Социально-политические науки
5'2017
7.9. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ И БАНКРОТСТВО НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Юдина Екатерина Валерьевна, аспирант
Место учебы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Аннотация: в представленной статье рассматриваются особенности правового регулирования прекращения деятельности негосударственных пенсионных фондов. Автор исследует возможные правовые варианты прекращения деятельности негосударственного пенсионного фонда. В работе подробно и детально раскрыты общий порядок, особенности правовых процедур реорганизации, ликвидации и банкротства негосударственных пенсионных фондов. Особое внимание автор уделяет распространению государственных гарантий сохранности пенсионных накоплений на все негосударственные пенсионные фонды, мерам предупреждения банкротства и информационной прозрачности.
Ключевые слова: реорганизация, ликвидация, банкротство, информационная прозрачность, государственный контроль, государственные гарантии.
REORGANIZATION, LIQUIDATION AND BANKRUPTCY OF PRIVATE PENSION FUNDS
Yudina Ekaterina V., postgraduate student
Study place: FSBEI of the «Moscow state university named after M. V. Lomonosov»
Abstract: the article considers the peculiarities of legal regulation of the termination of activity of private pension funds. The author explores the possible legal options for the termination of the activities of non-state pension Fund. In detail and disclosed to the General procedure, especially the legal procedures of reorganization, liquidation and bankruptcy of private pension funds. Special attention is paid to the extension of state guarantees of safety of pension savings in all pension funds, prevention of bankruptcy and information transparency.
Keywords: reorganization, liquidation, bankruptcy, information transparency, state control, state guarantees.
С целью раскрытия собственников негосударственных пенсионных фондов, а также приданию структуре управления большей открытости и прозрачности, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации« (далее - Закон № 410-ФЗ), вступивший в силу 1 января 2014г., предусматривает изменение организационно-правовой формы для НПФ, являющихся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Для фондов, зарегистрированных как некоммерческие организации, названным законом предусмотрено обязательное преобразование в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды) которое должно было осуществиться до начала текущего 2017 года.. НПФ, не являющиеся страховщиками, должны быть преобразованы в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. Не преобразованные в установленном порядке НПФ подлежат обязательной ликвидации (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Акционерная форма предусмотрена также для всех вновь образуемых НПФ. Таким образом, Закон № 410-ФЗ провозгласил уникальную для российского права процедуру реорганизации некоммерческой организации - преобразование в акционерное общество.
Процедура реорганизации или ликвидации негосударственных пенсионных фондов, в зависимости от прохождения ими процедуры акционирования, может происходить по следующим сценариям:
Некоммерческие негосударственные пенсионные фонды:
1. Реорганизация в виде присоединения, преобразования и выделения. Во всех случаях НПФ впослед-
ствии становится акционерным пенсионным фондом (ст. 5 Закона № 410-ФЗ; описанные процедуры должны происходить в соответствии с требованиями ст. 11-14 Закона № 410-ФЗ). Согласование уполномоченного антимонопольного органа на такую реорганизацию не требуется. Данную процедуру необходимо было завершить до 1 июля 2014 года;
2. Ликвидация1.
На сайте Банка России [10] размещены сведения о проведении реорганизации НПФ. Только два НПФ: НПФ «ГАЗФОНД» и НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» реорганизовались в форме выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в акционерный пенсионный фонд. Размещенная информация о реструктуризации других НПФ, свидетельствует об их реорганизации в форме преобразования в акционерный пенсионный фонд.
Акционерные пенсионные фонды:
1. Слияние;
2. Присоединение;
3. Выделение или разделение в соответствии с требованиями ст.33 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондов».
Закон № 410-ФЗ устанавливает условия реорганизации некоммерческих пенсионных фондов в форме разделения или выделения. Если фонд присоединяется, или разделяется, или ликвидируется до момента его акционирования, то на данные процедуры распространяются
1 Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являю-
щихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями ст. 11 Закона № 410-ФЗ, регулируется положениями Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ [6]
Юдина Е. В.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ И БАНКРОТСТВО НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
требования Банка России, изложенные в Информационном письме от 28 февраля 2014г. № 50-02/7024 «О реорганизации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями».
Данное письмо подробно освещает вопросы, связанные с:
1. Реорганизацией некоммерческих фондов в форме присоединения;
2. С реорганизацией некоммерческих фондов в форме их преобразования в акционерные фонды;
3. С реорганизацией некоммерческих фондов в форме выделения с преобразованием;
4. С государственной регистрацией отчета об итогах выпуска акций акционерного фонда, размещенных при его создании.
