Научная статья на тему 'Религия, вера, церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей'

Религия, вера, церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
549
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Берсенева Т. А.

В статье Т.А. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10-11 кл.) и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которые, с одной стороны, указывают на деструкцию основ воспитательного уклада жизни большого города, а с другой оцениваются автором весьма оптимистично, «если вдуматься в то сильнейшее воздействие, которое идет со стороны СМИ по формированию отношения к добрачным связям как норме», выявляются также пути духовно-нравственного возрождения всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия, вера, церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2008. Вып. 1(8) С. 16-38

Религия, вера, Церковь в системе нравственных

ЦЕННОСТЕЙ И ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ

Берсенева Т.А.

Доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО)

В статье ТА. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10—11 кл.) и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которые, с одной стороны, указывают на деструкцию основ воспитательного уклада жизни большого города, а с другой — оцениваются автором весьма оптимистично, «если вдуматься в то сильнейшее воздействие, которое идет со стороны СМИ по формированию отношения к добрачным связям как норме», выявляются также пути духовно-нравственного возрождения всего общества.

Дух и смысл русской культурно-исторической традиции невозможно отделить от высоких нравственных идеалов, рожденных христианской верой. Именно христианство открыло перед людьми духовную свободу, предоставляя им возможность делать осознанный выбор перед лицом своей совести.

Согласно социологическим опросам около 80—85% населения современной России считают себя православными. По материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. верхний предел численности православных христиан составляет 86,5% (около 126 млн человек). Такие результаты переписи впечатляют. Однако отступление от традиционных ценностей и жизнеутверждающих смыслов, проверенных веками в российском обществе и истории, привели к тому, что нашу страну продолжает сотрясать невиданный никогда прежде в мирное время демографический кризис. Ученые-демографы предполагают, что природа упадка жизненных сил народа явно не экономическая — его зависимости от падения уровня жизни обнаружить не удалось, но была обнаружена прямая зависимость демографической динамики от духовного неблагополучия (выявленного по объективным критериям, таким, как динамика самоубийств, общей преступности, алкоголизма и токсикомании).

Представив в проведенном исследовании уклад жизни русского народа как целостную систему, мы сделали вывод о том, что в ее основании лежит целомудрие и вера в Бога. Целомудрие в узком смысле слова означает девственную чистоту до брака и супружескую верность в браке, в широком — это «всеобщее название всех добродетелей, нравственная чистота и духовная высота человека.

Опираясь на существующие теоретические исследования и результаты репрезентативного опроса старшеклассников и учителей, мы показали, что существует связь целомудрия и веры в Бога в воспитательном укладе русской культурной традиции. Поэтому обесценивание добрачной чистоты девства и верности в супружеских отношениях не остается локальным упущением в межличностных отношениях, а приводит к разрыву человека с Богом и отторжению заповедей, после чего человек приходит к нравственной дезориентации во многих сферах личной и социальной жизни. В целом же общество оказывается в кругу тех проблем, которые именуются негативными социальными проявлениями.

Объектом этого исследования выступили старшеклассники (10—11 кл.) и учителя общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Вне рамок изучения остались учащиеся и учителя вспомогательных школ, школ для детей с недостатками развития, школ для глухих и слабослышащих детей и других подобного рода специальных учебных заведений. Это объясняется тем, что учащиеся таких школ имеют особенности развития, а учителя, работающие в них, — особую специфику деятельности, что, вероятно, сказывается и на их отношении к жизни, и в результате требует специального исследования.

Санкт-Петербург относится к категории крупных по территории и населению городов с различными по времени застройки районами, а также по контингенту проживающего в них населения. В социологических исследованиях Санкт-Петербург условно разделяется на четыре основные группы районов:

1) довоенная, преимущественно даже дореволюционная застройка — центр;

2) послевоенная застройка, «сталинский период»;

3) новостройки — районы застройки от 1970 г. до наших дней;

4) пригороды Санкт-Петербурга.

В наше исследование мы включили школы из каждой группы районов, что представлено в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика района Кол-во школ Кол-во учащихся

Довоенная застройка города, центр 6 553

Послевоенная застройка 2 227

Новостройки: от 70-х гг. до наших дней 3 273

Пригороды Санкт-Петербурга 2 227

Итого 13 1280

В пределах данной типологии проводилась целенаправленная выборка школ для получения модели генеральной совокупности. Нами учитывался статус школы: общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов, гимназия, лицей. В Санкт-Петербурге сеть образовательных учреждений на 1 января 2003 г. состояла из 463 общеобразовательных школ, 132 школ с углубленным изучением одного или нескольких предметов, 69 гимназий, 35 лицеев. Примерной пропорции мы придерживались в отборе школ, что представлено в табл. 2.

Таблица 2

Статус школы Кол-во школ Кол-во учащихся

Общеобразовательные школы 7 621

Школы с углубленным изучением предметов 3 323

Гимназии 2 264

Лицеи 1 72

Итого 13 1280

Внутри школы проводился сплошной опрос старшеклассников. Учитывались пол и возраст респондентов. Полученные данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Пол Кол-во В процентах 10 классы 11 классы

Юноши 752 58,7 466 286

Девушки 528 41,3 241 287

Итого 1280 100 707 573

Относительно учителей: внутри выбранных школ проводился сплошной опрос учителей. Кроме того, в опрос были включены учителя — представители разных школ города, повышающие свою квалификацию в стенах Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).

Всего в исследовании приняло участие 1280 старшеклассников из 13 школ и 516 учителей (включая административных работников).

В качестве инструментария исследования нами была разработана анкета «Мировоззрение и жизнь», состоящая из трех вопросников.

Вопросник № 1: направлен на изучение особенностей поведения старшеклассников и учителей в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, и на определение степени опоры на христианские ценности в ситуации выбора.

Вопросник № 2: направлен на изучение духовно-нравственных ориентаций личности в современном мире и отношения к нравственным постулатам Нового Завета.

Вопросник № 3: направлен на изучение отношения к укладу жизни предшествующих поколений, основанном на принятии ими православного мировоззрения.

