региональные студии туризма
regional tourism studies
АЛЕКСУШИН Глеб Владимирович3 УДК 338.484
СОЛОМИНА Ирина Юрьевна6 DOI: io^iiAsss-o^ois-icbos
а Самарский государственный экономический университет (Самара, РФ) доктор исторических наук, профессор; e-mail: [email protected] б Российский новый университет (Москва, РФ) кандидат философских наук, доцент; e-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В САМАРЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Статья посвящена развитию религиозного туризма в Самаре, который в настоящее время является одним из распространённых видов туризма во всём мире. Выявлены теоретические основы религиозного туризма, который представляет собой самостоятельный вид туризма, предполагающий организацию путешествия с религиозными целями. Определены и описаны его разновидности: культурно-познавательный, паломнический, событийный, круизный. Показаны основные этапы развития религиозного туризма в России. Дано ёмкое и чёткое описание каждого исторического этапа развития религиозного туризма. Охарактеризованы ресурсы религиозного туризма в Самаре: архитектурные памятники, музеи, монастыри, памятники святым и выдающимся личностям, подвижникам веры, не только в настоящее время, но и в историческом прошлом. Обозначено влияние самарского купечества на формирование ресурсной базы религиозного и паломнического туризма в прошлом. Активная деятельность самарского купечества способствовала формированию культурного религиозного пространства города. Благодаря их меценатской деятельности в городе уже в начале ХХ века появились шедевры конфессиональной архитектуры, которыми и в настоящее время гордится город. Показаны возможности использования культурного наследия для развития религиозного и паломнического туризма в Самаре как важный фактор туристской привлекательности и туристского имиджа территории.
Ключевые слова: религиозный туризм, паломнический туризм, монастырский туризм, халяль-туризм, епархиальный музей, странноприимный дом, ресурсы религиозного туризма.
Введение. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), религиозный туризм в ближайшие годы будет самым перспективным направлением в мире. Данные прогнозы обусловлены тем, что в настоящее время в мире более 90% объектов туристского интереса в большей или меньшей степени связаны с культом или религией.
В середине 90-х годов ХХ века в связи с утратой коммунистических идеологических позиций, в России происходит возрождение религиозных ценностей, которые начинают занимать ведущее место в духовной культуре. На всей территории бывшего СССР возрастает общественный интерес к религии, которая, всё глубже проникая в социокультурные отношения,
открывает новые горизонты для развития религиозного туризма.
Теоретические основы религиозного туризма. 24 ноября 1996 года был принят Федеральный закон N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации1. Согласно данному закону «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых,
1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-Ф3. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (Дата обращения: 28.06.2019).
религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания2. Хотелось бы указать, что в данном определении религиозные цели являются одними из приоритетных в совершении туристского путешествия и его организации.
Летом 2018 года Юридическая служба Московской патриархии обратилась в ГД РФ с предложением внести изменения в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части регулирования паломнической деятельности. В обращении отмечается, что в ст. 16, 20 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится упоминание о паломничестве, но не указан порядок осуществления данного вида деятельности. Московская патриархия, считает, что организацией паломнической деятельности должны заниматься религиозные организации, а не туроператоры, так как данный вид деятельности связан с таинствами веры3. Данный факт свидетельствует о том, что необходимо внутри религиозного туризма обозначить разграничения в предпринимательской деятельности и внешней церковной.
Исследования религиозного туризма представлены в работах А.В. Бабкина, В.С. Боголюбова и С.А. Боголюбовой, Д.В. Бон-даарренко, Д.А. Гусеновой и З.-Б.Т. Али-хановой, Б.А. Ершова, С.Ю. Житнева, И.В. Лысак, В.П. Овсяникова, О.А. Пикулёвой, Ю.А. Рыбкина, Т.Т. Христова, В.Н. Якунина. В основном они формируются вокруг двух видов религиозного туризма - культурно-познавательного и паломнического, но так как религиозный туризм развивается не автономно, а зачастую связан с другими видами туризма и во время организации туров может с ними переплетаться или включаться в них, то можно представить следующую его классификацию (рис. 1).
Религиозный туризм - это самостоятельный вид туризма, который имеет свои
2 Там же.
3 Паломничество и религиозный туризм: ожидаемые изменения. URL: http://www.patriarchia. ru/db/print/5248571.htm (Дата обращения: 28.06.2019).
разновидности: культурно-познавательный, паломнический, событийный, круиз-ный. Далее представим каждый вид религиозного туризма более обстоятельно.
Культурно-познавательный религиозный туризм характеризуется посещением религиозных центров, культовых сооружений, некрополей, святилищ, капищ, осмотром религиозных памятников, присутствием на богослужениях, участием в крестных ходах и других мероприятиях. Музейный культурно-познавательный туризм — это посещение религиозных музеев или тематических музейных залов и выставок, в которых представлены материалы религиозного содержания. Кроме того, культурно-познавательный туризм может быть связан с научным туризмом религиозной направленности, когда изучаются объекты религиозного наследия - рукописи, различные культовые предметы, а также материальное и духовное наследие ушедших в прошлое религий.
