ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 34 (091)
Романовская Вера Борисовна
доктор юридических наук, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Романовская Любава Ростиславовна
кандидат юридических наук, доцент Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
РЕЛИГИЯ И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
В статье анализируется роль канонического права в развитии юриспруденции и в политической жизни. Определяется интегрирующая роль религии в условиях партикуляризма права. Отмечается, что в конце средневековья -начале нового времени набирает силу процесс секуляризации, отделения светской науки от теологии, права от религии.
Ключевые слова: каноническое право, средневековая юриспруденция, христианское мировоззрение, секуляризация права, светская наука.
Если давать в самых общих словах характеристику европейского общества в период Высокого средневековья (XII-XIV вв.), не разделяя его на нации, народы и государства, то можно смело утверждать, что, невзирая на местные различия, имелись объединяющие это общество черты, позволяющие говорить о нем как о чем-то целом. В первую очередь, это общность религиозных основ, христианской религии как единой духовной константы, не меняющейся в многообразии динамичных политико-правовых явлений средневековой Европы несколько столетий [3, с. 244]. Во вторую очередь, это общность культурных начал, лежащих в глубинах римско-античной цивилизации и варварского раннего средневековья.
Последнее обстоятельство послужило формированию еще одного общего принципа организации их жизни - партикуляризма права. Известно, что одной из особенностей правовой системы Франции, Германских княжеств, Италии была «множественность» права и правовых источников. Этот принцип выражался в наличии большого разнообразия юрисдикций, которые одновременно существовали в этих государствах и обслуживали потребности общества. Среди них: королевское право, торговое право, городское право, римское право, морское право, обычное право и др. Особую роль играло каноническое право - право римской католической церкви, чья власть в те времена распространялась на весь западный мир.
Юристы-канонисты, то есть специалисты в области канонического права, как правило, монахи (преподавалось оно в университетах на богословских факультетах), были, если можно так сказать, интеллектуальной элитой общества. Они работали в королевских куриях, государственных учреждениях, были доверенными лицами и консультантами королей по важнейшим вопросам политики, они были ближайшими советниками тех людей, которые стояли у руля государства. Через них
проходила «линия смычки» между религиозной, правовой и политической жизнью средневековых государств.
Очевидно, что право во всех его проявлениях и отраслях было под сильным влиянием религии. То же самое можно сказать об общественной морали, обычаях и, конечно, политике. Неверно бы было говорить о полном смешении религии, права и политики в средневековом обществе, они имели свою структуру, свои институты, свои механизмы реализации, оставаясь определенным образом автономными, не смешиваясь друг с другом. Управление каждой из этих систем осуществлялось специальным корпусом людей, имеющих для этого особую квалификацию и отвечающих особым требованиям, присущим только этой страте.
Начиная с XII века, юриспруденция была вверена специально обученным в университетах на юридических факультетах специалистам. В это же время и теология с каноническим правом стала пониматься как наука и тоже преподаваться в университетах [4; с. 175-176].
Плюрализм права на Западе был отражением плюрализма политической и экономической жизни. Отчасти он проистекал из различия между церковной и светской властью, однако, хотя церковь позиционировала свою свободу от светского контроля, и светская власть пыталась быть независимой и даже доминировать над церковной, по многим вопросам у них была общая юрисдикция. Более того, духовенство в определенных случаях могло подлежать юрисдикции светского суда, а миряне в очень большом количестве случаев подлежали юрисдикции канонического права.
Политические системы средневековых европейских государств были очень схожи между собой, впрочем, как и их правовые системы, однако нельзя говорить об их полной идентичности, поскольку каждая из них сохраняла свои особенности. Эти особенности отразились, например, в раз-
172
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
© Романовская В.Б., Романовская Л.Р., 2014
Религия и право в политической жизни средневековой Европы
личиях государственности Франции и Германии. Схожесть же политических систем обуславливалась особой ролью христианской религии и институтов канонического права, как факторов серьезного влияния на политику и политические институты. Христианство через каноническое право оказывало непосредственное влияние на формирование правового сознания европейских монархов и их окружения, и хотя князья (короли) и Папы сражались друг с другом за политическое первенство, все они апеллировали к Божественному закону.
