Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СВЕТСКОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ханова Руфина Вильсоновна

В статье рассматриваются вопросы религии в современном мире, анализируется ее культурная и социальная значимость. Религия рассматривается как важнейший носитель общечеловеческой культурной ценности, как неотъемлемая часть культуры, выполняющая человекотворческую и культуросозидательную роль. Отмечается взаимосвязь религиозной и светской культур, объединяющих ценности культуры как таковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

The article analyzes religion as a socio-cultural phenomenon, i.e. as a spiritual, social and cultural phenomenon. Religion is considered as the most important carrier of universal cultural value, as an integral part of culture, performing a human-making and culture-creating role. The interpenetrating nature of religion and culture is noted.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

УДК 2:316.7

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51815

ХАНОВА Руфина Вильсоновна кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО Башкирского государственного университета E-mail: khanova.r@bk.ru

Религия как социокультурное явление

В статье рассматриваются вопросы религии в современном мире, анализируется ее культурная и социальная значимость. Религия рассматривается как важнейший носитель общечеловеческой культурной ценности, как неотъемлемая часть культуры, выполняющая человекотворческую и культуросозида-тельную роль. Отмечается взаимосвязь религиозной и светской культур, объединяющих ценности культуры как таковой.

Ключевые слова: религия, культура, человек, общество, духовность, ценности, светскость.

В условиях современных социальных реалий религия рассматривается как неотъемлемая часть культуры, выполняющая человекотворческую и культуросозидательную роль. Религия как социокультурная система взаимодействует с обществом, культурой и человеком. Религия одновременно является социальным, культурным и духовным феноменом.

Религия как система верований и практических действий объединяет людей в единую социальную, культурную и духовную общность. Религия как социокультурное явление означает чувство социальной связанности, зависимости и долженствования по отношению к некой таинственной, непостижимой силе, дающей опору и достойной поклонения. Человек связан с пониманием религии как сущностной силы, связанной с экзистенциальной решимостью человека. Религия - система верований, ценностей, поведенческих образцов, идеалов, способствующих осмыслению людьми мира и созидательной деятельности в нём, которая формирует духовное измерение и духовное пространство этого мира, задает контекст высшего смысла.

Религия как социокультурное явление неотделима от истории каждого человека и всего человечества. В любой культуре религия предстает «наиболее важным связующими узами человечества» (Ф. Бэкон), обеспечивая не только связь человека с духовным Абсолютом, но и людей друг с другом. В основе религии всегда лежит духовный опыт, духовное чувство единения с Богом, Космосом, духовным миром. И чем глубже этот опыт, тем глубже духовная трансформация человека, единение его с Богом и миром на основе любви.

Религиозный Абсолют означает своего рода «якорь» мироздания, придающий ему устойчивость. Античная философия содержит рассуждения о таком «первоединстве», которое превышает все сущее [2, с. 386]. Таким образом, кроме сущего, существующего постулируется некое сверхсущее. Это сверхсущее есть всеобщий носитель существующего, без которого чувственно-материальный космос античности распался бы на отдельные части [2, с. 386-387]. Другой социокультурный смысл религиозного Абсолюта состоит в том, что только имея трансцендентный Абсолют, а значит, и уверенность в том, что мир - это далеко не бессмысленный хаос, а наше универсальное «Я», можно надеяться на какой-либо вариант личного духовного бессмертия.

Так, проблема выдвижения религиозного Абсолюта заключается в экзистенциальных потребностях человека: иметь уверенность в осмысленности и устойчивости социокультурного Космоса и вместе с ними и надежду на возможное духовное бессмертие.

Проблема религии, анализируемая в философском аспекте, предстает как проблема социальная и мировоззренческая. Специфические черты различных религий должны осмысляться с учетом мифологических, исторических, социокультурных, психологических особенностей людей, исповедующих религию. Данные особенности обнаруживаются в различных представлениях о Божестве, ценность которого постулируется с помощью догматов в вере.

В научной литературе существует многообразие определений религии. «Религия становится частью культурного универсума и синтезирует внутри себя определенные явления других областей культурной жизни» [5, с. 42]. Большинство исследователей полагает, что значение термина «религия» происходит от двух взаимосвязанных латинских слов: 1) «religio», что значит «святыня, культ», в этом смысле религия -это набожность, предмет культа; 2) «геПдаге» - «связывать,

объединять», здесь религия определяется как связь человека и Бога, Абсолюта, Космоса, Трансцендентного, а в более широком смысле - связь мира земного и космического как диалектического синтеза ограниченного и безграничного, материального и духовного, временного и вечного, смертного и бессмертного, мира преходящего и мира вечного.

«Религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства» [1, с. 175]. В таком качестве религия представляет собой:

1) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения;

2) отражение действительности;

3) общественную подсистему;

4) феномен культуры.

