Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ НАТИВИЗМ В РОССИИ "ЭПОХИ" КОВИДА'

РЕЛИГИОЗНЫЙ НАТИВИЗМ В РОССИИ "ЭПОХИ" КОВИДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / НАТИВИЗМ / СОВРЕМЕННОЕ СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / ОПРОС / ПРАЗДНИК / ИЗОЛЯЦИЯ / ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ / ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шиженский Роман Витальевич

Изменения, вызванные распространением Covid-19, не только сказались на экономической и социальной сферах, но и оказали значительное влияние на религиозную составляющую жизни российского социума. Если информация о влиянии пандемии на традиционные конфессии регулярно освещается в СМИ и сообщениях лидеров, то данные о состоянии нативистского сегмента религиозного пространства Российской Федерации остаются вне информативного и, следовательно, вне исследовательского поля. Следует отметить тот факт, что, несмотря на молодость неоязыческого движения как одного из ярких направлений новых религиозных движений (русское родноверие берет свое начало в конце 1970-х гг., польское - с начала XIX в.) и относительную малочисленность постоянной группы - сообщества адептов (по данным лидеров общин, в Российской Федерации представителей славянского язычества насчитывается от 120 до 320 тыс. человек, в республике Польша количество «родзимоверцев» составляет около 2 тыс. последователей), нативизм активно развивается и находится в стадии перманентной пролификации. Фиксируемой пассионарности представители конструируемого этноориентированного доавраамического мировоззрения полностью обязаны фигуре идеолога конкретного объединения, движения в целом. Именно лидеры - жрец, старейшина, шаман, волхв - выступают единственным аккумулятором идей и практик, эксцессивным проводником нативизма. В статье, основанной на интернет-интервьюировании представителей феномена нативизма XXI в. (Россия, Польша), рассматривается комплекс реакций исследуемого сообщества на последствия появления и диссеминации вируса. В опросе приняли участие лидеры и рядовые представители славянского родноверия, неотрадиции (нетрадиционного язычества), шаманизма, литовского язычества, асатру (германо-скандинавской традиции), «шуйного пути» (пути левой руки), ирон дин (осетинской традиционной веры). Несмотря на отсутствие единой точки зрения при характеристике влияния вируса на нативизм, в результате анализа полученного материала выявлены три основных типа ответов нативистов на распространение пандемии. К ним от носятся мифологическая, конспирологическая и санационная теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS NATIVISM IN RUSSIA IN THE CORONAVIRUS PERIOD

The changes caused by the spread of Covid-19 not only a ected the economic and social spheres, but also had a signi cant impact on the religious component of the life of Russian society. While information on the impact of the pandemic on traditional confessions is regularly covered in the media and in reports of the authorities, the data on the state of the nativist segment of the religious space of the Russian Federation remain outside the informative eld and, therefore, outside the academic eld. It should be noted that, despite the young age of the neo-pagan movement as one of the brightest directions of new religious movements (Russian Rodnoverie originates in the late 1970s, whereas the similar Polish movement started as early as at the beginning of the 19th century) and the relatively small number of the permanent group, i.e. the community of adepts (according to the community leaders, in the Russian Federation the number of representatives of Slavic paganism ranges from one hundred and twenty to three hundred and twenty thousand people, whereas in the Republic of Poland the number of “Rodzimovets” makes up about two thousand followers), nativism is actively developing and is in the stage of permanent proliferation. The representatives of the constructed ethno-oriented pre-Abrahamic worldview are fully obliged to the xed passionarity to the gure of the ideologist of the association and the movement as a whole. It is the leaders - a priest, an elder, a shaman, a sorcerer - who act as the only accumulators of ideas and practices, as conductors of nativism. The article draws on the Internet interviewing of representatives of the 21st century nativism phenomenon (Russia, Poland) and examines the complex of reactions of the studied community to the consequences of the emergence and spread of the virus. Leaders and rank-and le representatives of Slavic Rodnoverie, Neo-Tradition (non-traditional paganism), shamanism, Lithuanian paganism, Asatru (German-Scandinavian tradition), Shuy Way (left hand path), Iron Din (Ossetian traditional faith) took part in the survey. Despite the lack of a uni ed point of view when characterising the e ect of the virus on nativism, the analysis of the material obtained revealed three main types of responses of nativists to the spread of the pandemic. These include mythology-based, conspirological and sanitation theories.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ НАТИВИЗМ В РОССИИ "ЭПОХИ" КОВИДА»

Вестник ПСТГУ

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2021. Вып. 97. С. 91-104

Б01: 10.15382Миг1202197.91-104

Роман Витальевич Шиженский, канд. ист. наук, доцент, науч. сотрудник Института гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Российская Федерация, 236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56а heit@inbox.ru ОИСГО: 0000-0002-8765-2241

