Научная статья на тему 'Религия в жизни современных британских африканцев'

Религия в жизни современных британских африканцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ / АФРИКАНСКИЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АФРИКАНСКИЕ МИГРАНТЫ / БРИТАНСКИЕ МИГРАНТЫ / РЕЛИГИЯ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / AFRICAN CHURCHES / AFRICAN COMMUNITIES / INTERRELIGIOUS RELATIONS / AFRICAN MIGRANTS / BRITISH MIGRANTS / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпов Г. А.,

Рассмотрены особенности деятельности африканских церквей, а также основные аспекты межрелигиозных отношений. Следует констатировать, что для развития религиоведения вообще и, в частности, вопросов о религии в жизни современных британских африканцев в частности необходимо выработать некоторую единую методологию, которая могла бы стать универсальной для исследования социальных проявлений религии в рамках социальной философии, а также других социальных наук, таких как социология, политология и т.д. Актуальность темы обусловлена тем, что африканские сообщества Великобритании, составляющие к 2010-м гг. около 1,5% населения страны, относятся к одной из самых молодых и динамично развивающихся этнических групп. Мигранты из Африки представлены практически во всех сферах жизни британского общества политике, экономике, бизнесе, культуре, спорте, науке, масс-медиа. Для поддержания своего мировоззрения и особого образа жизни африканцы опираются на собственные религиозные движения. В отличие от англиканской церкви, христианские организации выходцев из Африки не находятся в упадке, а сохраняют и накапливают общественный авторитет, выступая одним из неотъемлемых атрибутов современной жизни африканских сообществ. Религия для африканцев, проживающих в Великобритании, служит цементирующим фактором, позволяющим сохранять традиционные ценности, поддерживать культуру взаимной поддержки и чувство принадлежности к своей общине. Африканские церкви весьма активны не только в Великобритании, но и в других странах Западной Европы и США. Они занимаются благотворительностью, реализуют образовательные и медицинские программы, берут на себя значительную социальную нагрузку по работе с неблагополучными семьями. В заключении подведены итоги по исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN THE LIFE OF MODERN BRITISH AFRICAN

The article discusses the features of the activities of African churches, as well as the main aspects of interreligious relations. If we talk about the peculiarities of the methodology of studying religion, it should be noted that for the development of religious studies in general and, in particular, questions about religion in the life of modern British Africans in particular, it is necessary to develop some unified methodology that could become universal for studying the social manifestations of religion in the framework of social philosophy, as well as other social sciences, such as sociology, political science, etc. Religion for Africans living in the UK serves as a cementing factor to preserve traditional values, maintain a culture of mutual support and a sense of belonging to their community. The relevance of the topic is due to the fact that the African communities of Great Britain, constituting by the 2010s. About 1.5% of the country's population are among the youngest and most dynamically developing ethnic groups. Migrants from Africa are represented in almost all spheres of life in British society politics, economics, business, culture, sports, science, and media. To maintain their worldview and a special way of life, Africans rely on their own religious movements. Unlike the Anglican Church, Christian organizations of people of African descent are not in decline, but retain and accumulate public authority, acting as one of the essential attributes of the modern life of African communities. Religion for Africans living in the UK serves as a cementing factor to preserve traditional values, maintain a culture of mutual support and a sense of belonging to their community. African churches are very active not only in the UK, but also in other countries of Western Europe and the USA. They are engaged in charity work, implement educational and medical programs, and take on a significant social burden in working with dysfunctional families. In conclusion, summarized on the topic under study.

Текст научной работы на тему «Религия в жизни современных британских африканцев»

УДК 94(410):282/288 Шр§://<М.ог^10.34680/2411-7951.2019.4(22).4

Г.А.Карпов

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ БРИТАНСКИХ АФРИКАНЦЕВ

Рассмотрены особенности деятельности африканских церквей, а также основные аспекты межрелигиозных отношений. Следует констатировать, что для развития религиоведения вообще и, в частности, вопросов о религии в жизни современных британских африканцев в частности необходимо выработать некоторую единую методологию, которая могла бы стать универсальной для исследования социальных проявлений религии в рамках социальной философии, а также других социальных наук, таких как социология, политология и т.д. Актуальность темы обусловлена тем, что африканские сообщества Великобритании, составляющие к 2010-м гг. около 1,5% населения страны, относятся к одной из самых молодых и динамично развивающихся этнических групп. Мигранты из Африки представлены практически во всех сферах жизни британского общества - политике, экономике, бизнесе, культуре, спорте, науке, масс-медиа. Для поддержания своего мировоззрения и особого образа жизни африканцы опираются на собственные религиозные движения. В отличие от англиканской церкви, христианские организации выходцев из Африки не находятся в упадке, а сохраняют и накапливают общественный авторитет, выступая одним из неотъемлемых атрибутов современной жизни африканских сообществ. Религия для африканцев, проживающих в Великобритании, служит цементирующим фактором, позволяющим сохранять традиционные ценности, поддерживать культуру взаимной поддержки и чувство принадлежности к своей общине.

