Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР ГЛАЗАМИ 5-ГО УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (1971 ГОД)'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР ГЛАЗАМИ 5-ГО УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (1971 ГОД) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ / СССР / КГБ / ЭПОХА БРЕЖНЕВА / ЛОЯЛЬНОСТЬ / НОНКОНФОРМИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савин Андрей Иванович

В предлагаемой публикации в научный оборот вводится аналитическая записка 5-го управления КГБ СССР (январь 1971 г.), посвященная Русской православной церкви и так называемым христианским сектам. Эта записка представляет особый интерес, поскольку вводит читателя в специфический контекст политики высшего партийно-государственного руководства СССР по отношению к религиозным организациям в брежневскую эпоху. Главная специфика данной политики заключалась в ее дуальности: соотношение между либеральной и репрессивной составляющими напрямую зависело от лояльности того или иного вероисповедания, степени конформизма его руководства. Русская православная церковь характеризуется в публикуемой записке как наиболее лояльная конфессия. Главная угроза ее лояльности, по мнению авторов записки, исходила от религиозных активистов и ряда архиереев, стремившихся к укреплению позиций церкви и выводу ее из-под контроля государственных органов. Часть вины за подрыв лояльности православной церкви традиционно возлагалась на зарубежных иерархов, находившихся под юрисдикцией Московской патриархии. Значительная часть документа посвящена протестантским деноминациям. Среди них главное внимание уделяется деятельности нелегального Совета Церквей ЕХБ, в первую очередь массовым протестным акциям верующих, организации религиозного «самиздата», а также «письмам во власть» и международным связям. Завершается «Записка» коротким анализом деятельности меннонитов, адвентистов, пятидесятников и иеговистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE USSR AS VIEWED BY THE 5TH DEPARTMENT OF THE KGB (1971)

This article introduces the analytical “Note” of the 5th Department of the KGB (January 1971) on the Russian Orthodox Church and the so-called Christian sects. The “Note” is of particular interest because it introduces the reader to a specific context of the policy of the higher party and state leadership of the USSR toward religious organizations during the Brezhnev era. The main specificity of this policy was its duality: the ratio between the liberal and repressive components depended directly on the loyalty of any denomination and the degree of conformity of its leadership. In this note, the Russian Orthodox Church is described as the most loyal denomination. The main threat to its loyalty, according to the authors of the note, came from religious activists and a number of bishops who sought to strengthen the church and remove it out of control of state agencies. Part of the blame for undermining loyalty to the Orthodox Church was traditionally attributed to foreign hierarchs under the jurisdiction of the Moscow Patriarchate. A large part of the document looks at Protestant denominations. Among these, the main focus is on the activities of the illegal Baptist Council of Churches, especially on mass protest actions of believers, organization of religious “samizdat,” as well as “letters to the government” and international relations. The “Note” concludes with a brief analysis of the activities of Mennonites, Adventists, Pentecostals, and Jehovists.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР ГЛАЗАМИ 5-ГО УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (1971 ГОД)»

А.И. Савин*

Религиозные организации в СССР глазами 5-го управления Комитета государственной безопасности (1971 год)

doi:10.31518/2618-9100-2022-2-12 УДК 061.2 (47+57) "1971" Выходные данные для цитирования: Савин А.И. Религиозные организации в СССР глазами 5-го управления Комитета государственной безопасности (1971 год) // Исторический курьер. 2022. № 2 (22). С. 188-205. URL: http:// istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-2-12.pdf

A.I. Savin*

Religious Organizations in the USSR as Viewed by the 5th Department of the KGB (1971)

doi:10.31518/2618-9100-2022-2-12

How to cite:

Savin A.I. Religious Organizations in the USSR as Viewed by the 5th Department of the KGB (1971) // Historical Courier, 2022, No. 2 (22), pp. 188-205. [Available online: http://istkurier.ru/ data/2022/ISTKURIER-2022-2-12.pdf]

Abstract. This article introduces the analytical "Note" of the 5th Department of the KGB (January 1971) on the Russian Orthodox Church and the so-called Christian sects. The "Note" is of particular interest because it introduces the reader to a specific context of the policy of the higher party and state leadership of the USSR toward religious organizations during the Brezhnev era. The main specificity of this policy was its duality: the ratio between the liberal and repressive components depended directly on the loyalty of any denomination and the degree of conformity of its leadership. In this note, the Russian Orthodox Church is described as the most loyal denomination. The main threat to its loyalty, according to the authors of the note, came from religious activists and a number of bishops who sought to strengthen the church and remove it out of control of state agencies. Part of the blame for undermining loyalty to the Orthodox Church was traditionally attributed to foreign hierarchs under the jurisdiction of the Moscow Patriarchate. A large part of the document looks at Protestant denominations. Among these, the main focus is on the activities of the illegal Baptist Council of Churches, especially on mass protest actions of believers, organization of religious "samizdat," as well as "letters to the government" and international relations. The "Note" concludes with a brief analysis of the activities of Mennonites, Adventists, Pentecostals, and Jehovists.

Keywords: Russian Orthodox Church, Christian sects, USSR, KGB, Brezhnev era, loyalty, non-conformism.

The article has been received by the editor on 10.03.2022.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В предлагаемой публикации в научный оборот вводится аналитическая записка 5-го управления КГБ СССР (январь 1971 г.), посвященная Русской православной церкви и так называемым христианским сектам. Эта записка представляет особый интерес, поскольку вводит читателя в специфический контекст политики высшего партийно-государственного руководства СССР по отношению к религиозным организациям в брежневскую эпоху. Главная специфика данной политики заключалась в ее дуальности: соотношение между либеральной и репрессивной составляющими напрямую зависело от лояльности того или иного вероисповедания, степени конформизма его руководства. Русская православная церковь характеризуется в публикуемой записке как наиболее лояльная конфессия. Главная угроза ее лояльности, по мнению авторов записки, исходила от религиозных активистов и

* Савин Андрей Иванович, кандидат исторических наук, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: a_savin_2004@mail.ru

Savin Andrey Ivanovich, Candidate of Historical Sciences, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: a_savin_2004@mail.ru

ряда архиереев, стремившихся к укреплению позиций церкви и выводу ее из-под контроля государственных органов. Часть вины за подрыв лояльности православной церкви традиционно возлагалась на зарубежных иерархов, находившихся под юрисдикцией Московской патриархии. Значительная часть документа посвящена протестантским деноминациям. Среди них главное внимание уделяется деятельности нелегального Совета Церквей ЕХБ, в первую очередь массовым протестным акциям верующих, организации религиозного «самиздата», а также «письмам во власть» и международным связям. Завершается «Записка» коротким анализом деятельности меннонитов, адвентистов, пятидесятников и иеговистов.

Ключевые слова: Русская православная церковь, христианские секты, СССР, КГБ, эпоха Брежнева, лояльность, нонконформизм.

Великая архивная революция положительно сказалась на качестве исследований, посвященных истории взаимоотношений советского государства и религиозных организаций в СССР. Однако в новейшей историографии наблюдается определенный дисбаланс: подавляющее большинство исследований хронологически ограничивается временем нахождения у власти И.В. Сталина или Н.С. Хрущева1. Это объясняется в основном затрудненным доступом к документам высших партийно-государственных органов, в первую очередь к материалам Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, а также органов государственной безопасности периода позднего СССР.

Тем большее значение приобретает введение в научный оборот ключевых документов брежневской эпохи, которые дают основание формировать объективное представление об основных целях и направлениях политики государства в отношении религиозных организаций. Одним из таких документов является публикуемая здесь аналитическая «Справка о религиозной обстановке в стране (Русская православная церковь, сектантство)», подготовленная в январе 1971 г. 5-м (идеологическим) управлением КГБ при Совете Министров СССР для ознакомления ЦК КПСС.

К моменту написания «Справки» прошло уже шесть лет со времени сворачивания масштабной антицерковной кампании, развязанной Н.С. Хрущевым. К 1965 г. центральная власть стала ясно осознавать неэффективность «увлечения» административными мерами борьбы с религиозными организациями, которые вызывали ответное сопротивление верующих. Более того, хрущевские гонения ставили под угрозу концепт создания лояльной «советской» церкви2. Поэтому уже первые шаги в сфере церковно-государственных отношений, предпринятые брежневским руководством, были направлены на их нормализацию. Всем партийным и советским организациям, а также органам КГБ, суда и прокуратуры были адресованы директивы о недопустимости административных методов в деле борьбы с религией и исправлении допущенных «перегибов». С конца 1964 г. Прокуратура СССР и Судебная коллегия Верховного Суда СССР приступили к широкой проверке судебной практики по делам осужденных из числа верующих с целью их последующего освобождения.

