Научная статья на тему 'Религиозные организации Иркутской области в постсоветское время'

Религиозные организации Иркутской области в постсоветское время Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1053
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / КОНФЕССИИ / CONFESSIONS / РЕЛИГИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / IRKUTSK REGION / ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ / POST-SOVIET TIME / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сараев Владимир Григорьевич, Попов Петр Леонидович

Рассмотрена динамика изменения числа религиозных организаций всех конфессий, представленных в Иркутской области, в 2002-2015 гг. Выявлено, что в этот период в наибольшей степени увеличилось число организаций Русской православной церкви. В 2007 г. оно превзошло количество церквей протестантских деноминаций, а к 2015 г. значительно превысило его. Это говорит о том, что религиозной переориентации Иркутской области, на что указывали отдельные исследователи, не произошло. Показано, что Русская православная церковь является значимым социально ориентированным институтом Иркутской области. В настоящее время рост числа ее организаций в наибольшей степени отмечается в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Associations in Irkutsk Region during Post-Soviet Time

In the article the dynamics of the number of religious associations of all confessions present in Irkutsk region in 2002-2015 is considered. The number of organizations of Russian Orthodox Church increased most of all during this period. In 2007 it outnumbered the number of Protestant churches, and far outnumbered it in 2015. This means that there is no religious re-orientation of Irkutsk region and some researches told about it. Irkutsk Orthodox Church is a significant community focused institution in Irkutsk region. Increase in number of its organization is higher in non-urban areas.

Текст научной работы на тему «Религиозные организации Иркутской области в постсоветское время»



Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2016. Т. 15. С. 118-126

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 911.3:267:29(571.53)

Религиозные организации Иркутской области в постсоветское время

В. Г. Сараев, П. Л. Попов

Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск

Аннотация. Рассмотрена динамика изменения числа религиозных организаций всех конфессий, представленных в Иркутской области, в 2002-2015 гг. Выявлено, что в этот период в наибольшей степени увеличилось число организаций Русской православной церкви. В 2007 г. оно превзошло количество церквей протестантских деноминаций, а к 2015 г. значительно превысило его. Это говорит о том, что религиозной переориентации Иркутской области, на что указывали отдельные исследователи, не произошло. Показано, что Русская православная церковь является значимым социально ориентированным институтом Иркутской области. В настоящее время рост числа ее организаций в наибольшей степени отмечается в сельской местности.

Ключевые слова: религиозные организации, конфессии, религии, территориальные сообщества, Иркутская область, постсоветское время, Русская православная церковь.

Религиозный состав населения не является статичным. Изменения могут быть существенными, а иногда и коренными. Они связаны с комплексом причин различного характера: государственной политикой, миграционными процессами, рождаемостью, разочарованием людей в ранее исповедовавшейся ими религии, миссионерской деятельностью и другими факторами, воздействующими на религиозное сознание.

России исторически свойственна многоконфессиональность. Как и во всем мире, в российских регионах постоянно идут процессы трансформации религиозности населения. В царские времена государственная политика, имея некоторые региональные отличия, включала ограничительные меры по отношению ко многим конфессиям, в советский период - по отношению ко всем конфессиям. Право на свободное вероисповедание в России было введено лишь в ходе политических реформ конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в. Это определило стремительное увеличение числа различных религиозных объединений в постсоветское время. Они получили право действовать либо в виде религиозных групп, не имеющих статуса юридического лица, либо религиозных организаций, имеющих его [12]. Одни из них принадлежат к традиционным конфессиям России и осуществляют их восстановление и развитие, другие относятся к «конфессиональным инновациям» [2].

В территориальных сообществах главнейшими акторами религиозности являются религиозные организации. Знания о них (количество и его динамика, принадлежность к различным конфессиям, территориальное расположе-

ние, существующие связи с другими подсистемами сообществ, т. е. географические знания) необходимы для выработки в регионах научно обоснованной политики межконфессиональных отношений в целях устойчивого социально-экономического развития.

В настоящее время о состоянии религий в России опубликовано значительное число работ. Однако о динамических тенденциях изменений числа организаций и закономерностях их размещения научной информации недостаточно.

Вышеуказанное определило цель настоящей статьи - выявить в Иркутской области (одном из многоконфессиональных регионов России) динамику изменений количеств различных религиозных организаций и их размещение по типам поселений в постсоветское время, показать их социальную роль на примере главнейшего религиозного актора.

