Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2017. Volume 7. Issue 6
Ю: 2017-06-4388-Т-13684 Тезис
Лавренова Ю.О., Голубева К.А.
Религиозные запреты на использование лекарственных средств
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель: доц. Медведева Е.Н.
Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это не случайно, поскольку и религия и медицина стоят у истоков жизни и смерти, а забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является важной функцией религии.
Наука о лекарственных средствах появилась с легкой руки служителей богов, которые сами, по совместительству, лечили не только душу, но и тело. Но, как иногда бывает между близкими друзьями, на протяжении веков пути религии и фармации неоднократно расходились, превращаясь в откровенную вражду, или сливались в единое целое, местами создавая причудливый симбиоз.
В Исламе, например, арабы избегали сильнодействующих средств, рекомендовали добавлять к ним лимонный сок, корень фиалки.
Что касается потребления лекарств, содержащих в своем составе наркотики и алкоголь, правило одно - такие вещества запрещены религией и следует поискать альтернативу таким препаратам. Если лекарство в единственном экземпляре и у него нет аналогов, то использовать его дозволено, но при соблюдении ряда условий:
1. Если лечащемуся человеку это лекарство жизненно необходимо.
2. Врач свидетельствует о том, что препарат не вызовет серьезных осложнений для организма, не приведет к летальному (смертельному) исходу.
3. Такое лекарство стоит пить только в случае необходимости (приступы и т.п.).
4. Если у лекарства нет аналогов.
5. Если препарат не навредит здоровью больше, чем сама болезнь.
Другой интересный пример: халяльная фармация, которая на данный момент уже занимает 5% мирового рынка лекарственных средств. Само слово «халяль» означает на арабском «все, что разрешено и допустимо в исламе». Халяльными считаются препараты, не содержащие крови, жира или ферментов свиней, алкоголя и других компонентов, запрещенных к употреблению правоверным мусульманам. Последние тенденции фармацевтического рынка показывают, что сейчас религия и фармация снова встретились. И отношения между ними достаточно неоднозначные. Так, в США и ЕС появились законы, разрешающие провизорам отказывать в продаже препаратов, если это противоречит их религиозным убеждениям. В первую очередь речь идет об отпуске средств экстренной контрацепции, которые среди верующих людей считаются препаратами для прерывания беременности. Но в результате на фармацевтическом рынке была создана новая ниша: начиная с 2008 года, в США работает сеть pro-life, где не продаются контрацептивы. Она объединила несколько аптек по всей стране, работники которых против распространения противозачаточных средств. Их девиз: «Мы пытаемся создать такие условия, чтобы вера и профессионализм шли в ногу».
Таким образом, сложный религиозный момент послужил развитию аптечного бизнеса. Пройдя длинный путь непростых взаимоотношений, религия и фармация все еще не растеряли боевого задора. Но теперь их битва — скорее, партизанская война, местами переходящая в партнерство. Пока одни фармацевты отстаивают право не изменять своим религиозным убеждениям, другие ищут возможности, связанные с потребностью верующих людей в «правильных» лекарственных средствах. Пожалуй, поиск компромисса — самое лучшее решение, которое можно принять на этом непростом поле.
Литература
1. Электронный ресурс, - Режим доступа: http://www.maranatha.org.ua- (Дата посещения 12.01.2017).
2. Электронный ресурс, - Режим доступа: http://lib.convdocs.org- (Дата посещения 12.01.2017).
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 309 с.
4. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005 - 657 с.
Ключевые слова: религия, лекарства
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2017