Религиозный нативизм в России «эпохи» ковида*

Р. В. Шиженский

Аннотация: Изменения, вызванные распространением Соу1ё-19, не только сказались на экономической и социальной сферах, но и оказали значительное влияние на религиозную составляющую жизни российского социума. Если информация о влиянии пандемии на традиционные конфессии регулярно освещается в СМИ и сообщениях лидеров, то данные о состоянии нативистского сегмента религиозного пространства Российской Федерации остаются вне информативного и, следовательно, вне исследовательского поля. Следует отметить тот факт, что, несмотря на молодость неоязыческого движения как одного из ярких направлений новых религиозных движений (русское родноверие берет свое начало в конце 1970-х гг., польское — с начала XIX в.) и относительную малочисленность постоянной группы — сообщества адептов (по данным лидеров общин, в Российской Федерации представителей славянского язычества насчитывается от 120 до 320 тыс. человек, в республике Польша количество «родзимоверцев» составляет около 2 тыс. последователей), нативизм активно развивается и находится в стадии перманентной пролификации. Фиксируемой пассионарности представители конструируемого этноориентированного доавраамического мировоззрения полностью обязаны фигуре идеолога конкретного объединения, движения в целом. Именно лидеры — жрец, старейшина, шаман, волхв — выступают единственным аккумулятором идей и практик, эксцессивным проводником нативизма. В статье, основанной на интернет-интервьюировании представителей феномена нативизма XXI в. (Россия, Польша), рассматривается комплекс реакций исследуемого сообщества на последствия появления и диссеминации вируса. В опросе приняли участие лидеры и рядовые представители славянского родноверия, неотрадиции (нетрадиционного язычества), шаманизма, литовского язычества, асатру (германо-скандинавской традиции), «шуйного пути» (пути левой руки), ирон дин (осетинской традиционной веры). Несмотря на отсутствие единой точки зрения при характеристике влияния вируса на нативизм, в результате анализа полученного материала выявлены три

© Шиженский Р. В., 2021.

Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 91—104.

* Данное исследование было поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта.

основных типа ответов нативистов на распространение пандемии. К ним относятся мифологическая, конспирологическая и санационная теории.

Ключевые слова: Сспё-19, нативизм, современное славянское язычество, опрос, праздник, изоляция, языческие боги, община.

Распространение с конца 2019 г. коронавирусной инфекции — Соу1ё-19, кроме непосредственного заражения миллионов людей, повлияло на стабильность политической карты мира, кардинально изменило мировую экономику. В зону риска попала и сфера духовности. Последствия инфекции, проявившиеся в том числе в виде запрета посещений мест отправления культа, изоляции, формировании психологического диссонанса, не могли не сказаться на традиционной религиозности1. Более того, по мнению исследователей, развитие Соу1ё-19 выступает предпосылкой процесса эволюции, уже затронувшей все структурные элементы религии2.

Учитывая сложившиеся и официально обнародованные позиции мировых религий по поводу возникшего вируса и связанных с ним обрядовых, структурных, поведенческих и иных изменений, затронувших традиционные конфессии, особый интерес приобретает исследование начала «эпохи коронавируса» в сообществах, придерживающихся доавраамического мировоззрения, конкретнее — в нативистских3 объединениях Российской Федерации. В настоящее время, по имеющимся у нас данным, единственной работой, посвященной рассматриваемому вопросу, является статья Станислава Панина «Языческие сообщества во время пандемии», входящая в международный сборник статей «Беседа на тему: Цифровизация религии во время Ковид-19» под редакцией Марко Вентура (Центр религиоведения Фонда Бруно Кесслер из Тренто. Университет Сиены). В данной публикации представлен опыт язычников из США, России и Австралии по адаптации к карантину в условиях коронавируса. Центральное место статьи занимают интервью с лидерами (представителями жречества) виккан-ской традиции, по мнению С. Панина, «одной из самых успешных ветвей современного язычества»4. В результате проведенного исследования автор конста-

1 Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник института Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 105—108; Язькова В. Е. Католическая Церковь в Италии в условиях пандемии коронавируса // Современная Европа. 2020. № 4 (97). С. 173-174.

2 Гаврилова Ю. В., Жиронкина М. А. Религии в условиях пандемии Covid-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. Краснодар, 2020. С. 40; Симонов В. В. Церковный универсализм и секулярный глобализм на перекрестке мирового кризиса // Российский журнал истории Церкви. 2020. Т. 1. № 2. С. 20.

3 Нативизм (от лат. nativus — прирожденный) — мировоззренческая позиция, противопоставляющая «исконную» религию и культуру народа приобретенной, привнесенной извне или привезенной иноземцами (см.: Нативизм // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/nativizm (дата обращения: 25.10.2020)).

4 Panin S. Pagan Communities in the Time of Pandemic // Talk About: Law and Religion. Blog of the International Center for Law and Religion Studies. URL: https://talkabout.iclrs.org/2020/08/06/ pagan-communities-in-the-time-of-pandemic/?fbclid=IwAR32UflcP-pnnQCJC-0kq7xlNnwbAob NmbD49Jkl9kQhzK6qHHw3frG_2ZM (дата обращения: 26.10.2020).

тирует, что в результате распространения Covid-19 язычники отказываются от массовых офлайн-мероприятий и вынуждены перейти к удаленным форматам: одиночным практикам, различным формам цифровой религиозности (онлайн-обучение, обряды). Соответственно, если в центре изучения С. Панина синкретическое язычество5, то в предлагаемом исследовании объектом выступает направление антагонист викки — этноориентированное («почвенническое») язычество6.

Основу источниковой базы статьи составил интернет-дневник И. Черкасова (волхва Велеслава), одного из идеологов современного российского язычества, лидера содружества общин «Велесов круг», и ответы адептов русских и польских родноверческих общин на вопрос: «По Вашему мнению, что и как изменилось в идеологии, обрядовой практике, общинной идентичности приверженцев до-авраамического мировоззрения с наступлением "эпохи коронавируса"?». Вместе с тем в опросе приняли участие и представители иных направлений: неотрадиции (нетрадиционного язычества), шаманизма, литовского язычества, асатру (германо-скандинавской традиции), ирон дин (осетинской традиционной веры). Опрос проходил на базе социальных сетей «Facebook», «ВКонтакте», почтового сервиса «Mail», приложения-мессенджера «Viber» и мобильной связи с 1октября по 13 ноября 2020 г. Респондентами выступили 42 человека.

