Научная статья на тему 'Религия онлайн: новые практики и феномены'

Религия онлайн: новые практики и феномены Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / цифровизация / религиозные феномены онлайн / онлайн-пространство / ислам / католицизм / протестантизм / православие / старообрядчество / буддизм / religion / digitalization / online religious phenomena / online space / Islam / Catholicism / Protestantism / Orthodoxy / Old Belief / Buddhism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чеснова Елена Николаевна

Целью статьи является рассмотрение религии в онлайн-пространстве, раскрыть ее цифровую трансформацию на примере религиозных феноменов онлайн, их реализацию и взаимосвязь с социальными практиками религии в Интернет-пространстве. Автором статьи выделяются на основе исследования цифровой трансформации религии следующие религиозные феномены и взаимосвязанные с ними социальные практики религии в онлайн-пространстве: религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве, социальные и религиозные медиа (религиозная социальная сеть, объединения верующих в онлайн-пространстве, религиозные практики онлайн, новые формы религиозности онлайн, религиозное дистанционное образование (религиозное образование онлайн, религиозные онлайн-школы), виртуальная церковь (VR-церковь, электронный приход), VR-религиозный деятель и робот-священник, специализированные религиозные сайты и мобильные приложения знакомств. Рассмотрение религиозных феноменов и социальных практики религии в онлайн-пространстве происходит на примере таких религий, конфессий, как ислам, христианство (католицизм, протестантизм, православие, старообрядчество), буддизм. Исследование расширило представление о происходящих процессах цифровизации в обществе и религии, показаны изменения социальных практик, появление новых практик в онлайн формате, религиозных феноменов онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion Online: New Practices and Phenomena

The purpose of the article is to examine religion in the online space, to reveal its digital transformation on the example of online religious phenomena, their implementation and interrelation with social practices of religion on the Internet. Based on a study of the digital transformation of religion, the author of the article identifies the following religious phenomena and related social practices of religion in the online space: religious blogging and popular piety in the online space, social and religious media (religious social network, associations of believers in online space, online religious practices, new forms of online religiosity, religious distance education (online religious education, online religious schools), virtual church (VR church, electronic parish), VR religious figure and robot priest, specialized religious sites and mobile dating apps. The article considers religious phenomena and social practices of religion in online space on the example of such denominations as Islam, Christianity (Catholicism, Protestantism, Orthodoxy, and Old Belief), Buddhism. The study expands the understanding of the ongoing processes of digitalization in society and religion, showing changes in social practices, the emergence of new practices in an online format, and online religious phenomena.

Текст научной работы на тему «Религия онлайн: новые практики и феномены»

Е. Н. Чеснова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

РЕЛИГИЯ ОНЛАЙН: НОВЫЕ ПРАКТИКИ И ФЕНОМЕНЫ

Целью статьи является рассмотрение религии в онлайн-пространстве, раскрыть ее цифровую трансформацию на примере религиозных феноменов онлайн, их реализацию и взаимосвязь с социальными практиками религии в Интернет-пространстве. Автором статьи выделяются на основе исследования цифровой трансформации религии следующие религиозные феномены и взаимосвязанные с ними социальные практики религии в онлайн-пространстве: религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве, социальные и религиозные медиа (религиозная социальная сеть, объединения верующих в онлайн-пространстве, религиозные практики онлайн, новые формы религиозности онлайн, религиозное дистанционное образование (религиозное образование онлайн, религиозные онлайн-школы), виртуальная церковь (VR-церковь, электронный приход), VR-религиозный деятель и робот-священник, специализированные религиозные сайты и мобильные приложения знакомств. Рассмотрение религиозных феноменов и социальных практики религии в онлайн-пространстве происходит на примере таких религий, конфессий, как ислам, христианство (католицизм, протестантизм, православие, старообрядчество), буддизм. Исследование расширило представление о происходящих процессах цифровизации в обществе и религии, показаны изменения социальных практик, появление новых практик в онлайн формате, религиозных феноменов онлайн.

Ключевые слова: религия, цифровизация, религиозные феномены онлайн, онлайн-пространство, ислам, католицизм, протестантизм, православие, старообрядчество, буддизм.

E. N. Chesnova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

RELIGION ONLINE: NEW PRACTICES AND PHENOMENA

The purpose of the article is to examine religion in the online space, to reveal its digital transformation on the example of online religious phenomena, their implementation and interrelation with social practices of religion on the Internet. Based on a study of the digital transformation of religion, the author of the article identifies the following religious phenomena and related social practices of religion in the online space: religious blogging and popular piety in the online space, social and religious media (religious social network, associations of believers in online space, online religious practices, new forms of online religiosity, religious distance education (online religious education, online religious schools), virtual church (VR church, electronic parish), VR religious figure and robot priest, specialized religious sites and mobile dating apps. The article considers religious phenomena and social practices of religion in online space on the example of such denominations as Islam, Christianity (Catholicism, Protestantism, Orthodoxy, and Old Belief), Buddhism. The study expands the understanding of the ongoing processes of digitalization in society and religion, showing changes in social practices, the emergence of new practices in an online format, and online religious phenomena.

Keywords: religion, digitalization, online religious phenomena, online space, Islam, Catholicism, Protestantism, Orthodoxy, Old Belief, Buddhism.