Однако степень либеральности «брежневского» поворота не стоит переоценивать. Уже 15 марта 1966 г. было принято Постановление Президиума ЦК КПСС «Об упорядочивании законодательства о религиозных культах». В соответствии с этим постановлением

1 См. например: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999; Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999 (Сер.: Первая монография); Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011; Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 19171953 гг. М., 2014.

2 Подробнее о концепте лояльной «советской» церкви в эпоху Брежнева см.: Белякова Н.А. «Вопросы положения религии в СССР находятся под пристальным вниманием...» Стенограмма выступления заместителя председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР П.В. Макарцева 2 февраля 1977 г. // Россия и современный мир. 2019. № 3 (104). С. 130-156.

одобрялись проекты указов Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах», «О внесении дополнений в статью 142 Уголовного кодекса РСФСР», а также постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении статьи 142 Уголовного кодекса РСФСР». В общем и целом эти указы были призваны ужесточить наказания за любые действия верующих, которые могли трактоваться как нарушение лояльности по отношению к государству. В первую очередь речь шла об уклонении религиозных объединений от их регистрации в органах власти, нарушении правил проведения религиозных собраний, шествий и других культовых церемоний, организованном и систематическом обучении несовершеннолетних лиц религии, а также изготовлении и массовом распространении обращений, писем, листовок и других документов, призывающих к неисполнению советского законодательства о культах3.

В то же время необходимо четко понимать, что определенный «откат» власти на жесткие позиции, последовавший в марте 1966 г., также имел свои границы, поскольку активная репрессивная политика в отношении религиозных организаций плохо «вписывалась» в брежневскую модель консенсуса общества и власти. Главная новизна политики по отношению к церкви и верующим в СССР заключалась в том, что государство теперь признавало легальные религиозные организации субъектами, имеющими полное право пользоваться всеми преимуществами и защитой, которые гарантировала «социалистическая законность».

Однако соблюдение «социалистической законности» во взаимоотношениях государства и религиозных организаций являлось лишь одной стороной медали. Борьба с религией и религиозными институтами оставалась неотъемлемой частью государственной политики: в 1960-1980-х гг. в СССР по-прежнему велась массовая атеистическая пропаганда, действовали жесткие ограничения в области печати и распространения религиозной литературы, функционировала система контроля и ограничения деятельности религиозных организаций, практиковались различные формы дискриминации и преследования верующих. В этом отношении определяющей характеристикой религиозной политики брежневского государства являлась ее дуальность. Соотношение между либеральной и репрессивной составляющими государственной политики напрямую зависело от лояльности того или иного вероисповедания, «градуса» конформизма его руководства.

Если же попытаться коротко охарактеризовать «содержание» лояльности, то, очевидно, следует говорить о следующих показателях: легальность (нелегальность) религиозных объединений, динамика численности духовенства и верующих, персональная лояльность священнослужителей, формы и содержание проповедей, формы и активность религиозной обрядности и, не в последнюю очередь, финансовые отчисления в Фонд мира.

О том, что лояльность религиозных организаций стала ключевым элементом церковно-государственных отношений, наглядно свидетельствует публикуемая «Справка». Как наиболее лояльная конфессия, в ней характеризуется Русская православная церковь. Главная угроза ее лояльности, по мнению авторов записки, исходила от «религиозных фанатиков» из числа православного духовенства, стремившихся к «укреплению позиций» церкви и выводу ее «из-под контроля государственных органов». В частности, в «Справке» анализируются действия таких «возмутителей спокойствия», как историка церковного раскола А.Э. Краснова-Левитина, авторов «Открытого письма» Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) священников Н.Н. Эшлимана и Г.П. Якунина, а также православного активиста Б.В. Талан-това.

Деятельность «религиозных фанатиков» находила, по данным чекистов, поддержку у целого ряда иерархов Русской православной церкви, в первую очередь у архиепископа Новосибирского и Барнаульского Павла (Голышева), архиепископа Казанского и

3 Подробнее см.: Савин А.И. «Многие даже не допускают мысли, что сектант может быть честным человеком». «Брежневский» поворот в антирелигиозной политике и российский протестантизм (1964-1966 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2016. № 4. С. 59-75.

Марийского Михаила (Воскресенского), архиепископа Ташкентского и Азиатского Гавриила (Огородникова) и архиепископа Иркутского и Читинского Вениамина (Новицкого). Главный «грех» этих церковных деятелей заключался в том, что они надеялись на предстоявшем в 1971 г. Поместном Соборе Русской православной церкви добиться отмены постановления Архиерейского Собора 1961 г. об изменении порядка приходского управления, в соответствии с которым епископ и клир в целом были отстранены от контроля за материально-хозяйственной стороной жизни прихода4. Часть вины за подрыв лояльности РПЦ чекисты традиционно возлагали на зарубежных иерархов, находившихся под юрисдикцией Московской патриархии, в частности на главу Западно-Европейского экзархата митрополита Антония Сурожского (Блума).

Вторая часть «Справки» посвящена так называемым христианским сектам. Если Русская православная церковь занимала на оси религиозного конформизма крайне правый фланг, то на крайне левом, нонконформистском, фланге располагался нелегальный Совет Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ), окончательно отколовшийся в 1965 г. от вполне лояльного Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Основное внимание в «Справке» уделяется активной деятельности СЦ ЕХБ, в первую очередь массовым протестным акциям верующих, организации религиозного «самиздата», деятельности Совета родственников - узников ЕХБ, а также «письмам во власть» и международным связям «раскольников». Завершается «Справка» коротким анализом деятельности, меннонитов, адвентистов, пятидесятников и иеговистов.

Формальным автором публикуемого документа является генерал-майор Сергей Матвеевич Серегин (1914-1975), который с момента основания 5-го Управления КГБ при СМ СССР в 1967 г. и вплоть до 1973 г. занимал пост заместителя начальника управления (сначала, до декабря 1968 г., - А.Ф. Кадашева, а затем Ф.Д. Бобкова). Серегин служил в органах госбезопасности с 1938 г., занимал посты начальника УКГБ по Калининской области (1954-1957), начальника УКГБ по Красноярскому краю (1962-1967), начальника 10-го (учетно-архивного) отдела КГБ при СМ СССР (1973-1975).

«Справка» хранится в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ). Документ ранее не публиковался, короткая цитата из него была приведена в одной из статей О.Ю. Васильевой5.

***

Текст публикуемых документов передан в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, стилистические особенности документов сохранены. Погрешности текста, не имеющие смыслового значения, исправлены без оговорок. Подчеркивания, имеющиеся в документах, воспроизведены без исправления. Документы имеют редакционный заголовок (в случае сохранения оригинального названия оно приведено в кавычках), указание места и времени его написания, подпись авторов и легенду.

4 Подробнее о Поместном соборе 1971 г. см.: Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления... // Альфа и Омега. 2006. № 1/45. С. 167-184; Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейшие периоды. М., 2010. С. 526-533.

5 Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. С. 167-184.

№ 1

Сопроводительная записка заместителя председателя КГБ при Совете Министров СССР В.М. Чебрикова

г. Москва 18 января 1971 г.

ЦК КПСС

В порядке информации направляется справка о религиозной обстановке в СССР (Русская православная церковь, сектантство).

Заместитель председателя Комитета Госбезопасности Чебриков.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 89. Л. 1. Машинописный подлинник. Подпись В.М. Чебрикова - автограф.

На документе имеется штамп исходящей документации Общего отдела ЦК КПСС, датированный 18 января 1971 г. с пометой «Подлежит возврату в Общий отдел ЦК КПСС», а также штамп Отдела пропаганды ЦК КПСС, подтверждающий ознакомление с документом.

№ 2

«Справка о религиозной обстановке в стране (Русская православная церковь, сектантство)»

[г. Москва] [не позднее 18 января 1971 г.]

Поступающие в органы госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что империалистические круги и спецслужбы противника при осуществлении акций идеологической диверсии против нашей страны определенную ставку делают на религиозные организации на территории СССР. В этом плане они также стремятся активно использовать религиозно-пропагандистские и националистические центры, с тем, чтобы оказывать враждебное влияние на верующую часть населения СССР.

Из действующих в Советском Союзе религиозных организаций наиболее крупной и влиятельной является Русская православная церковь (РПЦ). В настоящее время она объединяет 67 епархий, в которых имеется 7229 храмов, 16 монастырей, 75 архиереев (8 чел. из них иностранные граждане), 6743 священника, 4000 дьяконов и псаломщиков, около 70.000 человек церковного актива6. Подготовка богословских кадров для церкви осуществляется в основном в двух духовных академиях и 3 семинариях, где в настоящее время обучается 528 человек.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что из 216 слушателей указанных семинарий только 8 человек являются детьми священнослужителей, в то время как 153 человека - выходцами из семей рабочих и служащих.

Как свидетельствуют имеющиеся материалы, православное духовенство по своим взглядам на советскую действительность и положение церкви в нашей стране неоднородно. Большинство лояльно относится к Советскому государству, соблюдает законодательство о культах, понимает, что религия в нашей стране теряет свои позиции и уходит в прошлое.