К каждому вопросу анкеты предлагалось семь вариантов ответов (семибалльная шкала измерений). Респонденту необходимо было выбрать один вариант ответа, наиболее отвечающий его позиции по данному вопросу. Мы получили «простые распределения», то есть процент респондентов, давших тот или иной вариант ответа из семи предложенных1.

1 Для нахождения взаимосвязей между некоторыми вопросами и ответами на них использовался также корреляционный анализ, при помощи которого были рассчитаны матрицы взаимной сопряженности, коэффициенты х2 и Крамера. На основании этих математических расчетов были сделаны выводы о наличии или отсутствии значимых связей между изучаемыми признаками.

Разработанный нами вопросник № 1 измеряет степень принятия старшеклассниками христианских ценностей и опоры на них в определении стратегии поведения в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора. Вопросник был представлен на независимую экспертную оценку психологам и священнослужителям для определения валидности по критерию2. Надежность теста (вопросника) проверялась методом повторного тестирования (ретестовая надежность) в пилотном исследовании выборки в 50 человек3.

Итак, в соответствии с первой задачей исследования был разработан вопросник № 1, направленный на изучение особенностей поведения старшеклассников и учителей в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, основанного на принятии или непринятии христианской позиции. Респондентам предлагалось на заданный вопрос выбрать один из семи предложенных вариантов ответа. Среди семи ответов три ответа — нравственно ориентированные, три ответа — нравственно дезориентированные и один ответ — для тех, кто не может определить свою позицию, или кому ни один из предложенных ответов принципиально не подходит.

Под нравственно ориентированными ответами будем понимать такие ответы, в которых заложено соблюдение христианских заповедей. Те ответы, в которых в той или иной форме сокрыто невыполнение заповедей, будем относить к нравственно дезориентированным ответам. Например, вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение целомудрия до брака?» В нем заложено принятие заповеди «не прелюбодействуй». Ответы:

а) да, чтобы тебя не бросили до брака;

б) добрачные интимные отношения возможны, но бескорыстно, не для получения материальной выгоды;

в) желательно сохранять целомудрие до брака;

г) не знаю;

д) сексуальные отношения возможны с тем, с кем собираешься вступить в брак;

е) человек сам решает, когда, с кем и при каких условиях заниматься сексом;

ж) обязательно хранить целомудрие до брака.

Нравственно ориентированные ответы: ж, в, а.

Нравственно дезориентированные ответы: б, д, е.

Вопросник № 1 содержал 20 вопросов, по два вопроса на каждую из десяти евангельских заповедей.

Для изучения степени принятия христианских ценностей в ситуации выбора нами была разработана система, оценивающая тот или иной ответ в баллах

2 Валидность (достоверность) по критерию показывает, насколько по результатам теста (вопросника) можно судить об интересующем нас аспекте поведения индивида. Кроме того, валидность получаемых количественных показателей подтверждается качественным выражением отношения респондента к вопроснику, которое он давал письменно в свободной форме после заполнения бланка ответов.

3 Под надежностью понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым. Надежность теста или вопросника показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых результатах являются «истинными», а в какой могут быть приписаны случайности.

от —3 до 3. Высший балл (три) приписывался тому ответу, который безусловно отражал соблюдение заповеди (в приведенном выше примере это ответ «ж»). Низший балл (минус три) приписывался ответу, направленному на отрицание исполнения заповеди без «смягчающих обстоятельств» (в приведенном примере это ответ «е»). Нулевой балл имел ответ «не знаю», «не определился». Остальные баллы (2, 1) приписывались ответам экспертным путем. Ответы к приведенному выше вопросу оценивались следующим образом:

е д б г а в ж

-3-2-10 12 3

Аналогичным образом была проведена оценка ответов по вопроснику № 2 (направлен на изучение духовно-нравственных ориентаций личности в современном мире и отношения к нравственным постулатам Нового Завета) и вопроснику № 3 (направлен на изучение отношения к укладу жизни предшествующих поколений, основанном на принятии ими православного мировоззрения). Соотнесение ответов с баллами приводится в табл. 4.

Таблица 4

Варианты ответов Оценка в баллах Характеристика ответа

1 — согласен полностью 3 Нравственно ориентиро-

2 — согласен частично 2 ванные ответы

3 — скорее согласен, чем не согласен 1

4 — скорее не согласен, чем согласен - 1 Нравственно дезориен-

5 — не согласен частично - 2 тированные ответы

6 — не согласен полностью - 3

7 — затрудняюсь ответить 0 Нейтральный ответ

Результаты исследования значимости религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей

Исследование проводилось по следующим аспектам:

• отношение к религии и вере;

• отношение к святым и иконам;

• отношение к Церкви;

• отношение к евангельским заповедям;

• понимание сути поста и отношение к нему;

• определение смысла собственной жизни;

• отношение ко дню воскресному;

• понимание антропологической сущности человека.

Сделаем предварительное замечание. Россия — страна с тысячелетней историей православной культуры и конфессиональным распределением верующих

преимущественно на православное вероисповедание как в прошлом4, так в на-стоящем5. Вместе с тем аналогичный подход не отвергает подобное исследование в рамках другой конфессиональной установки.

Приведем полученные в ходе исследования результаты.

Отношение к религии и вере

Существуют различные по сути понимания того, что есть религия и что есть вера, ибо суть понимания кроется в мировоззрении и, главным образом, в том, признает личность существование Бога или не признает. Исходя из этого, мы сконструировали ответы на вопрос: «Какое из высказываний ближе Вашему пониманию религии и веры?» с привлечением наиболее распространенных смыслов (табл. 5).

Таблица 5

Варианты ответов Стар-шекл., % Учителя, %

— вера — это путь к спасению и вечной жизни, а религия — средство на этом пути; 22 22

— религия — средство для подчинения и отвлечения людей от истинных жизненных ценностей; 6 6,5

— религия — это признание существования возможности использования всего невидимого мира в реальной, видимой жизни (астрологические прогнозы, экстрасенсорные воздействия, 10 8,5

гадания и т.д.); 5 1

— вредный пережиток прошлого, «опиум для народа»; — направленность души за пределы земного существования, уверенность в существовании Бога и устремленность к Нему, 23 38

участие в Таинствах (крещение, покаяние, причащение и т.д.) 8 14,5

и исполнение Его заповедей; — признание существования Бога и страх перед Ним; — не определились 26 19,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим из полученных результатов, вопрос оказался весьма сложным и для учащихся, и для учителей: каждый четвертый ученик (26%) и каждый пятый учитель (19,5%) не смогли определиться в ответе. По иерархичности смыслов и для старшеклассников, и для учителей на первом месте стоит понимание веры и религии как направленности души за пределы земного существования, уверенность в существовании Бога и устремленность к Нему, участие в Таинствах (крещение, покаяние, причащение и т. д.) и исполнение Его заповедей. Затем следует смысл: вера — это путь к спасению и вечной жизни, а религия — средство на этом пути. Обобщая полученные результаты, надо сказать, что респонденты достаточно далеки от православно ориентированного выбора вариантов ответов (табл. 6).

