Научная статья на тему 'Религия и духовность: историко-методологический аспект'

Религия и духовность: историко-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1747
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ДУХ / ПОЛИТЕИЗМ / МОНОТЕИЗМ / БОГ / ВЕРА / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / RELIGION / SPIRIT / POLYTHEISM / MONOTHEISM / SPIRITUALITY / GOD / FAITH / RELATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Швечиков Алексей Николаевич

Целью статьи является исследование процесса зарождения и развития религиозной духовности как внутренней духовной силы человека, принявшего веру в Бога. Дается анализ соотношения духовного и телесного с точки зрения религии. Сама же религия рассматривается автором как по преимуществу духовное отношение Бога и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article's aim is to research the process of origin and development of religious spirituality as inner spiritual power of a believer man. The analysis of correlation between spiritual and corporal in man is given from religion's point of view. The religion is examined as spiritual relation between God and man.

Текст научной работы на тему «Религия и духовность: историко-методологический аспект»

Этносы и конфессии

Алексей ШВЕЧИКОВ

РЕЛИГИЯ И ДУХОВНОСТЬ: ИСТОРИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Целью статьи является исследование процесса зарождения и развития религиозной духовности как внутренней духовной силы человека, принявшего веру в Бога. Дается анализ соотношения духовного и телесного с точки зрения религии. Сама же религия рассматривается автором как по преимуществу духовное отношение Бога и человека.

The article’s aim is to research the process of origin and development of religious spirituality as inner spiritual power of a believer man. The analysis of correlation between spiritual and corporal in man is given from religion’s point of view. The religion is examined as spiritual relation between God and man.

Ключевые слова:

религия, дух, политеизм, монотеизм, Бог, вера, взаимоотношение; religion, spirit, polytheism, monotheism, spirituality, God, faith, relation.

Истоками и причинами современного мирового кризиса являются совсем не внешние факторы (экономические, финансовые, политические и т.д.), о которых преимущественно говорит большинство различных аналитиков. Они лежат глубже, во внутренних пластах культуры, там, где правит дух и нравственный закон. Духовно и нравственно этот кризис породила «культура» постмодерна, растлившая человеческий дух, поправшая нравственный закон, поставившая на пьедестал умственный примитивизм и похоть человеческого тела. В этой культуре духовные потребности накрываются плотской распущенностью, нравственные критерии отбрасываются как основы, мешающие «свободной» жизни. Этим путём, к сожалению, пошла постсоветская Россия.

Выйти из кризиса, радикально изменить создавшуюся в стране ситуацию только с помощью экономических, политических и организационных мер невозможно. Нужно радикальное изменение политики государства по духовным и нравственным вопросам жизни людей. Необходимо радикальное духовно-нравственное очищение всего общества. Предлагаемая статья имеет целью проведение историко-методологического исследования одного из основных путей возрождения духовного состояния общества — религиозной духовности. Поскольку нам сегодня приходится начинать эту работу после трагической для религии советской эпохи, то есть почти с нуля, то будет полезно проследить процесс возникновения и развития этой духовности, поскольку в России идёт процесс религиозного возрождения и проблемы религиозной духовности становятся актуальными.

Духовность — это проекция внутреннего мира человека, система его внутренних жизненных ценностей и идеалов. Она формирует его целостность, смысловые основы жизни, её целевые установки и нравственный стержень. Она очищает человека от разрушительных внешних и внутренних сил, порождает крепость и уверенность, целеустремленность и чистоту помыслов.

Духовность — понятие широкое, многогранное. В современной науке принято делить духовность на религиозную и светскую, исходя из того что духовность творится не только на основе божественного Духа, но и на основе духа человеческого. Ставить непроходимую грань между религиозной и светской духовностью не правомерно, если не отгораживать человека от Бога глухой стеной. Исторический опыт человечества и нашего народа показал, что такая стена приводит к перерождению смысловых основ духовности и духовному оскудению человека.

ШВЕЧИКОВ Алексей Николаевич — к.филос.н., доцент; директор Межвузовского центра по религиоведению, доцент Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

В историческом плане духовность берет своё начало в религии. Превратить бога из силы физической в силу духовную первыми попытались древние египтяне. Какие факты дают нам основание для подобных выводов? Во-первых, свидетельства древнегреческих историков (прежде всего, Геродота и Диодора Сицилийского), которые утверждают, что египтяне превосходили все народы (в том числе, и их собственные) в силе и глубине богопочитания, т.е. религиозной веры. Во-вторых, сами египтяне оставили нам множество свидетельств того, что они ближе других народов подошли к пониманию духовного смысла веры, поскольку стали понимать Бога не только как воплощение физической, но и как духовной силы. Хотя это понимание, очевидно, не носило массовый характер, а оставалось в недрах жреческого сознания, а может, только его верхушки, но они оставили след такого понимания.

