Научная статья на тему 'Религия, наука, образование: истоки толерантности и экстремизма'

Религия, наука, образование: истоки толерантности и экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
783
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SECULAR STATE / ТЕОЛОГИЯ / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнов Игорь Павлович

Автор рассматривает новые формы взаимодействия религии, науки и образования, истоки формирования экстремизма и толерантности в современном мире, обосновывает роль религии в светском государстве. Автором раскрыта суть недавно принятого Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 314, поправки от 23.11.2015) и доказана необходимость признания теологии как предмета образования и научной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION, SCIENCE, EDUCATION: THE ORIGIN OF TOLERANCE AND EXTREMISM

The author investigates new forms of interrelation between religion, science and education, the origin of extremism development and tolerance in present-day world. The author also reasons the role of religion in secular state. The author reveals the essence of the Federal Law of Russian Federation № 314-ФЗ (314-FZ) “On Introducing Amendments to the Federal Law “On Countering Extremist Activities” that was adopted in November, 23, 2015 and proves the necessity of identifying theology as the education module and science discipline.

Текст научной работы на тему «Религия, наука, образование: истоки толерантности и экстремизма»

УДК 37

РЕЛИГИЯ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ:

ИСТОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА

И.П. Смирнов

Аннотация. Автор рассматривает новые формы взаимодействия религии, науки и образования, истоки формирования экстремизма и толерантности в современном мире, обосновывает роль религии в светском государстве. Автором раскрыта суть недавно принятого Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 314, поправки от 23.11.2015) и доказана необходимость признания теологии как предмета образования и научной дисциплины.

Ключевые слова: религия, наука, образование, экстремизм, толерантность, светское государство, теология.

RELIGION, SCIENCE, EDUCATION:

THE ORIGIN OF TOLERANCE AND EXTREMISM

I. Smirnov

Abstract. The author investigates new forms of interrelation between religion, science and education, the origin of extremism development and tolerance in present-day world. The author also reasons the role of religion in secular state. The author reveals the essence of the Federal Law of Russian Federation № 314-Ф3 (314-FZ) "On Introducing Amendments to the Federal Law "On Countering Extremist Activities" that was adopted in November, 23, 2015 and proves the necessity of identifying theology as the education module and science discipline.

Keywords: religion, science, education, extremism, tolerance, secular state, theology.

После взорвавшего мир своим варварством расстрела в январе 2015 года редакции парижского журнала Charlie Hebdo в мировом сообществе обострилась дискуссия о миссии религии в современной цивилизации. Мнения, как водится, высказываются разные, нередко полярные, порою и эмоциональные. Организованный после событий в Париже марш единства с участием Оланда, Меркель и лидеров 40 других стран, в том числе и министра иностранных дел России С. Лаврова, глава Чечни Р. Кадыров назвал «уличным шоу в поддержку вседозволенности». И собрал митинг в Грозном, по численности практически равный взрослому населению всей Чечни. «Вездесущий» Роспотребнадзор вынес предупреждения ряду российских СМИ, опубликовавших карикатуры на пророка Мухаммеда [15]. На что «хитрые» журналисты, в свою очередь, смиренно попросили дать им список святынь, которые нельзя критиковать. Вопрос был задан в полной уверенности отсутствия на него адекватного ответа.

На удивление воспрошающих такой список вскоре появился. Президент РФ В. Путин подписал закон, согласно которому содержание и цитаты из таких священных религиозных книг, как: Библия, Коран, Танах (Священное писание в иудаизме) и Ганджур (собрание священных буддийских текстов), не могут быть признаны экстремистскими материалами. Согласно Конституции РФ (ст.28) каждому гарантируется

свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. А Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле дополнительно поясняет, что именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Есть и религиозное толкование неприкосновенности священных писаний. «Канон библейских книг не подлежит ревизии, -замечает автор книги «Как появилась Библия», писатель Конрад Эдель, - Бог так передал Свое Слово, что оно содержит ответы на все времена и остается актуальным во веки веков» [16].