Африканские церкви весьма активны не только в Великобритании, но и в других странах Западной Европы и США. Они занимаются благотворительностью, реализуют образовательные и медицинские программы, берут на себя значительную социальную нагрузку по работе с неблагополучными семьями. В заключении подведены итоги по исследуемой теме.

Ключевые слова: африканские церкви, африканские сообщества, межрелигиозные отношения, африканские мигранты, британские мигранты, религия, новые религиозные движения

Абсолютное большинство приезжих из Африки в Великобритании исповедуют христианство, но не в

рамках европейских церквей (англиканской, католической и т.д.), а на основе собственных религиозных объединений. Такие африканские ответвления христианства получили название новые религиозные движения ("African new religious movements"). Они представляют разнообразные направления христианства со значительными вкраплениями африканской культуры. В современной Великобритании наиболее активны церкви из Нигерии, Зимбабве и Ганы.

Одной из первых христианских миссий африканцев в Великобритании стала «Миссия африканских церквей» в Ливерпуле, основанная нигерийцем Дэниелсом Экарте, она действовала с 1931 г. по 1964 г. [1, с. 488-501]. В число крупнейших нигерийских миссий, работающих в Великобритании, можно включить также церковь «Аладура»1. Первый британский филиал Аладуры начал работу в Лондоне в 1964 г. Кроме нее значительным влиянием среди мигрантов из Африки пользуется «Африканская церковь посвященных» ("African initiated church"), продолжающая традиции Эфиопской православной церкви.

На внешние и внутренние миграционные потоки в Африке оказала заметное влияние религиозная секта из Зимбабве «Джовани Масове Чишану» ("Jowani Masowe Chishanu")2. Идеология данной организации представляет из себя сочетание протестантизма и местных культов. Особая роль придается практике духовного поиска и распространению своих взглядов посредством переселения проповедников в соседние страны. Для обоснования подобных перманентных перемещений адептов учения активно используются библейские сюжеты, в том числе, исход евреев из Египта. Сторонников этой секты можно встретить во многих городах Центральной и Восточной Африки, а также за пределами континента [2, c. 84-95].

В Великобритании распространена деятельность филиалов практически всех протестантских церквей Зимбабве (пятидесятники, методисты, баптисты, англикане и пр.). Некоторые пятидесятнические церкви из этой страны открыли свои британские ячейки до массовой эмиграции зимбабвийцев, еще в середине 1980-х гг. В частности, церковь "FIFMI" ("Forward in Faith Ministries International") [3] начала работать в Великобритании в 1985 г., но активный рост переживает лишь с 2000-х гг., имея сейчас свыше 70 ячеек. Из нее в 2007 г. выделилась группа адептов и образовала собственную церковь ("Agape for All Nations Ministries International"), насчитывающую сейчас по стране более 50 приходов. С 2000 г. начинает свою историю еще одна британская зимбабвийская церковь пятидесятников, «Миссия апостольской веры» ("Apostolic Faith Mission International Ministries UK"). Она включает до полусотни приходов в разных городах страны. Костяк одного прихода

1 Аладура — это одно из направлений христианства, основанное в Нигерии в 1918 г. На языке йоруба «аладура» означает «молящиеся». Филиалы церкви действуют не только в Великобритании, но в и в других странах ЕС. Численность последователей сейчас превышает 3 млн. человек.

2 Секта была основана в 1931 г. в Южной Родезии проповедником по имени Джоан Масове (Johane Masowe, 1914—1973). В настоящее время численность ее адептов оценивается в 6 млн. человек. Одна из крупнейших религиозных сект Зимбабве.

пятидесятников формируется, как правило, из 50—300 активных прихожан. От протестантов стараются не отставать и католики, чье присутствие стало заметным, например, в Бирмингеме, где у зимбабвийцев возникла своя католическая конгрегация ("Zimbabwean Catholic congregation in Birmingham") [4, c. 201].