йО! 10.22405/2304-4772-2023-1 -4-68-82

Актуальность исследования: В современном мире происходит процесс цифровой трансформации общества, всех сфер жизни и деятельности, социальных практики, формируется новая парадигма мышления. Цифровизация затронула и религию, религиозные феномены, создала новые условия для реализации религиозных практик, связанных с религией социальных практик. Исследователи говорят о цифровизации, обнулении религии [17; 12], «медиатизации религии» [См.: 5, с. 91; 22, с. 44]. М. Ю. Смирнов отмечает, что в цифровую среду переносятся функции и виды деятельности, которые до этого традиционно выполнялись непосредственно самими людьми, организациями [См.: 17]. Религия в онлайн «начинает вести диалог на языке цифрового общества» [23, с. 26], меняет свою репрезентацию в обществе. Современное нам общество - это общество позднего модерна, где медиатизация религии идет совместно с процессами секуляризации [См.: 22, с. 44], благодаря чему религия трансформирует способ взаимодействия с обществом (например, Питер Бергер предлагает символический образ - религия это зонтик над обществом, а также способ отношения современного человека видит в еретическом императиве, где выбор и сомнение - основные гносеологические установки, в том числе и в религиозном опыте). Происходит модернизация религиозных организаций. Например, на медиатизацию православия и модернизацию православных религиозных организаций [См.: 5, с. 91]. Религия в мире онлайн становится таким же привычным явлением, как и культура, приобретает черты массовой культуры, Например, как отмечают И. Г. Актамов, Т. Б. Бадмацыренов, И. Ц. Доржиева, данную особенность можно увидеть в трансформации буддизма, который «перешагнул собственно религиозные границы» [1, с. 88]. Также активно развивается в онлайн ислам. Интернет-пространство для религиозных деятелей, религиозных сообществ, рядовых верующих становится одной из сфер реализации социальных практик религии (например, попытки найти для Интернет-пространства религиозного покровителя), предоставляет возможность внепространственной организации религиозного взаимодействия (например, проведение онлайн-служб, использование видеоконференцсвязи (ВКС) участниками религиозной группы, верующими и т.д.). В православии происходит «модернизация социальных практик духовенства» [5, с. 91]. Также повышается религиозный авторитет священнослужителей, которые получают наименование «священнослужителей-блогеров» [5, с. 91] и рассматриваются в качестве медийных персон» [5, с. 91], открывается возможность использовать околоцерковные сайты, личные страницы, блоги священников-блогеров и мирян «для неформального общественного контроля за деятельностью церковного руководства» [5, с. 91]. Появляется «Цифровая религия как академическая дисциплина» [14], среди представителей изучения цифровой религии Островская Е. А. отмечает, таких исследователей, как «Х. Кэмпбелл, П. Х. Чон, С. Гувер, Набиль аш-Шейби» [14].

Цель исследования: рассмотреть религию в онлайн пространстве, ее цифровую трансформацию.

Задачи исследования: рассмотреть религиозные феномены онлайн, их реализацию и взаимосвязь с социальными практиками религии в Интернет-пространстве.

Основная часть статьи. Рассмотрение Интернет-пространства как одной из сфер жизни, деятельности, в том числе реализации профессиональном плане можно увидеть в том, что создаются группы, сайты, гаджеты, 1Т-технологии отвечающие требованиям халяль, кошерного (кошер, кашрут), реализующими деятельность по благословению, сам Интернет получает своего религиозного покровителя, святого. Например, С. Ю. Белоруссова отмечает, что католическая церковь указывает «Исидора Севильского покровителем интернета» [4, с. 97], это было сделано еще в 1999 году. Обоснованием выбора святого выступают: распоряжение Папы Римского Иоанна Павла II, Исидор Севильский является заступником учеников и студентов, а день рождения Интернета приходится на 4 апреля, что соответствует дате смерти святого. У Русской Православной Церкви многие профессии имеют своих святых покровителей, но на официальном уровне для Интернет-пространства покровителя нет. Но дискуссии среди верующих, православных священников, «православных блогеров» [См.: 5, с. 91] ведутся. Например, среди святых, которым на неофициальном уровне приписывается покровительство Интернету - апостол Иоанн Богослов; святитель Феофан Затворник; великомученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья; Нестор Летописец и т.д.; также сакральное значение приписывается в рамках освещения Интернета приписывается животворящему кресту Христову [См.: 21]. В буддизме киберпространство рассматривается как гигантская мандала [2, с. 153].

Религиозные феномены онлайн, религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве, социальные и религиозные медиа (религиозная социальная сеть [См.: 23, с. 32]), объединения верующих в онлайн-пространстве, религиозные практики онлайн [См.: 4, с. 97], новые формы религиозности онлайн, религиозное дистанционное образование (религиозное образование онлайн, религиозные онлайн-школы) [См.: 23, с. 35], виртуальная церковь (электронный приход), VR-религиозный деятель и робот-священник [См.: 23, с. 32], религиозные сайты и мобильные приложения знакомств [См.: 23, с. 35] и многие другие.

Появление новых религиозных феноменов в онлайн связаны с цифровой трансформацией, адаптацией религии, ее социальных практик к новому киберпространству. Социальные практики применительно к религии имеют свою специфику и смыслы, строятся по схеме: «религиозное действие -религиозное поведение - религиозный опыт - религиозная практика» [3, с. 42] и в условиях цифровизации, медиатизации религии переносятся на онлайн формат и реализуются в онлайн-пространстве, порождают соответствующие религиозные феномены. В этом процессе религиозные феномены часто неразрывны от новых социальных практик религии в онлайн. Рассмотрим более подробно новые практики и религиозные феномены в онлайн пространстве:

