Научная статья на тему 'Религия, наука и русский народ в мировоззрении М. В. Ломоносова'

Религия, наука и русский народ в мировоззрении М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
656
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ / НАУКА / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дивногорцева С. Ю.

Рассмотрены истоки формирования мировоззрения М.В. Ломоносова и его характерные особенности гармония веры и знания, науки и религии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION, SCIENCE AND RUSSIAN PEOPLE IN OUTLOOK OF M.V. LOMONOSOV

Sources offormation of outlook of M.V.Lomonosova and its prominent features harmony of belief and knowledge, a science and religion are considered.

Текст научной работы на тему «Религия, наука и русский народ в мировоззрении М. В. Ломоносова»

2. Ратов И.П. Исследование спортивных достижений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: дис...д-ра мед. наук. М., 1972.

3. Терёшин С.Ю. // Вопр. Курортол..1999..№5.С. 31-33.

4. Хитров В. Д., Ковалёва О.С., Хитров М.В. Устройство для вытяжения позвоночника. Пат. 89386.3аявка № 2009129307 от 29 июля 2009 года.

5. Ясногородский В.Г. Электротерапия. М.: Медицина, 1987. 240 с.

O.S. Kovalyova

PEDAGOGICAL EXPERIMENT RESTORATION PROCESSES IN ATHLETES’ TRAINING

In the frame of pedagogical experiment restoration processes in athletes ’ training with the use of guided technical means are considered here.

Key words: Management of training process, technical means, pedagogical experiment

Получено 12.02.2012 г.

УДК 130

С.Ю. Дивногорцева, канд. пед. наук, доц., зав. каф., 8-916- 585-27-00, sdivno gortseva@mail. ru (Россия, Москва, ПСТГУ)

РЕЛИГИЯ, НАУКА И РУССКИЙ НАРОД В МИРОВОЗЗРЕНИИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Рассмотрены истоки формирования мировоззрения М.В. Ломоносова и его характерные особенности - гармония веры и знания, науки и религии.

Ключевые слова: православное мировоззрение, православная религия, наука, патриотизм.

Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы "Научные и научнопедагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Исполнитель: Православный СвятоТихоновский Гуманитарный Университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107. Госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г.

В ноябре 2011 года российская общественность отмечает 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового уровня, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, геолог, металлург, поэт, художник, историк - чудесным образом сочетая в себе все эти ипостаси, он по праву получил в России статус «первого российского университета». «Дети отечества меня помянут», - писал в свое время Михаил Васильевич и не ошибался. Потомки разобрали, изъяснили и оценили все его ученые труды.

Написано немало книг и статей, посвященных его деятельности и творчеству. Анализ их тематики показал, что до сих пор менее всего исследован вопрос о мировоззрении М.В. Ломоносова и особенностях его формирования.

Среди дореволюционных изданий нами обнаружено лишь две книги, авторы которых более или менее подробно останавливаются на рассмотрении основных черт мировоззрения Ломоносова [2, с. 4]. В работах отечественных исследователей советского и постсоветского времени принято было утверждать о якобы атеистическом мировоззрении М.В. Ломоносова, обосновывая это тем, что он искал объяснения законов природы на материалистической основе. «Естественнонаучные исследования ученого, - пишет Т.С. Буторина, - подрывали устои религии, доказывая отсутствие божественного существования» [1, с. 21]. Попытаемся разобраться, так ли это на самом деле. Чтобы понять мировоззрение ученого, необходимо обратиться к истокам его формирования, то есть к детским годам Михаила Васильевича.

Родился будущий ученый в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и дочери дьякона Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Семья, как мы видим, по крайней мере, с материнской линии была близка Церкви. Сохранились сведения, что отец Ломоносова жертвовал на построение Куроостровской церкви. Развитие религиозных чувств Ломоносова было обусловлено, по всей видимости, и рядом других немаловажных факторов. Скудная, но величественная природа Севера зримо прославляла величие Творца, морские плавания с отцом укрепляли надежду на Бога, ранее сиротство (мать Ломоносова умерла, когда ему было 9 лет) способствовало поиску утешения в вере. Наконец, самым существенным фактором формирования религиозного мировоззрения будущего ученого была среда русской православной церковности, в которой он жил. Обучение грамоте велось старинным вековым способом - чтением и изучением церковных богослужебных книг. Ломоносов, выучившись грамоте, стал читать в церкви. Через два года после начала учения он был лучшим чтецом в приходской церкви. Сохранились сведения о том, что самым любимым чтением ученого Ломоносова на протяжении всей его жизни оставались жития святых. «Поэзия церковных песнопений, христианских канонов, молитва, содержание житий святых, - отмечал И. Власовский, - все воспитывало в Ломоносове религиозное чувство - и впоследствии он проповедовал эту красоту церковнославянского языка» [2, с. 26]. В работе «О пользе книг церковных в российском языке» ученый «дружелюбно» советовал с прилежанием читать церковные книги, поскольку от этого воспоследует: «почитание славянского языка»; «будет всяк разбирать

высокие слова от подлых и употреблять их в приличных местах по достоинству»; «старательным и осторожным употреблением сродного нам коренного славянского языка купно с российским отвратятся дикие и странные слова-нелепости, входящие к нам из чужих языков» [3, с. 118119].

