Научная статья на тему 'Религиозный вопрос в политике немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 г.'

Религиозный вопрос в политике немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Первая мировая война / Псковская губерния / Русская Православная Церковь / архиепископ Евсевий (Гроздов) / оккупационный режим / Псковское Областное Управление / Островское Православное братство / антисоветская пропаганда / World War I / Pskov Province / Russian Orthodox Church / Archbishop Eusebius (Grozdov) / occupation regime / Pskov Regional Administration / Ostrovsky Orthodox Brotherhood / anti-Soviet propaganda

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марина Анатольевна Дроздова

В статье на основе анализа архивных документов и материалов периодической печати, издававшейся на оккупированной территории Псковской губернии, прослеживается отношение немецких властей к Русской Православной Церкви. Подчеркивается, что в условиях строжайшего оккупационного режима продолжались богослужения и крестные ходы, осуществлялись отмененные Советской властью выплаты жалования духовенству и преподавателям Закона Божия в учебных заведениях Пскова, оказывалось содействие в деятельности Островского Православного братства. Наряду с этим, религиозный фактор имел место в развитии широкой антисоветской пропаганды и в формировании на оккупированной территории летом-осенью 1918 г. «Псковского отдельного добровольческого корпуса» Северной Армии, что не нашло широкой поддержки ни среди местного населения, ни среди духовенства. Делается вывод, что религиозная политика немецких властей, осуществляемая в условиях жесточайшего оккупационного режима, не смогла сплотить население в борьбе с Советской властью, даже в условиях начавшихся антирелигиозных гонений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious Issue in the Policy of the German Occupation Authorities on the Territory of the Pskov Province in 1918

Based on the analysis of archival documents and materials from periodicals published in the occupied territory of the Pskov Province, the article traces the attitude of the German authorities towards the Russian Orthodox Church. It is emphasized that under the conditions of the strictest occupation regime, divine services and religious processions continued, payments of salaries to the clergy and teachers of the Law of God in educational institutions of Pskov canceled by the Soviet government were carried out, assistance was provided in the activities of the Ostrovsky Orthodox Brotherhood. Along with this, the religious factor was important in the development of widespread anti-Soviet propaganda and in the formation of the Pskov Separate Volunteer Corps of the Northern Army in the occupied territory in the summer and autumn of 1918, which did not find wide support either among the local population or among the clergy. It is concluded that the religious policy of the German authorities, carried out under the conditions of the most severe occupation regime, could not rally the population in the struggle against the Soviet regime, even in the conditions of the beginning of anti-religious persecution.

Текст научной работы на тему «Религиозный вопрос в политике немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 г.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал № 1 (6) 2021

М.А. Дроздова

Религиозный вопрос в политике немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 г.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_69

Аннотация: В статье на основе анализа архивных документов и материалов периодической печати, издававшейся на оккупированной территории Псковской губернии, прослеживается отношение немецких властей к Русской Православной Церкви. Подчеркивается, что в условиях строжайшего оккупационного режима продолжались богослужения и крестные ходы, осуществлялись отмененные Советской властью выплаты жалования духовенству и преподавателям Закона Божия в учебных заведениях Пскова, оказывалось содействие в деятельности Островского Православного братства. Наряду с этим, религиозный фактор имел место в развитии широкой антисоветской пропаганды и в формировании на оккупированной территории летом-осенью 1918 г. «Псковского отдельного добровольческого корпуса» Северной Армии, что не нашло широкой поддержки ни среди местного населения, ни среди духовенства. Делается вывод, что религиозная политика немецких властей, осуществляемая в условиях жесточайшего оккупационного режима, не смогла сплотить население в борьбе с Советской властью, даже в условиях начавшихся антирелигиозных гонений.

Ключевые слова: Первая мировая война, Псковская губерния, Русская Православная Церковь, архиепископ Евсевий (Гроздов), оккупационный режим, Псковское Областное Управление, Островское Православное братство, антисоветская пропаганда.

