Научная статья на тему 'Религия в глобальной политике: конец ХХ - начало XXI веков (анализ статьи В. Еленского)'

Религия в глобальной политике: конец ХХ - начало XXI веков (анализ статьи В. Еленского) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1013
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / GLOBAL POLITICS / ИСЛАМ / ISLAM / КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оленников Владимир Вячеславович

Анализируется содержание статьи Виктора Еленского «Религия в глобальной политике: конец XX начало XXI веков». Автор аналитической работы выделяет положения, с которыми согласен и не согласен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN GLOBAL POLICY: THE LATE 20 th AND EARLY 21 st CENTURIES (ANALYSIS OF THE ARTICLE BY V. ELENSKIY)

The content of the article “Religion in Global Policy: the late 20 th and early 21 st Centuries” by Victor Elenskiy is analyzed. The author of the analytical essay highlights the points with which he agrees and disagrees.

Текст научной работы на тему «Религия в глобальной политике: конец ХХ - начало XXI веков (анализ статьи В. Еленского)»

В.В. Оленников

РЕЛИГИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ: КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

(АНАЛИЗ СТАТЬИ В. ЕЛЕНСКОГО)*

RELIGION IN GLOBAL POLICY: THE LATE 20th AND EARLY 21st CENTURIES (ANALYSIS OF THE ARTICLE BY V. ELENSKIY)

Анализируется содержание статьи Виктора Еленского «Религия в глобальной политике: конец XX - начало XXI веков». Автор аналитической работы выделяет положения, с которыми согласен и не согласен.

Ключевые слова: религия, глобальная политика, ислам, католицизм, терроризм.

The content of the article "Religion in Global Policy: the late 20th and early 21st Centuries" by Victor Elenskiy is analyzed. The author of the analytical essay highlights the points with which he agrees and disagrees.

Key words: religion, global politics, Islam, Catholicism, terrorism.

Первым и главным тезисом работы В.Е. Еленского является то, что религия с начала последней трети XX столетия и по сей день играет значимую роль в глобальной политике. Это факт бесспорный. Действительно, несмотря на огромный шаг в научно-техническом развитии, который произошел в ХХ столетии (особенно в его конце), несмотря также на религиозные гонения в одной из двух главных политических систем того времени, к концу века религия играла всё более важную роль в политике.

Как основные примеры возрастания этой роли автор статьи приводит «исламское наступление» и «подъем глобального католицизма».

Под «исламским наступлением» автор обозначает исламскую революцию в Иране, захват мечети в Мекке в 1979 г., вооруженные действия сторонников «глобального джихада». Безусловно, все эти события подтверждают озвученную выше точку зрения автора, однако у меня есть отличные от авторских мысли по поводу оценки приведенных в пример событий.

Захват мечети в Мекке, действия сторонников джихада в Боснии, Чечне и др. я не стал бы относить к чисто религиозным явлениям. На мой взгляд, это, в

* Еленский В.Е. Религия в глобальной политике: конец XX - начало XXI веков // Центр религиоведческих исследований. - 07.10.2011. - Режим доступа: http://www.religiopolis.org/documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi-vekov.html#_edn18

большей степени, явления террористические. Религиозная подоплека в этих событиях является основой действий, но не стоит забывать, что терроризм и «глобальный джихад» ни в коем разе нельзя отнести к методам «традиционного ислама», который исповедует большинство мусульманского населения Земли. Так что приведенные выше события нельзя обозначать как влияние религии в глобальной политике, т.к. последняя, на мой взгляд, представляет собой ту сферу, где решения должны приниматься на основе дипломатических договоренностей, совместных обсуждений актуальных вопросов. Терроризм же не признает никаких дипломатических путей решения проблем. Это паразитирующий организм на теле глобальной политики. Он вне всяких сомнений оказывает на нее влияние, но его никак нельзя назвать ее частью, в отличие от самой религии, которая часто используется террористами как предлог.

Замечательный пример того, что роль религии возросла в последней трети ХХ в. - Исламская революция в Иране, отмеченная В.Е. Еленским. Здесь был четко выраженный лидер, которому удалось религиозными инструментами прийти к власти, сменить политический строй и превратить Иран в теократическое государство. Хочу отметить, что и здесь не обошлось без кровопролития, но оно было использовано в сугубо политических и религиозных целях, а не как в терроризме - кровопролитие ради уничтожения.

Другой ракурс рассмотрения прихода религии в политику - это явление, обозначенное В.Е. Еленским как «подъем глобального католицизма».

