М.Н. Ляшева ORCID iD: 0000-0003-3178-0700
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
УДК 81'44
РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-42-47
В последние десятилетия вся жизнь современного общества подверглась виртуализации, возник даже особый тип дискурса - Интернет-дискурс, который постепенно стал платформой для распространения всевозможных идеологий. Новый тип дискурса включает различные подвиды, одним из которых является развлекательный дискурс, направленный на обеспечение досуга пользователя. Развлекательное пространство в силу отсутствия строгой цензуры дает человеку возможность максимально свободно выразить свое мнение. Отсюда наиболее достоверно удается проследить отношение человека к той или иной идеологии. Кроме того, развлекательный характер среды, в которой происходит коммуникация, позволяет человеку творчески выражать себя. Данная статья посвящена языковым единицам, репрезентирующим идеологию, - идеологемам. Существуют много разновидностей идеологем. В настоящей статье рассматриваются религиозные идеологемы, которые реализуются в развлекательной части Интернет-пространства. Обосновывается идеологический характер данного явления. Посредством когнитивно-дискурсивного метода проводится анализ основных религиозных идеологем - «патриарх» и «Русская православная церковь». Православная церковь на протяжении всей своей истории играла одну из ключевых ролей в судьбе нашей родины, ее значение было велико как для культурного развития, так и для политики страны. Только на современном этапе общества государство признается светским, а церковь - отделенной от него. Описываются основные значения, которые приобретают эти идеологемы, среди которых - финансовая организация, болезнь и структура власти. Устанавливается оценочный модус, который приобрели эти идеологемы на современном этапе. В примерах демонстрируется, за счет каких лингвистических средств находит выражение оценка (оценочные слова, которые выражают оценку эксплицитно и имплицитно, и слова, которые не являются оценочными, но в контексте приобретают такой характер).
Ключевые слова: идеологема, концепт, оценочность, развлекательный дискурс, Интернет-дискурс, коллективное сознание, когнитивно-дискурсивный анализ.
Введение. С давних времен в жизнь человека вмешиваются различные идеологии. Изначально, в первобытном обществе, они оформлялись в миф. Однако с течением времени жизнь человека менялась, возникли политические отношения, в основе которых лежала какая-то идея. На сегодняшний день идеологическое воздействие на человека осуществляется не только со стороны политики. Все больше современных ученых различных областей знаний исследуют идеологии. В филологии это разностороннее изучение вербальных репрезентантов идеологии - идеологем.
Обзор литературы. Впервые об идеологемах заговорил М.М. Бахтин [1], которому и принадлежит сам термин. Так он называл слова героя романа, который действовал так же активно, как герой драмы или эпоса, и поэтому получил статус идеолога. Одной из первых об идеологеме как лингвистическом феномене стала упоминать Н.И. Купина [6] в своих работах, посвященных тоталитарному языку. Кроме нее об идеологемах писали А.А. Мирошниченко [9], Г.Ч. Гусейнов [3], А.П. Чудинов [11], Е.А. Нахимова [10], Н.И. Клушина [5], Е.Г. Малышева [7; 8]. Каждый из них выдвигал свое толкование термина, поэтому до сих пор нет единообразия ни в терминологическом толковании идеологемы, ни в критериях для классификации.
В нашем понимании - идеологема представляет собой особого рода концепт, поэтому мы согласны с точками зрения Н.И. Клушиной и Е.Г. Малышевой, которые раскроем ниже.
Н.И. Клушина стала рассматривать идеологемы применительно к публицистике. В ее понимании идеологема - это «сложный когнитивно-стилистический феномен, с помощью которого формируется массовое, коллективное и индивидуальное сознание конкретного социума» [5, с. 57]. Идеологема предполагает целенаправленное воздействие адресанта на адресата при помощи заранее заданной идеи. Но также исследователь призывает не забывать, что в структуре идеологемы не менее важным является стилистический компонент. Так, прежде чем возникнуть, идеологема должна помыслиться, но реализу-
ется в речи она при помощи лексических средств на уровне стилистики. Идеологема представляется динамическим образованием, поскольку обладает изменчивостью и неуловимостью для нашего сознания.
Е.Г. Малышева впервые стала рассматривать идеологемы вне политического дискурса. Она определяет идеологему как «особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого (в ядре или на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [7, с. 35]. Идеологеме присущи такие признаки, как национальная специфичность, динамичная семантика, повышенная аксиологичность, разнообразное выражение знаками различных семиотических систем, в том числе языковой. В частности, в языке идеологема может выражаться посредством устойчивых метафор, ключевых слов, клише и т.п.
Методы исследования. При выборе языкового материала мы использовали метод сплошной выборки. Интерпретация примеров проводилась при помощи описательного метода и когнитивно-дискурсивного анализа.