Наиболее подробные, «пошаговые», размышления, посвященные функционированию родноверческого сообщества в условиях коронавируса, содержатся в дневниковых записях волхва Велеслава. Дневник был выложен в сети «ВКонтакте» в сообществе «Учение великой Нави» и объединил 26 параграфов, опубликованных в сети с 20.04 по 4.06.2020 г. Выстраивая иерархию человечества в соответствии с наличием/отсутствием определенных характеристик («структур», в трактовке автора), Велеслав, ссылаясь на учение «Нави» (учение Хаогности-цизма, или Хаософии), выдвигает тезис о трех типах человека: «...глубина возможного взаимодействия людей друг с другом определяется уровнем их внутренней "зрелости". Так, плотские люди встречаются друг с другом лишь плотью; душевные соприкасаются друг с другом соответствующими сторонами, или гранями, души. Духовные же переживают свое ЕДИНСТВО в Духе»7. Следовательно, возникший карантин, ограничивший прямое общение между индивидами, не является критическим. Ученик, находящийся в духовной связи с учителем, сможет взаимодействовать с ним и на расстоянии8. В параграфе «Человек в современном мире» волхв конкретизирует высказанное ранее утверждение. Согласно представленному тексту, пандемия обнаружила и усилила главную слабость

5 Гальцин Д. Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности. СПб., 2020. С. 116.

6 Гарсиа. Викка в религиозном пространстве России // Wiccan Serolls. URL: http:// wiccanscrolls.ru/vikka-v-religioznom-prostranstve-rossii/ (дата обращения: 01.11.2020); Он же. Интервью с Морганой Ситхоув // Время Луны. Журнал о викке и язычестве. 2015. № 9. С. 22—23.

7 Велеслав. Духовный Пир во время чумы (Учение Великой Нави в эпоху коронавируса) // Учение Великой Нави. URL: https://vk.com/wall-159677217_414 (дата обращения: 03.11.2020).

8 Вместе с тем волхв «Велесова Круга» подчеркивает, что физический контакт и взаимодействие на всех трех уровнях (тело—душа—дух) способствует более легкому выходу человека за привычные рамки бытия и приобщения к божественному.

мирового социума, заключающуюся в отрыве от собственных духовных корней. Современное существование в рамках прогресса — системного поля — является, по мнению лидера языческого сообщества, закономерной трансформацией «рабства по необходимости (по убеждению)»9. Появление данного вида рабства, пришедшего на смену «традиционному» рабству «по принуждению», Велеслав напрямую связывает с возникновением христианства. Роль здоровой оппозиции берет на себя «человек духовных устремлений». Именно он сохраняет свою индивидуальность: «Для человека Духовного сейчас (когда плотские впадают в панику, а душевные претерпевают череду внутренних кризисов) не происходит ничего такого, что могло бы принципиально изменить его положение в Мире и нарушить его внутренний покой»10. Внешне нейтрально констатируя изменение форм общения в связи с распространением вируса, Велеслав и в следующих параграфах дневника делает ставку на индивидуальный опыт, мировоззренческое самосовершенствование конкретного родновера. Еще один немаловажный вывод идеолога «Велесова Круга» заключается в определении коронавируса как естественного, прогнозируемого рокового события, связанного с очередным обновлением «всеобщей гармонии» — русского «Лада». Волхв предлагает покончить с традиционным способом существования и радикально трансформироваться вслед за меняющимся миром.

Вместе с тем дневник содержит и вполне привычный набор «языческих дефиниций»: учитель (наставник не для всех), красный кут (домашняя языческая божница), бог Велес, капище, сохранившихся в теории и практике автора учения «Великой Нави», несмотря на Соу1ё-19.

Таким образом, в размышлениях языческого лидера можно выделить ряд ключевых моментов. Во-первых, по мнению Велеслава, экономический, политический кризис, вызванный вирусом, ожидаем, закономерен и имеет авторов: христианство как религиозная система и общество, отказавшееся от язычества. Во-вторых, изоляция как явление не обладает отрицательной семантикой, наоборот, позволяет отделить профанное от сакрального, усилить духовную (мистическую) связь между учеником и учителем.

Некоторые положения «концепции» Велеслава находят отражение в ответах других идеологов нативизма. Так, определенной популярностью пользуется эсхатологическая идея, возводящая Соу1ё-19 в ранг «Дамоклова меча». В интернет-переписке автора с философом-традиционалистом, последователем германо-скандинавского нативизма Е. Нечкасовым (языческий оним -АБкг ВуаПе), лидер новосибирского сообщества сообщил, что некоторые представители язычества пытаются вписать эпидемию в мифологический нарратив, вспоминая аналогичные эпохи (Кали-юга) и деяния богов древности (наведение чумы Аполлоном на войско царя Агамемнона). Разделяя точку зрения части традиционалистов славяно-русского язычества и асатру-одинизма, Нечкасов считает вирус оружием возмездия — неизбежной божественной карой11. Данный посыл активизиру-

9 Велеслав. Духовный Пир во время чумы.

10 Там же.

11 Интернет-интервью Е. Нечкасова Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.

ет частичные изменения в обрядовой практике. В пантеонах новых язычников смещается акцент в сторону почитания отдельных божеств. В сибирском полирелигиозном объединении, возглавляемом Нечкасовым, с начала апреля 2020 г. создали дополнительный ритуал славления в честь Велеса, Морены, Одина, Фрейи — богов смерти и разрушения. Каждый из участников ритуала обращается к божеству своего пантеона. Обряд-подношение богам в конкретном сообществе становится постоянным (годовым) и совершается два раза в месяц, в летний период — каждую неделю.

