Научная статья на тему 'РЕНЕССАНС БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ ШЕСТОЙ КАНТАТЫ ИЗ «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ОРАТОРИИ» И.С. БАХА)'

РЕНЕССАНС БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ ШЕСТОЙ КАНТАТЫ ИЗ «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ОРАТОРИИ» И.С. БАХА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка Барокко / литургическая практика / И.С. Бах / Рождественская оратория / кантата / baroque music / liturgical practice / I.S. Bach / Christmas oratorio / cantata

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилова Людмила Владимировна

Статья посвящена ренессансу барочной музыки в современной литургической практике. Автор акцентирует внимание на возродившейся в европейских церквях и соборах традиции включения месс и кантат композиторов Барокко в воскресные и праздничные богослужения. В качестве доказательства приводятся различные программки: Thomaskirche (Лейпциг), Hofmusikkapelle (Вена), Кirche St. Augustin (Вена) и др. На примере Шестой кантаты из «Рождественской оратории» И.С. Баха, которая исполнялась в Берлине в Domkirche 6 января 2014 г., выстраивается схема композиции и делается вывод о том, что части кантаты рассредоточены в конкретных разделах литургии. Начальный и заключительный номера обрамляют ее, обозначая вход и уход священнослужителей. Ряд номеров звучит во время причащения, сопровождая важнейший акт богослужения. Центральным моментом становится чтение строк Евангелия от Матфея с последующим исполнением пяти номеров кантаты, которые, по выражению А. Швейцера, являются «музыкальной поэмой на евангельские тексты». Автор подчеркивает, что благодаря включению в литургию музыки великого немецкого кантора богослужение приобретает мощную силу эмоционально-художественного воздействия на прихожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENAISSANCE OF BAROQUE MUSIC IN MODERN LITURGICAL PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF THE PERFORMANCE OF THE SIXTH CANTATA FROM THE CHRISTMAS ORATORIO BY J.S. BACH)

The article is devoted to the renaissance of baroque music in modern liturgical practice. The author focuses attention on the revived tradition in European churches and cathedrals of the inclusion of masses and cantates by baroque composers in the context of church service. Various programs are presented in confirmation: Thomaskirche (Leipzig), Hofmusikkapelle (Vienna), Church St. Augustin (Vienna) and others. On the example of the cantata No. 6 from the "Christmas oratorio" by I.S. Bach, which was performed in Berlin, in the Domkirche on January 6, 2014, the author draws up a scheme of composition and concludes that the parts of the cantata are distributed in specific sections of the liturgy. The opening and closing numbers frame it, indicating the entrance and exit of the priests. A series of numbers is sounded during communion, accompanied by the most important act of worship. The central moment becomes the reading of the verse of the Gospel from Matthew followed by the performance of the five numbers of the cantata, which are recognized as “musical poem on evangelical texts” (A. Schweitzer). The author emphasizes that thru inclusion in the liturgy of the music of the great German cantor, the church service acquires a powerful force of emotional and artistic influence on the parishioners.

Текст научной работы на тему «РЕНЕССАНС БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ ШЕСТОЙ КАНТАТЫ ИЗ «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ОРАТОРИИ» И.С. БАХА)»

© Гаврилова, Л.В., 2023 УДК 78.06

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-131-141

РЕНЕССАНС БАРОЧНОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ ШЕСТОЙ КАНТАТЫ ИЗ «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ОРАТОРИИ» И.С. БАХА)

Л.В. Гаврилова1

1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, 660049, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена ренессансу барочной музыки в современной литургической практике. Автор акцентирует внимание на возродившейся в европейских церквях и соборах традиции включения месс и кантат композиторов Барокко в воскресные и праздничные богослужения. В качестве доказательства приводятся различные программки: Thomaskirche (Лейпциг), Hofmusikkapelle (Вена), ^rche St. Augustin (Вена) и др. На примере Шестой кантаты из «Рождественской оратории» И.С. Баха, которая исполнялась в Берлине в Domkirche 6 января 2014 г., выстраивается схема композиции и делается вывод о том, что части кантаты рассредоточены в конкретных разделах литургии. Начальный и заключительный номера обрамляют ее, обозначая вход и уход священнослужителей. Ряд номеров звучит во время причащения, сопровождая важнейший акт богослужения. Центральным моментом становится чтение строк Евангелия от Матфея с последующим исполнением пяти номеров кантаты, которые, по выражению А. Швейцера, являются «музыкальной поэмой на евангельские тексты». Автор подчеркивает, что благодаря включению в литургию музыки великого немецкого кантора богослужение приобретает мощную силу эмоционально-художественного воздействия на прихожан.