Результаты и дискуссия. Продолжая мысль Е.Г. Малышевой о том, что идеологема может функционировать в различных типах дискурса, мы рассмотрели ее в современном Интернет-дискурсе, в той его части, которая направлена на развлечение пользователя. Нами были рассмотрены религиозные идеологемы.
Основная функция христианства - нести в мир заповеди, которые проповедовал Иисус Христос - отсылает нас к идеологии. Православная церковь, таким образом, выступает вербальным репрезентантом религиозных идей - идеологемой. Мы можем отнести ее к универсальным, т.е. актуальным независимо от их темпоральной принадлежности, поскольку с официального момента появления христианства на Руси (Х век) церковь не потеряла своего идеологического статуса. В совокупности, с приближенностью к политическому аппарату данный феномен все больше укреплялся в своей идеологичности, приобретая еще и политический компонент в значении.
Однако в обществе нашего времени эта идеологема воспринимается носителями языка иначе, чем несколько веков назад. Для рядового представителя русской лингвокультуры РПЦ теряет свою основную функцию проповедования библейских заповедей. Все это можно пронаблюдать по различным употреблениям в неформальном дискурсе Интернета, который является своеобразным отражением коллективного народного сознания. Рассмотрим примеры (орфография и пунктуация пользователей сохранены).
«Это Закрытое акционерное общество» (ответ на вопрос «Что такое РПЦ?») (https://otvet.mail.ru/ question/69560586, дата обращения: 25.06.2018).
Данная характеристика отсылает нас к тому, что все материальные блага, нажитые русской православной церковью, распределяются строго между ее членами, подобно закрытому акционерному обществу, в котором акциями владеют лишь его члены. Такое определение создает противоречие, поскольку истинная христианская идеология - помогать ближнему и жить скромно. Вследствие этого часты и упоминания патриарха всея Руси, а также священнослужителей как нечестных бизнесменов.
Алегарх Кирилл всея Руси! (https://vk.com/rpc_net, дата обращения: 19.04.2018).
Автор нарочито делает ошибку в слове «олигарх», чтобы показать свое ироничное отношение. Подобные примеры относятся к языковой игре (здесь имеет место язык подонков), которая уже на протяжении длительного времени является одной из основных характеристик языка Интернета.
Наряду с приемами языковой игры, которые показывают оценку неявно, используются и прямые оценочные средства, которые уже в своем лексическом значении содержат оценку.
Согласна с тем, что если есть дерзновение - обличай. Но это не значит, что не надо молиться за «заблудшего» Патриарха (https://vk.com/rpc_net, дата обращения: 19.04.2018).
В примере автор говорит, что патриарх отклонился от своей основной деятельности, встав на неверный путь. Отрицательная оценка передается посредством прилагательного «заблудший».
Иногда оценка выражена имплицитно и реализуется только в определенном контексте.
Когда патриарх станет христианином. Но этого, разумеется, не произойдет (https://vk.com/ ф^пе^ дата обращения: 19.04.2018).
Как мы видим, объектом оценки в данном примере выступает патриарх, а свойство, по которому он оценивается, - его отношение к вере. Глагол «станет» показывает нам, что действие еще не произошло. Так, патриарх оценивается как нехристианин, человек, далекий от истинной веры и истинных христианских заповедей. Оценивая таким образом патриарха в контексте его деятельности, автор закладывает отрицательную оценку в высказывание. Подобная оценка нетипична по форме своей репрезентации. Обычно оценочность передается оценочным словом - зачастую прилагательным или существительным, которые в своем значении содержат аксиологический признак либо приобретают его в контексте. В рассмотренном примере носителем оценки является целое предложение.
Я пару лет назад ничего плохого не мог сказать о церкви и РПЦ. А вот после того, как начал узнавать о том, что делает РПЦ, не знаю как, но теперь я плевать им в рожу хочу, этим скотам!!! И похоже, что скоро стану атеистом. А все из-за таких уродов как они. И мне кажется, что я не один такой ('(https://vk.com/ipc_net, дата обращения: 22.04.2018).
Пример содержит резко негативные оценочные слова, которые содержат оскорбление. Такой выбор мотивирован тем, что автор настроен резко негативно. Подчеркивается, что состояние нынешней церкви, как и деятельность, которую она ведет, не просто антихристианские сами по себе, но и вызывают отвращение народа, склоняют его не на путь к вере, а, наоборот, отвращают, приближают к атеизму.
Интересен другой пример, который подан в стихотворной форме.
