Научная статья на тему 'Религиозные поверья и предрассудки жителей Воронежской губернии второй половины XIX - начала XX века'

Религиозные поверья и предрассудки жителей Воронежской губернии второй половины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ / КРЕСТЬЯНСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ / RUSSIAN EMPIRE / ORTHODOX CHURCH / VORONEZH EPARCHY / PEASANTRY / RELIGIOUS SUPERSTITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иконников Сергей Анатольевич, Юрьева Анна Александровна

В статье рассматриваются религиозные обычаи, традиции и поверья жителей Воронежской губернии второй половины XIX начала XX века. Несмотря на то, что подавляющее большинство крестьянского населения Центрального Черноземья исповедовало православие, непросвещенность и распространенная безграмотность значительного числа крестьянства способствовали развитию самых разнообразных предрассудков и поверий. На основе исторических источников в статье анализируются особенности религиозных предрассудков и предубеждений жителей Воронежской губернии в пореформенный период отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORONEZH PROVINCE RESIDENTS' RELIGIOUS SUPERSTITIONS AND PREJUDICES OF THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article examines Voronezh province residents' religious customs, traditions and superstitions of the second half of the XIX the beginning of the XX century. Though the majority of the Central Black Earth region's peasant population professed Orthodoxy, ignorance and prevalent illiteracy among the peasantry promoted the adoption of a large number of prejudices and superstitions. On the basis of historical sources the paper analyzes the peculiarities of Voronezh province residents' religious prejudices and superstitions in the post-reform period of Russian history.

Текст научной работы на тему «Религиозные поверья и предрассудки жителей Воронежской губернии второй половины XIX - начала XX века»

Иконников Сергей Анатольевич, Юрьева Анна Александровна

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ПРЕДРАССУДКИ ЖИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматриваются религиозные обычаи, традиции и поверья жителей Воронежской губернии второй половины XIX - начала XX века. Несмотря на то, что подавляющее большинство крестьянского населения Центрального Черноземья исповедовало православие, непросвещенность и распространенная безграмотность значительного числа крестьянства способствовали развитию самых разнообразных предрассудков и поверий. На основе исторических источников в статье анализируются особенности религиозных предрассудков и предубеждений жителей Воронежской губернии в пореформенный период отечественной истории. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/10725.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 98-101. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

в определенный момент времени. Непоследовательность в принятии тех или иных нормативно-правовых актов была вызвана нестабильностью политических систем в странах СНГ.

5. Учитывая вышесказанное, нам видится, что для более глубокого понимания происходивших процессов необходимо провести комплексное изучение проблемы трансформации единого рублевого пространства, рассматривая все факторы в равной степени и не пренебрегая ни одним из них.

Список литературы

1. Белецкая Л. Президент Кравчук подался в нэпманы // Коммерсантъ. 1992. 30 марта.

2. Домбровски М. Причины распада рублевой зоны // Общество и экономика. 1995. № 12. С. 48-65.

3. Захов А. С. Россия и страны СНГ: проблема урегулирования внешнего долга СССР // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 7 (57). Ч. 1. С. 56-63.

4. Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР // Вопросы экономики. 1996. № 2. C. 64-87.

5. Кононенко В. В Дагомысе Россия с Украиной нашли компромисс // Известия. 1992. 24 июня.

6. Про заходи у зв'язку з введенням в об^ купошв багаторазового використання [Электронный ресурс]: Постанова Кабинету мшстрш i Национального банку Украши вид 28 грудня 1991 р. № 378 // 1нформацшно-аналггична система по законодавству Украши «Парус-Консультант». URL: http://consultantparus.ua/?doc=0119G15906 (дата обращения: 25.08.2016).

7. Про Основи нащонально! економiчноí полггики Укра'ши [Электронный ресурс]: Постанова Верховно! Ради Укра!-ни вид 24 березня 1992 р. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2226-12?test=4/UMfPEGznhh4qV.ZiReVSmNHMt. s80msh8Ie6 (дата обращения: 25.08.2016).

8. Про реформу грошово!" системи Укра'ши [Электронный ресурс]: Указ Президента Украши вид 7 листопада 1992 р. URL: http://zakon5.rada.gov.шЛaws/show/610-92-п?test=4/UMfPEGznШ4qV.ZiReVSmNШ4t.s80msh8Ie6 (дата обращения: 25.08.2016).

9. Трифонов И. И. Основные предпосылки международной валютной интеграции и дезинтеграции // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 6. С. 12-18.

