Научная статья на тему 'Религиозные меньшинства в Иране'

Религиозные меньшинства в Иране Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
192
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гусев Леонид

"Обозреватель-Observer", М., 2005 г., № 6, с. 92-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные меньшинства в Иране»

свыше 60% годового государственного бюджета Киргизии. Следует признать, что этот кредит мог стать серьезным доводом для президента, нуждающегося в средствах, чтобы выполнить многочисленные предвыборные обещания.

«Коммерсант», М, 27июля 2005г.

* * *

Соглашение между Россией и Киргизией

Президент России Владимир Путин в июле 2005 г. подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики». Этот документ был принят Государственной Думой РФ 8 июля и одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г. Российско-киргизское соглашение о создании базы было подписано 22 сентября 2003 г. во время визита в Москву тогдашнего президента Киргизии Аскара Акаева. Сама база была открыта Путиным и Акаевым в октябре 2003 г. В 2005 г. новые власти Киргизии подтвердили, что заинтересованы в наличии российской базы. Кант стал первой российской военной базой на постсоветском пространстве. Эта база — авиационная составляющая коллективных сил Организации Договора о коллективной безопасности (Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан). В Канте постоянно находятся 10—15 российских самолетов Су-27 и Су-25, военно-транспортные самолеты и вертолеты, размещаются до 500 российских военнослужащих.

«Военно-промышленный курьер», М, 27июля—2 августа 2005г.

Леонид Гусев,

кандидат исторических наук

РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В ИРАНЕ

В последние годы Иран подвергается нападкам со стороны стран Запада, прежде всего США, не только за якобы разработку ядерного оружия, но и за отсутствие, по их мнению, демократии и прав человека в стране. Поэтому интересно рассмотреть, как, напри-

мер, обстоят дела с правами религиозных меньшинств. Иран относится к числу стран, где бок о бок с мусульманским большинством мирно сосуществовали различные религиозные меньшинства. По сути, эти меньшинства, как и мусульманское большинство, являются древними иранскими племенами и всегда проявляли активность в различных сферах жизни. Последователи других религий на протяжении всей истории Ирана мирно сосуществовали и создавали предпосылки для развития ирано-исламской цивилизации. Культура Ирана всегда была примером для разных культур, связанных с различными конфессиями, и оказала разностороннее воздействие на их развитие, равно как испытала и их влияние.

В настоящее время Иран является единственной страной, в парламенте (Меджлисе) которой есть депутаты, представляющие религиозные меньшинства именно в силу существования своих религий, и они имеют равные права с другими депутатами. Аналогов этому в мире нет. В настоящее время каждое из религиозных меньшинств — зороастрийцы, евреи и ассирийцы — имеют в Меджлисе по одному депутату, а армянское меньшинство — двух депутатов. Наличие в Иране древних церквей и храмов, а также присутствие депутатов — представителей религиозных меньшинств свидетельствует о том уважении, которое проявляет Исламская Республика Иран к монотеистическим религиям.

В ст. 13 Конституции Ирана говорится, что зороастрийцы, евреи и христиане признаются в качестве религиозных меньшинств, которые свободны в отправлении своих религиозных обрядов и могут действовать в частной жизни и религиозном учении в соответствии со своими религиозными установлениями. В указанной статье Конституции поясняется вопрос отправления религиозных обрядов, и в практическом плане последователи трех указанных религий выполняют все свои обряды в своих храмах, синагогах и церквях, а в ряде случаев их богослужения транслируются по телевизионным каналам иранского телевидения. Также, в соответствии с упомянутой статьей Конституции, в области частной жизни (бракосочетания, разводы, распространение вероучений и заповедей) последователи религиозных меньшинств действуют в соответствии с законами своей веры, и если возникает какое-либо судебное разбирательство, судья выносит решение в соответствии с неоспоримыми законами соответствующей религии. Согласно ст. 26 Конституции, признанные религиозные меньшинства могут в соответствии с определенным порядком иметь

свои общины и общества. В законе о деятельности партий, утвержденном в 1981 г., признается официально право на создание обществ религиозных меньшинств, и в настоящее время в стране действует много обществ, принадлежащих религиозным меньшинствам. Они в соответствии со своими уставами устраивают бракосочетания и разводы, а также оформляют вопросы наследования согласно своим религиозным правилам, издают еженедельные газеты и ежемесячные журналы.