4 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т 22. СПб., 1899. С. 86.

5 Семенов В.Е. Православная ментальность и борьба менталитетов в современной России // Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002. С. 34-40.

Таблица 6

Варианты ответов суммированные Стар-шекл., % Учителя,%

Православно ориентированный выбор: направленность души за пределы земного существования, уверенность в существовании Бога и устремленность к Нему, участие в Таинствах (крещение, покаяние, причащение и т.д.) и исполнение Его заповедей; вера — это путь к спасению и вечной жизни, а религия — средство на этом пути; признание существования Бога и страх перед Ним 53 64,5

Православно дезориентированный выбор: религия — это признание существования возможности использования всего невидимого мира в реальной, видимой жизни (астрологические прогнозы, экстрасенсорные воздействия, гадания и т.д.); религия — средство для подчинения и отвлечения людей от истинных жизненных ценностей; вредный пережиток прошлого, «опиум для народа» 21 16

Затруднились ответить 26 19,5

Для уточнения отношения к религии и вере мы предложили еще два высказывания, при этом мы исходили из следующего.

Религия (от лат. ге%ю) — благочестие, благоговение, святость, богослужение; или ге%аге — связывать, соединять; или гее^аге — воссоединять. Понятие религии согласно наиболее распространенному представлению означает соединение или воссоединение со сверхъестественными высшими силами и благоговейное им поклонение. Каждая конкретная религия говорит о своем представлении высшей силы и каждая религия предлагает учение и практическое руководство, ведущие человека к соединению с некоторым вполне конкретным (для этой религии) божеством и поклонению ему. Конечно, не все религии одинаково хороши, а тем более спасительны, а потому мы предложили старшеклассникам и учителям следующее высказывание: «Не все религии одинаково хороши и спасительны».

Таблица 7

Результаты опроса

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, %

1 — согласен полностью 35,5 45 66

2 — согласен частично 17,5 63 12

3 — скорее согласен, чем не согласен 10 9

4 — скорее не согласен, чем согласен 4,5 5,5 14

5 — не согласен частично 6 19,5 3

6 — не согласен полностью 9 5,5

7 — затрудняюсь ответить 17,5 17,55 20 20

Как видим из таблицы результатов опроса (табл. 7), две трети респондентов осознают, что не все религии одинаково хороши и спасительны. Несогласные с высказыванием, то есть признающие одинаковую безопасность и спаситель-

ность всех религиозных практик, вместе с неопределившимися в этом вопросе (суммарно 37% старшеклассников и 34% учителей) составляют группу риска по попаданию в духовно-психическую зависимость со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для личности.

В настоящее время вопрос о духовно-психической безопасности личности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов, потребностей и видов деятельности человека от влияния деструктивных духовных и психологических факторов встает весьма остро. Значительную опасность для жизни и здоровья наших граждан представляют различные нетрадиционные религиозные объединения, о чем в адрес органов управления образованием субъектов Российской Федерации направлено информационное письмо Министерства образования РФ № 549/28-16 от 12.07.2000. Под этим углом зрения вышеназванные показатели должны вызывать определенную тревогу, поскольку каждый третий респондент не разобрался в столь сложном вопросе.

Приведем еще одно высказывание, предложенное респондентам: «Добродетель, которая не основана на вере в Бога, не из помышления о Боге исходит и не к угождению Ему направляется, не есть добродетель, а лишь видимость ее».

Таблица 8

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, %

1 — согласен полностью 11,5 26,5 53,5

2 — согласен частично 12 33,5 16

3 — скорее, согласен, чем не согласен 10 11

4 — скорее, не согласен, чем согласен 8,5 6 21

5 — не согласен частично 7,5 34,5 4

6 — не согласен полностью 18,5 11

7 — затрудняюсь ответить 32 32 25,5 25,5

Полученные ответы показывают, что добродетель как положительное, нравственное качество, нравственное совершенство, как доброе дело в сознании старшеклассников и учителей не связывается с верой в Бога и с исполнением заповедей у 34,5% старшеклассников и у 21% учителей. Одна треть старшеклассников и четверть учителей не смогли определиться. Признали то, что добродетель, нравственное становление личности неотделимы от понимания Бога, чуть больше половины учителей (53,5%) и одна треть старшеклассников.

Отношение к святым и иконам

Православная традиция определяет поклонение святым, их мощам и иконам. Слово «икона» греческое и означает образ. Евангельское повествование говорит о том, что Сам Господь Иисус Христос послал эдесскому князю Авгарю чудесное изображение Своего Лика — нерукотворенный образ. Помолившись

перед этим образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни. По преданию, святой евангелист Лука, врач и живописец, оставил после себя написанные им иконы Божией Матери. Поклоняясь иконам и молясь перед ними, мы молимся тем, кто на них изображен: Господу Богу, Божией Матери, ангелам, святым. Многие из святых икон Господь прославил чудотворениями. Иконы даны нам еще и для того, чтобы благоговейно воспоминать дела Божии и дела святых. Основное заключается не в безгрешности святых, а в том, что человек может достичь святости, борясь со грехом и уповая на милосердие Божие. Святые люди — это образцы для подражания и самовоспитания, лучшие люди своего времени. В современном мире, в XXI в. множество людей обладают опытом заступничества святых, их благодатной помощи.

Вопрос: «Какое из высказываний более точно отражает Ваше отношение к святым и иконам?»