Люди предупреждены, что не смеют ничего ни прибавлять к Слову Божьему, ни отнимать от него. «Предостерегающие знаки» расставлены в самом тексте Библии: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Второзаконие 4:2). «Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притчи 30:5 - 6). Потому священные писания и остаются сопровождающими всю историю человека заветами. Библия (или ее части), например, переведена на 1829 языков, а тиражи священных книг несравнимы с тиражами любых авторов.

Важно помнить и тот исторический факт, что образование изначально возникло как учение церковной грамоте и из десяти веков развития просвещения на Руси семь веков оно развивалось как просвещение церковное, а еще два - под глубоким, хотя и уменьшающимся с течением времени, воздействием Церкви. Вспомним слова раннего Л. Толстого: «Образование, имеющее своею основою религию, т.е. божественное откровение, в истине и законности которого никто не сомневается, неоспоримо должно быть прививаемо народу, и насилие в этом, но только в этом случае законно» [1]. Религия была и во многом остается духовной скрепой общества, хотя и потеряла принудительный характер.

Две трети (66%) жителей планеты считают себя людьми религиозными, 6% - убежденными атеистами, 25% называют себя нерелигиозными людьми, точнее сказать, сомневающимися. Атеистов за последние годы потеснили сомневающиеся, что говорит в пользу религии.

Наиболее сильна вера на африканском континенте, где о приверженности к религии заявляют 91%, в Латинской Америке - 82%, в Западной Европе - 60%. Уровень религиозности колеблется не только между странами, но и внутри их. Из 57% верующих россиян самые высокие показатели у пенсионеров - 65%, а также лиц с низким или средним уровнем дохода (60%). Ниже средних - у жителей крупных городов (42%) и у мужчин.

В некоторых странах мира религия ослабила влияние на общество, при этом критике подвергаются все религии. Выдающийся британский историк Арнольд Тойнби верно заметил: «Богослужение превратилось в эзотерическое заклинание на литургическом языке, который давно уже перестал быть родным живым языком существующих общин» [2]. При посещении православной церкви в России также бывает трудно, а порой и невозможно, понять слова священнослужителя, излагающего молитву на старославянском языке. Назвать это проповедью («распространение каких-либо идей, учений или верований») никак нельзя. В таком исполнении она превращается в технический обряд. Католическая церковь, например, лишена такого недостатка, здесь идет интерактивное общение в понятных терминах и содержательных молитвах. Но становится очевидным одно: обряды церкви, как и светские традиции, нуждаются в развитии, ибо постоянно обновляется и весь мир.

Еще недавно казалось, что атеизм победоносно шествует по планете, тесня религию. Но в конце ХХ века неожиданно

появился новый вектор: ученые начали проявлять живой интерес к религиозно-духовным концепциям в попытках достигнуть более полного видения жизни и мира в целом и изменили отношение к религии и политики.

Многие годы обращения Папы Римского Иоанна Павла II с изъявлением готовности приехать в Белоруссию вызывали вежливые отказы по причине «несвоевременности» такого визита. Но закрытая для высоких визитов страна внезапно открылась, сразу по многим направлениям. Здесь проявил себя новый вектор в системе взаимоотношений «государство и религия». Президент А. Лукашенко неожиданно передал личное приглашение Понтифику посетить Белоруссию. Патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет получил звание Героя Белоруссии. О себе «батька Лукашенко» выразился осторожно: «Я православный атеист». С трудом, но можно понять [3].

Странным и внешне противоречивым является тот факт, что именно современная наука стала побудителем более частого обращения к Богу. Некогда базовая эволюционная теория, отцом которой считается Чарлз Дарвин, сегодня подвергнута сомнению на том основании, что среди исторических окаменелостей до сих пор не обнаружено никаких последовательных серий переходных звеньев. Сам «Отец» эволюционной теории в работе «Происхождение видов» указывал на отсутствие таких четко постепенных цепочек, объясняя это крайним несовершенством геологических изысканий. Одновременно он признавал, что отсутствие таких доказательств может стать «роковым для моей теории». Сейчас, когда раскопаны все стоянки древнего человека, курганы, пирамиды и другие могильники, теория Ч. Дарвина и вовсе теряет доказательность. Любопытен и редко упоминаемый биографический факт отказа Дарвина в конце жизни от христианства и перехода к атеизму. Хотя он был воспитан в традициях Англиканской церкви и даже одно время хотел стать священником. Многие полагали, что Дарвин потерял веру из-за своей убежденности в эволюции. Но это не так. В конце своей жизни Дарвин настаивал на том, что теория эволюции полностью совместима с христианской верой.