Материалами исследования послужили данные информационных порталов Минюста России [6], Федеральной налоговой службы [10], Федеральной службы государственной статистики [11], а также порталов и сайтов религиозных организаций различных конфессий.

Следует упомянуть, что в 2002 г. с целью упорядочивания регистрационного учета организаций было начато создание единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Все организации, зарегистрированные ранее 1 июля этого года, были обязаны уведомить о своих регистрационных данных Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В настоящее время регистрацию некоммерческих организаций, к которым относятся религиозные, осуществляет Минюст России.

Динамика роста количества религиозных организаций

На начало 2015 г. в Иркутской области действовали 324 зарегистрированные религиозные объединения [6; 10], что составляет 1,2 % от всего их количества в России (32,7 тыс.). Ими были представлены 22 вероисповедания из около 60, имеющихся в России [9]. По другим регионам количество вероисповеданий колеблется от 20 до 30 [1].

Конечно, религиозные организации далеко не одинаковы по своим размерам и возможностям, однако каждая из них представляет какое-либо вероисповедание, и ее прихожанином, без всяких ограничений, может быть любой человек. Важнейшее место в этом имеет их территориальная доступность.

К вышеприведенному году в Иркутской области по тем или иным причинам прекратили свое существование 18% всех религиозных организаций, внесенных в ЕГРЮЛ с 2002 г. (в России - 15 %). Чаще всего, по данным Федеральной налоговой службы [10], они ликвидировались в судебном порядке как недействующие. Основанием для этого являлось непредставление отчетов и сведений о себе.

На первом месте по числу организаций находилась Русская православная церковь (РПЦ). Ее организации составляли 49 % от всех религиозных организаций. На втором - протестантизм (34 %), на третьем - Церковь Свидетелей Иеговы (7 %). Четвертое и пятое места занимали организации ислама и буддизма (по 4 %).

Во весь рассматриваемый период (2002-2015 гг.) рост числа действующих организаций РПЦ и протестантизма наблюдался ежегодно (рис. 1) и являлся определяющим в увеличении общего числа религиозных организаций Иркутской области. Всего было зарегистрировано 168 организаций РПЦ и 139 организаций протестантизма, из них к 2015 г. прекратили свое существование около 5 % и 21 % соответственно.

2002 2004 2006 2000 2010 2012 2014

Годы

1 —И— 2---3---4--5 ......... Б ■■■"!■■■■ 7---В -5

Рис. 1. Динамика количества действовавших религиозных организаций наиболее распространенных и традиционных религий Иркутской области.

1 - Русская православная церковь, 2 - протестантизм, 3 - Церковь Свидетелей Иеговы,

4 - буддизм, 5 - ислам, 6 - Римско-католическая церковь, 7 - иудаизм, 8 - шаманизм, 9 - прочие религии

Возрастание числа организаций большинства конфессий обуславливалось принятием соответствующей веры лицами различных национальностей. Исключением являются организации иудаизма и ислама. Развитие иудаизма связано со значительным количеством в Иркутской области евреев. Рост числа организаций ислама (см. рис. 1), стабильный во весь рассматриваемый период, хотя и медленный, связан прежде всего с миграцией в Иркутскую область мусульман.

Единичными организациями представлены старообрядчество, кришнаизм, шаманизм. Стабильного увеличения их числа в постсоветский период не наблюдалось.

Особо можно выделить шаманские организации. Шаманизм является традиционной религией большинства бурят, тофов, эвенков. Наиболее распространен он в Усть-Ордынском Бурятском округе. Центром шаманизма считается остров Ольхон. Однако в рассматриваемое время действовало лишь

5 организаций, которые являются объединяющими центрами шаманов различных поселений. Из них к 2015 г. одна была ликвидирована как юридиче-

ское лицо, но фактически продолжает работу (напомним, что религиозные объединения могут функционировать и не имея статуса юридического лица). Шаманские организации располагались в вышеуказанном округе (в Осинском и Эхирит-Булагатском районах) и по одной - в Иркутске и Ангарске. Координирующую деятельность по развитию шаманизма в Иркутской области осуществляет совет шаманских общин, действующий при сотрудничестве с Центром культуры коренных народов Прибайкалья, который является иркутским областным государственным бюджетным учреждением культуры.

Наблюдавшееся до 2007 г. превышение числа протестантских организаций над числом организаций РПЦ давало повод некоторым исследователям говорить в то время о религиозной переориентации Иркутской области [5]. Однако с 2007 г. рост числа организаций РПЦ идет значительно быстрее (см. рис. 1).

