Научная статья на тему 'Ремесленницы, торговки и прочие в позднесредневековой Португалии'

Ремесленницы, торговки и прочие в позднесредневековой Португалии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН / ГИЛЬДИИ / ЖЕНСКИЕ КОРПОРАЦИИ / ИСТОРИЯ ПОРТУГАЛИИ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / WOMEN / GUILDS / MIDDLE AGES / NEW TIME / PORTUGAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елохин К.А.

Статья посвящена бытованию ремесленных женских корпораций в Португалии в эпоху ависской династии. Рассмотрены разнообразные аспекты восприятия городским обществом женских и мужских гильдий: их роль, вес и статус в обществе, а также сопоставлены статус и социальная значимость ремесленных женских корпораций в Португалии и других европейских странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ремесленницы, торговки и прочие в позднесредневековой Португалии»

РЕМЕСЛЕННИЦЫ, ТОРГОВКИ И ПРОЧИЕ В ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОРТУГАЛИИ

К.А. Елохин

Аннотация. Статья посвящена бытованию ремесленных женских корпораций в Португалии в эпоху ависской династии. Рассмотрены разнообразные аспекты восприятия городским обществом женских и мужских гильдий: их роль, вес и статус в обществе, а также сопоставлены статус и социальная значимость ремесленных женских корпораций в Португалии и других европейских странах.

Ключевые слова: женщины, история женщин, гильдии, женскш корпорации, история Португалии, Средневековье.

Summary. The article examines the issue of the women's guilds existence in Portugal in the Middle Ages and Early New Times. It explores their role and weight in the society, as well as mapped status and social importance of women's handicraft corporations in Portugal and other European countries.

Keywords: women, guilds, Middle Ages, New Time, Portugal.

Интерес к истории возникновения и бытования ремесленных гильдий, а также их восприятию обществом в эпоху Средневековья и раннего Нового времени, в последнее время заметно увеличивается [1; 2; 3, с. 141-152 и др.]. Однако большинство исследований посвящено изучению материала стран, находящихся севернее Португалии, - Франции, Германии и других; ситуация, имевшая место на Пиренейском полуострове, остается в мировой и отечественной историографии практически неизученной.

В основном исследуется проблематика бытования мужских гильдий, их взаимоотношений с властью и разнообразные экономические вопросы, связанные с производством и конкуренцией. Проблемам женских профессиональных объединений, внимание, как

правило, не уделяется, равно как их взаимоотношениям с мужскими гильдиями, а также восприятию женских гильдий Средневековым (в первую очередь „_. городским) обществом в целом. 301

Данная статья имеет целью привлечь внимание исследователей к доселе малоизученной проблеме бытования корпоративных ментальных представлений в городской среде эпохи Средневековья и раннего Нового времени.

Большинство женщин в эпоху Средневековья и раннего Нового времени занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, не будучи членами никаких гильдий, и часть из них, несмотря на бытующие оценки, занимались делами своих мужей, причем достаточно активно. Но так как и опыта у них по сравнению с мужьями было меньше, и не многие хотели

4 / 2013

Преподаватель XXI

302

иметь с ними какие-либо деловые отношения не только из-за предрассудков, бытовавших в обществе, но и из-за их правовой ограниченности, то жены и вдовы были вынуждены заниматься каким-либо мелким ремеслом или даже контрабандой [4, р. 293].

Иногда им приходилось самостоятельно заниматься ремеслом, уплатой налогов или торговыми делами, унаследованными после смерти мужа или каких-либо иных родственников, (если не учитывать их членство в той или иной гильдии) [5, р. 27], будучи при этом продавщицами рыбы, фруктов или просто перекупщицами.