Сегодня немало ученых, которые в эволюцию больше не верят. Этот новый вектор породил в естественных науках целое направление «Креационизм» (от лат. сгеайо -создание), которое возглавил автор книги о всемирном Потопе Генри Моррис. Оно объясняет происхождение мира актом

сверхъестественного творения. Его сторонники предлагают включить в программы учебных заведений теорию божественного сотворения мира как противовес теории эволюции. Правомерности такой точке зрения придает тот факт, что ни эволюционизм, ни креационизм не могут быть научно доказаны.

Наш великий современник, автор модели «ядерной зимы», академик Н. Моисеев настаивал на совместимости науки с религиозными убеждениями. Они не противоречат, а отражают сущности двух кардинальных вопросов, один из которых порождён практикой деятельности, другой -духовным миром, отражающим особенности феномена человека, нам пока ещё недоступные. За порогом рационального восприятия у человека однажды рождается вопрос: «Зачем существуют и небо, и земля, и вода, и я сам, наконец. Никакая логика, никакая наука не могут дать на этот вопрос какого-либо удовлетворительного ответа» [4].

Интереснее, пожалуй, даже вопрос не «зачем?», что еще можно как-то объяснить, а «откуда?» Сегодня, увы, происхождение материи можно объяснить только идеалистически - сотворением. Так же как нельзя понять бесконечность Вселенной, на чем настаивает наука. Вот уж истинно: умом Вселенную не понять! «Не существует умопостигаемого мира», говорил Ф. Ницше. Языком современной науки невозможно описать и механизм мышления, работы мозга человека. Многими учеными утверждается

принципиальная невозможность создания искусственного интеллекта, равного

человеческому.

В полный унисон этому прозвучал призыв Патриарха Кирилла на Рождественских образовательных чтениях (2015 г.) включить богословие и теологию в перечень научных дисциплин [18]. Логика в этом видна. Сейчас в России 36 вузов, в том числе 21 государственный, выдают дипломы бакалавров и магистров теологии. Приказом Минобрнауки РФ (№ 49, 17 января 2011 г.) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень), магистр).

Бурная дискуссия развернулась вокруг вопроса о допустимости включения теологии в государственный перечень научных

специальностей. Известно открытое «Письмо десяти академиков РАН» (Е. Александрова, Ж. Алфёрова, В. Гинзбурга и др.) «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?»,

выступивших против такого включения. Вначале их поддержало Минобрнауки РФ.

Однако 225 докторов и кандидатов наук выступили за официальное признание теологии, в том числе Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ, академик В. Садовничий [19].

В поддержку признания в России на государственном уровне теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций выступил ряд профессоров известных немецких университетов. В самой Германии на факультетах теологии обучаются 52 тысячи человек, при этом ежегодно защищается около 200 кандидатских и 50 докторских диссертаций по теологии.

Полезно помнить также, что и в России первые университеты рождались вокруг теологических факультетов, и именно богословие дало толчок для развития науки. Богословские факультеты до революции 1917 года существовали во всех университетах. Студенты-теологи могли не только получить диплом, но и продолжить научную карьеру.

После многолетней дискуссии теология как наука была признана и в России. По сути, ее научный характер исторически давно сформирован. Даже христианские богословы, хотя и не слишком охотно, признают Новый Завет как авторизованное откровение. Несомненно, что на его изложение повлияли различные взгляды евангелистов: их политические пристрастия, историческое мировоззрение, социальное положение, уровень образования. Библия давно очеловечена. «Про Сократа как прообраз Христа еще Гегель писал», - напоминает известный писатель Д. Быков (кстати, член Общественной комиссии при Минобрнауки РФ).

Исламские теософы отрицают какую-либо авторизацию Корана. По их мнению, Коран - это не регистрация откровения, сделанная человеком, пусть даже таким великим, как пророк Мухаммед, Коран - это само откровение во всей его полноте, и потому он не подлежит осмыслению, то есть каким-либо интерпретациям.