Африканские церкви в современных условиях не встречают, как правило, заметного противодействия для своей деятельности со стороны британских властей. Крайняя терпимость руководства страны к религиозной деятельности мигрантов создает благоприятные условия для роста влияния подобных структур. При этом официальная позиция может отнюдь не совпадать с мнением рядовых граждан. Здесь возникает встречное обстоятельство, обеспечивающее африканским церквям стабильный приток прихожан, — это неприятие африканцев местным населением не только, как представителей другой расы, но и как единоверцев.

Отчуждение африканцев (разумеется, христиан) в англиканских приходах, по мнению некоторых исследователей, послужило главной причиной возникновения и расширения сети африканских церквей в Великобритании. Мигранты из Африки, начав активно приезжать в 1960—1970-х гг., обнаружили, что их не воспринимают как равных в английских церквях. Место церкви и религии в обществе были иными, чем то, с чем привыкли иметь дело африканцы у себя на исторической родине. Хотя в основных постулатах это было, конечно, христианство, но стиль службы и характер общения прихожан друг с другом заметно отличались. Заметные несоответствия проявились еще в XIX в., когда миссионерские структуры из метрополии познакомили африканцев с христианством.

По мнению профессора Афе Адогаме из университета Байройта, африканскому христианству в Великобритании свойственно большое количество течений, отсутствие миссионерских целей, участие в политической риторике по проблемам расизма, стремление взаимодействовать с христианами по всему миру. Африканские церкви используют «обмен кафедрами» ("the switching or exchange of pulpits"), когда представитель одной конгрегации выступает с серией лекций и проповедей в других общинах, независимо от различий во взглядах и доктринальных расхождений. Христианские объединения африканцев по составу остаются практически полностью африканскими, и по мере сил отстаивают интересы именно мигрантов из Африки [1].

Африканские церкви весьма активны не только в Великобритании, но и в других странах Западной Европы и США. Они занимаются благотворительностью, реализуют образовательные и медицинские программы, берут на себя значительную социальную нагрузку по работе с неблагополучными семьями.

Приблизительно треть британских африканцев — не старше 16 лет. На возрастную группу от 20 до 44 лет приходится около 60% населения африканских диаспор. По данным переписи 2001 г., среди африканцев в возрасте до 16 лет больше половины (65%) родилось в Великобритании, примерно 25% из них — младше 4 лет.

Африканские мигранты не утратили в Великобритании традицию многодетности. 16% семей выходцев из Африки состоят из пяти и более членов. Абсолютное большинство африканцев (до 75%) состоят в браке. Среди коренных британцев, например, семейных людей меньше половины. Высокая рождаемость, присущая всем (а не только первому) поколениям выходцев из Африки, вместе с сохранением в их среде традиционных ценностей обуславливает значительный естественный рост численности африканских диаспор в первые десятилетия XXI в.

Норвежский ученый Гауденсия Мутема из Бергенского университета указывает на огромную значимость не только христианства, но и вообще религии в жизни африканских мигрантов. Религиозные структуры оказывают африканцам материальную (жилье, питание, кредиты) и духовную (в т.ч. воспитание детей, пропаганда здорового образа жизни) помощь, участвуют в организации денежных переводов, построении социальных связей, переселений и поиске убежища (для кого-то миграция из страны или даже всего континента вообще была единственным способом остаться в живых) [5, c. 274]. Особенно успешно такую деятельность осуществляют церкви пятидесятников, в частности, «Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке»3 и мусульманское объединение «Нация ислама»4.

Разумеется, межрелигиозные отношения в Великобритании нельзя назвать безоблачными. В частности, если подавляющее большинство британских нигерийцев (около 90%) исповедуют различные течения христианства (англикане, харизматы, пятидесятники), то остальные — преимущественно мусульмане. Имидж последних в глазах британского общества оставляет желать лучшего, хотя их численность совсем невелика, примерно 15—20 тыс. человек. Представлены они главным образом народностями хауса и йоруба с незначительными включениями игбо и бини. Нигерийские мусульмане в Великобритании придерживаются в основном суннитского ислама, а конкретно — ханафитского и шафиитского мазхабов, чрезвычайно редки среди них шииты и суфии [6, c. 6-8]. Наиболее сильны исламские традиции среди представителей народа хауса, они сохранили много религиозных ограничений в еде, одежде, поведении [7, c. 41].