MOTIVES TO TRANSFORM THE INTEGRATED ROUBLE ZONE AND TO INTRODUCE NATIONAL CURRENCIES IN THE FORMER USSR REPUBLICS

Zakhov Aleksandr Sergeevich

Saint Petersburg University 3axoff@gmail. com

The article examines the process of transforming the integrated rouble zone and introducing national currencies in the former USSR republics at the beginning of the 1900s. The author discovers the motives, which influenced this process, analyzes researchers' works on this problem and pays special attention to non-economic reasons for the integrated rouble zone transformation considering them to be the key ones when interpreting this problem and at the same time almost unknown.

Key words and phrases: The USSR breakdown; The CIS; post-Soviet space; monetary union; rouble zone; economic cooperation; Russian-Ukrainian relations.

УДК 271.2-725-475.5(470.324)«19» Исторические науки и археология

В статье рассматриваются религиозные обычаи, традиции и поверья жителей Воронежской губернии второй половины XIX - начала XX века. Несмотря на то, что подавляющее большинство крестьянского населения Центрального Черноземья исповедовало православие, непросвещенность и распространенная безграмотность значительного числа крестьянства способствовали развитию самых разнообразных предрассудков и поверий. На основе исторических источников в статье анализируются особенности религиозных предрассудков и предубеждений жителей Воронежской губернии в пореформенный период отечественной истории.

Ключевые слова и фразы: Российская империя; Православная Церковь; Воронежская епархия; крестьянство; религиозные предрассудки.

Иконников Сергей Анатольевич, к.и.н. Юрьева Анна Александровна, к.и.н., доцент

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I ikonnikovsergey88@mail. гы

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ПРЕДРАССУДКИ ЖИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Широкомасштабные внутриполитические преобразования императора Александра II 1860-1870 гг. оказали на Российскую империю самое значительное влияние, во многом изменив социальный облик сословий, преобразовав экономику государства, а также возвысив рейтинг страны на внешнеполитической арене.

Одной из задач преобразований царя-освободителя было повышение грамотности крестьянского населения страны. Отмена крепостного права, вызвавшая появление на свет нового наделенного правами сословия свободных сельских обывателей, предполагала активное вовлечение крестьян в общественно-политическую и экономическую жизнь страны. При этом условия развития государства были уже совершенно новые, характеризующиеся модернизацией всех сторон внутреннего устройства страны. Министр народного просвещения А. С. Норов, по указу Александра II обозревавший осенью 1855 г. Казанский университет, обращаясь к профессорам, заметил: «Наука, господа, всегда была для нас одною из важнейших потребностей жизни, но теперь она первая. Если враги наши имеют над нами перевес, то единственно силою своего образования» [1, с. 344].

Во второй половине XIX века правительство предприняло ряд мер по повышению уровня образования населения страны. 14 июля 1864 г. было высочайше утверждено «Положение о начальных народных училищах», призванное способствовать распространению сети начальных народных школ. В первой же статье документа вполне определенно формулировалась цель введения нового Положения: «Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [6, с. 614].

Как видно из первой статьи, утверждение среди крестьянского населения Российской империи первоначальных религиозно-нравственных понятий являлось ключевой целью создания новой сети земских и цер-ковно-приходских школ. Однако в начале 1860-х гг. импульс к развитию начального образования лишь только был дан, а возможностей новоучреждаемых народных училищ было недостаточно для того, чтобы познакомить значительное число крестьян с элементарными началами просвещения. В 1893 г. в Воронежской губернии число детей в пригодном для обучения в низшей школе возрасте от 7 до 14 лет составляло 343 296 (и мальчиков, и девочек), из них в земской школе обучалось лишь 47 358 человек, то есть 13% [2, с. 163].

Недостаток просвещения приводил в конечном счете к распространению в народе самых разнообразных религиозных предрассудков и поверий. Порой воронежские крестьяне доверяли больше ворожеям и гадалкам, нежели врачам и священнослужителям Православной Церкви. Священник Александр Кременецкий сетовал на этот счет: «Сколько раз я советовал вам и убеждал вас, когда вас посетит какая-либо болезнь, не обращаться за помощью к каким-нибудь знахаркам-ворожеям, а обращаться к лекарям; но вы меня не слушаете, и даже некоторые из вас за грех считают лечиться у лекарей. Какой же тут грех, когда врач от Бога?» [3, с. 417-418].