1)религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве. Религиозный блогинг может быть представлен такими религиозными феноменами внутри себя как православный блогер, православный блогинг [См.: 5, с. 91]. Специфика православного блогера и его деятельности - собственная инициатива в действиях, суждениях, использование собственных навыков и опыта, православные блогеры воспринимаются подписчиками и посетителями их страниц, сайтов, блогов, групп как знатоки, эксперты в вопросах религии [См.: 5, с. 95], в основном наблюдается ориентация на отстаивание православной догматики, описание православного вероучения, литургии. Это не штатный церковный журналист, действующий в соответствии с политикой официальных религиозных СМИ). В русском православии активную деятельность ведут представители духовенства (не только Москва и Санкт-Петербург, но и регионы) - протодиаконы, протоиереи, игумены, священники, архимандриты, монахини [См. подробно: 5, с. 96]. В исламе можно говорить о таком явлении как «скайповые» муфтии и шейхи» [20]. В онлайн-среде российских мусульман С. Рагозина выявила религиозный феномен «интернет-улемы» [19]. Применительно к «интернет-улемам» мы можем наблюдать в онлайн-пространстве «лекции и проповеди улемов, преимущественно иностранных, переведенные и загруженные на видеохостинг YouTube. Данная практика может осуществляться мусульманскими активистами на совершенно безвозмездной основе, не преследуя цели «монетизации своего проекта» [23, с. 32]. В протестантизме и буддизме мы можем видеть такие религиозные феномены как «VR-священник, робот-священник» [23, с. 32]. Онлайн-пространство создает для религии «иной тип открытого полицентрического пространства» [9, с. 379], это способствует открытому обсуждению целого спектра религиозных вопросов в социальных и религиозных медиа. Открытое обсуждение связано с тем, что к информации имеют доступ все участники интернет-коммуникации и давать свои комментарии, интерпретацию. Это является основанием для появления такого религиозного феномена онлайн как народное благочестие в онлайн-пространстве. Спецификой функционирования данного религиозного феномена является то, что религиозный авторитет негласно (как бы автоматически, априори) приписывается участникам интернет-коммуникации, блогерам и реализуется как светскими, так и религиозными представителями религиозного сообщества (священникам, монахам, имамам, муфтиям, ламам и т.д.). В социальных медиа мы можем, например, наблюдать деятельность представителей виртуальной уммы, их обсуждение проблем, личное видение, трактовка религии, вероучения, традиций, ценностей, норм поведения, благотворительностью, околорелигиозных вопросов, вопросов связанных с религией и политикой (внешней и внутренней) и т.д. Данное народное благочестие в онлайн-пространстве можно рассматривать явление, обозначенное С. Рагозиной, как «народный иджтихад», которое обладает в онлайн-пространстве новыми формами легитимности [См.: 23, с. 36; 19].

2) социальные и религиозные медиа (религиозная социальная сеть [См.: 23, с. 32]). Данный сегмент представлен наиболее широко и выступает основой

для возникновения многих новых религиозных феноменов онлайн и новых религиозных социальных практик и их реализации в Интернет-пространстве. К социальным и религиозным медиа можно отнести чаты, форумы, блоги, группы, страницы в социальных сетях (наиболее активной является социальная сеть ВКонтакте), сайты (веб-сайты), системы для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, голосовыми сообщениями, видеосообщениями, стикерами, фотографиями и файлами (такие как WhatsApp, Telegram, Viber, Skype). Появляется религиозная социальная сеть [23, с. 32], которую в российском онлайн-пространстве наиболее активно использует мусульманская умма [См.: 23, с. 32]. Религиозная социальная сеть, социальные медиа активно востребованы в католицизме, православии, иудаизме, буддизме, индуизме [См.: 1; 4; 23; 24]. Освоение религиозными общинами, религиозными организациями за рубежом Интернет-пространства и обсуждения в нем различных вопросов вероучения, культовой практики и т.д. начинается с начала 80-х годов XX века, наиболее активными в этой практике были христианские общины. В Российской Федерации включение в процесс освоения Интернет-пространства начинается позже - с 1994 года (советский интернет берет отсчет с 1990 года). В 1994 году были зарегистрированы сайты, страницы официальных православных учреждений, православные ТВ каналы, радиостанции создали свои площадки в Интернет-пространстве, были созданы ««Православие.ру», «Предание.ру», «Азбука.ру», «Правмир.ру» и т.д.» [5, с. 95]. Главная цель виделась в цифровизации православного наследия. Богатова О.А., Голованов С.В. видят в этом пример «парадигмы «религии онлайн»» [5, с. 95]. Но говорить о полном охвате в России было невозможно долгое время, так как в 2012-2013 годах количество пользователей Рунета составляло 63,6 млн. человек [См.: 1, с. 87] при численности в 2012 году населения страны в 143 056383 человек, то есть меньше половины населения страны. Несмотря на активное участие представителей различных религиозных организаций, как традиционных для нашей страны религий, так и новых религиозных движений и культов (НРДиК), не все сразу стали активно расширять свою деятельность в онлайн-пространстве. Примером длительного осторожного отношения к Интернету, онлайн коммуникации можно считать деятельность и соответствующие ей постановления Соборов Русской Православной старообрядческой церкви Московской Митрополии и самих старообрядцев [См.: 8]. Большое значение в изменении отношения к онлайн-пространству со стороны религиозных организаций, рядовых верующих принадлежит периоду самоизоляции, локдауну из-за угрозы пандемии COVID-19. В это время произошел перенос многих религиозных практик, проведения ритуалов в онлайн-пространство в целях осуществления безопасности жизни и здоровья людей [См.: 13, с. 37-38]. Это можно увидеть и по возросшему количеству интернет-пользователей в 2021 году, уже на начало года в Российской Федерации насчитывалось «124 млн. интернет-пользователей» [11]. Период угрозы пандемии также ускорил процессы цифровизации в нашей стране и во всем мире. Социальные и религиозные медиа в период локдауна были подчас единственным безопасным способом коммуникации, площадкой для заказа