Настороженное отношение к нигерийцам-мусульманам в британском обществе сформировалось не

3 Zimbabwe Assemblies of God Africa (сокр. ZAOGA) — христианская пятидесятническая церковь, базируется в Хараре, столице Зимбабве. Основана в 1960 г. В настоящий момент имеет около 4 тыс. общий в 108 странах, объединяет примерно 2 млн прихожан.

4 Nation of Islam — африканская организация, основанная в 1930 г. в США (г. Детройт). Религиозная доктрина опирается на ценности традиционного ислама, но сильно отличается от него в деталях. Цель организации — улучшение духовного, социального и экономического положения африканцев в США и других странах. Точная численность филиалов и членов неизвестна.

случайно. Громкое убийство военнослужащего, Ли Ригби, в Лондоне 22 мая 2013 г. совершили два мусульманских радикала нигерийского происхождения, Майкл Адеболаджо и Майкл Адебовале (оба выросли в Великобритании).

В 12 из 36 штатов Нигерии действуют законы шариата. Мусульмане из Нигерии рассматривают шариат как эффективную правовую систему, которую можно использовать для борьбы с бедностью, голодом и коррупцией. В свою очередь, британские власти и рядовые граждане, не понаслышке знакомые с проявлениями радикального ислама, испытывают опасения, что нигерийцы, которые не теряют связь с исторической родиной, и в Великобритании способствуют тому, что расширяется практика шариатского права [7, с. 34]. Известно, что функционирование шариатских судов в Великобритании распространено уже много лет, хотя область их применения пока ограничена (в основном, семейной сферой) [8].

Религия для нигерийцев служит фундаментом для самоидентификации, что хорошо прослеживается как среди представителей старшего поколения нигерийцев, родившихся в Нигерии, но давно живущих в Великобритании, так у молодых нигерийцев, уроженцев Туманного Альбиона. Нигерийская диаспора Великобритании имеет свои особенности, к примеру, отсутствие жесткого антагонизма между христианами и мусульманами. В среде британских нигерийцев не редкость межрелигиозные браки. Хотя на их исторической родине межрелигиозные отношения иногда приобретают очень серьезный оборот [9, с. 1].

В религиозном плане среди африканских мигрантов преобладают христиане (до 65%), формирующие большинство в нигерийской, кенийской и зимбабвийской диаспорах. Значительна доля мусульман (примерно 20%), которые доминируют, в частности, среди выходцев из Сомали [9, с. 1].

Место и статус религии в жизни африканских диаспор современной Великобритании существенно отличается от положения дел в принимающем обществе. Среди британцев ее влияние падает, среди мигрантов из Африки — сохраняется, в чем-то даже возрастает. Религиозные структуры служат целям объединения и консолидации африканских общин, оказывают им существенную поддержку в общественной, благотворительной и образовательной деятельности.

Религия выступает как один из аспектов самоидентификации приезжих из Африки и их потомков, укрепляет ее, помогает создать систему мировоззренческих координат и определить в ней свое место. Бесспорно, что идентичность африканских мигрантов в полноценном виде еще не сложилась и, вероятно, так же, как и британская идентичность, находится в кризисе. Но кризис африканской идентичности и кризис британской идентичности — это два разных кризиса, первый — со знаком плюс, второй — со знаком минус.

Идентичность африканцев еще не сформировалась, она находится на пути становления и, преодолевая внутренние и внешние препоны, развивается. Идентичность британцев перестает представлять из себя целостную систему, размывается и дробится. В ее случае речь идет не об изменении, а об исчезновении, как в нематериальном плане, так и в чисто физическом аспекте, путем старения и сокращения численности ее носителей, коренных британцев.

Аналогичную параллель можно провести и применительно к другим сторонам жизни британских африканцев. Их численность и влияние в современной Великобритании растут. Безусловно, африканцы сталкиваются с рядом проблем (внешних и внутренних) в британском обществе, но эти трудности не носят катастрофичный характер, они преодолимы, причем без каких-либо серьезных потерь для самих африканцев.

1. Adogame A. Betwixt Identity and Security: African New Religious Movements (ANRMs) and the Politics of Religious Networking in Europe. Center for Studies on New Religions, 2001 [Электр. ресурс]. URL: http://www.cesnur.org/2001/london2001/adogame.htm (дата обращения: 14.07.2019).

