Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБЫЧАИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ: НА МАТЕРИАЛАХ СУДЕБНОГО ДЕЛА СЕРЕДИНЫ XIX В.'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБЫЧАИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ: НА МАТЕРИАЛАХ СУДЕБНОГО ДЕЛА СЕРЕДИНЫ XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коми-пермяки / сновидения / почитание христианских образов / народные верования / судебное дело / моление / Komi-Permyaks / dreams / veneration of Christian images / folk beliefs / court case / prayer

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голева Т. Г.

В статье анализируются данные судебного дела о необычном религиозном событии в одной из коми-пермяцких деревень, которое произошло в середине XIX в. Часовенный староста увидел во сне образы, которые призывали к соблюдению определенных правил и совершению религиозных ритуалов. Описания сновиденческих персонажей, пересказ их слов позволяют судить о контаминации христианских и этнических представлений у коми-пермяков, о знаниях религиозной истории и особом почитании некоторых христианских образов. Показательной является реакция визионера и его соседей на данное сновидение, а также отклик остальных людей на возникшую практику моления. Происшедшее событие не было исключительным явлением того времени на территории Пермской губернии, так как аналогичные происшествия были зафиксированы и в других местах. Тем не менее, его можно назвать примером своеобразного проявления религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS BELIEFS AND CUSTOMS OF THE KOMI-PERMYAKS: ON THE BASIS OF THE COURT CASE IN THE MIDDLE OF THE 19TH CENTURY

The article is devoted to the analysis of data from a court case about an unusual religious event in one of the Komi-Permian villages, which took place in the middle of the 19th century. The headman of the chapel saw images in a dream that called for the observance of certain rules and the performance of religious rituals. The description of dream characters and the retelling of their words allow us to judge about the contamination of Christian and ethnic conceptions among the Komi-Permyaks, about their knowledge of religious history, and their special reverence for certain Christian images. The reaction of the visionary and his neighbors to this dream, the response of other people to the practice of prayer that has arisen indicates their religious zeal. The event was not exceptional for that time on the territory of the Perm province, as similar incidents were recorded in other places. Nevertheless, it can be called an example of a peculiar manifestation of religiosity.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБЫЧАИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ: НА МАТЕРИАЛАХ СУДЕБНОГО ДЕЛА СЕРЕДИНЫ XIX В.»

УДК 398.3 (=511.1)

DOI: 10.24412/2658-7637-2020-17-140-146

Т.Г. Голева

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБЫЧАИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ:

*

НА МАТЕРИАЛАХ СУДЕБНОГО ДЕЛА СЕРЕДИНЫ XIX В.

Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь, РФ

В статье анализируются данные судебного дела о необычном религиозном событии в одной из коми-пермяцких деревень, которое произошло в середине XIX в. Часовенный староста увидел во сне образы, которые призывали к соблюдению определенных правил и совершению религиозных ритуалов. Описания сновиденческих персонажей, пересказ их слов позволяют судить о контаминации христианских и этнических представлений у коми-пермяков, о знаниях религиозной истории и особом почитании некоторых христианских образов. Показательной является реакция визионера и его соседей на данное сновидение, а также отклик остальных людей на возникшую практику моления. Происшедшее событие не было исключительным явлением того времени на территории Пермской губернии, так как аналогичные происшествия были зафиксированы и в других местах. Тем не менее, его можно назвать примером своеобразного проявления религиозности.

