Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА(ДОКТРИНА, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА)'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА(ДОКТРИНА, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО И РЕЛИГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фоминская Марина Дмитриевна

В статье предпринята попытка проанализировать влияние религиозных взглядов и представлений на современное право, в том числе конфессий на современный законотворческий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА(ДОКТРИНА, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА)»

Фоминская Марина Дмитриевна

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ставропольского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права

Fominskaya Marina Dmitrievna

doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Stavropol Institute of Cooperation (branch) Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

E-mail: fominskaya@inbox.ru

Религиозные основания изменения законодательства (доктрина, практика, техника)

Religious grounds for changing legislation (doctrine, practice, technique)

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать влияние религиозных взглядов и представлений на современное право, в том числе конфессий на современный законотворческий процесс.

Ключевые слова: Государственно-конфессиональные отношения, право и религия, правовая политика, законотворчество, правовая доктрина.

Abstract. The article attempts to analyze the influence of religious views and ideas on modern law, including confessions on the modern legislative process.

Keywords: State-confessional relations, law and religion, legal policy, lawmaking, legal doctrine.

Введение

Современное российское общество, несмотря на секуляризацию массового сознания, сохраняет уважение к религиозным традициям россиян. Особая роль признается за православной верой, которая много столетий выполняла культуроформирующую и государствообразующую функции. Влияние и авторитет Русской православной церкви (далее также - РПЦ) и сегодня связан с мощным воздействием православия на формирование русской этнокультуры, на появление и развитие русской государственности.

О сохранении авторитета и важной роли в общественной жизни православной церкви свидетельствуют и социологические опросы. Согласно этим опросам процент относящих себя к Русской православной церкви значительно превышает половину населения. Интересно отметить, что это касается не только возрастного населения, но и молодежи. Так, например, проводился опрос Институтом социологии РАН относительно православной идентичности учащихся старших классов российских школ. Выяснилось, что 89,7 % учащихся идентифицирует себя с православной церковью. Некоторые исследователи на основе данного опроса сделали вывод о том, что наше государство не вполне отвечает критериям поликонфессионального общества, являясь, скорее, моногоконфессиональным 1. В этом же исследовании прояснилось, что ни к какому вероисповеданию себя не относит менее 1%. Мусульманами себя считает около 5,3 % старшеклассников Российской Федерации. Остальные конфессиональные предпочтения еще меньше: католической веры придерживается всего 1 % населения, а буддизм исповедует всего 0,4%. Иудаизм, как и протестантизм, поддерживает около 0,2%. По конфессиям, не представленным в опросе, распределилось около 2,5% анкетируемых.

Другой пример: среди студентов высших учебных заведений атеистов еще меньше. Около 95,7% опрошенных идентифицирует себя с определенной религией. При этом подавляющее большинство относит себя к представителям традиционных конфессий, православия и ислама 2. Но данное иссле-

1 Пейкова З.И. О православной идентичности российских старшеклассников в конце XX века. URL: http://rusk.ru/ st.php?idar=6016 (дата обращения: 12.04.2017).

2 Лагунов А. А. О результатах социологического опроса «религия и я» // Пространство и время. № 4. 2012. С. 126; Кублицкая Е. А. Развитие процесса десекуляризации в мегаполисе (мониторинговые исследования) // Социология религии в обществе Позднего Модерна: сборник статей по материалам четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 / отв. ред. С. Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2014. С. 171-175; Тихомиров Д. А. Особенности религиозности московских студентов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 177-191. DOI:10.14515/monitoring.2017.3.12.

дование показывает и то, что уровень погружения в духовную жизнь весьма незначительный, так как лишь 8-9% подчиняют свой образ жизни требованиям религиозного вероучения1. Все верующие признают государствообразующий характер православной веры и ее вклад в историю и культуру российского государства 2.

Возникает следующий вопрос: насколько сильным является на сегодняшний день влияние традиционных конфессий на право в целом, на законотворческий процесс, в частности? Насколько глубоко сегодня учитывается религиозность российских граждан? Каковы каналы влияния религии на современное право и государство? И обратный вопрос: о влиянии государства на жизнь конфессий. Можно ли говорить о том, что государственная поддержка традиционных конфессий позволяет им развивать свою миссию? Стоит ли ограничивать новые биомедицинские и цифровые технологии в условиях их отрицания традиционными религиями? Эти и другие вопросы, связанные с природой теократического правопони-мания, теократической государственности, правовой культуры, стали основой формирования и предметом анализа в новой междисциплинарной области знаний - правовой теологии. В этом году вышла монография в издательстве «Проспект», посвященная правовой теологии, выпущенная коллективом автором под научной редакцией профессора Овчинникова Алексея Игоревича 3.