Зороастрийцы издают два ежемесячных журнала под названиями «Чиста» и «Форухе», а также еженедельник «Амордад». У евреев есть ежемесячник «Офог-е-Бина». У армян издается многотиражная газета «Алик», журнал «Луис», а также журнал христианской культуры и ежемесячник «Авакс». У ассирийцев имеется ежемесячный журнал «Пеймане ашуриан». Все они имеют свои издательские дома. Также религиозные меньшинства в Иране имеют свои школы, в которых преподается язык и религия, причем министерство просвещения не имеет право вмешиваться в вопросы назначения директоров этих школ. В целом, зороастрийцы составляют 2,8%, христиане — 0,5 и последователи других религий — 0,4% от всего населения страны. Ассирийцы, проживая в более чем 14 городах, имеют 90 церквей (табл.). В городах Ирана проживают около 97 тыс. зороастрийцев, в храмах которых никогда не гаснет священный огонь.

Меньшинства % от всего населения Издания

Зороастрийцы 2,8 «Чиста», «Фарухе»

Христиане (армяне) 0,5 «Алик», «Луис», «Авакс»

Последователи других 0,4 Ассирийцы — «Пеймане

религий ашуриан»

Депутат Меджлиса от зороастрийцев доктор Хосроу Дабестани 3 ноября 2000 г. на праздновании Миллениума в Риме, коснувшись положения зороастрийцев в Иране, сказал, что у зороастрийцев в Иране хорошие отношения с мусульманами. Их религия официально признана, у них есть депутаты в Меджлисе, они участвуют в законотворчестве, и они пользуются полной свободой в плане своих обычаев и частной жизни. Армянское население Ирана, насчитывающее более 200 тыс. человек, является самым большим и наиболее организован-

ным религиозным меньшинством в стране. Большая часть армян проживает в Исфахане, начиная с 1604 г. У армян 34 школы, из которых 23 школы и пять детских домов находятся в Тегеране. Ежегодно армяне проводят для своей общины более 400 культурных программ. В принципе история расселения армян на территории Ирана относится к дохристианским временам, поэтому армяне всегда считали себя гражданами Ирана. Во время восьмилетней войны с Ираком армяне потеряли 120 своих соплеменников. Что касается прав еврейского населения Ирана, то 31 августа 2000 г. Комиссия по контролю за работой религиозных медресе утвердила прошение Культурного комитета Еврейского общества Тегерана, в соответствии с которым 11 официальных нерабочих дней в году, согласно с обычаями, были распространены на евреев-школьников.

26 декабря 2003 г. стал одним из знаменательных дней для проживающих в Иране религиозных меньшинств. В этот день с одобрения правительства и Меджлиса был принят закон об установлении равных для всех национальных меньшинств страны размеров церковного сбора. Также заметным событием стало решение Меджлиса шестого созыва о принятии на государственную службу в систему просвещения 200 представителей религиозных меньшинств. Кроме того, в 2003 г. президент Ирана принял указ о выделении отдельной строкой бюджета ассигнований на охрану школ, памятников и исторических зданий религиозных меньшинств. Таким образом, религиозные меньшинства в соответствии с Конституцией пользуются равными правами со всеми другими гражданами.

«Обозреватель-ОЪзвгувг», М., 2005 г., № 6, с. 92—94.

Викрам Додд,

журналист(Великобритания)

ДВЕ ТРЕТИ МУСУЛЬМАН ЗАДУМЫВАЮТСЯ

ОБ ОТЪЕЗДЕ ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Согласно данным нового опроса общественного мнения, проведенного газетой «Гардиан», сотни тысяч мусульман после взрывов в Лондоне начали задумываться о возможном отъезде из Великобритании. Эта цифра показывает, насколько широко распространился страх перед антимусульманскими выступлениями после июльских взрывов 2005 г., которые были осуществлены террористами-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.