Банк России принимает решение о согласовании на проведение реорганизации в форме присоединения одновременно с регистрацией новых пенсионных и страховых правил для присоединяющего НПФ; выдает разрешение присоединяющему НПФ, использовать действующие в реорганизуемых некоммерческих фондах пенсионные и страховые правила в отношении не только переходящих к нему застрахованных лиц, с которыми заключены пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании, но и вкладчиков, участников, до даты завершения реорганизации.
Указанное Информационное письмо определяет необходимый перечень документов, который НПФ направляет в Банк России.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 12 ноября 2012г. № 180-ФЗ был введен беспрецедентный в российском законодательстве уровень информационной прозрачности процесса реорганизации.
Информирование кредиторов, в том числе вкладчиков, участников и застрахованных лиц, осуществляется как через средства массовой информации и сеть «Интернет», так и через персональные письменные уведомления, что позволяет кредиторам некоммерческих НПФ своевременно принять обоснованное и взвешенное решение, связанное с досрочным исполнением перед ними обязательств реорганизуемого фонда [3]. Несомненно, это связано с той социальной функцией, которую выполняют негосударственные пенсионные фонды, вначале аккумулируя пенсионные и страховые взносы, а затем, выплачивая пенсию, размер которой иногда превышает страховую пенсию по старости.
Заинтересованными лицами по отношению к реорганизуемому некоммерческому НПФ признаются:
1. Лица, признанные аффилированными лицами реорганизуемого НПФ2;
2. Кредиторы реорганизуемого некоммерческого НПФ.
Не только кредиторы, но и вкладчики (участники по
договору с юридическим лицом) вправе обратиться в фонд с заявлением о досрочном прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения и выплаты выкупной суммы, или ее перевода в другой негосударственный пенсионный фонд. Касательно обязательного пенсионного страхования, выкупная сумма выплачена быть не может, так это, по сути, часть государственной пенсии. Поэтому, застрахованные лица могут лишь потребовать перевода пенсион-
2 Согласно Закона РСФСР от 22 марта 1991г. «948-1 [2] аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 № 70-ФЗ).
ных накоплений в другой НПФ или Пенсионный фонд РФ. Для реализации этого права необходимо подать соответствующее заявление.
Некоммерческий негосударственный пенсионный фонд, занимающийся обязательным пенсионным страхованием обязан письменно, в трехдневный срок с даты принятия решения, уведомить Пенсионный фонд РФ о начале процедуры реорганизации. Также ПФР уведомляется о полученном от Банка России согласования на проведение реорганизации [6]. Эта норма является одним из рычагов государственного контроля за реорганизацией негосударственных пенсионных фондов.
Ликвидация негосударственного пенсионного фонда - это прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Соответственно, ликвидация повлечет досрочное расторжение договоров негосударственного пенсионного обеспечения с вкладчиками и обязательного пенсионного страхования с застрахованными лицами.
Полномочия ликвидатора коммерческих НПФ, входящих в систему гарантирования прав застрахованных лиц, возложены на Агентство по страхованию вкладов [7]. Проведение ликвидационных процедур в НПФ регламентируются положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Согласно указанному закону, для проведения процедуры ликвидации негосударственного пенсионного фонда, Банк России назначает временную администрацию НПФ, а далее, Агентство осуществляет свои полномочия через назначенного из числа своих работников представителя, выдав ему соответствующую доверенность.
Государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений распространяются и на негосударственные пенсионные фонды, не вошедшие в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Если НПФ ликвидируется, так и не попав в систему гарантирования, то средства пенсионных накоплений подлежат передаче в Пенсионный фонд РФ, а недостаточность этих средств возмещается средствами Банка России. Недостаток средств пенсионных накоплений, возмещенный за счет Банка России по его требованию удовлетворяется за счет конкурсной массы, как кредиторов первой очереди [8].