Снова средневековье темное появилось во время переломное. Возродилось оно как чудовище, стало лезть во все сферы в обществе. А народ наш больной опять мечется, модному рабству у попов учится. Власти глупый электорат нужен,
и она с попами дружит. Власти когда надо, всегда в церкви в показном своем православии. Власть попам дает добро -забирать для церкви можно все. Все что хочется и что нравиться: хоть музеи, хоть земли, хоть здания. В церкви хитрые попы продают свои товары А налоги за продажу, в казну не дают потому как пожертвования принимают Стали попы переделывать историю страны. Правду и дела свои прошлые - замалчивать, заслуги свои увеличивать, и вранье свое, везде рассказывать.
Самый главный поп - он как олигарх. Любит деньги и власть-Патриарх.
Всегда он с тучей охранников, знать не верит в защиту архангелов. Оружие армии стратегическое -поливается святой водицею. В дорогих авто, ездят попы разные, и сбивают людей отцы не трезвые. А чтобы не было на дорогах беды крестным ходом идут гайцы. Любит церковь лезть в постель и учить:
как любить, с кем спать и жить Но среди самих попов -есть однополая любовь.
Все как в миру - и у попов-любовников, протекция голубых начальников помогут в хлебное место попасть и молодым настоятелем стать.
Бывает приводит в тюрьму и губит попов педофильская страсть и любовь
Возрождение такое духовное-вырождение разума полное
(https://vk.com/rpc_net, дата обращения: 22.04.2018).
Современное общество сравнивается со Средневековьем. Как нам известно, именно в этот период началась история христианства в Европе. Религия была достаточно сильна и тесно сплетена с политическим аппаратом. В этом примере также есть отсылка к связи религии и политики. Вслед за сомнением в искренности служителей храмов возникает и сомнение в вере как таковой, т.к. служители церкви нарушают основные христианские заповеди, погрязли во всех смертных грехах.
Заключение. Проанализировав функционирование идеологемы Русская православная церковь (РПЦ) в современном развлекательном Интернет-дискурсе, мы пришли к выводу, что человек наделяет РПЦ в большинстве своем отрицательными качествами. Таким образом, в развлекательной части неформального дискурса идеологема переосмысливается: не теряя своего идеологического статуса, она меняет свой аксиологический модус, становится негативно маркированной. Мы установили, что идео-логема РПЦ является многозначной и употребляется в следующих значениях: 1) финансовая организация; 2) болезнь; 3) структура, наделенная властью, что было продемонстрировано в примерах.
Библиографический список
1. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2006. 280 с.
3. Гусейнов Г. Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М.: Три квадрата, 2003. 272 с.
4. Клушина Н.И. Общие особенности публицистического стиля. // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 269-289.
5. Клушина Н.И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. 2014. № 4(50). С. 54-58.
6. Купина Н.А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 186 с.
7. Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен // Политическая лингвистика. 2009. № 4(30). С. 32-40.
8. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование: монография / Е.Г. Малышева. 3-е изд., стереот. М.: Флинта, 2017. 370 с.
9. Мирошниченко А.А. Толкование речи и лингво-идеологический анализ. Ростов-на-Дону, 1995. 112 с.
10. Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования [Текст]: монография. Екатеринбург, 2011. 276 с.
11. ЧудиновА.П. Политическая лингвистика [Электронный ресурс]. URL: https://librolife.ru/g4301442 (дата обращения: 12.02.2018).
12. Crystal D. Internet linguistics: a student guide. Routledge, 2011. 190 p.
13. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge university press, 2004. 284 p.
14. ToepflF. Four facets of critical news literacy in a non-democratic regime: How young Russians navigate their news // European Journal of Communication. 2014. № 29(1). Pp. 68-82. DOI: 10.1177/0267323113511183.
15. Toepfl F., Piwoni E. Public Spheres in Interaction: Comment Sections of News Websites as Counterpub-lic Spaces // Journal of Communication. 2015. № 65(3). Pp. 465-488. DOI: 10.1111/jcom.12156.
16. Van Dijk T. Ideology/ A multidisciplinary approach. SAGE publications, 1998. 390 p.
Марина Николаевна Ляшева, аспирант кафедры русского языка как иностранного, Южный федеральный университет, Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42; e-mail: ma-rina-lyasheva@mail. ru
Для цитирования: Ляшева М.Н. Религиозные идеологемы в современном Интернет-дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 42-47. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-42-47.