Ответственность за коммерческие риски деловой активности жен ложилась на их живых мужей [6, р. 236] или (в случае вдов) на их живых родственников-мужчин. Их мужья должны были выплатить определенную сумму или, что вероятнее, отдать долг това-рами1. Однако в XIII - начале XIV в. зависимость женщин, состоявших в браке, от родственников уменьшалась [7, с. 130], возрастая в сторону большей самостоятельности. Если в XIII в. в Западной Европе духовная элита, рассуждая о женщинах, делила их на несколько категорий - (1) девочка-жена-вдова, 2) прислуга и 3) проститутка) - и не рассматривала как самостоятельных работниц, обладающих всеми правами налогоплательщиц и жительниц городов [8, р. 8], то в Португалии положение было иным - жен-

щин простого происхождения разделяли на тех, кто владеет и не владеет профессией (нищие). В связи с первенствующим положением Лиссабона, огромного по тем временам портового мегаполиса, коммерциализация европейской экономики уже на рубеже XIII-XIV вв. коренным образом изменила отношение к женщинам, к работе, богатству и власти. Обладание деньгами стало необходимым условием достаточной в понимании современников жизни [9, р. 2].

Источники свидетельствуют, что в XIII в. в разных городах Португалии существовали сообщества проституток (putas, позже mancebas do partido)2 и булочниц (paadeiras)3, которые наравне с остальными участвовали в религиозных празднованиях. Маловероятно, что в XIII в. члены этих сообществ были объединены именно в гильдии (с учетом духовной и административной составляющих этих организаций), будучи просто объединениями по профессиональному признаку, но позже из этих объединений образовались «классические» гильдии. Позднее к ним присоединились гильдии портних (alfaatas) и ткачих (tecedeiras) [12, с. 194], работавших на высоких и низких станках [13, р. 227], то есть, возможно, прядильщиц льна или шерсти [14, р. 148].

Необходимо заметить, что Португалия не знала мощных еретических и реформаторских движений, сотрясав-

1 Так, Ж. Ле Гофф пишет, что «подъем городов был также одной из основных причин экспансии монеты, или, скорее, монет, в XII и XIII вв., поскольку не надо забывать, что монетного рынка не существовало и при использовании монет никакого интуитивного их опознания не было» [7, с. 28].

2 Форал г. Гравау 1267 г. [См.: 10, p. 377].

3 Женщины, занимающиеся выпечкой хлеба, упоминаются в форале г. Коимбры 1179 г. [11, с. 307] и в форале г. Гравау 1267 г. [См.: 10, р. 379], то есть гильдии булочниц были одними из старейших и уважаемых в Португалии. Их деятельность даже специально регламентировалась городским правом, например, в форале г. Бежа, подтвержденном в 1255 г. [Ibid, p. 488].

Преподаватель ^ 4 / 2013

ших другие страны Европы. На фоне борьбы с «иудействующей ересью» и остатками исламской культуры среди морисков, католическая вера, объединявшая общество, имела колоссальное значение для португальской культуры. Именно посредством христианских символов и традиций, выражавшихся в значительной степени визуально, португальские ремесленники (имеются в виду, мужские гильдии) обозначали свое место и социальный статус в первую очередь в городском окружении. Деревенская же народная культура продолжала нести значительный отпечаток языческих и мусульманских традиций.

Мужские гильдии обозначали свое присутствие в обществе с помощью знамен, фигур святых и демонов, больших восковых свечей и других светильников, выносных крестов и хоругвей святых покровителей гильдий, которые в обязательном порядке несли наиболее крупные и уважаемые мужские гильдии во время торжественных процессий. Нельзя не упомянуть и пристойное и скромное поведение перед обществом во время торжественных процессий, таких, например, как Corpus Christi. Безусловно, следует отметить и корпоративные гербы, которыми пользовались ремесленные гильдии, размещая их на зданиях церквей и госпиталей с целью не только обозначить свою собственность, но и подчеркнуть свой статус и богатство в глазах общества.

В отличие от мужских гильдий у женских профессиональных корпоративных объединений в Португалии не было собственных (то есть возведенных на собранные тем или иным цехом деньги) зданий церквей и госпиталей. В эпоху Средневековья и ран-

него Нового времени они также не могли обозначать свое присутствие в обществе с помощью корпоративной геральдики и знамен.