Таблица 9

Варианты ответов Стар-шекл., % Учителя, %

— считаю, что интерес к святым и иконам дань моде; 2 2

— считаю это мракобесием и одобряю тех, кто иконы уничто- 1 0,5

жает; 27,5

— иконы помогают возноситься сердцем к Богу, Богоматери и святым, не отвлекаться; смотря на образ (икону) легче вознес- 19

тись в молитве к Первообразу; 13

— иконы — суть произведения искусства, а насчет святых—не 21

верю, нет людей безгрешных; 29

— верю, что были и есть святые — люди, посвятившие себя 29 19

Богу, а иконы хорошо дома иметь; 12 9

— люблю иконы, от них какая-то тишина, благодать исходят; — не определились 16

Выбор ответа: «Иконы помогают возноситься сердцем к Богу, Богоматери и святым, не отвлекаться; смотря на образ (икону), легче вознестись в молитве к первообразу» — может косвенно свидетельствовать о богообщении, о молитвенной связи современных людей со святыми, о реальном опыте заступничества и благодатной помощи, получаемой в молитве. Выборка составила 19% старшеклассников и 27,5% учителей.

Выбор ответа: «Люблю иконы, от них какая-то тишина, благодать исходят» — может говорить о живом чувствовании мистической силы, которая есть в иконе как в образе. Выборка по этому ответу составила 12% старшеклассников и 19% учителей.

Ответ «Верю, что были и есть святые — люди, посвятившие себя Богу, а иконы хорошо дома иметь» — выбран одинаковым числом старшеклассников и учителей — 29%, почти каждый третий респондент.

Таблица 10

Варианты ответов суммированные Стар-шекл., % Учителя, %

Православно ориентированный выбор: иконы помогают возноситься сердцем к Богу, Богоматери и святым, не отвлекаться; смотря на образ (икону) легче вознестись в молитве к Первообразу; верю, что были и есть святые — люди, посвятившие себя Богу, а иконы хорошо дома иметь; люблю иконы, от них какая-то тишина, благодать исходят 60 75,5

Православно дезориентированный выбор: считаю, что интерес к святым и иконам дань моде; считаю это мракобесием и одобряю тех, кто иконы уничтожает; иконы — суть произведения искусства, а насчет святых — не верю, нет людей безгрешных 24 15,5

Затруднились ответить 16 9

Суммированные данные (табл. 10) позволяют утверждать, что, несмотря на длительный период атеизма в России, у большинства людей, призванных к учительству, и даже у современной молодежи православное отношение к святым и иконам не вытравлено из их мировоззрения. Три четверти учителей и 60% старшеклассников сделали православно ориентированный выбор по отношению к святым и иконам.

Отношение к Церкви

Церковь (храм) есть особый дом, посвященный Богу, — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. Мистически, невидимо, в этом великом святом месте пребывают Сам Бог, Божия Матерь и все святые. Поэтому в Церкви особенная благодать, или милость Божия, которая подается прихожанам через совершающих богослужения священников. Есть люди духовно одаренные, которые тонко чувствуют эту атмосферу благодати. Церковь — место молитвы, особого молитвенного предстояния. В культурной традиции русского народа отношение к Церкви определяется поговоркой «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Вопрос: «Какое из высказываний наиболее точно определяет Ваше отношение к Церкви?»

Таблица 11

Варианты ответов Стар-шекл., % Учителя, %

— могу зайти, как в музей, там красиво; 13 7,5

— могу пойти вместе с другом из уважения к его духовным 12 3

запросам;

— захожу время от времени попросить что-нибудь, поблаго- 26 41,5

дарить, да и просто приятно в Церкви постоять;

— захожу поставить свечку в трудных жизненных обстоятель- 30 30

ствах;

— хожу каждое воскресенье и по праздникам, а бывает и так 3 10

просто хочется зайти; 5 2

— никогда не хожу, пустая трата времени; 11 6

— не определились

Из приведенных результатов (табл. 11) видно, что по всем показателям, кроме одного («захожу поставить свечку в трудных жизненных обстоятельствах»), отношение к Церкви у старшеклассников и учителей достаточно резко различается. Так, например, мотивация пойти в Церковь, «как в музей, там красиво» или «могу пойти вместе с другом из уважения к его духовным запросам» в существенно меньшей степени свойственна учителям, нежели старшеклассникам. Незначительным оказалось отрицание значимости Церкви в собственной жизни («никогда не хожу, пустая трата времени»): всего 5% старшеклассников и 2% учителей, при этом один из десяти учителей (10%) ходит в Церковь «каждое воскресенье и по праздникам, а бывает и так просто хочется зайти».

Таблица 12

Варианты ответов суммированные Старшекл., % Учителя, %

Православно ориентированный выбор: захожу время от времени попросить что-нибудь, поблагодарить, да и просто приятно в Церкви постоять; захожу поставить свечку в трудных жизненных обстоятельствах; хожу каждое воскресенье и по праздникам, а бывает и так просто хочется зайти 59 81,5

Православно дезориентированный выбор: могу зайти, как в музей, там красиво; никогда не хожу, пустая трата времени; могу пойти вместе с другом из уважения к его духовным запросам 30 12,5

Затруднились ответить 11 6

Надо отметить, что у большинства и старшеклассников (59%), и учителей (81,5%) (табл. 12) отношение к Церкви отвечает русской культурной традиции, даже если они этого не осознают. Церковь как место особой молитвы предполагает живую молитвенную связь человека с Богом и со святыми, которая осуществляется и через прошение, и через благодарение, и через заступничество в трудных жизненных обстоятельствах. Это нашло отражение в выборе позиции по отношению к Церкви.

Отношение к евангельским заповедям

Священник Алексий Мороз пишет, что в силу своего атеистического воспитания современный человек, как правило, живет так, будто духовного мира просто не существует. Отсутствие желания и старания познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними приводит к тому, что люди часто страдают и жестоко расплачиваются за это. Между тем законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай6. Десять заповедей Закона Божия размещены были на двух скрижалях, так как содержали два вида заповедей: по отношению к Богу и

6 Мороз А.А. Исповедайтеся Господеви. Наиболее полный перечень встречающихся грехов и пути борьбы с ним. СПб., 2001. С. 3.