Об авторе: Марина Анатольевна Дроздова

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного университета. E-mail: drozdova-ma2011@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0483-0004

Ссылка на статью: Дроздова М.А. Религиозный вопрос в политике немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 69-78.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

M.A. Drozdova

The religious Issue in the Policy of the German Occupation Authorities on the Territory of the Pskov Province in 1918

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_69

Abstract: Based on the analysis of archival documents and materials from periodicals published in the occupied territory of the Pskov Province, the article traces the attitude of the German authorities towards the Russian Orthodox Church. It is emphasized that under the conditions of the strictest occupation regime, divine services and religious processions continued, payments of salaries to the clergy and teachers of the Law of God in educational institutions of Pskov canceled by the Soviet government were carried out, assistance was provided in the activities of the Ostrovsky Orthodox Brotherhood. Along with this, the religious factor was important in the development of widespread anti-Soviet propaganda and in the formation of the Pskov Separate Volunteer Corps of the Northern Army in the occupied territory in the summer and autumn of 1918, which did not find wide support either among the local population or among the clergy. It is concluded that the religious policy of the German authorities, carried out under the conditions of the most severe occupation regime, could not rally the population in the struggle against the Soviet regime, even in the conditions of the beginning of anti-religious persecution.

Keywords: World War I, Pskov Province, Russian Orthodox Church, Archbishop Eusebius (Grozdov), occupation regime, Pskov Regional Administration, Ostrovsky Orthodox Brotherhood, anti-Soviet propaganda.

Об авторе: Marina Anatolyevna Drozdova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, Pskov State University.

E-mail: drozdova-ma2011 @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0483-0004

Article link: Drozdova M. A. The religious Issue in the Policy of the German Occupation Authorities on the Territory of the Pskov Province in 1918. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 69-78.

* Photographs supplied by the author.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к изучению истории Русской Православной Церкви и ее роли в общественно-политической жизни страны в годы Первой мировой войны. В связи с этим недостаточно изученным является вопрос о положении Русской Православной Церкви в условиях оккупационного режима, установленного немецкими войсками на части территории Псковской губернии с 25 февраля по 25 ноября 1918 г., об особенностях религиозной политики немецких оккупационных властей и отношении к этой политике местного населения и духовенства. Источниковую базу исследования составили архивные материалы, в том числе официальные распоряжения и постановления немецких оккупационных властей по г. Пскову и Острову; переписка Псковской учительской семинарии с Церковно-школьным отделом при Совете Управления усиленной 5-й запасной дивизии; требовательные ведомости на выдачу содержания причтам церквей и монастырей г. Пскова и его уезда, назначенное немецкими властями во время оккупации с мая по ноябрь 1918 г. Важное значение имеют материалы периодической печати, издаваемой на оккупированной территории: газеты «Псковский вестник» в г. Пскове и «Моя газета» в г. Острове.

В ходе Первой мировой войны в результате активизации военных действий на Восточном фронте в феврале-марте 1918 г. германскими войсками были оккупированы части Псковского, Островского, Опочецкого уездов Псковской губернии, частично Гдовский уезд Петроградской губернии и Люцинский уезд Витебской губернии. В ночь с 24 на 25 февраля 1918 г. германскими войсками был занят город Псков. На занятой территории был установлен строжайший оккупационный режим1.

Высшая власть находилась в руках немецких военных властей: главнокомандующего 8-й армией генерала Кирхбаха и командующего усиленной 5-й запасной дивизией, расквартированной на территории Псковского, Островского уездов и части Люцинского уезда, генерала от кавалерии фон Штангена. Комендантом города Пскова был назначен полковник Шмидт2. Область, оккупированная усиленной 5-й запасной дивизией, стала называться «Псковское Областное Управление». В апреле 1918 г. был образован Совет для решения текущих дел Управления, который состоял из доверенных лиц от гражданского населения. Подчеркивалось, что «командующий усиленной 5-й запасной дивизией может в границах своей власти и по своему усмотрению утвердить или отвергнуть решения Совета Управления»3. Кроме того, при Совете Управления было сформировано шесть отделов: центральный отдел, отдел внутренних

1 См., напр.: Интервенция на Северо-Западе России, 1917-1920 гг. / [А. Н.Чистиков и др.]; Отв. ред. В. А. Шишкин. СПб., 1995. С. 100-112; Маркова М. Т. Псков и Остров в 1918 г. // Псков. 2007. №26. С. 137-143; ФрайманА.Л. Крах германской оккупации на Псковщине. Сб. документов / Сост. А. Л. Фрайман. Л., 1939. С. 29-35.