Ключевые слова: музыка Барокко, литургическая практика, И.С. Бах, Рождественская оратория, кантата

Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Гаврилова Л.В. Ренессанс барочной музыки в современной литургической практике (на примере исполнения Шестой кантаты из «Рождественской оратории» И.С. Баха) // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С.131-141. DOI: 10.24412/23081031-2023-3-131-141.

RENAISSANCE OF BAROQUE MUSIC IN MODERN LITURGICAL PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF THE PERFORMANCE OF THE SIXTH CANTATA FROM THE CHRISTMAS ORATORIO BY J.S. BACH)

L.V. Gavrilova1

1 Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the renaissance of baroque music in modern liturgical practice. The author focuses attention on the revived tradition in European churches and cathedrals of the inclusion of masses and cantates by baroque composers in the context of church service. Various programs are presented in confirmation: Thomaskirche (Leipzig), Hofmusikkapelle (Vienna), Church St. Augustin (Vienna) and others. On the example of the cantata No. 6 from the "Christmas oratorio" by I.S. Bach, which was performed in Berlin, in the Domkirche on

January 6, 2014, the author draws up a scheme of composition and concludes that the parts of the cantata are distributed in specific sections of the liturgy. The opening and closing numbers frame it, indicating the entrance and exit of the priests. A series of numbers is sounded during communion, accompanied by the most important act of worship. The central moment becomes the reading of the verse of the Gospel from Matthew followed by the performance of the five numbers of the cantata, which are recognized as "musical poem on evangelical texts" (A. Schweitzer). The author emphasizes that thru inclusion in the liturgy of the music of the great German cantor, the church service acquires a powerful force of emotional and artistic influence on the parishioners.

Keywords: baroque music, liturgical practice, I.S. Bach, Christmas oratorio, cantata Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Gavrilova, L.V. (2023), "Renaissance of Baroque music in modern liturgical practice (on the example of the performance of the Sixth Cantata from the Christmas Oratorio by J.S. Bach)", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 131-141. DOI: 10.24412/23081031-2023-3-131-141.

Музыка Барокко является важной составной частью современной концертной и музыкально-театральной практики. Ее ренессанс начался в ХХ столетии, но интерес к ней не иссякает. По мнению Марины Лобановой, это далеко не случайное явление. Проблемам взаимосвязи искусства Барокко и ХХ столетия посвящено ее исследование «Музыкальный стиль и жанр » (Лобанова М., 2015). Но еще в монографии о К. Монтеверди Валентина Джозе-фовна Конен подчеркивала близость двух эпох (1971). Лариса Валентиновна Кириллина в одной из статей подробно рассматривает барочную оперу в ее параллелях с театром ХХ в. (2003). Ибо она занимает солидную нишу в репертуаре мировых театров, как, впрочем, и сочинения композиторов XVII - первой половины XVIII в. стали частыми гостями на концертной эстраде. Отдельная проблема связана с вопросами аутентичного исполнения музыки этой эпохи, чему уделяется большое внимание. Кроме того, привычным стало концертное исполнение барочных произведений в стенах различных по своей конфессиональной направленности церквях и соборах. Напомню,

что концерты органной музыки вне богослужебной практики ведут свою традицию со времен Я.П. Свелинка и затем Д. Букстехуде. И сегодня они по-прежнему проводятся практически каждую неделю. Приведу несколько примеров из программок, которые свидетельствуют о регулярности подобного рода исполнений: Берлин. Центральный собор столицы Германии Domkirche (рис. 1).

Можно заметить, что сочинения композиторов Барокко соседствуют в программах с авторами, принадлежащим последующим эпохам: И. Бах и С. Франк, И. Бах и М. Ре-гер. Кстати, рядом с этим перечнем помещена также афиша, сообщающая об исполнении «Страстей по Иоанну» И.С. Баха.

Лейпциг. Thomaskirche (рис. 2). С кантатами И. Баха - Военный реквием Б. Бриттена. В этой программке также можно увидеть имена и наших отечественных органистов, в частности, Александра Фисейского. Среди сочинений -кантата Баха, Месса си минор, Маг-нификат А. Вивальди и др.