по отношению к ближнему. Обязанности человека по отношению к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним — в последних шести заповедях. Надо сказать, что обязанности по отношению к ближним есть обязанности и по отношению к себе, поскольку последствия нарушения заповедей к ближнему (как и обетования при соблюдении их) человек испытывает на себе. Например, пятая заповедь «Чти отца твоего и матерь твою» имеет обетование «Да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земли». Заповеди — это законы духовного мира, которые были, есть и будут, которые излагают волю Творца и определяют многое на жизненном пути независимо от отношения к ним человека. Заповеди позволяют человеку безопасно входить в невидимый духовный мир и выстраивать правильные отношения в видимом материальном мире.

Вопрос: «Знаете ли Вы, что такое 10заповедей, и ваше отношение к ним?»

Таблица 13

Варианты ответов Старшекл., % Учителя,%

— это ограничения, нормы поведения, которые сегодня мало приемлемы; 25 6

— знаю и стараюсь жить в соответствии с ними; 20 44

— знаю, но считаю вредным пережитком прошлого; 2 0,5

— не очень знаю, что-то слышал, но хотел бы узнать; 4 3

— знаю некоторые из них и пытаюсь их исполнять; 29 37

— слышал, что такое существует, но мне это не надо; 7 3,5

— не определились 13 6

Полученные данные показывают, что существует сильное расхождение в отношении к заповедям у учителей и старшеклассников. Почти половина учителей (44%) ответили, что знают заповеди и стараются жить в соответствии с ними, и еще 37% указали, что знают некоторые из них и пытаются их исполнять. Что касается старшеклассников, то около трети респондентов (29%) ответили, что знают некоторые заповеди и пытаются их исполнять, однако каждый четвертый считает заповеди ограничением, теми нормами поведения, которые сегодня мало приемлемы.

В целом православно ориентированный выбор сделали 53% старшеклассников и 84% учителей (табл. 14), но значительно ббльший процент учащихся по сравнению с учителями сделали православно дезориентированный выбор или не сделали его вообще (затруднились ответить).

Таблица 14

Варианты ответов суммированные Старшекл., % Учителя, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Православно ориентированный выбор: знаю и стараюсь жить в соответствии с ними; не очень знаю, что-то слышал, но хотел бы узнать; знаю некоторые из них и пытаюсь их исполнять 53 84

Православно дезориентированный выбор: знаю, но считаю вредным пережитком прошлого; слышал, что такое существует, но мне это не надо; это ограничения, нормы поведения, которые сегодня мало приемлемы 34 10

Затруднились ответить 13 6

Отношение к заповедям прослеживается и через ответы на высказывание: «Мир был бы намного лучше, если бы люди жили по заповедям закона Божия» (табл. 15). Фактически число и старшеклассников, и учителей признающих заповеди и их положительную роль в жизни, по двум вопросам оказалось одинаковым: чуть больше половины старшеклассников и преимущественное большинство (84%) учителей.

Таблица 15

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, %

1 — согласен полностью 20,5 56,5 84,5

2 — согласен частично 22 56 17

3 — скорее согласен, чем не согласен 13,5 11

4 — скорее не согласен, чем согласен 8 2,5 5

5 — не согласен частично 9,5 29,5 1,5

6 — не согласен полностью 12 1

7 — затрудняюсь ответить 14,5 14,5 10,5 10,5

Понимание сути поста и отношение к нему

В православной традиции пост является важнейшим проявлением единства духовных и телесных потребностей человека. Особое уважение к посту в отечественной традиции определяется тем, что он содействует господству в человеке духовно-нравственных устремлений над чувственными, телесными. Духовная сторона поста проявляется через усиление молитвенной жизни — как домашней, так и церковной, через более углубленную подготовку к исповеди и более строгую подготовку к причастию, через воздержание себя от удовольствий, зрелищ, развлечений. Телесная сторона поста — в ограничении пищи и по качеству (постная пища), и по количеству. Пост приводит к тому, что человек «утончается» и лучше видит себя, свои слабые стороны. Как пишет исследователь М.М. Громыко, «пост — это явление религиозного сознания и православного образа жизни был в то же время и чертой национальной. Даже в XIX в., когда слабеют проявления веры в массе народной, даже и тогда соблюдение поста служит показателем не только конфессиональной, но и национальной принадлежности. Русские православные люди хорошо осознавали высокое духовное значение поста»7.

«Человек, не соблюдающий посты, попирает церковные законы и постановления, отрекается от святоотеческого предания, а значит, отпадает от Церкви и обрекает себя на вечную гибель. Строгость поста должна быть сообразна с возрастом, полом, здоровьем, работой и напряженностью духовной жизни человека. Больным и слабым пост ослабляется. Пост оказывает благоприятное воздействие на человека, если он не самочинен, а соблюдается правильно. Ропот на пост часто означает победу плоти над духом, означает, что человек живет це-

7 Громыко М.М., БугановА.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 171.

28

ликом материальными интересами и вера освещает еще только небольшую часть его души»8.

Вопрос: Как Вы понимаете сущность поста и как к нему относитесь?

Таблица 16

Варианты ответов Старшекл., % Учителя,%

— пост — это удобный для власти метод ограничения пита-

ния при нехватке продовольствия; — это средство для духовного возрастания; стараюсь соб- 3 1

людать все посты; — опасное для здоровья пищевое ограничение; естественно, 4,5 10

не пощусь; — временное ограничение свободы в питании; иногда соб- 11 5

людаю посты; 10,5 17

— принятые церковные ограничения, связанные с определенными событиями; по возможности стараюсь их соблю- 17,5 23,5

дать 30 23

— особая диета; для себя не считаю нужным ее соблюдать; — затруднились ответить 23,5 20,5

В полученных результатах не просматривается доминирующего ответа в отношении к посту. Значительное число респондентов вообще затруднились дать ответ (23,5% старшеклассников и 20,5% учителей). Понимание роли поста в духовно-телесной жизни человека не осознается в ракурсе православной традиции, происходит отождествление понятий поста и диеты (30% старшеклассников и 23% учителей). Суммирование ответов (табл. 17) показало, что всего одна треть старшеклассников и половина учителей дали православно ориентированный ответ относительно поста.