Источники вообще редко упоминают женские сообщества или гильдии, и не приходится говорить о том, что они умалчивают об их социальной роли. Тем более уникальными являются источники, описывающие процессии Corpus Christi, проходившие в Лиссабоне и Порту. Роли женских гильдий в этих церемониях были яркими, веселыми и музыкальными - в отличие от мужских гильдий, шедших торжественно и степенно, они были обязаны петь и танцевать нескромные карнавальные танцы [12, с. 194]. Подобное поведение женских гильдий на процессии было установлено их торжественными регламентами (regimentó do auto) [15, p. 389] и задолго до проведения самой процессии тщательно репетировалось [16, p. 145]. Следовательно, можно с большим основанием предположить, что социальная роль женских гильдий в Португалии была не просто принимаемой во внимание, а имевшей определенную степень уважения.

Посмотрим, а что было в соседних странах? Например, во Франции женщины, занимавшиеся торговлей, жены и вдовы в качестве предпринимателей не были чем-то необыкновенным для Парижа XIII в., более того, их было много. Они наследовали своим родителям наравне с братьями и мужьям наравне с детьми. Однако королевские привилегии имели только торговцы-мужчины [17, р. 90]. С появлением в XII в. королевского бюрократического управления и ростом городского управления женщины оказались исключены из центров политической власти. Тем

303

4 / 2013

Преподаватель

304

не менее, число женщин-торговцев, пусть и не допущенных к вершинам управления, но занимавших средние позиции в королевском и аристократическом управлении, в целом выросло [Ibid, р. 90-91].

Женщины, занимавшиеся торговлей, находились в положении управляющих «консьержей» в аристократических имениях вокруг Парижа. Многие из них начинали как торговцы товарами роскоши для дворян и богатейших купцов [Ibid, р. 98]. Консьержи получали среднюю зарплату, - по предположению Ш. Фармер, это было лишь дополнением к бесплатному жилью в аристократическом гнезде. Кроме того, они получали доход от своих предприятий [Ibid, р. 99]. И льготы, особенно налоговые, которые распространялись на их сюзеренов, в чем-то распространялись и на них [Ibid, р. 100]. Подобные привилегии могли быть даны в случае, когда управляющий принимал вассальную зависимость от того или иного сеньора, что влияло на визуализацию статуса торговца-управляющего, носящего гербы сеньора, несмотря на то, что он или она могли иметь собственные гербы или родовые знаки.

В конце XIII в. в Европе женщины возглавляли 13,8% семейств-домовладельцев [Ibid, р. 92]. Большинство женщин-торговцев было занято продажей дорогого текстиля, шелка и бархата, что позднее привело к моде в высших слоя населения именно на товары из этих материалов [Ibid, р. 93]. В основном женщины были заняты в текстильной индустрии [18, р. 130] (что в полной мере соответствует тому положению, которое было в Португалии). Также женщины торговали специями [17, р. 97] и предмета-

ми роскоши [Ibid, р. 100], то есть были заняты не в очень тяжелых видах ремесла и торговли, что вполне естественно.

Сыновья-наследники своих отцов вырастали и уходили, организовав свои предприятия и оставив работающее предприятие в руках матерей [Ibid, р. 94], которым они, со временем, наследовали.

В XII-XIII вв. в Северной Италии ремесленные гильдии были традиционно сильны и насчитывали десятки этих профессиональных объединений в каждом городе [19, с. 41]. Печати и знамена с цеховыми инсигниями были распространены практически повсеместно [там же, с. 41-42]. В итальянских городах, например, во Флоренции, женщины, хотя и состояли в гильдиях (например, торговок шелком), но во время различных праздников не могли визуализировать свой статус мастериц. Участие женщин в торговле каким-либо товаром почти повсеместно было сильно ограничено как культурными традициями мужского приоритета в средневековой культуре, так и здравым смыслом - женщины в гораздо меньшей степени могли заниматься тяжелым физическим трудом, который был основой ремесла. В основном они занимались домашним хозяйством и воспитанием детей [20, p. 16-17]. Женщины в Тоскане могли иметь в собственности недвижимость, например, известен случай, когда вдова одного флорентийского горожанина оставила в наследство племяннику небольшую ферму (поде-ре) с домом и небольшой участок (парцеллу) пахотной земли [21, с. 107].