Дуализм церковной и светской юрисдикции являлся отличительной чертой западных обществ. Как указывает выдающийся исследователь в области истории права и политики Г. Д. Берман, «первой западной системой права стало каноническое право римско-католической церкви» [1, с. 57]. Можно продолжить, что политические системы западноевропейских государств сложились также под влиянием римско-католической церкви и христианского мировоззрения.
Однако было бы неверным утверждать, что именно религиозное мировоззрение оказалось прообразом будущего общего европейского пра-вопонимания. Начиная с XVI века и особенно в XVII веке эта «незыблемость» была поставлена под сомнение. Основную роль при возникновении сомнений сыграла светская наука, которая в то время начала активно развиваться (механика, математика, геометрия, физика и др.). С этого момента к истине стали иметь отношение три интеллектуальных сферы - теология, философия и естествознание, а не только первые две, как это было в Средневековье.
Возникла тенденция к постановке наук естественных рядом, а потом и выше наук божественных. Большую роль в отделении теологии от других наук сыграл Галилео Галилей, разделивший знания человеческие и истины божеские. Известный исследователь Уильям Боусма писал: «Утверждение Галилея, что теология - королева наук только вследствие достоинства ее предмета, а не благодаря особому праву контролировать то, что происходит в других науках, и что религия учит, как кому-то продвинуться на небо, но не тому, как движется небо, отражают позицию, которую с ним разделяли Бэкон, Гассенди, Мерсен и Паскаль» [6, с. 8].
Передовые люди того времени постепенно пришли к пониманию о необходимости секуляризировать научный поиск, вывести его за рамки теологии. Выдающиеся ученые позднесредневеко-вой Европы стремились к автономии богословия от науки, что не могло не способствовать быстрому развитию последней. Исследователи отмечают важную особенность этого процесса: если в XV-XVI веках обновление переживали естественнонаучные дисциплины, порвавшие свою зависимость
от схоластической философии и создавшие оригинальные научные школы со специфической методологией, то в XVII веке имела место эмансипация от средневековой схоластики гуманитарной сферы человеческого знания [2, с. 98].
В юриспруденции появляется новая линия, очерченная голландцем Гуго Гроцием, его продолжателем из Германии Самуэлем Пуффендор-фом и учеником последнего - Христианом Тома-зиусом - теория чистого естественного права. Эта теория в течение долгого времени господствовала в умах европейских юристов позднего средневековья и нового времени.
Заметим, что эта естественно-правовая теория не убирала Бога вообще. Он занимал особое, периферийное место по отношению к социальному регулированию. Но Он был в их микро- и макрокосмосе. Связь между правом и моралью, этикой и философией была еще очень тесна. И люди, исповедовавшие теорию естественного права, не были атеистами.
Немецкий исследователь Эрик Вольф отмечал, что характерной чертой естественно-правовой школы было стремление придать естественным нормам права прямое действие в юридической практике [7, с. 86].
Конец средневековья и начало нового времени знаменовались явно выраженной тенденцией к секуляризации права. Она продолжала нарастать, и часть ученых повернула в сторону атеизма, что стало возможно в век Просвещения. Как указывает Мишель Фуше, «для Монтескье Европа является светской идеей, связанной со свободой, то есть свободной от деспотизма. Просвещенная и интеллектуальная республика Вольтера объединяет науки; искусства и науки, закладывает фундамент доминирующего положения Европы... Отсюда следует полное разделение между Европой и христианством и устанавливается новая полярность, полюса которой различаются своим отношением к прогрессу. Идея Европы означает светскую модель» [5, с. 33-34]. Для автора идея христианства, как это вытекает из сказанного, связана со стагнацией в общественном развитии, тогда как идея светскости однозначно ассоциируется с развитием. Страны новой Европы объединились в принятии этой светской свободы, сбросив путы христианского обременения.