В то же время имеется небольшая группа духовенства и церковного актива, в основном религиозных фанатиков, которая неправильно понимает положение церкви и верующих в стране, предпринимает шаги к изменению положения об управлении РПЦ с точки зрения укрепления ее позиций и вывода из-под контроля государственных органов.

Наиболее одиозной фигурой в этом отношении является т.н. церковный публицист КРАСНОВ-ЛЕВИТИН7. В своих произведениях, распространяющихся нелегально, КРАСНОВ-ЛЕВИТИН допускает клеветнические измышления о положении верующих в

6 Под «церковным активом» на чекистском арго подразумевались члены так называемой «двадцатки» -миряне, чьи подписи стояли под ходатайством о регистрации религиозной общины. Зачастую термин применялся также в более узком смысле в отношении членов исполнительных органов общины, так называемых «церковных советов».

нашей стране, выдвигает требования, направленные на ликвидацию всякого контроля за деятельностью церкви со стороны государства. Ряд произведений КРАСНОВА-ЛЕВИТИНА попали за границу и использовались в антисоветской пропаганде. Аналогичный характер носила деятельность московских священников ЭШЛИМАНА8 и ЯКУНИНА9, отстраненных в 1965 году руководством РПЦ от службы в церкви.

В июне 1969 года в Кировской области арестован ТАЛАНТОВ Б.В.10, пенсионер. Еще в 1966 году ТАЛАНТОВ написал и направил т.н. «Открытое письмо патриарху Алексию» и статью в газету «Известия» под названием «Советское государство и христианская религия», в которых в извращенном виде освещалось отношение советских органов к верующим и факты закрытия некоторых храмов. «Открытое письмо» оказалось за границей и использовалось зарубежными пропагандистскими органами во враждебных акциях против СССР11. Несмотря на проведенную с ним профилактическую беседу, ТАЛАНТОВ своей деятельности не прекратил12. В начале 1968 года копии написанной им жалобы Генеральному прокурору СССР, в которой снова допустил враждебные выпады против Советского государства, были распространены в ряде городов страны и направлены за рубеж13. Позднее ТАЛАНТОВ подготовил сочинение «Советское общество в 1965-1968 гг.», на титульном листе которого в качестве эпиграфа цитируется выдержка из стихотворения Н.А. Некрасова «Свобода»: «Знаю, на место сетей крепостных, люди придумали много иных».

За злобную клевету ТАЛАНТОВ привлечен к уголовной ответственности. При обыске у него обнаружены рукописи клеветнических сочинений: «Чему учит исторический опыт 50-летнего господства в России марксистского материализма-атеизма», «Жизнь истинного христианина - путь узкий и прискорбный» и другие.

В Чувашской АССР священник Григорьев превратил свою церковь в пристанище кликуш и бродячих фанатиков, в проповедях перед верующими и среди своего окружения допускал

7 Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович (1915-1991), участник диссидентского движения в СССР, историк обновленческого раскола. Неоднократно репрессировался. В сентябре 1969 г. был арестован по обвинению в нарушениях законов об отделении церкви от государства и клевете на советский государственный строй. Освобожден за недостатком улик в августе 1970 г. В мае 1971 г. был вновь арестован и осужден на три года лагерей. В 1974 г. эмигрировал из СССР, был лишен советского гражданства.

8 Эшлиман Николай Николаевич (1929-1985), художник, священнослужитель Русской православной церкви в 1959-1966 гг. В ноябре 1965 г. совместно с Глебом Якуниным написал Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) «Открытое письмо», в котором резко критиковалось масштабное вмешательство в церковную жизнь со стороны Совета по делам РПЦ при СМ СССР и его региональных уполномоченных, а также массовое закрытие храмов, монастырей и церковных школ. За это письмо был уволен за штат РПЦ.

9 Якунин Глеб Павлович (1934-2014), советский религиозный, общественный и политический деятель, диссидент и правозащитник.

10 Талантов Борис Владимирович (1903-1971), участник диссидентского движения в СССР, автор многочисленных обращений в советские газеты, органы власти и к церковным иерархам по вопросам гонений на церковь. В 1969 г. арестован и осужден на два года за антисоветскую пропаганду. В январе 1971 г., на момент написания записки Серегина, скончался в тюремной больнице (г. Киров). В 2015 г. опубликованы его дневники и письма: См.: Талантов Б.В. Дневники 1943-1945, 1947 гг. Тюремная переписка 1969-1970 гг. Киров (Вятка), 2015. Дневники Б.В. Талантова доступны также на сайте «Прожито».

11 «Открытое письмо верующих Кировской (Вятской) епархии патриарху Алексию и всем верующим Русской Церкви» было оглашено радиостанцией BBC 8 декабря 1966 г. Письмо было подписано 12 верующими из числа жителей Кировской области, в том числе Б.В. Талантовым. В письме содержалось требование отстранить местного епископа Иоанна за «недостойные поступки [...] направленные на расстройство церковной жизни», а также содержалась информация о массовом закрытии церквей в Кировской области. В частности, в письме сообщалось, что за 1960-1964 гг. были закрыты 40 церквей, что составило 53 % от общего количества церквей, действовавших в области, иконы и иконостасы в этих церквях были сожжены, материальные ценности расхищены, часть церковных зданий была полностью разрушена. См.: Вестник РСХД. 1968. № 89-90 (III-IV). С. 49-50.

12 Талантов был вызван для «профилактической» беседы в УКГБ по Кировской области 14 февраля 1967 г., где ему в том числе было предложено отказаться от своей подписи под «Открытым письмом». К этому времени митрополит Никодим, начальник отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, публично объявил письмо анонимным.

13 Письмо Б.В. Талантова прокурору СССР Р.А. Руденко от 26 апреля 1968 г. было опубликовано в «Вестнике Русского студенческого христианского движения». См.: Вестник РСХД. 1968. № 89-90 (III-IV). С. 49-68.

враждебные высказывания. После снятия с регистрации, спекулируя на национальных чувствах верующих, неоднократно призывал к групповым протестам против этого перед республиканскими органами, требовал восстановления в должности.

Взгляды и деятельность КРАСНОВА-ЛЕВИТИНА, ЭШЛИМАНА, ЯКУНИНА, ТАЛАН-ТОВА и других одобряют некоторые церковные иерархи (архиепископ Новосибирский -Павел14, Казанский - Михаил15, Ташкентский - Гавриил16, Иркутский - Вениамин17). Отдельные из них настойчиво ищут пути «в рамках законности» укрепления позиций церкви и расширения ее влияния на население.

Характерной в этом отношении является деятельность Новосибирского архиепископа Павла, который в ряде районов Томской и Новосибирской областей заменил малограмотных и неактивных священников хорошо подготовленными в богословском отношении молодыми людьми. Молодые священники стали больше уделять внимания вопросам приобщения в лоно церкви молодежи. С этой целью к участию в хоре ими была привлечена группа (5 человек) старшекурсников музыкального училища, комсомольцев, активных общественников.

Архиепископ Павел стремится также укрепить положение священников в исполнительных органах религиозных общин. Опираясь на реакционные элементы из числа актива верующих, он совместно со своим окружением проводит линию на устранение председателей церковных советов, которые сдерживают стремление духовенства контролировать и направлять деятельность общин.

14 Архиепископ Павел (Голышев Евгений Павлович) (1914-1979), епископ Константинопольского Патриархата, иерарх Русской православной церкви. В четырехлетнем возрасте вместе с родителями эмигрировал за границу. Вырос и получил светское образование в Бельгии. Пострижен в рясофор в 1936 г., в 1939 г. получил степень кандидата богословия. С 1941 г. - игумен, настоятель ряда церквей во Франции, в том числе в г. Тулоне. В 1947 г. возвратился в СССР. В феврале 1964 г. возведен в сан архиепископа, с июня 1964 г. по февраль 1972 г. - архиепископ Новосибирский и Барнаульский. В 1965 г. поддержал обращение архиепископа Ермогена (Голубева) к Патриарху Алексию с просьбой отменить решения Архиерейского собора 1961 г., умалявшие права духовенства. В 1966 г. направил письмо Патриарху Алексию, в котором поддержал позицию Н.Н. Эшлимана и Г.П. Якунина. В 1972 г. уволен на покой в наказание за свою позицию. В 1975 г. повторно эмигрировал. Похоронен во Франции. См. о нем: Иеромонах Симон (Истюков). Борьба за права Церкви после окончания хрущевских гонений (на примере служения архиепископа Павла (Голышева) на Новосибирской кафедре в 1964-1972 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 204-223; Иеромонах Симон (Истюков). Новосибирская епархия в 1920-е - 1960-е годы: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М., 2020. С. 233-240; Четверяков Е.Н. Новосибирский архипастырь архиепископ Павел (Голышев) - участник Сопротивления // Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 110-116. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-12.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

15 Архиепископ Михаил (Воскресенский Михаил Дмитриевич) (1897-1976), иерарх Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Марийский. Из старинного священнического рода, его отец Д.Г. Воскресенский (архиепископ Дамиан) расстрелян в 1937 г. Получил образование в Смоленской духовной семинарии и Петроградском университете. В 1941-1945 гг. - участник Великой Отечественной войны, на октябрь 1944 г. -капитан интендантской службы, помощник начальника фронтового госпиталя № 1853 по строевой службе (Третий Прибалтийский фронт). Награжден орденом Красной Звезды. Рукоположен в священники в 1946 г., пострижен в монашество в 1953 г. Управлял рядом епархий, в феврале 1963 г. возведен в сан архиепископа. С октября 1967 г. - архиепископ Казанский и Марийский. Уволен на покой в 1975 г.