Я разделяю точку зрения автора о том, что в конце ХХ в. католицизм всё более проникает в мировую политику. Определяющую роль в этом я отдаю роли личности. Иоанн Павел II, отмеченный автором статьи, был великим пропагандистом христианских ценностей и идей. Кроме Польши, приведенной автором как пример страны, в которой идеи католицизма благодаря усилиям Иоанна Павла II одержали верх над социалистическими идеями, мне бы также хотелось отметить пропагандистскую работу в Южной Америке. Иоанн Павел II был первым главой Римско-Католической Церкви, который посетил этот континент. Данный факт заметно поспособствовал оживлению интереса среди населения тех стран, где побывал понтифик. Это, конечно, не могло не отразиться на политической ситуации. Пример тому - обозначенный В.Е. Еленским конфликт между Аргентиной и Чили, который был урегулирован при непосредственном участии Католической Церкви. Также, по моему мнению, необходимо отметить то, что в 1996 г. Иоанн Павел II посетил с официальным визитом Кубу, страну социалистического строя. В таких странах к религии обычно относятся довольно холодно. Однако на Кубе понтифик был тепло принят как руководством государства, так и народом. Он провел ряд встреч с политическим лидером Кубы Фиделем

Кастро. Всё это свидетельствует о том, что Иоанн Павел II действительно был не только проповедником, но и отличным политиком и прекрасным пропагандистом. На мой взгляд, именно он сделал католицизм «глобальным».

Детально проанализировав два основных примера проникновения религии в глобальную политику, можно заявить, что авторский тезис о возрастающей роли в межгосударственных отношениях является верным. Теперь нужно разобраться в предложенных автором причинах этого явления: деидеологизация, демография, глобализация.

Деидеологизация называется В.Е. Еленским одной из основных причин усиления религии в политике. Согласно Новой философской энциклопедии, деидеологизация - это «социально-политическая концепция, согласно которой в современных обществах уменьшается роль идеологий, вытесняемых позитивным знанием» [1].

Если рассматривать религию как часть политических систем, то нужно отметить, что религия в таком контексте сама становится идеологией. Примером тому служат теократические государства (Ватикан, Иран), в которых религия является основой идеологии. В связи с этим я считаю, что отказ от идеологий нельзя назвать причиной возвращения религии в политику. Скорее, это смена отношения обществ к существующим идеологиям. Причина этой смены, на мой взгляд, - широкая пропаганда разного рода религиозных учений, начавшаяся в последней трети ХХ в.

Демография выделяется автором статьи еще одной движущей силой усиления влияния религии на мировое сообщество. А именно тот фактор, что «глобальный центр тяжести христианства» смещается юг.

Я согласен с тем, что это явление в действительности повлияет на систему мироустройства, однако не разделяю мнения автора о том, что христианство, смещаясь на юг, станет более воинственным и будет провоцировать конфликты с другими конфессиональными группами. На мой взгляд, христианство уже перешагнуло тот исторический период, когда оно было воинственным и являлось всеобщим раздражителем. Сейчас христианство - уже довольно «зрелая» религия. И если провокации в этих южных регионах и происходят, то в основном по инициативе более молодой и более «задиристой» исламской религии. И христианству в этой ситуации остается только одно - держать удар. В ближайшем будущем нельзя недооценивать данный фактор, фактор возникновения религиозно-политических конфликтов, иначе это может вылиться в ужасающее кровопролитие, в террористические действия, которые будут проводиться под прикрытием религиозных лозунгов, причем в глобальных масштабах. Примеры этому есть, кстати, уже и сейчас (теракт 11 сентября, теракты в Мумбаи и др.).

Гпобализация. Спорить о том, что глобализация является причиной усиления религиозной активности мирового населения, бессмысленно. Но нужно разобраться, влияние глобализации на религиозную активность положительное или отрицательное. Автор, пытаясь дать оценку этому явлению, не смог однозначно сказать: «глобализация для религии - это хорошо» или «глобализация для религии - это плохо». На мой взгляд, такую точную оценку вообще дать невозможно, по крайней мере, в данный период времени. Ведь у глобализации есть много граней: с одной стороны, она стирает границы и способствует международному и межрелигиозному диалогу культур; с другой - уничтожает права народов и религиозных общностей на собственную уникальность. Данный факт в будущем, по моему мнению (которое в данном случае совпадает с мнением автора), может приводить к обострению противоречий между религиозными общностями, которые из-за глобализации сталкиваются друг с другом. Это, кстати, в последнее время становится одной из главных причин антиглобалистских выступлений на различного рода политических саммитах.

