Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ'

РЕЛИГИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2369
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНСТИТУТ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ПЛЮРАЛИЗМ / "НОВЫЙ ОБЛИК" / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / RELIGIOUS INSTITUTE / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / WORLDVIEW / RELIGIOUS RELATIONS / RELIGIOUS ACTIVITIES / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / PLURALISM / "NEW LOOK" / RELIGIOUS TRADITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаврентьева Анна Юрьевна

В современном мире институт религии продолжает существовать, постепенно изменяясь, формируя образ, соответствующий таким требованиям постиндустриального общества, как свобода, интерес, увеличение роли информации и знания. В статье излагается точка зрения о невозможности быстрой трансформации традиционных религий в результате сложности религиозных компонентов (религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений и религиозных организаций); указаны причины, не способствующие эволюционному процессу функционирования традиционных религий в обществе; показан современный взгляд автора на проблему создания «нового облика» традиционными религиями. Приведены примеры взаимодействия религиозного института с обществом через социальные сети, способствующие единению, сохранению традиций, передаче норм и ценностей культуры, распространению информации, ведению социальной работы. Определены гуманистические подходы, которые не отрицают важность религии как социального компонента, а предлагают сделать акцент на роли традиционной религии в мире как хранителя стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN THE POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Nowadays the institution of religion continues to exist, gradually changing, forming an image that meets requirements of a post-industrial society such as freedom, interest, and the increasing role of information and knowledge. The study shows the impossibility of the rapid transformation of traditional religions as a result of the complexity of religious components (religious consciousness, religious activity, religious relations and religious organizations). The reasons that slow down the evolutionary process of traditional religions in society are indicated. The author’s view on the problem of creating a “new look” by traditional religions is shown. The study gives examples of a religious institution interaction with society through social networks that promote unity, preservation of traditions, the transfer of cultural norms and values, the dissemination of information, and social work. Humanistic approaches that do not deny the importance of religion as a social component, but propose to emphasize the role of traditional religion in the world as a guardian of stability are defined.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316.324.8+141.201

Лаврентьева Анна Юрьевна

Lavrentyeva Anna Yuryevna

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Северного государственного медицинского университета

РЕЛИГИЯ

В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

PhD, Senior Lecturer, Humane Studies Department, Northern State Medical University

RELIGION IN THE POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация:

В современном мире институт религии продолжает существовать, постепенно изменяясь, формируя образ, соответствующий таким требованиям постиндустриального общества, как свобода, интерес, увеличение роли информации и знания. В статье излагается точка зрения о невозможности быстрой трансформации традиционных религий в результате сложности религиозных компонентов (религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений и религиозных организаций); указаны причины, не способствующие эволюционному процессу функционирования традиционных религий в обществе; показан современный взгляд автора на проблему создания «нового облика» традиционными религиями. Приведены примеры взаимодействия религиозного института с обществом через социальные сети, способствующие единению, сохранению традиций, передаче норм и ценностей культуры, распространению информации, ведению социальной работы. Определены гуманистические подходы, которые не отрицают важность религии как социального компонента, а предлагают сделать акцент на роли традиционной религии в мире как хранителя стабильности.

Ключевые слова:

религиозный институт, постиндустриальное общество, мировоззрение, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозное сознание, плюрализм, «новый облик», религиозные традиции.

Summary:

Nowadays the institution of religion continues to exist, gradually changing, forming an image that meets requirements of a post-industrial society such as freedom, interest, and the increasing role of information and knowledge. The study shows the impossibility of the rapid transformation of traditional religions as a result of the complexity of religious components (religious consciousness, religious activity, religious relations and religious organizations). The reasons that slow down the evolutionary process of traditional religions in society are indicated. The author's view on the problem of creating a "new look" by traditional religions is shown. The study gives examples of a religious institution interaction with society through social networks that promote unity, preservation of traditions, the transfer of cultural norms and values, the dissemination of information, and social work. Humanistic approaches that do not deny the importance of religion as a social component, but propose to emphasize the role of traditional religion in the world as a guardian of stability are defined.

Keywords:

religious institute, post-industrial society, worldview, religious relations, religious activities, religious consciousness, pluralism, "new look", religious traditions.

Религия как социальный институт определяется рядом признаков: совокупностью норм, обычаев и традиций; моделью деятельности и отношений; организацией социального назначения. Процесс формирования религиозного института связан с развитием общества, протекает в течение длительного времени и продолжает на сегодняшний день совершенствоваться. Различные представители общественной мысли занимались изучением религиозного феномена, предлагая терминологию, которая, на их взгляд, более точно характеризовала религиозную ситуацию в доиндустриальную (первобытность - XVII в.) и индустриальную эпохи (XVII - конец XX в.). Но в постиндустриальное время, которое началось с конца ХХ в., данная терминология устарела и «современное общество находится в поиске новой парадигмы идеологического развития» [1, с. 133], возрос интерес к исследованиям религии.