Свое весьма близкое к предыдущей версии отношение к миру сакрального в изменившихся условиях описывает выбранный представитель (взжрстлжг) местной религиозной организации традиционных верований осетин «Истинная вера» (^цжг Дин) Владикавказа Хетаг Моргоев (Моргуаты Хетжг). Ссылаясь на исторические примеры-аналоги современной эпидемии на Кавказе, Х. Моргоев концентрирует внимание на функционале святилищ — дзуаров, защищающих осетин от эпидемий и заразных болезней. Согласно традиции, в начале распространения вируса на святилищах был проведен соответствующий обряд. Вместе с тем взжрстлжг приводит и «реверс» проблемы: описывает сценарий обращения верующих к персонифицированному источнику вируса. Цель религиозного действа заключается в минимизации последствий распространения пандемии: «Святилища Аларды, Рыны бардуаг (хозяин, повелитель мора, эпидемии) разбросаны по всей Осетии. Осетинские обряды всегда имеют одну стереотипную форму: жертвоприношение из трех пирогов, жертвенного мяса, пива или куымжл (квас), но разнятся в семантике. Культы Аларды и Рыны бардуаг (часто их не различают) связан с распространением и защитой от эпидемий оспы, чумы, заразных болезней, болезней глаз, к ним не обращаются с молитвой со славословиями, молитва содержит просьбу: "не поворачивайся к нам лицом, с затылка твоего будем тебе молиться. Избавь нас и наших детей от болезней твоих, близко не приближайся к нам, издали тебе будем усердно молиться. Если же посетишь нас, то покинь и оставь нас с радостными сердцами"»12.

Следует отметить, что возникающий в условиях Соу1ё-19 вынужденный су-премотеизм характерен для нативистских групп различных направлений. Например, асатруа (последователь германо-скандинавской языческой традиции) Н. Топчий, одна из администраторов группы «Германская языческая традиция» в социальной сети «ВКонтакте», тематического сообщества «Северная Традиция» на ресурсе «diary.ru.» и член редакции интернет-издания «Сага», сообщила, что в весенне-летний период в обрядовой практике и молитвенных обращениях заметное место стали играть богини Эйр, Фригг и Фрейя, отвечающие за цели-тельство13. Представитель шаманско-ведического общества «Адыг-Ээрен» (Дух Медведя) Саида Сесер-ооловна, характеризуя сложившуюся ситуацию, делает акцент на значимости духов воды (источников, родников), способных очистить людей от болезни, жизненного негатива, и родовых духов, поддерживающих лю-

12 Интернет-интервью Х. Моргоева Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.

13 Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.

дей в наступившее сложное время14. В свою очередь, верховный шаман республики Тыва Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич отметил, что с началом пандемии шаманы усиленно стали просить духов предков о помощи для потомков. Вирус, соотносимый с чертом кара-бурусом, может быть изгнан посредством активной «работы» шаманов с огнем15. Участники двух польских общин родноверов К. Соблевски (община «Славяне Севера», г. Гданьск) и Б. Дейнега (община «Белый жар», г. Варшава) выделили Велеса — бога здоровья и болезней — как особо почитаемое божество периода пандемии16. В свою очередь, один из лидеров общины «Янтарь» (г. Гданьск) Н. Ярмаковский подчеркивает важность в период вируса культа огня и местных сакральных объектов: дубов, камней, гор, защищающих от злых сил17.

Кульминацией нативистской теогонии становится запуск культа Ковида. Впервые деревянный чур (идол), символизирующий вирус, был выложен в сеть мастером татуажа, резчиком под псевдонимом Заяц 4 июня 2020 г. Несмотря на изначально аллегорический посыл, которым руководствовался создатель чура, в основе рассматриваемого мифотворчества всё та же вера во всеохватывающий фатум: «Тут не на пустом месте, несколько практикующих колдунов и врачей-колдунов делились впечатлениями, что некая сила есть, чувствуется, сравнимая с чумой, мором, которую тоже когда-то представляли как некую разумную силу. По мне, так сравним с Вием, мол слеп, суров, судья для всех, все перед ним равны. Но, повторяюсь, это больше шутка, лично я это как скоморошину воспринимаю и делаю, хоть и с небольшим намеком на серьезность»18. Идея получила развитие в группе «Круг Ящера», объединившей приверженцев неотрадиции (примитивного язычества). Как отметил А. Темногор, руководитель и духовный наставник «народной общины»19, «бог Ковид является новым божеством, врачи — служители культа, возглавляемые Ковидомилом Хворым, верховным жрецом. В качестве жертв (треб) антропоморфный вирус получает чеснок и имбирь. Лидер «Круга Ящера» склонен расценивать созданный образ как «новый эгрегор (маятник Фуко, если хотите), который имеет некую силу, и ее можно использовать в наших интересах, а не поддаваться ей»20.

Критически рассматривая актуализацию языческой мифологии, вызванной коронавирусом, Е. Васильев (Вуковой), один из лидеров сообщества «Алатырь духа», иронизирует по поводу божества-заступника язычника-неофита, в 90%

14 Интернет-интервью С. Сесер-ооловны Р. Шиженскому 04.11.2020. Из личного архива автора.

15 Интернет-интервью Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевича Р. Шиженскому 10.11.2020. Из личного архива автора.

16 Интернет-интервью Б. Дейнеги Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора; Интернет-интервью К. Соболевски Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.

17 Интернет-интервью Н. Ярмаковского Р. Шиженскому 26.10.2020. Из личного архива автора.

18 Интернет-интервью Зайца Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.

19Суровегина Е. Интервью с Темногором (Алексеем Владимировичем Темногором) //

Colloquium Heptaplomeres: научный альманах. Выпуск IV / А. А. Бесков, Р. В. Шиженский, сост. 2017. С. 147.

20 Интернет-интервью А. Темногора Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.

выбирающего в качестве своего покровителя Велеса. По мнению Васильева, данный выбор обуславливается исключительно данью моде, вынужденному «спросу» на бога-владыку магии и тайных сил21.