Непросвещенность и религиозная безграмотность приводили к появлению самых экзотических обрядов и предубеждений. Большая часть предрассудков поражала современников своей бессмысленностью, но некоторые были придуманы для того, чтобы приучать крестьян к определенным правилам поведения или жизненным ситуациям. А. Фон Кремер писал об особенностях воззрений жителей села Верхняя Тишанка Воронежской губернии: «Крестьяне села Верхотишанки, как и вообще весь простой русский народ, придерживаются многих суеверных обычаев и предрассудков; из них некоторые уже слишком нелепы, а другие, напротив того, придуманы довольно умно; так, например, чтобы приучить молодую хозяйку к опрятности, говорят: "кто молоко или сметану держит не закрывши, тот хочет, чтобы недобрый (дьявол) туда наплевал"» [4, с. 274].

Исповедоваемые поверья и обычаи жителей Воронежской губернии характеризовались смешением христианской традиции и остатков языческого менталитета. Для крестьян было обычным, например, совершать молитвенное обращение и одновременно верить в силу приговоров. «При раздувании в избах огня говорят: "Господи Иисусе Христе!" и крестятся. Когда же огонь долго не вздувается, то приговаривают: "Святой огонюшек, дайся нам!"» [Там же, с. 275].

Смешение церковных традиций и предрассудков проявлялось и в обычае причащения крестьян Воронежской губернии. Существовало поверье, что в продолжение шести недель после участия в Евхаристии не следовало плеваться, петь песен и участвовать в народных гуляньях. Именно поэтому крестьяне некоторых воронежских сел старались причащаться на первой седмице Великого поста, для того чтобы к Светлой (Пасхальной) седмице быть готовыми встретить праздник [Там же, с. 279].

В Воронежской губернии существовало и другое странное поверье. На Светлой седмице, когда дома крестьян посещало духовенство для совершения праздничных молебнов, жители ставили лавку, на нее полагали скатерть или полотенце, а поверх него помещали иконы. После совершения молебна крестьяне просили причетника бросить эту скатерть на крышу избы, так как полагали, что в таком случае лен родится долгим [Там же, с. 280]. Данное поверье показывает, что крестьяне приписывали священно- и церковнослужителям не только духовную, но и магическую силу. В этой связи среди крестьян бытовало и другое предубеждение. В дни празднования Рождества Христова при виде приближающегося к избе для совершения молебна священнослужителя с крестом в руках жители стелили на лавку полушубок и непременно приглашали клирика сесть на него. Считалось, что благодаря этому наседки будут садиться на яйца [Там же].

В канун великих и двунадесятых праздников крестьяне Воронежской губернии нередко совершали гадания. Одним из наиболее распространенных было гадание в канун праздника Рождества Христова. В селах после появления первой звезды жители приносили в дома связку соломы или сена, помещали ее на прилавке, сверху покрывали скатертью, на которую полагали святые иконы. Перед иконой ставили стол с кутьей (каша из пшеницы или ячменя) и узвар (напиток из сухих фруктов). Перед образами начинался ужин, при этом часть кутьи съедалась, а часть отдавалась курам (существовало поверье, что от этого они будут лучше нестись). Во время ужина совершались гадания о будущем урожае. Из-под скатерти вытягивали несколько соломинок, по виду которых определяли перспективы будущего урожая: если соломинка оказывалась с полным колосом, то год следовало ожидать изобильным, пустой колос свидетельствовал о том, что будет неурожай [7, с. 25].

Имелись предрассудки и в области медицины. Так, среди крестьян существовало поверье, согласно которому эффективным средством для борьбы с простудными заболеваниями являлся так называемый херувимский ладан (то есть ладан, который был использован за каждением в ходе Херувимской песни). «Берут из церкви херувимский ладан, разводят его в воде и пьют от разных болезней» [4, с. 282]. Многие известные на тот момент медицинские способы борьбы с болезнями считались грехом. Таковым объявлялось оспопрививание. Прививка оспы считалась печатью антихриста [Там же].

Достаточно распространенным среди жителей губернии являлось знахарство. Многие болезни приписывались жителями сглазу, порче, проделкам «злых людей». Соответственно и боролись с ними посредством магических песен, нашептываний, заклинаний. Так, например, жители села Солдатского Новоусманского уезда Воронежской губернии практиковали следующий способ борьбы с зубной болью. Крестьяне, испытывавшие зубную боль, как только наступало полнолуние, становились лицом к месяцу и делали заговор следующего содержания: «На небе месяц, на море дуб; под дубом камень, под камнем червяк, когда тот червяк камень источит, тогда у (называлось имя, например, Петра) зубы станут болеть». После произнесения слов следовало плюнуть по правую сторону, затем снова прочесть заговор и сплюнуть налево, на третий раз после прочтения заговора плевали назад и тем самым заканчивали так называемое «лечение» [8, с. 12]. Местный священник сетовал на то, что жители села Солдатского безапелляционно доверяли заговорщицам и глубоко верили в откровенные религиозные предрассудки. В разговорах с прихожанами клирик пытался выяснить, почему они верят во всякого рода нелепицы, придавая им религиозное значение. Однако рационального объяснения иерею услышать так и не удалось. «Спросите вы нашу поселянку, почему она никогда не печет хлеба в пятницу, хотя в доме не было бы ни куска хлеба, спросите вы нашего мужика, почему женщина, перешедшая вам дорогу с пустыми ведрами, предсказывает несчастие, он вам ответит: "Так люди делают, говорят, нехорошо", другой скажет: "Так верили в старину, так думаем и мы"» [Там же, с. 13].