2 Государственный архив Псковской области (далее — ГАПО). Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 1. Л. 1а.

3 Там же. Л. 4.

ПСК0ЕСК1Й

1ЪСТНИКЪ

«Псковский вестник» — беспартийная газета, издаваемая в г. Пскове в период германской оккупации. 1918 г. Издатель и ответственный редактор В. В. Волковицкий

дел, финансовый отдел, церковно-школьный отдел, лесной и сельскохозяйственный отдел, юридический отдел4.

Церковно-школьный отдел Совета Управления возглавил преподаватель французского языка Псковской мужской гимназии Рудольф Карлович Гутман, лютеранского вероисповедания5. Помощником управляющего церковно-школьным отделом стал бывший директор начальных училищ Псковской губернии, помощник попечителя Петроградского учебного округа Елпидифор Михайлович Тихоницкий6.

Особое внимание в проводимой на оккупированной территории политике уделялось религиозному вопросу. В Псковской губернии, расположенной на Северо-Западе России, имелись глубокие религиозные традиции. Анализ статистических сведений, представленных в «Обзоре деятельности ведомства православного исповедания за 1915 г.», свидетельствует, что в Псковской епархии насчитывалось 14 монастырей с 297 монашествующими и 582 послушниками и послушницами7; 557 церквей, 989 часовен и молитвенных домов8. В штате состоял 31 протоиерей, 468 священников, 156 диаконов, 466 псаломщиков9. Кроме того, в Псковской губернии действовала духовная семинария, имелись Псковское, Порховское, Великолуцкое и Торопецкое духовные училища, Псковское епархиальное женское училище, более 400 церковных начальных школ10. В 1915 г. из 1447,1 тыс. общей численности населения губернии11 1 256 118 являлись лицами православного исповедания12.

С 1912 г. Псковскую епархию возглавлял епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов). Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12/25 апреля 1918 г. ко дню Св. Пасхи он был возведен в сан архиепископа13. Спустя месяц принимается еще одно важное решение в отношении управления церковными делами: в соответствии с постановлением от 7/20 мая 1918 г., Псковский уезд (не оккупированная германскими войсками часть) временно был присоединен к Петроградской епархии, а остальные незанятые немцами уезды Псковской губернии — к Новгородской епархии14, в ведение митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого)15.

В условиях оккупационного режима, установленного немецкими властями, разрешалось проведение богослужений и крестных ходов. События религиозной жизни отражались на страницах периодической печати. Упоминались богослужения, совершаемые епископом Евсевием в Благовещенском кафедральном соборе. Имели место и храмовые праздники, так, например, «9/22 мая в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца справляли свои престольные праздники шесть храмов в городе. Храмы были переполнены молящимися»16. Кроме того, продолжались существующие еще в дореволюционное время религиозные традиции, например, сообщалось о перенесение святых мощей св. благоверного князя Всеволода Гавриила из Благовещенского в Свято-Троицкий собор17; в г. Острове «в девятую пятницу после Пасхи 22 июня / 5 июля 1918 г. по примеру прошлых лет состоялся

4 Там же. Л. 38.

5 О нем см.: Маркова М. Т. Такие разные, разные лица... (Учителя мужской гимназии начала XX в.) // Псков. 2008. № 28. С. 158-162.

6 Псковский вестник. 1918. 22 июня. С. 4.

7 Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 г. Пг., 1917. С. 4-5.

8 Там же. С. 6-7.

9 Там же. С. 24.

10 Там же. С. 61.

11 Статистический ежегодник России. 1915. (Год двенадцатый). Издание центрального статистического комитета МВД. Пг., 1916. С. 43.

12 Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 г.. С. 26.

13 Церковные ведомости. 1918. №17-18. С. 104.

14 Там же. № 23-24. С. 182.

15 Псковский вестник. 1918. 23 июня. С. 4.

16 Там же. 24 мая. С. 4.

17 Там же. 10 мая. С. 4.

крестный ход из Спасо-Казанского женского монастыря в п. Елины»18 и др.