«Вера в Бога» в отечественном законодательстве

Указанные выше вопросы не всегда становятся предметом рассмотрения правоведов, посвятивших свое творчество правотворческому процессу. Однако, следует иметь ввиду, что федеральные законы и доктринальные юридические документы российского государства всесторонне поддерживают влияние религиозных ценностей на современное государственно-правовое развитие России 4, на образовательную политику 5, государственную политику в отношении соотечественников 6, на имущественные отношения в сфере государственной и муниципальной собственности7, на национальную политику, на противодействие экстремизму 8 и национальную безопасность 9.

Однако, самой явной и однозначной позиция государства в отношении религиозных ценностей стала в период поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 года. При этом ключевой в вопросе ее формулирования стоит признать роль Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, предложившего включить в текст Основного закона ценность «веры в Бога». Стоит признать и роль Президента Российской Федерации, поддержавшего такую поправку. Безусловно не стоит преувеличивать ее влияние на законотворческий процесс и развитие государственно-конфессиональных отношений. Внесение в Основной закон поправки о вере в Бога может повлиять на усиление различных каналов влияния конфессий на законодательство. В ч. 2 новой статьи 67 со значком 1 говорится: «2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» 10.

Конституционный суд Российской Федерации относительно этой поправки указал: «Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 67.1, часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, про-

1 Кащаева М. В., Пирогова О. В. Религиозные ориентации студенческой молодежи провинциального центра (на примере Барнаула): от теории к практике. 2019. №2. С.112.

2 Там же.

3 Правовая теология и государственно-конфессиональные отношения в современной России: сборник статей и докладов. Отв. ред. А. И. Овчинников. М.: Проспект. 2022.

4 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2021) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16218/ (обращения: 12.09.2022).

5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (обращения: 12.09.2022).

6 Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_23178/(обращения: 12.09.2022).

7 Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-Ф3 (ред. от 01.07.2021) «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Консультант-Плюс. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107378/ (обращения: 12.09.2022).

8 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555(обращения: 14.09.2022).

9 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (обращения: 14.09.2022).

10 Полный текст поправок к Конституции: что меняется? URL: http://duma.gov.ru/news/48045/ (дата обращения: 15.09.2022).

возглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности» 1.

Представители юридической науки в России в большинстве своем признают положительную роль традиционных религий на развитие современного государства и права. Подчеркивается духовно-нравственное значение Русской православной церкви в деле воспитание детей и молодежи, профилактики агрессии и насилия в обществе. Например, В. В. Пущанский пишет: «Необходим нравственно-религиозный фундамент для дальнейшего развития Российского государства и общества. Российская Православная Церковь представляет собой тот общественный институт, который может помочь преодолеть пропасть между богатыми и бедными, народом и властителями, смягчить зависть и злобу в сердцах обнищавших духом людей» 2.

Обращается внимание и на неразрывность религии и правосознания, разделение которых не уместно в государстве с тысячелетней традицией симфонии властей. Важно в правотворческой деятельности учитывать традиционные религиозные ценности. Справедливо отмечается, что «в процессе правотворчества важно учитывать правосознание народа, а оно имеет библейские корни» 3.

В тоже время такое положительное отношение к традиционным религиям нельзя признать повсеместными. О. А. Дворникова приводит в качестве примера решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. № ГКПИ00-1419. Оно связано с решением вопроса о дополнительных выборах в ситуации, когда дата их выпала на православный праздник (День Святой Троицы). В переносе было отказано на том основании, что в России никакая религия не может быть установлена в качестве государственной. Верховный Суд Российской Федерации признал, что канонические правила не могут оказывать воздействия на деятельность органов государственной власти. По ее мнению, следует сохранять дистанцию государства по отношению ко всем конфессиям: «Уважая православие как религию подавляющего большинства населения страны и признавая его особую историческую роль в становлении и развитии российской государственности, юридически приоритетным по отношению к другим религиям его считать не следует» 4. Такое «сдержанное» отношение к православию встречается и в работах известного исследователя государственно-конфессиональных отношений А. В. Пчелинцева: «осознание духовного, культурного и религиозного многообразия является основанием для национального единства всей многонациональной и многоконфессиональной страны» 5.