Протестантизм представлен прежде всего организациями христиан веры евангельской, рост числа которых среди остальных течений протестантизма максимален (табл.).

Таблица

Динамика роста количества действовавших протестантских организаций

Организации Количество

2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г.

христиан веры евангельской 44 49 52 59 64 71 76

баптистов 25 25 22 21 18 17 17

адвентистов Седьмого дня 12 12 12 12 11 9 8

евангелическо-лютеранской церкви Ингрии 2 2 2 4 4 3 4

евангельских христиан 1 1 1 1 1 4 4

христиан Полного Евангелия 2 2 2 1 1 1 0

пресвитериан 1 1 1 1 1 0 0

Подавляющее большинство местных религиозных организаций объединено централизованными организациями. Регистрационные адреса в городах Иркутской области имеют 9 таких организаций: три епархии РПЦ (Братская, Иркутская, Саянская), входящие в состав Иркутской митрополии; одна Римско-католическая епархия, три организации христиан веры евангельской. Две из них находятся в Ангарске и одна в Иркутске. Действуют также баптистская и мусульманская организации [3].

Епархии РПЦ, находящиеся в Иркутской области, имеют разграничения деятельности по ее территориально-административным образованиям. Римско-католическая епархия - Епархия Святого Иосифа в Иркутске - охватывает своей деятельностью, наряду с Иркутской областью, регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Протестантские централизованные организации не имеют разделений по территориальной сфере деятельности. К ним могут относиться местные организации, находящиеся в любом населенном пункте Иркутской области, а также в других регионах. Централизованная религиозная организация мусульман Иркутской области «Байкальский муфтият», являю-

щаяся независимой региональной организацией, не входящей ни в одну из общероссийских мусульманских структур, объединяет основную часть исламских местных зарегистрированных общин Иркутской области. Наряду с ней в области действуют и централизованные организации, зарегистрированные в других регионах России. Так, в Братске действует местная организация, относящаяся к централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Азиатской части России», зарегистрированной в Тобольске и распространяющей свою деятельность на Сибирь и Дальний Восток.

Территориальное размещение религиозных организаций

В качестве показателя присутствия религиозных организаций в административно-территориальных образованиях различных уровней (страна, регион, муниципальные районы, городские округа, сельские поселения) используется отношение количества местных религиозных организаций, зарегистрированных в их пределах, к численности постоянного населения в них. По этому же показателю можно, в сравнительном аспекте, судить о религиозности и воцерковленности постоянного населения, проживающего в них, а также о прозелитической деятельности конфессий.

Средняя величина такого территориального показателя размещения религиозных организаций для всей России на 2015 г. составляла 1,9 организаций на 10 тыс. населения. Для ее регионов диапазон этого показателя изменялся от менее 1 организации на 10 тыс. населения (Республика Крым и Севастополь -0,2; Республика Ингушетия и Тюменская область - 0,6; Москва - 0,7; Новосибирская область - 0,8; Санкт-Петербург - 0,9) до 4,1 - для Псковской области, 4,6 - Республики Татарстан, 5,9 - Республики Мордовия.

Как правило, субъектам РФ, относящимся к Центрально-Черноземному, Центрально-Нечерноземному, отчасти Северо-Западному и Южному макрорегионам, свойственны более высокие значения рассматриваемого показателя, чем находящимся в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако в последнем существуют и некоторые исключения.

Для Иркутской области величина этого показателя находится на уровне 1,4. В рейтинге регионов России по уменьшению его величины она занимала, совместно с Алтайским краем, Вологодской областью, Краснодарским краем, Курганской областью, Омской областью, Республикой Северная Осетия-Алания, Ростовской областью, Хабаровским краем, 63-70-е места.

В городских округах и прежде всего в Иркутске сосредоточено значительное количество религиозных организаций. Однако их число, приходящееся на 10 тыс. населения, обычно выше в муниципальных районах, чем в ближайших к ним городских округах. Так, для Иркутского района величина этого показателя составляет 1,7, а для Иркутска - 1,3; для Усольского района - 1,6, а для Усолья-Сибирского - 1,0; для Черемховского района - 2,4, а для Черемхо-во - 1,0. Для муниципальных районов разброс величины этого показателя шире, чем для городов. По муниципальным районам величины этого показателя изменяются от 0,4 до 3,4, а по городским округам от 0,8 до 1,6.

