Научная статья на тему 'РЕЛИКТЫ ТОТЕМИЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

РЕЛИКТЫ ТОТЕМИЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИКТЫ ТОТЕМИЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

В то же время некоторые представители цивилистической науки не соглашаются признать реорганизацию как сложный юридико-фактический состав, полагая возможным отнести ее к институту сделок.

Использованные источники:

1. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ. ред. С.А. Степанова). - «Проспект»; «Институт частного права», 2011 г.

2. Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. № 3.

3. Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев A.B. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М. 2000.

Кабулова Г. С., к. филол. н.

доцент

кафедра осетинской филологии Северо-Осетинский Государственный педагогический институт РЕЛИКТЫ ТОТЕМИЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Северный Кавказ издавна привлекала к себе художников слова. Но это не только край великолепной природы, отважных воинов и самоотверженных тружеников. Это еще и страна поэзии, страна нартского эпоса и прекрасных народных песен, в которых слышится эхо горных ущелий, шум водопадов и вечная мелодия неиссякаемой любви к родному краю. На такой богатейшей основе родилось множество литератур, влившихся в красочную мозаику мировой художественной культуры.

Нартский эпос является правдивым зеркалом народной жизни. Даже наиболее насыщенные фантастикой произведения героического эпоса отражают определенный этап в развитии родовой общины. Сказочная Хаса, как писал еще Шора Ногмов, есть ни что иное как «общий древний обычай», по которому в важных случаях «единоплеменные сходились для совещаний... С общего согласия предпринимали военные походы, избирали вождей» [3, с.45]. Со сказочной фантастикой нередко соседствует бытовое правдоподобие, но точность топонимики на деле оказывается мнимой. Так, сообщаемые фольклором сведения о том, что при впадении Теберды в Кубань стоял замок, где жил нарт Гиляхсыртан Злоязычный, и неподалеку находится камень Сосруко со следами копыт его коня, дает пример того, как самые фантастические образы и события могут быть прикреплены к определенному, вполне реальному месту. В карачаевской версии сказания об Ачемезе местом действия названо вполне реальное Хумаринское укрепление, но, разумеется, это совсем не говорит о документальности произведения, бытующего у многих народов. Это всего лишь позднейшая его «привязка» к месту хорошо

знакомому слушателям. Правда жизни нартских сказаний в другом: они бытуют и по сей день, и составили основу культур многих северокавказских народов. Нартский эпос отразил и такие особенности социальной жизни северокавказских горцев, как обуздание зоологических инстинктов, поддержание порядка внутри рода, племени, народа; аталычество как укрепление связей между родами; братство людей, соседство, гостеприимство. Как говорил Кайсын Кулиев: «все необходимое для человека в его жизни было открыто, найдено и сделано нартами».

У каждого из северокавказских народов была богатая мифология. Верховным божеством считался бог неба: Тейри - у карачаевцев, Тха - у адыгов и т. д. Важнейшими в представлениях кавказских племен были культы солнца и неба: многочисленные спиральки и концентрические круги литых украшений, многочисленные подвески, найденные при раскопках, можно считать солярными знаками, обладавшими, по поверью, магическими свойствами. Народные верования несут отпечаток определенных географических и исторических условий. Так, природа Кавказа с его могучими скалами, бурными горными реками, глубокими ущельями, безусловно способствовала созданию весьма своеобразной мифологии. «Прислушайтесь к сказаниям карачаевцев, - писал Умар Алиев, - и вы увидите в них одухотворение горных, устрашающих воображение человека явлений, метелей, снежных обвалов, бури, грома и молнии, наводнений. Мы находим до сих пор у карачаевцев почитание камней или священную тысячелетнюю сосну «Джангыз терек» на берегу р. Хурзук» [2,с.67].

Северный Кавказ породил оригинальное самобытное социокультурное пространство, в котором веками формировались специфические отношения между человеком и природой, составляющие основу мировоззренческой картины человека. Эти особенности связаны с исторически сложившимся отношением к природе, земле, другим людям, пониманием добра и зла, свободы и справедливости. Они определяли мотивацию деятельности человека. Кавказский образ жизни имел свою специфику: почитаемое отношение к земле и горам, ценностное отношение и привязанность к ним, ко всему живому, которое следовало свято оберегать. Это было вызвано во многом геополитическим фактором. Территория Кавказа входила в зону становления рода человеческого, а Северный Кавказ являлся его северной окраиной. Об этом свидетельствуют многочисленные находки из области материальной культуры, обнаруженные археологами различных времен и народов. Также удобное месторасположение Кавказа делало край густонаселенным. Ценность прошлого в кавказском сознании, традиционно занимавшая высшую иерархическую ступень в системе ценностных приоритетов, определяла диалог человека и природы. Поэтому у всех горцев своя специфическая космософия, т.е. не только природа, территория, в которой они живут, а некий смысл, некий вечно познаваемый его обитателями мир. И это великое его познание происходит на протяжении всей истории