Паломнический туризм - это вид туризма, связанный с поклонением религиозным святыням, сопровождаемый участием туристов в религиозных обрядах и соблюдением определённого образа жизни и правил поведения. Основными причинами для участия в паломническом туре следующие: желание исцелиться от душевных и физических недугов; помолится за родных и близких; обрести благодать; выполнить богоугодную работу; отмолить грехи; выразить благодарность за блага посланные свыше; проявить преданность вере; стремление к подвижничеству во имя веры; обрести смысл жизни [13, с. 2595-2603]. Разновидностью паломнического туризма является монастырский туризм, который характеризуется организацией глубокого погружения в монастырскую жизнь, где турист живёт по распорядку монастыря, активно участвует в монастырской жизни.
Ряд авторов считает, что разница между паломническим туризмом и религиозным невелика, и заключается лишь в причинах поездок. Однако, эти 2 формы туризма весьма сильно отличаются друг от друга - так, посетитель Валаамского монастыря с культурно-познавательными целями приезжает на день, посмотрит понра-
Рис. 1 - Классификация религиозного туризма
вившиеся ему храмы, и поплывёт дальше, а па л омники пр иезжают на месяц, ато и на всё оето, живуТг питаются и работают при монастыре.
El исламе сегодня становится популярным халяль туризм, который является аналогом паломнического туризма в христианстве. Халяль туризм организуется только для мусульман с учётом потребностей туриста-мусульманина, таких как питание халяль, помещения для намазов, отдельные зоны для мужчин и женщин. Во многих европейских странах для привлечения туристов-мусульман используют практики халяль. Например, порт Роттердама выделяет отдельные склады, чтобы продукты категории «халяль», не контактировали с «запрещёнными продуктами» [12]. Согласно исследованиям Crescent Rating, в рейтинге стран, самых привлекательных и удобных для путешественников-мусульман в 2016 году, Россия заняла 49-е место (из 130), опередив Китай и Ирландию. Первое место сохранила за собой Малайзия, на второе поднялись Объединенные Арабские Эмираты4.
Событийный религиозный туризм -это организация туристской деятельность вокруг какого-либо религиозного события, в определённой местности в определённое время, обладающего свойствами туристского продукта, продолжавшегося более 24 часов. Туристское событие — это сложная система, где к мероприятию, являющейся основой добавляется транс-
4 В рейтинге халяль-туризма Россия обогнала Китай и Ирландию. URL: https: //lenta.ru/ news/2016 /04/05/halal/ (Дата обращения: 28.06.2019).
Fig. 1 - Classification of religious tourism
портные системы, системы проживания, сисуемыпитания5 системы экскурсионного обслужи вания,сиенсмы отдыка и оздоров-лания, прсизаодственсые системы по ор-рииизациивыэус ка сувенирной продукции [8, с.185]. Религиозные туристские события связаны с религиозным календарём событий, который напрямую связаны с религиозными праздниками или культурными событиями. Например, организация Рождественских и Пасхальных ярмарок, «Троицкого фестиваля», «Дня славянской письменности и культуры» и др.
Круизный религиозный туризм - это речное или морское путешествие на водном транспорте по замкнутому маршруту с остановками в портовых городах для посещения религиозных экскурсий или для участия в религиозных туристских событиях. Наиболее востребованными среди религиозных групп являются круизы по Карибскому морю, к Аляске, по Средиземному морю, а также речные круизы по рекам Европы и Америке. Несмотря на наличие в России большого количества судоходных рек, и большого количества объектов религиозного наследия в городах, однако религиозный круизный туризм отсутствует.
Развитие религиозного туризма в России. Обратимся к истории религиозного туризма в России, который напрямую связан с распространением православия в России и процессом колонизации, в результате которого Россия превратилась в поликонфессиональную территорию. Сегодня можно констатировать, что в любой части России представлено религиозное многообразие. Поэтому при исследовании религиозного туризма на территории необходимо учи-
тывать все конфессии и их развитие на данной территории, культурное наследие и деятельность личностей «подвижников веры». Можно выделить следующие этапы развития религиозного туризма в России.
1 этап: 988 г. - 2-я пол. XV в. - начальный период религиозного туризма, связанный с важным событием для культурного развития страны - принятием Русью христианства в 988 г., благодаря которому возникает такая религиозная практика, как паломничество. Согласно этимологии, слово «Паломник» происходит от лат. Palma - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа, им обозначают человека, совершающего туры и экскурсии по местам религиозной культуры, к которой сам себя относит, для поклонения предметам культа. Паломник редко посещает места религиозной культуры иной веры. Синонимы паломника -пилигрим (от лат. peregrinus «чужеземец, странник») и странник.
Паломников на Руси называли странниками и каликами. Для успешного преодоления трудностей и опасностей пути калики собирались в «дружины». В святые места они двигались чаще через Константинополь, приняв на вооружение у паломников Европы их оснащение [3, с. 72-102]. Завершился начальный период российского паломничества во 2-й половине XV в., когда «паломники» стали испытывать притеснения со стороны «срацын» и «злых арапов», а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки «неверных».