Следует отметить, что города (городские округа) для населения ближайших муниципальных районов являются социокультурными центрами, в том

числе религиозными. Здесь, в сравнении с сельскими поселениями, действуют более «мощные» религиозные общины, имеются «намоленные» храмовые сооружения. Это определяет правомерность, в ряде случаев, проводить для городских округов и муниципальных районов расчет единого показателя. Например, величина совместного показателя, рассчитанного для Иркутского района и Иркутска, составила 1,3; Усольского района и г. Усолья-Сибирского - 1,2. Целесообразность такого подхода связана и с тем, что в настоящее время существуют муниципальные образования, в состав которых входят и города (в том числе крупные), и поселки городского типа, и сельские населенные пункты (Ангарское муниципальное образование).

Русская православная церковь

Исторически основной религией Иркутской области является православие, которое относится, наряду с католицизмом, протестантизмом, монофи-зитством, к основным направлениям христианства. Оно представлено, с подавляющим преимуществом, организациями РПЦ, которая является автокефальной апостольской церковью и обладает кафоличностью и соборностью.

Во всем мире общая численность последователей РПЦ составляет около 100 млн человек. В России проживает большая их часть. В Иркутской области к ней относит себя подавляющее большинство всего верующего населения (лица различных национальностей, при преобладании русских).

В годы советской власти РПЦ преследовалась, как и другие конфессии. Был даже период (перед началом Великой Отечественной войны), когда деятельность ее организаций была запрещена. Ее положение улучшилось во время войны, и затем во второй половине 1980-х гг. В 1988 г. на государственном уровне было даже торжественно отпраздновано тысячелетие крещения Руси. После реформ 90-х гг. ее роль в жизни российского общества стала существенной.

На 2015 г. в Иркутской области действовали 160 местных организаций РПЦ, подавляющее их большинство функционировало устойчиво. В ряде поселений, где нет непосредственно в них зарегистрированных религиозных общин, действовали религиозные общины, являющиеся территориальными подразделениями организаций, у которых регистрационные адреса находились в других населенных пунктах. К таким общинам относятся, например, приходы приписных храмов. Проводятся выездные молебны.

Рост числа организаций РПЦ в последние годы отмечался во всех типах населенных пунктов, однако в наибольшей степени в сельской местности (рис. 2). Это определило наблюдающееся относительное перераспределение их территориального размещения.

С целью оптимизации управления в 2011 г. ранее существовавшая Иркутская епархия была преобразована в Иркутскую митрополию, в состав которой вошли епархии, указанные выше.

По отношению к другим конфессиям, действующим в Иркутской области, РПЦ обладает также максимальным количеством культовых и храмовых сооружений. Многие из них восстановлены или восстанавливаются после негативных воздействий: прямого разрушения, а также переделок, осуществленных ранее, при советской власти, а также строятся новые.

Рис. 2. Динамика распределения действовавших организаций РПЦ.

1 - сельские поселения, 2 - города, исключая Иркутск, 3 - поселки городского типа, 4 -Иркутск

Организации РПЦ, как и подавляющее большинство других религиозных организаций, являются социально ориентированными. Это зафиксировано Основами социальной концепции Русской православной церкви [7], которая определяет принципы взаимодействия ее организаций в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом, а также епископатом, клиром и мирянами. Широко известна социальная деятельность организаций РПЦ в больницах, пенитенциарных учреждениях, детских домах и т. д. Значительная часть местных организаций имеет библиотеки и воскресные школы. Епархии являются учредителями православных гимназий и школ, а также различных некоммерческих организаций. В настоящее время действует Иркутская региональная общественная организация «Братство во имя Святителя Иннокентия Иркутского», деятельность которой имеет социальную направленность.

Согласно нашим исследованиям на уровне субъектов РФ, проведенным ранее [8], существует достоверная положительная корреляционная связь между числом респондентов, относящих себя к РПЦ, и продолжительностью жизни.

В последние несколько лет некоторые из организаций РПЦ являются победителями конкурсов социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области» [4]. В период 2012-2015 гг. его поддержку получили три их проекта. Они связаны с популяризацией культурного наследия, а также профилактикой социально опасных форм поведения граждан.

Заключение

В Иркутской области в постсоветский период возникло значительное число религиозных организаций, относящихся прежде всего к Русской православной церкви и к протестантской деноминации «Христиане веры евангельской». К инновациям в религиозном пространстве Иркутской области можно отнести широкое распространение протестантских организаций, появление течений среди буддистских и мусульманских организаций, нетрадиционных для Иркутской области, процессы конфессионализации шаманизма, а также создание и успешное развитие организаций «Общества Сознания Кришны».