Социологи Д. Белл и О. Тоффлер указали основные характеристики постиндустриального общества: свобода, интерес, секуляризация, сервисная экономика, где основным ресурсом становятся знания и информация [2]. Исследователи называют несколько признаков, которые свойственны данному обществу:

1) трансформация сферы услуг;

2) увеличение роли профессионального и технического персонала;

3) усовершенствование методов и форм труда;

4) акцентирование внимания на социальных проблемах общества;

5) развитие новых семейных отношений;

6) интерес к научной составляющей и преобразование образовательной системы.

Продолжая изучать данную теорию, кандидат философских наук А.В. Шуралёв называет ведущей чертой постиндустриального общества, отличающей его от индустриального, «повышение роли интеллектуального фактора, выражающегося в эскалационной значимости научного знания, информации, автоматизации и компьютеризации различных производственных процессов» [3. с. 99]. Однако, существует позиция авторов П.А. Водопьянова, Ч.С. Кирвеля, С. Губанова, которые рассматривают перспективу теории постиндустриального общества как фиктивность и фантом, «пройденный этап», объясняя данную позицию недооценкой роли развития индустриального производства.

Признаками ущербности постиндустриализма называются трансформационные процессы и глобальный экономический кризис. Поэтому успешное развитие постиндустриального общества невозможно без «соответствующей духовной основы, без глубинной нравственной мотивации и ценностно-мировоззренческих устремлений» [4, с. 88]. В результате необходимо возродить этические традиции мировой культуры, в том числе религиозные. Новые ценности, новое мировоззрение должны основываться на пересмотре идеалов силы, технологии и информации.

Итак, в постиндустриальную эпоху религия, как любой социальный институт, подвержена динамике, которая протекает сложно и неоднозначно, зависит от специфики и функциональной принадлежности института. Динамика религиозности, как указывает доктор философских наук А.В. Матецкая, не объясняется «культурной логикой данного общества и противодействием этой логике», то есть альтернативной религиозностью и фундаментализмом, но требует изучения реакции традиционных религий на данное действие [5, с. 128]. Предлагаемую новую концепцию А.В. Матецкой о причинах такого развития религиозного компонента необходимо изучить в рамках задач современного мира. В постиндустриальном обществе философы, социологи, культурологи пытаются осмыслить эту концепцию и делают акцент на отдельных элементах религии -вере, сознании, обрядовой практике, на социально-экономических, политических отношениях религии и общества. В действительности, религия как социальный институт требует многостороннего анализа, учитывающего все нюансы ее взаимодействия с обществом, тем более что традиционные религии более регламентированы, чем новые религиозные движения и любое изменение требует времени и сравнения с накопленной веками традицией. А характеристики постиндустриального общества влияют на все сферы человеческой жизни, в том числе и религию. Актуальность статьи обосновывается социально-философским анализом функционирования религиозного института в постиндустриальном обществе.

На протяжении нескольких веков религия выполняла роль социального регулятора, системы, защищающей интересы религиозного института, а также роль хранителя традиций, не допускающей резкой перемены устоев, которые могли бы привести к социальной аномии, что было характерно для доиндустриального и индустриального общества. Взаимодействие между членами религиозного института постепенно приобретало черты сакральности, свободное проявление религиозных убеждений табуировалось, духовная власть закреплялась за отдельными индивидами и передавалась через поколения. Подобные отношения институализируются и со временем появляется формальное взаимодействие с особыми правилами, нормами сверхъестественного характера. Если в доиндустриальном обществе религиозная и государственная власть были в единстве, то в индустриальном обществе постепенно происходит отделение религии от общественного управления. Данный сложный процесс взаимодействия религии и общества в конечном счете привел к ослаблению присутствия религии во многих сферах, оставляя за ней мировоззренческую и компенсаторную функции. В эпоху постиндустриального общества консервация религии может привести к радикализму, фанатизму.