Как и во всей остальной Европе, женщины в итальянских городах были заняты в производстве и окраске тка-

Преподаватель век

4 / 2013

ней, особенно шелка, и их роль в других гильдиях была незначительна [Ibid, p. 54]. В изготовлении тканей, особенно шелковых, лент, чепцов, шляп требовалась тонкая работа руками, усидчивость и внимательность, и некоторые ученые считают, что именно эти факторы в основном и повлияли на занятость женщин в сфере производства шерстяных тканей. То же касается производства льняных тканей и изделий. Наличие золотой вышивки на одежде и потребность в золотых нитях, возможно, объясняют, как это ни удивительно, наличие женщин среди ювелиров [Ibid, p. 74]. Впрочем, имели место и мужские гильдии по изготовлению тканей. Естественно, женщины занимались не только изготовлением тканей и изделий, но и их продажей [Ibid, p. 78].

Традиционно принято считать, что роль гильдий в экономическом прогрессе была скорее деструктивной, нежели положительной, передача мастерства от старших к младшим, от мастериц к ученицам, от женщин к девочкам тормозила прогресс, однако Ф. Франчески считает иначе, полагая, что с появлением новых станков, а следовательно, и новых тканей высокого качества, дабы оставаться конкурентоспособными, женщины, входившие в гильдии, были вынуждены осваивать новые технологии, что привело, в конечном счете, к возникновению новых гильдий [22, p. 138-139]. Ситуация в Италии была в чем-то уникальной: под одним названием «Для Святой Марии» (For Santa Maria) были объединены вышивальщицы, изготовители камзолов «дублет» (мужская одежда эпохи Возрождения), производители ткани, ювелиры, оружейники, чулочницы, торговцы тканями и другие. Членами гиль-

дий были только мастера (или мастерицы) и хозяева лавок, которые постоянно конкурировали между собой за власть внутри гильдии, наемные же работники права голоса не имели. Однако в Италии существовали и отдельные гильдии отдельных профессий, например, в Вероне, Венеции и Милане, где наемные работники имели право голоса [Ibid, p. 139].

Уже в соседней с Португалией Кастилии ситуация была отличной. В XI-XII вв., на заре складывания гильдий и братств, источники позволяют установить довольно большое разнообразие профессий, среди которых можно обнаружить и специфически женские, такие как ткачество и прядение. Также горожанками и, вероятно, крестьянками практиковались расчесывание и прядение шерсти за вознаграждение. Основная масса работы, которую делали женщины, осуществлялась дома, как подсобный промысел [23, с. 55, 327]. С.Д. Червонов заметил, что тенденция к образованию цехов к середине XIII в. стала совершенно очевидной. Тем не менее, ей не суждено было укорениться в испанских городах, поскольку против нее энергично выступала королевская власть» [там же, с. 60, 332]. Ремесленные организации запрещались, разрешались лишь религиозные братства. С.Д. Червонов писал, что «профессиональные организации ремесленников в городах Центральной Испании были уничтожены, не получив большого развития», и руководство регулирования ремесла перешло к муниципальным советам - консехос. Ремесленники же могли объединяться максимум по двое [там же, с. 61].