2 этап: XV - XVIII вв. Период с XV по XVIII вв. характерен минимумом больших паломничеств и становлением малых паломничеств, выделением ряда монастырей и обителей, приобретших огромную популярность у странников - Валаамского и Соловецкого монастырей, Троице-Сергиевской лавры, Оптиной пустыни и иных подобных новых святых мест России. Собственно, все монастыри обзаводились странноприимными домами, в которых калики могли восстановить силы в больших и малых паломничествах. Частые войны с Турцией в XVIII в. затруднили паломничество русских людей на Восток, но постепенная потеря Турцией
земель и власти над торговыми путями на Балканах и в районе Чёрного моря привели к мощному возрождению паломничеств в святые земли в XIX в.
3 этап: XIX в. - 1917 г. Немаловажную роль в этом процессе сыграли учреждение в 1847 г. Русской духовной миссии в Иерусалиме и в 1882 г. Императорского православного палестинского общества [4]. Начался новый период возрождения интереса к большим паломничествам. Огромную роль в развитии паломнического туризма в Российской империи сыграли благотворительные фонды (капиталы на «вечные» времена), появившиеся в ходе банковской реформы Александра II. На их проценты существовали многочисленные богадельни в российских городах, при многих из них открывали странноприимные дома, в которых паломников ожидали бесплатные постель, еда и медицинский уход.
4 этап: 1969 - 1991 гг. Советский период времени снизил уровень паломничества до ничтожно малых величин - власти резко выступали против веры и её проявлений. Паломнический туризм был искоренён из-за смены идеологии. Марксистская идеология отрицала религию и была, по сути, атеистичной. Однако, несмотря на это, в этот период государство содействовало развитию крупного турмаршрута «Золотое кольцо», которое включает в себя посещение большого количества религиозных объектов и стало одним из самых известных за рубежом отечественных туристских брендов. В этот период активно развивался культурно-познавательный религиозный туризм, а также краеведческие экскурсии с посещением действующих и бывших церковных объектов в регионах.
5 этап: с 1991 г. по настоящее время. С 1991 г. начался новый, текущий период, характерный резким ростом паломничества, как в святые земли, так и по местным святыням. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии составляют около половины странников со всего мира в Иерусалиме. В современных монастырях РПЦ возрождается практика странноприимных домов. В России православный туризм сориентирован на центр страны
- Троице-Сергиевскую лавру, Дивеево, монастыри и храмы «Золотого кольца», север
- Валаам и Соловки. Центром мусульманского туризма в России постепенно становится Казань, где три объекта включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 2000 г. Историко-архитектурный комплекс «Казанского Кремля», в 2014 г. Болгарский историко-археологический комплекс, в 2017 г. Успенский собор и монастырь Сви-яжска). Кроме того, в Татарстане активно развивается халяль-туризм. Центром буддизма является Иволгинский дацан (монастырь) и вообще вся территория Бурятии, а также Калмыкия.
Характеристика ресурсной базы религиозного туризма в Самаре. Огромное значение в формировании туристского пространства на какой-либо территории имеет наличие ресурсов, которые дают возможность развивать какой-либо вид туризма. Развитие религиозного туризма и его видов связано с организацией религиозной жизни в Самаре. Самаре ещё до её появления был предначертан славный и великий путь развития. Ещё около 1357 года, а Самара возникла в 1458 году, Святитель Алексий Митрополит Московский и всея Руси ездил в Орду для лечения жены хана Тайдуллы, проплывая со своей духовной свитой по Волге в Сарай «посетил урочище Самарское, где он нашёл густой лес и пустынника в нём, который дал название реке Самаре, Святитель предсказал, «что на сем месте некогда воздвигнется град великий!» [6, с. 32-33]. В ознаменовании посещения Самарского урочища этим иерархом в русской церкви, по причтении его к лику Святых, здесь устроена часовня до основания города, а впоследствии каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Митрополита Алексия. Таким образом, ещё до появления города Самары ему было предначертано славное существование, а Святитель Алексий Митрополит Московский и всея Руси является небесным покровителем Самары, заметим, что не все города России имеют «небесных покровителей», подтверждённых документально.
В честь него установлена небольшая часовня. Это здание из красного кирпича с
белокаменными украшениями, в русском стиле, увенчанное восьмигранной шатровой кровлей и крестом, было построено в 1998 году по проекту самарского архитектора А. Мелентьева в соответствии с авторским замыслом Александра Щербачева. Первоначально здесь часовня появилась еще в конце XIX века, выполнена по проекту самарского архитектора так же в русском стиле, но в 1930-е годы ее снесли.
Рис. 2 — Часовня Алексия, Митрополита Московского (в центре), скульптуры Сергия Радонежского (справа) и Митрополита Алексия (слева)5
Fig. 2 — Chapel of Alexy, Metropolitan of Moscow (center), sculptures of St. Sergius of Radonezh (right) and Metropolitan
Alexy (left)
Рядом с часовней установлены два памятника высотой около 3-х метров, выполненные из местного жигулевского известняка самарским скульптором Иваном Мельниковым - митрополиту Московскому и всея Руси Алексию и его другу и соратнику преподобному Сергию Радонежскому (рис. 2). Также в Красноглинском районе Самары в 2000 году был открыт Храм в честь святителя Алексия Митрополита Московского.