продуктов питания, доступом к культурным мероприятиям, участию в религиозной жизни членов сообщества верующих и т.д. На уровне социальных и религиозных медиа происходит трансформация социальных практики религии, так как коммуникация переходит в онлайн формате. Благодаря данным социальным медиа религия получает реализацию целого ряда опций: объединение по религиозным интересам, коммуникация (например, возможность обсудить с единомышленниками вопросы вероучения, культа, получить помощь в решении возникших жизненных затруднений, связанных с реализацией религиозных практик, паломничества, благочестивого образа жизни), хранение и распространение информации о вероучении, получение своевременной информации о проведении культовой деятельности церкви, религиозной общины (время службы, темы проповедей и т.д.), о предстоящих паломнических поездках, сборе средств нуждающимся, закяте, информации о халяльных, кошерных магазинах, продукции, проведении праздничных мероприятий и так далее. Это платформа для трансляции информации о религии (ее популяризация, миссионерская практика), размещения религиозных текстов, книг, учебников, энциклопедий (несет не только просветительский, но и учебный, научный характер, например, «Упельсинкина страница» -www.upelsinka.com). Миссионерская практика в онлайн формате активно используется во всем мире представителями различных религий. Например, WhatsApp, Skype, ZOOM и т.д. помимо использования в обычной жизни также используются при удовлетворении религиозных, духовных потребностей (например, при проведении богослужения, совместной молитвы, проповеди, заседания религиозной общины). Благодаря развитию IT-технологий, созданию IT- продуктов, гаджетов, накоплению навыков и опыта работы в онлайн-пространстве, с аудио, видеоматериалами «религиозные сайты стали имитировать реальные службы, повторять церковные обряды, включая духовные таинства» [4, с. 96]. Социальные медиа, в первую очередь социальные сети выступают новым, третьим пространством, в котором реализуются новые формы коммуникации, языка, нетикета, для которого создаются новые гаджеты, IT- продукты, IT-технологии. В этом пространстве реализуется религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве. Например, наиболее ярко это можно проследить в социальной сети ВКонтакте. В данной социальной сети существует 1182 групп и сообществ, которые связанны с исламом, с объединением мусульман. В социальной сети ВКонтакте по состоянию на конец ноября - начало декабря 2023 года зарегистрированы различные группы и публичные страницы, которые можно классифицировать по выполнению различных функций и связи с религией (исламом): 1) группы и страницы, объединяющие верующих, проживающих в одном городе или крае, регионе (например, «Мусульмане Тулы» - 1286 подписчиков, связаны с Духовно-культурным центром «НУР», публикуются новости религиозной (например, расписание времени намазов на месяц, о проведении утренних намазов, лекций-проповедей, в том числе дуа за Палестину, поздравления с праздниками и т.д.), культурной, благотворительной жизни и деятельности мусульман города Тулы, публикуются халяль объявления, публикуются посты

о достижениях отдельных представителей уммы, например, пост о XXI Московском международном конкурсе чтецов Корана (есть и более малочисленные группы, страницы мусульман из Тулы); «Мусульмане Красноярского края и Сибири» - объединяет 613 подписчиков, несмотря на небольшой состав участников группы, большое внимание уделяется вопросам религиозной, культурной жизни региона, общественным инициативам, публикуются новости направленные на раскрытие взаимодействия мусульманской уммы (на уровне Муфтия Красноярского края) и представителей других религий в регионе, с государственными органами, органами образования и культуры); 2) группы и страницы, объединяющие мусульман по вопросам веры и жизни в обществе (например, «ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ» - 36090 подписчиков, рассматриваются вопросы веры, размещаются цитаты из русскоязычных переводов Корана, для представителей уммы публикуются поздравления в честь религиозных праздников, даются контакты психологов, размещаются ссылки на благотворительные проекты, просьбы о помощи; «Ислам Мусульмане» - 221405 подписчиков, помимо стандартных вопросов религии уделяется внимание вопросам внешней и внутренней политики, имеется новостная лента по неординарным, важным событиям для уммы, для страны, ее регионов); 3) группы и страницы публикующие халяль объявления и предложения от мусульман соответствующими нормами шариата (например, «Халяль в Туле», группа объединяет 285 подписчиков, отзывов (оценки) группы нет, так как группа ориентирована для мусульман, то в объявлениях о приеме на работу прописывается также возможность совершать намаз, для многих мусульман это является одним из важных критериев при выборе работы, среди объявлений также публикуются объявления благотворительных организаций, фондов); 4) группы и страницы, посвященные определенной социальной тематике - никях (заваджем, джаваз, урс), браку, который соответствует исламской традиции (например, блог «Дагестан | Чечня | Никях | Мусульмане» - орфография, пунктуация, способ написания названия блога в названии соблюдены Е.Ч., блог объединяет 15641 подписчика, сообщество создано 16.11.2016 г., имеет ссылку на приложение в Telegram); 5) группы и сообщества, мусульман объединяющиеся по национальному, этническому принципу, гражданству (например, «Islam дт Ислам КЗ Мусульмане Казахстана Казах» - объединяет 31892 подписчика, группа довольно много использует посты, видео других мусульманских сообществ из социальной сети ВКонтакте, имеет ссылки на 17 групп в социальной сети ВКонтакте мусульманской направленности, группа создана 19.09.2013 г.; «Л Русские мусульмане ( Ислам в России)» -орфография, пунктуация, способ названия группы соблюдены Е.Ч., объединяет 18462 подписчика; «Ингушетия и Ингуши ( Ислам Мусульмане )» -орфография, пунктуация, способ названия группы соблюдены Е.Ч., объединяет 22242 подписчика, освещаются вопросы веры, религии, публикуются новости о благотворительных проектах, посты о внешней и внутренней политике (подписчики и посетители страницы активно обсуждают эти вопросы, дается своя оценка происходящего), публикуются посты о достижениях отдельных

