Научная статья на тему 'Реликты Тетиса в авифауне Казахстана и Средиземноморья'

Реликты Тетиса в авифауне Казахстана и Средиземноморья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Штегман Борис Карлович

Второе издание. Первая публикация: Штегман Б.К. 1948. Реликты Тетиса в авиафауне Казахстана и Средиземноморья // Докл. АН СССР. Нов. сер. 60, 8: 1457-1460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реликты Тетиса в авифауне Казахстана и Средиземноморья»

Шестоперов Е.Л. 1929. Материалы для орнитологической фауны Илийского края // Бюл.

МОИП. Отд. биол. 38: 154-204. Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.

Vaurie Ch. 1965. The birds of the Palearctic fauna. Non-passeriformes. London: 1-763. ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1465: 2701-2705

Реликты Тетиса в авифауне Казахстана и Средиземноморья

Б.К.Штегман

Второе издание. Первая публикация в 1948*

Зоогеографические исследования на орнитологическом материале до сих пор велись главным образом на основании изучения распространения «сухопутных» птиц. Между тем, виды, так или иначе связанные с водой, вследствие специфики своего образа жизни представляют большой интерес для зоогеографа.

В предполагаемом кратком очерке я пытаюсь дать объяснение некоторым особенностям распространения целого ряда видов чаек и других птиц водного образа жизни и тем самым показать и плодотворность подобного нового направления зоогеографических исследований.

Семейство чаек Laridae распространено всесветно и экологически связано с самыми разнообразными водоёмами. При этом крупные представители, как правило, населяют побережья морей и океанов. Самые же крупные виды, которых вообще немного (Larus marinus, L. hyperbo-reus, Gabianus pacificus), являются чисто морскими птицами с весьма широким распространением. И вот один вид, так называемый черноголовый хохотун Larus ichthyaetus, едва ли не самый крупный в пределах семейства, имеет чисто континентальный ареал распространения, во всех своих частях удалённый от океанов. Область гнездования этого вида охватывает побережья Азовского, Каспийского и Аральского морей и ряд континентальных водоёмов, простираясь на север до Сар-пинских озёр в низовьях Волги, до озёр Кургальджин и Тениз, на северо-восток до Чанов, на юго-восток до Лобнора. Понятно, что ареал не является сплошным, так как гнездовья черноголового хохотуна приурочены к отдельным крупным водоёмам в пределах его. Эта чайка — очень резко характеризованный вид, по комплексу отличительных

* Штегман Б.К. 1948. Реликты Тетиса в авиафауне Казахстана и Средиземноморья II Докл. АН СССР. Нов. сер. 60, 8: 1457-1460.

признаков почти заслуживающий выделения в особый монотипический род. Из этого следует, что время его формирования должно было быть достаточно длительным. Судя по аналогичным примерам, подтверждённым палеонтологическими данными, можно предполагать, что оно нисходит вглубь третичного периода. Таким образом, совершенно исключается мысль о недавнем появлении путём миграции предков этого вида в районе современного ареала; черноголовый хохотун является автохтоном в самом прямом смысле для Казахстана и сопредельных стран.

Где же могла находиться область формирования этого вида, ныне населяющего побережья ряда изолированных водоёмов засушливой зоны? Само собой разумеется, что такой дизъюнктный ареал, являясь результатом расселения или, наоборот, регресса, не может быть принят за исходную область формирования вида. Самый крупный из населяемых данным видом водоёмов, Каспийское море, всё-таки кажется недостаточно большим для ареала формирования такого вида, как крупная чайка. Как уже было указано, ареалы прочих крупных чаек очень обширны, охватывая собой всю Арктику (Ьагив НурегЬогеив), бо-реальную зону Атлантического и Тихого океанов, а также Антарктику (Ь. шаппив) или тропическую часть Тихого океана (ОаЫапив ра^/ьеив), Таким образом, ареал формирования черноголового хохотуна можно попытаться восстановить лишь учитывая былое распределение суши и воды в районе его современного ареала.