Роль самарского купечества в формировании объектов религиозного культурного наследия и паломнического туризма в Самаре. Путь к экономическому процветанию в Самаре начался в 1851 году, когда Самара стала губернским городом. Период с 1851 г. до 1917 г. называется купеческим, из-за огромной роли влияния купцов на жизнь города. Среди деловой элиты в начале XX века находились представители двенадцати религиозных конфессий: пра-
5 Источник: https://www.google.ru/search?q=ivi итрополит+Алексий+в+САмаре
вославия, старообрядчества, единовер-чества, духовного христианства, тайного священства, последователи австрийской секты, молоканства, иудейского вероисповедания, магометанства, католичества, лютеранства, англиканской церкви [7]. Исследуя конфессиональную принадлежность самарской деловой элиты, Н.М. Румянцева указывает, что она принадлежала к весьма разнообразным религиозным конфессиям, хотя, за исключением иудейского и мусульманского, все они относились к христианству. Основная часть самарских дельцов придерживалась православия, также выделялись старообрядцы, лютеране, иудеи. Зачастую, принадлежность к тем или иным религиозным конфессиям определялась национальностью [5, с. 89].
Самыми влиятельными купцами Самары была семья Шихобаловых, которая, несомненно, стояла на вершине самарского рынка. Они относились к тому поколению русских людей, которые не закончили никакие учебные заведения, но через самообразование достигли очень много. Братья Емельян и Антон Шихобаловы были купцами первой гильдии, потомственными почётными гражданами Самары. Братья Шихобаловы стали возводить на свои деньги храмы и церкви в Самаре. Велика заслуга братьев в возведении в Самаре Кафедрального собора Воскресения Христова, для чего они организовали комитет по строительству Храма, куда вошли купцы А.М. Горбунов, И.М. Плешанов, П.М. Журавлёв, А.Е. Надысев. Строительство кафедрального собора одобрил сам император Александр II, который в 1871 году совершал путешествие по России на теплоходах и со своей многочисленной свитой прибыл в Самару, посетив и одобрив место, где должен быть воздвигнут Собор.
Строительство храма длилось 25 лет с 1869 по 1894 годы, по проекту петербургского профессора архитектуры Э.И. Жи-бера, который не мог находится в Самаре постоянно, поэтому в Самаре руководил постройкой храма архитектор Александр Щербачёв. Строительство длилось с перебоями 25 лет, 19 из которых стройкой руководил Е.Н. Шихобалов, а после его кончины - А.Н. Шихобалов. Постройка храма
была построена в неовизантийском стиле (рис. 3). Александр Щербачёв составил проект иконостаса нижнего храма, который был сделан из светлого и тёмного дуба, с позолотой и резьбой. Полы были выложены жигулёвским известняком, стены были выбелены, но не расписаны, временно их покрыли иконами, которых насчитывалось более 200, в том числе 12 больших. Иконы для иконостаса были написаны на цинке в мастерской Сидорского в Санкт-Петербурге, а одна, икона святителя Алексия, митрополита Московского, была написана по поручению губернатора А.Д. Свербеева крестьянином села Утёвка Григорием Журавлёвым - безруким и безногим художником-самоучкой, расписавшим храм Святой Троицы в селе Утёвка, написавшим немало икон и создавшим яркие, запоминающиеся портреты своих земляков и современников [10]. На колокольне были установлены 8 колоколов общим весом в 250 пудов производства местного заводчика Буслаева. Церковная утварь частично была приобретена пожертвованиями, частично покупкою.
Рис. 3 - Самарский кафедральный собор Воскресения Христова (Христа Спасителя)6
Fig. 3 - Samara Cathedral of the Resurrection of Christ (Christ the Savior)
Завершилось строительство храма в 1894 году, площадь на которой он рас-
6 Источник: http://progorodsamara.ru/news/ view/168504
полагался назвали Соборной. В 1924 году Соборная площадь была переименована в Коммунальную. В 1930 году городские власти Самары приняли решение переоборудовать храм в Дом культуры строителей, однако это было очень затратно, поэтому храм было решено снести. Разборка храма длилась около четырёх лет, последней в 1935 году была взорвана колокольня. Сейчас на этом месте находится Самарский государственный академический театр оперы и балета, а площадь с 1935 года носит имя Валериана Куйбышева.
На фото 1908 г. (собрания во имя 50-летия служения церкви А.Н. Шихоба-лова) предстали в роли церковных старост все крупные купцы Самары, жертвовавшие свои капиталы на религиозное строительство: стоят слева направо в последнем ряду купцы: Иван Никифорович Мясников, Александр Алексеевич Савельев (храмы Троицкий и Всех святых), Василий Петрович Чернов (храм), Пётр Иванович Шихо-балов (Покровский собор, 1904-11), Василий Михайлович Сурошников (Ильинский храм и кафедральный собор), Василий Захарович Карпов, Евдоким Осипович Юрин, Александр Михайлович Сурошни-ков (Константиновская богадельня); сидят слева направо - А.А. Давыдов, Иван Сели-вёрстович Пензин (Казанско-Богородиц-кий храм Белокриницкой иерархии), Яков Гаврилович Соколов (Петропавловский храм, богадельня и храм при ней), Антон Николаевич Шихобалов (Покровский собор (1858-1904) и Ильинский храм), Дмитрий Кузьмич Мясников (городской голова, Воскресенский собор), Фёдор Григорьевич Первовский (храм Всех святых), И.П. Шапиро и Степан Петрович Казанцев. Над ними на художественных полотнах на стене (в «медальонах») - и на картинах слева направо - Лаврентий Семёнович Аржанов (Казанско-Богородицкий храм Спасова согласия), Иван Яковлевич Соколов (богадельня и храм при ней) и Павел Иванович Шихобалов (рис. 4).