представителей уммы, например, пост о награждении звездой Героя России Султана Хашагульгова, 10-го ингуша удостоенного этого звания за всю историю, большое внимание уделяется Республике Ингушетия); 6) религиозные учреждения, организации («Мусульмане Мурманска» - официальная страница Централизованной религиозной организации: «Духовное управление мусульман г. Мурманска и Мурманской области», объединяет 5201 подписчика, публикуются вопросы веры и религии, новостная лента посвящена внешней и внутренней политике, большой акцент делается на жизнь Мурманска, мечети, общественной жизни сообщества); 7) закрытые сообщества и группы мусульман, посвященные исламу. Теги, по которым были созданы страницы, группы, блоги, сообщества в социальной сети ВКонтакте -«религия» (самый распространенный тег), «религиозная организация», «литература», «Книга», «туризм, путешествия», «общественная организация», «дом культуры», «образование», «городское сообщество», «закрытое сообщество», «публичная страница», «группа коллег», «Интернет-СМИ», «страна», «знакомства», «радиостанция», «молодежное движение», «блог», «сайты» и т.д. Интернет-пользователи активно дают свою оценку, обосновывают ее, обсуждают религиозные и около религиозные вопросы (начиная от бытовых вопросов до религии, политики, культуры, образования, взаимодействия с представителями других вероисповеданий). Сообщества в большинстве своем многофункциональны, контент сообществ содержит не только текст, но и фото, видео материал.

Благодаря активному использованию социальных медиа как рядовыми верующими, членами религиозной организации, религиозными деятелями, электронные медиа, интернет-СМИ [См. подробно: 23, с. 30] не только включают в свои новостные колонки религиозную тематику, но создаются представителями религиозного сообщества, религиозными деятелями, конкретными религиозными организациями, направлены на конкретную религию. Примером социального и религиозного медиа можно считать «Сетевое издание: Информационно-аналитический федеральный портал "Ислам Сегодня"» [См.: 16; См. более подробно: 23, с. 30-31], применительно к другим религиям и конфессиям такие интернет-СМИ также есть. Таким образом, социальные и религиозные медиа становятся еще одним пространством, в котором «создают себя новые религиозные общины и укрепляют свои границы традиционные религиозные организации» [15., с. 109]. Активное использование социальных и религиозных медиа, онлайн-пространства приводит к тому, что объединение верующих, людей разделяющих вероучение той или иной религии представляют собой виртуальное религиозное объединение, объединение верующих онлайн.

3) объединения верующих в онлайн-пространстве - может рассматриваться как «виртуальная религиозная общность» [См.: 14; 27] (L.L. Dawson and D.E. Cowan), как «виртуальный Тибет» для тибетской диаспоры, имеющий своей целью объединять тибетцев по всему миру, создавать условия для коммуникации, формировать «общую тибетскую буддийскую

идентичность» [2, с.153]), «киберсангха» [См.: 1, с. 88; 2, с. 152], «виртуальная умма» [См.: 23, с. 36], «виртуальная глобальнаяумма» [См.: 7, с. 103].

4)религиозные практики онлайн [См.: 4, с. 97] - в рамках реализации данной социальной практики в онлайн формате мы можем говорить о таких религиозных феноменах как «религиозный онлайн-ритуал» [4, с. 98], онлайн-трансляции богослужений, коллективные дуа, молебны в онлайн формате, онлайн-джума (онлайн джума-намаз), онлайн-намаз, онлайн-проповедь, «виртуальный хадж, виртуальная умра» [23, с. 32-33], религиозные ритуалы онлайн, «VR-церковь, онлайн-службы» [23, с. 32], «VR-священник, робот-священник» [23, с. 32], виртуальное жертвоприношение и т.д. Это является следствием активной медиатизации, адаптации религиозных ритуалов, перенос их из офлайн-формата в онлайн-формат. Например, «возможность реализовать религиозную онлайн-практику личной молитвы на родном языке» [3, с. 46] предоставляет в католицизме проект Информационного центра иезуитов в Ирландии «Sacred Space» («Пространство молитвы», основан в 1999 г. в Ирландии) [См.: 3, с. 46]. Наиболее активно переход в онлайн формат происходил в период угрозы пандемии COVID-19, например, это стало вынужденной мерой для крымских татар [См.: 13, 35-40].

5) новые формы религиозности онлайн - на современном этапе формируется «слабая», «игровая» религиозная идентичность [См.: 1, с. 87]. Для религиозности онлайн характерен синкретизм, гибкость, высокая степень восприимчивости, открытость для нового, принятия и наличия множества точек зрения, собственная точка зрения. Основанием для появления новых форм религиозности онлайн выступает многомерность, калейдоскопичность локальных контекстов, формирование множества «уникальных символических микрокосмосов, конструируемых в виртуальных коммуникативных потоках» [9, с. 378]. Формы религиозности онлайн взаимосвязаны с реализацией религиозных практик в многообразных религиозных контекстах в онлайн-пространстве. Можно согласиться с мнением Х. А. Кэмпбелл, С. Ю. Белоруссовой, что появление новых форм религиозности онлайн обладающих чертами онлайн-культуры и традиционной религии заключается в самой сути цифровой религии (digital religion) [См.: 4, с. 97].