В Португалии XIII в. ситуация, когда женщина владела каким-либо

305

4 / 2013

Преподаватель

предприятием, не была удивительной, более того, женщина могла просто купить чье-то дело, а не унаследовать его. Так, в 1240 г. дочь Саншу I Кон-станса Саншеш (Constança Sanches) купила мастерскую по производству шпор [24, p. 203], что формально говорит о принадлежности принцессы к слою кавалейру-купцов4. Вероятно, что некоторые здания и предприятия могли находиться в общем владении жены и мужа - так, например, в 1256 г. в Лейрии некие муж и жена заключили бартерную сделку с местным монастырем и обменяли несколько зданий в сельской местности на мельницы [24, p. 208].

Интересно, что в Португалии существовал специальный налог озаш (osas), который платили женщины податных классов, особенно вдовы, выходившие замуж повторно [Ibid, p. 295], что говорит об отнюдь не низких доходах, особенно в сфере производства тканей.

Если португальские горожанки хорошего происхождения (boa-mulhe-res) подавали жалобу на оскорбление

кем-либо, их претензии должны были разбирать равные по происхождению женщины (mulheres de vizinhos) [Ibid, p. 369]. То есть свои проблемы широкой огласке они не предавали. Возникавшие разногласия внутри гильдий женщины также решали келейно, «не вынося сора из избы».

Население Португалии постепенно росло, увеличивался рост потребления и известная нужда в товарах, что привело к росту новых гильдий, удовлетворявших спрос на новые товары. В дальнейшем, ближе к середине эпохи Нового времени, женские гильдии, как и все прочие, не только осваивали новые профессии, но и дробились на более мелкие5.

Так, например, население Лиссабона в 1551 г. составляло около 100 000 человек. В женских гильдиях в этот год состояло 815 прядильщиц (fiandeiras), 123 ткачихи (tecedeiras), 160 продавщиц вещей из льна (linheiras), 782 булочницы (padeiras), 160 пекаршей (for-neiras), 670 розничных продавщиц (re-gateiras de venda a retalho) 204 женщин-гончаров/владелец посудных лавок

306

4 Кавалейру-купцы имели статус кавалейру (дворянина) по происхождению или он был ими приобретен как-то иначе, например, пожалован королем. При этом они не платили налогов, были освобождены от позорных наказаний, не могли быть заключены в тюрьму [25, p. 27] и занимались торговлей. Или же, как в соседней Кастилии, они могли объединиться в организацию типа «Месты» и заниматься разведением скота и его продажей. Овцеводство и разведение другого рогатого скота наравне с аграрным сектором были наиважнейшими отраслями экономики в центральной и южной Португалии. К слою кавалейру-купцов принадлежали и кавалейруш вилауш (cavaleiros viläos), которые состояли из городских кавалейру, не получивших фидалгии [Ibid, p. 30-31]. Они могли заниматься торговлей и коммерцией, имели лошадь и вооружение, а богатейшие из них могли быть вассалами кого-либо из представителей родовой знати и сами могли иметь вассалов. Они продолжали служить королю, не платили налоги и занимали места в городском управлении. Свой социальный статус они визуализировали с помощью специальных значков и цепей, обозначающих и соответствующих их должностям [26, р. 102].

5 Так, в 1552 г. в Лиссабоне во время многодневных торжеств по случаю свадьбы сына португальского короля Жоана III (1502-1557), инфанта Жоана Мануэла (1537-1554) с испанской принцессой Хуаной Австрийской (1536-1573), дочерью Карла V Габсбурга (1500-1558) и Изабел Португальской (1503-1539), свой социальный статус и уважение к высочайшим особам визуализировали не только мужские гильдии ремесленников, но и женские, среди которых первыми шли богато разодетые торговки дорогим пшеничным хлебом, торговавшие на Дворцовой площади (medideyras do terreyro do trigo), следом за ними двигались остальные булочницы, рыбачки и продавщицы фруктов [27, р. 321-336]. В 1699 г. в гильдии торговок хлебом с Дворцовой площади состояла 31 женщина, из которых всего лишь 8-10 были преуспевающими [28, p. 59].