Однако подавляющее большинство авторов поддерживает сотрудничество или соработничество государства и религий, признавая положительное влияние православной Церкви на общество, но при этом считает, что принцип светскости стоит сохранять, избегая клерикализации государственного аппарата. Стоит обратить внимание на предложение модернизации принципа светскости: «На уровне Основного Закона страны должна получить свое обоснование такая интерпретация идеи светского государства, которая допускает как «особое» отношение государства к отдельным религиям и конфессиям (как это сделано в ряде зарубежных светских государств), так и дополнительные гарантии религиозно-нравственной составляющей в деле не только патриотического воспитания подрастающего поколения, но и формирования у него базового набора морально-нравственных ценностей и приоритетов, далеко выходящих за границы исключительно гражданского сознания и служащих исключительно интересам государства.» 6. Он же предлагает: «На уровне преамбулы Конституции Российской Федерации следовало бы обозначить приоритет религиозных ценностей над государственными. Необходимо четко обозначить систему приоритетов - не религиозно-нравственные ценности на благо и в интересах государства (как это следует из соответствующих конституционных новелл), а государство и его институты во благо и

1 Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З, город Санкт-Петербург. URL https://rg.ru/2020/03/17/ks-rf-popravki-dok.html (дата обращения: 15.09.2022).

2 Пущанский В. В. Государство, общество и православная церковь в условиях российской ментальности // История государства и права. 2006. № 11. С. 8.

3 Куприянов А. А. Библейские корни правосознания россиян // Библия и конституция: сборник статей. М.: Изд-во ММВБ 1998. С. 83.

4 Дворникова О. А. Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права. 2009. №7. С.49.

5 Пчелинцев А. В. Свобода религии и права верующих в современной России. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 11.

6 Баранов П. П. Совершенствование религиозно-нравственных характеристик Конституции РФ // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2022. Т. 9, № 1. С. 57-63. - БОТ: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-7.

во имя религиозно-нравственных ценностей» 1. Особо стоит несколько слов сказать и о государственно-конфессиональных отношениях в субъектах Российской Федерации, где история народа тесно связана с традиционным исламом.

Опыт государственно-конфессионального сотрудничества в исламских регионах Российской Федерации

Исследователи политической и правовой жизни в республиках Северного Кавказа отмечают, что вопросы религиозно-правового взаимодействия государства и конфессиональных объединений в деле создания нормативно-правовых актов приобретают все большую актуальность. Эти вопросы приобретают политическую важность. «Все чаще можно слышать из уст молодых людей, что они хотели бы, чтобы в Ингушетии установился шариатский закон» 2. Данный запрос от молодежи не случаен: Муфтият Ингушетии в 1999 году стал инициатором введения в школах с 5 по 11 класс дисциплины «Основы ислама». На данном предмете ученики изучают не только социокультурное значение ислама, но и практику духовной жизни: молитвы, «Коран», намаз, жизнь пророков и т. д., иными словами, в общеобразовательных школах активно осуществляется религиозная жизнь. Оценивая положительно развитие традиционного ислама в регионах России, все же отметим, что практическая духовная жизнь в светских образовательных учреждениях при изучении образовательных дисциплин вряд ли уместна.

Жители Ингушетии, исповедующие ислам, имеют различные каналы влияния на законодательную и исполнительную власть. Существует специальный механизм, настроенный на использование исламской демократии - «ва1ад» («ваад» - ингушский закон обязательный для всех), который представляет собой общее решение собрания мусульман региона по определенному общественно значимому вопросу. Данное решение принимается видными богословами, авторитетными учеными-богословами, авторитетными старейшинами сообща. Этот механизм используется для того, чтобы объединить различных мусульман для выработки общей линии поведения.

Правительство республики поддерживает исламские обычаи. Одним из таких обычаев является хадж в Мекку. Государство оказывает материальную помощь малообеспеченным слоям населения необходимую для его совершения. Поддерживаются государством и религиозные праздники, сокращенный рабочий день в пятницу, когда совершается соборная молитва. Около половины опрошенных обращались в суд шариата.

