Научная статья на тему 'Религиозные отношения и религиозный конфликт'

Религиозные отношения и религиозный конфликт Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10976
952
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ / СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА / РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / RELIGIOUS ATTITUDE / RELIGIOUS CONFLICT / THE SPECIFICITY OF THE RELIGIOUS CONFLICT / RELIGIOUS REVIVAL / RELIGIOUS VALUES / RELIGIOUS INTERESTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лучшева Людмила Владимировна

В статье анализируется проблема религиозных конфликтов как одна из форм религиозных отношений. Автор рассматривает специфику религиозного конфликта, называет современные дисциплины, где религиозный конфликт является объектом исследования, демонстрирует причины сохранения ранних и появление новых религиозных воззрений в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Attitudes and Religious Conflict

The paper deals with the problem of religious conflict as a form of religious relations. The author considers the specificity of religious conflict, lists modern disciplines where religious conflict is the object of study, and demonstrates the reasons for preservation of the old and the emergence of new religious beliefs in the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Религиозные отношения и религиозный конфликт»

УДК 316.7 (450+531)

Религиозные отношения и религиозный конфликт

Лучшева Л.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета

В статье анализируется проблема религиозных конфликтов как одна из форм религиозных отношений. Автор рассматривает специфику религиозного конфликта, называет современные дисциплины, где религиозный конфликт является объектом исследования, демонстрирует причины сохранения ранних и появление новых религиозных воззрений в современном российском обществе.

Ключевые слова: религиозные отношения, религиозный конфликт, специфика религиозного конфликта, религиозный ренессанс, религиозные ценности, религиозные интересы.

На протяжении тысячелетий религия непосредственным образом влияла на мировоззрение и поведение людей. Во всех человеческих обществах присутствие религии проявлялось в самых различных формах и проявлениях. Следы религиозных символов и ритуалов обнаруживаются археологами в захоронениях древних людей, живших задолго до появления письменности. И в более поздние времена религия продолжала оставаться центральной частью жизни общества, определяя реакцию людей на окружающую действительность, закрепляя социальное положение человека в обществе. Религиозные представления часто соединялись с материальной и эстетической культурой - музыкой, живописью или резьбой, танцем, мифами и сказками, создавая тем самым уникальность той или иной цивилизации.

Подходя к изучению такого явления, как религия с позиций теории структурного функционализма, Т. Парсонс определил религию как человеческий феномен, объединяющий культурную, социальную и личностную системы в осмысленное целое [1].

В процессе жизнедеятельности люди вступают в активные экономические, политические и иные отношения, в основе которых может находиться религиозная составляющая, но, как указывает Н.И. Ябло-ков, подобные связи по своему содержанию не будут являться религиозными [2].

Религиозные отношения - это отношения в духовной сфере общества, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием и реализующи-

еся посредством религиозной деятельности. Они могут иметь разный характер - солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с сильным религиозным фанатизмом. Но даже при «мирном сосуществовании» двух или более религий или направлений внутри одной религии, как правило, имеется представление о превосходстве «своего» объединения, направления, религии.

До сегодняшнего дня религия остается глубоко интегрированной во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт, политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и, наоборот, конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.

Религиозный конфликт - разновидность социального конфликта, где все его структурные составляющие (объект, стороны или их побудительные силы, мотивы, интересы, цели и ценности) имеют религиозную основу. Поэтому под религиозным конфликтом обычно понимают противостояние представителей различных вероисповеданий или противоборство внутри одной религии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию.

Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь лю-

дей, внутренний мир верующих, связанный с иным, божественным миром.

На начальном этапе религиозный конфликт реализуется в тематических диспутах. В условиях социально-политического и социально-экономического взаимодействия религиозный конфликт приобретает форму идеологической или политической конкуренции.

В современном мире религиозные конфликты являются объектом изучения целого ряда междисциплинарных дисциплин, а именно: философии, психологии, феноменологии, социологии, истории и религиоведения. Каждая из этих отраслей знаний рассматривает религиозный конфликт под своим углом, используя собственные методы изучения данного явления.

Философия религии рассматривает религиозный конфликт с точки зрения анализа религиозных идей и представлений, доказательств бытия Бога.

Психология религии исследует возникновение, развитие и функционирование религиозных потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п., в том числе их конфликтологическую направленность индивидуального, группового и общественного религиозного комплекса.

Феноменология религии стремится выявить сущность религиозных феноменов, в том числе опыт религиозного конфликта проявляющегося в мифах, обрядах и ритуалах различных народов.