Помимо православного вероисповедания в Самаре в то время активно существовали ещё три религиозных направления: старообрядческое, иудейское, лютеранское. Эти процессы нашли отраже-
ние в стремлении купцов, имевших различную конфессиональную принадлежность, способствовать созданию на территории Самары значимых культовых объектов, которые и в настоящее время являются уникальными. Появление данных объектов напрямую связано с возможностями купечества, исповедовавшими ту или иную религию.
Рис. 4 - Самарские купцы - церковные старосты, 1908 г.7
Fig. 4 - Samara merchants - churchwardens, 1908.
Рис. 5 — Самарская хоральная синагога. Фото нач. ХХ в.8
Fig. 5 — Samara Choral Synagogue. Photo from the early
20th century
Строительство самарской хоральной синагоги связано с ростом в городе численности еврейского населения. Развивающуюся самарскую диаспору уже ни количественно, ни качественно не устраивали два имеющихся в городе молитвенных дома, поэтому в 1903 году началось строительство синагоги. В 1908 году строительство было закончено и произошло её торже-
7 https://kraeham.livejournal.com/74005.html
8 Источник: golema.livejournal.com
ственное открытие (рис. 5). Самарская хоральная Синагога была построена по проекту архитектора Зельмана Клейнермана (выдающийся российский архитектор, род. в 1867 г, судьба зодчего с 1930-х гг. не известна) и открылась в 1908 году. Финансовую поддержку строительству синагоги оказали русские купцы и ремесленники.
Здание синагоги было построено в мавританском стиле и разделено на центральный, преобладающий по высоте и два боковых нефа, каждый из которых оформлен изящными башенками по углам. Как синагога здание проработало всего 20 лет и уже в 1928 году было передано ДК имени III Интернационала, затем вплоть до 1990-х гг. в здании располагался хлебозавод. В августе 2018 года стартовали реставрационные работы по реконструкции крупнейшей в Поволжье синагоги. Теперь здание планируют приводить в порядок за счет средств инвесторов. Меценаты уже выделили на ремонт 232 млн руб. Застройщиком выступает местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Самары». Окончание реставрационных работ запланировано на 4 квартал 2019 года. Автор проекта реконструкции - член Союза архитекторов России Наталья Басс.
Важную роль в формировании культурного религиозного наследия Самары сыграл купец армянского происхождения и католик по вероисповеданию Егор Никитич Аннаев (рис. 6), ставший инициатором строительства первого католического храма в Самаре, закладка которого состоялась в 1862 г. (рис. 7). В 1864 г., однако, в конце строительства неожиданно возник вопрос об его предназначении. Из-за сокращения численности дворов польской общины, а также из-за подавления в 1863 году восстания в Польше русскими войсками, построенное здание с согласия Е.Н. Аннаева было передано евангелистско-лютеранской общине под кирху, с обязательством уступать храм полякам в случае приездов в город ксендзов. В настоящее время храм является памятником истории и культуры федерального значения, выполняющим свою религиозную деятельность [9, с. 385-386].
Самарский Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса (Польский костёл) строился в 1902-1906 гг. (рис. 8). Автор проекта - архитектор польского происхождения Фома Богданович. Храм построен в стиле неоготической псевдобазилики, имеет форму креста и украшен декоративными башенками пинаклями.
L' А
Рис. 6 - Портрет купца Е.Н. Аннаева9
Fig. 6 - The portrait of the merchant E.N. Annaev
Рис. 7 — Самарская лютеранская кирха Святого Георгия10
Fig. 7 — Samara Lutheran Church of St. George
Рассматривая Самару как типичный для России XIX века губернский центр, можно говорить об её включении в систему паломнического туризма только в XIX в. Неизвестно про странноприимные дома в самарских монастырях. Известна только ситуация с богадельнями со страннопри-
Источник: https://www.google.ru/
search?q=портрет+купца+Аннаева
10 Источник: https://samarafavont.ru/xramy-ko-torye-nuzhno-posetit-v-samare/
имными домами. Первая богадельня в Самаре была открыта 10 (28) марта 1871 г. купцом И.В. Константиновым.