Годы пребывания в Славяно-Греко-Латинской академии, школе не Петровского типа, тоже имели влияние на Ломоносова в отношении формирования его мировоззрения. Он подробно знакомится со Священным Писанием, много читает творений святых отцов и учителей Церкви. Подтверждением этого является, в частности, тот факт, что впоследствии в своих сочинениях он обнаруживает близкое знакомство с их творчеством. Ломоносов буквально восклицал: «О если бы в их время известны были изобретенные недавно астрономические орудия и открыты тысячи звезд, с каким бы восторгом проповедники истины возвестили о новых свидетельствах величия мудрости и могущества Творца» [4, с. 145].

Дальнейшее развитие мировоззрения М.В. Ломоносова, как отмечал в своем исследовании Н.Р. Политур, скорее всего происходило под влиянием его учителя Вольфа. «У Вольфа, - писал Н.Р. Политур, - по всей вероятности, Ломоносов столкнулся с философской постановкой вопроса о религии, которая заставила его переоценить свою старую веру» [4, с. 142]. Вольф был верующим человеком, но вера эта была своеобразна. В частности, он говорил о том, что на волю Божию ошибочно и грешно слепо ссылаться и ею истолковывать все явления природы, поскольку этим мы убиваем в себе разум, эту искорку Бога в нас и отражение Его величия. Вольф пытался примирить веру с наукой через изучение природы. «Если бы глубже изучали физику и естественные науки, - писал он, - то увидели бы, что в каждом творении, как бы оно ничтожно ни было, скрыто многое для познания Творца, и вместо того, чтобы преследовать науку, надо обратить ее во славу Бога и, по совету одного просвещенного теолога, вместе с Библией изучать книгу природы и признавать небо не только внутри, но и снаружи» [4, с. 143]. Насколько Ломоносов разделял взгляды своего учителя, видно из его следующего высказывания: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой - свою волю. Первая - видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению» [1, с. 22].

В 1741 году, после нескольких лет обучения в Европе, М.В. Ломоносов возвратился в Петербургскую Академию. Ознакомившись с философским обоснованием религии у Вольфа и восприняв западноевропейское научное мировоззрение, М.В. Ломоносов, тем не менее,

западником не стал. Чтобы понять мировоззрение Ломоносова как ученого, необходимо акцентрировать внимание на религиозной жизни русского общества XVIII века. Общеизвестно, что Ломоносов был поклонником личности Петра I. Значение Петра для него было в том, что тот возвысил Россию как государство, открыл для русского народа область науки. Реформы Петра I в свое время вызвали потрясение в историческом течении жизни русского общества. Однако идейная сторона реформ Петра I не была воспринята народом, за исключением части высшего общества. Большинство поверхностно усвоили внешнюю европейскую культуру, но и также поверхностно элита стала относиться к русской старине. В то же время оставались ее защитники, продолжавшие чтить традиции старой русской жизни.

И. Власовский утверждал, что личность М.В. Ломоносова представляет собой синтез элементов до-петровской старины и Петровской реформы. Он был и оставался человеком глубоко религиозным. Атеизм он не мог принять не только как воспитанный в православной вере человек, но и как человек глубокой мысли. При более подробном анализе работ Михаила Васильевича мы нигде не видим попытку опровергнуть основы христианской истины, которые для него святы и неприкосновенны, но, наоборот, видно, насколько постоянно и сильно занимали его мысли о Боге. Пишет ли он о химии, астрономии, составляет ли ораторию, неизменно обращается к Богу, связывая свои размышления о нем с предметом своих научных и поэтических изысканий. Так, например, в его ученом труде «Послание о пользе стекла», которое он, как и многие свои работы, облек в стихотворную форму, читаем:

«О коль велика к нам щедрот Его пучина,

Что на землю послал возлюбленного Сына.

Не погнушался Он на малый шар сойти,

Чтобы погибшего страданием спасти».

В «Риторике» Ломоносов писал: «Нет никакого сомнения в том, что видимый сей мир устроен от существа разумного... Сия неизмеримо великая, непостижимо премудрая, несказанно щедрая сила не то ли есть, что мы Богом называем, и почитаем неизмеримо великим и всемогущим, непостижимо премудрым и несказанно щедрым?.» [2, с. 11].