RELIGIOUS IDEOLOGEMS IN MODERN INTERNET-DISCOURSE DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-42-47
Marina N. Liasheva ORCID iD: 0000-0003-3178-0700
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
In the last decades the whole life of the modern society has undergone virtualization, has even emerged a special type of discourse - Internet discourse, which gradually became a platform for spreading all kinds of ideologies. A new type of discourse includes various subspecies, one of them is an entertaining discourse aimed at ensuring the leisure ofan user. The entertaining space due to the absence of strict censorship gives a person the opportunity to express his opinion as freely as possible. So it is more reliably to see the relation of a person to an ideology. In addition, the entertaining character of the environment in which the communication occurs, allows a person to express himself creatively. This article is devoted to linguistic units, representing ideology, ideologems. There are many varieties of ideology. In this article, religious ideologies are considered, which are implemented in the entertainment part of the Internet space. The ideological character of this phenomenon is substantiated. The analysis of the main religious ideologies - «patriarch» and «Russian Orthodox Church» is conducted through the cognitive-discursive approach. The Orthodox Church during the history has played a crucial role for our country; its significance was great for cultural development and for the policy of the country. Only in recent times the state is recognized as secular, and the church is separatedfrom it. The main meanings of these ideologems as a financial organization, illness and a power structure are described. An evaluative modus that have acquired these ideologems at the present time is being established. In the examples it is demonstrated, by means of which linguistic tools, the expression evaluates (evaluative words that express the valuation explicitly and implicitly, words that are not evaluative, but in the context acquire this character).
Key words: ideologems, concept, evaluation, entertaining discourse, internet discourse, collective conscious, cogni-tive-discoursive analysis.
References
1. Bahtin M.M. Slovo v romane [Word in the novel], Bahtin M.M. Voprosy literatury i estetiki, Moscow: Hudozhestvennaya literatura, 1975, 504 p.
2. Volf E.M. Funkcionalnaya semantika ocenki [Functional semantics of the valuation], Moscow: Editorial URSS, 2006, 280 p.
3. Gusejnov G.Ch. Sovetskie ideologemy v russkom diskurse 1990-x [Sovietic ideologems in the Russian discourse of1990s], Moscow: Tri kvadrata, 2003, 272 p.
4. Klushina N.I. Obshhie osobennosti publicisticheskogo stilya [Generalparticularities of publicistic style], Yazyk SMI kak obekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: Uchebnoe posobie [The language of mass media as an object of cross-disciplinary research], Moscow: Izd-vo MGU, 2003, pp. 269-289.
5. Klushina N.I. Teoriya ideologem [Theory of ideologems], Politicheskaya lingvistika [Political linguistics], 2014, no 4(50), pp. 54-58.
6. Kupina N.A. Totalitarnyj yazyk: slovar i rechevye reakcii [Totalitarian language: dictionary and speech reactions], Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015, 186 p.
7. Malysheva E.G. Ideologema kak lingvokognitivnyj fenomen [Ideologem as a linguo-cognitivephenomenon], Politicheskaya lingvistika [Political linguistics], 2009, no 4(30), pp. 32-40.
8. Malysheva E.G. Russkij sportivnyj diskurs: lingvokognitivnoe issledovanie: Monografiya [Russian
M.H. nWEBA
sportive discourse: linguo-cognitive research: monograph] / E.G. Malysheva. 3-e izd., ster., Moscow: Flinta, 2017, 370 p.
9. Miroshnichenko A.A. Tolkovanie rechi i lingvo-ideologicheskij analiz [Interpritation of speech and lin-guo-ideological analysis], Rostov-on-Don, 1995, 112 p.
10. Nahimova E.A. Precedentnye onimy v sovremennoj rossijskoj massovoj kommunikacii: teoriya i meto-dika kognitivno-diskursivnogo issledovaniya [Tekst]: monografiya [Precedent onyms in modern Russian mass communication: theory and methodology of the cognitive-discursive research], Ekaterinburg, 2011, 276 p.
11. Chudinov A.P. Politicheskaya lingvistika (Political linguistics). Available at: https://librolife.ru/ g4301442 (access at 12.02.2018).
12. Crystal D. Internet linguistics: a student guide, Routledge, 2011, 190 p.
13. Crystal D. Language and the Internet, Cambridge university press, 2004, 284 p.
14. Toepfl F. Four facets of critical news literacy in a non-democratic regime: How young Russians navigate their news, European Journal of Communication, 2014, no 29(1), pp. 68-82. DOI: 10.1177/0267323113511183.
15. Toepfl F., Piwoni E. Public Spheres in Interaction: Comment Sections of News Websites as Counterpub-lic Spaces, Journal of Communication, 2015, no 65(3), pp. 465-488. DOI: 10.1111/jcom.12156.
16. Van Dijk T. Ideology/ A multidisciplinary approach. SAGE publications, 1998, 390 p.
Marina N. Liasheva, Postgraduate student of the Department of Russian as a foreign language, Southern Federal University; the address: 105/42 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia; e-mail: ma-rina-lyasheva@mail.ru
For citation: Liasheva M.N. Religious ideologems in modern Internet-discourse. Aktual'nye proble-my filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 3(31), pp. 42-47 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-42-47.