16 Архиепископ Гавриил (Огородников Дмитрий Иванович) (1890-1971), иерарх Русской православной церкви, с 1960 г. архиепископ Ташкентский и Азиатский. Участник Первой мировой и гражданской войны служил в колчаковской армии. Эмигрировал в Китай. Принял постриг в Русской духовной миссии в Пекине. В 1948 г. вернулся в СССР. Управлял рядом епархий. В 1965 г. поддержал обращение архиепископа Ермогена (Голубева) к Патриарху Алексию с просьбой отменить решения Архиерейского собора 1961 г.

17 Архиепископ Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич) (1900-1976), иерарх Русской православной церкви, в 1958-1973 гг. - архиепископ Иркутский и Читинский, временно управляющий Хабаровской епархией. Из семьи сельского протоирея. Пострижен в монашество в 1928 г. в Успенской Почаевской лавре (Польша). После присоединения Западной Украины к СССР - в юрисдикции Московского патриархата. С августа 1942 г. - епископ Полтавский и Лубненский. Арестован в мае 1944 г., в 1945-1955 гг. отбывал срок на Колыме по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. С 1956 г. - епископ Омский и Тюменский, в 1958 г. возведен в сан архиепископа. В 1970 г. был членом Комиссии Св. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 г. Выступал за право приходских священников быть избранными в правление церковной общины и принимать активное участие в жизни своего прихода. См. о нем: Шарунов А.И. Подвижник, претерпевший до конца. Памяти архиепископа Иркутского, Читинского, всего Дальнего Востока Вениамина III (Новицкого) 1900-1976. Иркутск, 2018.

Накануне переписи 1970 года в ряде районов страны церковники распространяли провокационные слухи о том, что перепись якобы предназначена для выявления верующих и последующих их преследования и высылки в отдаленные районы страны. В других случаях распространялись специально разработанные инструкции, как должен вести себя верующий при переписи и отвечать на вопросы переписной анкеты18.

Последнее время в церковной среде получили распространение анонимные документы от имени т.н. «Комитета восстановления прав церкви». В этих документах автор критикует руководство РПЦ за то, что оно не отстаивает перед государством права церкви, [не] выдвигает требования расширения миссионерской деятельности, увеличения числа духовных учебных заведений и слушателей в них и т.п.

Одной из причин, отмечающихся в ряде мест активности духовенства и антиобщественных проявлений со стороны церковников, является засоренность кадров церковнослужителей лицами с уголовным прошлым, приспособленцами, стяжателями. Имеется также ряд священников-реэмигрантов, прибывших в СССР из США, Франции, Израиля, Китая и других стран, которые в прошлом были связаны с антисоветскими эмигрантскими организациями19.

Определенное отрицательное влияние на духовенство и верующих внутри страны оказывают и находящиеся под юрисдикцией Московской патриархии зарубежные иерархи и духовенство, которые стремятся проводить обособленную политику, обвиняют руководство Русской православной церкви в том, что ее деятельность направляется государственными органами. Приезжая в СССР, эти лица пытаются оказывать вредное идеологическое воздействие на духовенство и верующих. Особую активность в этом проявляет глава ЗападноЕвропейского экзархата митрополит А. Блюм20 (гражданин Англии)21.

За последнее время отчетливо прослеживается стремление, усилить воздействие на духовенство и верующих РПЦ со стороны т.н. Карловацкой церкви, созданной в годы гражданской войны за рубежом сбежавшим из страны реакционным духовенством22. Через подчиненные им антисоветские церковные организации «Братство православное дело»23 и «Братство двуглавого орла» главари этой церкви по международному почтовому каналу направляют советским гражданам письма и листовки с грубыми клеветническими измышлениями о политике нашей партии в отношении церкви и призываем к борьбе за изменение этой политики.

В одной из листовок они пишут: «.Борьба с советской властью должна вестись без компромисса, т.е. контрреволюционно, во имя возврата России на ее исторический путь православного самодержавного царства.».

Факты массовой засылки этими организациями писем и идеологически вредной литературы отмечены в Московской, Ленинградской, Горьковской, Калининской, Ярославской, Воронежской, Восточно-Казахстанских областях, Ставропольском, Приморском и Красноярском краях и Молдавской ССР.

18 Обвинения такого рода выдвигались в отношении верующих практически в ходе каждой переписи населения. Тем не менее в опросник переписи населения 1970 г., как и в опросники всех остальных переписей, за исключением переписи 1937 г., не был включен вопрос об отношении к религии (конфессиональной принадлежности).

19 Этот пассаж является косвенным выпадом против трех архиепископов РПЦ из четырех поименно названных в публикуемой записке: архиепископов Павла, Гавриила и Вениамина.

20 Так в тексте. Правильно - Блум (см. ниже).

21 Митрополит Антоний Сурожский (Блум Андрей Борисович) (1914-2003), иерарх Русской православной церкви, в 1965-1974 гг. - патриарший экзарх Западной Европы. Из семьи эмигранта, светское (медицинское) и духовное образование получил в Париже. Участник движения Сопротивления, врач антифашистского подполья. Принял монашеский постриг в 1943 г. После Второй мировой войны занимал ряд церковных должностей, в 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, в 1962 г. возведен в сан архиепископа, поставлен во главе Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. Участник Поместного собора РПЦ 1971 г.

22 Речь идет о Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Так называемому Карловацкому расколу и РПЦЗ посвящена многочисленная литература. См., например: Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.

23 Так в документе.

Отправители писем и листовок рекомендуют советским гражданам устанавливать с ними постоянную связь и пересылать за границу материалы о «притеснении» религии в СССР.

В марте и декабре 1969 г. состоялись заседания синода Карловацкой церкви. На этих заседаниях было принято решение о созыве III собора этой церкви, где одним из основных вопросов будет обсуждаться «забота о религиозной жизни русского народа, находящегося под властью безбожного правительства».

В настоящее время внимание зарубежных религиозных организаций, особенно Ватикана, а также церковников внутри страны, приковано к предстоящему в мае 1971 года Поместному Собору Русской православной церкви, на котором должен быть избран новый патриарх24.

Наиболее реакционная часть духовенства и верующих связывает с Собором свои надежды на возможное расширение прав церкви и, в частности, на отмену решений Архиерейского Собора 1961 года, согласно которым духовенство лишилось административных прав в общинах.

В связи с Собором заметно активизируется воздействие на верующих из-за рубежа через печать, радио, почтовый канал. На страницах газет, журналов, в радиопередачах стало больше отводиться места клеветническим измышлениям о якобы существующих в нашей стране гонениях на церковь и верующих, нарушениях законодательства о религиозных культах, вмешательстве государства в дела церкви. Верующие и духовенство призываются к «борьбе за свои права», «отстаиванию интересов церкви».

Из сектантских формирований, действующих в СССР, большинство составляют секты западного происхождения, тесно связанные с заграницей - евангельские христиане-баптисты, иеговисты (бруклинцы), адвентисты 7 дня, меннониты, пятидесятники. Своеобразная особенность вероучений этих сект, приспособляемость к современной обстановке (особенно у баптистов и адвентистов) привлекает к ним значительную часть людей политически незрелых, с низким уровнем образования. Вследствие этого, а также в результате поддержки из-за рубежа, процесс отхода верующих от сектантства протекает медленно, а в ряде районов страны отмечается активизация деятельности сект.

За происходящими процессами среди сектантов внимательно следят зарубежные религиозные центры, антисоветские белоэмигрантские и националистические организации. Негативные проявления в СССР на религиозной почве отождествляются с ними с политическими выступлениями, а фанатично настроенная масса верующих расценивается как реальная оппозиционная сила советскому строю.