Свидетельством давно сложившегося научного характера богословия является и Папская академия наук (итал. Pontificia Accademia delle Scienze), основанная в 1936 году Римско-католической церковью. Ее цель -исследование математических, физических, естественных наук и связанных с ними богословских вопросов. Кандидаты в члены Академии выдвигаются Советом Академиков и выбираются из мужчин и женщин различных

вероисповеданий, с учётом их научных заслуг и морального состояния и официально назначаются Папой Римским. Среди членов Академии немало знаменитых учёных, например: Макс Планк, Нильс Бор, Поль Дирак, Эрвин Шрёдингер, Александр Флеминг... Их научные исследования накладываются на фундаментальные религиозные представления и позволяют глубже понять природу мироздания. А неизбежные при этом противоречия становятся предметом дальнейшего

углубленного анализа.

Ныне здравствующий Папа Римский Франциск, выступая 28 октября 2014 года на заседании Папской академии наук, заявил: «Большой взрыв, который сегодня считается началом мира, не противоречит вмешательству божественного создателя, а скорее нуждается в нем. Эволюция в природе не противоречит понятию сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые развиваются». Понтифик добавил, что Бога довольно легко представить себе волшебником с палочкой, который творит все, что захочет, однако это не так. Другими словами, процесс сотворения мира тоже можно и даже нужно описывать языком науки [5].

Выходит, ситуация меняется? Появился новый вектор - совместного развития науки и религии, а также, как следствие, образования и религии. А ведь когда то мыслители утверждали: «Вера в бога и знания - все равно, что две чаши весов: когда одна поднимается, другая опускается» (А. Шопенгауэр).

В историко-педагогических исследованиях чаще всего утверждается, что ранее незыблемое единство школы и церкви было нарушено только в результате установления Советской власти, других исторических причин вроде бы и нет. Но очевидное - не всегда достаточное. Если вспомнить, что наиболее развитые государства в своих конституциях сегодня заявляют о светском характере, трудно поверить, что они тоже последовали за Советской властью. Процесс отказа общества и школы от религии был очень непростым. Общество как сложноорганизованная система обладает огромной инерционностью, оно не могло разом с «залпом Авроры» изменить свои вековые религиозные убеждения. За веру после революции страдали не только священнослужители, но и ее сторонники. Тем более, не мог резко поменять свою идеологическую сущность такой

консервативный институт, как школа и «школослужители». Многие долго продолжали веровать и креститься тайно, и не только

рядовые учители. Так, например, в исторической публицистике можно найти малоизвестный факт о религиозных пристрастиях первого советского наркома просвещения А.В. Луначарского. Будучи на людях воинствующим атеистом, нарком в то же время продолжал посещать спиритические сеансы, довольно популярные у кремлевской элиты, и регулярно совершал на могиле своей старшей дочери черную мессу. Однако все это было тайно. Для широкой публики Анатолий Васильевич был фанатик безбожия, чуждый всяким суевериям [6].

Начиная с XIX века в школе, и не только российской, постепенно все большее значение приобретало научное знание, которое стало теснить религиозное, не отрицая его полностью. Выживаемость и в определенной мере ренессанс религии в современном мире объяснимы не только тем, что она является частью культуры и истории народа, но и эффективной формой воспитания. Религия (если исключить фундаментализм) всегда противостояла губительным для человечества идеологическим принципам и установкам, например, экстремизму, а также служила помехой для тоталитарного режима. Немецкие историки пишут, что в узком кругу своих приближенных Гитлер не раз высказывал планы «окончательно покончить с церковью после завершения победоносной войны» [7]. Не успел, как и Сталин.

Конституирование теологии, включение в государственный перечень научных

специальностей позволит ей участвовать в диалоге наук, а также в широких мировоззренческих дискуссиях. Весьма актуальным для теологии, например, является изучение природы религиозного

фундаментализма (в том числе терроризма), сектантства, оккультизма.

