РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА
Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 319-322 Speech Genres, 2022, vol. 17, no. 4 (36), pp. 319-322
https://zhanry-rechi.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-319-322, EDN: AUSXFE
Рецензия
УДК [271.2:811.161.1'38](049.32)
Религиозный стиль как система жанров (Рец. на кн.: Ицкович Т. В. Жанровая система религиозного стиля [Текст] : монография / Т. В. Ицкович. - М. : ФЛИНТА, 2021. - 400 с.)
О. А. Прохватилова
Совместный университет МГУ-ППИ, КНР, 517182, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюеюань, д. 1
Российский государственный гуманитарный университет, Россия, 125047, ЦФО, г. Москва, Миусская площадь, д. 6
Прохватилова Ольга Александровна, профессор, доктор филологических наук, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0990-8229
Аннотация. Рецензия является откликом на выход в свет монографии Т. В. Ицкович «Жанровая система религиозного стиля». Автор представляет оригинальный взгляд на функциональный религиозный стиль как систему жанров и дает ее многоаспектное описание. Актуальность исследования обосновывается необходимостью всестороннего лингвистического изучения религиозного стиля в составе парадигмы функциональных разновидностей современного русского литературного языка и создания классификации жанров религиозного стиля на едином основании. В монографии на основе комплексного подхода, сочетающего коммуникативно-прагматический и категориально-текстовый аспекты изучения религиозных текстов, с учетом культурно-исторического и текстуального генезиса религиозных жанров установлен конструктивный принцип религиозного стиля, дано научное описание системы религиозных жанров и ее протожанровой основы, раскрыто композиционно-тематическое и речевое своеобразие религиозных жанровых типов и их разновидностей, выявлено ядро и периферия жанрового поля религиозного стиля. Исследование выполнено на материале текстов богослужебной и небогослужебной сфер православной религиозной коммуникации на русском и церковнославянском языках, отобранных автором на основе традиции их использования в религиозной деятельности Церкви и личности, а также частотности употребления в современной религиозной коммуникации.
Ключевые слова: религиозный стиль, система жанров, протожанр, жанр, субжанр, прототекстуальность, жанровое поле
Для цитирования: Прохватилова О. А. Религиозный стиль как система жанров (Рец. на кн.: Ицкович Т. В. Жанровая система религиозного стиля [Текст] : монография / Т. В. Ицкович. - М. : ФЛИНТА, 2021. - 400 с.) // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 319-322. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-319-322, EDN: AUSXFE
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Review's report
The religious style as a system of genres (Review of the book: Itskovich T. V. A Genre System of the Religious Style [Text]: monograph / T. V. Itskovich. - Moscow, FLINTA, 2021. - 400 p.)
O. A. Prokhvatilova
No. 1, International University Park Road, Dayun New Town, Longgang District, Shenzhen, Guangdong Province, PRC, 518172, China
Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Sq., Moscow, GSP-3 125993, Russia Olga A. Prokhvatilova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0990-8229
Abstract. The review is a response to the publication of T. V. Itskovich's monograph "Genre system of the religious style". The author of the book presents an original view on the functional religious style as a system of genres and gives its multidimensional description. The relevance of the research is justified by the need for a comprehensive linguistic study of the religious style as part of the paradigm of functional varieties of the modern Russian literary language and the classification of genres of the religious style on a single basis. In the monograph, its author, basing on an integrated approach which combines communicative-pragmatic and categorical-textual aspects of the study of religious texts, taking into account the cultural-historical and textual genesis of religious genres, establishes the constructive principle of the religious style, gives a scientific description of the system of religious genres and its proto-genre basis, reveals the compositional-thematic and speech originality of religious genre types and their varieties as well as the core and periphery of the genre field of religious style. The study is based on the texts of the liturgical and non-liturgical spheres of Orthodox religious communication in Russian and Church Slavonic, selected by the author on the basis of the tradition of their use in the religious activities of the Church and the individual as well as the frequency of their use in modern religious communication.