Один из египтологов XIX столетия Г. Бруш задался целью выяснить то, какими эпитетами наделяли древние египтяне Бога, того Бога, который творил мир, богов и людей. Среди этих эпитетов, очень сходных с теми, которыми наделяют Бога монотеистические религии, есть признание того, что «Бог есть Дух, скрытый Дух, дух духов, великий Дух египтян, божественный Дух»1.

Египтяне понимали и чувствовали, что духовный смысл поклонения богам нельзя сводить лишь к признанию Бога как Духа. Духовным смыслом была проникнута вся философия жизни египтян. Близость к богам, обеспечиваемая твёрдостью и правильностью поклонения им, предполагала не только физическую защиту от тёмных и злых внешних сил, но также обеспечивала состояние внутреннего мира и спокойствия каждой личности, т.е. её определённого нравственного состояния и поведения. Святость и благочестие достигались у египтян всем строем их жизни, который покоился на следующих основаниях: во-первых, на том порядке обустройства земной жизни людей, который боги установили, в-третьих, на творении Маат, т.е. первозданной полноты смысла земной жизни и справедливости её основ. Светская духовность как самостоятельное явление рождается с возникновением научного знания и отделением его от

1 Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. — М., 1996, стр. 27.

знания религиозного. Начало этому положила античная Греция. Греки первыми поставили под сомнение реальность проживающих на земле многочисленных богов, включая и олимпийцев. В начале Фалес заговорил о Боге — творце всего сущего, никем не рождённого, но родившего всё. Он утверждал, что «Бог есть нечто самое древнее, ибо никем не рождён»2.

Религиозно и научно признан факт того, что первым народом, который стал исследовать одного Бога, был еврейский народ, начало которому по благословению Бога положил благочестивый Авраам. Библия так повествует об этом: «И сказал Господь Аврааму: пойди из Земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении» (Быт. 12, 1—2). С рождением новой религии, казалось, будут преодолены родовые изъяны политеизма — антропоморфизм, утверждающий челове-коподобие богов, и размытость религиозной духовности, её растворённость в жизненном потоке. Однако, как показал ход дальнейших событий, первая монотеистическая религия не смогла полностью преодолеть эти пороки политеизма.

Накануне рождения христианства еврейский народ оказался в рабской зависимости от Рима, Израиль стал одной из провинций Римской империи. Народ, естественно, был возмущён таким положением и хотел сбросить с себя иго иностранного господства. Он уповал на своего Бога и ждал Мессию, которого Бог пришлёт на землю и освободит свой народ от рабства. Но этого Мессию они представляли не духовным наставником народа, а царём-воином, который разгромит захватчиков вооружённой силой. Поэтому, когда они увидели Христа как Мессию — проповедника новой веры, они отвергли Его и стали преследовать. Призыв Христа искать спасение, прежде всего, в самом себе («Царствие Божие внутри вас есть»), а не во внешней силе, был не понят иудеями. Отвергнув Христа и Его учение, иудеи обрекли себя на трагедию рассеяния и уничтожения своей государственности, явив миру убедительный пример трагических последствий игнорирования духовной

2 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. — СПб., 1994, стр. 20.

стороны религии, подмены её духовных основ внешними формами богопочитания. Первый опыт превращения религии, прежде всего, в силу духовную оказался неудачным. Решение этой сверхзадачи было возложено на христианство.

Рождение христианства знаменовало собой совершенно новый этап в историческом развитии религиозного движения в мире. Не вдаваясь в пространное объяснение принципиальных отличий христианства от всех предшествующих и последующих религий, сосредоточим внимание на нашей теме (религия как духовная сила) и попытаемся выяснить то новое, что сказало христианство в этой области.

В нём духовная сторона бытия оформляется в самостоятельную сферу человеческой жизни и становится определяющей. Проводится граница между телом и духом, физическим и духовным. Бог силы предшествующих религий уступает место Богу-Духу. Плоть отступает на второй план. Поклонение Богу приобретает сугубо духовный характер.