Думается вряд ли уместно полноценное внедрение норм шариата. Это означает серьезное изменение правовой системы Российской Федерации, где правовой плюрализм запрещен. Однако именно ислам может стать препятствием на пути возрождения ряда варварских обычаев - адатов, так как Коран против насилия над личностью. Поэтому не вполне понятно, каким образом с помощью Корана оправдываются преступления против личности. Например, когда говорится о таких правонарушениях как проявление домашнего насилия и насилия в отношении женщин, некоторые исследователи обращают внимание, что должностные лица и представители силовых структур «ссылаются на культуру, обычаи, религию и традиции в качестве оправдания неисполнения своих обязанностей» 3. Думается такое положение вызвано искаженным толкованием заповедей ислама. Фаррух Хайруллоев - специалист в сфере предупреждения насилия в семье и исследователь исламского права отмечает, что одним главных постулатов, декларируемых в Исламе для верующих, является принцип безопасности во всех сферах: в личной, общественной, государственной. Кроме того, Пророк Мухаммад задал такой вопрос, обратившись к своим сподвижникам: «Хотите знать, что имеет более важную ценность, чем молитвы, пост и хадж?». И ответил весьма однозначно, что важнее всего перечисленного выше является улаживание конфликтов, то есть миролюбие 4. Видимо поэтому шариат в некоторых вопросах негласно влиял на правосудие. Советские суды даже в период восьмидесятых-семидесятых годов прошлого столетия, уже составленные из этнических кадров, негласно учитывали нормы адата и шариата 5. Современные правоведы, признавая роль ислама в становлении культуры и нравственности народов Кавказа считают, что в вопросе интеграции шариата в правовую систему России стоит не спешить. «Не следует возрождать или трансформировать в современное правовое регулирование обычаи, неприменимые в современной действительности и отражающие не самые лучшие стороны исторического прошлого народов Северного Кавказа» 6.

1 Баранов П. П. Совершенствование религиозно-нравственных характеристик Конституции РФ // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2022. Т. 9, № 1. С. 57-63. - БОТ: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-7.

2 Евлоева Л. М. Взаимосвязь права и религии в Ингушетии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. 2016. № 5(67) C. 80-83.

3 Евлоева Л. М. Указ. соч. С.136.

4 Фаррух Хайруллоев: «Ислам пришел именно для защиты прав женщины». URL: https://vecherka.tj/archives/33590 (дата обращения: 05.09.2022).

5 Бабич И. Л. Особенности правовой практики на Северном Кавказе (на примере Кабардино-Балкарии) // Государство и право. 2003. №12. С. 15.

6 Васильев А. М., Михайленко Н. М. Роль правового обычая в правовой культуре общества (на примере Северного Кавказа) // История государства и права. 2015. № 16. С. 7 - 11.

Например, известный в Дагестане юрист А. М. Халилов еще в 1999 г. отмечал, что следует «строить законодательство Дагестана с учетом норм и традиций шариата, соблюдая, однако, постепенность и осторожность при построении у нас обновленного общества, учитывая степень подготовленности современных дагестанцев к мусульманскому образу жизни» 1. Далеко не все нормы шариата могут быть интегрированы: при соблюдении определенных условий отдельные начала шариатского правосудия -такие, например, как примирительные процедуры, этика поведения судей - могут применяться только в ее мусульманских регионах 2. По мнению Мисрокова З. Х., причинами востребованности мусульманского права на Северном Кавказе является «установление нового социального порядка, введение нового единообразного права, имеющего большие пробелы и игнорирующего культурно-правовые традиции народов России» 3.

Известно, что ранее уже возникали тенденции построения государственности на основе шариата в ваххабитском варианте в Чечне и Дагестане. Народным Собранием Республики Дагестан 16 сентября 1999 г. был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории Республики Дагестан», запрещающий пропаганду и деятельность экстремистских группировок на территории республики4. Согласно ст. 2 данного нормативно-правового акта обучение жителей республики Дагестан в религиозных учебных заведениях за пределами республики и Российской Федерации допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации, согласованному с государственным органом по делам религии.

На сегодняшний день, в традиционных исламских общинах шариат играет большую роль. Заместитель председателя Духовного управления мусульман Дагестана А. Тагаев отмечал, что «без учета исламского фактора в Дагестане невозможно принимать какие-то законы. Они не будут работать. Они будут работать в той мере, в какой этого хотелось бы тем, кто принимает эти законы, шариату присуща универсальность и стабильность, которых, конечно, так не хватает сегодня. Если в шариате есть и универсальность, и стабильность, разумно ли нам сегодня не воспользоваться этими и универсальностью, и стабильностью?» 5. В частности, по его мнению, такой важный для Дагестана вопрос как земельные конфликты, стоит передать на усмотрение сельских общин - джамаатов: «И касаясь земельного вопроса, который будоражит умы всех дагестанцев. Я, например, самый лучший выход, вижу в том, чтобы земельный вопрос передать джамаатам, чтобы на месте решались земельные вопросы. Все знают, чьи эти земли» 6.

Особо остро вопрос о шариате может возникнуть в традиционных русских субъектах, где находится большое количество мигрантов из Средней Азии: Московская, Калужская, Ленинградская области. В результате легализации норм шариата в исламских регионах Российской Федерации может произойти «цепная реакция» и в этих субъектах, что приведет к политическим конфликтам с коренными жителями регионов.