Идеологическое воздействие из-за рубежа на сектантские группировки в СССР, которое в последнее время значительно усилилось, наиболее заметно со стороны «Всемирного союза баптистов», «Всемирного общества Свидетелей Иеговы», «Генеральной конференции адвентистов 7 дня», «Всемирной меннонитской конференции». С явно антисоветских позиций эту работу ведут «Славянская миссия» (Швеция), «Подпольная евангелизация» и «Международный совет христианских церквей» (США). Активизация идеологической обработки верующих с использованием религиозной фразеологии видна по резкому увеличению количества засылаемой в СССР пропагандистской литературы, направлению проповедников, миссионеров и эмиссаров, расширению сферы деятельности евангелических радиостанций.

Следует отметить, что зарубежные религиозные центры, поддерживающие официальные контакты с религиозными организациями в СССР в целях их сохранения и расширения, всячески маскируют враждебную направленность своей деятельности, поэтому действуют крайне осторожно, прикрываясь «заботами» по улучшению религиозного состояния верующих советских граждан.

В количественном отношении наибольшую массу сектантов в Советском Союзе составляют евангельские христиане-баптисты (ехб), которых вместе с близкими к ним по вероучению пятидесятникам и меннонитам насчитывается около 350 тыс. человек.

24 2 июня 1971 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран Патриарший местоблюститель митрополит Пимен (1910-1990).

Общие положения секты ехб не противоречат советскому законодательству о религиозных культах. Верующие в подавляющем большинстве лояльно относятся к Советской власти и честно трудятся в народном хозяйстве. Однако реакционные и антисоветские элементы в этой среде нередко пытаются использовать сектантов во враждебных нашему государству целях.

Под влиянием таких лиц среди сектантов ехб в 1960-1961 годах возникли группы так называемых «раскольников», которые стали открыто выступать против советских законов, ограничивающих деятельность религиозных объединений определенными рамками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководит деятельностью «раскольников» незаконно созданный ими так называемый «Совет церквей ехб». Практически деятельность «Совета церквей» далеко выходит за рамки религиозных вопросов и представляет собой организованную борьбу против существующего законодательства и норм советского общества, против принципов отношения партии и Советского государства к религии и церкви.

В целях искусственного возбуждения сектантов и активизации их деятельности главари «раскольников» прибегали к организации различных массовых антиобщественных выступлений верующих, придавая им организованный и явно подстрекательский характер. Примером этого может служить известное провокационное выступление сектантов в Москве в мае 1966 года25.

Предпринятые в 1966-67 гг. наряду с профилактическими меры административного характера, в частности, привлечение к уголовной ответственности ряда сектантских главарей и лиц, занимающихся организованным обучением религии, ликвидация во многих местах нелегальных печатных точек сектантов, до некоторой степени снизили активность «раскольников». Однако в целом антиобщественная деятельность не прекратилась26. Отбывшие в 1969 году срок наказания главари «Совета церквей» КРЮЧКОВ27, ВИНС28,

25 Речь идет о событии, не имевшем на тот момент аналогов в советской истории. 16-17 мая 1966 г. около 400 баптистов - сторонников СЦ ЕХБ, собравшихся в Москве, устроили демонстрацию у здания ЦК КПСС, добиваясь приема у Л.И. Брежнева. В результате органами охраны общественного порядка было задержано 410 человек из 126 городов и населенных пунктов СССР. Власти приняли решение привлечь к уголовной ответственности по «свежеиспеченной» части 2 ст. 142 УК РСФСР около 30 человек «активистов» из числа задержанных. 71 демонстрант был осужден за мелкое хулиганство, 58 человек оштрафованы в административном порядке. См.: РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 15. Л. 164-165.

26 На конец 1960-х гг. пришлось несколько «волн» массового освобождения из лагерей верующих, осужденных в 1966-1967 гг. по указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1966 г. Как отмечалось в отчете Совета по делам религий при СМ СССР, к концу 1968 г. из мест заключения вернулись 70 «сектантских» вожаков, большинство из которых активно «возобновили свою преступную деятельность». В 1969 г. из лагерей освободились еще 82 человека, в том числе члены Совета Церквей ЕХБ Г.К. Крючков, Г.П. Винс, Н.Г. Батурин, А.С. Гончаров, П.А. Якименков и П.В. Румачик, а также 29 человек «их активных пособников, проповедников и благовестников». В мае 1969 г. Прокуратура СССР в лице М.П. Малярова, КГБ при СМ СССР в лице С.К. Цвигуна и Совет по делам религий при СМ СССР в лице В.А. Куроедова обратились в отдел административных органов ЦК КПСС с предложением, «учитывая общественно-опасный характер деятельности освобожденных из мест заключения вожаков нелегальных сектантских организаций», установить за ними административный надзор. См.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 38. Л. 206-207.

27 Крючков Геннадий Константинович (1926-2007), религиозный диссидент, председатель СЦ ЕХБ. Из баптистской семьи, в 1943-1950 гг. служил в Красной/Советской армии. После демобилизации принял крещение по вере, член баптистской общины станции Узловая Тульской области. Один из организаторов так называемой «Инициативной группы», недовольной конформистской позицией, занятой руководством ВСЕХБ и требовавшей созыва Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов, на котором сторонники «Инициативной группы» намеревались выступить против вмешательства государства в дела церкви и потребовать свободу вероисповедания. После создания в 1965 г. альтернативного баптистского союза - нелегального Совета церквей ЕХБ - был избран его председателем. Арестован в мае 1966 г. за организацию акции протеста у здания ЦК КПСС. Осужден в ноябре 1966 г. к трем годам лагерей. Выйдя на свободу, перешел на нелегальное положение. После высылки в 1979 г. Г.П. Винса стал фактически единоличным руководителем СЦ ЕХБ. Осуществлял руководство общинами СЦ ЕХБ авторитарными методами, что вызвало весьма неоднозначную реакцию даже среди его сторонников. СЦ ЕХБ под его руководством сохранял непримиримую позицию как по отношению ко ВСЕХБ, так и к РС ЕХБ.

28 Винс Георгий Петрович (1928-1998), религиозный диссидент, генеральный секретарь СЦ ЕХБ. Из семьи председателя Дальневосточного союза П.Я. Винса, расстрелянного в Омске в августе 1937 г., и Л.М. Винс.

БАТУРИН29, ЯКИМЕНКОВ30 и другие стали выискивать новые «обстоятельства» для подстрекательства своих сотрудников и неподчинению органам власти. Большую роль в активизации антиобщественной деятельности «раскольников» играют рукописные журналы и другие документы, нелегально изготовляемые и размножаемые «раскольниками».

Имеются сигналы о наличии печатных точек «раскольников» в Новосибирске, Душанбе, Казани, Ростове, Барнауле. Последнее время поступают сведения о том, что «раскольникам» удалось наладить в г. Харькове печатание религиозной литературы с использованием типографского шрифта31. Главарями «раскольников» создано общество по распространению евангелия, о чем выпущено специальное обращение к верующим.

Ряд антиобщественных акций было организовано32 и созданным «раскольниками» т.н. «Советом родственников-узников»33. Кроме сбора данных об осужденных сектантах и организации помощи семьям заключенных, указанный «Совет» занимается подготовкой и распространением различных клеветнических документов, обращений, посланий, писем, «чрезвычайных сообщений», которые направляются в правительственные инстанции, общественные организации и за границу34.

По образованию - инженер-электрик. Крестился в Омске в 1945 г. В 1961 г. присоединился к «Инициативной группе», в сентябре 1963 г. был избран секретарем Оргкомитета «Инициативной группы», а после создания в 1965 г. Совета церквей ЕХБ был избран его секретарем. Арестован в мае 1966 г. за организацию акции протеста у здания ЦК КПСС, осужден в ноябре 1966 г. к трем годам лагерей. После освобождения принимал активное участие в создании нелегального издательства «Христианин». Арестован в Новосибирске в 1974 г., осужден к пяти годам лагерей. В 1979 г. лишен советского гражданства и выслан в США в составе группы диссидентов в обмен на двух советских разведчиков. В США до 1988 г. возглавлял Зарубежное представительство СЦ ЕХБ. Советское гражданство было возвращено в августе 1990 г. указом Президента СССР М.С. Горбачева. Автор ряда книг и сборников стихов.

29 Батурин Николай Георгиевич (1927-1988), религиозный диссидент, член Совета церквей ЕХБ. Из семьи Г.С. Батурина, члена Иланской общины евангельских христиан. В 1945 г. принял крещение по вере в Красноярской баптистской общине. Окончил школу фабрично-заводского обучения. В 1948 г. арестован за религиозные убеждения, приговорен к 10 годам лагерей. Освобожден в 1955 г. В 1961 г. рукоположен в пресвитеры (г. Шахты Ростовской обл.). В 1961 г. повторно арестован, в 1962 г. выслан на пять лет в Иркутскую область. Освобожден досрочно в марте 1965 г. В мае 1966 г. возглавил делегацию баптистов-«инициативников», добивавшуюся приема у Л.И. Брежнева. Арестован в третий раз, приговорен к трем годам лишения свободы. После освобождения перешел на нелегальное положение. Вновь арестовывался и осуждался в 1972 и 1979 гг. Вышел на свободу в 1984 г.

