Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ СЕРДЦА Я. А. КОМЕНСКОГО И ЖАННЫ ГИЙОН — ПУТЬ К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ'

РЕЛИГИЯ СЕРДЦА Я. А. КОМЕНСКОГО И ЖАННЫ ГИЙОН — ПУТЬ К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библия / Я. А. Коменский / Жанна Гийон / учитель / христианство / религия сердца

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голутвина Людмила Степановна

Религия сердца Я. А. Коменского (1592–1670) и Жанны Гийон (1648–1717) — путь к духовному совершенствованию учителя. Очевидна необходимость духовной реформы самих учителей. Сравнительный анализ Библии, трудов Я. Коменского и Ж. Гийон позволяет обозначить для педагогов путь к внутреннему христианству. Статья содержит цитаты из Библии, работ Коменского и Гийон. Они раскрывают понятие «Духовного Сердца» — места, где возможна встреча человека со Христом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ СЕРДЦА Я. А. КОМЕНСКОГО И ЖАННЫ ГИЙОН — ПУТЬ К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ»

УДК 177.7+248.12+371.13

Голутвина Людмила Степановна (Санкт-Петербург)

РЕЛИГИЯ СЕРДЦА Я. А. КОМЕНСКОГО И ЖАННЫ ГИЙОН -ПУТЬ К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: Религия сердца Я. А. Коменского (1592-1670) и Жанны Гийон (1648-1717) — путь к духовному совершенствованию учителя. Очевидна необходимость духовной реформы самих учителей. Сравнительный анализ Библии, трудов Я. Коменского и Ж. Гийон позволяет обозначить для педагогов путь к внутреннему христианству. Статья содержит цитаты из Библии, работ Коменского и Гийон. Они раскрывают понятие «Духовного Сердца» — места, где возможна встреча человека со Христом.

Ключевые слова: Библия, Я. А. Коменский, Жанна Гийон, учитель, христианство, религия сердца.

«Если вы беретесь учить христианству, христианство должно жить в глубинах вашего сердца»

С. С. Куломзина

Сейчас к нам приходит осознание того, что возврат к христианским ценностям — это путь к нравственному возрождению России, вклад в будущее государства. К. Д. Ушинский писал о нравственном совершенствовании: «Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге: оно устремляет нас к совершенству... указывая живой идеал совершенства — Христа» [9, с. 592]. Как следствие такого осознания в школах России появился курс «Основы религиозных

культур и светской этики» и, в частности, модуль «Основы православной культуры».

В ученых кругах полагают, что реализация духовно-нравственного воспитания по этому курсу может осуществляться по двум сценариям. Суть первого в том, что изучение основ Православия будет внедрено в качестве замены идейно-воспитательной работы, имевшей место при советской власти. Второй вариант — жесткий секуляризм будет заменен мягким вариантом, позитивистско-агностическим. В этом случае «религия предстанет лишь как некий довесок к культуре, сказка для взрослых» [3, с. 19]. Оба варианта не остановят деградацию нравственности в нашей культуре.

Почему прогнозы неутешительны? Учителя, воспитанные в условиях атеизма, сейчас должны возрождать духовность России. Но «кто не имеет религии и не чувствует ее потребности, тот должен не воспитывать детей», утверждал К. Д. Ушин-ский [9, с. 614]. В Евангелии от Иоанна Христос прямо говорит: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Нравственность и религия — это сиамские близнецы, разделить которых невозможно. Если их разделить, нравственность умрет.

Очевидно, что предстоит духовная реформа самих учителей. Это позволит им «войти» в сакральную педагогику сердца, педагогику, которая совершенно необходима для воспитания нравственности учеников, глубинного их преображения.

Притязающий на учительство призван так познать Бога, чтобы говорить о Нем не понаслышке, а из глубины собственного опыта. Только такое знание позволит реализовать завет Коменского, указывавшего учителю на его миссию —маленький образ Бога доводить до сходства с Ним.

В Библии почти не делается различия между служением пастыря и учителя. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11).

Польский педагог Януш Корчак в книге «Наедине с Господом» раскрывает сокровенный смысл процесса воспитания как Таинства посредничества учителя между Богом и учениками.

Древние говорили, что ученик — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Архиеп. Иоанн (Шаховской) наставляет: «Признаком истинного Православия является наличие в человеке духа горения любви к Богу и человеку. Кто не имеет его среди православных, тот не истинно православный, а кто его имеет среди не православных, тот истинно православный» [4, с. 2].

Я. Коменский и Жанна Гийон указывают путь стяжания духа горения любви к Богу и ближнему, библейский путь. Это — внутреннее христианство, религия любви, религия сердца.

Св. Писание говорит, что Бог поместил в сердце каждого человека потребность в Нем. Так уж сотворен человек — по образу Божьему, что особую часть его существа, его сердце, Бог предназначил для Себя. «И дал им сердце, чтобы знать Меня, что Я — Господь.» (Иер. 24:7).

Духовное сердце — это не орган тела, а центр сосредоточения высшего бытия. «Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую» (Еккл. 10:2). Царь Давид восклицает: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» (Пс. 15:8).

Сердце означает некий скрытый центр, скрытую глубину, недоступную для глаза. Царь Давид говорит, что в день бедствия Бог скрыл бы его в «потаенном месте селения Своего» (Пс. 26:5). Здесь, в потаенном месте — Источник бытия, Жизнь, духовная реальность. Сердце символизирует заключающуюся в человеке «божественную тайну», место встречи человека с Богом. Но простой путь к Богу был скрыт.