Социология религии изучает религию как общественную подсистему, ее место функции и роль в общественной системе и ее влияние на другие элементы этой системы.

Предметом истории религии являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, взаимосвязь и взаимовлияние религии и общества. История религии сегодня является основной частью такой комплексной и относительно самостоятельной области научных исследований, как религоведение.

По степени распространенности религии обычно выделяют племенные (тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм), локальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, сикхизм, конфуцианство) и мировые (буддизм, христианство, ислам) религии. По степени развитости культа, включая богов и обожествляемых феноменов, принято выделять примитивные (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм); политеистические (индуизм, синтоизм, дохристианские религии древних греков, римлян, германцев и славян); дуалистические (зороастризм); промежуточные (даосизм, конфуцианство); монотеистические (иудаизм, христианство и ислам) религии.

Благодаря исторической преемственности некоторые элементы первобытных и языческих религий сохранились до сегодняшнего дня. В ситуациях 284

опасности суеверия, подобные тотемизму и анимизму получают достаточное распространение. Слово «тотем» возникло у индейских племен Северной Америки, где широко употреблялось для обозначения разновидностей животных и растений, которым приписывалась сверхъестественная сила. Среди эмблем современных спортивных команд, политических и общественных организаций привычными являются символы, аналогичные тотемным. В частности, на гербах субъектов Российской Федерации подобные символы имеют широкое распространение: среди гербов 22 республик 11 содержат тотемные символы; среди гербов 9 краев тотемные животные присутствуют на 5 гербах; из 46 областных гербов на 18-тотемные животные; из 4 автономных округов 2 герба с тотемами.

Многие люди, занятые в профессиях, сопряженных с риском, где случайные факторы существенным образом могут повлиять на результаты их деятельности, например, шахтеры, рыбаки, ведущие промысел рыбы в глубоких водах, спортивные игроки и даже некоторые студенты во время сессии, берут с собой талисманы - определенные предметы, «приносящие удачу», которые также являются тотемными символами.

Анимизм - система верований, согласно которой мир населен духами и призраками. Приверженцы анимизма убеждены, что все живые существа и неживые предметы наделены душой и совершают преднамеренные поступки. Анимистические верования органично вплетались во многие, более поздние верования. Из истоков анимизма идет утверждение о существовании потустороннего мира. В конце XIX в. широкое распространение в странах Европы и Америки получили спиритические сеансы, сутью которых являлось общение с душами умерших людей. В современном мире анимистические взгляды воплощены в идеях эзотерического учения.

Язычество, вплетенное в живую ткань народа, оказалось живучим и в локальных, и в мировых религиях: «всякое религиозное новообразование - это синкретизм новых и старых элементов» [3].

Говоря о мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе, следует подчеркнуть, что их возникновение оказало значительное влияние на историю всего человечества. С одной стороны, все мировые религии носят наднациональный характер, обращаясь ко всем людям без учета классовых и социальных различий. С другой - каждая мировая религия стала предпосылкой укрепления этнической идентичности. Так, распространение ислама позволило арабским племенам осознать свое единство, принятие того же ислама позволило татарам осознать себя татарами, узбекам - узбеками и т.д. Аналогичным образом распространение христианства на Руси стало фактором консолидации славянских племен в более широкие этнические и государственные образования.

Нельзя не отметить связь между возникновением всех мировых религий и крупными историческими событиями и процессами, затронувшими многие тысячи людей и изменившими их судьбу.

Россия исторически является многоконфессиональной и многорелигиозной страной, где представлены все мировые религии, а так же имеются течения сектантской направленности. Точно определить какие и сколько религий исповедуют граждане нашей страны практически невозможно. С 1990-х гг. в России наблюдается религиозный ренессанс, когда не только традиционные для страны религии, но и новые религиозные культы и учения получают свою актуализацию.

Действующая Конституция РФ (от 1993 г.) определяет Российскую Федерацию как светское государство [4]. Вместе с тем Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений» [5].

Изменение советского законодательства по вопросам религии и церкви способствовало быстрому росту новых религиозных движений на территории всей страны. Основным мотивом обращения россиян к нетрадиционным религиям состоит в том, что их не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной светской и церковной идеологией. Они надеются, что новые религиозно-утопические программы сакрального совершенствования человека и оздоровления общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей, с которыми столкнулась современная Россия (да и мир в целом), и безотлагательно помогут им лично.

Новые явления в жизни российского общества становятся объектом пристального внимания и изучения. В отечественную науку приходит заимствованная из трудов западных социологов, психологов и протестантских богословов методология классификации новых религиозных образований. Таким образом, в научной терминологии появились несколько расплывчатых понятий, таких как «тоталитарная секта», «деструктивный культ», «новые религиозные движения», «деструктивные религиозные объединения».