Зарубежный законодательный опыт

В государствах Западной Европы, не «знавших» атеизма и богоборчества, религиозные ценности закреплены издавна в законодательстве. Так, например, Конституция Норвегии закрепляет статус еван-гелическо-лютеранской религии как официального вероисповедания, а родители, исповедующие ее, должны воспитывать в вере своих детей (§ 2) 7. В греческом Основном законе прямо указывается, что его принятие осуществлено «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы». Там же в статье 3 зафиксирована «господствующую» роль в общественной и государственной жизни православия. Греческая конституция предоставляет особый статус полуострову Афон - Святой горы (ст. 105). В Конституции Ирландии закрепляется религиозное происхождение государственной власти. В ней сказано, что источником всех властей является Пресвятая Троица. Именно Троица признается высшей целью существования государства и человека: «последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства» 8.

Следует иметь ввиду, что такие проявления религиозности являются признаком не только старых конституций, но и вполне современных, принятых в последние несколько десятилетий. Например, в Основном Законе Венгрии, принятым уже после вступления этой страны в Евросоюз в 2011 году, в самом

1 Встреча с ученным //Ахульго. 1999. №2 (Февраль). С. 88.

2 Сюкияйнен Л. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Брилл Олкотт М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. С. 15.

3 Мисроков З. Х. Особенности формирования уголовно-правовой политики на Северном Кавказе // Законность. 2002. № 10. С. 36.

4 Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». URL: https://docs.cntd.ru/document/802037545 (дата обращения: 05.09.2022).

5 Магомедов Р. М. Единство народов - великое благо Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2001. 78 с.

6 Единство народа - главная наша опора // Дагестанская правда. № 6-7. от 10 января 2004. С.2.

7 Конституция королевства Норвегия. URL: https://legalns/com (дата обращения: 10.09.2022).

8 Конституции государств мира. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=153 (дата обращения: 10.09.2022).

начале говорится: «Боже, благослови венгров!» 1. В другом восточноевропейском государстве - в Конституции Болгарии 1991 года, говорится о том, что «традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание» (статья 13). Большую роль играет католическая церковь в Республике Польша. Преамбула Основного закона этого государства содержит предупреждение об ответственности «перед Богом и собственной совестью».

Большую роль юридическое закрепление традиционных конфессий признают и в Израиле. В этом государстве, являющемся светским по своей природе и законам, практически государственной религией является иудаизм. При этом большинство правоведов, политологов и социологов активно поддерживают свою традиционную религию, полагая, что именно иудаизм сохраняет этнокультурную идентичность еврейского народа 2.

Как правило, упоминание Бога, ответственности перед Богом, о значимости веры в Бога говорится в преамбулах Основных законов, что является свидетельством значительного влияния религии на появление и легитимацию конституционного права в этих странах (действующие Конституции ФРГ, Польши, Швейцарии и т. д.).

Обзор зарубежной литературы

Если говорить о европейской юридической литературе, то здесь мы имеем дело с четкой ориентацией на секулярное понимание государственно-конфессиональных отношений. Наиболее распространенной является точка зрения, высказанная в статье Дэвида Вандрунена: если в теократии Древнего Израиля несомненным было единство законодательства Моисея и принципов правопонимания, то после пришествия Иисуса Христа правопонимание не может быть построенным на христианской системе ценностей, так как это противоречило ценности свободы человеческой личности, ценность которой возведена в абсолют самим Сыном Божиим 3. Впрочем, в католических странах, в частности, в Испании, существуют и иные позиции, свидетельствующие о том, что принцип нейтралитета государства по отношению к конфессиям вовсе не означает отсутствие положительного отношения к религии общества. Более того, профессор Рафаэль Паломино предлагает считать положительный нейтралитет - понятием, которое отражает истинное положение в деле государственно-конфессиональных отношений в стране с мо-ноконфессиональностью, такой какой является Испания. По его мнению, «нейтралитет в некотором смысле является мифом, потому что он оказывается невозможным на различных уровнях (истинно нейтрального состояния не существует) или потому, что он значительно нюансирован, чтобы адаптировать его к сложностям реальности» 4. Аналогичной позиции придерживается и профессор Калифорнийского университета Эрвин Чемерински: несмотря на то, что США создавались христианами и существует масса юридических фактов, свидетельствующих о большой важности в правовой жизни и государственной деятельности религиозных праздников, Священного Писания - Библии, религиозных понятий и идей, данное государство не является христианской страной в силу религиозного нейтралитета: это не христианская нация по принципу светскости правительства и конституции, американская нация не была и не должна быть христианской нацией, несмотря на то, что Верховный суд США все чаще принимает решения, основываясь на учете христианских аргументов 5. Это автору, разделяющему христианскую веры, представляется достаточно опасным. Возникает вопрос: почему? Вовсе не потому, что тем самым нарушаются права иных конфессий. А потому, что особенностью христианства является то, что это религия индивидуального выбора, дела личной совести, а ее огосударствление ведет к бюрократической и принудительной христианизации, что разрушительно сказывается на духовно-нравственном состоянии общества. Между тем, юридическая практика в США свидетельствует о большой роли законодательства Моисея в развитии юридической доктрины и анализе правовых процессов в этой стране со стороны разных ученых 6. И это вполне закономерно, так как даже среди позитивистски настроенных правоведов, лидером которых является, как известно, Джон Остин, редко отрицается необходимость соответствия положительного права божественному закону. Джон Остин подчеркивал тесную связь между законом Божьим и позитивным законом, но не объединял эти понятия, а говорил о том, что закон должен быть со-