Раскрытию тайны Божественного присутствия в человеке и посвящены труды Я. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» и Жанны Гийон «Познание глубин Иисуса Христа». Оба произведения, имеющие своим основанием библейское учение о духовном сердце, гармонично дополняют друг друга. Это высокий полет духовности мистиков. И у Коменского, и у Жанны Гийон фигурируют путники, совершающие путешествие к центру своей души в поисках Бога.

Небольшой труд Жанны Гийон появился в 1685 году во Франции и вызвал гнев со стороны политической и религи-

озной систем тех дней. За те неординарные мысли, что были изложены в этой работе, она была объявлена еретичкой и заключена в Бастилию. Этот труд оказал сильное влияние на жизни многих христиан. В частности, он повлиял на Н. Цин-цендорфа и движение «Моравские братья». Граф Н. Цинцен-дорф, будущий епископ Моравских братьев, принял «религию сердца» в 1727 году и исповедовал ее до конца жизни.

Жанна Гийон пришла к Богу особым путем, она дерзнула отказаться от внешних форм поклонения Богу, ритуального поклонения. Она обратилась непосредственно к Богу сама, искренне и всею душою. К этому же она призывает всех ищущих Бога. Обращаясь к проповедникам, она советует им не обучать новообращенных «методам и высокопарным молитвам», которые она называет «человеческой изобретательностью», а научить их внутренней молитве Святым Духом [1, с. 136].

А. Дистервег сетовал, что «даже среди учителей вошло в обычай принимать за религиозность словесные формулы, догматы и внешние формы веры, а не глубокую направленность души на Божественное» [3, с. 76].

И Я. Коменский, и Ж. Гийон говорят о необходимости устремления человека к Божественному центру внутри себя, к присутствующему там Богу. По Я. Коменскому, сердце — это дом, где «христианин затворяется с Богом». Господь обращается к Путнику: «Сын Мой, затворись со Мною внутри себя» [5, с. 11].

Ж. Гийон пишет о тесном сотрудничестве с божественной благодатью, о «внутреннем Магните», Которым является Христос, и призывает сделать Его «Правителем сердца». Она советует принимать Вечерю Господню как можно чаще, ибо Иисус Христос, присутствующий в этом Таинстве, есть Хлеб Жизни. Он питает и оживляет души верующих в Него.

Глубокие внутренние отношения со Христом — это и есть хождение перед Богом, единственный путь к духовному совершенствованию. Ап. Павел говорит: «если Христос в вас, то тело мертво для греха...» (Рим. 8:10). А Путник Коменского видит, что «кто входил за этот второй покров (достигал духовного сердца — Л. Г.), тотчас становился иным, нежели остальные люди: исполненным блаженства, радости и покоя» [5, с. 113].

Рай сердца Ж. Гийон характеризует как тихое и покойное место, обрести которое можно только с помощью любви. У Коменского Господь обращается к Путнику: «Здесь (в раю сердца — Л. Г.) избрал Я себе чертог, и Ты найдешь при Мне то, чего напрасно искал в свете: покой, утешение, славу и полное довольство» [5, с. 107]. Наши повседневные обязанности не мешают нам пребыванию внутри себя, с Источником жизни. Реальность духовного мира доступна всем, кто ищет ее — обычным людям, которые растят детей, защищают Родину, учат детей в школе.

Жанна Гийон указывает, что конечная цель устремления внутрь себя — наслаждение Богом: «Бог есть Высшее Благо, поэтому единение с Ним есть высшее блаженство» [1, с. 150]. Господь обращается к Путнику Коменского: «истинно советую тебе, сын Мой, оставь все и прильни ко Мне, да будешь ты Мой, а Я — твой! Затворимся вместе в этой каморке, и ты испытаешь наслаждение.». А затем уже сам Путник восклицает: «О, Господи Иисусе! Сколь сладок Ты сердцам, вкушающим Тебя! Блажен, кто наслаждение сие постигает!» [5, с. 130]. Можно быть абсолютно счастливым, не имея богатства и славы.

Когда учитель имеет контакт с собственной глубиной, с Истиной, он живет, учительствует изнутри себя, из Божественного присутствия. Ему доступна тайна духовного сотворчества с Богом.

Секрет гениальности великих творцов России М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. В. Суворова, И. П. Павлова, И. А. Ильина, П. А. Флоренского и многих других также заключался в том, что они владели этой тайной, тайной духовного сотворчества с Создателем, Которому известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем. Ап. Павел говорил: «ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:9). В процессе такого сотворчества учитель получает практические откровения, как построить урок, как развить в детях видение своей духовной сущности.

Например, изучение притчи о блудном сыне — прекрасная возможность направить внимание ребенка на внутренний мир. Момент обращения блудного сына к сокровищам внутри

себя, выраженный в Библии словами: «пришед же в себя», отображен в картине Альбрехта Дюрера «Блудный сын молится». Это — момент великого перехода из лабиринта этого мира в рай сердца, перехода, который предстоит сделать каждому, вставшему на путь учительства.

Литература

1. Гийон Жанна. Познание глубин Иисуса Христа. СПб., Киев: Руфь, 2001.

2. Гийон Жанна. Книга Песни Песней Соломона с пояснениями, размышлениями, наставляющими к духовной жизни. СПб.: Книгоноша, 2013.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

4. Иоанн (Шаховской) архиеп. Сан-Францисский. Избранное. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. — Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского. 1999.

5. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца. М., 2000.

6. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

7. Корчак Януш. Наедине с Господом Богом. Молитвы тех, кто не молится. М.: Российское об-во Януша Корчака, 1994.

8. Мысли о православной педагогике. Сборник. Вып. 1. М.: Высокопетровский мон., 1994.

9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. М.-Л.: Изд-во АПН, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.