народов. Космо-психо-логос горцев особый, и основным Космосом выступают у них Горы, которые больше, чем Дом и Небо, спасение и опасность. Горы у них - связующее звено между Землей, ими и Небом. Горы - это вечность их обитателей. Горы - это вечный их очаг. Горы никогда никому не прощают измены. Они всегда требуют к себе самого бережного, чуткого отношения. Здесь - в Стране Гор, каждый камень имеет свое место и назначение. В горах ничего менять нельзя. В горах животный и растительный мир соседствуют в вечной гармонии. Сюда из равнины никакого зверя не пропустят. Он просто не выживет. Точно так же равнинные растения никогда здесь не укоренятся. В горах даже кислород «на учете» у Природы. Исходя из этих особенностей своего Космоса, горцы обустроили свою жизнь и создали особый мир. Это восприятие природы выразилось в мифологизации, персонификации отдельных животных и растений. Наделение природы антропоморфными, а человека зооморфными чертами являлось попыткой людей сблизиться с природой, сделать ее себе подобной, чтобы побороть свой страх перед стихией. Например, все горские народы обожествляют гору Эльбрус. Они уверены, что эта гора им дает все: и жизнь, и благополучие в этой жизни. Поэтому Эльбрус и переводится как «гора счастья». По сей день горцы даже погоду на будущее определяют по «настроению» Эльбруса.

Вообще испокон веков у всех северокавказцев гора является самым священным местом. В горах они устраивали санопитие, спортивные состязания молодых. Горам приносили жертвы. Гора занимает одно из самых значительных мест в героическом нартском эпосе, фольклоре народов.

Так, в кабардинском эпосе говорится, что самым святым местом у древних нартов была Харама-гора («Хъэрамэ уащхъэ»). На ней восседал Тхашхуэ (самый главный адыгский бог) и решал их судьбы. Именно на вершине этой горы богатырь Сосруко добыл огонь для своих соплеменников. Именно на этой же горе убили самого его [8,с.59]. С этим сказанием перекликается и чечено-ингушский эпос о Сеске Солсе - славном ингушском богатыре, освободителе народа, который является прототипом Сослана (Созруко) - у осетин, Сосрука - у балкарцев, Сосурка - у карачаевцев.

В сказании «Как Сеско Солса вернул Стране Нартов семена проса» говорится: «Однажды Бог плодородия обратился к нартам с вершины Эльбрус-горы:

- Нарты! До сих пор я помогал вам в меру моей силы собирать богатый урожай проса. А теперь я состарился, мера моей силы уменьшилась. Оттого решил я одарить вас семенами доброго проса. Сейте их каждый год, да не будет у вас отныне ни одного неурожайного года!» [8, с.17].

Таким образом, для горца горы являлись одушевленными существами, он их охранял как свою личную собственность, он с ними выступал как одно целое, он в них «растворялся». Горы для их обитателей были мудрой школой, «Основным Законом», которому они всегда следовали, ибо Законы Гор грозны и строги. Горец не представлял себе жизни без гор. Недаром старинная

народная пословица гласит: «Джигит, давно пришедший с гор, глядит на горы до сих пор». Это нашло свое отражение и в народной педагогике северокавказцев, главным постулатом которой было отождествление гор с родным очагом. И вовсе не случайно удивление русских и иностранных путешественников, о том, что горец скорее расстанется с жизнью, чем покинет свой очаг, а тем более, предаст его [2,с.237]. Такому воспитанию способствовало то, что одна из самых суровых форм наказания у кавказцев являлось изгнание из своего сообщества человека, который нарушил Законы гор. Он был обречен на смерть или вечные мучения. И даже если он переселялся в другие места, то должен был получать право на местожительство с согласия другого общества. Даже при таком благополучном исходе дела все равно сам пришлый и его потомки всегда оставались для них чужими. Все это наложило отпечаток на формирование педагогической культуры в самом широком смысле слова горцев в целом, и экологического воспитания, как составной части этой культуры, в частности. Природа народными педагогами отождествлялась с Родиной. Это все нашло широкое отражение в устном народном творчестве: поговорках, пословицах, героическом эпосе. Так, в северокавказских пословицах Родина, очаг предков ставятся превыше всего: «Чем сытая жизнь на чужбине, лучше умереть на Родине» (адыг.), «Покидать Родину - равносильно покидать жену» (абадз.), «Обойди весь мир и вернись в отчий дом» (инг.) [10].