Преподаватель XX

ЕК

4 I 2013

(louceiras) и 1606 портних-белошвеек (costureiras de roupas brancas e de vestidos), 63 перчаточницы (cortar e fazer luvas), 196 пуговичниц (fazer botôes), 324 прачки (lavar roupa), 150 продавщиц овощей, зелени и фруктов на рынках и на улицах (na venda de hortaliças e fructas nos mercados e nas ruas), 18 из-готовительниц кремов и лекарств для лица (que preparavam pomadas e 27, p. 5927, p. 5927, p. 59 com auctorisaçao e caixa) [29, р. 489-490]. При этом около 2 000 женщин профессии вообще не имели [30, p. 97], занимались поденной работой и наравне с бесправными рабами и сиротами положили начало новому социальному слою люмпен-пролетариата [31, p. 202].

В XVI в. в Лиссабоне появились мастерские по производству стекла, и если этим производством занимались мужчины, то продажей готовых изделий - женщины. Так, если изготовителей стекла (fabricantes do vidro), хозяев мастерских, насчитывалось 14, то странствующих торговок изделиями из стекла (vendedoras ambulantes do vidro) - 15 [Ibid, p. 194]. Таким образом, можно сказать, что женщины своего шанса заработать и влиться в общую струю экономического развития Лиссабона не упускали, следуя новейшим модным и востребованным на рынке тенденциям.

Прачки, в основном, работали при госпиталях, которых было довольно много [32, p. 340], фактически при каждом приходе или монастыре.

Общая модель поведения женщин в Средние века - и Португалия в этом смысле не была исключением - была следующей: жены помогали мужьям в их профессиональной деятельности несмотря на то, что официально не считались учениками и официально не обучались своими мужьями [33, p. 44-45].

Можно сделать следующий вывод, что Португалия, в целом, следовала общеевропейским тенденциям в традиции существования ремесленных гильдий, в отличие от соседней Испании. Однако уникальным было то, что существование женских гильдий не только допускалось, их социальная роль была достаточно значимой, поскольку их членам разрешалось участвовать в религиозных церемониях, где они, несмотря на невысокий социальный статус (что выражалось в шумном поведении и отсутствии гильдейских знамен [12, с. 209]), демонстрировали свое присутствие среди других гильдий перед городским обществом и Богом, тогда как, например, в Испании, речь о демонстрации женщинами социального статуса во время религиозных церемоний не шла. В Португалии существовали многочисленные женские гильдии, которые имели как низкий социальный статус (проститутки, перекупщицы, торговки рыбой, фруктами и др.), так и средний статус среди ремесленников (ткачихи, булочницы и др.). Они не занимались тяжелым физическим трудом, что, как говорилось выше, вполне естественно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Кириллова Е.Н. Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI-XVIII веках. - М., 2007.

2. Кириллова Е.Н. Об истоках европейской толерантности: феномен французских ремесленных и торговых корпораций // В поисках истины. Сборник к юбилею академика А.О. Чубарьяна. - М., 2012. -С. 83-95.

3. Цатурова С. К Списки налогоплательщиков о состоянии ремесла и торговли Парижа конца XIII - начала XIV в. // Средние века. - М., 1988. - Вып. 51. - С. 141-152.

307

4 i 2013

Преподаватель ^

308

4. Vaz Freitas I. de. Mercadores que cruzam fronteiras // Estudos em homenagem ao Professor Doutor José Marques, Vol. 2. -Porto, 2006.

5. Shahar Shulamith. Growing old in the Middle Ages: «winter clothes us in shadow and pain». - London-N.Y., 1997.

6. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. - СПб., 2010.

7. Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высоко средневековья (X-XIII вв.) // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. - М., 1996.

8. Beattie C. Medieval Single Women. The Politics of Social Classification in Late Medieval England. - N.Y., 2007.

9. Earenfight T. Introduction. // Women and Wealth in Late Medieval Europe. - N.Y, 2010.

10. Collecjao de ineditos de historia portuguesa. T. V. - Lisboa, 1824.

11. Варьяш О.И., Черных А.П. Городские установления Коимбры XII в. // Городская жизнь в средневековой Европе. - М., 1987.

