Научная статья на тему 'Религиозные процессы на Северном Кавказе в контексте либеральных реформ начала ХХ в'

Религиозные процессы на Северном Кавказе в контексте либеральных реформ начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RELIGIOUS PROCESSES / INTERCONFESSIONAL RELATIONS / THE NORTH CAUCASUS / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кумпан Екатерина Николаевна

В статье проанализирована динамика изменений конфессионального пространства на Северном Кавказе. Выявлены общероссийские тенденции в религиозных процессах 1905–1914 гг. и северокавказская специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious processes in the North Caucasus in the context of liberal reforms of the early 20 th century

The article deals with the dynamics of changes in the confessional space of the North Caucasus. The author considers the general tendencies in the religious processes in 1905–1914 in Russia, and the North Caucasus specifics.

Текст научной работы на тему «Религиозные процессы на Северном Кавказе в контексте либеральных реформ начала ХХ в»

УДК 930.253 Кумпан Екатерина Николаевна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры новой, новейшей истории

и международных отношений

Кубанского государственного университета

[email protected]

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ НАЧАЛА ХХ В. [1]

Аннотация:

В статье проанализирована динамика изменений конфессионального пространства на Северном Кавказе. Выявлены общероссийские тенденции в религиозных процессах 1905-1914 гг. и северокавказская специфика.

Ключевые слова:

религиозные процессы, межконфессиональные отношения, Северный Кавказ, Российская империя.

Kumpan Ekaterina Nikolayevna

PhD in History,

Assistant Professor of the Modern, Contemporary History and International Relations Department, Kuban State University [email protected]

RELIGIOUS PROCESSES IN THE NORTH CAUCASUS IN THE CONTEXT OF LIBERAL REFORMS OF THE EARLY 20th CENTURY [1]

The summary:

The article deals with the dynamics of changes in the confessional space of the North Caucasus. The author considers the general tendencies in the religious processes in 1905-1914 in Russia, and the North Caucasus specifics.

Keywords:

religious processes, interconfessional relations, the North Caucasus, Russian Empire.

В религиозной политике Российской империи либеральное реформирование законодательства началось с издания манифеста 26 февраля 1903 г., провозгласившего необходимость соблюдения властями веротерпимости [2]. 12 декабря 1904 г. вышел указ Правительствующему Сенату, включавший предписание подвергнуть пересмотру указания о правах неправославных [3]. 11 февраля 1905 г. императором было утверждено помилование высланных без суда за религиозные проступки [4]. 17 апреля 1905 г. был обнародован указ «Об укреплении начал веротерпимости». Данный документ предоставлял свободу вероисповедания всем конфессиям на территории России, признавал, что «отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию». Лица, числившиеся православными, но, в действительности, не исповедовавшие эту веру, подлежали, по желанию их, исключению из числа православных. Ст. 5 дифференцировала вероучения, ранее объединенные под понятием «раскол»: уголовному преследованию подлежали только последователи третьей группы - «изуверские течения» [5]. В ст. 15 признавались требующими пересмотра законоположения, «касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанского исповедания» [6].

14 марта 1906 г., после согласования свода законов с указом «О веротерпимости» были введены изменения уголовного законодательства [7]. 10 октября 1906 г. вышел указ, предоставивший возможность легализации религиозных общин и установлению контроля за ними: если действия общины противоречили закону, то она могла быть закрыта в соответствии с постановлением губернского или областного правления [8].

Либеральные уступки должны были частично нивелировать религиозную составляющую конфликтов и фактически являлись вынужденной постреакцией на проблемы, поэтому уже с 1910 г. вводятся ограничения прав отдельных религиозных групп [9]. Русская православная церковь (РПЦ) также приспосабливалась к условиям веротерпимости, постепенно оптимизируя миссионерскую деятельность.

В статье показаны количественные и качественные изменения религиозных процессов в период с 1905 по 1914 г. Выбор 1914 г. в качестве верхней границы исследования объясняется введением дополнительных мер в религиозной политике в начале Первой мировой войны. Сравнительный анализ динамики изменений в конфессиональной сфере в Российской империи и на Северном Кавказе позволяет выявить региональные особенности религиозных процессов.