Приведенные данные позволяют выделить первую реакцию современного нативистского сообщества на последствия пандемии, условно обозначив ее как «мифологическую». Для данной реакции характерна обрядовая, молитвенная «концентрация», сосредоточенная на конкретных потусторонних объектах (божествах, духах). В зависимости от лидера, общины и ситуации обращения могут быть направлены к силам-антагонистам, представляющим лагеря темных и светлых божеств. В условиях распространения Covid-19 новая мифология активизировала в целом традиционные для отечественного религиозного нативизма последней трети XX — начала XXI в. эсхатологические утопии. В этом контексте вирус отождествляется с ожидаемым и законным актором, призванным наказать отступников от истинной автохтонной традиции.

Реакция на пандемию не исчерпывается мифологическим осмыслением наступивших изменений. Не менее важным ответом нативистского сообщества на вирус становится развитие конспирологической теории. Кроме отрывочных суждений, трактующих распространение Covid-19 в рамках наступившей «массовой истерии», продолжающейся эпохи «темных времен», карантина как «откровенного фарса», «сюрреализма», продолжающегося движения к «цифровому тоталитаризму» и «понятную всем политическую составляющую макаронови-руса», возникают целые концепции, раскрывающие заговорщический/антизаговорщический характер эпидемии. Иггельд (Д. Гаврилов), волхв языческой группы «Круг Бера», член «Международной языческой федерации» и сооснова-тель «Вечевого центра», следующим образом характеризует появление и распространение вируса: «Мало ли было доселе гибридных угроз? Это как раз одна из них, типичная информационная война, развязанная против свободомыслящих по всему миру. Чтобы проводить обряды наши люди уходят только глубже в лес. На истерию и нагнетание паники по поводу так называемого коронавируса смотрят с юмором и как на попытку деструктивных сил подчинить себе дух и волю народа. Но эффект прямо обратный. И чем больше усилий прилагают для воспитания послушничества, тем больше озлобления будет в ответ. В какой форме и когда оно себя проявит, пока непонятно. Мы смотрим на "коронавирус" как долгоиграющий — на несколько лет — проект по навязыванию глобализма, ущемлению прав граждан в угоду медийным персонам... с целью истребить их и сократить "поголовье" пенсионеров, якобы потребителей, устранить с перенаселенной Земли "лишние" рты, а вместе с ними и традиции, устои, мораль, культуру XX в., непригодную для нового цифрового и трансгендерного мира, который лезет изо всех щелей, ничего не производя»22.

Еще более масштабные последствия пандемии описывает один из лидеров тэнгрианства Р. Безертинов. По мнению последователя древнетюркского мировоззрения, вирус — один из видов оружия, задействованного в разразившейся

21 Интернет-интервью Е. Васильева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.

22 Интернет-интервью Д. Гаврилова Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.

цивилизационной войне. Считая духовную войну проигранной, Безертинов называет причину поражения — отказ основной массы людей от «исконных традиций и молитв, а это значит Дух Неба Тэнгри не сможет помочь в духовной войне. И сейчас всех оцифруют, отчипируют, сократят поголовье и никакие религии не нужны будут»23.

В ином ключе рассматривает наступление «эпохи ковида» русский националист, идеолог язычества А. Щеглов. Признавая масштабность последствий эпидемии, оказавших в планетарном масштабе пагубное влияние на экономику и политику, идеолог считает вирус очередным природным явлением, имеющим множество примеров в мировой истории. По мнению Щеглова, «для язычества, которое мыслит длинными циклами, сопряженными с дыханием Рода, эпидемия коронавируса — это рябь по воде. Эта эпидемия несет весьма небольшую опасность для крепких людей на индивидуальном уровне и не несет никакой опасности на уровне групповом. Поэтому никаких обрядовых ответов на ко-ронавирус быть не может, за исключением осознания и проговаривания на обрядах правильного отношения к этому явлению»24. Согласно представленному утверждению, эпидемия в определенном смысле даже полезна — ковид служит предостережением человечеству, напоминает о его несовершенстве, несостоятельности цивилизационных достижений. Вызванные Соу1ё-19 масштабные изменения, как отмечает Щеглов, важны и в плане национальной консолидации. Своим появлением эпидемия должна организовать население, сделать социум сильнее.

Конспирологическая составляющая, являясь величиной постоянной во взглядах и исканиях пропагандистов современного религиозного нативизма, органически вписывается в общий контекст теорий заговора иных религиозных традиций. Активно проявившись в период возникновения нового вируса, «род-новерческое закулисоведение» вслед за мифологической реакцией на пандемию имеет длительную историю. Проекты как разрушения существующего мира в результате деятельности безликих и вполне конкретных «темных сил», так и восстановления обновленного мироздания после спланированного, управляемого Рагнарека фиксируются в текстах нативистов «первой волны». Так, идеологи язычества эпохи СССР Йонас Тринкунас, Алексей Добровольский, Николай Сперанский не единожды обращаются к проблеме заката Золотого века, обнаруживая врагов в лице техногенной цивилизации, глобализма, политики иностранных держав и т. д.25

23 Интернет-интервью Р. Безертинова Р. Шиженскому 02.11.2020. Из личного архива автора.

24 Интернет-интервью А. Щеглова Р. Шиженскому 07.11.2020. Из личного архива автора.

25 Of gods & holidays. The Baltic heritage / J. Trinkunas, ed. Vilnius, 1999. Р. 141-142; Добро-слав. Язычество: Закат и Рассвет. Киров, 20 0 42. С. 76; Велимир. Дарна — учение о жизни в Природе и обществе. Брошюра № 9. Троицк, 2009. С. 10-11. Наиболее яркие, «долгоиграющие» примеры конспирологических языческих вымыслов связаны с отторжением и последующим за этим преследованием представителями официальной науки нативистских «открытий»: славянского «первоисточника» — «Велесовой книги», «изначального» алфавита «Буквици» и «правильной» генеалогии князя Владимира Святославича. Перечисленные находки органически входят в неоязыческий миф об искусственно созданной, поддельной истории России.

