Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ, АТЕИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ (К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ)'

РЕЛИГИЯ, АТЕИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ (К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якубов З.Я.

Новое философское мышление рассматривает оба основных вида мировоззрения: идеалистическое (религиозное) и материалистическое (атеистическое) как равноистинные и равноправные. В демократическом государстве религия и атеизм свободно существуют в рамках единой гуманистической парадигмы. Стремление установить в обществе монополию одного «истинного» мировоззрения в конечном счете ведёт к политическому экстремизму. И против этого нет более надежного средства, чем формирование подрастающего поколения в духе веротерпимости и мировоззренческого плюрализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ, АТЕИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ (К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ)»

УДК 37.017

Религия, атеизм, экстремизм (К вопросу о формировании мировоззрения)

З.Я. Якубов

В обществе произошла удивительная метаморфоза: в течение одного десятилетия страна всеобщего атеизма превратилась в страну всеобщей религиозности. Жизнь опровергла марксистскую концепцию о социально-классовой обусловленности и исторической обреченности религии. Феномен религии нуждается в объективном теоретическом обосновании с позиций современной науки и нового философского мышления, свободного от идеологической ангажированности.

Бесспорным основанием религии было бы доказательство существования Бога. В прошлом многие выдающиеся теологи и философы предлогали свои версии доказательства бытия Бога. Но Кант, пользуясь теми же логическими средствами, опроверг все эти доказательства. Гегель, в свою очередь, критически проанализировал рассуждения Канта. Такая заочная полемика двух великих философов позволила поставить в этом вопросе окончательную точку. Было установлено, что бытие Бога или его небытие не может быть ни доказано, ни опровергнуто, что о метафизическом (потустороннем) мире не может быть никакого достоверного знания. Два альтернативных суждения - «Бог существует» и «Бога не существует» - оказываются в равной степени обоснованными, поскольку они оба неопровержимы. Здесь поиск истины теряет смысл. Есть проблема предпочтения и выбора, Из этого слсдуст, что и религия и атеизм имеют равноценные метафизические предпосылки.

Живучесть религии и ее бурное возрождение вряд ли можно объяснить одним только метафизическим интересом. Очень важно выявить, какие явления окружающей действительности подпитывают и поддерживают религиозную веру. Размышления на эту тему приводят к философским категориям необходимого и случайного. Необходимое - это все виды деятельности человека, преследующие заранее определенные цели, а также явления, ход и результат которых можно предсказать однозначно. Все такие события протекают по известной причинно-следственной схеме и не представляют собой ничего неожиданного для человека. Они составляют опору материалистического мировоззрения, т. е. атеизма. Случайное - это события, которые происходят вследствие неожиданного стечения причин и обстоятельств, часто не имеющих между собой никакой внутренней связи. Сюда относятся, в частности, катастрофы природного и техногенного характера. Жизнь самого человека тоже пронизана случайными событиями, включая его рождение и смерть. Если вдруг на голову несчастного прохожего упал шифер, сорванный с ветхой крыши порывом ветра, то мы имеем дело с типичным случаем, в котором некого винить, разве что самого Бога. И на са-

мом деле верующие люди приписывают случайные события Божьему промыслу. Поскольку бытие представляет собой сложное переплетение необходимого и случайного, то каждый желающий может найти в нем. сколько угодно фактов и для обоснования материализма, и для обоснования идеи Бога.

Еще один важный аспект проблемы: религия и душа человека. Наукой установлено, что любые, сколько-нибудь значимые психологические качества или свойства человека обусловлены генетически. У человека, как и у всех других развитых животных, имеются два основных инстинкта: инстинкт самосохранения («комплекс эгоизма») и инстинкт сохранения рода («комплекс альтруизма»). При этом явно прослеживается непосредственная связь комплекса альтруизма с религиозностью (заповедь «Люби ближнего») и комплекса эгоизма с атеизмом («Человек сам хозяин своей судьбы»). Но, как показывает жизнь, эти качества распределены среди людей не в равных пропорциях. Люди с явно выраженным комплексом эгоизма инициативны, социально активны. Из их среды выходят лидеры, революционеры, исторические личности, берущие на себя миссию изменить существующий миропорядок (Маркс, Ленин, Гитлер). Трудно себе представить этих людей верующими в Бога. А те люди, в ком преобладает комплекс альтруизма, воспринимают окружающий мир как должное. Они уважительно относятся к социальным устоям, обычаям и традициям, являются их блюстителями и хранителями. Такие люди весьма восприимчивы к религии. В этом их поддерживает и присущая в той или иной мере каждому человеку надежда на личное бессмертие. Гипотеза о наследственных предпосылках религии и атеизма находит свое косвенное подтверждение в философии экзистенциализма, исследующей душевные переживания человека. В этой философии сложились два противоположных направления: религиозное и атеистическое, различающиеся своими исходными положениями и практическими выводами.