Одним из проявлений оккупационного режима являлось введение ограничений на передвижение населения, в том числе запрещалось нахождение на улицах города в ночное время с 11ч. вечера до 5 утра. Все же, накануне одного из главных праздников верующих, Пасхи, жителям города было разрешено выходить на улицу ночью с 2 на 3 мая в четверг до 1 часа ночи и с 3 на 4 мая в пятницу с 12 часов ночи19. По случаю Пасхального богослужения в ночь с 4 на 5 мая комендант Шмидт разрешил гражданскому населению движение по улицам в течение всей ночи20. Еще одно ограничение касалось передвижения по железной дороге, для чего необходимо было предоставить разрешительное свидетельство. В отношении духовенства предусматривались некоторые послабления. Отмечалось, что «для беспрепятственного исполнения пастырских обязанностей уездный начальник может бесплатно выдавать духовным лицам требуемые (проездные) разрешения без ограничения дорог, сроком до 6 мес. и продлить их через каждые 3 мес., сделав об этом на свидетельстве соответствующую пометку»21. Однако подчеркивалось, что это разрешение «может быть отобрано во всякое время»22.

На оккупированной территории были восстановлены отмененные Советской властью выплаты жалования причтам церквей и личному составу монастырей г. Пскова и его уезда. Предусматривались следующие выплаты: священнику — 36 руб. 75 коп., диакону — 18 руб. 37 коп., псаломщику — 12 руб. 25 коп. Миссионеру Псковской епархии священнику Сергию Ефимову — 41 руб. 70 коп. Однако не всегда данное жалование выплачивалось своевременно. В январе 1919 г., уже после освобождения Пскова от немецких войск казначей Псковской духовной консистории сообщал о невыданном по разным причинам жаловании духовенству Псковской оккупированной области. Если за май, июнь, июль, август данная сумма была незначительной и составляла 36 руб. 75 коп. за каждый месяц, то начиная с сентября сумма не выданного жалования значительно возросла: причтам церквей г. Пскова за сентябрь — 275 руб. 62 коп., за октябрь — 235 руб. 60 коп., за ноябрь — 867 руб. 97 коп.; миссионеру священнику Сергию Ефимову за ноябрь — 41 руб. 70 коп.; составу монастырей за ноябрь — 296 руб. 43 коп. Итого: 1864 руб. 32 коп. По Псковскому уезду общая сумма не выданного жалования составила 2062 руб. 49 коп., а всего по г. Пскову и Псковскому уезду — 3926 руб. 81 коп.23

В период немецкой оккупации в г. Пскове также осуществлялись отмененные Советской властью выплаты на содержание преподавателей Закона Божия. Так, например, после смерти 5 июня 1918 г. законоучителя Псковской учительской семинарии протоиерея Александра Васильевича Юпашевского директор семинарии обратился с просьбой к начальнику Церковно-школьного отдела «оказать помощь семье покойного в пять человек, которая осталась без всяких средств к существованию <...>. Выдать пособие в размере жалованья покойного за июнь месяц, т. е. 436 руб. 17 коп. Это пособие дало бы время сыновьям покойного найти работу и тем спасти себя и своих двух младших сестер от неизбежного голода»24. Церковно-школьный отдел оказал содействие семье скончавшегося законоучителя, которой было разрешено

18 Моя газета. 1918. 12 июля. С. 4.

19 Псковский вестник. 1918. 3 мая. С. 1.

20 Там же. 16 апреля. С. 1.

21 ГАПО. Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 1. Л. 23.

22 Там же.

23 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 6656. Л. 1.

24 ГАПО. Ф. 67. Оп. 1. Д. 242. Л. 14.

Епископ Псковский

и Порховский Евсевий (Гроздов)

Благовещенский и Троицкий Соборы Псковского Кремля. 1918 г.

выдать жалование отца за июнь месяц и в июле месяце пособие в размере месячного оклада25.

