Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2011. Вып. 1 (20). С. 19-28
Религия в демократическом обществе: КАК ВЛИЯЕТ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ?
А. В. Ситников
В статье рассматривается вопрос о возможном влиянии изучения в школах религий на формирование политической культуры школьников. Приводятся данные социологического исследования, направленного на выявление отношений последователей Русской Православной Церкви к демократическим ценностям в политике, экономике, культуре. Обоснован вывод о незначительном влиянии религиозности на отношение к базовым экономическим и политическим ценностям демократии, таким как свободные выборы, разделение властей и др., при выраженном влиянии религиозности на отношение к либеральной демократии в сфере культуры: неограниченной свободе слова, равенству всех религиозных объединений вне зависимости от их традиционности в стране.
С 1 апреля 2010 г. в 19 регионах России в школах (в 4-й четверти IV класса и 1-й четверти V класса) в порядке эксперимента идет преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего и учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры». В Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения включена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой также предусматривается преподавание курса православной культуры по выбору семьи школьника. Несмотря на все сохраняющиеся противоречия, проблемы и продолжающиеся дискуссии, религиозное образование постепенно возвращается в современную российскую школу. Преподавание во многих регионах, школах (в том числе национальных, с этнокультурным компонентом) основ традиционных российских религий (Православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) становится привычной практикой, институализируется.
Как показывают различные опросы, более половины россиян положительно относятся к введению преподавания в государственных и муниципальных школах основ религиозных культур. Можно говорить о наличии значительного и расширяющегося образовательного запроса граждан на систематическое изучение религиозных культур в школе, приобщение школьников к историческим и культурным традициям Православия и других российских религий в соответствии с мировоззренческим выбором семьи. Сегодня есть все основания пола-
гать, что начавшийся в 2009 г. эксперимент, в котором участвуют около 20 тыс. классов в 12 тыс. школ, приведет к включению изучения основ религиозных культур по выбору в инвариантную часть школьной программы. Благодаря этому изучать традиционную религию своей семьи, своего народа будет возможно в любой школе. Опрос, организованный Общественной палатой РФ в 2010 г., свидетельствует, что большинство родителей главную цель этого вида образования видят в систематическом приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям и традициям, на которые ориентируется семья. В то же время родители ожидают, что оно будет способствовать формированию уважительного отношения к людям других народов и религий (знающий и ценящий свою религию лучше поймет ценность религии для другого человека), к праву на мировоззренческое самоопределение, культурное многообразие.
В этих опросах обычно не выясняется, как повлияет изучение религий на формирование политической культуры учащихся. Будет ли воспитание учащихся на основе традиционных религиозных ценностей в современной школе препятствовать их гражданскому воспитанию в части формирования уважения к демократическим ценностям и нормам? Насколько оправданны подобные опасения, в которых можно выделить «рациональное зерно»: проблему совместимости традиционной религиозности и демократических принципов организации политической и общественной жизни?
Религии России, культуры которых изучаются в школе, — Православие, ислам, буддизм, иудаизм — сформировались много веков назад в традиционном обществе. Они несут в себе многие его черты и особенности. Это относится к социальным отношениям, моральным нормам и ценностям. Для традиционного общества характерна высокая стабильность: мир и заведенный порядок жизни воспринимаются как нечто целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило, по праву рождения). Почитание старших, уважение социальной иерархии и авторитета, «подданническая» политическая культура. Личность в традиционном обществе подчинена группе (сословию), обществу (нации) и государству. Коллективные интересы преобладают над частными, доминируют интересы имеющихся иерархических структур. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, господствуют коллективистские социальные представления, ориентированные на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающие как индивидуальную свободу личности, так и понимание ее самоценности. Политическая власть монополизируется в рамках одного сословия и осуществляется в авторитарной форме. Религиозные институты и организации обосновывали традиции и устои, существующий социальный порядок и политический строй. За это религию ценили власть предержащие и не любили революционеры.
Трансформация традиционного общества начала происходить с XVIII в. в связи с развитием промышленности. К настоящему моменту этот процесс захватил практически весь мир. Переход к демократическим формам политического режима в странах Запада был тесно связан и с христианством (особенно протестантизмом), которое оказало значимое воздействие на возникновение
социокультурных предпосылок демократии и ее институциональные основы. Вероучение, базовые ценности и социальная практика христианства явились важным фактором распространения норм и ценностей плюрализма, способствовали признанию прав и свобод человека, формированию в обществе доверия, солидарности, стали условием формирования институтов гражданского общества.