Таблица 17

Варианты ответов суммированные Старшекл., % Учителя, %

Православно ориентированный выбор: это средство для духовного возрастания; соблюдаю все посты; временное ограничение свободы в питании; иногда соблюдаю посты; принятые церковные ограничения, связанные с определенными событиями; по возможности и стараюсь соблюдать посты 32,5 50,5

Православно дезориентированный выбор: пост — это удобный для власти метод ограничения питания при нехватке продовольствия; это средство для духовного возрастания; соблюдаю все посты; особая диета; для себя не считаю нужным ее соблюдать 44 29

Затруднились ответить 23,5 20,5

8 Мороз А.А. Указ. соч. С. 143—146.

Определение смысла собственной жизни

Как пишет Н.К. Гаврюшин в предисловии к книге «Смысл жизни», «Древняя Русь не знала вопроса о смысле жизни. Жизнь — краткий миг на пороге Вечности. Чаяние будущего века неудержимо влекло в монастыри и паломнические странствования, побуждало вкладывать целые состояния в созидание и благоукрашение храмов, налагать на себя обеты. Спасти для Вечности свою бессмертную душу, попуская ее расточаться на призрачные соблазны, порабощаться животным страстям, и всячески стараясь “прилеплятися Бого-ви”, — такими смысловыми лучами возгревалось древнерусское благочестие»9. Философ М. Тареев определял два основных смысла, которые свойственны человеку по природе. Во-первых, стремление к личному счастью и внешнему совершенству, во-вторых, стремление проявить в своей жизни божественное содержание10.

Рассуждая о смыслах жизни современного человека, мы выделили шесть основных смыслов, которые отражают и «божественное содержание», и материальное начало.

Вопрос: «Какой из смыслов жизни Вам ближе?»

Таблица 18

Варианты ответов Старшекл., % Учителя,%

— достижение материального благополучия; — раскрытие своих способностей на пользу людям; 16,5 3

— иметь престижную работу и власть над людьми; 17 24

— спасение души, достижение Царствия Небесного; 11,5 1,5

— создание семьи, рождение и воспитание детей; 3 9

— жить, ни в чем себе не отказывая, не иметь никаких за- 26 51

претов; 13,5 1

— не определился 12,5 10,5

Как видим, и у старшеклассников (26%), и у учителей (51%) на первом месте стоит смысл «создание семьи, рождение и воспитание детей»; на втором месте, опять-таки и у старшеклассников (17%), и у учителей (24%), стоит смысл «раскрытие своих способностей на пользу людям». Все остальные смыслы у старшеклассников и у учителей сильно рознятся. Если говорить о православно ориентированном выборе, то его сделали 84% учителей и меньше половины старшеклассников (46%).

Большой процент старшеклассников (12,5%) и учителей (10,5%) не смогли определиться в предложенных смыслах жизни.

9 Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М., 1994.

С. 3.

10 Там же. С. 126.

Таблица 19

Варианты ответов суммированные Старшекл., % Учителя, %

Православно ориентированный выбор: раскрытие своих способностей на пользу людям; создание семьи, рождение и воспитание детей; спасение души, достижение Царствия Небесного 46 84

Православно дезориентированный выбор: жить, ни в чем себе не отказывая, не иметь никаких запретов; иметь престижную работу и власть над людьми; достижение материального благополучия 41,5 5,5

Затруднились ответить 12,5 10,5

Следующее высказывание: «Не живите лишь земными интересами. Здешние блага хрупки и непостоянны. Не собирайте себе других сокровищ, кроме мудрости, добродетели и благочестия» — позволяет уточнить, насколько евангельская позиция наших предков: ищите прежде Царствия Божия, и это все (земное, мирское) приложится вам, доминирует над позицией достижения материального благополучия в жизни земной современного молодого человека и учителя (табл. 20).

Таблица 20

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, %

1 — согласен полностью 10,5 22,5 59,5

2 — согласен частично 18,5 43,5 24,5

3 — скорее согласен, чем не согласен 14,5 12,5

4 — скорее не согласен, чем согласен 14 9 27

5 — не согласен частично 15 46 9

6 — не согласен полностью 17 9

7 — затрудняюсь ответить 10,5 10,5 13,5 13,5

Отношение к дню воскресному

Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя да будет посвящен Господу Богу твоему».

Этой заповедью Господь повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать служению Богу, на святые и угодные Ему дела. Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, просвещение ума и сердца полезными познаниями, благочестивые беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных, милостыня и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели — суббота (что по древнееврейски значит «покой») — в воспоминание творения Господом Богом мира («...и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал», Быт 2. 2). В Новом Завете со времени святых апостолов стал праздноваться первый день недели — воскресный, в воспоминание Воскресения Христова.

Под именем седьмого дня подразумевается не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью (Пасха, двунадесятые праздники и другие).

Вопрос: «Как Вы считаете лучше всего проводить воскресный день?»

Таблица 21

Варианты ответов Старшекл., % Учителя, %

— отдыхать: смотреть телевизор, читать газеты, журналы; 27,5 13

— отдыхать на природе, наслаждаясь красотой творения 12,5 39

Божьего;

— переделать все домашние дела, которые скопились за

неделю; 13 13

— общаться с друзьями, дружба с которыми духовно обо-

гащает, учит добру; 34 22

— ходить в церковь; 2 8,5

— не делаю различия между воскресеньем и другими дня- 8,5 3

ми недели;

— не знаю 2,5 1,5

Как видим из результатов исследования, эта заповедь не особо принимается ни старшеклассниками (меньше половины — 48,5%), ни учителями (немного больше половины — 69,5%).

Таблица 22

Варианты ответов суммированные Старшекл., % Учителя, %

Православно ориентированный выбор: ходить в церковь; отдыхать на природе, наслаждаясь красотой творения Божьего; общаться с друзьями, дружба с которыми духовно обогащает, учит добру 48,5 69,5

Православно дезориентированный выбор: не делаю различия между воскресеньем и другими днями недели; отдыхать: смотреть телевизор, читать газеты, журналы; отдыхать на природе, наслаждаясь красотой творения Божьего 49 29

Затруднились ответить 2,5 1,5

Нижеследующий вопрос является показательным в плане толерантности к религиозным предпочтениям близкого человека. Православно ориентированную позицию относительно выполнения религиозных обрядов заняло 86,5%

старшеклассников и 93,5% учителей. Это еще раз подтверждает с позиции психологии ненасилия, что православие является толерантной системой построения отношений (А.Г. Козлова).