На вакантную должность законоучителя в семинарию поступили прошения от инспектора Псковского женского епархиального училища протоиерея Георгия Преображенского, бывшего губернского наблюдателя за церковно-приходскими училищами протоиерея Иоанна Литвинского, бывшего уездного наблюдателя протоиерея Владимира Востокова, законоучителя Валдайской женской учительской семинарии священника Иоанна Коведяева, настоятеля церкви Ильинской женской общины протоиерея Алексея Фаворского и безприходного священника учителя Сергия Никифоровского.

Педагогический Совет поддержал кандидатуру протоиерея Владимира Востокова, руководствуясь следующими причинами: «Знание о. Востоковым школьного дела, т. к. он в течение нескольких лет был наблюдателем церковно-приходских школ; самые лучшие ответы о нем как о бывшем настоятеле Покровской церкви в г. Пскове; хорошие ответы о нем, как о законоучителе и человеке»26. Однако в условиях оккупации Пскова «как определение на службу, так и увольнение служащих могло последовать лишь с утверждения командира 5-й запасной дивизии»27 или Председателя совета управления, т. е. назначение на должность без согласования с Церковно-школь-ным отделом становилось невозможным. Вновь назначенным законоучителем семинарии с 1-го сентября стал протоиерей Иоанн Литвинский.

Наряду с преподаванием Закона Божия для лиц православного вероисповедания в октябре 1918 г. рассматривался вопрос о введении обязательного преподавания Закона Божия для лиц лютеранского, римско-католического и еврейского исповедания

25 Там же. Л. 34.

26 Там же. Л. 46.

27 Там же. Л. 47.

во всех учебных заведениях г. Пскова. Предполагалось приглашение законоучителей за счет областной казны и устройство по возможности сводных уроков в однородных школах. Был утвержден и штат преподавателей: пастор Карл Буш как штатный законоучитель евангелическо-лютеранского вероисповедания с месячным окладом содержания в 424 мар. 72 пф.; ксендз Владислав Стефанович, законоучитель римско-католического вероисповедания с месячным окладом содержания в 191 мар. 78 пф.; Давид Пунко — законоучитель иудейского вероисповедания с месячным окладом содержания в 179 мар.28

Еще одним важнейшим направлением деятельности немецких оккупационных властей стала поддержка Островского православного братства, председателем которого являлся священник Владимир Панов. Братство было образовано еще в декабре 1917 г. с целью «создать единство христианского духа, очистить и укрепить совесть верующих»29. В принятом 21 января 1918 г. Уставе были определены следующие задачи: «Братство в своей деятельности: защищает общественное положение православной веры и церкви, права православного духовенства и церковное имущество; заботится о религиозно-нравственном просвещении народа; оказывает материальную помощь нуждающимся»30. В структуре Братства первоначально насчитывалось четыре кружка: проповеднический, благотворительный, церковно-богослужебно-пев-ческий и народно-просветительный.

На одном из заседаний Островского православного братства в июле 1918 г. должен был присутствовать архиепископ Евсевий, во время своего трехдневного пребывания в г. Острове. Тогда же предполагался уездный съезд духовенства, церковных старост и представителей приходских советов семи оккупированных волостей Островского уезда для разрешения и обсуждения текущих церковных вопросов, который не состоялся в связи с болезнью архиепископа Евсевия.

Особое значение в общественно-политической жизни этого периода имел благотворительный кружок Островского православного братства, целью которого являлось «оказание посильной христианской помощи всем нуждающимся и, прежде всего, членам Братства»31. Среди источников финансирования назывались следующие: «а) из годового членского взноса не менее 3-х руб.; б) сборов во время собраний в случае немедленной помощи; в) благотворительных вечеров, лекций, концертов и т. д.; г) от продажи свечей, возжигаемых на общих собраниях Братства и д) единовременных кружечных сборов и пожертвований натурой и деньгами»32. Так, например, кружечный сбор, устроенный в пользу бедных города 12 марта дал 608 руб., пасхальный сбор на «красное яичко» дал 980 руб. 90 коп. В целом, благотворительный кружок с начала своей деятельности до 20 июля выдал единовременных пособий разным лицам на сумму 3273 руб. 11 коп; ржаной муки и печеного хлеба — 3 п. 11 фун.; картофеля — 9 п.; сухих овощей — 26 фун.33

Однако широкая благотворительная деятельность Островского православного братства в условиях оккупационного режима и нарастающего продовольственного кризиса могла осуществляться только с разрешения и поддержки немецких властей и представителей немецкой администрации. Так, например, на очередном собрании Братства председателем священником В. Пановым было доложено, что градоначальником г. Острова «предоставлено в распоряжение Братства 2 п. сахару по 10 руб. фунт для раздачи беднейшему населению города по усмотрению Братства. Собрание постановило поручить дело раздачи сахару с тем, чтобы сахар получали самые беднейшие люди и особенно больные и слабые дети бедняков-родителей»34.