Под Северным Кавказом, в соответствии с административным делением периода, подразумеваются Кубанская, Терская области, Ставропольская губерния. На указанной территории в начале ХХ в. находились Владикавказская и Ставропольская епархии РПЦ. Централизованное управление мусульманами Северного Кавказа фактически отсутствовало: Оренбургское духовное собрание ограничивалось рассмотрением только частных дел, относящихся к Северно-

му Кавказу. Полномочия Закавказских магометанских духовных правлений на мусульман региона не распространялись.

Либеральное реформирование сразу же повлекло повышение конфессиональной мобильности населения империи. Переходы из православия происходили преимущественно в римско-католическое, магометанское и лютеранское исповедания. В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1905-1907 гг. отмечено, что «отличительной чертой этих отпадений следует признать, прежде всего, значительность и массовый характер» [10].

По данным центрального управления Святейшего Синода, в период с апреля 1905 г. до декабря 1907 г. наибольшее число отпадений от православия совершалось в три вероисповедания: католицизм (максимум в Холмской епархии - 119 278 чел.), ислам (максимум в Казанской епархии - 23 860 чел.), лютеранство (больше всего в Рижской епархии - 8 068 чел.). Приведенная ниже диаграмма (рисунок 1) показывает динамику присоединений к православию и переходов из него в период с 1900 по 1914 г.).

25000

1900 (. 1905 г. 1906 г. 1907 г. 1910 г. 1911г. 1912 г. 1914 г.

Рисунок 1 - Динамика религиозной мобильности в Российской империи (по вертикали указано количество чел.) [11]

В 1907 г. в Российской империи из других конфессий в православие перешли 11 004 чел. Отметим, что цифра 11 тыс. оставалась стабильной на протяжении 3 лет, с 1905 г., в то время как до объявления указа «Об укреплении начал веротерпимости», ежегодное число присоединившихся было существенно больше (1893 г. - 19 486 чел. [12], 1900 г. - 17 004 чел.). На протяжении следующих лет, с 1907 до 1914 г. динамика присоединений положительная и в 1914 г. к православию присоединилось 18 966 чел.

Количество отошедших от православия в отчетах обер-прокурора ежегодно фиксировалось только с 1907 г. На этот год приходится максимальное число отпадений от православия, 22 032 чел. (в 2 раза превышает число присоединившихся к государственной церкви). К 1910 г. происходит снижение числа «отпадений» почти в 2 раза, до 11,6 тыс. чел. В течение двух следующих лет небольшое увеличение (до 13,4 тыс.), но в 1914 г. отошли от РПЦ 10 638 чел. (на 44 % меньше, чем присоединились в этом же году) (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика перехода в православие из иных конфессий населения Северного Кавказа (по вертикали - количество чел.)

В пределах Северного Кавказа, с началом религиозной либерализации, ежегодно фиксируемое число перешедших в православие из других конфессий сократилось. Резкие колебания графика объясняются коллективным присоединением отдельных религиозных групп: в 1911 г. в православие в Ставропольской епархии перешло 355 старообрядцев-безпоповцев, в 1914 г. -74 безпоповца, 123 чел. христововеров.

Во Владикавказской епархии динамика более стабильна. Наибольшее число присоединившихся к РПЦ зафиксировано в епархии 1911 г. - 116 чел. - эта цифра не «привязана» к конкретному вероисповеданию, и сформирована за счет перехода в православие представителей различных конфессий [13] (рисунок 3).

1905 г. 1906 г. 1907 г. 1011г. 1912 г. 1914 г.

Рисунок 3 - Динамика «отпадений» от православия в иные конфессии населения Северного Кавказа (по вертикали - количество чел.)

В диаграмме отображены данные по Ставропольской епархии с 1905 г., зафиксированные на основе синодальных отчетов и сведений, указанных епархиальным миссионером.

В Ставропольской епархии с 1905 по 1907 г. массовых переходов не было. Больше всего -по 27 чел. - перешло в ламаизм (калмыки Ставропольской губернии) и в лютеранство (С. Никольский считал, что главной причиной этих переходов явилось законодательство о браках, имеющее в лютеранстве меньше ограничений, чем в православии [14]).

