Научная статья на тему 'Религиозный туризм в исламе'

Религиозный туризм в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1216
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕКТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный туризм в исламе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Христианство - религия, основанная Иисусом Христом. Зарождением христианства принято считать первый век нашей эры; первые христиане появились в Палестине. Однако с учетом того, что Ветхий завет Библии, священной книги христиан, был написан гораздо раньше рождения Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что корни этой религии - в иудаизме, который возник почти на тысячелетие раньше христианства. На сегодня существует три основных направления христианства - католицизм, протестантизм и православие, ответвления этих направлений, а также огромное количество сект, также причисляющих себя к христианам[3].

Ислам - это самая молодая из основных религий мира, она зародилась в VII веке в Аравии. Священной книгой мусульман является Коран, в котором записаны учения и наставления пророка Магомеда. На данный момент существует три основных течения ислама - Сунниты, Шииты и Хариджиты.

Несмотря на разность в обрядах, верованиях и определенных догмах буддизма, христианства и ислама, всем этим верованиям присущи некоторые общие черты, причем особо заметна схожесть ислама и христианства. Вера в единого Бога, в существование души, в загробную жизнь, в судьбу и в возможность помощи высших сил - это те догмы, что присущи и исламу, и христианству. Верование буддистов существенно отличается от религии христиан и мусульман, однако схожесть между всеми мировыми религиями явно просматривается в моральных и поведенческих нормах, которые должны соблюдать верующие.

Список использованной литературы:

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм : Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по геогр.специальностям / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 464 с.

2. Ситдикова А.Р. Роль религиозного туризма и паломничества в международном туризме. Научное (непериодическое) электронное издание « Наука в современном мире» [Электронный ресурс] / Editura «Liceul», -Кишенев, Молдова, 2015. - 389-394 с.

3. Ситдикова А.Р., Сафиуллина Р.М. / Развитие и современное состояние туризма в России. / Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. - 208-210 с.

4. Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие / Христов Т.Т. М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.

© Ситдикова А.Р.,2016

УДК55

А.Р.Ситдикова

Магистрант 2 года обучения Географический факультет, БашГУ г.Уфа, Российская Федерация Научный руководитель: Сафиуллина Р.М. К.г.н., доцент кафедры экономическая география Географический факультет, БашГУ г.Уфа, Российская Федерация

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ИСЛАМЕ

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению географии религиозных объектов в исламе. Рассмотрены главные центры паломничества мусульман - Мекка и Медина.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Религия, ислам, паломничество, религиозный туризм, религиозные объекты.

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших.[1, с. 115]

Рассматривая религиозный туризм мусульман, можно отметить, ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама. [1, с. 42]

При рассмотрении географии религиозных объектов в исламе, как уже отмечалось, паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов - Мекки и Медины, находящихся в Саудовской Аравии.

Эти паломничества подразделяются на две категории:

1) хадж (большое паломничество);

2) умра (малое паломничество).

Мекку и Медину ежегодно посещают около 2 млн. паломников (2015 г.). Здесь построена одна из самых больших мечетей в мире - Харам бейт Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Название "Кааба" происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, размером приблизительно 13,1 м, высотой 15 м. Кааба построена из серого камня с окрестных гор, основание из мраморного фундамента высотой 25 см. Снаружи святилище Кааба покрыто черным покрывалом (кисеей). Этот покрывало ежегодно изготавливается в Египте. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяют на белый чехол. В конце паломнического месяца ее снова облачают в новое черное покрывало, а старое разрезают на куски и продают паломникам, как реликвию. Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой расстояние 300 км. Это расстояние паломники обычно преодолевают на самолете или автомобиле. Мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен Пророк Мухаммед. В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал Нур, чтобы посетить пещеру, где великому Пророку Мухаммеду было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат Таур, где он скрывался от преследователей. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети[2, с. 216-217].

Кроме паломнических центров в Мекке и Медине, исламские паломники посещают и другие религиозные объекты в других странах мира. В Иерусалиме находится одна из важнейших святынь ислама -мечеть халифа Омара ("Купол скалы"). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Для мусульман это место важно тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил свое ночное путешествие на небеса.

Некоторые другие важные мусульманские паломнические святыни:

- в Стамбуле находится Голубая мечеть (бывший Софийский собор);

- в Дамаске - мечеть Омейядов;

- в Багдаде - Золотая мечеть;

- в Каире - мечеть Ибн Тулуна и султана Хасана;

- в Дели - минарет Кутб Минар и мечеть Кувват уль Ислам[3, с. 24].

Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

воздействие на человека. Многие люди после паломнических поездок возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа. Поэтому развитие религиозного туризма сейчас очень актуально, в связи с быстрым развитием инфраструктуры и конечно желание людей посетить святые места, дабы найти самого себя и очистить свою душу. Список использованной литературы:

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для студ.вузов, обуч.по геогр.специальностям / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 464 с.

2. Сенин, В.С. Организация международного туризма: Учебник / В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 328 с.

3. Христов, Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие / Т.Т. Христов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с..

© Ситдикова А.Р.,2016

УДК:628.16;5

Т.С. Умаров

Ст.преподаватель

Институт Горного Дела и Горных Технологий им. акад. У.Асаналиева, КГТУ им.И.Раззакова, г.Бишкек, Кыргызская Республика

И. Абдрасулов Д.т.н., профессор

Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина,

Кыргызская Республика А.Р. Абдиев К.т.н., доцент

Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина,

Кыргызская Республика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ШАХТНЫХ ВОД КЫРГЫЗСТАНА

Аннотация

Воды образующиеся в отдельных шахтах расположенных на территории Кыргызстана содержат многокомпонентные органические и минеральные, иногда газообразные вещества. Непосредственный сброс этих вод негативно влияет на окружающую среду.

Ключевые слова

Подземные воды, трещино-пластовые, порово-пластовые, трещинные и карстовые, потенциальные эксплуатационные ресурсы.

Вода - единственный минерал природы, без которого не может быть жизни. Наша планета Земля на 71% покрыта водой. Всего воды на планете Земля 1465 млн. км3. Из них около 2% приходится на долю пресных вод, причем большая часть ее сконцентрирована в виде льда. А пресные воды позволяют рационально вести процессы, связанные с физиологическими, санитарно-бытовыми, сельскохозяйственными, животноводческими, производственно-технологическими и др. деятельностями человека [1,2].

В процессе своей производственной деятельности люди сталкиваются с водами различного физико-химического и санитарно-бактериологического качества. В частности, при вскрытии и разработке месторождений полезных ископаемых появляются подземные воды - шахтные или рудничные,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.