С помощью поверий крестьяне объясняли происхождение животных, птиц и рыб. Среди жителей села Ендовища Землянского уезда ходили характерные слухи о причине происхождения однобокой рыбы (камбалы). Согласно сказаниям, которые якобы поведали побывавшие в Иерусалиме паломники, рыба появилась на свет следующим образом: «Одна женщина ела жареную рыбу; ее в это время известили, что Иисус Христос воскрес; она возразила. "Когда эта рыба оживет, тогда я поверю, что Распятый Христос воскрес". Рыба та в тот же момент ожила, ее пустили в реку, и с той поры появилась однобокая рыба» [9, с. 13-14].

Не менее фантастичной представляется легенда о происхождении кукушки, также распространенная в некоторых селах Воронежской губернии. Кукушка когда-то была девушкой. Однажды в первый день Пасхи, направляясь в храм на богослужение, она обнаружила, что забыла дома свой платок. Ее возвращение домой вызвало гнев матери (незапланированное возвращение домой также являлось нехорошей приметой, сулившей несчастье), которая прокляла ее. Проклятие было настолько сильным, что девушка превратилась в кукушку, и с тех пор ее крик стал служить предзнаменованием скорби [Там же].

Растения также рассматривали через призму существовавших поверий. Осина считалась деревом, на котором повесился Иуда, а потому оно было проклято. С момента страшной смерти бывшего апостола оно, согласно поверьям, стало издавать характерный звук - трепетать. Народное поверье гласило, что яблоня могла быть плодороднее, если на праздник Крещения в промежуток между утреней и литургией ударить по ней три раза топором с произнесением фразы: «Яблоня, яблоня, принеси мне яблок, а то я тебе голову снесу» [Там же, с. 14].

Таким образом, среди жителей Воронежской губернии (преимущественно крестьян) были широко распространены самые разнообразные религиозные поверья и предрассудки. Непросвещенность и религиозная безграмотность, отсутствие всеобщего начального образования явились благоприятной почвой для распространения в народе самых нелепых заблуждений. Воронежский священник Н. Ляборинский, обращаясь в своей проповеди к народным учителям, с горечью отмечал: «Когда мы переносимся мыслию в наши бедные и глухие села, места вашей учительской деятельности, то в воображении рисуются образы, пробуждающие в нас чувства глубокого сожаления. Нам жаль становится наших меньших братий, ходящих еще во тьме неведения, которым недоступны никакие высшие блага, данные нам здоровою наукою, но даже начатки этой науки, - азбука для значительного большинства из них составляет неведомую землю» [5, с. 382].

Список литературы

1. Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ: в 2-х т. М.: Территория будущего, 2008. Т. 1. 480 с.

2. Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX - начало XX века). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 396 с.

3. Кременецкий А., свящ. Поучение к поселянам о том, что в болезнях нужно обращаться к врачам // Воронежские епархиальные ведомости. 1869. № 21. С. 417-420.

4. Кремер А. Обычаи, поверья и предрассудки крестьян села Верхотишанки // Памятная книжка Воронежской губернии на 1870-1871 гг. Воронеж: Типолитография Губернского Правления, 1871. С. 274-305.

5. Ляборинский Н., свящ. Слово, сказанное законоучителем учительской семинарии Н. Ляборинским к народным учителям, бывшим на краткосрочных педагогических курсах при учительской семинарии // Воронежские епархиальные ведомости. 1876. № 21. С. 379-383.

6. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1864. Собрание II. Т. 40. Отделение первое. № 41068.

7. Святочные обычаи и поверья // Воронежские епархиальные ведомости. 1876. № 2. С. 21-31.

8. Село Солдатское, что на Геросиме // Воронежские епархиальные ведомости. 1873. № 1. С. 7-17.