28 Там же. Л. 123.

29 Моя газета. 1918. 24 июля. С. 2.

30 Там же.

31 Там же.

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же. 28 июля. С. 4.

Благотворительный кружок Островского православного братства занимался оказанием помощи военнопленным, возвращающимся на Родину на пути их следования через ст. Остров. С разрешения германских властей население города оповещалось об ожидающемся прибытии поезда с военнопленными десятью ударами колокола. Первый поезд с военнопленными, которым была оказана помощь, прошел через ст. Остров 15 июня. К 20 июля комиссия оказания помощи военнопленным, которую возглавлял священник А. Лавровский, встретила 15 поездов с общим числом пленных свыше 6000 человек, которым она раздала хлеба — 54 пуда, молока — 2455 бутылок, яиц — 4202 штук, творогу — 2 пуда 6 ф., масла — 37 ф., мяса — 28 ф., сухарей — 27 ф., папирос — 130 пачек, табаку — 5 ф.»35.

Германские власти оказали помощь и образованному 31 марта 1918 г. сельскохозяйственному кружку Островского православного братства, передав в его распоряжение проволоку, лопаты, топоры и другие необходимые орудия. С разрешения германских властей по инициативе Братства было издало несколько воззваний и листков: «Призыв Островского Православного Братства ко всем православным христианам Островского уезда»; «Памятка об Островском Православном Братстве пленным воинам, возвращающимся на Родину» и «Голос старого пастыря о бедствиях современной жизни».

Следует отметить, что религиозный фактор приобретал важное значение и в осуществлении антисоветской пропаганды. На страницах издаваемых на оккупированной территории газет целенаправленно публиковались сообщения, освещающие репрессивные меры, проводимые Советской властью в отношении Церкви. Так, например, сообщалось о реквизициях в Елизаровском монастыре Псковской губернии, о расстреле священнослужителей, о начавшемся процессе закрытия домовых церквей и социализации монастырей. Такие сообщения имели не только региональный, но и общероссийский характер. Антирелигиозной политике Советской власти противопоставлялась «терпимая» религиозная политика немецких оккупационных властей. Наиболее ярким примером является публикация Изотова, в которой отмечалось: «Православные люди Пскова не могут забыть, что "большевики", т. е. представители Советской власти, запрещали совершать крестные ходы и молиться Богу и угрожали расстрелом из пулеметов и ружей за молитву православных Богу. С приходом же немцев в Псков — религия стала свободна, мы имеем право молиться Богу и наши храмы пользуются со стороны немцев уважением и предупредительным отношением к религиозному чувству православного русского народа»36.

Религиозный фактор имел место и при формировании на оккупированной территории летом-осенью 1918 г. по инициативе немецких властей «Псковского отдельного добровольческого корпуса» Северной, а позднее Северо-Западной белогвардейской армии. В одном из воззваний говорилось: «Записывайтесь в Северную Армию для спасения Отечества и религии, а также добытого трудами добра, объединяйтесь под сенью Святой Троицы»37. Тем не менее, сформировать значительную армию из антисоветских элементов не удалось38.

Настроения, господствующие в обществе в этот период времени, достаточно ярко переданы в статье П. Кохманского «Единственный путь», опубликованной в последнем номере московской газеты «Фонарь» от 12 (25) марта 1918 г.: «Сейчас в каждом из нас как бы два человека. Один, ненавидя большевиков по личным или государственным мотивам и не чувствуя в силах свергнуть их путем междоусобной борьбы жаждет прихода немцев, чтобы ими и через них освободиться от ненавистной разлагающей все и вся власти, другой — ненавидя немцев, восстает в душе перед мыслью безропотно им подчиниться, прекрасно сознавая, что в конечном счете добра от них

35 Там же.