Ключевые слова: коми-пермяки, сновидения, почитание христианских образов, народные верования, судебное дело, моление

T.G. Goleva

RELIGIOUS BELIEFS AND CUSTOMS OF THE KOMI-PERMYAKS: ON

THE BASIS OF THE COURT CASE IN THE MIDDLE OF THE 19TH

CENTURY

Perm Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia

The article is devoted to the analysis of data from a court case about an unusual religious event in one of the Komi-Permian villages, which took place in the middle of the 19th century. The headman of the chapel saw images in a dream that called for the observance of certain rules and the performance of religious rituals. The description of dream characters and the retelling of their words allow us to judge about the contamination of Christian and ethnic conceptions among the Komi-Permyaks, about their knowledge of religious history, and their special reverence for certain Christian images. The reaction of the visionary and his neighbors to this dream, the response of other people to the practice of prayer that has arisen indicates their religious zeal. The event was not exceptional for that time on the territory of the Perm province, as similar incidents were recorded in other places. Nevertheless, it can be called an example of a peculiar manifestation of religiosity.

Keywords: Komi-Permyaks, dreams, veneration of Christian images, folk beliefs, court case, prayer

Введение

Характеристика религиозности коми-пермяков дана в ряде публикаций XIX - начала XX в. [Рогов, 1858, с. 74-77; Сведения об инородцах..., 1874; Смирнов, 1891, с. 250-263 и др.]. В кратких описаниях не отражены все детали народных религиозных представлений и обычаев, о чем можно судить, в частности, по обнаруженному нами судебному делу. Судебные разбирательства разных

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г. и в рамках государственного задания; номер государственной регистрации темы АААА-А19-119032590066-2.

инстанций царской России порой содержат малоизвестные этнографические факты, которые существенно дополняют картину прошлого. Исследователями подобные дела рассматриваются сами по себе как специфические явления в отечественной истории, а также как источники о прошлых верованиях и быте (напр.: [ШогоЪек, 2001; Смилянская, 2003; Коршунков, 2018]).

Анализ ист очника ихаракт ерист ика событ ий

Рассматриваемое в настоящей статье дело «О разглашении часовенным старостой крестьянином И. Тотьмяниным сновидений, о привлечении чрез то в часовню народу для моления и о утайке будто бы им свечных доходов и прикладов» хранится в фонде Соликамского уездного суда Министерства юстиции Пермского архива (Государственный архив Пермского края, далее -[ГАПК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 896]).

Дело датировано 1847-1848 гг., оформлено на 108 листах. Подсудимый по делу - Иван Иванович Тотьмянин, 56 лет, крепостной крестьянин графини Строгановой, проживающий в д. Шадриной Кудымкарской волости, неграмотный, православной веры, около двух лет служащий часовенным старостой. В деле нет упоминаний об этнической принадлежности участников и записей на коми-пермяцком языке. Вместе с тем известно, что Шадрина и соседние с ней деревни в середине XIX в. считалась пермяцкими [Пермская губерния..., 1875, с. ССХЫ]. Деревня располагалась в 6 верстах к юго-востоку от волостного центра на речке Черная Шашерка. В 1869 г. в деревне было 26 дворов, проживало 192 человека [Пермская губерния., 1875, с. 276]. В настоящее время Шадрина входит в состав д. Тарова Кудымкарского муниципального округа Пермского края, население общается на коми-пермяцком языке. В рассматриваемом деле интерес представляет рассказ о сновидениях и последующая реакция на него И.И. Тотьмянина и местного населения. Пересказ снов записан от лица визионера 16 сентября 1847 г., приводим его полностью:

«В прошедшем 1846 г. при посеве ярового хлеба и в сенокос во сновидении видел я двух дев небольшого роста в черной одежде, от которых происходил свет, которые говорили мне, что они табачного запаха от крестьян не могут терпеть, приказывали сказать крестьянам, чтоб они табак не курили, ибо Бог за то убавляет урожай хлеба, делаются разные болезни на людях и скотской падеж, приказывали при этом внушить народу, чтобы они, раскаявшись в своих грехах, шли молиться в часовню Богу и несли на головах хлебы. Если же сего не будет ими исполняться, то произойдут неурожай хлеба и возобновится ноев потоп; по что и каков ноев потоп, я не знаю. О сновидении этом я в том году никому не сказывал, даже и семейным своим. Сего 1847 года в великий пост также в сновидении услышал я в избе своей голос, который сказал мне, что он Никола Можайский, просил меня пустить его в часовню недели на три для отдыха; желал в это время встать и посмотреть, но будучи в оцепенении, встать не мог, однако же чрез недолго встал, но в избе никого уже не видел, кроме того, что было раскрыто окно, которое заставлялось досками. А во время весеннего сева хлеба прежнее сновидение, то есть две девы в черной одежде, вновь представились мне и с тем же приказанием. Сообразив все виденное, заключил, что девы эти должны быть Богородицы, посланные для предвещания <нам> молиться Богу...» [ГАПК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 896. Л. 14-15].