9. Федоров П., свящ. Религиозные обычаи, поверья и суеверия жителей слободы Ендовища, Землянского уезда и выделившихся из нее приходов с.с. Латнаго и Шумейки. Воронеж: Типолитография В. И. Исаева, 1903. 37 с.

VORONEZH PROVINCE RESIDENTS' RELIGIOUS SUPERSTITIONS AND PREJUDICES OF THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Ikonnikov Sergei Anatol'evich, Ph. D. in History Yur'eva Anna Aleksandrovna, Ph. D. in History, Associate Professor Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great ikonnikovsergey88@mail. ru

The article examines Voronezh province residents' religious customs, traditions and superstitions of the second half of the XIX - the beginning of the XX century. Though the majority of the Central Black Earth region's peasant population professed Orthodoxy, ignorance and prevalent illiteracy among the peasantry promoted the adoption of a large number of prejudices and superstitions. On the basis of historical sources the paper analyzes the peculiarities of Voronezh province residents' religious prejudices and superstitions in the post-reform period of Russian history.

Key words and phrases: The Russian Empire; Orthodox Church; Voronezh eparchy; peasantry; religious superstitions.

УДК 7; 18.67.791.43.03 Искусствоведение

Статья посвящена решению ряда актуальных проблем, связанных со становлением и развитием зарубежной экранной культуры, ее неигрового сегмента (кино и телевидения) середины ХХ века. Цель работы заключается в изучении особенностей использования выразительных средств в неигровом кино и телевидении стран Европы и США 1950-1960-х гг. Возросшая эстетическая и художественная гибкость экранной документалистики позволила сделать ее востребованной как со стороны народа, так и дискурса власти.

Ключевые слова и фразы: кино; телевидение; документалистика; телепрограмма; публицистика; экранная культура; cinéma vérité.

Казючиц Максим Федорович, к. филос. н.

Академия медиаиндустрии, г. Москва mkazuchitz@gmail. com

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЭКРАННОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКИ СТРАН ЕВРОПЫ И США 1950-1960-Х ГГ.

Период 1950-1960-х годов в экранной документалистике стран Европы и США характеризуется значительными трансформациями в сфере технических разработок и художественно--выразительных возможностей. В эти годы большое распространение получает телевидение, и как следствие, активно развивается форматно-жанровая структура, включая и неигровой аспект. Актуальность изучения эстетико-художественных особенностей зарубежного телевизионного сегмента указанного времени обусловлена тем влиянием, которое он оказал на последующее формирование современного документального кино и телевидения, в том числе и в России.

В кинематографе Европы конца 1950-х - начала 1960-х годов поворот в области выразительных средств и тематического своеобразия документалистики был связан с влиянием приемов и методов, пришедших из этнографического кино. Вместе с тем подобные изменения во многом были обусловлены широким распространением под влиянием телевидения репортажной эстетики. Подобный стиль позволял привнеси в традиционные жанры экранного очерка, репортажа «эффект зрительского участия», как указывали в научной и публицистической литературе тех лет. Зрелищные возможности в условиях обновленной эстетики (съемка ручной камерой, длительное наблюдение, оперативный монтаж материала и пр.) в значительной степени возросли. О широчайшем распространении новой экранной эстетики наглядно свидетельствует изобразительное решение знаменитого фильма «На последнем дыхании» (1968) одной из ключевых фигур Новой волны во Франции Ж.-Л. Годара. Приемы монтажа и операторской работы здесь весьма точно передают стиль современного для тех лет телевизионного репортажа.

В сфере экранной документалистики 1950-1960-х годов значительный вклад был внесен французским этнографом и кинематографистом Ж. Рушем, основателем направления «синема верите» (cinéma vérité). Термин является переводом названия знаменитого серийного киносборника «Киноправда» отечественных режиссеров Д. Вертова и М. Кауфмана. Впервые выражение "cinéma vérité" применительно к современному экранному процессу употребил известный французский социолог, исследователь культуры и искусства Э. Морен. В журнале "France-Observateuf' 1960 года вышла статья Морена "Pour un nouveau cinéma vérité" («О новой киноправде»), посвященная Международному фестивалю этнографического кино во Флоренции [7, p. 14].

Роль, сыгранная Рушем в становлении новой эстетики документального кино и телевидения, должна быть рассмотрена в нескольких плоскостях: техническая сторона съемочного процесса; методологическая и идейная сторона съемочного процесса в сфере документалистики. Техническая сторона организации съемочного процесса документального фильма в 1950-1960-х гг. в целом может быть сведена к проблемам портативной съемочной техники и синхронной записи звука. Так, съемки знаменитого документально-публицистического фильма «Я - черный» (1958) производились с применением портативной механической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.