Среди регионов России в рейтинге по уменьшению отношения числа религиозных организаций к численности постоянного населения Иркутская область находится в средней части второй половины списка.

С количеством религиозных организаций число приверженцев соответствующих вероисповеданий коррелирует не всегда. Так, в Усть-Ордынском Бурятском округе, при преобладании организаций РПЦ, среди верующих широко распространен шаманизм и синкретические верования, сочетающие шаманизм и православие, шаманизм и буддизм.

Территориальное распределение религиозных организаций связано в значительной степени с типами поселений. В городах находится большая их часть. Однако в последние годы началось их перераспределение в пользу сельских поселений, за счет организаций Русской православной церкви.

В целом в Иркутской области наблюдается благополучие в межконфессиональных отношениях. Некоторые проявления религиозного экстремизма проявляются лишь в мусульманской среде.

Список литературы

1. Андреева Л. А. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в. / Л. А. Андреева, В. В. Ряховский // Обществ. науки и современность. - 2004. - № 3. - С. 143-153.

2. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (ХХ-ХХ1 вв.) / И. А. Арзуманов. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 319 с.

3. Государственно-конфессиональные отношения [Электронный ресурс] // Иркутская область : офиц. портал. - URL: http://irkobl.ru/sites/ngo/publicrelation/ (дата обращения: 25.09.2015).

4. Губернское собрание общественности Иркутской области [Электронный ресурс] // Иркутская область : офиц. портал. - URL: http://irkobl.ru/sites/ngo/sotsialno_ orientirovannye_nekommercheskie_organizatsii/gubernskoe_sobranie_obshchestvennosti_ irkutskoy _oblasti/ (дата обращения: 25.09.2015).

5. Желновакова М. Ф. Религиозная переориентация региона на примере Иркутской области [Электронный ресурс] / М. Ф. Желновакова // Аналитика и культурология : электрон. науч. изд. - 2009. - Вып. 2(14). - URL: http://www.analiculturolog.ru/ journal/archive/item/387-article_15-6.html (дата обращения: 25.09.2015).

6. О деятельности некоммерческих организаций. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс] // М-во юстиции Российской Федерации : сайт. - URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 25.09.2015).

7. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://prav-vera.ortox.ru/data/documents/Osnovi_socialnoj_koncepcii_ Russkoj_Pravoslavnoj_Cerkvi.pdf (дата обращения: 25.09.2015).

8. Попов П. Л. Религиозность и социально-экономические явления: территориальные связи в современной России / П. Л. Попов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Фи-лос. науки. - 2013. - № 1 (7). - С. 71-77.

9. Российский статистический ежегодник. 2014: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. - М. : Росстат, 2014. - 693 с.

10. Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств [Электронный ресурс] // Федер. налог. служба : сайт. - URL: http://egrul.nalog.ru/ (дата обращения: 25.09.2015).

11. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. статистики : сайт. - URL : http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/region_stat/sep_region.html (дата обращения: 25.09.2015).

12. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения 25.09.2015).

Religious Associations in Irkutsk Region during Post-Soviet Time

V. G. Sarayev, P. L. Popov

V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS, Irkutsk

Abstract. In the article the dynamics of the number of religious associations of all confessions present in Irkutsk region in 2002-2015 is considered. The number of organizations of Russian Orthodox Church increased most of all during this period. In 2007 it outnumbered the number of Protestant churches, and far outnumbered it in 2015. This means that there is no religious re-orientation of Irkutsk region and some researches told about it. Irkutsk Orthodox Church is a significant community focused institution in Irkutsk region. Increase in number of its organization is higher in non-urban areas.

Keywords: religious organizations, Russian Orthodox Church, confessions, Irkutsk region, post-soviet time.

Сараев Владимир Григорьевич

кандидат географических наук, старший научный сотрудник Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН

664033, Россия, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: 8(3952)422700 e-mail: soclab@irigs.irk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попов Петр Леонидович

кандидат философских наук, научный сотрудник Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН

664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: 8(3952)422700 e-mail: soclab@irigs.irk.ru

Saraev Vladimir Grigoryevich

Candidate of Sciences (Geography), Senior Research Fellow V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS 1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: 8(3952)422700 e-mail: soclab@irigs.irk.ru

Popov Petr Leonidovich

Candidate of Sciences (Philosophy), Scientific Fellow

V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS 1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: 8(3952)428689 e-mail: plp@irigs.irk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.