Именно научный подход позволяет увидеть в религии не истоки экстремизма, а потенциал толерантности. Экстремизм - это не религиозная и не мусульманская проблема. В США, например, правые экстремисты убивают больше людей, чем радикальные исламисты. В 2011 году бойню на Утейе в Норвегии (77 жертв) устроил всего один ультраправый террорист Андерс Брейвик. С 2006 года на Западе более половины жертв терроризма были убиты «волками-одиночками» (не исламистами), которые в своем большинстве вдохновлялись ультраправой или националистической политикой. Буддисты тоже не все пацифисты: 23 октября 2012 года буддистские экстремисты устроили нападение на деревню в Бирме и убили там 70 человек, из них 28 детей [8].

При анализе терроризма необходима научная объективность и та же беспристрастность, что и при рассмотрении криминальных, подсудных деяний. Когда юристов спрашивают о причинах судебных ошибок, они чаще всего ссылаются не на текст закона, а на его неверную, порою и предумышленную трактовку. Так же неправомерно искать истоки терроризма в священных книгах. Они - в произвольном толковании текстов Библии или Корана.

Подобное случается и в научной среде при анализе юридических положений, требующих глубокого осмысления. «Достаточно просто помнить 28-ю статью Конституции РФ», -замечал на Рождественских образовательных чтениях (2012 г.) бывший тогда президентом РАО академик Никандров Н.Д., - «где каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право <...> распространять религиозные и иные убеждения». Положения о светскости нашего государства и многообразии идеологий никак не меняют этой фундаментальной свободы. И поскольку в статье нет каких-либо ограничений по месту и времени, это означает, что кто угодно, например школьный учитель, в любое время, например на уроке, может распространять свои религиозные убеждения [9].

Позицию известного, уважаемого и глубоко верующего ученого-педагога полезно разобрать более внимательно. При сделанной им ссылке на текст Конституции РФ следовало бы разделить право «распространять убеждения» личного характера и право «образовывать и обучать» согласно государственным образовательным стандартам. К тому же пропаганда одной религии в классе невозможна, потому, что учащиеся сегодня неоднородны по убеждениям и по вере.

Как известно, с 2012 года в большинстве российских школ введен курс основ религиозной культуры и светской этики. Школьники вместе с родителями должны выбрать один из предложенных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Но новый курс нацелен не на распространение личных убеждений, а на изучение существующих религий как части общечеловеческой культуры. Исследования показывают, что родители чаще всего выбирают для своих детей-школьников изучение светской этики (42,7%), а «Основы православной культуры» (несмотря на административное

давление, которое практикуют во многих регионах) - всего 31,7% [10].

Последние годы заставили мировое сообщество вздрогнуть и громко заговорить на тему религиозных отношений и конфликтов, особенно связанных с мусульманским радикализмом. Причем не только в обществах с государственной религией, но и в светских государствах. Так, например, пугающая история произошла на севере Пакистана. Главы местных племен приговорили шесть человек к смертной казни за пение и танцы во время свадебной церемонии в горной деревне Гада. Местные духовные власти вынесли такой приговор после того, как ознакомились с видеозаписью, сделанной на камеру мобильного телефона. На ней видно, как четыре женщины и двое мужчин развлекаются во время свадебной церемонии, в то время как местные законы предписывают мужчинам и женщинам находиться отдельно друг от друга и тем более запрещают женщинам танцевать. Радикализм в ряде стран уже замещает правовые нормы. По данным комиссии по правам человека Пакистана, около 950 женщин и девушек были казнены в прошлом году за нарушение исламских норм поведения.

Российские СМИ сообщали о принятом в Чечне решении разрушать дома террористов и изгонять из республики их семьи. Разночтения с федеральным законодательством здесь объясняют мусульманскими традициями, что не может быть принято в светском государстве.

Председатель Синодального отдела Московского патриархата (теперь уже -бывший), протоирей В. Чаплин призвал верующих к финансовой ответственности за церковь и предложил вернуться к «церковной десятине»: если ты христианин, то должен отдавать десятую часть дохода на церковь. Но современное государство так «обложило» своих граждан, что лучше к этой проблеме не возвращаться.

Далеко не все исторические траектории надо развивать в будущем.

