Научная статья на тему 'Религия в современном мире: характер трансформаций'

Религия в современном мире: характер трансформаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1803
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКИЕ УНИВЕРСУ-МЫ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТЬ / TEENAGER / TEEN / YOUTH COMMUNITY / YOUTH SUBCULTURE / INDIVIDUALITY / CREATIVITY / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Четверткова Анна Валерьевна

Статья посвящена осмыслению места религии в современном мире и транс-формациям религиозного сознания современного человека. Вопрос «выбора веры» рассмат-ривается как актуальная проблема современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN THE MODERN WORLD: CHARACTER TRANSFORMATIONS

The article is devoted to comprehension the place of religion in the contemporary world and transformations of religious consciousness of modern man. The question of "choice of faith" is seen as a current problem.

Текст научной работы на тему «Религия в современном мире: характер трансформаций»

УДК 009

А. В. Четверткова

Екатеринбург, Россия

РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ХАРАКТЕР ТРАНСФОРМАЦИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: религия, мировоззрение, повседневность, символические универсумы, трансцендентальность.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена осмыслению места религии в современном мире и трансформациям религиозного сознания современного человека. Вопрос «выбора веры» рассматривается как актуальная проблема современности.

A. V. Chetvertkova

Yekaterinburg, Russia

RELIGION IN THE MODERN WORLD: CHARACTER TRANSFORMATIONS

KEYWORDS: teenager, teen, youth community, youth subculture, individuality, creativity, self-expression.

ABSTRACT. The article is devoted to comprehension the place of religion in the contemporary world and transformations of religious consciousness of modern man. The question of "choice of faith" is seen as a current problem.

Религия является одной из древнейших форм общественного сознания. Во все времена жизни человека она в разной степени, но, так или иначе, определяла его быт и образ жизни, т.к., являясь именно культурным феноменом, оказывала влияние на культуру, которую человек творит и в которой живет. Религия как система представлений о мире, обращала внимание человека не только на внешний, окружающий его мир, но и на внутренний: она определяла его отношение к самому себе и к миру, проще, помогала человеку самоопределять себя как человека в мире и как личность в обществе. «По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения», находим мы в Философском энциклопедическом словаре [5. С. 576].

Акцент в данной работе поставлен на понимание религии как особого способа описания и определения мира человеком,

51

на её место в процессе становления личности, идентифицирующей себя с той или иной культурой.

Ключевыми категориями нашей работы выступают понятия повседневный жизненный мир (объективно-

субъективную реальность, окружающая человека в процессе жизнедеятельности), символический универсум («матрица всех социально объективированных и субъективно реальных значений, который предусматривает порядок субъективного осмысления биографического опыта» [1. С. 157], способствующая осмыслению, интерпретации и легитимизации жизненного опыта), религия. («институционализация символических универсумов, представляющих собой социально объективированные системы значения, которые соотносятся, с одной стороны, с миром повседневной жизни, а с другой стороны, указывают на тот

мир, опыт которого трансцендирует повседневную жизнь» [7. С. 18]).

Значимость религии как символического универсума состоит в ее обращении к трансцендентному, выходящему за пределы любого повседневного опыта.

Любая религия это, прежде всего, идея, которая должна объединять людей, давая им определённые ценности, определённые нормы поведения, запреты, в одних случаях, и свободу - в других.

Можно выделить черты, позволяющие определить религиозного человека; знание истоков религии; знание канонов и догматов; соблюдение ритуальных практик; сознательная вера.

Выход за пределы биологической природы человека - трансцендирование -есть процесс конструирования смыслового универсума. А так как универсум в целом лежит за пределами повседневной жизни, то подобное конструирование приобретает религиозный характер.

Трансцендирование - фундаментально религиозный процесс и неотъемлемая сторона человеческой жизни, - идея М. Шелера, который характеризует человека как «существо, которое трансцендирует само себя, свою и всякую жизнь; его сущностное ядро определяется как это движение, этот духовный акт самотрансцендирования» [6]. Т.е., человек изначально религиозен, и без религии нет, и не может быть целостного видения мира.Таким образом, религиозность - это качество, присущее самой природе человека. Меняются лишь формы ее проявления, которые связаны с социальными изменениями в данном обществе.

В процессе своей жизнедеятельности человек интернализирует существующее в обществе мировоззрение, всеобщая значимость и обязательность которого выходят за пределы непосредственного контекста социальных отношений. Так и религиозное мировоззрение выполняет социальные функции, которые изменяются вместе с развитием общества.

Мы не сводим все возможные виды мировоззрения к религиозному. Э. Дюркгейм, опираясь на свои исследования первобытного общества, видел в религиозных представлениях ту силу, которая придает безусловный авторитет существующей социальной организации [2. С. 216].

Сакрализация ведет к легитимации наличного социального порядка, но из этого не следует, что любое мировоззрение имеет религиозный характер и/или выполняет исключтельно религиозную функцию.

XXI век, со все ускоряющимся темпом жизни, доминированием городской культуры определяет мировоззрение современного человека, что приводит к серьезным трансформациям проявлении религиозного: от несоблюдения обрядов до неосознанности в «выборе веры».

В 2010 году традиционный опрос, проведенный ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) показал, что 75% процентов респондентов называют себя православными, при этом 27% не знают ни одной библейском заповеди. При этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, «что к 2030-му именно такое количество россиян (40 млн.) будет, как минимум, еженедельно посещать храмы и знать хотя бы основы христианского вероучения и православной культуры» [3]. Треть опрошенных, называющих себя православными может рассматриваться как показатель именно национально-культурной идентичности, что, несомненно, является позитивным результатом. Но это, к сожалению, не говорит о сознательной религиозной принадлежности.

М. А. Тарусин, глава социологического отдела Института общественного проектирования, комментируя данный опрос, отмечает: «Такая неточность исследований связана с тем, что социология - до сих пор атеистическая наука. И исследованиями религий занимаются люди, не являющиеся в религиозных вопросах про-

52

фессионалами. Социальная составляющая религии - особый мир и отдельная научная область, которая сегодня, к сожалению, не является необходимо развитой» [7].

Однако процесс «инерциальной религиозности», вовсе не означает неизбежного отмирания религии. На наш взгляд, в современном обществе у человека появляется реальная возможность «конструирования» собственной религии, элементами и формами которой становятся многообразные культовые практике, зафиксированные в культурных традициях. Такую религию

можно было бы назвать «приватной», отличительной чертой которой становится новый мистицизм.

Новый мистицизм рассматривался Т. Лукманом в качестве невидимой религии, предоставляющей каждому человеку автономию, освобождение от внешнего принуждения и возможность

самореализации [7. С. 22]. Этот «вызов» для современного человека может рассматриваться и как возможность обретения смысла жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. 323 с.

2. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология./Пер. с англ., нем., фр. сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. 433 с.

3. Таков и приход [Религиозность. Конфессии. Религиозная терпимость] . URL: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=13908 (дата обращения 15.05.2015)

4. Тарусин М.А., Сеньчукова М. Сколько православных в России? // Православие и мир URL : http://www.pravmir.ru/skolko-pravoslavnyx-v-rossii/

5. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 836 с.

6. Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера. URL: http://anthropology.rinet.ru/old/library/sheler12.htm (дата обращения 15.05.2015)

7. Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society. - L.: Collier-macmillan, 1970.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.