Таким образом, в течение чуть более года И. Тотьмянин, который недавно стал часовенным старостой, увидел четыре сновидения с религиозными мотивами, причем один сюжет повторялся три раза. Данная запись - первое

известное свидетельство о бытовании жанра рассказов о сновидениях у коми-пермяков. Если рассматривать сон как субъективно переживаемое представление, которое в символической форме отражает основные мотивы и установки субъекта [Словарь, 1998], то в приведенном пересказе сна можно увидеть ряд элементов, которые выражают религиозные представления визионера и народные обычаи.

Примечательно, что два раза сон снился во время сева, и в этих снах прозвучал приказ нести в часовню хлеб на головах, а одним из божьих наказаний назывался неурожай. В православии хлеб является символом Христа и церкви, используется в религиозных обрядах и таинствах. Также в христианстве существует обычай оставлять в храмах продукты в качестве милостыни. В традиционной культуре коми-пермяков хлеб тоже имеет высокий семантический статус, считается одним из главных продуктов питания. В некоторых народных обычаях, например, при благословлении молодоженов, каравай имел схожие с иконой функции [Голева, 2007, с. 122]. Поэтому услышанный во сне приказ нести в часовню хлеб на головах можно рассматривать как особый священный акт, основанный на синкретических представлениях о продукте. В тексте явно выражена вера в то, что успех в земледелии зависит от совершения религиозных обрядов, от актов почитания Бога.

В рассказе о снах говорится и о неприемлемости «Богородицами» табака. Известно, что табак в России первоначально был доступен в основном состоятельным слоям населения. По мнению Н.В. Николенко, среди широких масс народа табак был востребован только в начале XIX в. [Николенко, 2013, с. 150]. В письменных памятниках Прикамья упоминания об употреблении табака встречаются с середины XVII века. Доставка подпольного «черкаского табака» способствовала его распространению среди людей разного достатка и разных народностей. В документах встречаются упоминания о курении табака русскими, татарами и черемисами [Полякова, 2010, с. 8-9]. Следует отметить, что в славянской культуре табак считался «проклятым», «поганым» растением, особенно устойчивое негативное отношение к курению табака наблюдалось среди старообрядцев [Белова, 2012, с. 223-224]. Рассказ о сновидении И. Тотьмянина позволяет предполагать, что в середине XIX в. табак курили и коми-пермяки, а отношение части людей к этому явлению, по-видимому, было негативным.

В середине XIX в. в Пермской губернии были заведены и другие судебные дела о распространении слухов об увиденных наяву и во сне явлениях. В архиве хранятся три подобных дела из Камышловского уезда. В них тоже встречается мотив о том, что религиозные персонажи в назидательном и требовательном тоне указывают на неприемлемые ими вещи: «Не следует носить никому цветное ситцевое и шелковое платье» [ГАПК. Ф. 65. Оп. 4. Д. 201. Л. 1 об.]; «Не велел носить кубовых сарафанов и браниться матерною бранью» [ГАПК. Ф. 65. Оп. 4. Д. 177. Л. 1]. То есть данные мотивы были распространены в народном православном кругу того времени и, видимо, выражали отношение части верующих к определенным предметам.