Не на животном страхе, вызываемом материальной силой и всемогуществом Бога, должна строиться вера в Него, а на любви, вызываемой Его добротой, милосердием и отеческой заботой о человеке. Не задабривать Бога всевозможными жертвоприношениями, а поклоняться Ему в духе. Явление христианства означало, что формирование религии в качестве основной и самодостаточной духовной силы человека и общества завершилось. Оно означало также признание того, что основным, сущностным и смысловым признаком религии является не физическая предметность, не социальная благополучность, не психологическая устойчивость личности или группы, а духовность, обеспечивающая связь человека с Богом и сохранение его богоподобия, удерживающего от превращения в скотоподобие.

Мало правильно вести себя при решении вопросов плотской жизни. Эта плотская правильность не гарантирует человеку бессмертие. «...Если вы живёте по плоти, — учил апостол Павел, — то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8, 13).

Христианство, будучи религией высокой духовности, рассматривает человека, прежде всего, как духовное существо, созданное Богом по своему образу и подобию. Тело человека живо духом его, вместилищем

духа является душа. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни. И стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Рождение новой религии потребовало уточнения её понятия. Понимание Цицероном религии как верности традиционным богам было неприемлемо для христианства, поскольку оно призывало уверовать в нового единого Бога — Святую Троицу.

Один из отцов римской церкви — Лак-танций (240—320 гг.) существенно подправил цицероновское понимание религии, берущее своё начало от глагола ге^еге. Лактанций употребил для определения религии другой глагол — ге%аге (связывать, соединять) и определил религию как связь человека с Богом через благочестие. Это определение религии в христианской традиции было признано классическим. На него постоянно ссылаются и сегодня не только теологи и богословы, но и религиоведы. Однако время идёт, наращивается количество определений религии, предпринимаются попытки увести в тень её сущностное качество — духовность. В связи с этим появилась необходимость уточнить содержание этого понятия, сделать его более соответствующим смыслу и предназначению. На наш взгляд, определение религии должно быть таким: «Религия есть духовное взаимоотношение Бога и человека, основанное на вере».

Отличие этого определения религии от определения ее Лактанцием состоит в том, что слово «связь» заменяется словом «отношение». По нашему мнению, термин «отношение» больше соответствует существующему между Богом и человеком взаимодействию. Связь может быть и односторонней, и принудительной. А это именно «взаимоотношение», основанное на необходимости, заинтересованности и доброжелательности обеих сторон. Религия исходит из того, что человек не может существовать без покровительства Бога, а Бог не может обойтись без человека, являющегося единственным на Земле существом, наделённым сознанием, волей и верой.

Человек — единственное духовное существо в этом телесном и тленном материальном мире.

Утрата человеком духовной стороны жизни обессмысливает её, ввергает в мир плотских соблазнов и греховных деяний. Человек становится рабом плоти и по-

мышляет только о плоти и удовлетворении её страстей: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:5,6). Духовная жизнь религиозного человека держится на вере в Бога-Духа.

Наука, исследующая религию, не может это демонстративно игнорировать. Она должна рассматривать религию, прежде всего, как духовное отношение между богом и человеком, и только потом — как социальный, моральный, политический или психологический фактор. Такой подход будет отвечать требованиям основополагающих методологических принципов научного познания и задачам научного религиоведения.

Историко-методологическое исследование заявленной темы показало, что развитие понятия «духовность» имеет исторический и метафизический характер. Это понятие вызревало в лоне первых человеческих цивилизаций, и прежде всего в Древнем Египте. Исторический опыт развития духовной стороны жизни чело-

вечества показал, что в рамках политеистических религий проблема понимания религии как сугубо духовного феномена решена быть не может по целому ряду объективных причин (антропоморфизм богов, их многочисленность, понимание их в качестве источника силы, а не духа, извращённые формы поклонения, вплоть до человеческих жертвоприношений, и т.д.) Но опыт первой монотеистической религии показал, что и она не смогла очиститься от родимых пятен политеистических религий и не обрела чёткого понимания духовной стороны религии, не смогла избавиться до конца от представлений о Боге как Боге силы, а не духа.

Только христианство смогло подняться до истинной оценки религии как духовной силы. Только оно смогло разделить жизнь человека на две основные сферы: духовную (идеальную) и плотскую (материальную) при условии первенства духовной жизни по отношению к жизни плотской. Двухтысячная история развития человечества после Рождества Христова убедительно подтвердила правильность такого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.