше времени уделялось специальной подготовке. 30 октября 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление «О сроке обучения на исторических факультетах государственных университетов» [6, с. 86]. В соответствии с этим постановлением в университетах был восстановлен 5-годичный срок обучения. Приказ предусматривал также расширение и углубление теоретической подго-

товки историков, введение на истфаках преподавания смежных дисциплин - истории всеобщей литературы, теории и истории права, истории философии и экономической географии.

Не способствовала повышению уровня подготовки специалистов и заочная формам обучения, которая после XIX съезда КПСС приобрела массовый характер. В вузах число студентов, обучающихся по заочной и вечерней форме обучения, сравнивалось с дневным отделением. При этом качество подготовки выпускников этих отделений оставляло желать лучшего. Об этом свидетельствуют итоги государственных экзаменов в Астраханском педагогическом институте. Отчет заочного отделения этого вуза за 1946/47 учебный год свидетельствовал, что на сессию было вызвано 150 студентов, явилось 107 человек (70%), сдали все экзамены 65 человек (60%), допущено к ГАК - 12 человек.

Цифры показывают, что эффективность заочного отделения была невысока: успеваемость от явившихся на сессию студентов составляла немногим более половины, а от общего числа студентов - одну четверть.

Причина тому - не только слабое кадровое обеспечение, но и неудовлетворительная учебная база. В отчете вуза отмечалось отсутствие учебников по истории древнего мира, истории средних веков, истории СССР, истории колониальных и зависимых стран.

Ситуация усугублялась плохой организацией работы студентов в межсессионный период. При острой нехватке учителей (в области имелось 147 вакансий) положительных примеров руководства учебой заочников со стороны районных отделов народного образования ОблО-НО привести не могло.

В результате Государственная экзаменационная комиссия констатировала, что знания заочников неровные, наряду с хорошими ответами по форме и содержанию наблюдались малограмотные, неточные ответы с искажением фактов. И далее: «На государственных экзаменах некоторые заочники не могли привести примеров использования материалов своего предмета для формирования мировоззрения учащихся, не могли показать на конкретных примерах осуществления партийности в преподавании, не умеют анализировать произведения, много заучивают без понимания, слабо знают даты, исторические факты» [7].

Если абстрагироваться от «идеологических» претензий, то остальные замечания комиссии вполне оправданы. Предъявляемые требования составляют основу профессиональной подготовки историков: умение выпускников работать с литературой и документальным источником, не зазубривать, а понимать ход общественных событий, их причинно-следственные связи, хорошо знать исторические даты и факты.

В 1955 г. были переработаны учебные планы и программы с учетом нового перечня специальностей. Это мероприятие было направлено на сокращение многопредметности, перевод части дисциплин из обязательных в факультативные, сокращение количества учебных часов на обязательные занятия и экзамены, увеличение времени для самостоятельной работы студентов. Серьезное значение придавалось созданию новых учебников.

С 1956/57 учебного года во всех вузах страны было введено преподавание трех самостоятельных курсов: политической экономии, диалектического и исторического материализма и истории КПСС. Это способствовало формированию у студентов коммунистического мировоззрения.

Таким образом, были решены важнейшие задачи развития высшей школы: расширена сеть вузов, пополнен преподавательский состав, восстановлен контингент студентов, увеличен выпуск специалистов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорохова, Г. А. Управление народным образованием в СССР [Текст] / Г. А. Дорохова. -М., 1965.

2. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 35. Д. 96. Л. 23.

3. ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 51. Д. 141. Л. 14.

4. Барсенков, Л. С. Советская историческая наука в послевоенные годы. 1945-1955 [Текст] / Л. С. Барсенков. - М., 1988.

5. ЦДНИ ВО. Ф. 113. Оп. 33. Д. 189. Л. 18.

6. Елютин, В. В. Высшая школа СССР за 50 лет

[Текст] / В. В. Елютин. - М., 19б7.

7. ЦДНИ ВО. Ф. 11З. Оп. б0. Д. 128. Л. 10-12.

8. Высшая школа [Текст]: сб. осн. постановлений, приказов и инструкций. - Ч. 1. - М., 1978.

9. Ушмаева, К. А. Основные этапы и особенности развития исторического образования в вузах России (20-90-е годы ХХ века) [Текст]: дис. ... д-ра ист. наук / К. А. Ушмаева. - Пятигорск, 2011.

REFERENCES

1. Dorokhova G. A. Upravlenie narodnym obrazo-vaniem v SSSR (Management of popular education in the USSR). Moscow, 19б5.

2. RGANI (Russian State Archive of Contemporary History). Fund 5. List З5. Record 9б. Sheet 2З.

3. TsDNI VO (Documentation center of contemporary history of Volgograd Region). Fund 11З. List. 51. Record 141. Sheet 14.

4. Barsenkov L. S. Sovetskaya istoricheskaya nau-ka v poslevoennye gody. 1945-1955 (Soviet historical science in the post-war years. 19451955). Moscow, 1988.

5. TsDNI VO (Documentation center of contemporary history of Volgograd Region). Fund 11З. List. ЗЗ. Record 189. Sheet 18.

6. Elyutin V. V. Vysshaya shkola SSSR za 5G let (Higher school of USSR over the past 50 years). Moscow, 19б7.

7. TsDNI VO (Documentation center of contemporary history of Volgograd Region). Fund 11З. List б0. Record 128. Sheets 10-12.

8. Vysshaya shkola: sb. osn. postanovleniy, prika-zov i instruktsiy (Higher school: collection of main decrees, orders and instructions). Part 1. Moscow, 1978.

9. Ushmaeva K. A. Osnovnye etapy i osobennosti razvitiya istoricheskogo obrazovaniya v vuzakh Rossii (2G-9G-e gody XX veka) [(Background and peculiarities of historical education development at higher education institutions in Russia (in the 20-90s years of XX century)]. Pyatigorsk, 2011.

Хорошенкова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права Волгоградского государственного социально-педагогического университета e-mail: [email protected]

Khoroshenkova Anna V., PhD in Education, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Teaching History, Social Science and Law, Volgograd State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.