Банкротство НПФ включает в себя ряд процедур, обладающих определенными правовыми особенностями, Особенности указанных процедур продиктованы необходимостью специальной защиты прав и законных интересов кредиторов НПФ. В отношении банкротства НПФ применяются общие нормы о банкротстве финансовых организаций Закона о банкротстве, как сказано выше, с некоторыми особенностями. Только в 2010г. Федеральный закон № 65-ФЗ [9] ввел статьи об особенностях банкротства негосударственных пенсионных фондов в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ3.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013 № 410-ФЗ внес дополнения в
3 Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1-183.26 настоящего Федерального закона, распространяются на негосударственные пенсионные фонды с учетом положений статей 186.2-186.11, 187.2-187.12 настоящего Федерального закона - статья 186.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Социально-политические науки
5 '2017
статью 186.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и определил порядок банкротства негосударственных пенсионных фондов, которые одновременно занимаются негосударственным пенсионным обеспечением и обязательным пенсионных страхованием4
В случае признания негосударственного пенсионного фонда, занимающегося негосударственным пенсионным обеспечением, банкротом и введения в отношении него конкурсного производства, конкурсный управляющий:
- письменно уведомляет об этом вкладчиков и участников;
- определяет состав кредиторов, удовлетворение требований которых осуществляется за счет средств пенсионных резервов, общую сумму кредиторской задолженности;
- определяет рыночную стоимость всех активов, в том числе пенсионных резервов.
С момента начала процедуры ликвидации некоммерческий НПФ не может заключать новые договоры с вкладчиками и застрахованными лицами и наращивать обязательства.
Конкурсный управляющий должен принять все имеющиеся в его распоряжении полномочия для:
1. Выплаты или перевода в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страхованием организациями;
2. Передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ в соответствии с Законом о банкротстве.
Эти действия выполняются не позднее истечения шестимесячного срока, начинающегося со дня введения конкурсного производства.
Конкурсный управляющий (ликвидатор) также обеспечивает обособление средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов от конкурсной массы ликвидируемого негосударственного пенсионного фонда.
Проведение ликвидационных мероприятий в отношении фондов - не являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется с учетом следующих особенностей:
- средства пенсионных накоплений подлежат передаче фондом в ПФР;
- в случае аннулирования лицензии у фонда до 1 января 2014 года при недостаточности средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в ПФР, указанная недостаточность возмещается Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, который определяется законодательством Российской Федерации;
- в случае аннулирования лицензии у фонда после 1 января 2014 года при недостаточности средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в ПФР, указанная недостаточность возмещается ПФР за счет средств Банка России.
В целях выполнения полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) Агентство обязано: обеспечить прием и сохранность имущества фонда, проведение инвентаризации, оценки и последующей продажи имущества фонда, принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества фонда, находящегося у третьих лиц, предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед фондом, требования о ее взыскании, вести реестр требований кредиторов фонда, заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к фонду, передавать на хранение документы фонда, подлежащие обязательному хранению в
4 Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1-183.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на негосударственные пенсионные фонды с учетом положений статей 186.2-186.11, 187.2-187.12 настоящего Федерального закона.
соответствии с федеральными законами.
Конкурсная масса формируется с учетом правил, зафиксированных в Законе о банкротстве, как и продажа имущества фонда. Продажа предприятия и замещение активов НПФ в соответствии с данными правилами, не допускаются. Операции с имуществом НПФ, в которое размещены средства пенсионных резервов, должны учитываться специализированным депозитарием. Ценные бумаги НПФ, допущенные к организованным торгам, подлежат продаже на указанных торгах.
В обязанности конкурсного управляющего входит также использовать отдельные специальные банковские счета должника для зачисления средств пенсионных резервов и средств, составляющих конкурсную массу НПФ. Выплаты выкупных сумм вкладчикам, участникам НПФ в соответствии с пенсионным договором производятся со специального банковского счета, содержащего средства пенсионных резервов. Пенсионными накоплениями не допускаются выплаты по негосударственному пенсионному обеспечению.
Средства НПФ используются для удовлетворения обязательств перед вкладчиками в следующем порядке:
1 . Требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии путем выделения из состава пенсионных резервов активов для формирования выплатного фонда, достаточного для выполнения указанных средств;
2. Требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате срочной негосударственной пенсии;
3. Требования вкладчиков и участников НПФ - физических лиц;
4. Требования вкладчиков НПФ - юридических лиц;
5. Требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет пенсионных резервов в соответствии с Федеральным Законом о банкротстве.