Религиозная культура - одна из разновидностей духовной культуры человечества, совокупность ценностей, норм, идеалов, образов и значений, характеризующих каждую из мировых религий. Создание социокультурного пространства в религии сопровождается сосредоточением человека на решении духовных проблем и утверждении духовности, что является важным фактором развития и других форм культуры.

Исследователи различают различные ступени развития религии. Так, можно различать период «естественной» религии (человек находит своих богов в природных силах); период господства «религии закона» (человек здесь исходит из представления о всемогущем «Боге-Господине»); период возвышения «религии закона» до религии как чистой морали; период «религии искупления», возникающий из ощущения греховности, которое не проходит даже при великих нравственных устремлениях [4, с. 570].

Религия как социокультурный феномен, т.е. как духовное явление, связанное с сущностными силами человека, находится в процессе неуклонного развития. Религия означает постоянную борьбу с мировым уравниванием, борьбу Логоса и Хаоса и выступает как ресурс духовно-нравственного преображения человека (на данный момент указывают С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский). Так, художник, выступая в качестве субъекта культуры, совершает религиозный подвиг, так как творит новую

одухотворенную действительность. Только в храме, в церковном искусстве, полагает Флоренский, раскрывается подлинный смысл культуры. Лишь в духовном пространстве, где осуществляется возможность приобщения к собственным духовным и культурным традициям, возникает стремление к синтезу философских, эстетических, художественных, религиозных начал культурной деятельности [6, с. 215].

Религия «работает» в породившей, окружающей и испытывающей ее воздействие социокультурной среде, т.е. выполняет определенные функции. Васильев Л.С. в качестве основных функций религии выделяет компенсирующую, интегрирующую, регулирующе-контролирующую, экзистенциальную и политическую, а по мнению Яблокова И.Н., наиболее существенные - мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая, культуротранслирующая функции.

Критерий оценки роли религии в обществе зависит от того, способствует ли религия общественному прогрессу или препятствует ему. Религии «в своей истории оказывали на людей не только освобождающее, гуманное, прогрессивное воздействие, но также и регрессивное, подавляющее, реакционное воздействие. Этот идейный трагизм присущ истории любой религии» [4, с. 570].

Взаимосвязь религии и общества сегодня имеют взаимопроникающий характер. С одной стороны, наблюдается процесс секуляризации духовной жизни, поворот к светским ценностям, а с другой - рост популярности религиозных ценностей в обществе. Религиозная мораль, религиозное искусство, религиозная философия оказывают влияние на нерелигиозную, светскую культуру. Религиозная и светская культуры имеют не только различные, но и общие ценности, ценности культуры как таковой.

Непреходящее значение мировых религий заключено в том, что они выработали «многие из тех вечных человеческих ценностей, роль которых судьбах рода человеческого непрерывно возрастает» [3, с. 28]. Эти вечные человеческие ценности призывают к миру и согласию, что способствует проявлению взаимопонимания и терпимости по отношению и к верующим, и к неверующим, а среди верующих - к последователям разных религий. Сегодня необходимо обращение к общечеловеческим ценностям и идеалам, ориентированным на диалог различных культур и религий.

Литература

1. Введение в общее религиоведение / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М., 2001.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики (итоги тысячелетнего развития). Кн. 1-2. Т.1. М., 1992 - 1993.

3. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы фи-лософии,1991. №3.

4. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998.

5. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д., 2006.

6. Шелепанова Т.В. Культурологические идеи в русской религиозной философии // Человек - Философия - Гуманизм. В 7 т. Т.6. СПб., 1997.

KHANOVA R.V. PhD in Philosophy, Associate Professor at the Department of Philosophy and Cultural Studies Bashkir state University

Religion as a socio-cultural phenomenon

The article analyzes religion as a socio-cultural phenomenon, i.e. as a spiritual, social and cultural phenomenon. Religion is considered as the most important carrier of universal cultural value, as an integral part of culture, performing a human-making and culture-creating role. The interpenetrating nature of religion and culture is noted.

Keywords: religion, culture, man, society, spirituality, values, secularism.

Literature

1. Introduction to General religious studies / Edited by prof. I.N. Yablokov. M., 2001.

2. Losev A.F. History of ancient aesthetics (results of millennial development). Books 1-2. Vol.1. M., 1992 - 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Moiseev N.N. Universal evolutionism // Questions of Philosophy, 1991. No.3.

4.The newest Philosophical Dictionary / Comp. A.A. Gritsanov. Minsk, 1998.

5. Samygin S. I., Nechipurenko V. I., Polonskaya I. N. Religious studies: sociology and psychology of religion. Rostov N./D., 2006.

6. Shelepanova T.V. Culturological ideas in Russian religious philosophy // Man - Philosophy - Humanism. In 7 vols. 6.St. Petersburg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.