Христианство на Западе было одним из основных источников рационализации, поскольку рационализм — это важнейший аспект христианской картины мира. Не только богословие, но и духовная практика рационализируют образ жизни, упорядочивают и подчиняют его определенным нормам, ориентированным на конкретные цели. Аскетика стремится рационализировать мир в соответствии со своими целями. Рационалистический строй жизненного поведения в христианстве в целом является составной частью духовно-нравственной ориентации на служение Богу. В России влияние христианства имело свои особенности, отличающиеся от влияния протестантизма на европейскую цивилизацию. Присущее русскому православию стремление к сохранению метафизической картины мира, устремленность российской культуры и общественной жизни к «всеединству» и «соборности» обосновывали ценности коммунитариз-ма, приоритет групповой справедливости перед индивидуальной свободой, доминирование коллективных форм социальной жизни. Эти ценности рассматриваются в русской культуре как более соответствующие христианской морали, нежели формально-рациональное согласование интересов, рационализация социального взаимодействия, рациональные формы легитимации власти и рациональный характер демократических процедур. И сегодня «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» отличаются от аналогичных документов консервативных протестантских церквей и даже Римско-Католической Церкви критическим отношением к идее неотъемлемых политических свобод и гражданских прав. Православному учению чуждо представление о том, что государство должно предоставлять всем гражданам равные возможности для претворения в жизнь любых представлений о благе. Принцип свободы должен быть «гармонизирован» с моралью и верой.
Приведем некоторые результаты исследования, которое проводилось автором статьи в 2008 и 2009 гг. с целью определить наличие зависимости характеристик политической культуры от православной христианской религиозности, отношения к Русской Православной Церкви. Исследование было выполнено под руководством автора статьи Агентством социальных технологий «Политех». Всего в 2008 и в 2009 гг. опрашивались по 1500 респондентов. Каждый раз опрос проводился методом поквартирного анкетирования. Использовалась квотная многоступенчатая выборка в соответствии с половозрастной структурой населения соответствующего города. Опрос проводился до тех пор, пока не было опрошено определенное число православных верующих. Особое внимание в ходе проведения исследования уделялось отношению православных верующих к либеральной демократии и основным принципам либерализма.
Для определения отношения респондента к либерально-демократическим ценностям предлагался ряд вопросов относительно различных аспектов либе-
ральной демократии: культурного либерализма, принципов либеральной демократии как политической системы и т. д. Участники опроса не были единодушны по отношению к политическим принципам либеральной демократии. Процент респондентов, высказавшихся за то, чтобы Президент контролировал деятельность Государственной Думы (40%), был лишь немногим больше, чем процент респондентов, придерживающихся противоположного мнения (32%). Абсолютное большинство участников опроса высказались за многопартийную систему (72%) и относительное большинство — за избрание губернаторов (48%). Идеи о разделении властей и независимости ветвей власти также нашли поддержку у большинства. Степень воцерковленности никак не коррелировала или очень слабо коррелировала с переменными, отражающими политические принципы либеральной демократии, представленные на диаграммах.
Диаграмма 1
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ СО СЛЕДУЮЩИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ?
(% респондентов из соответствующей группы)
□ Согласен □ Не согласен
БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
47
------23 32 32 35 28 32 27
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ДОЛЖНА БЫТЬ АБСОЛЮТНО НЕЗАВИСИМОЙ ОТ ПРЕЗИДЕНТА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
29 ^ 28 — 30 3 3 26
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
Отношение к целесообразности назначать (избирать) губернаторов и отношение к многопартийной системе также не зависит от степени воцерковленнос-ти респондента.
Диаграмма 2
Распределение ответов на вопросы
(% респондентов из соответствующей группы)
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ГУБЕРНАТОРОВ СЛЕДУЕТ НАЗНАЧАТЬ ИЛИ ИЗБИРАТЬ?
48
35
51
.34
□ Избирать 41 40
□ Назначать 44 37
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
С КАКИМ ИЗ ДВУХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЫ СОГЛАСНЫ В БОЛЬШЕЙ
СТЕПЕНИ?
□ В России должно быть несколько партий, которые будут бороться между собой
□ Многопартийная система России не нужна. Достаточно одной сильной партии
72 72 71 78
28 28 29 22
1 ' 1 1 ' 1 1 1 ' 1
Невоцерковленные Слабо воцерковленные Средне воцерковленные Сильно воцерковленные
Таким образом, можно говорить о том, что степень воцерковленности не влияет на отношение к принципам либеральной демократии как политической системы.
На протяжении последнего года изменения по вопросам, представленным на диаграммах, находятся в пределах статистической погрешности.
Относительно культурного либерализма респондентам предлагалось определить свое отношение к следующим принципам:
• свобода средств массовой информации;
• свобода вероисповедания.
Была выявлена корреляционная зависимость (р = 0,17) между степенью во-церковленности и отношением к введению цензуры на телевидении.
Диаграмма 3
□ Согласен □ Не согласен СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ СО СЛЕДУЮЩИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ?
(% респондентов из соответствующей группы)
НА ЦЕНТРАЛЬНЫХ КАНАЛАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ СЛЕДУЕТ ВВЕСТИ ЦЕНЗУРУ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ВЫХОДЯЩИЕ В ЭФИР ПРОГРАММЫ?
46
53
69
68
126
25
10
2
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
ВСЕМ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕСТРУКТИВНЫХ), КАК ТРАДИЦИОННЫМ, ТАК И НЕДАВНО ПОЯВИВШИМСЯ В РОССИИ,
СЛЕДУЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ РАВНЫЕ ПРАВА
49 47 45 49
24 28 29 31
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
Если в целом число сторонников религиозного равноправия превышает число его противников, то воцерковленные участники опроса чаще высказывались против равноправия традиционных в России религиозных организаций и организаций, недавно появившихся в нашей стране.