Не менее интересные программы проходят в Дрездене во Frauenkirche, где покоится прах

II ш

•Г "4-И-

Musikalischer Gottesdienst

Samstag, ix. Januar

18.00 Domvesper • Domorganist Andreas Sieling, Orgel Werke von Bach und Bedard

Samstag, 18. Januar

18.00 Domvesper • Dirk Elsemann (Berlin), Orgel Werke von Bach und Reger

Samstag, 25. Januar

18.00 Domvesper • Klaus Stehling (Dortmund), Orgel Werke von Bach, Dubois und Willscher

Samstag, 1. Februar

18.00 Domvesper • Matthias Schmelmer (Berlin), Orgel Werke von Diemer, Coleridge-Taylor und Hampton

Samstag, 8. Februar

18.00 Domvesper • Domorganist Andreas Sieling, Orgel Werke von Bach und Franck

Samstag, 15. Februar

18.00 Domvesper • Tobias Berndt (Berlin), Orgel Werke von Albinoni, Bach und van Vleck

Samstag, 22. Februar

18.00 Domvesper • Winfried Kleindopf (Döbeln), Orgel Werke von Vierne, Reger und Karg-Elert

Samstag, 1. März

18.00 Domvesper • Markus Epp (Berlin), Orgel Werke von Renner jun. und Rheinberger

Samstag, 8. März

18.00 Domvesper • Staats- und Domchor Berlin

Leitung: Kai-Uwe Jirka • Domorganist Andreas Sieling, Orgel Werke von Carl Philipp Emanuel Bach zum 300. Geburtstag

Samstag, 15. März

18.00 Domvesper • Luca Massaglia (Italien), Orgel Werke von Messiaen, J. Alain und Dupre

Samstag, 22. März

18.00 Domvesper • Domorganist Andreas Sieling, Orgel Werke von Bach und Muffat

Samstag, 29. März

18.00 Domvesper • Gunter Kennel (Berlin), Orgel Werke von Bach und Reger

El

Рис. 1. Программа концертов в Domkirche (Берлин)

Рис. 2. Программа концертов в Thomaskirche (Лейпциг)

Г. Шютца. А дрезденская Kreuzkirche вообще функционирует как концертный зал. Поэтому жанровый диапазон там необычайно широкий и включает симфоническую музыку (например, 28 января 2018 г. в программе концерта исполнялись Первая симфония П. Чайковского и Концерт для скрипки с оркестром Л. Бетховена).

Еще более впечатляет программа венской Hofmusikkapelle (рис. 3). Каждую неделю звучит месса того или иного композитора.

Приведем пример анонса программ в венской Kirche St. Augustin (рис. 4). В программе можно заметить Торжественную мессу Отто Николаи, Францисканскую мессу А. Кальдары, мессу-бревис А. Габриэли и мн. др. Причем, то, что указано в венских программках - это мессы, которые встроены в богослужение.

В данной статье хочется поделиться опытом своего присутствия на службах в европейских собо-

рах, где довелось услышать мессу Франца Шуберта во время воскресной службы в Kirche St. Augustin в Вене, Шестую кантату из «Рождественской оратории» И. С. Баха в Domkirche в Берлине в рождественские праздничные дни, а также мессу Михаэля Гайдна, встроенную в воскресное богослужение в венской Hofmusikkapelle.

На наш взгляд, это весьма симптоматично: современная литургическая практика возвращает музыку великих мастеров прошлого в то пространство, для которого она создавалась. Каким образом встраивается в литургический канон, какова его роль - это то, что произведение представляет особый исследовательский интерес. Тем более, что приходя на службу, можно взять небольшую программку, где подробно прописан порядок богослужения, тексты и даже нотная фиксация хоралов и других мелодий, которые поет община. Этим

Рис. 3. Программа концертов в Hofmusikkapelle (Вена)

определяется цель данной статьи -выявить композиционно-смысловые функции барочной духовной музыки в чинопоследовании современной литургии на примере Шестой кантаты из «Рождественской оратории» И.С. Баха.

Напомним, эта оратория представляет собой цикл из 6 кантат, исполнение которых приурочено к конкретным дням рождественских праздников с 25 декабря по 6 янва-

ря. На автографах каждой из кантат есть назначение дня исполнения каждой из них:

1. К первому дню праздника Рождества Христова;

2. Ко второму дню праздника Рождества Христова;

3. К третьему дню праздника Рождества Христова;

4. К празднику Обрезания Христова;

5. К воскресению после праздника Обрезания Христова;

Рис. 4. Программа исполнений в Kirche St. Augustin (Вена)

6. К празднику Богоявления.