6)религиозное дистанционное образование (религиозное образование онлайн, религиозные онлайн-школы) [См.: 23, с. 35]. С. А. Рагозина в своих исследованиях рассматривает онлайн-школы как «коммерческие проекты, связанные с исламом» [19]. Наиболее активно в российской онлайн среде это реализуется сообществом российских мусульман. Можно говорить о таких религиозных феноменах и практиках как Интернет-медресе, религиозные онлайн-школы. В социальной сети ВКонтакте, например, зарегистрирован и функционирует в открытом формате «образовательный портал начального религиозного образования - «Интернет-медресе. Дистанционное обучение» [10] (на декабрь 2023 года количество подписчиков составляет 1339 человек). Данный контент взаимодействует и имеет ссылку на религиозный образовательный интернет-портал «Imedrese» [25; См. более подробно: 23, с. 35]. Религиозное дистанционное образование это не только следствие

цифровизации религии, но и результат цифровизации образования в мире и в нашей стране [См.: 24].

7) виртуальная церковь (электронный приход), VR-религиозный деятель и робот-священник [См.: 23, с. 32]. В исламе это представлено такими религиозными феноменами онлайн как «электронные приходы, джамааты» [20], «интернет-улемы» [19], в христианстве (в особенности протестантстких направлениях), буддизме, новых религиозных движениях и культах «VR-церковь, онлайн-службы (в том числе и в рамках видеоконференцсвязи - ВКС), VR-священник, робот-священник, религиозная социальная сеть» [23, с. 32]. Примером виртуальной церкви являются - VR-церковь американского пастора Ди-джей Сото (функционирует с 2016 г.), «сайт «Храм ТВ» (Телевизща Храм. Српска Православна Црква)» [23, с. 32]. Примером робота-священника как аналога или помощника живого священника-человека выступают: робот-священник BlessU-2 (создан «в 2017 году по заказу евангельских христиан <.. .> поставлен в Евангелической церкви в немецком городе Виттенберг» [23, с. 32]), в буддизме робот-священник Миндар (создан в 2019 году, более человекоподобен в отличие от громоздкого, неповоротливого BlessU-2, разработан компанией A-Lab Co «для того, чтобы быть официальным проповедником в храме Кодайджи (г. Киото, Япония)» [23, с. 32]). VR-религиозный деятель может рассматриваться рамках религиозного блогинга, так и в рамках реализации деятельности виртуальной церкви (электронного прихода). В последнем случае примером выступает деятельность в онлайн формате при проведении службы в VR-церкви Ди-джей Сото.

8)религиозные сайты и мобильные приложения знакомств [См.: 23, с. 35]. Данный религиозный феномен онлайн может действовать не только на базе страниц и групп в социальных сетях, в большей степени он популярен не как опция социальной сети, а как самостоятельный контент. Специфика -позиционирование по религиозному признаку (для представителей конкретной религии, конфессии), этническому, национальному признаку (для татар, казахов, башкир, ингушей и т.д.) и цели - знакомства для создания семьи, рождения детей в законном браке. Примеры таких специализированных сайтов и мобильных приложений мы можем найти в православии: Православные знакомства «Азбука верности» (содержит 98529 анкет); «Православный сайт знакомств» (Интернет-проект ООО «Православного брачно-семейного агентства имени Святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии»); Молодежный проект «Давай повенчаемся» (создан в 2019 году людей от 18 до 40 лет имеющих цель - создать семью, создан по благословению протоиерея Андрея Ткачева), Православная Социальная Сеть «PravZnak» (есть и другие сайты, позиционирующие как православные, предоставляющих опцию знакомства именно с православными, направленные на русскоязычную аудиторию); в исламе: «мобильное приложение «MyDiaspora»» [23, с. 35], Знакомства для мусульман NikahPlus (языки - русский, английский, турецкий, платная регистрация); сайт «Знакомства для Мусульман IslamLove»; Мусульманские знакомства Nikah.life; Знакомства для Мусульман IslamLove (можно скачать приложение бесплатно в Google play).

Выводы. Цифровизация «представляет собой объективный фактор» [6, с. 322], но сам ее концепт и формы могут быть многообразны [См.: 6, с. 322], порождать множество практик и новых феноменов человеческого бытия. Поэтому представленные в статье новые религиозные феномены и связанные с ними социальные практики в онлайн формате не исчерпывают всего многообразия форм адаптации, трансформации религии. Можно говорить и о новых формах самой религии - цифровых религиях (например, датаизм и диджитализм), гаджетах, IT-технологиях используемых верующими, религиозными организациями, религиозными деятелями. Которые меняют восприятие религии, вероучение, трансформируют религиозный опыт и религиозную идентичность человека (например, «бессмертный код вместо бессмертной души» [18, c. 419], пост-человек, опосредованность религиозного мировоззрения современными условиями развития общества, социальные практики в онлайн и т.д.). Религия, компоненты религиозного комплекса, институциональности, верующие, религиозные организации и сообщества действуют в новых условиях, в иных условиях коммуникации, способах самовыражения, самопрезентации, религиозном поиске (религиозной самоидентификации), самообразовании, коммуникации с верующими, поиске единомышленников, демонстрации собственных суждений по религиозным вопросам. Появляются новые феномены, термины, разработки и технологии. Задаются новые рамки для личного пространства, социального пространства онлайн. Благодаря цифровой трансформации общества, религия, религиозные организации, сообщества верующих активно используют виртуальное пространство, все больше перенося виды традиционных социальных практик из офлайн в онлайн, тем самым перенося жизнь все большего количества людей, увеличивая время пребывания в онлайн-пространстве. Данный процесс охватывает все религии и религиозные сообщества, в одних случаях более активно, например, ислам, в других частично, например, старообрядцы. Онлайн создает еще одно пространство в котором может произойти встреча человека с религией, взаимодействие с верующими, реализация религиозного опыта и религиозных практики.

Литература

1. Актамов И. Г., Бадмацыренов Т. Б., Доржиева И. Ц. Буддизм в интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С. 86-91.