Статистика по Владикавказской епархии доступна автору только с 1907 г., но в отчете обер-прокурора (при анализе суммарных отпадений по епархиям с апреля 1905 г. по декабрь 1907 г.) данной территории не упоминается: информация о ситуации в епархии помещена только в разделе «Положение православия в епархиях с магометанским населениям», что косвенно свидетельствует о том, что в двухлетний период массовых переходов из православия в другие конфессии, помимо ислама (1907 г. - 910 чел.), не было [15].

В течение 1907-1914 гг. на Северном Кавказе наибольшее количество переходов из православия произошло: в ислам, штундобаптизм, в два ответвления христововеров - Новый и Старый Израиль.

Переход в ислам осуществлялся, прежде всего, осетинами Владикавказской епархии: в отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1905-1907 г. сообщалось, что в Северной Осетии к 1905 г. две трети осетин, то есть около 100 тыс. чел. принадлежали к РПЦ, но «лишь только провозглашена была полная веротерпимость», началась активизация ислама «менее чем за два с половиной года в ислам перешло два больших православных прихода горной Осетии, значительная часть православного населения в четырех приходах со смешанным населением, отдельные лица и целые семьи в чисто православных приходах». Стали заключаться смешанные браки, иногда без венчания в православной церкви и с переходом одного супруга в ислам [16].

Эти сведения подтверждает священник Владикавказской епархии Харлампий Цомаев: на Всероссийском Миссионерском съезде 1908 г. он отметил, что «1905 год является роковым годом для христианизации Осетии», а религиозная терпимость и свобода совести успешно используется противниками православия. При этом «на помощь местным агитаторам зачастую являются турецко-подданные, турки и осетины, проживающие под разными предлогами по году в осетинских селениях» [17].

Помимо переходов в ислам, мусульмане, руководствуясь ст. 15 указа «Об укреплении начал веротерпимости», требовали дальнейшего пересмотра религиозного законодательства и учреждения духовного правления для мусульман Северного Кавказа. По распоряжению И.И. Воронцова-Дашкова, 24 июня 1906 г. во Владикавказе состоялось совещание мусульманского духовенства Терской и Кубанской областей и светских лиц, выработавшее решение об учреждении в данном городе самостоятельного духовного правления для мусульман Северного Кавказа во главе с избираемым муфтием [18]. Данное положение не было реализовано. Все последующие проекты оптимизации управления духовными делами мусульман также не получили применения в Российской империи.

Переходы в баптизм, в христововерие и другие религиозные течения резко негативно воспринимались духовенством обеих Северо-Кавказских епархий. На съезде депутатов Ставропольской епархии (1-2 мая 1908 г.) епархиальный миссионер указывал, что проповедники баптизма и Нового Израиля открыто «разъезжают по некоторым местностям епархии, распро-

страняя враждебные православию идеи и внося религиозный антагонизм». На страницах Ставропольских епархиальных ведомостей в 1908 г. также был опубликован доклад о. Сальского. Священник отмечает: «Ни для кого не секрет, что баптистские журналы, часто наравне с православно-христианскими журналами, фигурируют в православных семьях <...> с изданием указа 17 апреля 1905 г. <...> пропаганда атеистических и сектантских идей удесятерила силы, надежды и домогательства всех враждебных для церкви элементов» [19].

Игумен Андрей (Мороз) в «Истории Владикавказской епархии», характеризуя рассматриваемый период, цитирует: «Из всех сект, существующих во Владикавказской епархии, самой опасной для православных является, безусловно, баптизм». Он указывает, что массовые переходы в баптизм в 1905-1911 гг. происходили в некоторых городах и станицах Терской области, «как, например, в Пятигорске, Моздоке, Грозном» [20].

Одной из наиболее значительных по численности на Северном Кавказе была секта хри-стововеров, в рамках которой существовали группы «Старый Израиль» (до октября 1906 г. ей руководил А. Щетинин, центр распространения учения - Ставропольская епархия) и движение «Новый Израиль», возглавляемое В.С. Лубковым [21].