30 Якименков Павел Афанасьевич (1926-2009), религиозный диссидент, один из лидеров баптистов-«инициа-тивников», входил в руководящий состав «Инициативной группы», Оргкомитета и Совета церквей ЕХБ. Из семьи евангельских христиан. В годы войны угнан на работы в Германию. В 16 лет принял водное крещение по вере. В 1950-е гг. - активный член баптистских общин в Москве и на станции Узловая Тульской обл. В 1957 г. возглавил Узловскую общину, где познакомился с Г.К. Крючковым. В 1961 г. арестован и осужден к пяти годам ссылки. Амнистирован в ноябре 1964 г. Повторно арестован в мае 1966 г., приговорен к трем годам лишения свободы. После освобождения и до самой смерти - пресвитер Узловской баптистской общины.

31 Речь идет о подпольном издательстве «Христианин», созданном СЦ ЕХБ в 1971 г. Прекращение действия подпольного издательства на территории СССР, располагавшего целым рядом филиалов, рассматривалось органами КГБ как первоочередная задача государственной важности. См. подробнее: Савин А.И. Библия в Советском Союзе: к истории ввоза из-за границы, издания и распространения [Электронный ресурс] // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 33-50. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-2-03.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

32 Так в документе. Корректно: «был организован».

33 Совет родственников узников, осужденных за Слово Божие в СССР (далее Совет родственников узников ЕХБ), был образован сторонниками СЦ ЕХБ в феврале 1964 г. Ключевым направлением деятельности Совета родственников узников ЕХБ стало написание протестных писем в высшие советские и зарубежные инстанции, а также, начиная с 1971 г., издание нелегального журнала «Бюллетеня Совета родственников узников ЕХБ». Всего было выпущено около 140 номеров. С 1970 г. Совет родственников узников ЕХБ возглавляла Л.М. Винс - мать Г.П. Винса. Подробнее см.: Гордеева И.А. Религиозное подполье как среда формирования гражданского общества // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2011. № 1 (62). С. 76-85; Белякова Н.А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940-1980-е гг. Исследование и источники. М., 2015. С. 350-357.

34 См. подробнее: Савин А.И., Деннингхаус В. «Письма во власть» как модус религиозного диссидентства в брежневскую эпоху // Россия. XXI, 2017, № 6. С. 118-141; Белякова Н.А. «Сообщаем о преступлении против

Так, в направленном «Советом родственников-узников» письме У ТАНУ 15 августа 1967 г. тенденциозно подобраны данные о советской действительности, в частности, о ходе прошедших судебных процессов над баптистскими вожаками, об административных мерах, применяемых к нарушителям законов по культам, возводится клевета на положение верующих в СССР, приводился список всех осужденных баптистов и т.д. Данное обращение попало в антисоветские зарубежные центры и было использовано против СССР, в том числе НТСовской газеты35 «Посев» и рядом радиостанций с враждебными нашему государству комментариями36.

Весной 1969 г. «Советом» было подготовлено «чрезвычайное сообщение» явно провокационного характера о якобы продолжающихся «гонениях» на верующих в СССР за религиозные убеждения, под которым «раскольники» собрали 1453 подписи. Это «сообщение» также было перенаправлено за рубеж и использовано антисоветскими элементами за границей во враждебных целях37.

Последние документы «Совета», выпущенные в конце 1969 года от имени т.н. «Всесоюзного съезда родственников - узников ехб», и ряд документов, сфабрикованных в 1970 году, носят явно враждебный характер38.

В настоящее время за «Советом церквей» идет сравнительно небольшая группа верующих (15-16 тысяч человек). «Раскольники» не поддерживают основной массы баптистов, они осуждаются официальным баптистским руководством. Тем не менее, происходящие среди них процессы оказывают определенное отрицательное влияние на положение всего баптистского течения в СССР. Если первые опасны тем, что идут на открытое нарушение советского законодательства по вопросам деятельности культов, то Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) и руководители местных зарегистрированных общин пытаются использовать сложившуюся ситуацию для укрепления позиций баптистской церкви и расширения миссионерской деятельности. Под предлогом борьбы с «раскольниками» ВСЕХБ последнее время значительно активизировал деятельность своих общин: усилилась работа с молодежью, участились разъезды с миссионерскими целями, широко практикуются восстановление молодежных хоров, создание оркестров и т.п. Как правило, баптисты сочувствуют борьбе «раскольников» за «чистоту» религии, осуждая лишь методы, к которым прибегают главари. Имеются данные, что некоторые руководители зарегистрированных общин помогают «раскольникам» в их деятельности.

Однако в целом для секты ехб характерным является сейчас стабилизация положения. Движение в сторону «раскола» остановилось. Среди рядовой массы баптистов, оставшихся в расколе, чувствуется усталость и некоторая растерянность. При определенных условиях они могли бы пойти на нормализацию взаимоотношений с органами власти. Сдерживающим фактором в этом отношении является влияние реакционных фанатиков и некоторых враждебно настроенных сектантских главарей, которые остаются на прежних непримиримых позициях и намерены продолжать борьбу против существующих законов.

правосудия.»: обращения и жалобы верующих в брежневском СССР // Новейшая история России. 2018. Т. 8, № 3. С. 640-658.

35 Так в тексте. Правильно: «газетой».

36 Эти обращения, как правило, передавались за границу в багаже западных общественных и религиозных деятелей, посещавших СССР по туристической визе. Например, открытое письмо, адресованное Генеральному секретарю ООН У Тану, «инициативники» переправили на Запад через датчанина Неерскофа. Органы КГБ зарегистрировали в 1971 г. контакты иностранцев и «баптистов-раскольников» в Петрозаводске, Риге, Новосибирске, Ростове, Бресте, Сухуми, Киеве, Алма-Ате, Оржоникидзе, Ленинграде и ряде других городов.

37 Скорее всего, речь идет об обращении, принятом в сентябре 1969 г. нелегальным «съездом родственников узников» СЦ ЕХБ, в котором участвовали 62 человека из 33 городов СССР. См.: Докладная записка В.А. Куроедова в ЦК КПСС «О фактах нарушения законодательства о религиозных культах» от 24 августа 1970 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 37. Л. 175.

38 По данным Совета по делам религий на 1971 г., «наиболее значительная часть клеветнических обращений и писем от имени "семей узников" поступала заграницу и в центральные инстанции [СССР] из городов и районов Алтайского края». См.: ГААК. Ф. 1692. Оп. 1. Д. 221. Л. 27-51.

В настоящее время органами прокуратуры проводится документация фактов противозаконной деятельности сектантских главарей КРЮЧКОВА и ВИНСА, которые находятся на нелегальном положении, а также ДУБОВОГО39, ЯКИМЕНКОВА и БАТУРИНА, на предмет привлечения их к ответственности.

В секту евангельских христиан-баптистов официально входят пятидесятники и меннониты. В то же время определенная часть этой категории сектантов в объединении с баптистами не входят и действуют самостоятельно локальными группам. Таких пятидесятников насчитывается около 25 тыс. человек, меннонитов 15-16 тысяч. Некоторые общины их официально зарегистрированы, но большинство действует без регистрации.

Крайние элементы в этих религиозных течениях прилагают усилия к активизации реакционной деятельности сектантов, стараются разжигать фанатизм верующих, расширять свои ряды путем вовлечения в секту новых лиц как из числа близкого окружения сектантов, так и из числа неверующего населения. Пятидесятнические авторитеты, многие из которых недавно возвратились из заключения, принимают меры к организационному укреплению секты добиваются объединения разрозненных групп и координации их действий. Сектантские вожаки разъезжают по стране, собирают совещание своих сторонников, намереваясь в недалеком будущем созвать пятидесятнический съезд. Реакционная деятельность пятидесятников особенно сильно сказывается на молодых сектантах и детях верующих, из которых воспитываются закоренелые фанатики.

Для меннонитов, являющихся лицами немецкой национальности, характерно наличие многочисленных родственных и иных связей за границей, особенно в США, Канаде, ФРГ, что произошло благодаря неоднократным миграциям немцев из России (особенно в годы первой и второй мировых войн). Одно время среди меннонитов под влиянием реакционных проповедников было широко распространено стремление к эмиграции, в связи с чем многие меннониты посещали посольство ФРГ в Москве. В результате проводимых мероприятий пропагандистского и профилактического характера эмиграционные настроения проявляются сейчас в меньшей степени. Вместе с тем религиозные пережитки в этой среде еще сильны и особенно отражаются на подрастающем поколении. Меннонитские проповедники ведут работу в направлении отрыва верующих от общественно-политической и культурной жизни, пытаются создавать религиозные школы для обучения религии детей и молодежи40.