2. Бадмацыренов Т. Б. Теоретико-методологические подходы в исследовании буддийских онлайн-сообществ // Банзаровские чтения : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ-БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та им. Д. Банзарова, 2022. С. 151-154.

3. Безнюк Д. К., Цыбульская Н. В. Религиозные практики онлайн: опыт Беларуси // Logos et Praxis. 2019. № 2. С. 39-47.

4. Белоруссова С. Ю. Религия в виртуальном пространстве // Этнография. 2021. № 4 (14). С. 94-118.

5. Богатова О. А., Голованов С. В. Деятельность православных блогеров как фактор модернизации православных религиозных организаций // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29, № 2. С. 91-102.

6. Внутских А. Ю. Свет и тени цифровой реальности: от редакции // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 3. С. 322-326.

7. Додхудоева Л. Н. Секуляризм и ислам: к истории взаимодействия // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 2. С. 91- 112.

8. Душакова Н. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 184-206.

9. Иванов А. В. Цифровая религия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, № 4. С. 377-381.

10. Интернет-медресе. Дистанционное обучение : цифровая образовательная платформа. URL: https://vk.com/online medrese (дата обращения: 09.07.2022).

11. История развития интернета в России // ИнтерКамСервис: интернет-провайдер : офиц. сайт. URL: https://iks.ru/news/istoriya-razvitiya-interneta-v-rossii . Дата публикации: 18.05.2021.

12. Коноплева А. А. Феномен «обнуления» в современной культуре // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 9. С. 136-139. URL: https://manuscript-

journal.ru/en/article/mns20200426/fulltext (дата обращения: 01.04.2021).

13. Муратова Э. С. Религиозные практики и медиатизация ислама в Крыму в условиях пандемии // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 3 (49). С. 34-41.

14. Островская Е. А. Изучение цифровой религии // Большая российская энциклопедия : электрон. изд. URL: https://bigenc.ru/c/izuchenie-tsifrovoi-religii-8ac6f3 . Дата публикации: 04.10.2022.

15. Островская Е. А. Ритуалы в дискурсах цифрового православия: методология и направления исследования // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4, № 1 (13). С. 105-120.

16. Ислам сегодня : информационно-аналитический федеральный портал. URL: https://islam-today.ru/ (дата обращения: 10.08.2021).

17. Смирнов М. Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник Ленинградского государственного универсиетта им. А. С. Пушкина. 2019. № 3. С. 137-145.

18. Суховерхов А. В., Исакова Н. В., Зацеляпин М. В. Будущее религии как мировоззрения и социального института // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 3. С. 414-425.

19. Рагозина С. Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн-среде российских мусульман в период пандемии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39, № 1. С. 76-100.

20. Хабибуллина З. Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 85-107.

21. Кого можно считать покровителем интернета? Отвечает Протоиерей Димитрий Рощин // Мой православный мир : канал на Дзен / Валерий Харьков. URL: https: //dzen.ru/a/Y6AsiWhaCgIvVUYO. Дата публикации: 23.12.2022.

22. Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 41-75.

23. Чеснова Е. Н. Специфика цифровизации ислама и IT-халяль // Исламоведение. 2022. Т. 13, № 3 (53). С. 26-41.

24. Чеснова Е. Н. Цифровизация религии: ислам // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. Вып. 4 (40). С. 70-82. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2021/%E2%84%964%20(40)/69/index.html .

25. Imedrese : образовательный портал. URL: https://imedrese.ru/ (дата обращения: 09.08.2022).

26. Матыцин В. IT-технологии для мусульман: от халяль-путеводителя до виртуального хаджа // ТАСС: информ. агентство : офиц. сайт. URL: https://tass.ru/ekonomika/4258756. Дата публикации: 17.05.2017.

27. Religion online: Finding faith on the Internet / ed. by L. L. Dawson and D. E. Cowan. New York: Routledge. 2004. 279 p.

References

1. Aktamov I. G., Badmatsyrenov T. B., Dorzhiyeva I. Ts. Buddizm v internete: metodologiya izucheniya virtual'nykh religioznykh soobshchestv [Buddhism on the Internet: the methodology of virtual religious communities study], The BSUBulletin, 2015, No. 6, Pp. 86-91. [In Russian]

2. Badmatsyrenov T. B. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody v issledovanii buddiyskikh onlayn-soobshchestv [Theoretical and methodological approaches in the study of Buddhist online communities], Banzarovskiye chteniya [Readings from Banzarov: proceedings of the international scientific conference], Ulan-Ude, Izd-vo Buryat. gos. un-ta im. D. Banzarova Publ., 2022, Pp. 151-154. [In Russian]

3. Beznyuk D. K., Tsybul'skaya N. V. Religioznyye praktiki onlayn: opyt Belarusi [Religious practices online: Belarus experience], Logos et Praxis, 2019, No. 2, Pp. 39-47. [In Russian]

4. Belorussova S. Yu. Religiya v virtual'nom prostranstve [Religion in the virtual space], Etnografía, 2021, No. 4 (14), Pp. 94-118. [In Russian]

5. Bogatova O. A., Golovanov S. V. Deyatel'nost' pravoslavnykh blogerov kak faktor modernizatsii pravoslavnykh religioznykh organizatsiy [The activity of Orthodox bloggers as the factor of the orthodox religious organizations modernization], Science. Culture. Society, 2023, Vol. 29, No.2, Pp. 91-102. [In Russian]

6. Vnutskikh A. Yu. Svet i teni tsifrovoy real'nosti: ot redaktsii // Vestnik Permskogo universiteta [Light and shadows of digital reality: from the editors/ Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology, 2023, No. 3, Pp. 322-326. [In Russian]