Представители «родноверческих» объединений в своей реакции на последствия эпидемии не ограничиваются «мифологической» и «конспирологической» рефлексией. Идеологи нового язычества отмечают и изменения в традиционных системах ритуальных практик, связанных с комплексом профилактических мер, направленных на предотвращение распространения инфекции. Санацион-ная реакция нативистского сообщества на Covid-19 проявилась, прежде всего, в ряде ограничений, вводимых во время коллективных празднично-обрядовых мероприятий. Во-первых, как отметили лидеры нескольких организаций, с наступлением пандемии сократилось число участников религиозных церемоний. Так, во время интернет-переписки с автором, лидер польской общины «Рарог» (г. Познань) сообщил, что из-за вируса значительно сократилось число общин, принявших участие в традиционном (восьмом) национальном собрании местных родноверов. По мнению Д. Збигнева, мероприятие проигнорировало порядка 40% организаций26.

Как отметил глава общины «Корни» польской диаспоры родноверов Лондона А. Тарновский, «на ритуалах перестали появляться случайные люди»27. Праздники стали носить локальный характер с участием узкого круга «посвященных». Отказавшись от массовых мероприятий с привлечением групп профанов и неофитов, нативисты сделали ставку на семейную обрядность и индивидуализацию ритуальных практик. Сокращение количества людей на обрядах, по мнению нативистов, обусловлено и внешними факторами. К ним в первую очередь относятся ограничения в передвижении — как одна из вводимых карантинных мер и связанные с этим «сбои» в логистике и оповещении единоверцев28. С другой стороны, по данным иных идеологов, количество общинников, присутствующих на праздниках офлайн, не сократилось.

Во-вторых, несмотря на неоднозначное отношение к самому вирусу и вводимым мерам для его нейтрализации, большинство объединений стали придерживаться санитарно-гигиенических норм. В их числе использование одноразовой посуды, заменившей коллективную «братину», рог и т. п., «индивидуализация» обрядовой пищи, соблюдение во время коллективного мероприятия дистанционного режима, использование средств дезинфекции. Исходя из полученных сообщений, наиболее «чувствительной зоной отчуждения» для нативистского сообщества стало предписание о закрытии лесопарковых зон и кладбищ. Волнения приверженцев рассматриваемого мировоззрения по поводу закрытия традиционных мест отправления культа, сокращение числа проводимых офлайн-праздников, вызванное введенными ограничениями, позволяет поднять весьма болезненный для нативизма вопрос, связанный с автохтонностью конкретного неоязыческого объединения и движения в целом. Homo naturalis — один из

26 Интернет-интервью А. Збигнева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора. Согласно данным одной из крупных родноверческих организаций Польши «Родная польская церковь», количество участников религиозных церемоний сократилось в среднем на 10% (см.: RKP — Warminsko-Mazurskie, o. Olsztyn. URL: https://www.facebook.com/OlsztynRKP/ (дата обращения: 07.10.2020)).

27 Интернет-интервью А. Тарновского Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.

28 Интернет-интервью В. Казакова Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.

основных несменяемых брендов нативизма. Пропагандируемая и практикуемая прямая связь с природой характерна и для городских групп приверженцев до-авраамического мировоззрения, и для объединений «автохтонных традиционалистов». Причем для первых выход на природу, проведение праздника жизненно необходимы. Как отмечают представители городского нативизма, «язычество является клановой религией, нуждающейся в групповой практике»29 или «языческая обрядность — обрядность действия, как сказали бы в иных кругах телесно-ориентированная практика»30. Большинство респондентов обращают внимание на постоянство годовых праздничных циклов, организованных их сообществами. Стабильность сакрального церемониала, по мнению нативистов, является доказательством: во-первых, реальности и подлинности выбранного мировоззрения; во-вторых, неизменность «годового коло святодней» (календаря языческих праздников) позволяет, по мнению «родноверов», на практике подтвердить тезис о некой исторической преемственности между «старым» и «новым» политеизмом. Вне зависимости от обстоятельств праздники выступают эгрегором, связующим не только представителей общины в единый организм, но и неким гарантом общения с миром сакрального. «Комплекс автохтонности» нативистов в период ковида подтверждается не только фактом проведения «физического праздника», но и отрицанием каких-либо потрясений, возникших в результате распространения пандемии. Подавляющая часть респондентов, отвечая на вопрос, связанный с изменениями в обрядовой идеологии и практике, однозначно заявляли об отсутствии каких-либо новшеств. По этой причине интересна реакция языческих идеологов на дополнительный вопрос о возможности перенесения ритуалов в виртуальную среду. Нативисты выступают категорически против виртуализации обрядовой практики. Однако данная позиция не исключает использования представителями сообщества пространства сети. Социальные сети позволяют части нативистов проводить некоторые «второстепенные» практики: гадания, дистанционные консультации с раскладами на оракулах по фото и т. п. Подобно иным религиозным сообществам (вайшнавизм, викка)31, нативисты используют интернет-алтари и капища32.

Кроме того, в условиях пандемии наблюдается совмещение офлайн и онлайн-версий празднично-обрядовых церемоний. К примеру, в двойном режиме проходит обучение неофитов в «Академии жрецов» («Akademia Zercöw») «Родной польской церкви» и «Училище Родной Веры Славян». Перечисленные организации кроме практик в привычном режиме освоили занятия, трансляции, курсы лекций в онлайн-системе33. В практику вошли так называемые малые

29 Интернет-интервью В. Сплина Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.

30 Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.

31 Виртуальный алтарь для обучения ведьм. URL: https://spells8.com/virtual-altar/#sabbat-celebrations-on-a-virtual-altar- (дата обращения: 19.12.2020); itemple. Виртуальный вайншан-ский алтарь. URL: https://mirved.com/itemple/ (дата обращения: 19.12.2020).