Keywords: religious style, genre system, proto-genre, genre, sub-genre, proto-textuality, genre field For citation: Prokhvatilova O. A. The religious style as a system of genres (Review of the book: Itsko-vich T. V. A Genre System of the Religious Style [Text]: monograph / T. V. Itskovich. - Moscow, FLINTA, 2021. - 400 p.). Speech Genres, 2022, vol. 17, no. 4 (36), pp. 319-322 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/ 2311-0740-2022-17-4-36-319-322, EDN: AUSXFE
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Рецензируемая монография Т. В. Ицко-вич «Жанровая система религиозного стиля» входит в круг исследований, выполненных в русле теолингвистики - одного из динамично развивающихся в последние десятилетия направлений современного языкознания. В ряду многочисленных работ, в той или иной мере раскрывающих специфику религиозной сферы общения, особое место сегодня занимают исследования, обращенные к изучению внеязыковых и собственно лингвистических свойств, которые объединяют массив религиозных текстов в функциональную разновидность языка, стилистическую целостность. Это работы, связанные с обоснованием стилистического статуса современной духовной речи, раскрытием экстралингвистических параметров религиозного стиля, установлением комплекса разноуровневых стилеобразующих средств, функционирующих в религиозных текстах, описанием жанрового многообразия религиозного стиля. К числу таких работ можно отнести и монографию Т. В. Ицкович.
Сложность проблемы описания религиозного стиля объясняется рядом причин: сосуществованием в рамках духовной речи текстов на церковнославянском языке и речевых произведений на современном русском языке; реализацией религиозной коммуникации как в богослужебной, так в небогослужебной сферах, активным развитием в последние годы конфессиональных средств массовой коммуникации и интернет-общения. В монографии Т. В. Ицкович предлагается комплексный подход, который дает ключ к решению этой проблемы.
Сущность этого подхода состоит в сочетании коммуникативно-прагматического и категориально-текстового аспектов изучения религиозных текстов, что дает автору возможность представить свой взгляд на религиозный стиль как на жанровую систему и, с учетом культурно-исторического и текстуального генезиса религиозных жанров, дать научное описание их системы, выявить протожанро-вую основу, раскрыть своеобразие жанровых типов и разновидностей, определить ядро и периферию жанрового поля религиозного стиля.
Исследование базируется на широком фактическом материале, включающем религиозные тексты на церковнославянском и современном русском языках, в числе которых канонические тексты Евангелия в русских переводах, проповеди, канонические и современные жития, канонические и неканонические молитвословия, публикации православных СМИ, тексты переписки православных прихожан в социальных сетях. Такой широкий охват разножанровых текстов позволяет Т. В. Ицкович быть максимально убедительной в своих выводах.
Монография состоит из пяти глав, в которых последовательно раскрываются стилевые параметры религиозного стиля, его протожан-ровая основа, специфика жанровых типов проповеди, молитвы и жития. Такая структура представляется логичной и внутренне непротиворечивой в аспекте поэтапного решения основных задач исследования.
В первой главе «Религиозный функциональный стиль: конструктивный принцип и стилевые черты» характеризуются экстралингви-
стические параметры и стилевые признаки религиозного стиля, дается описание специфики понятий и категорий используемого в работе исследовательского инструментария, формулируется авторская концепция общей жанровой систематики религиозного стиля.
Здесь следует отметить два, с нашей точки зрения принципиально важных, положения. Первое из них касается выдвигаемого Т. В. Ицкович лингвистического конструктивного принципа религиозного стиля - прототек-стуальности, трактуемой автором монографии как «константная опора любого религиозного текста на канонический текстовой источник, или прототекст» [1: 83]. Второе положение связано с пониманием современной жанровой системы религиозного функционального стиля как результата трансформации триады протожанров (молитва - проповедь - житие), зафиксированных в прототексте Евангелия.