Соответственно впервые кантаты были исполнены 25.12.1734,

26.12.1734, 27.12.1734, 01.01.1735,

02.01.1735, 06.01.1735. Как видим, эта традиция сохраняется. Этим объясняется то обстоятельство, что Шестая кантата из Рождественской оратории исполняется именно 6 января1.

Итак, следуя за каждым компонентом богослужения в Domkirche в Берлине, зафиксируем последовательность литургии, в которую органично встраиваются части бахов-ской кантаты:

№ 54 - Вступление и хор «Herr, wenn die stolzen Feinde schnaben»

Хорал «Утренняя звезда появилась на небосводе», три строфы;

Псалом 100 (чтение);

Антифон «Сын Бога человеком родился»;

Kyrie (латынь);

Gloria (немецкий текст);

Хорал «Утренняя звезда появилась на небосводе», 4-я строфа;

Послания апостольские (чтение);

Аллилуйя;

Орган (обработка хорала) и прихожане поют две строфы хорала «Как замечательно светит утренняя звезда»;

Евангелие от Матфея, 2.1-12 (чтение);

№ 55 - Речитатив «Da berief Herodes die Weisen Heimlich»;

№ 56 - Речитатив «Du Falscher, suche nur den Herrn zu fеllen»;

№ 58 - Речитатив «Als sie nun den König gehöret hatten, zogen sie hin»;

№ 59 - Хорал «Ich steh an deiner Krippen hier»;

№ 60 - Речитатив «Und Gott befahl ihnen im Traum, dass sie»;

Хорал "Auf, Seele, auf und säume nicht..." / «Вверх, душа моя, не медли», органная обработка;

Хор поет 1, 2, 3 и 8-е строфы этого же хорала;

Credo - «Мы верим все в единого Бога»;

Орган (собираются пожертвования);

Хорал «О, Царь всех чад» поют прихожане;

Проповедь (с кафедры) - читается фрагмент Послания коринфянам, гл. 4, строки 3-6;

Орган (уход священника);

Хорал «Пришел Иисус» - поют прихожане;

Обряд освящения даров;

Молитва «Pater Noster» / «Отче наш...» все;

Хорал «Христос, ты Агнец Божий» - все с органом;

Во время Причащения:

№ 57 - Ария «Nur ein Wink von seinen Händen»;

№ 61 - Речитатив «So geht! Genug, mein Schatz geht nicht von hier»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 62 - Ария «Nun mögt ihr stolzen Feinde schrecken»;

«Dankgebet» (Благодарственная молитва), прихожане поют в ответ под орган Amen и затем строфу 6 хорала «Звените струны цитры»;

Перед уходом священников:

№ 63 - Речитатив «Was will der Höllen Schrecken nun»;

На оркестровом вступлении к № 64 священники уходят и звучит № 64 Хорал «Nun seid ihr wohl gerochen».

Очевидно, что части кантаты Баха рассредоточены в богослужении. Попытаемся объяснить логику включения в его структуру номеров кантаты.

Вполне закономерным видится обрамление всей литургии бахов-ской музыкой: выход священников, их уход. Так, открывает богослуже-

ние вступление и хор (№ 542) «Herr, wenn die stolzen Feinde schnaben»:

Господь, когда врагам неймется, Ты укрепи нас в нашей вере, Дай видеть власть Твою и помощь!

Перед уходом священников звучит № 63 речитатив «Was will der... Höllen Schrecken nun»:

Что нам страшиться адских мук, Что нам греховный мир вокруг -Ведь мы в тепле Христовых рук.

И далее на оркестровом вступлении к № 64 священники уходят и звучит заключительный хорал № 64 «Nun seid ihr wohl gerochen»:

Теперь вы отомстили Лихим своим врагам, Христос дотла разрушил Все, что вредило вам. Смерть, ад, грехи и дьявол Повержены тоской, На Божий путь по праву Вступает мир людской.

Ряд номеров кантаты исполняются во время причастия: прихожане по очереди подходят для причащения, для чего требуется достаточно много времени. Поэтому звучат № 57 - ария, № 61 - речитатив, № 62 - ария.

№ 57 - ария «Nur ein Wink von seinen Händen»:

Рук его одним движеньем Может пасть людская власть. Мощь любая тут смешна, Слово Господа одно Спесь врага сбивает сразу. В миг один теперь должны мысли смертных измениться.