32 Свет Сварога. URL: https://kletnyals.ucoz.ru/index/kapishhe_svaroga/0-4 (дата обращения: 19.12.2020).

33 Akademia Zercöw. URL: https://www.facebook.com/AkademiaZercow/ (дата обращения: 20.12.2020); Училище Родной Веры Славян. URL: https://www.urvs.org/ (дата обращения: 20.12.2020).

праздники, собирающие несколько активных представителей общины с прямой трансляцией действа для остальных членов объединения, которые не смогли участвовать в обряде из-за административного запрета, болезни или территориальной удаленности. Еще один вариант выхода из сложившейся ситуации был озвучен лидером польской общины «Рарог» Д. Збигневым. Как отметил родно-вер, «Рарог» вместе с ассоциациями «Жертва» и «Калдус» запустили в интернет-пространство фильмы об отмечаемых годовых праздниках. Соответственно, количество непосредственных участников праздничных мероприятий также было ограничено34.

Таким образом, характеризуя отношения нативистов к профилактике коро-навирусной инфекции, нужно отметить сокращение участников праздничных ритуалов при перенесении обрядовой практики на дом, в узкий круг адептов. При общей для большинства объединений претензии на автохтонность собственной традиции, реализуемой в живом общении и непосредственном посещении мест отправления культа, наблюдается комбинированный (офлайн и онлайн) подход в ритуалистике. В целом, подобно иным религиозным и внерелигиозным группам, нативисты следуют санитарно-гигиеническим требованиям, связанным с распространением вируса.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, для «мифологической» реакции нативистских объединений на пандемию характерно обращение к постоянным для рассматриваемого феномена версиям о конце света, спровоцированным отходом человечества от автохтонных верований — «веры предков». «Эсхатология Covid-19» в представлении респондентов не является конечной точкой и получает развитие в авторских утопиях (ухрония и гетеротопия). Последствия распространения инфекции частично изменили традицию обращения к высшим силам, персонифицируя образы традиционного пантеона и создавая новые. Во-вторых, пандемия актуализировала «конспирологическую» теорию нативизма. Непризнание частью сообщества вируса реальной угрозой, заявления об искусственности Covid-19, игнорирование вводимых запретов объясняются с позиций влияния враждебных носителям язычества религиозных сил. В-третьих, санационная реакция кроме следований санитарно-эпидемиологическому режиму (использование средств защиты, уменьшение участников обрядов и количества праздничных мероприятий, вводимая индивидуализация и клановость ритуалов) актуализирует важнейшую составляющую современного нативизма — претензию на историческую преемственность пропагандируемого мировоззрения.

Список литературы

Велеслав. Духовный Пир во время чумы (Учение Великой Нави в эпоху коронавиру-са) // Учение Великой Нави. URL: https://vk.com/wall-159677217_414 (дата обращения: 03.11.2020).

Велимир. Дарна — учение о жизни в Природе и обществе. Брошюра № 9. Троицк: Тро-вант, 2009.

34 Интернет-интервью А. Збигнева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.

101

Верховный шаман России призвал провести совместный обряд против коронавируса // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8013113 (дата обращения: 12.11.2020).

Виртуальный алтарь для обучения ведьм. URL: https://spells8.com/virtual-altar/#sabbat-celebrations-on-a-virtual-altar- (дата обращения: 19.12.2020).

Гаврилова Ю. В., Жиронкина М. А. Религии в условиях пандемии Covid-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. Краснодар: «ХОРС», 2020. С. 36-40.

Гальцин Д. Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.

Гарсиа. Викка в религиозном пространстве России // Wiccan Serolls. URL: http:// wiccanscrolls.ru/vikka-v-religioznom-prostranstve-rossii/ (дата обращения: 01.11.2020).

Гарсиа. Интервью с Морганой Ситхоув // Время Луны. Журнал о викке и язычестве. 2015. № 9. С. 20-24.

Доброслав. Язычество: Закат и Рассвет. Киров: ВЯТКА, 20042.

Интернет-интервью А. Збигнева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью А. Тарновского Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью А. Темногора Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью А. Щеглова Р. Шиженскому 07.11.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Б. Дейнеги Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью В. Казакова Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью В. Сплина Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевича Р. Шиженскому 10.11.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Д. Гаврилова Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Е. Васильева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Е. Нечкасова Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-интервью Зайца Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью К. Соболевски Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Н. Ярмаковского Р. Шиженскому 26.10.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Р. Безертинова Р. Шиженскому 02.11.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью С. Сесер-ооловны Р. Шиженскому 04.11.2020. Из личного архива автора.

Интернет-интервью Х. Моргоева Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.

Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник института Европы РАН. М.: Институт Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 104-109.

Нативизм // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/nativizm (дата обращения: 25.10.2020).

Свет Сварога. URL: https://kletnyals.ucoz.ru/index/kapishhe_svaroga/0-4 (дата обращения: 19.12.2020).

Симонов В. В. Церковный универсализм и секулярный глобализм на перекрестке мирового кризиса // Российский журнал истории церкви. М.: ООО «Силицея-Полиграф». 2020. Т. 1. № 2. С. 5-21.

Суровегина Е. Интервью с Темногором (Алексеем Владимировичем Темногором) // Colloquium Heptaplomeres: научный альманах. Вып. IV / сост. А. А. Бесков, Р. В. Ши-женский. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146-149.

Училище Родной Веры Славян. URL: https://www.urvs.org/ (дата обращения: 20.12.2020).

Язькова В. Е. Католическая Церковь в Италии в условиях пандемии коронавируса // Современная Европа. М.: Институт Европы РАН. 2020. № 4 (97). С. 165-175.