Несмотря на то, что последователи «Нового Израиля», причисленные к зарегистрированным общинам с 1905 г., могли исповедовать свое учение легально, напряженность их отношений со светской администрацией, епархиальными властями и местным населением усиливалась. В.Д. Бонч-Бруевич в собранных им материалах приводит сведения о серьезных конфликтах между православными и Новоизраильтянами (3 апреля 1906 г. в х. Новопашковском, 24 октября 1909 г. в ст. Камышеватской [22]). С 1910 г. проводились административные проверки деятельности общины: было выявлено, что последователи «Нового Израиля» практикуют расторжение прежних браков и вступление в новые, не регистрируя их в метрических книгах. Результаты расследования были направлены в судебные учреждения и в октябре 1910 г. наместник Кавказа издал циркуляр «О деятельности последователей секты “Новый Израиль”, на основании которого в течение 1910-1911 гг. был закрыт ряд общин в Кубанской, Терской области, Ставропольской губернии» [23]. В результате, в 1911 г. В. Лубков, ранее пытавшийся организовать поселения адептов в Закавказье, выехал с группой своих последователей в Южную Америку (в Уругвай) и после отъезда лидера число переходов в конфессию сокращается. В течение 1912-1914 гг. на Северном Кавказе более половины переходов совершалось в штундобаптизм, растущие общины регистрировались под названиями баптисты и евангельские христиане.

Проанализировав динамику религиозных процессов, можно сделать следующие выводы:

1) В Российской империи количество присоединений к РПЦ, снизившееся с началом либеральных религиозных реформ, с 1907 г. постепенно возрастает и к 1914 г. возвращается к дореформенным значениям. Подобная тенденция проявилась и на Северном Кавказе.

2) Выход из государственной конфессии не был одномоментным - последователи религиозных сект не торопились заявлять о своем официальном отпадении от православия, во избежание карательных мер в случае очередного изменения курса конфессиональной политики.

3) С 1905 по 1907 г. в России и в двух изучаемых кавказских епархиях происходят массовые отпадения от православия. Фактически из РПЦ сразу же вышли те, кто в реальности к ней не принадлежал. Во Владикавказской епархии цифра выше за счет перехода в ислам сравнительно недавно крещеных осетин. В Ставропольской епархии вернулись в прежнее вероисповедание калмыки. Отсутствие других отпадений от РПЦ крупных религиозных групп в этот период показывает, что крещения в епархии совершались преимущественно не из соображений материальной выгоды и без принуждений.

4) С 1907 по 1914 г. динамика отпадений от православия во Владикавказской епархии соответствует общероссийской. В Ставропольской епархии, наоборот, количество переходов из РПЦ в другие конфессии продолжает расти. Эту особенность можно объяснить тем, что большинство отпавших от православия в епархии - сектанты - начали официально заявлять о своей реальной конфессиональной принадлежности, чтобы воспользоваться правом создания и регистрации религиозных общин.

5) С большой степенью вероятности можно говорить о том, что не все неправославные воспользовались правом выйти из РПЦ: во-первых сохранялось уголовное преследование для представителей третьей группы религиозных сект (изуверские течения), таким образом, не имело смысла декларировать принадлежность к ним; во-вторых, можно было перейти в другую конфессию, но не отказаться от религии - каждый человек был обязан принадлежать к какой-либо конфессии, так как регистрация рождений, браков оставалась в ведении религиозных структур.

6) Ограничительные меры, вводимые с 1910 г., постепенная адаптация миссионерской деятельности РПЦ к новым вероисповедным условиям способствовали сокращению отпадений из государственной конфессии и в масштабах Российской империи и во Владикавказской епар-

хии. В Ставропольской губернии число переходов продолжает нарастать, что можно объяснить сочетанием ряда факторов: специфика религиозных общин в епархии (особенности учения, «отклик» на социальные потребности населения, харизматичность лидеров, активность проповедников и рядовых членов общины, стремление к легализации), миграционные процессы (жители внутренних губерний России нанимались на временную работу в Ставропольскую губернию и в Кубанскую область - часть из них положительно воспринимала новые учения и оказывала содействия общинам [24]), экономические аспекты (бюджет общины, наличие спонсирующих структур за рубежом, материальный уровень адептов).

Либеральные реформы в сфере религии повлекли значительные изменения и на уровне империи, и на территории Северного Кавказа, которые государство вскоре попыталось нивелировать. Объявленная веротерпимость не оправдала ожиданий неправославного населения. Стремление к религиозному самоопределению оставалось частью борьбы за политические свободы. Социал-демократы успешно использовали либеральные и протестные религиозные настроения в предреволюционной риторике и политической практике советского периода.