Российский философ Е.Г. Балагушкин, рассматривая понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», отмечал, что под эти определения попадает любая авторитарная иерархическая организация, не только религиозная, но и политическая, психологическая, образовательная, коммерческая,

«практикующая вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания» [6]. Современным научным сообществом сегодня принято использовать термин «новое религиозное движение» (НРД), которое утвердилось благодаря работам английского социолога А. Баркера [7].

Анализируя скандалы, связанные с НРД в 1990-х гг., представители Русской православной церкви (РПЦ) делают акцент на разрушительный характер подобных организаций, они упорно указывают на то, что в подобных организациях полностью подавляется прежняя личностная идентичность, человек часто становится психически больным, разрушаются все прежние социальные связи. Адепту группы внушается негативное отношение ко всему внегрупповому социуму, используется гипноз, насильственная вербовка. Часто в подобных утверждениях присутствует тезис о том, что большинство сект создано для мошенничества и получения денег от обманутых адептов. В литературе процесс навязывания культурной структуры личности обозначается понятием «контроль сознания» (ттёеоШго1) или «реформирование мышления» (thoughtreform).

Русская православная церковь ведет активную борьбу со многими религиозными движениями, стараясь подчеркнуть их отрицательные стороны. В этом конфликте РПЦ активно использует термины «культ» и «секта», в которые вкладывается исключительно отрицательный смысл.

Враждебно относятся к новым религиозным объединениям родители, чьи дети (обычно давно достигшие совершеннолетия и претендующие на самостоятельность в вопросах выбора веры) под влиянием миссионеров перестали учиться, ушли с работы, бросили свои семьи. На этой почве часто возникают серьезные конфликты и возбуждаются судебные преследования «деструктивных сект и культов».

В соответствии с базовыми традициями, которые отчасти моделируются в НРД, сегодня можно выделить неохристианские, неоиудаистские, неовосточные, неоязыческие религии, современный сатанизм и новый оккультизм. Новый оккультизм нашел своих приверженцев среди психоделических групп, где религиозно-мистический культ часто выстраивается на галлюцинациях, вызванных регулярным исполь-зованим наркотических средств.

Новые религиозные движения, как правило, всегда находятся под подозрением и, будучи гонимым меньшинством, становятся естественными сторонниками свободы совести и в целом демократического правового государства. Вместе с тем представители разных НРД в провозглашение свободы совести могут вкладывать самый разный, иногда диаметрально противоположный смысл. Новые религиозные движения отражают, доводя до логического конца, а иногда и до абсурда духовные идеи мас-

сового сознания, в котором размытая духовность, астрология, вера в НЛО, суеверия сочетаются с теософией, популярными практиками и стереотипами, связанными с религией вообще и с традиционными для России религиями, в частности. НРД предлагают человеку в концентрированном виде только те религиозно-духовные идеи прошлого, которые привлекательны для современного массового сознания.

Таким образом, и сегодня религия располагает возможностью влиять на различные социальные слои и группы, что оставляет актуальным изучение процессов происходящих непосредственно в религиозной среде, а так же анализ ее взаимоотношений с государством и обществом. Как мощный социальный институт религия обладает как деструктивными, так и конструктивными возможностями. Дуальность религиозного влияния определяет степень доверия к тем или иным религиозным организациям и требует расширения знаний о религии не только в академических кругах, но и на обыденном, бытовом уровнях.

Литература:

1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса. - М.: Прогресс, 1972. - 392 с.

2. Яблоков Н.И. Религиоведение: учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2004. - 317 с.

3. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). - М.: Мысль, 1984. - 222 с.

4. Конституция Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2017. - 32 с.

5. О свободе совести и религиозных объединениях. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 // СПС Гарант. - URL: http://base.garant. ru/12164203/ (дата обращения: 04.01.2017 г.).

6. Балагушкин Е.Г. Новые религиозные движения России: структурно-функциональный и семантический анализ. - М.: Саарбюккен, 2013. - 488 с.

7. Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 275 с.

Religious Attitudes and Religious Conflict

Luchsheva L.V.

Kazan National Research Technological University

The paper deals with the problem of religious conflict as a form of religious relations. The author considers the specificity of religious conflict, lists modern disciplines where religious conflict is the object of study, and demonstrates the reasons for preservation of the old and the emergence of new religious beliefs in the modern Russian society.

Key words: religious attitude, religious conflict, the specificity of the religious conflict, religious revival, religious values, religious interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.