2. Mutema G. Religion and African Migration: A Survey // Religion Compass. 2010. Vol. 4/5. Р. 274.

3. FIFMI [Электр. ресурс]. URL: http://fifmi.org (дата обращения: 14.07.2019).

4. The Nigerian Muslim Community in England. Understanding Muslim Ethnic Communities // Change Institute, Communities and Local Government. London, 2009. P. 6-8.

5. Pasura D. Modes of incorporation and transnational Zimbabwean migration to Britain // Ethnic and Racial Studies. 2013. Vol. 36. Issue 1. P. 201.

6. The Nigerian Muslim Community in England. Understanding Muslim Ethnic Communities // Change Institute, Communities and Local Government. London, 2009. P. 7.

7. Mukonyora I. Masowe Migration: A Quest for Liberation in the African Diaspora // Religion Compass. 2008. Vol. 2/2. P. 84-95.

8. Hickley М. Islamic sharia courts in Britain are now «legally binding» [Электр. ресурс] // MailOnline, 15 September 2008. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1055764/Islamic-sharia-courts-Britain-legally-binding.html (дата обращения: 14.07.2019).

9. Ethnic minorities in Great Britain // Commission for Racial Equality. London, 2007. P. 1.

References

1. Adogame A. Betwixt Identity and Security: African New Religious Movements (ANRMs) and the Politics of Religious Networking in Europe. Center for Studies on New Religions, 2001. Available at: http://www.cesnur.org/2001/london2001/adogame.htm (accessed: 14.07.2019).

2. Mutema G. Religion and African Migration: A Survey. Religion Compass, 2010, vol. 4/5, p. 274.

3. FIFMI. Available at: http://fifmi.org (accessed: 14.07.2019).

4. The Nigerian Muslim Community in England. Understanding Muslim Ethnic Communities. Change Institute, Communities and Local Government. London, 2009, pp. 6-8.

5. Pasura D. Modes of incorporation and transnational Zimbabwean migration to Britain. Ethnic and Racial Studies, 2013, vol. 36, iss. 1, p. 201.

6. The Nigerian Muslim Community in England. Understanding Muslim Ethnic Communities. Change Institute, Communities and Local Government. London, 2009, p. 7.

7. Mukonyora I. Masowe Migration: A Quest for Liberation in the African Diaspora. Religion Compass, 2008, vol. 2(2), pp. 84-95.

8. Hickley М. Islamic sharia courts in Britain are now "legally binding". MailOnline, 15 September 2008. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1055764/Islamic-sharia-courts-Britain-legally-binding.html (accessed: 14.07.2019).

9. Ethnic minorities in Great Britain. Commission for Racial Equality. London, 2007, p. 1.

Karpov G.A. Religion in the life of modern British African. The article discusses the features of the activities of African churches, as well as the main aspects of interreligious relations. If we talk about the peculiarities of the methodology of studying religion, it should be noted that for the development of religious studies in general and, in particular, questions about religion in the life of modern British Africans in particular, it is necessary to develop some unified methodology that could become universal for studying the social manifestations of religion in the framework of social philosophy, as well as other social sciences, such as sociology, political science, etc. Religion for Africans living in the UK serves as a cementing factor to preserve traditional values, maintain a culture of mutual support and a sense of belonging to their community. The relevance of the topic is due to the fact that the African communities of Great Britain, constituting by the 2010s. About 1.5% of the country's population are among the youngest and most dynamically developing ethnic groups. Migrants from Africa are represented in almost all spheres of life in British society - politics, economics, business, culture, sports, science, and media. To maintain their worldview and a special way of life, Africans rely on their own religious movements. Unlike the Anglican Church, Christian organizations of people of African descent are not in decline, but retain and accumulate public authority, acting as one of the essential attributes of the modern life of African communities. Religion for Africans living in the UK serves as a cementing factor to preserve traditional values, maintain a culture of mutual support and a sense of belonging to their community.

African churches are very active not only in the UK, but also in other countries of Western Europe and the USA. They are engaged in charity work, implement educational and medical programs, and take on a significant social burden in working with dysfunctional families. In conclusion, summarized on the topic under study.

Keywords: African churches, African communities, interreligious relations, African migrants, British migrants, religion.

Сведения об авторе. Григорий Алексеевич Карпов — кандидат исторических наук; Институт Африки РАН, младший научный сотрудник; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.08.2019. Принята к публикации 30.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.