№ 61 - речитатив «So geht! Genug, mein Schatz geht nicht von hier»:

Идите! Все! Мой Дорогой отсюда не уйдет,

останется со мной...

№ 62 - ария «Nun mögt ihr stolzen Feinde schrecken»:

Враги спесивые, страшитесь.

Теперь вам трепета не вызвать!

Бесценный мой отныне здесь.

А вы свирепствуйте, как прежде,

Мне угрожайте пораженьем,

Но знайте: здесь Спаситель мой!

А вот исполнение пяти номеров после чтения Евангелия требует отдельного пояснения.

Для чего обратимся к истокам формирования жанра кантаты, к XVI столетию, к изменениям, внесенным реформой Лютера. Именно тогда сложилась традиция включения в литургию между посланиями апостолов и чтением Евангелия исполнения немецких духовных песен. А. Швейцер в монографии о Бахе называет эти произведения «проповедническими мотетами», своего рода «музыкальной проповедью», «музыкальными поэмами на евангельские темы». «Это духовное искусство, не сдерживаемое никакой традицией, не связанное никакими условностями, было свободным. Задача, им поставленная, - звуками проповедовать Евангелие - была так велика и так прекрасна, что, казалось, развитие музыки служило только тому, чтобы приблизить немецкую протестантскую музыку к ее цели» (Швейцер А., 2004, с. 43).

На пути формирования жанра духовной кантаты важную роль сыграло творчество Г. Шютца. Его

духовные концерты, священные гелия от Матфея, строфа 2, строки

симфонии привнесли в немецкую 1-12:

музыку традиции итальянского кон- 1 Когда же Иисус родился

цертирующего стиля и способство- в Вифлееме Иудейском во дни царя

вали замещению в определенных Ирода, пришли в Иерусалим волхвы

разделах богослужения традицион- с востока и говорят: ных мотетов новыми жанрами. Вме- 2 где родившийся Царь Иудей-

сто мотета разрешалось исполнять ский? ибо мы видели звезду Его на

хоровые произведения с солистами востоке и пришли поклониться Ему. и оркестром. А в церковных уста- 3 Услышав это, Ирод царь встре-

новлениях появились записи: «За- вожился, и весь Иерусалим с ним. тем следует исполнение музыки». 4 И, собрав всех первосвященников

Это оказалось возможным и потому, и книжников народных, спрашивал у

что в Германии богослужением ве- них: где должно родиться Христу? дала не церковь, а город, кантора 5 Они же сказали ему: в Вифлее-

приглашали магистрат и бюргер- ме Иудейском, ибо так написано че-

ство, что открывало большую свобо- рез пророка:

ду к нововведениям. 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина,

Напомним, что И.С. Бах не на- ничем не меньше воеводств Иудиных,

зывал свои произведения кантата- ибо из тебя произойдет Вождь, Кото-

ми. Он использовал названия мо- рый упасет народ Мой, Израиля. тет, concerto, dialogo, Stück. И они 7 Тогда Ирод, тайно призвав

исполнялись во время воскресной волхвов, выведал от них время по-

литургии, а также в высокие цер- явления звезды

ковные праздники. Вернемся к сло- 8 и, послав их в Вифлеем, сказал:

вам Швейцера, которые определяют пойдите, тщательно разведайте о Мла-

задачу музыки «звуками проповедо- денце и, когда найдете, известите меня,

вать евангелие». чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Позволим напомнить строки, ко- 9 Они, выслушав царя, пошли.

торые читались в этот день из Еван- И се, звезда, которую видели они на

Рис. 5. РгеБерю в соборе Св. Стефана (фото автора статьи, январь 2014 г.)

востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

И как раз вслед за чтением Евангелия звучат речитативы из кантаты Баха - № 55, 56, 58, хорал -№ 59 и речитатив - № 60. Самое интересное, что музыкальные номера в текстовом отношении дублируют обычное чтение. Так, № 55 - Речитатив Евангелиста: Da berief Herodes die Weisen Heimlich - соответствует строкам 7-8:

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время, в продолжение которого являлась звезда.

№ 56 - «Du Falscher, suche nur den Herrn zu fеllen» - можно представить как своего рода авторский комментарий коварного замысла Ирода:

Коварный, ищешь Господу погибель,

всю хитрость навостри,

Спасителя преследуй.

Речитатив № 58 - речитатив «Als sie nun den König hatten, zogen sie hin» - это 9-я строка текста Евангелия:

Они же, послушавшись царя, пошли. И вот, звезда, восход которой они видели на востоке, шла перед ними.