7. Dodkhudoyeva L. N. Sekulyarizm i islam: k istorii vzaimodeystviya [Secularism and Islam: some results of interaction], Islamic Studies, 2021, Vol. 12, No. 2, Pp. 91- 112. [In Russian]

8. Dushakova N. Kak religiya stanovitsya boleye zametnoy v publichnom prostranstve: staroobryadcheskiye soobshchestva v sotsial'nykh setyakh [How religion becomes visible: Old Believers' communities in social media], Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide], 2020, Vol. 38, No. 2, Pp. 184-206. [In Russian]

9. Ivanov A. V. Tsifrovaya religiya [Digital Religion], Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, Vol. 18, No. 4, Pp. 377-381. [In Russian]

10. Internet-medrese. Distantsionnoye obucheniye [Internet Madrasah. Distance learning], URL: https://vk.com/online medrese (accessed: 09.07.2022). [In Russian]

11. Istoriya razvitiya interneta v Rossii [History of the development of the Internet in Russia], InterKamServis, URL: https://iks.ru/news/istoriya-razvitiya-interneta-v-rossii (accessed: 01.11.2023). [In Russian]

12. Konopleva A. A. Fenomen «obnuleniya» v sovremennoy kul'ture ["Nulling" phenomenon in modern culture], Manuscript, 2020, Vol. 13, No.9, Pp. 136-139. URL: https://manuscript-journal.ru/en/article/mns20200426/fulltext (accessed: 01.04.2021). [In Russian]

13. Muratova E. S. Religioznyye praktiki i mediatizatsiya islama v Krymu v usloviyakh pandemii [Religious practices and the mediatization of Islam in the Crimea amidst the pandemic], Islamic Studies, 2021, Vol. 12, No. 3 (49), Pp. 34-41. [In Russian]

14. Ostrovskaya E. A. Izucheniye tsifrovoy religii [Study of digital religion], Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya [Great Russian Encyclopedia], URL: https://bigenc.ru/c/izuchenie-tsifrovoi-religii-8ac6f3 (accessed: 15.09.2023). [In Russian]

15. Ostrovskaya E. A. Ritualy v diskursakh tsifrovogo pravoslaviya: metodologiya i napravleniya issledovaniya [Rituals in the discourses of digital orthodoxy], Concept: philosophy, religion, culture, 2020, Vol. 4, No. 1 (13), Pp. 105-120. [In Russian]

16. Islam segodnya [Islam Today], URL: https://islam-today.ru/ (accessed: 10.08.2021). [In Russian]

17. Smirnov M. Yu. Tsifrovizatsiya kak «obnuleniye» religiy [Digitalisation as the "zeroing" of religions], "Pushkin Leningrad State University Journal, 2019, No. 3, Pp. 137-145. [In Russian]

18. Sukhoverkhov A. V., Isakova N. V., Zatselyapin M. V. Budushcheye religii kak mirovozzreniya i sotsial'nogo instituta [The future of religion as a

worldview and a social institution], Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology, 2023, No. 3, Pp. 414-425. [In Russian]

19. Ragozina S. Blagochestiye, avtoritet i «narodnyy idzhtikhad» v onlayn-srede rossiyskikh musul'man v period pandemii [Piety, Authority and "Popular Ijtihad" in the Online Space of Russian Muslims during the Pandemic], Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide], 2021, Vol. 39, No. 1, Pp. 76-100. (accessed: 10.08.2021) [In Russian]

20. Khabibullina Z. R. Selfi v Mekke: kharam ili dostochtimyy khadzh? [Taking selfies in mecca: haram or still the venerable hajj?], Siberian Historical Research, 2019, No. 2, Pp. 85-107. (accessed: 16.11.2023) [In Russian]

21. Har'kov V. Kogo mozhno schitat' pokrovitelem interneta? Otvechayet Protoiyerey Dimitriy Roshchin [Who can be considered the LORD of the INTERNET? Answered by Archpriest Demetrius Roshchin ], Moy pravoslavnyy mir [My Orthodox world], URL: https://dzen.ru/a7Y6AsiWhaCgIvVUYO (accessed: 15.09.2023) [In Russian]

22. Hjarvard S. Tri formy mediatizirovannoy religii: izmeneniye oblika religii v publichnom prostranstve [Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion], Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide], 2020, Vol. 38, No. 2, Pp. 41 -75. [In Russian]

23. Chesnova E. N. Spetsifika tsifrovizatsii islama i IT-khalyal' [Specificity of Islam digitalization and IT-halal], Islamic Studies, 2022, Vol. 13, No. 3 (53), Pp. 2641. [In Russian]

24. Chesnova E. N. Tsifrovizatsiya religii: islam [Digitalization of religion: Islam], Gumanitarnye Vedomosty of TSPU, 2021, No. 4 (40), Pp. 70-82. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2021/%E2%84%964%20(40)/69/index.html(accessed: 16.11.2023) [In Russian]

25. Imedrese, URL: https://imedrese.ru/ (accessed: 09.08.2022) [In Russian]

26. Matytsin V. IT-tekhnologii dlya musul'man: ot khalyal'-putevoditelya do virtual'nogo khadzha [IT technologies for Muslims: from halal guidebook to virtual Hajj], The Russian News Agency TASS, URL: https://tass.ru/ekonomika/4258756 (accessed: 14.08.2021). [In Russian]

27. Religion online: Finding faith on the Internet, ed. by L. L. Dawson and D. E. Cowan, New York, Routledge Publ., 2004, 279 p.

Статья поступила в редакцию 17.11.2023 Статья допущена к публикации 15.12.2023

The article was received by the editorial staff17.11.2023 The article is approved for publication 15.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.