Ссылки и примечания:

1. Научное исследование проведено при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России в рамках реализации мероприятий ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг., по теме «Политика России на Кавказе в прошлом и настоящем: документальная база, интерпретации и противодействие фальсификации истории» (Соглашение 14.B37.21.0966).

2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 3. Т. 23. 1903. Отд. 1. Ст. 22581. О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка.

3. ПСЗ. Собр. 3. Т. 24. 1904. Ст. 25495. Отд. 1. О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка.

4. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 318. Оп. 6. Д. 3. Л. 9.

5. Согласно статистическим сведениям Департамента духовных дел в 1911 г. 600 скопцов было привлеченных к

суду в 9 губерниях (Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное. М., 2002. С. 119).

6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 150. Д. 8. Л. 17-19. Автор здесь и далее использует терминологию периода (магометане, штундобаптизм, сектанты, отпадения и т.п.).

7. ПСЗ. Собр. 3. Т. 26. 1906. Отд. 1. Ст. 27560.

8. ПСЗ. Собр. 3. Т. 26. 1906. Отд. 1. Ст. 28424. О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских

общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов; ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 3. Л. 10.

9. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 3. Л. 12-13.

10. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 29.

11. Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1900 г. СПб., 1903. Приложение 17. С. 50; Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1905-1907 гг. СПб., 1910. Приложения 21-24. С. 66-73; Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1910 г. СПб., 1913. Приложение 16-17. С. 46-53; Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1911-1912. СПб., 1913. Приложения 29-31. С. 60-71; Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1914 г. Пг., 1916. Приложения 15-16. С. 35-41.

12. Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1892 и 1893 г. СПб., 1895. Приложение 13. С. 46-47.

13. 18 чел. старообрядцев-поповцев, 2 безпоповца, 3 штундобаптиста, 6 молокан, 4 хлыста, 9 представителей группы «Новый Израиль», 13 мусульман, 9 иудеев, 2 реформиста, 10 лютеран, 12 католиков.

14. Никольский С. Характер современного вероотступничества в Ставропольской епархии // Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). 1907. № 23. С. 1293, 1300-1301.

15. Всеподданнейший отчет обер-прокурора. за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 29-33; Там же. Приложение 24. С. 7273.

16. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 151.

17. Горобец А.А. Владикавказско-Моздокская епархия Русской Православной Церкви во второй половине XIX -начале XX вв. // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2009. № 28. С. 87-111. и^: http://do.gendocs.ru/docs/index-230688.html (дата обращения: 23.07.2012).

18. РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 633. Л. 23-25.

19. Журнал № 22 // СЕВ. 1908. № 30. С. 33-34; Журнал № 88 // СЕВ. 1908. № 44. С. 285-286.

20. Игумен Андрей (Мороз). Владикавказская епархия в период с 1904 до 1917 г. Элиста, 2006. и^: http://www.ive1875.narod.ru/texts/skriptcand/g6.htm (дата обращения: 10.08.2013).

21. Никольский С. «Новый Израиль», новая фракция хлыстовства // СЕВ. 1904. № 14. С. 822.

22. Происшествие в хуторе Новопашковском, Кубанской области, Ейского отдела. Апреля 3-го дня 1906 г. то есть, на третий день Св. Пасхи // Материалы к изучению русского сектантства и старообрядчества / под ред. В.Д. Бонч-Бруевича. Вып. 4. СПб., 1912. С. 406-413; Там же. Восстание против израильтян в станице Камышеватской, Ейского отдела, Кубанской области, 1909 г. 24 октября. С. 415-417.

23. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. - 1917 г.). С. 76; Государственный архив Ставропольского края. Ф. 439. Д. 83. Л. 2, 7.

24. Сидорин А.И. Манифест от 17 апреля 1905 г. и его последствия для конфессиональной политики в Курской гу-

бернии до 1917 г. Исследователь сообщает о появлении в Курской губернии адептов «Нового Израиля», вернувшихся с «отхожих промыслов» из Ставропольской губернии. иР1_: Ь|Нр:/Л№№«.курская-

епархия.рф/znamenskie_chteniay/2010/pdf/4/4_9.pdf (дата обращения: 11.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.