Итак, Бога Ломоносов полагал в основе мирового бытия, как творца и Промыслителя, как конечное основание жизни.

«Владеет наших дней Всевышний сам пределом;

Но славу каждому в свою он отдал власть.

Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек»

(«Тамира и Селим»)

В то же время он, как и его учитель Вольф, не представлял мировую

жизнь сплетением случайностей, не приписывал воле Божией, как ближайшей причине, всех явлений в мире. Мир физический, считал Ломоносов, живет по законам, установленным Творцом. Изучение этих законом доступно для человека и не противно воле Божией. В «Слове о пользе химии» Ломоносов писал: «Великое благодарение Всевышнему человеческий род воздавать должен за дарованную ему к толиким знаниям способность» [2, с. 14]. В его произведениях постоянно встречаются и размышления о науке, призывы к просвещению. Но наука, как мы видим, не была самодовлеющей в мировоззрении ученого, а являлась для него одной из областей совершенствования человеческого духа, определенного Творцом. Наука для него святыня, но лишь потому, что занятия ею приводят к общим вопросам миропонимания, убеждают в величии Творца, укрепляют веру в Бога. В «Слове о происхождении света» он писал: «Чем глубже до самых причин столь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего Бытия Строитель..» [2, с. 18].

Две оды Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величии» и «Утреннее размышление о Божием величии» содержат ту же основную мысль - наука укрепляет в нас веру в Творца.

«Творец! Покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи...»

( «Утреннее размышление о Божием величии»)

Таким образом, согласие религии и науки составляли основу мировоззрения М.В. Ломоносова. Его религиозное одушевление произрастало из детства, юношества, связанного с русской стариной, научное творчество - из идей нового, петровского времени. Не разрывая с религиозным преданием православной веры, он его осмысливал как ученый-естествоиспытатель, что привело к гармонии в его мировоззрении веры и знания.

Кем стал бы Ломоносов, живи он в XIX веке - западником или славянофилом? Скорее всего, ни тем и ни другим. Вернее, в свое время он был и тем, и другим. Он воспринял западноевропейские философские идеи, увлечение наукой, но в нем весьма развиты были патриотические чувства. Читая, как он боролся с засильем иностранных профессоров в Академии, понимаешь, что Ломоносов никогда бы не согласился с тем, что Россия должна следовать западному пути развития. Культурную зависимость России от Западной Европы он, как и Петр I, рассматривал явлением временным, обусловленным историческими обстоятельствами, а не национальными особенностями русского народа. Как истинный патриот, Ломоносов не мог, заботясь о процветании своего Отечества, обойти вниманием вопросы воспитания подрастающего поколения.

Педагогические идеи ученого нашли яркое отражение, прежде всего, в подготовленных им документах «Проект регламента московских гимназий» и «Проект регламента академических гимназий». В своей учительской деятельности он стремился к тому, чтобы воспитать людей, пригодных именно для русской жизни.

Религия, наука, русский народ - вот «ключевые слова» в творчестве М.В. Ломоносова. Спустя три века после его рождения перед нами стоят те же задачи, которые он в свое время обозначил для русского народа: воспитание в себе и подрастающем поколении религиозного чувства, уважения к науке, любви к Родине и российскому народу.

Список литературы

1. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогическая мысль России XVIII века. Вологда: ВГПИ, 1990. 93 с.

2. Власовский И. Ф. Основные черты мировоззрения М.В. Ломоносова. Харьков, 1911. 38 с.

3. Ломоносов М.В.: избранные труды / сост. Егоров С.Ф.. М.: изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 221 с.

4. Политур Н.Р. М.В. Ломоносов и жизнь XVIII века. СПб.: Л.М. Шах-Паронианца "Рус. филология", 1912. 148 с.

5. Y. Divnogortseva

RELIGION, SCIENCE AND RUSSIAN PEOPLE IN OUTLOOK OF M.V. LOMONOSOV Sources offormation of outlook of M.V.Lomonosova and its prominent features - harmony of belief and knowledge, a science and religion are considered.

Key words: orthodox outlook, orthodox religion, a science, patriotism.

Получено 20.10.2011 г.

УДК 378

Н.В. Гоголев, канд. пед. наук, доц., 8-903-841-65-80 tspunvg@mail.com (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обращение исследователей к понятию «образовательное пространство» знаменует собой стремление осмыслить сложные процессы становления и функционирования образования в контексте культуры, во взаимодействии с другими процессами с учетом факторов, под влиянием которых оно находится.

Ключевые слова: образование, регион, культура, образовательное

пространство, социокультурное образовательное пространство.

Теоретическое осмысление категории «пространство» имеет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.