В.Ф. Одоевский, П.А. Чаадаев, К.Д. Ушинский решительно выступали за национальные основы образования в школе, полагая, что на этих основах должно покоиться преподавание всех дисциплин, даже естественных и математических [11]. Русский народ, считали они, великий и мощный, должен вовсе не подчиняться воздействию других народов.

Посмотрим, есть ли «мостик в сегодня» от этой великорусской идеи и куда он ведет? Есть. В нашумевшей книге (учебное пособие) главного на сегодня геополитика А. Дугина

находим: «Битва за мировое господство русских не закончилась <...>. Русские должны осознать, что в первую очередь они являются православными, во вторую - русскими, и лишь в третью - людьми <...>. В конечном счете, должен быть выдвинут радикальный лозунг: «нация - все, индивидуум - ничто» [12]. Ну что тут скажешь? Только вспомнишь Гитлера. Такой вот получился мостик.

Н.И. Пирогов негативно относился к идее детских садов, пытающихся заменить органичное, народное и любовное семейное воспитание. Мостик «в сегодня» от этой идеи классика тоже не сложился. Новый Закон «Об образовании в РФ» провозгласил дошкольное образование самостоятельным и полноценным уровнем образования.

К.Д. Ушинский считал недопустимым раннее изучение иностранных языков: это ведет к рассеиванию внимания, нарушению логики мышления и в итоге наносит психике и мыслительным способностям ребенка непоправимый вред. А ЮНЕСКО во Всемирном докладе «К обществам знания» рекомендует в XXI веке развивать как минимум двуязычное образование и в тех странах, где на это есть средства, трехъязычное. Министр Д. Ливанов в сентябре 2015 года объявил о введении в школе изучения второго иностранного языка.

Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский отвергали роль игры в процессе воспитания, призывали ограждать детей от лицедейства, начиная от поведения в обществе, дома и заканчивая театральными подмостками, которые считали недопустимыми в школе. Упрекали в «актерском двоедушии», губительном для ребенка. Учить изображать другого, фантазировать, говорить чужие слова - не дело детей. И иезуитские школы стали именем нарицательным не в последнюю очередь потому, что учили детей играть в театральных пьесах, то есть «казаться», а не «быть». В то же время игра стала сегодня одним из признанных и широко используемых дидактических методов обучения.

Изложение подобных высказываний уважаемых классиков педагогики без развернутых научных комментариев может дезориентировать педагогов. Ведь у нас до сих пор принято со святостью относиться к любому высказыванию классика, безотносительно к требованиям новой эпохи. Но можно и должно, сохраняя уважение к великому педагогическому наследию, преломлять их идеи через новую реальность, представить которую в их время было невозможно. И там, где можно, строить мосты на прочном фундаменте проверенных веками истин.

Так же и с религией. В светском понимании церковь отделена от государства, но религия становится ближе к обществу. Папа Римский Франциск выразил это словами: «Пришло время пройти часть пути вместе».

Понтифик так раскрывает свою мысль: «Христианская вера благодаря новизне и влиянию на жизнь человека на протяжении веков была символом света, а ее представили как темное суеверие, которое противостоит свету разума». От этого, как можно понять, и пролег водораздел между религией и обществом, между образованием и верой. Сказанное можно отнести и к произвольной трактовке мусульманской веры.

Каждый верит в свою истину. Но на вопрос «Является ли греховной или ошибочной мысль о том, что не существует абсолютной истины?» Папа Франциск ответил: «Не стал бы утверждать, что существует «абсолютная» истина. Каждый из нас по-своему понимает истину, она дается нам для выбора жизненного пути. Нужно выйти из тупика <...> абсолютного, начать серьезный и конструктивный диалог».

В качестве готовности к новому диалогу Папа Римский изложил свою версию рождения Христа. Понтифик утверждает: многие атрибуты Рождества, которые католики используют для оформления, были придуманы только в VII веке после появления Спасителя на свет. Сцена Рождения Спасителя на самом деле была не такой, как ее принято изображать в рождественском вертепе. Обычно в преддверии праздника в западных странах очень популярно устанавливать фигурки младенца в яслях в окружении девы Марии и Иосифа. Здесь же изображаются и животные: осел, вол и овцы, которые якобы согревали новорожденного дыханием. Но в Евангелиях, замечает Папа Римский, никакого упоминания ни об осле, ни об овцах, ни о мычащем воле нет. И ангелы не пели пастухам песни, провозглашая рождение Иисуса. А значит, все традиционные песнопения, которые можно слышать во всех католических и англиканских храмах, не имеют никакого отношения к реально происходившему более 2000 лет назад.