Рис. 8 - Самарский католический костёл Пресвятого Сердца Иисуса11
Fig. 8 - Samara Catholic Church of the Sacred Heart of Jesus
На её содержание было выделено 25000 р. На постройку при богадельне странноприимного дома ушла 1000 р. Вторая богадельня со странноприимными домом (в отдельном здании) была создана Антоном Николаевичем Шихоба-ловым 14 ноября 1893 г. купец выделил 30000 р. в фонд богадельни. Самой крупной богадельней Самары стала открытая купцами Соколовыми 23 августа 1909 г. Её эндаумент-фонд составил 300000 р. На 2-м этаже богадельни две палаты предназначались для 50-ти странников [1]. Таким образом, в дореволюционной Самаре количество принимаемых одновременно странников в богадельнях города было около 100, жителей на тот момент было около 100000-150000 человек, что свидетельствует о стремлении людей посетить Самару с паломническими целями.
Таким образом, самарское купечество оказало огромное влияние на формирование культурного наследия религиозного значения всех конфессий, которые были распространены в то время в Самаре и зачастую, невзирая на национальность и собственную конфессиональную принад-
11 Источник: https://www.culture.ru/ob-jects/1864/khram-presvyatogo-serdca-iisusa-pol-skii-kostel-v-samare
лежность, помогали в создании культовых зданий. Многие городские топонимы Самары носили ярко выраженный религиозный характер: Алексеевская площадь, Соборная площадь, Троицкая площадь; улицы Алексеевская, Вознесенская, Воскресенская, Духовная, Ильинская, Казанская, Николаевская, Предтеченская, Преображенская, Соборная, Троицкая, Успенская, однако в советское время они все были переименованы и городское пространство приобрело совсем другой смысл.
Религиозный туризм в современной Самаре. В настоящее время, как и в начале ХХ века, Самара представляет собой многоконфессиональную территорию. В городе представлены культовые здания всех религий, кроме буддизма, есть женский и мужской монастырь, памятники святым. В 1993 году решением Священного Синода епископ Азовский Сергей (Полеткин), викарий Ростовской епархии, был переведён в Самару. Как пишет В.Н. Якунин, «Благодаря усилиям владыки Сергия в Самарской епархии открываются новые приходы, их число увеличилось по сравнению с 1993 г. более чем в три раза» [11, с.327]. С начала 2008 года Самарское епархиальное управление располагается в отреставрированном здании 1880 года постройки, являющимся памятником архитектуры федерального значения (рис. 9). Здание выполнено в русском стиле архитектором А.А. Щербачёвым.
Рис. 9 - Здание епархиального управления в Самаре12
Fig. 9 - Diocesan Administration Building in Samara
В Самаре находятся два действующих монастыря - Иверский женский мо-
12 Источник: http://samara.vsedomarossii.ru/ house/5595/eng
настырь и Свято-Воскресенский мужской монастырь. Оба монастыря на своей территории имеют храмы, активно занимаются просветительской и благотворительной деятельностью. А на территории Иверского женского монастыря находится некрополь. Согласно исследованиям архивных данных, на кладбище Иверского монастыря покоятся останки 700 человек. На сегодня найдено и исследовано 15 склепов, научные изыскания в этом направлении продолжаются [2].
Разновидностью культурно-исторических туристских религиозных ресурсов территории относятся не только архитектурные памятники, но и памятники Святым, активным деятелям церкви и личностям, которые повлияли на религиозную жизнь Самары как в прошлом, так и в настоящем. К святыням и памятникам можно отнести памятники Святителю Алексию (2000) и Святому Сергию Радонежскому (2001) на Алексеевской набережной Волги, Святому целителю Пантелеймону в санатории Чкалова, место «стояния Зои» со скульптурной композицией Святому Николе-чудотворцу, Святым Кириллу и Мефодию (2004), Святым Петру и Февронии Муромским (2011), часовню-сень с памятником главам куйбышевской епархии Иоанну Снычеву и его наставнику Мануилу Лемешевскому (2014), Памятник Святому князю Владимиру (2018), поклонные кресты (Святым Кириллу и Мефодию в Иверском монастыре (1994), братьям Шихобаловым у Покровского храма, на месте кафедрального собора (1999), на месте уничтоженной Крестоводвижен-ской церкви (2001) и на месте храма старообрядцев-поморцев). Уцелели и постройки «епархиального» квартала - архиерейский дом (1870-е), духовная консистория (1905),
духовная семинария с домовой церковью Иоанна Богослова и епархиальное правление. Уникален памятник 1700-летию христианства как государственной религии Армении (2001) и у храма «Сурб Хач» армянской равноапостольной церкви.
В Самаре религиозные туристские программы могут включать в себя посещение музеев и церквей, где есть собрание редких икон и книг: Самарского епархиального церковно-исторического музея; Самарского областного художественного музея (Собрание коллекции русской иконописи); старообрядческого Храма во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы где есть собрание русских икон и старинных книг. В настоящее время создаётся музей при Самарской Соборной мечети, целью которого показать развитие ислама в Самарской области.
Заключение. Самара обладает богатым культурным наследием религиозного значения. Значительная роль в его формировании принадлежит самарскому купечеству и их деятельности во вт. пол. XIX - нач. XX вв., что также способствовало развитию паломнического туризма в то время. Однако в настоящее время предложения посетить Самару с целями религиозного туризма отсутствуют, хотя объекты культурного наследия религиозного назначения используются в городских экскурсиях.
Материалы исследования показывают, что в Самаре есть возможности для развития всех видов религиозного туризма, для этого необходимо не только изучать религиозное наследие города, но и, используя богатую ресурсную базу, создавать новые турпрограммы, которые будут способствовать увеличению туристских возможностей города.