Вопрос: «Мой друг (подруга) верит в Бога и каждое воскресенье ходит в церковь, оставляя меня. Как мне поступить?»

Таблица 23

Варианты ответов Старшекл., % Учителя,%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— можно встречаться в другие дни; 18,5 33

— поставить условие: «либо я, либо церковь»; 1 0,5

— ходить в церковь вместе; 17,5 24,5

— пусть ради меня ходит в церковь не каждый выходной; 2,5 0,5

— по воскресеньям можно встречаться и после церкви 50,5 36

— расстаться; 2,5 1,5

— не знаю 7,5 4

Таблица 24

Варианты ответов суммированные Старшекл., % Учителя, %

Православно ориентированный выбор: можно встречаться в другие дни; ходить в церковь вместе; по воскресеньям можно встречаться и после церкви 86,5 93,5

Православно дезориентированный выбор: поставить условие: «либо я, либо церковь»; пусть ради меня ходит в церковь не каждый выходной 6 2,5

Затруднились ответить 7,5 4

Понимание антропологической сущности человека

Антропология (от грен. апШгоро8 — человек, logos — слово, учение) — это наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Очевидно, мировоззрение существенно определяет подходы к пониманию антропологической сущности человека и, более того, уже выделилась христианская антропология как научное направление11.

Исследование понимания антропологической сущности человека старшеклассниками и учителями велось нами по трем аспектам:

• понимание человека как творения по образу и подобию Божию;

11 См.: Несмелое В.И. Наука о человеке. В 2-х тт. Казань, 1898 (Т. 1), 1906 (Т. 2); Шехоцова Л.Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб., 2000.

• понимание смертности тела человека и бессмертности его души;

• понимание духовной составляющей здоровья человека.

Было дано высказывание: «Даже у самого жестокого и порочного преступника где-то глубоко внутри есть искра порядочности».

Таблица 25

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя,%

1 — согласен полностью 22 63,5 18 58

2 — согласен частично 23 20

3 — скорее согласен, чем не согласен 18,5 20

4 — скорее не согласен, чем согласен 12 31,5 12,5 33,5

5 — не согласен частично 8,5 3

6 — не согласен полностью 11 18

7 — затрудняюсь ответить 5 5 8,5 8,5

Ответ на этот вопрос зависит от воззрения опрашиваемых на природу происхождения человека: а) человек создан Богом по образу и по подобию Его и природа его остается неизменной; б) человек — продукт эволюции, и предки его имели общее психофизиологическое начало с обезьяной.

Согласно христианской антропологии образ Божий заложен в самой природе человеческого духа; он троичен и проявляется в разуме человека, его чувствах и желаниях. Что же касается подобия Божия, то оно от рождения в личность не закладывается. Не случайно Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других святых, в земле Российской просиявших, называют «преподобные». Они раскрыли в себе подобие Божие: это духовно-нравственная сторона бытия. Учение о креативном происхождении человека постулирует: образ Божий нерушим в каждом из нас, а вот подобие Божие должен в себе обновлять и укреплять всякий человек — это и есть задача жизни человеческой. С этой позиции самый жестокий и порочный преступник несет в себе образ Божий (и в этом смысле — «где-то глубоко внутри есть искра порядочности»), а вот подобие Божие утрачено таким человеком полностью. Суть педагогических воздействий на человека, по большому счету, должна сводиться именно к тому, чтобы помочь ему встать на путь уподоблению Божиему, опираясь на нерушимость в нем образа Божия. То, что всего лишь 58% учителей согласились с тем, что «даже у самого жестокого и порочного преступника где-то глубоко внутри есть искра порядочности», свидетельствует, видимо, об эволюционном понимании ими природы происхождения человека. Отрадно видеть, что старшеклассники дали более высокий показатель согласия с данным высказыванием (63,5%) по сравнению с учителями, что может говорить о некотором отходе молодого поколения от эволюционных позиций и о ббльшей вере в глубинную порядочность человека.

Высказывание: «Смерть — это переход души в другой мир, продолжение ее жизни в вечности».

Таблица 26

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя,%

1 — согласен полностью 27,5 63 35,5 60

2 — согласен частично 21 10,5

3 — скорее согласен, чем не согласен 14,5 14

4 — скорее не согласен, чем согласен 6 19 4,5 14,5

5 — не согласен частично 4 2

6 — не согласен полностью 9 8

7 — затрудняюсь ответить 18 18 25,5 25,5

Высказывание принято примерно одинаковым процентом старшеклассников и учителей (63% и 60% соответственно) (табл. 26). Примечательно, что 25,5% учителей (каждый четвертый) не смогли определиться в ответе, хотя понимание того, что есть смерть, имеет принципиальное значение для педагогики.

Высказывание: «Главная причина нездоровья всегда духовная. Требуется осмыслить свое отношение к Богу, к Его заповедям и свою жизнь, а не спешить за помощью к экстрасенсам, “целителям ” и астрологам».

Таблица 27

Варианты ответов Старшеклассники, % Учителя, %

1 — согласен полностью 14,5 31 66,5

2 — согласен частично 16,5 42,5 22,5

3 — скорее согласен, чем не согласен 11,5 13

4 — скорее не согласен, чем согласен 12,5 8 22,5

5 — не согласен частично 15,5 47,5 5

6 — не согласен полностью 19,5 9,5

7 — затрудняюсь ответить 10 10 11 11

В данном высказывании заложено понимание духовной составляющей здоровья человека. Исходя из понимания природы человека как единства духовного, психического и телесного, христианская антропология определяет иерархичность: главенствующее начало имеет духовное. Поэтому истинное здоровье человека состоит в здоровье его духа: в способности и желании жить по заповедям Господним, духовно совершенствоваться, возрастать в добродетелях и искоренять имеющиеся недостатки и пороки. Болезни Господь попускает людям за грехи для их осознания и искупления, для изменения порочного образа жизни и понимания, что земная жизнь — это краткий миг, за которым стоит вечность, а какая она будет для человека, зависит от его жизни. Возможно, Господь попускает болезни детям за грехи родителей, чтобы горе сокрушило их безумную жизнь, заставило задуматься и измениться. Отсюда и отношение к болезни, заложенное в менталитете наших предков: смиренное принятие воли Божией, осознание своей греховности и грехов, за которые попущена болезнь, покаяние и изменение образа жизни. Молитва, пост, милостыня и другие добродетели умилостивляют

Господа, и Он ниспосылает исцеление от болезней. Если человек обращался к врачам, то просил благословения Божия на лечение тела, а душу, кроме Бога, не доверял никому.