В нартских сказаниях вся природа живет единой жизнью: радуется, печалится, смеется, плачет. Когда Сослан поехал свататься к дочери солнца Ацырухс и в ее доме на многострунном фандыре заиграл чудесную песню, «закачались в лад песне высокие стены замка и горы стали подпевать Сослану».

В этом отношении особенно выделяются сказания об Ацамазе, который волнует своей игрой на золотой свирели всю природу.

В сказаниях об этом герое мы ясно видим и аниматизм и магию. Совершенно прав В. И. Абаев, ставящий Ацамаза в один ряд с такими певцами-чародеями, как Орфей в греческой мифологии, Вяйнямейнен в Калевале, Горант в «песне о Гордуне», Садко в русской былине [1].

В осетинском варианте песня Ацамаза имеет силу солнца, влекущего за собой весну, что дало основание В. И. Абаеву считать Ацамаза солнечным героем, а его брак с Агундой весенним мифом [1].

Отождествляя себя с миром природы, древний человек ощущал свою нераздельность с животным миром; стремление обобщить свой род приводило к конкретному зримому образу прародителя, которым в тогдашних условиях был зверь-тотем. (Во втором тысячелетии до н. э. у племен Северного Кавказа особенным почитанием пользовались олени, бараны, змеи, изображения которых встречались довольно часто.) Сила и могущество животного мира вызывали представление о каком-то сверхъестественном покровителе животных, с которым надо было считаться охотнику. Так

появились Апсаты у карачаевцев, Мезитха у черкесов, принимающие, по мнению древних, вид особо почитаемого животного - козла или оленя. В записках черкесского просветителя Султана Хан-Гирея отмечается даже, что Мезитха представляли верхом на золотощетинистой свинье.

Многие из них — друзья нартов, оказывают им большие услуги, помогают в трудные моменты, а некоторые вредят им. Когда кто-нибудь из них попадает в беду, ласточка извещает его соратников. Сатана обычно посылает ее за Батрадзом и Сосланом, призывая их на помощь. Когда Сослана смертельно ранит Бальсагово колесо и он истекает кровью в поле, из всех птиц, которых он просит сообщить нартам об этом несчастье, только ласточка выполняет его просьбу. (Орел, коршун, ворон, лисица относятся к Сослану враждебно, и он их проклинает: ворон, мед ведь, волк, увидев Сослана в таком положении, плачут от горя, и он их благодарит.) Среди животных, друзей героя, особенно выделяется конь. «Огнеподобные кони Нартов» (как их называют в абхазском эпосе) являются лучшими их друзьями. Пока они ничем не заняты — стоят в подземной конюшне и питаются железными опилками, а если остаются без хозяина и за ними некому ухаживать — грызут удила.

О всеобщем одухотворении природы свидетельствует и отношение нартов к небесным светилам, в частности к солнцу, которое занимает большое место в религии и мифологии почти всех древних народов. Среди этих народов вряд ли можно найти такой, в жизни и идеологии которого в той или иной форме и степени не проявлялся бы культ солнца. В этом отношении не составляли исключения и создатели нартского эпоса. Причем культ солнца здесь проявляется не в том, что нарты поклоняются ему как фетишу или божеству, а в том, во-первых, что некоторые сказания, в частности циклы Ацамаза и Сослана, очень близко стоят к солнечным мифам, а сами эти персонажи являются солнечными героями и что, во-вторых, само солнце — одно из центральных действующих лиц эпоса. Солнце в сказаниях о нартах имеет человеческий облик и человеческие свойства и даже находится с нартами в родственных отношениях. Еще большую активность, чем само солнце, проявляют его дочери (сыновей солнца эпос не знает). Одна из них — Ацырухс — становится женой Сослана. Именно из-за нее Сослан вынужден посетить Царство мертвых, чтобы достать лист Аза. Нарты очень дорожат Ацырухс и охраняют ее, как сокровище. Когда ее похищает Хизы Алдар (владетель крепости Хиз), Батрадз, сокрушив эту крепость, освобождает Ацырухс и с триумфом приводит обратно к Сослану .