Воцерковленные респонденты проявляют более негативное отношение к свободе средств массовой информации, чем менее активные участники церковной жизни. На протяжении последнего года отношение к цензуре на центральных каналах телевидения изменилось незначительно — в пределах статистической погрешности.
В результате исследования было еще раз подтверждено, что наибольшее влияние на отношение к либерально-демократическим ценностям оказывает образование респондента (р = 0,18). Доход респондента также коррелирует с отношением к либерально-демократическим ценностям (р = 0,16). Возраст респондента не коррелирует с интегральным либерально-демократическим индексом. Между полом респондента и значением либерально-демократического индекса также наблюдается взаимосвязь.
Диаграмма 4
ЗАВИСИМОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ ОТ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
(% респондентов из соответствующей группы)
п Противник либеральной демократии п Сторонник либеральной демократии
48
52
15
48
54
13
18
13
1 18-29 лет 1 30-44 лет 1 45-59 лет 60 лет и старше
53 53 46
12 12 22
' 1 \
менее 10 тыс. руб. 10-20 тыс. руб. более 20 тыс. руб. 58 60
44
Среднее, неполное Среднее Высшее, неполное среднее специальное высшее
46
53
21
11
Мужчины
Женщины
Среди православных мужчин с высшим образованием и доходами не ниже 20 тыс. руб. на члена семьи число сторонников либеральной демократии (34%) значительно выше, чем по всем опрошенным, и даже несколько превосходит число противников либеральной демократии (32%).
Между воцерковленностью и либерально-демократическими взглядами также была выявлена статистически значимая зависимость.
Диаграмма 5
ЗАВИСИМОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ ОТ СТЕПЕНИ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТИ
(% респондентов из соответствующей группы)
□ Противники □ Сторонники
47 52
59
66
I
17
1
Л
13
X
X
12
X
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
7
По результатам исследования можно говорить, что в целом воцерковленные россияне относятся к принципам либеральной демократии более негативно, причем значимо эта зависимость выявляется в отношении либерализма в культурной жизни, а не в политической.
Диаграмма 6
ЗАВИСИМОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ АСПЕКТАМ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ ОТ СТЕПЕНИ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТИ
(% респондентов из соответствующей группы)
□ Противники □ Сторонники ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
31 33 26 34 26 37 28 28
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
КУЛЬТУРНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
32 32 31 26
Невоцерковленные Слабо Средне Сильно
воцерковленные воцерковленные воцерковленные
Таким образом, можно говорить о том, что по мере воцерковления у человека в целом не меняются или очень мало меняются взгляды на то, каким должно быть политическое устройство российского общества. Отношение к экономическим и политическим принципам либеральной демократии практически не зависит от степени воцерковленности православных верующих. Этот вывод хорошо согласуется с официальной позицией Русской Православной Церкви, которая декларирует непредпочтительность для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин. В то же время взаимосвязь между культурной составляющей и степенью воцерковлен-ности значительна. Среди невоцерковленных участников опроса число сторонников культурного либерализма приблизительно равно числу противников. В то же время среди воцерковленных респондентов число противников культурного либерализма превышает число сторонников более чем в 10 раз. Это говорит о том, что по мере воцерковления люди более критично начинают смотреть на состояние культуры в современном обществе и чаще склоняются к использованию государственных или общественных запретительных механизмов, например к введению нравственной цензуры на центральных каналах телевидения. Также по мере воцерковления люди чаще высказываются за приоритет традиционных для народов России культурных ценностей.
Проецируя эти данные на указанные выше опасения в отношении религиозного образования в светской школе, можно сделать вывод: преподавание религиозных культур не будет оказывать существенного влияния на отношение школьников к политической системе общества и формирование гражданских демократических ценностей. В то же время возможным следствием этого будет рост доли граждан, выступающих за ограничение свободы слова в целях защиты общественной морали, нравственного здоровья общества.
Ключевые слова: религиозная культура, гражданское воспитание, религиозный институт, политическая культура, религия, христианство, либеральная демократия, современное общество.
Religion in democratic society: WHAT IS THE IMPACT OF ATTACHMENT TO THE CHURCH ON POLITICAL CULTURE?
A. V. SlTNIKOV
The article looks into the issue of eventual influence of studying religion at school on the development of school students’ political culture. It contains the data of a sociological survey aimed at elucidating the attitude of Russian Orthodox Church followers to democratic values in politics, economy, and culture. The article gives the
following substantiated conclusion: religion has an insignificant influence on the attitude to basic economic and political values of democracy, such as free elections, separation of powers, etc., while it has a marked influence on the attitude to liberal democracy in the field of culture: unlimited freedom of speech and equality of all religious associations irrespective of how traditional they are in the country.
Keywords: Religious culture, civic education, institute of religion, political culture, religion, Christianity, liberal democracy, modern society.