Такое понимание причин нездоровья оказалось достаточно чуждым: современный человек больше ориентируется на достижения медицины, нежели на духовное осмысление происходящего с ним. К тому же пропаганда нетрадиционных методов лечения, астрологии, биоэнергетики, экстрасенсорики — все это способствует еще большему отдалению человека от осознания того, что главная причина нездоровья — всегда духовная. Результаты исследования это подтверждают (табл. 27).

Выводы

Вывод первый. Разработанные нами вопросники позволяют определить степень опоры на традиционные для российского народа духовно-нравственные ценности при решении различных жизненных ситуаций и выявляют отношение респондентов к нравственным постулатам, основанным на евангельских заповедях.

Вывод второй. Нравственно ориентированный выбор (положительное принятие христианских ценностей) делает почти три четверти старшеклассников, однако значительный процент учащихся, сделавших нравственно ориентированный выбор, характеризуется либо крайней противоречивостью в действиях и суждениях, либо тем, что человек о многом в духовно-нравственном плане не задумывался и не имеет своего мнения. Большинство старшеклассников (по первому вопроснику 40,7%; по второму — 30,65%) находятся в пограничном состоянии. Другими словами, нравственно ориентированный выбор, сделанный учеником старших классов без прочного духовно-нравственного фундамента, за пределами стен школы, при столкновении с реальной жизнью, ее возможностями и соблазнами может стать другим.

Этот сделанный нами вывод находит подтверждение у К.В. Ельницкого, который писал о необходимости воспитывать юношество в христианском направлении. Иначе, «не имея твердого основания под ногами, он пойдет по тому пути, на который натолкнет его действительность, не всегда направляющая по доброму, нравственному пути; он будет делать то, что выгоднее для него, что подскажут ему его грубые инстинкты, а не то, что требуется долгом, нравственным законом»12.

Педагогическое резюме напрашивается само собой: нужно, чтобы учащиеся задумывались о духовно-нравственной стороне бытия, и не только задумывались, но и постигали христианские основы нравственности.

Вывод третий. Исследование позволило определить точки разрыва и точки преемственности традиции и современной жизни: традиционные семейные отношения, почитание родителей («родители — это свято» и по пятой заповеди наивысшей показатель принятия: 95,5% старшеклассников и 98% учителей счи-

12 Ельницкий К.В. О воспитании / Сост.-ред. А.П. Фурсов (Золотой фонд педагогики) М., 2004. С. 159.

тают, что родителям надо помогать всегда и всем, вниманием, заботой, помощью в домашних делах, материально). Это с одной стороны. С другой стороны, наиболее высокий показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на вопросы, связанные с отношением между полами, причем это касается как старшеклассников, так и учителей.

Таким образом, проведенное нами исследование духовно-нравственных ценностей и ориентаций старшеклассников и учителей позволило выявить весьма актуальную тематику духовно-нравственного содержания в воспитательной работе со старшеклассниками и в работе с педагогами в системе повышения квалификации, а именно духовно-нравственное освещение вопросов пола. Известно, что в настоящее время вопрос полового воспитания стоит достаточно остро и в научном плане, и в практике педагогического процесса. Результат педагогических поисков и усилий в этом направлении, как показало проведенное нами исследование, пока отрицателен, и здесь встает задача дальнейшего поиска путей формирования нравственно ориентированной позиции молодежи в вопросах половой морали.

Вывод четвертый. Проведенный нами корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и верности в супружеской жизни: 75,5% старшеклассников, считающих обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, настроены на сохранение верности в супружеских отношениях; а из тех старшеклассников, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу: «человек сам решает, когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом», 71,9% считают нарушение верности в браке возможным и иногда даже полезным. Другими словами, не хранящий девственную чистоту до брака не ориентирован на сохранение верности в браке.

Корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении целомудрия, девственной чистоты и такими острыми современными жизненными проблемами, как аборты, использование в речи нецензурной лексики, суицид. Оказалось, что среди тех, кто считает обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, значительно выше процент тех, кто настроен на отвержение искусственного прерывания беременности, не приемлет нецензурной лексики, считает, что человек не имеет права лишить себя жизни ни при каких обстоятельствах. И наоборот, среди тех респондентов, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения, значительно выше процент тех, кто приемлет искусственное прерывание беременности, нецензурную лексику, суицид.

Корреляционный анализ позволяет констатировать, что те респонденты, которые не ориентированы на сохранение целомудрия до брака, в большей мере отрицают необходимость передачи целомудренного отношения к добрачной девственной чистоте: 54% против 17%, и в меньшей мере согласны принять это в укладе жизни: 38% против 79%. Полученный факт свидетельствует о тенденции прерывания традиции целомудренного воспитания детей.

Вывод пятый. Разработанные нами вопросники позволяют определить место религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ори-

ентиров старшеклассников и учителей, а также их отношение к укладу жизни в русской православной традиции.

Среди опрошенных респондентов понимание и принятие первых четырех заповедей на основании вопросов, выявляющих отношение к религии, вере и Церкви, показали от 38,5% до 51% старшеклассников и от 48% до 65,5% учителей.

Religion, Faith, Church within the System of Senior Students and Teachers’ Moral Values and Spiritual Guides

Berseneva T. A.

The study by Berseneva provides the results of the survey of the moral and spiritual values of St. Petersburg’s senior pupils (10th — 11th forms) and secondary school teachers, which on the one hand, show the destruction of the fundamentals of the educational scheme in a big city and, on the other hand, are estimated by the author rather optimistically, “if one considers seriously the extremely strong influence of mass media on creating a more than permissive attitude to premarital relationship. There are also identified the ways of the whole society’s moral and spiritual survival.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.