В рассказе о сновидениях И. Тотьмянина помимо «убавления» урожая называются другие виды божественного наказания за непослушание и грехи: болезни, скотский падеж и «ноев потоп». Очевидно, что герой судебного

142

разбирательства знаком с ветхозаветной историей, в частности, слышал или знает о великом потопе. Мотивы о том, что Бог может наслать болезни на людей и скот, тоже встречаются в Библии, например, в книгах «Исход» и «Второзаконие» [Грилихев]. Вместе с тем, у коми-пермяков вера в это была очень сильна и выражалась в народных представлениях о мыжа 'кара', 'болезнь', которую могут наслать на человека и домашнее животное не только «боги», но и умершие. В данных воззрениях тоже можно увидеть сочетание разных по происхождению поверий.

Символичной можно назвать просьбу Николы Можайского во сне отдохнуть во время поста в часовне. Часовня представляется местом кратковременного пребывания святого. Предполагаем, что время, проведенное в часовне, крестьянами могло восприниматься как передышка от тяжелого труда, а соблюдение христианских норм и ограничений в пост - своеобразным отдохновением для души, что может объяснить озвученный мотив.

Интерес представляют и собственно приснившиеся религиозные персонажи. В описании «Богородиц» в виде дев в черной одежде, от которых исходил свет, можно увидеть соединение визуальных образов духовенства, одетых в черные рясы, и иконописных ликов, имеющих ореолы. Николай Можайский - вариант иконописного изображения св. Николая Чудотворца. На севере Пермской губернии до революции существовал особый культ образа Николы Можайского, который находился в д. Зеленята Оханского уезда. По данным В.А. Оборина, коми-пермяки вместе с другими православными народам приходили к нему за сотни верст [Оборин, 1990, с. 91-92]. Бытописатели отмечают своеобразное почитание коми-пермяками св. Николая: «Особенно уважают Пермяки св. Николая, называя его Николой Милостивым. Если же Пермяк узнает, что это - Николай "Чудотворец", то немедленно постарается уничтожить его образ из боязни, как бы он "не натворил чудес"» [Крупкин, 1911, с. 304]. Николаю Чудотворцу посвящен главный престол Кудымкарского храма. В д. Шадриной же особо чтимыми праздниками являются Ильин день и Воздвиженье. В конце XIX в. там существовал обычай приносить в Ильин день в часовню бараньи головы [Памятная книжка, 1896, с. 119]. Примечательно, что Ильинская неделя является и временем почитания Николы Можайского. Хотя шадринская часовня не была посвящена данному образу, по-видимому, часовенный староста относился к нему с особым почтением.

О своих сновидениях И. Тотьмянин рассказал двум соседкам-старухам, которые, по его словам, «присоветовали мне вместе с ними ходить по ночам в часовню и молиться в ней со свечами Богу» [ГАПК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 896. Л. 15]. Соседки же свидетельствовали, что молиться позвал их сам И. Тотьмянин. В первый раз молились вчетвером, с ними была жена старосты. Женщины принесли за пазухой печеный хлеб. На следующий день к ним присоединилось еще шесть посторонних человек. И. Тотьмянин объясняет увеличение числа богомольцев тем, что часовня стоит на проезжей дороге, люди видели по ночам в ней огонь и стали заходить, молиться вместе с ними. Затем молва о молениях распространилась, людей стало приходить еще больше. Причем староста и его соседки утверждали, что никому не рассказывали о сновидениях. Крупное «сборище» в часовне, по словам подсудимого, было три раза, пока его не запретили. По показаниям управляющего имением Я. Невзорова, на последнем молении он застал в часовне в 10 часов вечера несколько сот человек, среди

143

которых в основном были женщины и девушки [ГАПК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 896. Л.29]. Люди приносили в часовню холсты, хлеб, деньги.