Подытожив вышеизложенное, можно заключить, что оба альтернативных вида мировоззрения (религиозное и атеистическое) имеют равносильные метафизические, онтологические и антропологические основания. Одним из основных принципов демократического общества является принцип свободы совести, по которому человек волен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Обществу для стабильного и прогрессивною развития нужны и консерваторы, и новаторы, соответственно и верующие, и атеисты. Но в разные периоды истории они бывают востребованы по-разному. Нынешний религиозный бум в нашей стране является, по-видимому, реакцией на политику воинствующего атеизма при советской власти и моральную деградацию общества в постсоветский период. Сейчас направленность общественного мнения такова, что даже среди людей, не приобщенных к религии, редко кто открыто признает себя атеистом. При этом надо иметь в виду, что религия не только мировоззрение, но и серьезный социальный институт, выполняющий защитную, педагогическую и психотерапевтическую функции.

72 Вестник Дагестанского государственного университета. 2008. Вып. 3.

Якубов З.Я. Религия, атеизм, экстремизм (К вопросу о формировании мировоззрения)

Часто религиозность человека неправомерно рассматривается как эксклюзивный акт свободного и осознанного выбора. Религиозная вера присуща социальной общности (этносу, национальности). Приобщение подрастающего поколения к традиционным религиям происходит, начиная с малых лет, в семье и специальных школах в контексте обычаев и традиций, бытующих в данном сообществе. Религиозные убеждения - удел меньшинства. Они формируются в результате зрелых размышлений о метафизических загадках (о Боге, бессмертии души, загробном воздаянии). Следует также учитывать, что не каждый верующий способен устоять перед соблазнами. Л когда речь идет о личной выгоде, многие забывают о спасении души, полагаясь на безграничное Божье милосердие.

В настоящее время реализации принципа мировоззренческого плюрализма и толерантности в системе образования препятствуют реликты отжившей идеологии. Одним из таких идолов, прочно укоренившихся в головах наиболее образованной части населения, является так называемое «научное мировоззрение». В педагогической и учебно-методической литературе сохраняется деление мировоззрений на научное и религиозное. Выбор, естественно, делается в пользу первого. Наконец, постепенно приходит понимание того, что религия не является антиподом науки. Термин «научное мировоззрение» уже не мелькает в новых публикациях. Зато в философских кругах стали говорить о «светском» и «духовном» мировоззрении, соотнося эти понятия со светским и духовным образованием. Слов нет, духовные учебные заведения готовят не просто верующих, а служителей культа. Но из этого по аналогии делается совершенно не обоснованный вывод, что в светской школе, в свою очередь, следует формировать «светское» (т. е. атеистическое) мировоззрение. В таком случае все воспитанники массовой государственной школы лишаются права на религиозную веру. Что называется, вернулись на круги своя. Л как быть с утвержденным законом правом обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений?

Широкое распространение имеет также заблуждение, связанное с путаницей в понятиях «сущность» и «существование». Сущность вещи неизменна, а реализоваться она может в разнообразных формах. Сущность религии - вера в Бога. Церковь же является лишь формой ее существования. У многих людей вызывают недовольство случаи агрессивного стремления церкви проникнуть в те области, от которых она отделена законом. Такие факты порождают антирелигиозные настроения. Можно и нужно критиковать неправильную политику духовенства, действия и поступки отдельных его представителей. Но все это не может служить основанием для отрицания религии вообще. Как известно, Л.Н. Толстой был глубоко верующим человеком, но не ладил с церковью.