Рассуждая о святых и ранее незыблемых легендах, Папа Римский дает понять, что возможен новый вектор отношений религии и науки, образования и веры, бога и человека. По мысли Понтифика, величие человека в том, что он может размышлять о Боге [13].

Истоки толерантности сегодня формируются на основе все более активного взаимодействия религии, науки и образования. Можно утверждать, что современное понятие

«общечеловеческие ценности» и его основное содержание стали продуктом их взаимодействия. Дискуссия о том, какая из религий гуманнее, не имеет смыслового содержания. В своей глубинной основе они базируются на общечеловеческих ценностях: честность, бескорыстие, неприятие насилия, семейные ценности, почитание старших, уважение труда. И каждая религия, доведенная до радикализма, может стать общественно опасной. В истории каждой из них есть постыдные страницы «крестовых походов», расправы с еретиками, террористические акты. «Печально, но это факт человеческой истории - религия была главным источником конфликтов», - пишет Далай-лама XIV в своей книге «Этика для нового тысячелетия».

«Я не сторонник суперрелигии или новой всемирной религии, - продолжает свою мысль он. - Она означала бы потерю уникальных особенностей различных вероучений. Мне кажется, что большую пользу могли бы принести периодические встречи религиозных лидеров, во время которых они молились бы о чём-то общем. Как было на встрече в Ассизах, в Италии, в 1986 году, когда представители всех мировых религий собрались, чтобы помолиться за мир».

Далай-лама считает весьма привлекательной идею мирового парламента религий. Начать с того, что само слово «парламент» несет в себе дух демократии, а множественное число слова «религия» подчеркивает важность принципа разнообразия религиозных традиций. Так можно было бы избежать крайностей религиозного фанатизма, с одной стороны, и уклона в ненужный синкретизм - с другой [14].

Новые традиции и уклады формируются трудно. Но важно видеть их обновляющиеся векторы, понимать природу и разъяснять тем, кому по ним предстоит жить. Именно поэтому тема «Религия, наука, образование» все более обретает педагогический характер.

Новый вектор в отношениях сообщества с религией стал одним из величайших следствий движения человечества по демократическому пути, оказывающим существенное влияние на образ мышления и поведения людей. Изменения видны и становятся все заметнее в России.

У религии есть чему учиться. Бертран Рассел, которого называют Вольтером двадцатого века, замечал: «Существует лишь одно сильное учреждение, которое никогда не имело никаких элементов наследственной власти, а именно католическая церковь. Мы можем ожидать, что диктатуры, если они выживут, постепенно разовьются в форму

правления, аналогичную правлению церкви» [17].

В январе 2015 года Патриарх Русской православной церкви Кирилл впервые выступил с трибуны Государственной Думы. Раньше обращения к Федеральному собранию считались прерогативой Президента России. Визит Патриарха и его публичную речь в Думе уже назвали историческими. Это так, но скорее не по содержанию речи, а по факту встречи. (Для справки: в 1990 году в Верховном Совете СССР выступал патриарх Алексий II при обсуждении проекта закона о свободе совести и религиозных организаций. Патриархи Пимен и Алексий II приглашались на заседания Генеральных Ассамблей ООН/

Но после визита Патриарха Кирилла в Государственную Думу возник шлейф проблем. И главная из них, беспокоящая другие религиозные конфессии, - православизация России. Об этом свидетельствуют дискуссии о внесении в Конституцию РФ Положения о государственном культурнообразующем

значении православия. Возможно, политики не осознают реальные противоречия так остро, как их чувствуют педагоги, ежедневно погруженные в многоконфессиональные аудитории.

Будущее проблемы «Религия, наука, образование» формируется в современной школе, общеобразовательной и

профессиональной. Тяжело переступив через порог принудительного атеизма, российское образование ищет себя в новых мировых векторах государственно-религиозных

отношений.