Сноха старосты Дарья Егорова рассказала об этом следующее: «Неизвестно мне, по какому случаю вечером послал меня нашей деревни в часовню молиться Богу, приказал нести на голове хлеб, что я и исполнила, принесла в руках часть печеного хлеба. Пришедши в часовню, я застала там довольно народу, но кто они такие, не знаю. Помолившись, пошла домой. Причем свекор мой дал мне холста несколько, аршин не знаю, принеся его домой, я положила на стол» [ГАПК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 896. Л. 19].

Хранение части прикладных холстов и денег в своем доме И. Тотьмянин объяснил тем, что в часовне их держать было небезопасно; утверждал, что деньги хотел отдать в церковь с. Кудымкарского, молился же староста для спасения души. Хлеб, по показаниям соседки, люди после молебна забирали обратно домой.

Если считать все указанные показания правдивыми, то в данной истории обращают на себя внимание несколько фактов. И. Тотьмянин рассказал о сновидениях не своей семье и священнику, а пожилым соседкам. То есть люди старшего возраста имели определенный авторитет в вопросах религиозного характера. Причины проведения молений в позднее время не совсем понятны. Возможно, им придавалось особое значение, так как ночные службы в церкви обычно бывают накануне больших праздников и воскресных дней. В рассказе о сновидениях ничего не говорилось о прикладах, но люди активно несли в часовню холсты и оставляли деньги. После последнего молебна И. Тотьмянин взял на хранение прикладных денег на сумму 4 рубля 50 копеек. По описаниям конца XIX в. [С.М.А., 1889, с. 211] и современным данным известно, что коми-пермяки «задабривали» Бога и святых прикладами обычно в случаях болезней. Для этого приклады приносили в часовню, в которой праздновали день памяти того святого, которого они считали своим карателем. Приклады указывают на то, что богомольцы считали службу значимым религиозным событием, которое могло повлиять на их жизнь.

В литературе прилежность коми-пермяков к посещению храмов характеризуется по-разному. Одни авторы оценивают ее положительно [Шестаков, 1899, с. 2], другие указывают на пренебрежение, редкие визиты [Рогов, 1858, с. 74-77; С.М.А., 1889, с. 213]. Важным является замечание о том, что особое священное значение коми-пермяки придавали посещению почитаемых мест: монастырей, местностей с чудотворными иконами [Шестаков, 1899, с. 2]. Описанное стихийное массовое посещение часовни нельзя назвать обыденным событием, оно свидетельствует о вере в божественные знаки, и, скорее, является формой особого локального религиозного культа. Похожие случаи появления народных обычаев известны по более поздним материалам. Например, поминовение умерших в местечке Шойнаыб у д. Войвыл началось после случайного вскрытия старого погребения в 1908 г. [Кривощеков, 1914, с. 92]; обычай посещения родника Таркомыс в Троицкую субботу, по одной из версий, возник после сновидения, в котором прозвучала просьба восстановить в этом месте «чудскую часовню» [Голева, 2017, с. 120]. Вероятно, что, если бы местные власти не запретили моление и не завели судебное дело, в д. Шадриной мог сложиться своеобразный часовенный обычай.

По показаниям И. Тотьмянина известно, что он рассказал о своем сне и проводимых молениях церковному старосте с. Кудымкарского Василию Климову, когда приехал к нему за свечами. Перед последним собранием верующих он был вызван священником Вениамином Поповым и управляющим имением Яковом Невзоровым, которым повторил свой рассказ, и никаких запретов от них не получил. Во время последнего моления они прибыли к часовне вместе со старостой церкви и приказчиком и стали обращаться к народу со словами, «что вы завели пустое богомолье, и что вас Тотьмянин обманывает и обирает деньги». Несмотря на эти слова, народ еще долго не расходился. В доме часовенного старосты провели обыск. Его самого арестовали. Разбирательство длилось около года. Из-за нанесения ущерба домохозяйству подсудимого во время нахождения его под следствием приговор смягчили. 28 августа 1848 г. было предписано наказание 60-ю розгами и предание церковному покаянию, найденные в его доме деньги часовенные и личные поступали в пользу церкви. Соседкам и жене часовенного старосты приговор смягчили из-за возраста, присудили выговор и церковное покаяние [ГАПК. Ф. 13. Оп. 1. Д. 896. л. 77-78, 84]. Думаем, такие последствия «разглашения» сновидений и попытки последовать услышанным во сне призывам стали уроком для местных крестьян и могли повлиять на их религиозное мировоззрение и обычаи. Отметим, что историю о ночных молениях и сне И. Тотьмянина, по данным наших опросов, современные жители д. Таровой, не знают.