Рассуждая о возможности изменения религиозного института, ссылаясь на философов Ричарда Рорти и Джанни Ваттимо, ведущий научный сотрудник Института философии и права Национальной академии наук Азербайджана Э. Самедов, пишет, что «за религией признается право на существование, только если она воспринимается по-новому» [6]. Но если в случае с новыми нетрадиционными религиозными движениями, возникшими в XX веке, образ религиозности воспринят современным обществом как новый путь к свободе в выражении религиозных чувств [7], то для традиционных религий создание подобного «нового образа» остается трудной задачей. Это зависит от быстроты реакции института на изменения в социуме. Новые религиозные образования легче перестраиваются в своем учении и культе, так как они малочисленны, обращены на злободневные социальные проблемы и, в отсутствии сформированной тысячелетиями догматики, решают в краткий срок задачи соответственно тому мировоззрению, которое выражает современное общество. Такая позиция не всегда дает положительные результаты. Появляются деструктивные религиозные движения, роль которых состоит в обогащении не только властью, денежными средствами, но и человеческим ресурсом. Данные структуры формируют

радикальный взгляд на экономические, политические, социальные вопросы государства, требующие мгновенного изменения структуры или полной замены существующей системы. Вопрос о перезагрузке системы ими не рассматривается. Поэтому контроль за возникновением подобного рода религиозных организаций необходим.

Традиционные религии, к примеру, христианство, ислам, буддизм, в силу многочисленности адептов, распространенности по территориям, развитости системы учений, культовых практик характеризуются иным смыслом в развитии социума. В отношении к обществу религия сохраняет культурные особенности этноса, препятствует ломке традиций, помогает обрести социальное равновесие. Задача построения «нового облика» религии в отношении традиционных религиозных систем в современном обществе протекает сложно и неоднозначно, облик задается средствами массовой информации как единственное решение для адаптации мировых религий к быстро меняющемуся миру. Более того, механичный подход к изучению религии односторонен, а в случае объяснения состояния религиозного института через религиозное сознание, не учитывая своеобразия, взаимовлияния всех компонентов структуры, деятельности, отношения, институтов, приводит к фрагментарным или абстрактным выводам. Также, в изучении религии как явления, необходимо избегать социализации аргументов, принимая во внимание динамизм социальных институтов. К примеру, введение нового термина «эклектичная религиозность», характерного для религиозного опыта части православных верующих, следует подвергнуть анализу, это подтверждает безграмотность верующих и отсутствие должной работы священнослужителей с прихожанами, показывает уменьшение авторитета традиционных религиозных институтов [8].

Разделение церкви, раскол религиозной общины - примеры дисфункциональности религиозной системы, поэтому для религии важно сохранение своей монолитности. В Пасхальном послании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2020) прочитывается призыв иерарха к единению: «Однако, к сожалению, сегодня мы видим, как волны нестроений раскачивают корабль Церкви, как шторм раздоров и противоречий колеблет единство православных верующих, как омраченные врагом и искусителем люди предпочитают Источнику воды живой мутный и не пригодный для питья источник злочестивых ересей (канон святым отцам I Вселенского собора)» [9]. Призыв к сплочению звучит в поздравлении председателя духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина по случаю наступления праздника разговения: «Мы - имамы Московской Соборной мечети 24 мая 2020 г. -в день праздника Ураза-байрам, в ограниченном количестве совершим праздничную молитву с соблюдением социальной дистанции, дабы не изменить мусульманской традиции. Государственный телеканал Россия-1 будет вести прямую трансляцию Ураза-Байрам и распространит ее на всю Россию, страны СНГ и через спутник на дальнее зарубежье. Я искренне надеюсь, что через эту трансляцию праздничной молитвы и проповеди, через такбиры, произнесенные в главной мечети России - Московской Соборной мечети - дух праздника войдет в каждый мусульманский дом и мы будем чувствовать дух единения, братства и радость праздника, иншаАлла!» [10]. В религиозном институте большое значение уделяется компенсаторной функции. В тексте обращения XXIV Пандито Хамба Лама Дамба Аюшеева в честь победы в Великой Отечественной войне отмечено, что буддийское духовенство никогда не забывало о помощи своим прихожанам, даже в самое сложное время, поддерживая верующих духовно и психологически [11].

По сей день остается актуальной проблема, когда основным отношением к религии среди пользователей социальных сетей становится базирование на типовых схемах словосочетаний и стереотипах по причине «низкого уровня религиозной грамотности» [12]. Религия перестает быть источником экзистенционального знания, приобщения к сакральному миру; она, становясь объектом потребления, теряет уникальность. Любая информация о религии распространяется посредством Интернета стремительно и широко, приобретая признаки субъективного понимания, нивелируя значение религиозной культуры. Субъективизм данного понимания зависит не от глубокого изучения института религии, а от популистских взглядов, преобладающих в современном обществе. Как отмечают исследователи, распространение религиозного плюрализма в обществе привело к снижению авторитета традиционных религиозных организаций [13].