Сектантов-адвентистов 7 дня в настоящее время в Советском Союзе насчитывается около 25 тысяч человек и примерно такое же количество т.н. «приближенных». Из них зарегистрировано 165 общин, не зарегистрировано 183 группы. Наиболее активно сектанты действуют на Украине, в некоторых районах РСФСР, Молдавии, Латвии, Эстонии, среднеазиатских республиках, Казахстане, Белоруссии.

Ранее руководство общинами осуществлял Всесоюзный совет адвентистов 7 дня, который в декабре 1960 года за систематическое нарушение советского законодательства о культах был снят с регистрации и распущен. В настоящее время адвентистские руководители предпринимают энергичные шаги к его восстановлению. Сектантские руководители, осуществляя свои намерения по активизации деятельности адвентистов, делают ставку на молодых сектантов. Чтобы привлечь молодежь к посещению молитвенных домов, организуют музыкальные хоровые кружки, устраиваются театрализованные религиозные инсценировки.

В последнее время в адвентистской среде уделяется большое внимание подготовке молодых кадров проповедников. Еще более резко проявляют себя так называемые адвентисты-реформисты. Они категорически отказываются исполнять советские законы,

39 Дубовой Степан Герасимович (1913-1998?), религиозный диссидент, активный участник движения СЦ ЕХБ. В июле 1948 г. осужден за религиозные убеждения к 10 годам лагерей. В сентябре 1965 г., являясь пресвитером церкви ЕХБ в Джезказгане, в числе 11 пресвитеров и благовестников был избран в Совет Церквей ЕХБ. Автор книги воспоминаний «Небесные искры не гаснут».

40 Подробнее о меннонитах и роли, которую меннонитские общины сыграли в движении СЦ ЕХБ, см. подробнее: Этноконфессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1940-1980-е годы: религиозные диссиденты. Документы и материалы. Новосибирск, 2015.

действуют в подполье, запрещают детям участвовать в общественной жизни. Отдельные группы адвентистов-реформистов встречаются на Украине, в Молдавии, в Средней Азии и в ряде некоторых других районов страны.

Наиболее реакционное сектантское течение в стране представляют иеговисты-бруклинцы. Всего их насчитывается свыше 20 тысяч человек. Большинство участников секты проживает на Украине, в Молдавии, Казахстане. Секте присуща строгая организационная структура, во главе с «Краевым комитетом», состоящим из 3-4 авторитетов, и подчиненными ему отделами - округами - обводами - группами - кружками.

Значительная часть иеговистов, ранее находившихся в Иркутской, Томской и Курганской областях, после снятия в 1965 году ограничений по спецпоселению переместилась в Ставропольский, Краснодарские края, Киргизскую и Казахскую ССР, где их до этого не было. За последнее время именно в этих районах сектантским руководителям удалось создать ряд новых организационных звеньев и с их помощью активизировать антиобщественную деятельность рядовой массы верующих41.

Опасность иеговистской деятельности состоит в том, что она направлена на отрыв советских граждан от общественно-политической жизни и коммунистического мировоззрения. Сектантские главари воспитывают верующих в духе религиозного фанатизма, слепого подчинения требованиям иеговистской морали, отказа от участия в выборах, службы в Советской Армии; иеговистам запрещается работать в ряде отраслей народного хозяйства и государственных учреждений. Призывая рядовых сектантов к неподчинению советским законам, они внушают им мысль о якобы неизбежном преследовании в СССР «свидетелей Иеговы» со стороны государства и на этой основе пытаются противопоставить их органам власти. Вожаки иеговистов, как правило, тщательно конспирируют деятельность и структуру секты. Они же пристально следят за своей паствой, устраивают при возникновении каких-либо подозрений проверку отдельным членам секты.

Молитвенные собрания (студии), на которых проводится идеологическая обработка верующих, проходят небольшими группами, в частных домах. Ряды иеговистов пополняются в основном за счет подрастающих детей сектантов. Вместе с тем каждый убежденный иеговист обязан иметь одного-двух «заинтересованных», т.е. лиц, которых он должен обрабатывать в иеговистском духе.

Выбор сектантов обычно падает на тех, кто переживает утрату близкого человека или по другим причинам находится в трудных обстоятельствах. В последнее время с целью усиления своего воздействия на рядовых иеговистов сектантские главари пытаются организовать т.н. «конгрессы» (по типу проводимых за границей) и другие массовые сборища, явно провоцируя верующих на нарушения общественного порядка.

Случаи попыток проведения «конгрессов» в 1969-1970 гг. имели место в Казахстане, Киргизии, Красноярском крае. На некоторых сборищах устраивались театрализованные представления на библейскую тематику с клеветническим изображением советской действительности, инсценировками «суда» над последователями секты.

Для иеговистской секты в СССР характерно прямое подчинение Бруклинскому иеговистскому центру (США), который руководит и направляет ее деятельность через Восточно-Европейское бюро в ФРГ. Организацией пропаганды иеговизма в СССР занимается специальное подразделение центра, т.н. «русско-украинский отдел».

Руководителями Бруклинского центра и Восточно-Европейского бюро для связи с главарями секты, передачи им инструкций и денежных средств периодически направляются в нашу страну под видом туристов эмиссары и связники. Для этого ими также используется ряд специально подобранных адресов рядовых сектантов в СССР. Иеговистская литература,

41 Речь идет об указе Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с участников сект "свидетели Иеговы", "истинно православные христиане", "Иннокентьевцы", "адвентисты-реформисты" и членов их семей» от 30 сентября 1965 г.

принадлежности для ее размножения пересылаются нелегальным путем в тайниках, оборудованных в поездах международного сообщения42.

Анализ указаний из-за рубежа и иеговистской литературы показывает, что идеологи иего-визма, прикрываясь т.н. «нейтральностью в делах мира», отвергают успехи социалистического и коммунистического строительства, выступают против борьбы за ми и мирное сосуществование, опорочивают социалистическую демократию и общественный строй в социалистических странах.

Каналы нелегальной связи зарубежных иеговистских центров с главарями секты контролируются оперативным путем. В результате проводимых мероприятий изъято большое количество засылаемой из-за границы иеговистской литературы и печатных принадлежностей (краска, восковка, пленки и проч.), вскрыты и ликвидированы печатные точки иеговистов в Иркутске, Казахстане и некоторых других местах; разоблачена и пресечена деятельность иеговистских эмиссаров.

В настоящее время проводится работа по отрыву иеговистов СССР о влияния Бруклинского иеговистского центра в целях создания условий для возможной легализации этой секты в Советском Союзе при условии отказа сектантов от деятельности, несовместимой с советским законодательством по вопросам религии.

Учитывая усиление враждебного идеологического воздействия со стороны зарубежных религиозных центров на верующих в нашей стране, органы госбезопасности принимают меры по выявлению их замыслов и пресечению деятельности эмиссаров этих центров на территории СССР, а также по предотвращению нежелательных акций со стороны наиболее реакционной части церковников и сектантов.

Заместитель начальника 5 управления КГБ при СМ СССР Серегин.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 63. Д. 89. Л. 2-17. Машинописный подлинник. Подпись С.М. Серегина - автограф.

Литература

Белякова Н.А «Вопросы положения религии в СССР находятся под пристальным вниманием.» Стенограмма выступления заместителя председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР П.В. Макарцева 2 февраля 1977 г. // Россия и современный мир. 2019. № 3 (104). С. 130-156.

Белякова Н.А. «Сообщаем о преступлении против правосудия.»: обращения и жалобы верующих в брежневском СССР // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 3. С. 640-658.

Белякова Н.А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 19401980-е гг. Исследование и источники. М.: Институт всеобщей истории РАН, Индрик, 2015. 512 с.

Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. // Альфа и Омега. 2006. № 1/45. С. 167-184.

Гордеева И.А. Религиозное подполье как среда формирования гражданского общества // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное реги-оноведение. Востоковедение. 2011. № 1 (62). С. 76-85.

Иеромонах Симон (Истюков). Борьба за права Церкви после окончания хрущевских гонений (на примере служения архиепископа Павла (Голышева) на Новосибирской кафедре в 1964-1972 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 204-223.

Иеромонах Симон (Истюков). Новосибирская епархия в 1920-е - 1960-е годы: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М.: Спасское дело, 2020. 304 с.

Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. 488 с.

Курляндский И.А Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М.: Кучково Поле, 2011. 720 с.

42 Подробнее о деятельности в позднем СССР «свидетелей Иеговы» см.: Baran E. Dissent of the Margins. How Soviet Jehovah's Witnesses Defied Communism and Lived to Preach About it. Oxford, 2014.

Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. М.: РОССПЭН, 2014. 424 с.

Савин А.И. «Многие даже не допускают мысли, что сектант может быть честным человеком». «Брежневский» поворот в антирелигиозной политике и российский протестантизм (1964-1966 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2016. № 4. С. 59-75.