Akademia Zerc6w. URL: https://www.facebook.com/AkademiaZercow/ (дата обращения: 20.12.2020).

itemple. Виртуальный вайншанский алтарь. URL: https://mirved.com/itemple/ (дата обращения: 19.12.2020).

Of gods & holidays. The Baltic heritage / J. Trinkunas, ed. Vilnius: Tverme, 1999.

Panin S. Pagan Communities in the Time of Pandemic // Talk About: Law and Religion. Blog of the International Center for Law and Religion Studies. URL: https://talkabout.iclrs. org/2020/08/06/pagan-communities-in-the-time-of-pandemic/?fbclid=IwAR32UflcP-pnnQCJC-0kq7xlNnwbAobNmbD49Jkl9kQhzK6qHHw3frG_2ZM (дата обращения: 26.10.2020).

RKP — WarmMsko-Mazurskie, o. Olsztyn. URL: https://www.facebook.com/OlsztynRKP/ (дата обращения: 07.10.2020).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2021. Vol. 97. P. 91-104

DOI: 10.15382/sturI202197.91-104

Roman Shizhenskiy, Candidate of Sciences in History, Baltic Federal University 56A Ul. Chernyshevskogo, Kaliningrad 236022, Russian Federation heit@inbox.ru ORCID: 0000-0002-8765-2241

Religious Nativism in Russia in the Coronavirus Period*

R. Shizhenskiy

Abstract: The changes caused by the spread of Covid-19 not only affected the economic and social spheres, but also had a significant impact on the religious component of the life of Russian society. While information on the impact of the pandemic on traditional confessions is regularly covered in the media and in reports of the authorities, the data on the state of the nativist segment of the religious space of the Russian Federation remain outside the informative field and, therefore, outside the academic field. It should be noted that, despite the young age of the neo-pagan movement as one of the brightest directions of new religious movements (Russian Rodnoverie originates in the late 1970s, whereas the similar Polish movement started as early as at the beginning of the 19th century) and the relatively small number of the permanent group, i.e. the community of adepts (according to the community leaders, in the Russian Federation the number of representatives of Slavic paganism ranges from one hundred and twenty to three hundred and twenty thousand people, whereas in the Republic of Poland the number of "Rodzimovets" makes up about two thousand followers), nativism is actively developing and is in the stage of permanent proliferation. The representatives of the constructed ethno-oriented pre-Abrahamic worldview are fully obliged to the fixed passionarity to the figure of the ideologist of the association and the movement as a whole. It is the leaders — a priest, an elder, a shaman, a sorcerer — who act as the

* This research was supported by the Russian Academic Excellence Project at the Immanuel Kant Baltic Federal University.

only accumulators of ideas and practices, as conductors of nativism. The article draws on the Internet interviewing of representatives of the 21st century nativism phenomenon (Russia, Poland) and examines the complex of reactions of the studied community to the consequences of the emergence and spread of the virus. Leaders and rank-and-file representatives of Slavic Rodnoverie, Neo-Tradition (non-traditional paganism), shamanism, Lithuanian paganism, Asatru (German-Scandinavian tradition), Shuy Way (left hand path), Iron Din (Ossetian traditional faith) took part in the survey. Despite the lack of a unified point of view when characterising the effect of the virus on nativism, the analysis of the material obtained revealed three main types of responses of nativists to the spread ofthe pandemic. These include mythology-based, conspirological and sanitation theories.

Keywords: Covid-19, nativism, modern Slavic paganism, survey, holiday, isolation, pagan gods, community.

References

Gal'tsin Dmitry D. (2020) Liki Proteia: istoriia sovremennogo iazychestva kak religioznoi identich-nosti [Faces of Proteus: the history of modern paganism as a religious identity], St. Petersburg (in Russian).

Gavrilova Julia V., Zhironkina Marina A. (2020) "Religii v usloviiakh pandemii Covid-19: opyt Rossii" [Religions in the context of the Covid-19 pandemic: Russia's experience], in Ob-shhestvo:filosofiia, istoriia, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], Krasnodar: HORS, pp. 36-40 (in Russian).

Iazkova Veronika E. "Katolicheskaia tserkov' v Italii v usloviiakh pandemii koronavirusa" [Catholic church in Italy in conditions of the Coronavirus pandemic]. Sovremennaia Evropa, vol. 4 (97), pp. 165-175.

Lunkin Roman N. (2020) "Mekhanizmy religioznoi reaktsii na pandemiiu koronavirusa" [Mechanisms of religious response to the Coronavirus pandemic]. Nauchno-analiticheskii vestnik in-stituta Evropy RAN, 2020, vol. 2 (14), pp. 104-109 (in Russian).

Panin Stanislav. Pagan Communities in the Time of Pandemic, available at https://talkabout.iclrs. org/2020/08/06/pagan-communities-in-the-time-of-pandemic/?fbclid=IwAR32UflcP-pnnQCJC-0kq7xlNnwbAobNmbD49Jkl9kQhzK6qHHw3frG_2ZM (26.10.2020).

Simonov Veniamin V. (2020) "Tserkovnyi universalizm i sekuliarnyi globalizm na perekrestke mirovogo krizisa" [Church universalism and secular globalism at the crossroads of the World Crisis]. Rossiiskiizhurnalistorii tserkvi, vol. 1, no 2, pp. 5-21 (in Russian).

Surovegina Ekaterina S. (2017) "Interv'iu s Temnogorom (Alekseem Vladimirovichem Tem-nogorom)" [Interview with Temnogor (Alexey Vladimirovich Temnogor)]. Colloquium Hepta-plomeres: nauchnyi al'manakh, vol. 4, pp. 146-149 (in Russian).

Trinkunas Jonas (ed.) (1999) Of Gods and Holidays: The Baltic Heritage. Vilnius: Tverme (Russian translation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.