1 Конституция Венгерской республики. URL: https://legalns/com (дата обращения: 12.09.2022).

2 См.: Марченко М. Н. Основные принципы иудейского права // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2001. № 1. С. 66.

3 David VanDrunen. Jesus Came "Not to Abolish the Law but to Fulfill It": The Sermon on the Mount and Its Implications for Contemporary Law,47 Pepperdine Law Review 523 (2020) Available at: https://digitalcommons.pepperdine.edu/plr/vol47/ iss2/17 (дата обращения: 22.08.2022).

4 Rafael Palomino, Religion and Neutrality: Myth, Principle, and Meaning, 2011 BYU L. Rev. 657 (2011). Available at: https://digitalcommons.law.byu.edu/lawreview/vol2011/iss3/5 (дата обращения: 25.08.2022).

5 Chemerinsky, Erwin (2021) "No, It Is Not a Christian Nation, and It Never Has Been and Should Not Be One", Roger Williams University Law Review: Vol. 26: Iss. 2, Article 5. Available at: https://docs.rwu.edu/rwu_LR/vol26/iss2/5 (дата обращения: 25.08.2022).

6 Skeel, David A. Jr. and Longman, Tremper, "The Mosaic Law in Christian Perspective" (2011). Faculty Scholarship at Penn Carey Law. 367. Available at: https://scholarship.law.upenn.edu/faculty_scholarship/367 (дата обращения: 20.08.2022).

здан в соответствии с законом Божьим. Закон Бога, сказал он, можно познать одним из двух способов, а именно: либо посредством Откровения Бога, либо благодаря применению критерия пользы человеческому обществу, так как Творец желает благополучия всем своим творениям 1. Иными словами, то, что полезно, того и хочет Бог. Можно определить допустимость или правильность закона, просто применяя тест полезности: увеличивает ли закон счастье или благо общество? Таким образом, цели права должны быть выведены из природы человека, понимаемой в теологическом смысле.

Если же говорить о конфликтах между правом и религией, то здесь позиции зарубежных правоведов полностью на стороне секулярно-атеистического понимания светскости. Примером может считаться статья преподавателя юриспруденции в Лондонском королевском колледже Лоренцо Лукка, который в своем анализе коллизий между правом в его современном европейско-либеральном понимании и религией занимает явно сторону права, толкуя коллизии в пользу примата плюрализма от религиозных обязанностей 2. Например, в его статье высказывается отрицательное отношение в связи с запретом на оскорбление чувств верующих, что присутствует в ряде решений ЕСПЧ. Его аргумент таков: чем таким отличаются религиозные убеждения от иных, что заслуживают особой защиты.

Католическая церковь активно использует светский, а не богословский, дискурс для того, чтобы отстаивать соответствие заповедям законодательства. Например, аборты нарушают «право человека на жизнь», а сексуальное просвещение детей - «право родителей самостоятельно выбирать их воспитание, закрепленное в ряде международно-правовых актах 3.