Приходит понимание религии как основы мировоззрения не только прошлого, но и будущего как базиса духовного начала. «Религия есть только формула нравственности» (Ф. Достоевский). Мир без существующих веками религий был бы сильно обеднен. Вера наделяет человека представлением о трансцендентности, мотивирует толерантность, заботу о других. Почти все благотворительные организации в мире основаны на вере. Именно поэтому к религии поворачивается и наука, и образование, и все общество.

Статья 14 Конституции РФ определяет Россию как «светское государство». В нем не существует официальной религии, а выбор веры или отказ от нее являются личным делом каждого. Государственные лица своими действиями не вправе навязывать людям убеждения. Такая светская форма взаимоотношений государства и церкви установлена в США, Франции, Германии, всего - в 113 странах мира.

Тема «Религия, наука, образование» очень деликатная. За веру страдали и мучились, ненавидели и убивали. Возможно, поэтому в общепринятом международном стандарте этики, помимо двух традиционных вопросов, которые

нельзя задавать: «Сколько получаешь?» и «За кого голосуешь?», существует и третий: «Веришь ли ты в бога?».

Не будем и мы задавать друг другу последний вопрос.

Литература:

1. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. [Электронный ресурс]. - Москва. - 1978 - 1985. - Том 17. - С. 11. -Режим доступа: http://rulitera.narod.ru

2. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби.

- Москва. - Айрис-Пресс. - 2002. - С. 231.

3. Карней И. «Православный атеист» Лукашенко соскучился по папе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/artide/453241.html.

4. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fictionbook.ru/author/moiseev_nikita.. ./kak_daleko.. ./dow nload.a6.pdf. - С. 571.

5. Минин С. Большой взрыв Папы Франциска / С. Минин. - Независимая газета, 30.10.2014.

6. Шишкин О. Красный Франкенштейн: Секретные эксперименты Кремля / О. Шишкин. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012. - С. 103.

7. Кнопп Г. Дети Гитлера / Г. Кнопп. - Олма-Пресс, 2004. - С. 164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Брукс Р. Терроризм нельзя ликвидировать, а можно только сдерживать [Электронный ресурс] / Р. Брукс. - 20.12.2015. - Режим доступа: http://imsmi.ru/politic/20151220/234860805.html

9. Никандров Н.Д. Выступление на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях / Н.Д. Никандров. - Интернет-журнал «Проблемы современного образования», 2012. - № 1.

- С. 6.

10. Гонтмахер Е. Скрепы загнули не туда / Е. Гонтмахер. - Московский Комсомолец от 23 января 2014 г.

11. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учебное пособие / Л.Н. Беленчук. - М.:

ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. -120 с.

12. Дугин А. Основы геополитики: учебное пособие [Электронный ресурс] / А. Дугин. - Режим доступа: http://tululu.org/b54722. - С. 328,412,417.

13. Папа Римский изложил свою версию рождения Христа. - Передача радиостанции «Вести ФМ» от 22 ноября 2012.

14. Далай-лама XIV. Этика для нового тысячелетия. - Изд-во: Центр тибетской культуры и информации, 2001.

15. Роскомнадзор вынес предупреждения трем СМИ за карикатуры Charlie Hebdo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: polit.ru>news/2015/01/21 /roskomnadzor/

16. Конрад Эдель. Как появилась Библия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: alleng.ru/d/relig/relig038.htm. - С. 39.

17. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Изд. 3-е, исправленное; науч. редактор издания профессор В.В. Целищев. -Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. - С. 412.

18. Кузнецов А. Патриарх Кирилл предложил запретить в России бесплатные аборты [Электронный ресурс] / РБК.ру от 22.01.2015. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/22/01/2015/54c0c3939a79478c 66300635

19. Теология - это наука: интервью с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим [Электронный ресурс] / Молодёжный интернет-журнал МГУ. - Режим доступа: taday.ru>text/32482.html

Сведения об авторе:

Смирнов Игорь Павлович (г. Москва, Россия), доктор философских наук, член-корреспондент РАО, e-mail: [email protected]

Data about the author:

I. Smirnov (Moscow, Russia), doctor of philosophy, corresponding member of Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.