Проанализировав три причины возвращения религии в глобальную политику, предложенные В.Е. Еленским, я хочу заметить, что деидеологизацию нельзя назвать одной из основных причин отмеченного выше явления, т.к. по сути происходит не отказ от идеологий, а смена или усовершенствование одних идеологий другими. По поводу двух других причин особых расхождений во мнениях у нас с автором статьи нет. Эти причины оказывают влияние на своего рода религиолизацию политики. Однако особенности оценки этих причин у нас с В.Е. Еленским, как можно было заметить, в некоторой степени разнятся.

Разобрав примеры и выявив предпосылки для возрастания роли религии в системе мироустройства, следует обратить внимание на современную ситуацию, освещенную автором в подразделе статьи под названием «После возвращения: религия в мировой политике».

Главным тезисом этого подраздела является положение о том, что начало XXI в. - это время межрелигиозных конфликтов и религиозного террора, и главным инициатором таких конфликтов являются мусульмане.

В доказательство автор приводит данные статистики («из 32 наиболее масштабных вооруженных конфликтов, происходивших в 2000 г., 23 произошли с участием мусульман»), мнения известных исследователей (мнение Самюэля Хантингтона о том, что ислам от самых своих истоков был «религией меча»), примеры вооруженных конфликтов с участием мусульман (Косово, Филиппины, Чечня и др.). Однако я хочу сказать, что в этом положении не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд.

Мусульмане действительно на данный период времени самая неспокойная конфессиональная группа, и религиозные конфликты и даже теракты с их участием в последнее время не редкость. На мой взгляд, с этим бороться невозможно, т.к. это такой период эволюционного развития, период серьезной активизации исламской цивилизации. В своей работе автор вскользь упомянул термин «пассионарность». Чтобы лучше разобраться в активизации современной исламской воинственности, я хочу дать определение этому понятию, предложенное автором теории пассионарности, известным советским и российским ученым Л.Н. Гумилевым.

Пассионарность - непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статус-кво. Эта деятельность представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса [2].

В своей теории Л.Н. Гумилев отмечает, что пассионарность характерна для молодых цивилизаций, и со старением цивилизации она уходит.

Ислам - самая молодая из мировых религий, она зародилась только в VII столетии н.э. И сейчас у исламской цивилизации наступил период «взросления», когда она особенно активна. Это эволюционный фактор, и бороться с ним невозможно. Не стоит забывать, что в другой период исторического развития, в период своей пассионарной активности, воинственной была и христианская цивилизация (например, крестовые походы, унесшие огромное количество жизней). Однако сейчас христианская цивилизация стара и не может противостоять более молодой исламской цивилизации. Из-за этого происходят вооруженные конфликты между мусульманами и христианами, из-за этого происходит проникновение ислама на Запад, но не потому, что мусульмане «плохие», а потому, что мы живем в период такого витка исторического развития.

Определив свою позицию по возрастанию воинственности ислама в современном мире, которой В.Е. Еленский посвятил целый подраздел своей статьи, я бы хотел обратиться к другой, также обозначенной здесь проблеме - религиозному террору.

Терроризм - это новое явление. Его появление обусловлено развитием научно-технического процесса. В руки преступников (которых теперь можно называть террористами) попадают такие виды вооружений и техники, с помощью

которых они могут наносить гигантский вред человечеству и убивать огромное количество людей.

Факт существования религиозных фанатиков и преступников, которые прикрываются религией, чтобы достичь своих корыстных целей, нельзя отрицать. Однако, по моему мнению, терроризм - это не метод религии; метод религии - это проповедь или учение. Религиозные террористы - это люди, паразитирующие на религии. Поэтому, на мой взгляд, нельзя говорить, что в тех или иных терактах виноваты мусульмане или христиане, в этих терактах виноваты люди, которые через эти теракты, прикрываясь религией, хотят достичь своих личных целей.

Религиозный террор существует, и это очень плохо, однако террористических религий пока не существует.

Подводя общий итог, хочу отметить, что тезисы, выдвинутые Виктором Евгеньевичем Еленским относительно возрастания влияния религии, требуют некоторых уточнений и дополнений, хотя в общем и целом я нахожу их верными и в большей степени с ними согласен.

Литература

1. Новая философская энциклопедия // Институт философии РАН. -Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3637.html

2. Более подробно см.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -СПб.: Кристалл, 2001.

Коротко об авторе

Оленников Владимир Вячеславович - студент Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: olennikov.vowa@yandex.ru

Briefly about author

Olennikov Vladimir Vyacheslavovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: olennikov.vowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.