Конфессии как субъекты правотворческого процесса

Большую роль в правотворческом процессе играет признание религиозных объединений институтами гражданского общества. Часто забывается о том, что РПЦ, как и другие конфессии, являются не только самыми крупными институтами гражданского общества, но и реально существующими, в отличие от искусственных образований типа Общественных палат или политических партий. в юридической литературе справедливо отмечается тот факт, что РПЦ является институтом гражданского общества и имеет полное право влиять на государство. Среди признаков этого статуса: гражданственность, активность, солидарность, доверия, самореализация и т. д. 4 Нельзя не согласится с профессором Барановым Павлом Петровичем: «В условиях, при которых подавляющее большинство граждан потеряло или продолжает терять веру в исключительно либеральные правовые институты и ценности, перманентного возникновения очагов повышенной социальной напряженности, в обстановке стремительной девальвации истинного представления о добре и зле и все большего отстранения от населения политической и экономической элиты Русская православная церковь как один из важнейших институтов гражданского общества могла бы выступить в качестве надежного социального и правового ориентира и вектора дальнейшего развития Российского государства» 5. Этому исследователю принадлежит и идея наделения Патриарха как главы Архиерейского Собора РПЦ и лидера самого большого в России и за ее пределами сегмента гражданского общества правом законодательной инициативы. Патриарх постоянно обращает внимание органов государственной власти на проблемы семьи и демографии, социальной справедливости и нравственной адаптации детей и молодежи к вызовам современного мира. Например, Патриарх предложил конкретные приоритеты социально-демографической политики государства: «Русская Православная Церковь в активном взаимодействии с общественными организациями и представителями иных религий неизменно выступает с различными законодательными инициативами, направленными, в частности, на помощь многочадным родителям, защиту семьи от неоправданного вмешательства извне и борьбу с абортами. Надеюсь, что эти и многие другие значимые шаги по укреплению нравственных основ в жизни соотечественников будут иметь успешное продолжение» 6. Ему же принадлежит ряд инициатив в сфере информационной поддержки семейных ценностей: «нужны хорошие литературные произведения, телевизионные передачи, которые еще и еще раз подчеркивали бы важность семьи и семейных ценностей» 7.

1 Samuel E. Stumpf, Austin's Theory of the Separation of Law and Morals, 14 Vanderbilt Law Review 117 (1960). Available at: https://scholarship.law.vanderbilt.edu/vlr/vol14/iss1/6 (дата обращения: 20.08.2022).

2 Zucca L. Law v. Religion // Law, State, Religion in the New Europe: Debates and Dilemmas / L. Zucca and C. Ungureanu (eds). Cambridge, 2012. P. 137-159.

3 Aurélia Bardon, Maria Birnbaum, Lois Lee, Kristina Stoeckl. Religious pluralism: A Resource Book / Edited by // European University Institute, 2015. URL: https://iris.unito.it/retrieve/handle/2318/1542329/94509/ (дата обращения: 10.10.2021).

4 Осипов О. В., Аверьянова Д. В. Православная церковь современной России в системе гражданского общества // Социум и власть. 2019. № 3. C. 15-29.

5 Баранов П. П. Совершенствование конституционно-правовых основ функционирования русской православной церкви и гражданского общества // Философия права. 2012. №4. С.57.

6 Семья призвана стать школой любви. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/07/08/semya_prizvana_ stat_shkoloi_lyubvi (дата обращения: 20.08.2022).

7 Патриарх Кирилл о проблемах семьи, биоэтики и развития технологий: 5 важных тем. URL: https://foma.ru/patriarh-kirill-o-problemah-semi-bioetiki-i-razvitiya-tehnologij-5-vazhnyh-tem.html (дата обращения: 20.08.2022).

Сами верующие могут через общественные организации, создаваемые с целью способствования деятельности религиозного общественного объединения, осуществлять различные религиозные проекты. Так, например, в декабре 2009 года в Москве состоялся I Форум православных женщин на тему «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России». Приветственное слово организаторам и участникам форума православных женщин направила С. В. Медведева, в котором было отмечено, что: «Сегодня решение таких приоритетных задач, как проблемы демографии, укрепление института семьи, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма объединяет усилия государства, Церкви и самих граждан. И здесь важную роль должны сыграть православные женские организации» 1.

Государство положительно оценивает активность РПЦ в деле поддержки социальных программ. Например, Церковь активно содействует интеграции мигрантов в общественную жизнь. Так, Русская православная церковь организовала в Москве Дом матери. Также председатель Правительства попросил Патриарха подключить церковные структуры для помощи в социально-культурной адаптации приезжающих к нам граждан из других государств.