Изменение социальных запросов, потребностей, интересов, ценностей современного человека требует от религиозного института усилить влияние в тех сферах жизни общества, которые им были охвачены недостаточно. Социолог В.А. Ядов считает, что порядок существования социальных институтов требует не жесткой стабильности, а изменения [14]. В случае с религиозным институтом данное изменение должно проходить поэтапно. Механизмы, способствующие динамике института, должны быть оптимальными, чтобы работать слажено и приносить пользу обществу, чтобы верующие могли пользоваться своим правом на свободу вероисповедания, чтобы религиозные организации не формировали фанатизм и радикальные взгляды.

В наше время религия постепенно меняет практики, взгляды на общественные вопросы, стремясь к осмыслению общественных реалий. В постиндустриальном обществе религиозный институт использует Интернет для более эффективного взаимодействия с верующими и обществом. Религиозные организации создают электронные сайты, сообщества в социальных сетях для передачи важной информации социального и богословского характера. Так, в социальной сети «Вкон-такте» с 2020 года религиозная организация Храм Матроны Московской в городе Архангельске ежедневно транслирует богослужения онлайн. Но не все православные храмы и религиозные организации могут себе это позволить, особенно в небольших населенных пунктах. Это зависит от материального обеспечения прихода, целеустремленности и труда священнослужителей. К примеру, из 26 храмов в городе Архангельске [15] в данной социальной сети транслируют богослужения только несколько организаций (Храм Матроны Московской, Спасо-Преображенский собор и т. д.). В мусульманской религиозной организации города Архангельска коллективные и пятничные молитвы не проводились с 18 марта 2020 года в связи с карантинной обстановкой в мире. Глава религиозной организации общается, консультирует и отвечает на вопросы мусульман по телефону, в мессенджерах (WhatsApp, Telegram) и в социальных сетях (VK, Instagram и Facebook). Онлайн-трансляции из Архангельской мечети не проводятся, но в сообществе VK размещена ссылка на сайт Московской Соборной мечети, где транслируются молитвы (намазы), пятничные и праздничные проповеди, а также чтение Корана. В религиозных организациях продолжается социальное служение: сбор пожертвований, помощь бедным слоям населения и т. д.

Взаимодействие религиозного института с обществом может носить как прогрессивный, так и консервативный характер, подчеркивать замкнутость религии, неготовность быстро меняться. Так, в католической практике сокращены и упрощены богослужения, богослужебный язык адаптирован под современные национальные языки, что является положительным показателем, особенно в отношении молодежи. А, например, в православной практике предприняты меры ужесточения катехизации, которое выразилось в усложнении процесса подготовки крещаемого и самого обряда крещения. Данный процесс выстроен в несколько этапов. По правилам, у крещаемого не должно быть крестных родителей из родственников, что создает некоторую проблему. В протестантизме процесс таинства смягчен. Также, в зависимости от традиции, религия может быть более консервативной (ислам) или менее консервативной (христианство) в отношении быта, семьи, культуры и общества. Кроме того, среди конфессий христианства, ислама и буддизма есть существенная разница в следовании учениям и культу.

На сегодняшний день отношение к религии меняется. Исследователи, опуская скепсис и критику, ставят новую цель - изучение процессов, которые происходят в религиозном институте. Это подтверждает, что религия не исчезает в постиндустриальном обществе, а происходит постепенная ее модернизация. Как отмечает Е.У. Байдаров, оставаясь, по большей части, объединяющим началом и располагая сложной системой горизонтальных связей и институциональных отношений, мировые религии могут служить эффективным инструментом регуляции глобальных тенденций [16]. В исследованиях указывается, что повышается роль личностного фактора [17]. Религиозная идентичность не столько связывается с институтом, сколько оправдывается верой, через понимание индивидом культуры. Интерес к религии связывается с идеологизацией общества, духовно-нравственным воспитанием будущего поколения, сохранением самобытности культуры, даже с пересмотром идеи приложения протестантской этики к экономической деятельности тех стран, где отсутствовала «протестантская база для капитализма» [18, с. 48].

Таким образом, религия продолжает сохранять этическое призвание, но постепенно теряет прежнюю власть в политической, экономической, социальной сферах общества. Секуляризация общества в классическом понимании не так актуальна, как развитие новых гуманистических подходов, которые не отрицают религию, но подчеркивают ее важную роль [19, с. 22]. В постиндустриальном обществе пересмотру подвержены не только роль и место религии, но и сама деятельность института. Невозможно изобрести действительно новую религию - возможно лишь до бесконечности перекомпоновывать элементы уже существующих, используя их по своему усмотрению [20, с. 127]. Большое значение потенциала плюрализма и терпимости в традиционных религиях позволит акцентировать внимание на роли религиозного института в поддержании стабильности в мире [21]. В таком облачении религия предстает в обществе как специфический культурный опыт человечества на пути преобразований [22, с. 100].