Впрочем, в южной Палеарктике имеются и другие чайки с необычным и интересным распространением. Так называемый морской голубок Ьагив genei населяет атлантическое побережье близ Гибралтара, всё Средиземное море, озёра близ устья Дуная, Сиваш, Каспийское море, затем образует совершенно изолированные и единичные колонии на солёных озёрах Казахстана и Ирана и, наконец, гнездится у Персидского залива и на Мекранском побережье [Аравийского моря и Оманского залива]. Из этого следует, что данный вид, будучи в периферийных частях своего ареала птицей морских побережий, в средней его части мирится с внутренними, иногда относительно некрупными водоёмами, причём здесь область его гнездования частично совпадает с таковой черноголового хохотуна. Морской голубок — не столь резко характеризованный вид, как черноголовый хохотун, но обладает чертами примитивности по отношению к своим ближайшим родственникам (группа Ьагив п^Ьипйив),

Необычайно узкое распространение имеет довольно крупная чайка Ьагив аийошпи, систематически хорошо характеризованная: она населяет Средиземное море к западу от Сицилии, причём до сих пор известны лишь 2 или 3 гнездовые колонии. Естественно, что такой ареал представляется для чайки реликтовым. Принципиально близким по

типу является и ареал Larus melanocephalus, небольшой, но резко характеризованной чайки. Насколько известно, гнездовые колонии этого вида были найдены лишь на побережье Адриатического моря и на Сиваше, почему данный вид издавна считался восточно-средиземноморским и черноморским.

Но вот наши сведения об ареале этой чайки сравнительно недавно расширились ошеломляющим образом: указанный вид был обнаружен на Эцзин-голе в южной Гоби, притом в особом, хорошо характеризованном подвиде Larus melanocephalus relictus Lonnb. Последняя находка свидетельствует о былой значительно большей протяжённости ареала L. melanocephalus, охватывавшего некогда местности, ныне покрытые пустыней.

Сопоставив ареалы вышеперечисленных четырёх видов чаек, мы приходим к заключению, что специфика их, несмотря на современные различия, связана с общностью истории, в зависимости от общих палеогеографических причин. Громадное эпиконтинентальное море Те-тис, протягивавшееся некогда от Индии до Западной Европы, мелководное и обладавшее богатейшей литоральной фауной, должно было благоприятствовать и развитию фауны морских птиц. Длительное существование Тетиса (с мезозоя почти до середины третичного периода) должно было способствовать преемственности в эволюции определённых адаптивных типов. Последовавшее затем постепенное сокращение и усыхание Тетиса повело, естественно, и к утеснению специфической для него фауны, однако ещё в верхнетретичное время многие реликты могли сохраниться в крупных водоёмах, представлявших собой остатки данного моря. Понижение температуры, начавшееся в третичном периоде и достигшее своего апогея в четвертичном, отразилось гибельно на водной фауне, но вряд ли оказало большое непосредственное влияние на водоплавающих птиц, вообще довольно стойких в температурном отношении. Во всяком случае, современные средиземноморские виды смогли просуществовать рядом с бескрылой гагаркой Alca impen-nis, найденной в четвертичных слоях итальянского побережья.

Возвращаясь к вопросу о причинах специфики ареалов четырёх вышеуказанных чаек, мы в свете только что изложенного можем сказать следующее. Современный ареал Larus audouini, видимо, представляет собой утеснённый ареал западной части Тетиса, некогда бывший значительно более обширным. Можно полагать, что современные условия глубокого Средиземного моря, фауна которого по сравнению с фауной мелководного Тетиса бедна, не способствуют дальнейшему расселению данного вида. Современный ареал морского голубка в значительной степени воспроизводит очертания древнего Тетиса, причём связь его с этим морем ярко подчёркивается многочисленными дизъюнкциями, определяющими данный ареал как явно реликтовый.

Черноголовый хохотун, весьма вероятно, формировался в центральной части Тетиса, причём с редукцией последнего он, вероятно, населял в основном большое Меотическое море и позднее развившийся на том же месте Понто-Каспийский бассейн. Образовавшиеся во время ледникового периода в Южной Сибири крупные водоёмы дали возможность этому виду расселиться и в северо-восточном направлении, реликт чего мы видим, например, в гнездовой колонии на озере Чаны. Несколько сходный ареал имеет и L. melanocephalus, но громадный разрыв Сиваш — Эцзин-гол указывает на большую древность его.