36 Псковский вестник. 1918. 26 мая. С. 3.

37 ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 2. Д. 9. Л. 70.

38 См., напр.: БогомазовН. И. Начальный этап Белого движения на Северо-Западе России. 1918 г.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2011. 25 с.

ждать не приходится. Как быть, как определить свое внутреннее отношение и внешнее поведение в виду надвигающихся на нас новых и трагических событий? <...> Ничего за время революции не изменилось и не должно измениться в отношении немцев. Они были вековечными врагами славянства и остались таковыми, и наш патриотический долг этого не забывать ни при каких обстоятельствах»39. 25 ноября 1918 г. Псков был освобожден от немецких войск.

Можно привести и другие косвенные факты, свидетельствующие о том, что религиозная политика немецких оккупационных властей не нашла широкой поддержки ни среди духовенства, ни среди местного населения. Так, например, на страницах газеты «Псковский вестник» отмечалось, что «состоявшийся 16/24 мая крестный ход кругом крепостных стен города с местночтимыми иконами и копией иконы чудотворного образа Спасителя, находящегося в Елеазаровском монастыре, сопровождало не более десятка священнослужителей»40, при этом по результатам переписи численность населения г. Пскова к 1 мая составляла 40100 чел., не включая лиц, принадлежащих к составу германской армии. Кроме того, к концу мая значительно возрастает количество вакансий в приходах г. Пскова и Псковского уезда, замещение которых становилось затруднительным. Так, например, имелись священнические вакансии в Димитриевской церкви г. Пскова41, погостах Верхний Мост, Демяницы и Кулье; вакансии диакона — в Загорской единоверческой церкви, погостах Верхний Мост и Мелетово; псаломнические вакансии — в Николаевской церкви на Великолуцкой ул; в Петропавловском Соборе; в погостах Чирски, Авинчище, Демяницы, Кусва, Камно, Колбижицы, Сенно, Верхний Остров и др.42

Таким образом, «терпимая» религиозная политика немецких властей, осуществляемая в условиях, когда на неоккупированной территории началась реализация декрета об отделении Церкви от государства, закрытие домовых церквей и духовных учебных заведений, не достигла ожидаемых результатов, т. к. главной ее сущностью стала антисоветская пропаганда и развитие широкого белогвардейского движения.

Источники и литература

Источники

1. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 39. Оп. 1. Д. 6656.

2. ГАПО. Ф. 67. Оп. 1. Д. 242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ГАПО. Ф. Р-590. Оп. 2. Д. 9.

4. ГАПО. Ф. Р-744. Оп. 1. Д. 1.

5. Моя газета. 1918. 12 июля, 24 июля, 28 июля.

6. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 г. Пг.: Синодальная типография, 1917. 145 с.

7. Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 13-14.

8. Псковский вестник. 1918. 16 апреля, 3 мая, 10 мая, 24 мая, 26 мая, 29 мая, 7 июня, 22 июня, 23 июня.

9. Статистический ежегодник России. 1915. (Год двенадцатый). Издание центрального статистического комитета МВД. Пг., 1916.

10. ФрайманА.Л. Крах германской оккупации на Псковщине. Сб. документов / Сост. А. Л. Фрайман. Л.: Лениздат, 1939. 270 с.

11. Церковные ведомости. 1918. № 17-18; № 23-24.

39 Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 13-14. С. 471.

40 Псковский вестник. 1918. 7 июня. С. 4.

41 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 6656. Л. 2.

42 Псковский вестник. 1918. 29 мая. С. 4.

Литература

12. Богомазов Н.И. Начальный этап Белого движения на Северо-Западе России. 1918 г.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. 25 с.

13. Интервенция на Северо-Западе России, 1917-1920 гг. / [А. Н. Чистиков и др.]; Отв. ред. В. А. Шишкин. СПб.: Наука, 1995. 393 с.

14. Маркова М. Т. Такие разные, разные лица. (Учителя мужской гимназии начала XX в.) // Псков. 2008. № 28. С. 158-162.

15. Маркова М. Т. Псков и Остров в 1918 г. // Псков. 2007. № 26. С. 137-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.