Касательно кредиторов, необходимо отметить, что удовлетворение их требований является важной составляющей процедуры ликвидации НПФ. Не до конца выявленная позиция законодательства в отношении понятия кредитора, позволяет автору работы определить кредиторов негосударственного пенсионного фонда - как сторону, имеющую право требования от Фонда выполнения обязательств: вкладчики, участники, застрахованные лица, пенсионеры, банки, управляющие компании, работники Фонда и проч.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в очередности предусмотренной ГК РФ [1] (ст. 64 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ):
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 № 6-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 29.06.2015 № 186-ФЗ);
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (1 в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 № 6-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ);
В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (в ред. Федерального закона от 03.01.2006 № 6-ФЗ);
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами (в ред. Федерального закона от
Юдина Е. В.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ И БАНКРОТСТВО НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
03.01.2006 № 6-ФЗ).
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. В случае недостатка средств пенсионных резервов для удовлетворения требований всех кредиторов, некоммерческий негосударственный пенсионный фонд привлекает средства объединенных гарантийных фондов, в которых он участвовал. При недостаточности и этих средств, в судебном порядке НПФ признается банкротом (ст. 2 Закона о банкротстве).
Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, предусмотрены Законом о банкротстве и заключаются в следующих основных моментах. Конкурсное производство вводится сроком на год, данный срок может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве. Агентство по страхованию вкладов, которое является конкурсным управляющим в деле о банкротстве НПФ, производит продажу имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, Средства от этой продажи подлежат использованию для расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и правопреемниками, а также кредиторами НПФ.
Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, удовлетворяются в следующем порядке:
1. Требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения;
2. Требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств, путем передачи в Пенсионный фонд РФ средств пенсионных накоплений;
3. Требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным Законом.
Если средств пенсионных накоплений недостаточно для удовлетворения указанных требований, такие требования в неудовлетворенной части подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в следующем порядке:
- в составе требований кредиторов первой очереди, предусмотренных Законом о банкротстве, удовлетворяются требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения, требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств;
- в составе требований кредиторов третьей очереди, предусмотренных Законом о банкротстве, удовлетворяются требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным Законом [11].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 69,31%.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017).
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991г. «948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на торговых рынках»,
3. Комментарий к законодательству Российской Федерации о пенсионных накоплениях. Отв. редактор Ю. В. Воронин НОРМА Москва, 2015
4. Соколов Р. А., (2014), Необходимость реорганизации пенсионного фонда Российской Федерации на основе разграничения его функций. Пробелы в российском законодательстве, 3: 237-240
5. Ст.33 Федерального закона от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
6. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ. (Система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru /70552686/#block_11#ixzz4lnVYQcM4).
7. Федеральный закон от 28 декабря 2013г.№ 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
8. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов Http://www.asv.org.ru/liguidation-npf/
9. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.04.2010 N 65-ФЗ
10. Центральный банк Российской Федерации URL: www.cbr.ru
11. http://centr-bankrotstva.ru/osobennosti-bankrotstva-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Юдиной Е.В. «Реорганизация, ликвидация и банкротство негосударственных пенсионных фондов» Рецензируемая статья затрагивает тему правового регулирования и государственного контроля деятельности негосударственных пенсионных фондов. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в условиях проходящей пенсионной реформы находится под пристальным вниманием не только контролирующих органов и СМИ, но и широкого круга исследователей. В настоящий момент предпринимаются попытки законодателей сделать эту деятельность более открытой и удобной для регулирования. Автор основное внимание уделяет особенностям правовых процедур прекращения деятельности негосударственного пенсионного фонда, проводит детальное изучение порядка преобразования, ликвидации и банкротства. Автором проведен тщательный анализ законодательства, регулирующего деятельность НПФ. в части их преобразования, ликвидации и банкротства. В работе указывается на необходимость сохранения государственных гарантий в отношении пенсионных накоплений. Показано, что политика государства в отношении НПФ направлена на то, чтобы сделать их деятельность более прозрачной и открытой. В целом, результат работы представляет собой подробное описание процедур преобразования, ликвидации и банкротства НПФ. Автор дает положительную оценку правовому регулированию прекращения деятельности НПФ, отмечая нечеткую позицию законодателя в отношении отдельных моментов. Наличие детального анализа, авторской оценки и выводов позволяют отнести работу к описательным, с элементами научного исследования.
Содержание работы, ее структура, и логическая последовательность текста делают ее доступной для понимания. Практическая значимость излагаемого в статье материала позволяет использовать ее для применения в деятельности контролирующих органов в сфере пенсионного обеспечения. Статья может быть рекомендована к публикации в открытой печати.
Профессор кафедры Менеджмент организации, д-р экон. наук
Дудин М.Н.