Список источников
1. Алексушин Г.В. Благотворительная Самара. Самара, 2014. 40 с.
2. Алексушин Г.В. Самарский некрополь. Самара, 2018. 235 с.
3. Лучицкая С.И. Путешествие в Святую Землю в XII-XIII вв.: Очерк истории повседневной жизни // Homo viator: Путешествие как историко-культурный феномен / Под ред. А.В. Толстикова и И.Г. Галковой. М.: ИВИ РАН, 2010. 373 с.
4. Паломничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
5. Румянцева Н.М. Деловая элита самарской губернии в конце XIX - начале XX вв. // Карельский научный журнал. 2016. Т.5. №2(15). С. 88-92.
6. Самарский край. Путешествие в историю: историко-краеведческие очерки. Самара: Арт-Лайт, 2018. 176 с.
7. Самарское купечество: вехи истории / Под ред. Е.П. Бариновой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. 369 с.
8. Соломина И.Ю. К вопросу о перспективах развития событийного туризма в Самарской области // Туризм
как фактор модернизации экономики и развития регионов: Мат. I Всеросс. науч.-практ. конф. с между-нар. уч. / Под общ. ред. А.Н. Полухиной. Йошкар-Ола: Изд-во Поволжского гос. технологич. ун-та, 2015. С. 182-187.
9. Соломина И.Ю. К вопросу о репрезентациях культурного наследия самарских армян в туризме // «Армения: притяжение культуры»: Мат. Междунар. науч.-практ. форума / Под. ред. В.И. Ионесова. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2019. С. 381-399.
10. Соломина И.Ю., Чернецова Л.В. Роль музея Григория Николаевича Журавлёва в формировании туристского пространства Самарского региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. №1. С. 141-150. DOI: 10.24411/1995-0411- 2018-10114.
11. Якунин В.Н. История Самарской епархии. Тольятти, 2011. 625 с.
12. Jafari J., Scott N. Muslim world and its tourisms // Annals of Tourism Research. 2014. №44. Pp. 1-19.
13. Yakunin V.N., Yamashev V.M., Anuchin O.I., Adaevskaya T.I., Ovsyannikovа N.V. Religious Tourism and Pilgrimage in Russia: Cultural-Historical Analysis // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2016. Vol.6, № NVSPCL. Pp. 2595-2603.
Gleb V. ALEKSUSHIN a Irina Yu. SOLOMINA b
aSamara State Economic University (Samara, Russia) PhD (Dr.Sc.) in History, Professor; e-mail: [email protected] b Russian New University (Moscow, Russia) PhD in Philosophy, Associate Professor; e-mail: [email protected]
RELIGIOUS TOURISM IN SAMARA: THE PAST AND THE PRESENT
Article is devoted to the religious tourism development in Samara, currently the most widespread type of tourism not only in Samara, but also around the world. The authors reveal theoretical bases of religious tourism. Religious tourism is an independent type of tourism, implying travel with the religious purposes. The authors define and describe type of religious tourism: cultural and informative, pilgrim, event, and cruise. The article shows the main development stages of religious tourism in Russia and gives its capacious and accurate description. The authors characterize resources of religious tourism in Samara, namely architectural monuments, the museums, monasteries, monuments to Saint and outstanding persons, devotees of belief, not only now, but also in the past. Influence of the Samara merchants on formation of resource base of religious and pilgrim tourism in the past is designated. Vigorous activity of the Samara merchants promoted formation of cultural religious space of the city. Thanks to their philanthropic activity, at the beginning of the XX century the city gained masterpieces of confessional architecture. Today these buildings are the pride of Samara. The authors show possibilities of using cultural heritage for development of religious and pilgrim tourism in Samara as an important factor of tourist attraction and tourist image of the territory.
Keywords: religious tourism, pilgrim tourism, monastic tourism, halal tourism, diocesan museum, hospice, resources of religious tourism.
References
1. Aleksushin, G. V. (2014). Blagotvoritelnaya Samara [Charitable Samara]. Samara. (In Russ.).
2. Aleksushin, G. V. (2018). Samarskij nekropol [Samara necropolis]. Samara. (In Russ.).
3. Luchitskaya, S. I. (2010). Puteshestvie v Svyatuyu Zemlyu v XII—XIII vv.: Ocherk istorii povsednevnoj zhizni [A travel to the Holy Land in the 12-13th centuries: Sketch of history of everyday life]. Homo viator: Puteshestvie kak istoriko-kulturnyj fenomen [Homo viator: A travel as a historical and cultural phenomenon]. Moscow: IVI RAS. (In Russ.).
4. (1890). Palomnichestvo [Pilgrimage]. In: Enciklopedicheskij slovar Brokgauza i Efrona [Brockhaus and Efron's Encyclopaedic dictionary]: 82 t. and 4 additional. St. Petersburg. (In Russ.).
5. Rumyantseva, N. M. (2016). Delovaya elita samarskoj gubernii v konce XIX - nachale XX vv. [Business elite of the Samara province at the end of XIX - the beginning of the 20th centuries]. Karelskij nauchnyj zhurnal [Karelian Scientific Journal], 5(2), 88-92. (In Russ.).