Люди в большинстве своем искренне убеждены в том, что только один из видов мировоззрения (его собственное) может быть истинным. Подобные взгляды питают корни экстремизма, суть которого в стремлении к установлению в обществе мировоззренческого монополизма. Он может быть

Якубов 3.Я, Религия, атеизм, экстремизм (К вопросу о формировании мировоззрения)

и религиозным, и атеистическим. Беспрецедентным примером религиозного экстремизма в истории стали злодеяния инквизиции в средневековой Западной Европе, унесшие жизни миллионов людей. За примером атеистического экстремизма так далеко ходить не надо. Еще живы люди, которые не понаслышке знают о разрушении церквей и преследовании духовенства в годы советской власти. Мировоззренческий экстремизм, как правило, связан с политическим экстремизмом. Уже второе десятилетие на Северном Кавказе бесчинствуют банды религиозно-политических экстремистов, от рук которых гибнут десятки и сотни мирных жителей. По сей день в ряды бандформирований рекрутируется молодежь. Отсюда вытекает актуальность мировоззренческой подготовки молодежи. Серьезным препятствием на этом пути является то, что у нас научно-педагогическая интеллигенция и духовенство говорят на разных языках. В этой связи можно привести небольшую цитату из решений II Ватиканского собора, где сказано: «...церковь искренне убеждена в том, что люди, верующие и неверующие, должны объединить свои силы для строительства того мира, в котором они совместно живут».

В демократическом обществе необходимо строго соблюдать принцип отделения школы от церкви, ибо он является гарантом свободы совести. Школа не вправе приобщать учащихся к какой-либо конкретной религии или заниматься атеистическим воспитанием. Ориентирами воспитательной работы школы являются общечеловеческие (гуманистические) ценности. Их носителями могут быть и верующие в Божьи заповеди, преподанные Великими Пророками, и атеисты, придерживающиеся «категорического императива» Канта. Однако сегодня религия стала существенным фактором общественной и частной жизни, оказывающим серьезное влияние на социализацию подрастающего поколения. Поэтому религия и связанные с нею общественно-политические и морально-этические проблемы не могут быть исключены из содержания школьного образования. Школа обязана научно объяснить феномен религии, раскрыть перед учащимися ее подлинную сущность, социальный смысл и нравственный потенциал, показать разницу между религией и ее экстремистскими суррогатами. Наиболее подходящей формой для религиозного просвещения учащихся было бы введение в учебный план школы курса религиоведения. Умелое использование мощного нравственного потенциала религии способно значительно повысить эффективность процесса воспитания школьников.

В заключение отметим, что с позиции современной педагогики даже само выражение «формирование мировоззрения» оказывается некорректным, ибо понятие «формирование» подразумевает конкретное содержание. Более приемлемыми являются выражения: «формирование мировоззренческого плюрализма», «формирование мировоззренческой толерантности», наконец, «мировоззренческая подготовка». Формировать нужно гуманистическую основу мировоззрения, содержание которой составляют общечеловеческие ценности.

Якубов З.Я. Религия, атеизм, экстремизм (К вопросу о формировании мировоззрения)

Литература

1. Аристотель. Соч. Т. 1. - М.: Мысль, 1976.

2. Астауров Б.A. Homo sapiens et humanus. Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности // Новый мир. 1971. № 10.

3. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов и веротерпимости // Педагогика. 2001. № 4

4. Гегель. Философия религии: В 2 т. - М.: Мысль, 1976 - 1977.

5. Гольбах П. Система природы. -- М., 1924.

6. Гуманитарные науки и новые технологии образования. Вып. 7. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002; 2004. Вып. 9.

7. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994.

8. Кант И. Критика практического разума. - - СПб: Наука, 1995.

9. Лихачев Б.Т. Нравственное разложение и православие // Педагогика. 1999. №6.

10. Материалисты древней Греции / Общ. ред. М.А. Дыпника. - М.: Политиздат, 1955.

11. Рассел Б. Почему я не христианин. - М.: Политиздат, 1987.

12. Современная буржуазная философия / Под ред. А.С. Богомолова и др. - М.: Высшая школа, 1978.

13. Тейяр де Шарден. Феномен Человека. - М.: Политиздат, 1965.

14. Толстой ЛИ. Исповедь. - М.: Посредник, 1911.

15. Фейербах Л. Соч. Т. 2. - М.: Наука, 1995.

16. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. № 5.

17. Эфроимсон BJL Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека)/У Новый мир. 1971. № 10.

18. Якубов З.Я. Актуальные теоретические и методологические проблемы современной педагогики. - Махачкала, 2007.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.