Савин А.И. Библия в Советском Союзе: к истории ввоза из-за границы, издания и распространения [Электронный ресурс] // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 33-50. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-2-03.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

Савин А.И., Деннингхаус В. «Письма во власть» как модус религиозного диссидентства в брежневскую эпоху // Россия. XXI. 2017. № 6. С. 118-141.

Талантов Б.В. Дневники 1943-1945, 1947 гг. Тюремная переписка 1969-1970 гг. Киров (Вятка): Радуга-ПРЕСС, 2015. 358 с.

Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейшие периоды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 816 с.

Четверяков Е.Н. Новосибирский архипастырь архиепископ Павел (Голышев) - участник Сопротивления [Электронный ресурс] // Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 110-116. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-12.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М.: АИРО-ХХ, 1999. 248 с.

Шарунов А.И. Подвижник, претерпевший до конца. Памяти архиепископа Иркутского, Читинского, всего Дальнего Востока Вениамина III (Новицкого) 1900-1976. Иркутск: 2018. 33 с.

Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. 400 с.

Этноконфессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1940-1980-е годы: религиозные диссиденты. Документы и материалы / сост. и науч. ред. А.И. Савин. Новосибирск: Посох, 2015. 559 с.

Baran E. Dissent of the Margins. How Soviet Jehovah's Witnesses Defied Communism and Lived to Preach About it. Oxford: Oxford University Press, 2014. 382 p.

References

Baran, E. (2014). Dissent of the Margins. How Soviet Jehovah's Witnesses Defied Communism and Lived to Preach About it. Oxford, Oxford University Press. 382 p.

Belyakova, N.A., Dobson, M. (2015). Zhenshchiny v evangel'skikh obshchinakh poslevoennogo SSSR. 1940-1980-e gg. Issledovanie i istochniki [Women in Evangelical Communities in the Postwar USSR. 1940-1980s. Research and Sources]. Moscow, Institut vseobshchey istorii RAN, Indrik. 512 p.

Belyakova, N.A. (2018). "Soobshchaem o prestuplenii protiv pravosudiya...": obrashcheniya i zhaloby veruyushchikh v brezhnevskom SSSR ["We Report a Crime Against Justice. ": Appeals and Complaints of Believers in the Brezhnev's USSR]. In Noveyshaya istoriya Rossii. Vol. 8, no. 3, pp. 640-658.

Belyakova, N.A. (2019). "Voprosy polozheniya religii v SSSR nakhodyatsya pod pristal'nym vnimaniem...". Stenogramma vystupleniya zamestitelya predsedatelya Soveta po delam religii pri Sovete Ministrov SSSR P.V. Makartseva 2 fevralya 1977 g. ["Issues of the Situation of Religion in the USSR are Under Close Attention.". Transcript of the speech by P.V. Makartsev, Deputy Chairman of the Council for Religious Affairs under the USSR Council of Ministers, February 2, 1977]. In Rossiya i sovremennyy mir. No. 3 (104), pp. 130-156.

Chetveryakov, E.N. (2021). Novosibirskiy arkhipastyr' arkhiepiskop Pavel (Golyshev) -uchastnik Soprotivleniya [Novosibirsk Archpastor Archbishop Paul (Golyshev) - Member of the Resistance]. In Istoricheskiy kur'er. No. 3 (17), pp. 110-116. Available at: URL: http:// istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-12.pdf (date of access: 10.02.2022).

Chumachenko, T.A (1999). Gosudarstvo, pravoslavnaya tserkov', veruyushchie. 1941-1961 gg. [State, Orthodox Church, believers. 1941-1961]. Moscow, AIRO-KhKh. 248 p.

Gordeeva, I.A. (2011) Religioznoe podpol'e kak sreda formirovaniya grazhdanskogo obshchest-va [Religious Underground as a Medium for the Formation of Civil Society]. In Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. No. 1 (62), pp. 76-85.

Ieromonakh Simon (Istyukov) (2020). Bor'ba za prava Tserkvi posle okonchaniya khrushchevskikh goneniy (na primere sluzheniya arkhiepiskopa Pavla (Golysheva) na Novosi-birskoy kafedre v 1964-1972 gg.) [Struggle for the Rights of the Church after the End of Khrushchev Persecutions (By the Example of the Ministry of Archbishop Pavel (Golyshev) in Novosibirsk Chair in 1964-1972)]. In Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii. No. 1 (29), pp. 204-223.

Ieromonakh Simon (Istyukov) (2020). Novosibirskaya eparkhiya v 1920-e - 1960-e gody: prob-lemy vnutrennego ustroystva i vzaimootnosheniy s gosudarstvom [Novosibirsk Eparchy in the 1920s-1960s: Problems of Internal Structure and Relations with the State]. Moscow, Spasskoe delo. 304 p.

Kostryukov, A.A. (2015). Russkaya Zarubezhnaya Tserkov' v 1939-1964 gg.: Administrativnoe ustroystvo i otnosheniya s Tserkov'yu v Otechestve [The Russian Church Abroad in 1939-1964: Administrative Structure and Relations with the Church in the Fatherland]. Moscow, PSTGU. 488 p.

Kurlyandskiy, I.A. (2011). Stalin, vlast', religiya (religioznyy i tserkovnyy faktory vo vnutrenney politike sovetskogo gosudarstva v 1922-1953 gg.) [Stalin, Power, Religion (Religious and Church Factors in the Internal Politics of the Soviet State in 1922-1953)]. Moscow, Kuchkovo Pole. 720 p.

Odintsov, M.I. (2014). Russkaya pravoslavnaya tserkov' nakanune i v epokhu stalinskogo sotsializma. 1917-1953 gg. [Russian Orthodox Church on the Eve and in the Era of Stalinist Socialism. 1917-1953]. Moscow, ROSSPEN. 424 p.

Savin, A.I. (Ed.) (2015). Etnokonfessiya v sovetskom gosudarstve. Mennonity Sibiri v 19401980-e gody: religioznye dissidenty. Dokumenty i materialy [Ethnoconfession in the Soviet State. Mennonites of Siberia in 1940-1980s: Religious Dissidents. Documents and Materials]. Novosibirsk, Posokh. 559 p.

Savin, A.I. (2016). "Mnogie dazhe ne dopuskayut mysli, chto sektant mozhet byt' chestnym chelovekom". "Brezhnevskiy" povorot v antireligioznoy politike i rossiiskiy protestantizm (19641966 gg.) ["Many Do Not Even Allow the Idea That a Sectarian Can Be an Honest Man". "Brezhnev's" Turn in Anti-Religious Policy and Russian Protestantism (1964-1966)]. In Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. No. 4, pp. 59-75.

Savin, A.I., Doenninghaus, V. (2017). "Pis'ma vo vlast'" kak modus religioznogo dissidentstva v brezhnevskuyu epokhu ["Letters to Power" as a Modus of Religious Dissidence in the Brezhnev Era]. In Rossiya. XXI. No. 6, pp. 118-141.

Savin, A.I. (2020). Bibliya v Sovetskom Soyuze: k istorii vvoza iz-za granitsy, izdaniya i rasprostraneniya [Bible in the Soviet Union: the History of Import from Abroad, Publication and Distribution]. In Istoricheskiy kur'er. No. 2 (10), pp. 33-50. Available at: URL: http://istkurier.ru/ data/2020/ISTKURIER-2020-2-03.pdf (date of access: 10.02.2022).

Sharunov, A.I. (2018). Podvizhnik, preterpevshiy do kontsa. Pamyati arkhiepiskopa Irkutskogo, Chitinskogo, vsego Dal'nego Vostoka Veniamina III (Novitskogo) 1900-1976 [A Virtuous Man Who Endured to the End. In Memory of Archbishop Veniamin III (Novitsky) of Irkutsk, Chita, all the Far East 1900-1976]. Irkutsk. 33 p.

Shkarovskiy, M.V. (1999). Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' pri Staline i Khrushcheve (Gosu-darstvenno-tserkovnye otnosheniya v SSSR v 1939-1964 godakh) [The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev (State-Church Relations in the USSR in 1939-1964)]. Moscow, 400 p.

Talantov, B.V. (2015) Dnevniki 1943-1945, 1947 gg. Tyuremnaya perepiska 1969-1970 gg. [Diaries of 1943-1945, 1947. Prison Correspondence 1969-1970]. Kirov (Vyatka), Raduga-PRESS. 358 p.

Tsypin, V. (2010) Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Sinodal'nyy i Noveyshie periody [History of the Russian Orthodox Church: Synodal and Newest Periods]. Moscow, Izd-vo Sreten-skogo monastyrya. 816 p.

Vasil'eva, O.Yu. (2006). Pomestnyy Sobor 1971 g.: voprosy i razmyshleniya... [Local Council of 1971: Questions and Reflections.]. In Al'fa i Omega. No. 1/45, pp. 167-184.

Статья поступила в редакцию 10.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.