12. Елохин К.А. Знамя в народной культуре Португалии первой половины XVII в. // Signum. Вып. 7. - М., 2013.

13. Ribeiro J.P. Dissertates chronologicas e criticas sobre a historia e jurisprudencia ecclesiastica e civil de Portugal. Dissertajao XVIII. Appendice XXIX. T. IV Parte I. - Lisboa, 1819.

14. Dias Ferreira e Silva C.A. Organizajao do trabalho em espajos rurais - os sombreireiros do concelho da Feira (1755-1815). Dissertajao de Mestrado apresentada á Faculdade de Letras do Porto na área de Historia Moderna. - Porto, 2002.

15. Mestre Gil. (Chronica do seculo 15°). VI. O Procissao do Corpus // O Panorama. Jornal Litterario e Instructivo da sociedade Propagadora dos Conhecimentos Uteis. Vol. II. - Lisboa, 1833.

16. Silva Alves Dos Santos Figueiredo da M.A. A administrajao municipal do Porto entre 1488 e 1498 segundo o livro 6 de vereajoes. Dissertajao de mestrado em Historia Medieval, apresentada á Faculdade de Letras da Universidade do Porto. - Porto, 1996.

17. Farmer S. Merchant Women and the Administrative Glass Ceiling in Thirteenth-

Century Paris // Women and Wealth in Late Medieval Europe. - New York, 2010.

18. VerdierPh. Woman in the Marginalia of Gothic Manuscripts and Related Works // The Role of Woman in the Middle Ages. - N.Y, 1975.

19. Яровая Е.А. О геральдике генуэзских ремесленников // Signum. Вып. 2. - М., 2000.

20. Herlihy D. Women, family and society in medieval Europe. - Oxford, 1995.

21. Котельникова Л.А. Ремесленники-арендаторы в городе и деревне Тосканы в XVI в. (по материалам Государственного архива Флоренции) // Средние Века. -Вып. 49. - М., 1986. - С. 104-116.

22. Franceschi F. The 'real economy' and the guild system // (Najemy J.M. ed.) Italy in the Age of Renaissance 1300-1550. - Oxford, 2004.

23. Червонов С.Д. Испанский средневековый город. - М., 2005.

24. Herculano A. Historia de Portugal. T. Quarto. - Lisboa, 1853.

25. McAlister Lily N. Spain and Portugal in the New World, 1492-1700. Europe & the World in the Age of Expansion. Vol. III. -Minneapolis, 1987.

26. Pounds N. The Medieval City. - London, 2005.

27. Livermore H. The Festivities of December 1552 in Lisbon // Revista de Universidade de Coimbra. Vol. 31. - Coimbra, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Hanson C.A. Economy and Society in Baroque Portugal, 1668-1703. - University of Minnesota, Minneapolis, 1981.

29. Rebello da Silva L.A. Historia de Portugal nos seculos XVII e XVIII. T. IV. - Lisboa, 1869.

30. Albertino Rodrigues J. Ecologia urbana de Lisboa na segunda metade de século XVI // A Análise Social. Revista do Instituto de Ciencias Sociais da Universidade de Lisboa. Vol. VIII, № 29. - Lisboa, 1970.

31. Consiglieri C. A dissolujao das relajoes feudais na Lisboa do século XVI // Revista de Historia. Faculdade de Letras de Universidade do Porto. Vol. 08. - Porto, 1988.

32. Oliveira Ramos L.A. de. Do Hospital Real de Todos os Santos á historia hospitalar portuguesa // Revista da Faculdade de Letras. Universidade do Porto. - Porto, 1993.

33. Goldberg J. Artisan Families, Women of. // Schaus M. Women and Gender in Medieval Europe. An Encyclopedia. - N.Y.-London, 2006. ■

Преподаватель XX

ЕК

4 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.