Именно светская модель в противоположность христианской, бывшей основой старой Европы, по мнению Мишеля Фуше, есть основа новой интегрированной Европы. Не оспаривая этот тезис, напомним, что позиция «против кого дружить будем», не является самой удачной для создания надежных отношений. Анализ проблем новой интегрированной Европы не входит в нашу задачу и может быть осуществлен в рамках другого исследования.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
173
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Библиографический список
1. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. - 624 с.
2. Верховодов Е.В., Мигунова Т.Л. Секуляризация общественной мысли в Западной Европе 17 века // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, Новое время. Вып. 2. -Арзамас: АГПИ, 2002.
3. Квачадзе О.Б., Романовская В.Б. Влияние канонического права на городскую политико-правовую действительность средневековой Западной Европы // Известия высших учебных заведений.
Правоведение. - 2010. - №1. - С. 244-249.
4. Романовская В.Б. Период высокого средневековья в Европе - век инноваций в юридическом образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3-2. -С. 174-176.
5. Фуше М. Европейская республика: исторические и географические контуры. - М.: Международные отношения, 1999. - 168 с.
6. Bouwsma W.J. The Secularization of society in the Seventeenth Century. - Moskow, 1970.
7. Wolff E. Grotius, Pufendorf, Thomasius. Drei Kapitel zur Gesteltgeschichte der Rechtswissenschaft. - Tubingen, 1927.
УДК 349.2
Рощин Борис Евгеньевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА (к 95-летию создания Международной организации труда)
В предлагаемой статье рассмотрены первые конвенции Международной организации труда, принятые в момент её создания, и заложившие правовые основы сущностных институтов международного трудового права.
Ключевые слова: Международная организация труда, Конвенции МОТ, Генеральная конференция, ограничение рабочего времени, проблемы безработицы, социальная защита и охрана труда женщин и детей.
Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости...
Из Устава МОТ
Современное российское трудовое законодательство во многом базируется на нормах международного трудового права, поскольку Россия (как правопреемница СССР) является (с 1954 г.) полноправным членом Международной организации труда (далее МОТ) - старейшей, признанной и одной из самых уважаемым мировым сообществом организаций, которая была создана ещё в 1919 году (на основе Версальского мирного договора при Лиге наций), а в 1945 г. МОТ (с принятием Устава ООН) стала первым специализированным учреждением ООН. Кроме того, современная российская Конституция (ч. 4. ст. 15) признаёт общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части её национально-правовой системы. Более того, если международным договором (далее МД) РФ установлены иные правила, чем национальным законодательством РФ, то применяются правила МД. Следовательно, определённый объём международно-трудового законодательства (нормативные акты, закрепившие общепризнанные принципы и нормы международного права; конвенции по вопросам труда, ратифицированные РФ; МД по труду, заключённые РФ
и др.), являются неотъемлемой составляющей частью внутреннего российского трудового законодательства и должны активно и непосредственно применяться правоприменительными органами. Это говорит о всё большей интеграции современной России в мировое пространство.
Современное международное трудовое право имеет свою, вполне обозримую историю. Изучение исторического опыта позволяет глубже понять сущность современного международного трудового права, которое в настоящее время сформировалось в относительно автономную подотрасль международного публичного права. Целью работы является краткая характеристика основных конвенций МОТ, принятых в момент её создания, в процессе работы первой сессии Генеральной конференции этой организации (29 октября 1919 года - 27 января 1920 года).
Разумеется, МОТ возникла не на пустом месте. Идеи создания подобной международной организации, регулирующей глобальные проблемы в социально трудовой сфере, относятся к XIX веку. Необходимость принятия и развития международного трудового законодательства осознавалась рядом стран Европы и Америки, в которых бурное
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
© Рощин Б.Е., 2014
174