Действующим лицом эпоса является и ветер: он тоже друг и благожелатель нартов. Но в отличие от солнца и его дочерей, ветер фигурирует в эпосе гораздо реже (в частности, он сообщает Батрадзу, что Сайнаг-алдар убил его отца Хамыца) [10].

Испокон веков на Северном Кавказе проживало множество национальностей, которые образовались из многих исторических слагаемых, среди которых мы особо выделили природу. В ней все богатство, великолепие

и разнообразие этой чудно украшенной земли сплелось, воспламенилось и завершилось; в ней родная природа с её особенной красотой и статью отслоилась, подобно годовым кольцам в срезе дерева. Природа отозвалась в обычаях, обрядах, творчестве и во всем существе горцев. «...Через многие века и эпохи, - отмечает писатель Ф.Нестеров в книге «Связь времен», -передаваясь от поколения к поколению, складывались те черты и свойства, которые вкупе составили национальный характер»[10,с.104]. Таким образом, среда обитания каждого народа находилась в нерасторжимом единстве, переплетении с его характером, физическим обликом. Другими словами, «.природа творила характер каждого народа во всем его проявлении» [5,с.678]. Хотя горцы не отрицали роли человека в воздействии окружающей среды, в овладении им природой. Этому подтверждение следующие поговорки: «Счастье не с человеком рождается, его находят» (осет.), «Счастье люди добывают» (абадз.), «Человек всесилен» (каб.), «Захочет человек - на голой вершине цветы зацветут» (инг.), «Достоинство человека становится выше даже самого Бога» (кар.)[10].

Таким образом, весь традиционный образ жизни горцев определялся родной природой. Ее разрушение было равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого кавказского этноса. «Природа оказывала огромное влияние на формирование личности и человека. Поэтому природе и выпала честь быть тем главным и решающим фактором, который объединяет в единое целое все стороны формирования личности. Она создавала (и создает) гармонию между отдельными элементами воспитания» [6,с.156]; но так как человек сам есть часть природы, то эта гармония имеет особенный смысл.

Использованные источники:

1. Абаев В. Нартовский эпос. «Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института», Дзауджикау, 1945 - 75 с.

2. Алиев У. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991

3. Егорова Л. П. Литературы народов Северного Кавказа. Учебное пособие. Издательство «ФЛИНТА», 2014.- 182 с.

4. Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972. -156 с.

5. Дзусова Б.Т. Этнолингвистические особенности паремий религиозного содержания в осетинском языке // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-3. с. 670-674

6. Кабулова Г.С. Природоохранные традиции осетин как средство формирования личности // «Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена». Аспирантские тетради. Часть I. № 35 (76). Санкт - Петербург. 2008. С. 155-159.

7. Кулов К.Д. Осетинские нартские сказани. - Изд." Медиа",1948 .- 449 с.

8. Лавров Д.М. Заметки об Осетии и осетинах //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1883. Вып. 3. -217 с.

9. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1953. -357 с.

10.Нестеров Ф. Связь времен. М., 2003.- 134 с.

11.Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа /Под ред. М.Максимова.- М., 1993. -123 с.

УДК 371.263

Калдыбаев С.К., д.п.н. профессор, директор институт социальных и естественных наук Международный университет АтатYрк Алатоо Кыргызская Республика, г.Бишкек СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о современном состоянии системы оценивания образовательных достижений школьников в Кыргызской Республике. Анализируется деятельность центров тестирования по внедрению количественных методов оценивания в систему образования. В статье приводятся данные по внедрению новых моделей оценивания в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: оценивание, тестирование, международные сравнительные исследования, формативное оценивание, суммативное оценивание, система оценивания.

Kaldybaev Salidin Kadyrkulovich, Doctor of Education science, Professor Director of Institute of social and natural sciences at International

Ataturk -AlaToo University Kyrgyzstan, Bishkek

STATE AND PROSPECTS FOR ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENT OF PUPILS IN KYRGYZSTAN

Annotation. The article examines the educational achievements of the modern state of school assessment system in the Kyrgyz Republic. It analyzes the activities of test centers for the implementation of quantitative methods of evaluation in the education system. The article presents data on the introduction of new assessment models in the secondary school.

Keywords: evaluation, testing, international comparative studies, formative assessment, summative assessment, assessment system.

Введение. Система образования Кыргызстана развивалась в русле Советской педагогики. И теоретические исследования, и концепции по развитию образования, и методические рекомендации по использованию новых методов обучения и оценивания были едины для образовательных учреждений советских республик. Советская педагогика преимущественно оперировала понятиями «педагогический контроль», «проверка знаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.