В основе предлагаемой Т. В. Ицкович дедуктивной модели развития основных про-тожанров в разветвленную систему современных жанров религиозного стиля лежит представление о жанровом типе, жанре и субжанре как целостных текстотипах, в каждом из которых находит отражение конструктивный принцип религиозного функционального стиля.
Вторая глава «Протожанровая основа религиозного функционального стиля» посвящена анализу зафискированной в Евангелии триады протожанров, которые лежат в основе современной жанровой системы религиозного стиля. Используя коммуникативно-прагматический подход и категориальную концепцию текста, Т. В. Ицкович последовательно выявляет инвариантные признаки проповеди, молитвы и жития, которые могут рассматриваться как прототексты соответствующих субжанровых разновидностей.
Глава третья «Проповедь как жанровый тип» обращена к анализу проповеднических текстов на основе метода категориально-текстового анализа. Определена композиционно-тематическая модель церковной проповеди, включающая развертывание духовной, предметно-сакральной, профанной и ситуативной предметных тем в различных композиционных блоках; раскрыта темпоральная и пространственная организация, соотносимая с композиционно-тематическим членением проповеднического текста, установлены языковые средства экспликации названных текстовых категорий. Кроме того, дано описание особенностей периферии жанрового поля проповеди и продемонстрировано свойственное ей совмещение в рамках текста элементов религиозного, публицистического и разговорного функциональных стилей.
Четвертая глава «Молитва как жанровый тип» включает описание ядерных и периферических молитвенных жанров. Хотелось бы отметить удачную, с нашей точки зрения, типологию молитвословий на основе ведущих интенций адресата (хвала - благодарность -просьба - покаяние), позволяющую систематизировать многообразие современной подсистемы системы молитвенных жанров, развившейся из протожанра молитвы.
В этой главе дается описание жанрового типа молитвы и составляющих его субжанров: ядерных (канонической молитвы, канона, акафиста) и периферийных (личная неканоническая молитва). Для каждого субжанра установлены доминирующие интенции адресанта, раскрыты особенности композиционно-тематической организации, охарактеризованы языковые средства их экспликации.
Обращаясь к периферии жанрового типа молитвы, Т. В. Ицкович раскрывает композиционно-тематические особенности практически не изученного в лингвистике типа личных молитв. Автор подробно анализирует тексты личных молитв, оставленных паломниками на месте почитания св. Матроны Московской, и убедительно демонстрирует сочетание разговорных и книжных стилистических компонентов, преобладание разговорного начала, как в композиционно-тематическом членении, так и в языковом оформлении личных молитв.
В пятой главе «Житие как жанровый тип» рассмотрена специфика жанрового типа жития и выявлена парадигма его субжанров с учетом композиционно-тематической и пространственно-временной специфики. Не вызывают сомнений подкрепленные тщательным лингвистическим анализом утверждения автора о жанрообразующей роли духовной темы в житийных текстах и ее связи с категориями хронотопа и композиции.
Таким образом, в монографии религиозный стиль представлен целостной системой жанровых типов, в основе которой лежит про-текстуальность как стилевой конструктивный признак. Убедительно продемонстрировано, что все современные религиозные тексты тяготеют к определенному каноническому прототипу, или протожанру, воплощенному в Евангелических текстах, - молитве, проповеди, житию. Дано описание жанров и субжанров, входящих в отдельные жанровые типы проповеди, молитвы и жития, на основе таких признаков, как вид религиозной коммуникации, субъективно-модальная доминанта (тональность), реализация текстовых категорий. Установлены доминирующие для каждого жанрового типа категории: тема - для жанрового типа проповеди, композиция - для жанрового типа жития, интенциональное со-
держание (благодарственная тональность) -для жанрового типа молитвы.