В связи с последним, естественно, может возникнуть вопрос о предельной древности современных видов птиц и о темпах их эволюции. Согласно данным палеорнитологии, можно утверждать, что ещё в миоцене существовали современные роды птиц или роды, очень близкие к ним. Лишь в олигоцене мы видим сплошь особые роды птиц. Следует, однако, добавить, что указанные данные касаются в основном сухопутных видов. Есть основания полагать, что эволюция водоплавающих птиц шла медленнее, в связи с чем кажется вполне возможным, что корни формирования таких почти родов, как Larus ichthyaetus и L. melanocephalus, нисходят к верхам палеогена.

На основании вышесказанного представляется вполне возможным, что крупные континентальные водоёмы, характерные для частей Монголии ещё в неогене, могли сохранить реликты авифауны Тетиса, последним представителем которых является L. melanocephalus [Larus relictus] с Эцзин-гола. Возможно, что и черноголовый хохотун с Лоб-нора является таким же реликтом.

По данным Свена Экмана (Ekman 1934), изучавшего современные и ископаемые фауны тропической литорали, не подлежит сомнению, что район Мексиканского залива представлял собой западный предел Тетиса, ныне отделённый от его более восточных частей глубоководным Атлантическим океаном. Эта гипотеза хорошо объясняет также особенности распространения одной птицы. Пестроносая крачка Sterna sandvicensis населяет Средиземное, Чёрное и Каспийское моря, а также атлантическое побережье Европы на север до Британских островов, между тем как особый подвид этого вида гнездится в районе Мексиканского залива.

В заключение укажем на то, что, возможно, ещё многие виды птиц в истории своего формирования связаны с Тетисом. Намёк на это даёт хотя бы специфика ареалов некоторых уток (Oxyura leucocephala, Netta rufina). Эти ареалы в западной своей части окаймляют Средиземное море, характерным образом отрываясь далее к востоку от крупных водоёмов. Принципиальное сходство с вышеуказанными имеют также ареалы наших пеликанов Pelecanus onocrotalus, P. crispus. И если ныне эти виды экологически не зависят от морей, то более примитивные

тропические формы (P. fuscus) являются чисто морскими птицами, указывающими на вероятный ход эволюции наших пеликанов.

Литератур а

Ekman S. 1934. Indo-Westpazifik und Atlanto-Ostpazifik, eine tiergeographische Studie // Zoogeographica 2, 3: 320-374.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1465: 2705-2708

Первая колония грачей Corvus frugilegus на металлических опорах высоковольтной линии электропередачи в Восточно-Казахстанской области

А.С.Фельдман, Н.Н.Березовиков

Александр Сергеевич Фельдман. КГУ средняя общеобразовательная школа № 28, ул. Б.Момышулы, д. 57, г. Семей, Восточно-Казахстанская область, 071400, Казахстан. E-mail: papafe@mail.ru

Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 8 июня 2017

Колониальное гнездование грачей Corvus frugilegus на металлических опорах высоковольтных линий электропередачи (ВЛЭП) за последние два десятилетия получило широкое распространение в степных и лесостепных районах северной части Казахстана, включая Ак-тюбинскую, Кустанайскую и Северо-Казахстанскую области (Березовиков 2011, 2013).

Весной 2017 года подобный случай гнездования был впервые отмечен и в Восточно-Казахстанской области. Ранее грачи гнездились здесь в основном в тополевых и ивовых рощах в поймах рек, а в 1980-1990-е и последующие годы стали активно заселять старые придорожные лесополосы вдоль дорог и полей, а также старые тополевые, карагачевые и берёзовые сады и парки в городах и посёлках.

Обнаруженная нами 24 апреля 2017 колония грачей на ЛЭП возникла на западной окраине города Семей (Семипалатинск) в так называемой западной промышленной зоне (50°23'09" с.ш., 80°08'25" в.д.), в которой располагаются крупные промышленные предприятия, воинские части, железная дорога и находится центральная городская электрическая подстанция. От неё в разных направлениях веером расхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.