6. (2018). Samarskij kraj. Puteshestvie v istoriyu: istoriko-kraevedcheskie ocherki [Samara region [Travel to history: local history sketches]. Samara: Art Lightly. (In Russ.).
7. Barinova, E.P. (Ed.). (2008). Samarskoe kupechestvo: vehi istorii [Samara merchants: history milestones]. Samara: Samara University publishing house. (In Russ.).
8. Solomina, I. Yu. (2015). K voprosu o perspektivah razvitiya sobytijnogo turizma v Samarskoj oblasti [On a question of the prospects of event tourism development in Samara region]. Tourism as a factor of modernization of economy and development of regions [Turizm kak faktor modernizacii ekonomiki i razvitiya regionov]: Materials I of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation. Yoshkar-Ola: Publishing
house of Volga Region State Technological University, 182-187. (In Russ.).
9. Solomina, I. Yu. (2019). K voprosu o reprezentaciyah kulturnogo naslediya samarskih armyan v turizme [On a question of representations of cultural heritage of the Samara Armenians in tourism]. Armeniya: prityazhenie kultury [Armenia: Attraction of the Culture]: Materials Intern. Scientific Pract. Forum. Samara: Samara State Insitute of Culture, 381-399. (In Russ.).
10. Solomina, I. Yu., & Chernetsova, L. V. (2018). Rol muzeya Grigoriya Nikolaevicha Zhuravlyova v formirovanii turistskogo prostranstva Samarskogo regiona [The role of G. N. Zhuravlyov museum in formation of tourist space of Samara region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 141-150. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10114. (In Russ.).
11. Yakunin, V. N. (2011). Istoriya Samarskoj eparhii [History of the Samara diocese]. Togliatti.
12. Jafari, J., & Scott, N. (2014). Muslim world and its tourisms. Annals of Tourism Research, 44, 1-19.
13. Yakunin, V. N., Yamashev, V. M., Anuchin, O. I., Adaevskaya, T. I., & Ovsyannikova, N. V. (2016). Religious Tourism and Pilgrimage in Russia: Cultural-Historical Analysis. The Turkish Online Journal of Design Art and Communication, 6(NVSPCL), 2595-2603.
Алексушин Г.В., Соломина И.Ю. Религиозный туризм в Самаре: прошлое и настоящее // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 58-69. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10305.
Дата поступления статьи: 29 июля 2019 г.
Aleksushin, G. V., & Solomina, I. Yu. (2019). Religious tourism in Samara: the past and the present. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 58-69. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10305. (In Russ.).
Received July 29, 2019
турда йджест
tourdigest
РОССИЯ ПОДНЯЛАСЬ В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА
Всемирный экономический форум (World Economic Forum) опубликовал очередной отчет «The Travel & Tourism Competitiveness Index» о развитии туристической индустрии 140 стран мира за последние два года. Россия в этом в мировом рейтинге конкурентоспособности поднялась на 4 позиции вверх. В мировом рейтинге конкурентоспособности индустрии туризма и путешествий версии 2019 года Россия заняла 39 место, улучшив свои позиции за последние два года сразу на 4 пункта. Ранее, в 2015 году, наша страна была на 45 строчке. В рейтинге-2019 ближайшими «соседями» по рейтингу России стали Тайвань (37) и Чехия (38 место), после нас оказались Индонезия (40) и Коста-Рика (41). Примечательно, что РФ по уровню развития туризма обошла Турцию (43 место), Кипр (44), Болгарию (45), Венгрию (48), Израиль (57), Вьетнам (63), Доминиканскую Республику (73). Кроме того, Россия возглавила рейтинг стран постсоветского пространства. Эстония, которая была лидером 2 года назад (37 место), в рейтинге-2019 оказалась лишь на 46 месте. Латвия заняла 53 строчку, Литва - 59 позицию, Грузия оказалась на 68 месте. Азербайджан - на 71. Украина заняла 78 место рейтинга, Армения - 79 позицию, Казахстан - на 80 месте, а Таджикистан - на 104 строчке. Хуже всего дело с общей оценкой туристической конкурентоспособности из всех стран бывшего СССР у Кыргызстана - 110-я строчка рейтинга.
Испания третий раз подряд признана страной с наиболее устойчиво и динамично развивающимся туристическим сектором. По оценке ВЭФ, в Испании наиболее всего «развита экономика, ориентированная на туризм», и при этом «более половины доходов сектора приходится на международных посетителей». В Т0П-10 также вошли Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария.
ВЭФ для построения рейтинга оценивает такие показатели, как безопасность, бизнес-климат, уровень развития медицины и гигиены, человеческие ресурсы и рынок труда, развитость информационных технологий, международная открытость страны, конкурентоспособность ценовых предложений, экология страны, приоритетность индустрии туризма и путешествий для экономики страны, инфраструктура авиационного транспорта, инфраструктура наземного транспорта и портов, развитость туристической инфраструктуры в стране, культурные ресурсы, уровень развития бизнес-туризма и пр.
Источник: atorus.ru
WORLD ECO NOM FORUM