Однако основой влияния на законотворческий процесс в Российской Федерации, как республике с сильной президентской властью, является Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.2 Важным примером стоит признать разработку законодательных положений, необходимых для безвозмездной передачи церковного имущества религиозным объединениям, что было сделано благодаря тесному сотрудничеству РПЦ и Президента Российской Федерации. Например, В. В. Путин в октябре 2004 г. на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ лично объявил об изменениях в земельном законодательстве и подписании соответствующих законов, необходимых для особого режима собственности религиозных организаций в условиях нового Земельного кодекса Российской Федерации 2003 года 3. Аналогично ситуация разрешилась и с Налоговым кодексом 2002 года, когда была введена единая ставка налога на прибыль и отменены существовавшие ранее льготы - после встречи Патриарха и Президента льготы были восстановлены. Аналогично разрешился вопрос о государственной аккредитации религиозных образовательных учреждений.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации играет важнейшую роль в трансляции инициатив традиционных конфессий, оглашении их законных интересов и представлений в сфере государственно-конфессиональных отношений. В настоящее время в истории повесток заседаний совета имеются вопросы противодействия экстремизму и терроризму, духовно-нравственного воспитания и социальной поддержки малоимущих, адаптации мигрантов и межэтнических конфликтов. В его состав включены христиане в количестве 11 членов, то есть имеют абсолютное большинство в Совете. 4 Имеется опыт совместных заседаний Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с Государственным советом 5.

Современная критика церкви основана на обвинении в угрозах клерикализации государства. «Попытки религиозных сообществ выдвигать и продвигать свои инициативы свидетельствуют о клерикали-зации политического режима и общественных отношений» 6. Негативно оценивается участие священнослужителей в различных видах служения: в армии, в пенитенциарной системе, в образовании и здравоохранении. Так, например, В. С. Кржевов считает нарушением светского характера государства то, что духовенство «проникает в армию и силовые структуры». Не нравится ему также желание церковных властей ввести курс изучения основ православной культуры и основ православия7. Автор полагает, что такое усиление влияния РПЦ приведет рано или поздно к идеократии и тоталитаризму. Думается в данной позиции больше эмоций чем научной аргументации: автор вообще отрицает понятие «православная культура», предлагая вместо «Основ православной культуры» школьниками внедрять исключительно гуманистические и светско-атеистические научные идеалы.

Автор данного пассажа сам забывает о том, что Конституции и гуманистические идеалы, ценности достоинства и прав человека рождены благодаря религии, а именно христианству. Правильно некото-

1 Сайт Московской патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/956640.html (дата обращения 25.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Донцев С.П. Президент в системе государственно-конфессиональных отношений современной России // Политическая наука. 2019. № 4. С. 216-239.

3 Выступление на встрече с участниками Архиерейского собора Русской православной церкви // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22624 (Дата посещения: 20.06.2019. )

4 Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.08.1995 № 357-рп «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req= doc&base= ЕХР&п=229203#05757490308052597 (дата обращения: 20.06.2019).

5 Совместное заседание Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/17/3405 (дата обращения: 20.06.2019).

6 Денисова Л.В., Морозов А. А. Общественно-политическая активность религиозных объединений: клерикализация и секуляризация // Вестник Забайкальского государственного университета 2021. Т. 27. №. 9. C.55-64.

7 Кржевов В. С. Общество, государство и церковь в современной России // Вестник Московского университета. Серия 7. 2007. № 5. С. 27-55.

рые авторы говорят о необходимости конституционной теологии 1. Д. Г. Шустро справедливо отмечает: «Конституция Российской Федерации, как любая другая, построенная на западном конституционном идеале, имеет в своей основе этику христианских ценностей и может быть проанализирована с помощью конституционной теологии. Например, всемогущий Бог из теологии становился сувереном в российской Конституции - всевластным народом (ст. 3); разделение властей на три ветви (ст. 10) находит аналогию со Святой Троицей (три ипостаси единого Бога) в теологии; запрет злоупотребления правом (ч. 3 ст. 17) и возможность ограничения прав и свобод личности (ч. 3 ст. 55) восходят к евангельскому «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк. 12: 31); сотворение человека «по образу» и «по подобию» Божию (Бытие 1: 26) воплотилось в конституционном признании достоинства личности (ст. 21); чрезвычайное положение (ст. 56) имеет для юриспруденции значение, аналогичное значению чуда для теологии, когда «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27) и т. д.» 2.

Завершая, отметим, что сегодня, во время мирового кризиса и специальной военной операции, религия играет важнейшую гуманистическую роль. В качестве примера можно привести Вооруженные силы, где вера в Бога становится основанием «воинского духа», мужества и героизма. Именно благодаря вере в Бога многие военнослужащие сохраняют стойкость в деле обеспечения национальной безопасности, мира и согласия на российской земле.

1 Шустров Д. Г. Essentia constitutionis: Конституция Российской Федерации - взгляд через века конституционной теории // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3. С. 71.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.