В завершении раздела звучит сначала № 59 - хорал «Ich steh an

deiner Krippen hier» - вариант свободной обработки духовного текста на 11-ю строку:

У колыбельки я стою Твоей, Иисус любимый; Пришел к тебе и все дарю, Что Ты мне дал на диво, Возьми мой дух, огонь души, И ум, и сердце взять спеши -Отдам тебе в угоду.

И, наконец, завершает все № 60 -речитатив «Und Gott befahl ihnen im Traum, dass sie» - текст 12-й строки: И, получив откровение в сновидении не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою.

Вслед за этим звучит орган, священнослужители вносят священные фигурки волхвов и помещают их в рождественские ясли - presepio, где уже находятся Мария, Иосиф, Младенец Христос, пастухи и животные, тем самым имитируя место рождения царя Иудейского (рис. 5).

Таким образом, перед нами разворачивается «музыкальная поэма на евангельские стихи».

Итак, части баховской кантаты органично встраиваются в рождественское богослужение. Важную архитектоническую функцию обрамления выполняют № 54 Вступление и хор и № 63, 64, сопровождая вход и уход священников. № 57, 61 и 62 звучат во время причастия, подчеркивая важнейший момент святого таинства, благодаря которому происходит соединение верующего с Богом и очищение его души от грехов для последующего обретения вечной жизни. И, наконец, наибольшее количество номеров кантаты -№ 55, 56, 58, 59, 60 - исполняются вслед за чтением Евангелия, кото-

рое считается ключом к духовному развитию и спасению человека. Они выполняют важную роль музыкальной проповеди, основанной на библейских строфах.

Если говорить о впечатлении, которое производит подобного рода богослужение, где наряду с традиционными литургическими чтениями и песнопениями звучит музыка великого композитора, то оно поистине невероятное по силе свое-

го эмоционально-художественного воздействия. Не случайно исполнители - хор, солисты, оркестровый состав и орган (будь то кантата либо месса) - обычно размещаются на хорах, акустически подчеркивая значение музыкальной проповеди. Словно образуется дополнительное интонационно-смысловое пространство, усиливающее влияние слова и возвышающее его духовные свойства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Так, в Дрездене, в Kreuzkirche мне довелось ее услышать в концертном исполнении также 6 января 2018 г.

2 Порядковый номер частей указан в соответствии с полной партитурой «Рождественской оратории». Перевод текста на русский язык заимствуется из книги М. Сапонова (2009, с. 118-121).

ЛИТЕРАТУРА

Кириллина Л.В. Барочная опера и театр ХХ века // Театр XX века. Закономерности развития. М.: Индрик, 2003. С. 430-460.

Конен В.Дж. Монтеверди. М.: Сов. композитор, 1971. 322 с.

Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2015. 208 с.

Сапонов М.А. Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Классика-XXI, 2009. 284 с.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2004. 816 с.

REFERENCES

Kirillina, L.V. (2003), "Baroque opera and theater of the XX century", Teatr XX veka. Zakonomernosti razvitiya [Theater of the XX century. Patterns of development], Indrik, Moscow, pp. 430-460. (in Russ.)

Konen, V.G. (1971), Monteverdi [Monteverdi], Sovetskii kompozitor, Moscow, 322 p. (in Russ.)

Lobanova, M.N. (2015), Muzykal'nyi stil' i zhanr: Istoriya i sovremennost' [Musical style and genre: history and modernity], Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Universitetskaya kniga, Moscow, Saint Petersburg, 208 p. (in Russ.)

Saponov, M.A. (2009), Shedevry Bakha po-russki. Strasti. oratorii, messy, motety, kantaty, muzykal'nye dramy [Bach's masterpieces in Russian. Passion, oratorios, masses, motets, cantatas, musical dramas], Klassika-XXI, Moscow, 284 p. (in Russ.)

Shveitser, A. (2004), Iogann Sebast'yan Bakh [Johann Sebastian Bach], Klassika-XXI, Moscow, 816 p. (in Russ.)

Сведения об авторе

Гаврилова Людмила Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: [email protected]

Author Information

Liudmila V. Gavrilova, D.Sc. (Art Criticism), Full Professor, Head of the Department History of Music at the Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 25.06.2023 После доработки 10.08.2023 Принята к публикации 16.08.2023

Received 25.06.2023 Revised 10.08.2023 Accepted for publication 16.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.