Заключение

Представления о христианских образах в рассмотренном деле отражают вариант синкретических народных представлений, на которые повлияли условия крестьянской жизни и этнические традиции. Данный источник позволяет судить о вере в знамения, о роли старшего поколения в их интерпретации, об участии в религиозных практиках подобного рода в основном женской части населения. Описание происходивших событий показывает механизм складывания локальных религиозных традиций у коми-пермяков: необычное происшествие побуждает к совершению ритуала, который начинают поддерживать наиболее верующие или суеверные люди.

Библиографический список

1. Белова О.В. Табак // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 5. - М.: Международные отношения, 2012. - С. 223-224

2. Голева Т.Г. Почитание коми-пермяками родника Таркомыс // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. XIII / под общ. ред. А.М. Белавина. - 2017. - С. 118-125

3. Голева Т.Г. Семиотический статус хлеба в мифологии коми-пермяков // Этническая культура и современная школа. - Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2007. -Вып. 5. - С. 122-126

4. Грилихес Л. Библейский взгляд на причины и сущность болезни [электронный ресурс] // Слово: образовательный портал. URL: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36202.php (дата обращения: 07.11.2020).

5. Коршунков В. Колдовское преступление писаря Кошкина // Родина. -1918.- №6.- С. 98-101

6. Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. - Пермь: Электро-Типогр. «Труд», 1914. - 839 с.

7. Крупкин А. Верования Пермяков-инородцев // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. - 1911. - № 4. - С. 301-307

8. Николенко Н.В. Табак и курение в традиционной культуре (XIX в.) // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2013. - № 1 (24).

- С. 150

9. Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII века. -Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1990. - 168 с.

10. Памятная книжка для духовенства, изданная по случаю 500-летия блаженной кончины святителя Стефана Епископа Великопермского, с приложением Адрес-календаря на 1896 год. - Пермь: Тип-я Н-ков П.Ф. Каменского, 1896. - 157+188 с.

11. Полякова Е.Н. Что пили и курили в Прикамье в XVI - первой трети XVIII вв. (по данным лексики пермских памятников письменности) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2010. - Вып. 1.

- С. 8-9

12. Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Журнал министерства внутренних дел. - 1858. - № 4. - С. 45-126

13. С.М.А. Пермяки Ошибского прихода, Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. - 1889. - № 14. - С. 225-233.

14. Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении) // Пермские епархиальные ведомости. - 1874. - № 39-40. - С. 387-394

15. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 799 с.

16. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народна религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. - М.: Индрик, 2003.

- 464 с.

17. Смирнов И.Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк (Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Т. 9. Вып. 2). - Казань: Тип-я Императ. Ун-та, 1891. - 289 с.

18. Список населенных мест Российской империи. Вып. 31: Пермская губерния по сведениям 1869 года. / Обраб. Н. Штиглицом. - СПб.: Изд. Центр стат. Ком. Мин. внутр. дел, 1875. - CDLX+380 c.

19. Шестаков И. К просвещению иньвенских инородцев Соликамского уезда // Пермские губернские ведомости. - 1899. - № 20. - С. 2.

20. Worobek Cr.D. Possessed Women, Witches, and Demons in Imperial Russia. -DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001. - 288 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.