Итак, религия играет важную роль в социализации личности, культурной идентификации индивида. Введенный в Российской Федерации в 2012 году курс ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), который знакомит школьников с многообразием религиозных культур и особенностями светской этики; чтение в базовой части образовательных программ курсов по истории и теории религии; введение специальных курсов, знакомящих с религиозной культурой, в том числе краеведческого характера, студентов в колледжах и университетах, подчеркивают

важную роль религии в обществе и призваны сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, направленные на реализацию права на свободу вероисповедания, социальную и культурную адаптацию, формирование уважения, чувства гордости и патриотизма, умение ведения диалога в разной мировоззренческой и многоконфессиональной среде. Если основными характеристиками постиндустриального общества выступают знание и информация, то религиозному институту необходимо учитывать и уметь использовать данные компоненты для эффективного взаимодействия с общественными структурами. Религия стремится к диалогу, но само формирование традиционных религий, насчитывающее несколько тысячелетий, указывает, что быстрое преобразование не характерно для данного института, и это ставит под сомнение возможность существования традиционных религий в постиндустриальном обществе. Эта проблема требует дальнейшего осмысления. Данные положения могут быть использованы в философских, социологических, культурологических и религиоведческих исследованиях. Постепенное изменение религиозного института напрямую зависит от таких параметров постиндустриального общества, как знание, информация, автоматизация и компьютеризация.

Ссылки:

1. Магомедова М.З. Современная религиозность: основные методы и подходы к ее изучению // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. № 4 (78). С.130-133.

2. Шуралёв А. В. Религиозные отношения в традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. № 1/2. С. 98-101.

3. Там же.

4. Водопьянов П.А., Кирвель Ч.С. Социогуманитарное знание и образование как фактор геополитических трансформаций // Труды БГТУ. Минск, 2015. № 5(178). С. 5-88.

5. Матецкая А.В. Постмодерн и религия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 5 ч. Тамбов, 2017. № 12(86). Ч. 3. C. 125-128.

6. Самедов Э. О постмодерне в религии // Вопросы философии. 2017. № 10. С.206-210.

7. Матецкая А.В. Указ. соч.

8. Гришаева Е.И., Фархитдинова О.М., Шумкова В.А. Религиозность верующих Екатеринбургской метрополии: от ортодоксии к постсекулярной эклектике // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 106-117. 10.7868/S0132162517080128.

9. Рождественское послание Святейшего Патриарха московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/5552948.html/ (дата обращения: 17.06.2020).

10. Гайнутдин Р. Текст обращения Муфтия Шейха по случаю наступления праздника Ураза-Байрам [Электронный ресурс] // Совет муфтиев России. URL: https://muslim.ru/articles/291/27056/ (дата обращения: 22.06.2020).

11. Глава буддистов РФ пожелал россиянам в День Победы «сибирского здоровья» [Электронный ресурс] // Религия и мировоззрение: РИА Новости. URL: https://ria.ru/20200509/1571214684.html/ (дата обращения: 22.06.2020).

12. Гришаева Е.И., Фархитдинова О.М., Шумкова В.А. Указ. соч.

13. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1. С.254-268; Гришаева Е.И., Фархитдинова О.М., Шумкова В.А. Указ. соч. С. 106.

14. Ядов В.А. Социальные институты // Южно-российский журнал социальных наук. 2006. № 1. С.4-13

15. Приходы [Электронный ресурс] // Архангельская епархия. URL: http://www.arh-eparhia.ru/monasteries_and_par-ishes/temples// (дата обращения: 19.06.2020).

16. Байдаров Е.У. Мировые религии в глобальных процессах современности // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д, 2016. С.509-520.

17. Байдаров Е.У. Указ. соч.; Гришаева Е.И., Фархитдинова О.М., Шумкова В.А. Указ. соч.

18. Сачко Г.В. Концепция религии в классическом евразийстве и современность // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2017. № 7(403). Философские науки. Вып. 45. С.44-49.

19. Аликберов А.К. Современные теории религии в призме системно-коммуникационного подхода // MINBAR: Islamic Studies. Москва. 2019. Т. 12, № 1. С.15-33. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-15-33.

20. Матецкая А.В. Указ. соч.

21. Самедов Э. Указ. соч.

22. Шуралёв А.В. Указ. соч.

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.