Чрезвычайно интересным для понимания особенностей жанровой системы религиозного стиля является предлагаемое в монографии описание ее полевой структуры. Автор показывает, что ядро проповеднической, молитвословной и житийной жанровых подсистем религиозного стиля образуют жанры, которые используются в богослужебной церковной практике, периферию - жанры, актуальные для небогослужебной сферы религиозной коммуникации. Именно в них зафиксированы максимальные модификации протожанра как в структурно-содержательном, так и в формальном плане.
По законам жанра рецензии выскажем некоторые соображения, которые следует рассматривать не как замечания, а скорее, как приглашение к дискуссии. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что, раскрывая композиционно-тематические связи в проповеднических текстах, Т. В. Ицкович соотносит экспликацию ведущих тем слова пастыря с «классическим трехчастным композиционным членением» [1: 158 и след.]. Между тем, как известно, композиционная структура проповеди отлична от классических образцов. Более того, в традиции русского духовного красноречия взгляд на композиционный строй пастырского слова претерпевал изменения.
В гомилетиках XIX века в период теоретического осмысления сущности и форм пастырского проповедания получила распространение точка зрения, согласно которой композиционная структура проповеди ставилась в зависимость от типа пастырского слова. Например, в опубликованном в 1858 г. «Руководстве к церковному собеседованию, или Гомилетике» Н. Фаворова называется 5 возможных форм проповедания, каждому
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ицкович Т. В. Жанровая система религиозного стиля: монография. М. : ФЛИНТА, 2021. 400 с.
2. Фаворов Н. Руководство к церковному собеседованию, или Гомилетика. Киев : Тип. И. и А. Давиденко, 1858. 257 с.
3. Настольная книга священнослужителя : в 8 т. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1985-1989. Т. 5. М., 1986. 816 с.
из которых предписывается соответствующий состав [2: 83-170].
Современные весьма немногочисленные пособия по православной христианской гомилетике ориентируют составителей проповеди на четырехчастный план. Он, по рекомендации, например, «Настольной книги священнослужителя», должен включать вводящее в суть темы вступление; основную часть, раскрывающую тему проповеди «на основании Священного Писания, в свете учения Православной Церкви, в ключе святоотеческого опыта»; нравственное приложение, применяющее «тему проповеди к духовным потребностям конкретных слушателей», и заключение, призывающее «воплощать с своей жизни учение Евангелия» [3: 22]. Назидательная часть проповеди, ее нравственное приложение является обязательной составляющей композиционной структуры пастырского слова, поскольку воплощает дидактическую, учительную, спасительную направленность этого жанра.
Кроме того, трудно согласиться с представленным в монографии чрезмерно, на наш взгляд, широким пониманием жанровых границ проповеди, что позволило Т. В. Ицкович отнести к периферии этой жанровой подсистемы не только тексты конфессиональных СМИ (что, безусловно, можно принять), но и размещенные в сети Интернет комментарии открытой группы православного храма.
В заключение хочется отметить, что идеи, подходы и методики анализа языковых фактов, предложенные Т. В. Ицкович и успешно реализованные ею на материале православных религиозных текстов, могут, с нашей точки зрения, быть востребованными в исследованиях текстов иной конфессиональной принадлежности и, несомненно, способствовать дальнейшему развитию жанроведения, стилистики текста и теолингвистики.
REFERENCES
1. Iczkovich T. V. Zhanrovaya sistema religioznogo stilya [Genre system of religious style]. Moscow, FLINTA Publ., 2021. 400 p. (in Russian).
2. Favorov N. Rukovodstvo k tserkovnomu sobese-dovaniyu, ili Gomiletika [A Guide to the Church Interview, or Homiletics]. Kiev, Tip. I. i A. Davidenko, 1858. 257 p. (in Russian).
3. Nastol'naya kniga svyashhennosluzhitelya : v 8 t. [The Clergyman's Handbook : in 8 vols.]. Moscow, Izd-vo Moskovskoi Patriarxii, 1985-1989, vol. 5. 1986. 816 p. (in Russian).
Поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 25.12.2021; принята к публикации 15.01.2022 The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 25.12.2021; accepted for publication 15.01.2022