Научная статья на тему 'Религиозные хроники первой волны ковида'

Религиозные хроники первой волны ковида Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные хроники первой волны ковида»

А. В. Глйдуков Религиозные хроники первой волны ковидл

Введение

Спустя полтора-два года после начала пандемии мы уже забыли, как все начиналось, когда и какие вводились ограничения. Неопределенность, вызванная недостоверностью новостей, страх заболеть, нелогичные и непоследовательные действия соседей и начальства сильно напрягали и не позволяли рационально осмыслить происходящее. Как следствие появлялись фейки и конспирологические теории, обострялись мистические и религиозные настроения. На эти вызовы стали отвечать не только власти, но религиозные лидеры. К сожалению, информационный вал, сопровождающий пандемию, поглотил первые события распространения коронавируса в России.

Попытки освещения данной проблемы предпринимались в ряде журналистских публикаций1, в научных журналах2 и в коллективных монографиях3, на конференциях, однако она остается неисчерпаемой.

Попробуем восстановить хронологию религиозной рефлексии пандемии во время ее первой волны, пришедшейся на февраль-май 2020 г. Однако сначала вспомним основные даты ее развития.

Основные даты первой волны пандемии

Несмотря на то, что заболевание началось в Китае в городе Ухань еще в середине декабря 2019 г., первое свидетельство именно о новом вирусе прозвучало 30 декабря, через два дня начали приниматься меры, однако 13 января 2020 г. коронави-рус вышел за пределы Китая, а 24 января начал стремитель-

1 Коробов П. День святого Карантина. Как христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и пастафариане реагируют на коронавирус в РФ / П. Коробов, М. Литвинова, А. Черных // Коммерсантъ. 2020. 12 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4298329 (дата обращения: 01.02.2022).

2 Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2021. №1 (39) [Религия и COVID-19].

3 Религия в современной России: события и дискурсы пандемии: монография / М. М. Мчедлова [и др.]; Под ред. М. М. Мчедловой. М., 2021.

£

tss о

Со §

£

0 Й

1

S g

о

fc g

Й

г *

о g

га но распространяться по Европе. Поэтому 30 января Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку ^ СОУГО-19 чрезвычайной ситуацией международного масштаба, О а 11 марта — объявила о пандемии. Дата 19 марта, когда Италия

л обогнала Китай по количеству зарегистрированных смертей,

га

о стала ключевой для введения режима самоизоляции.

В России первых зараженных выявляют 31 января 2020 г., ^ 2 марта — первого заболевшего в Москве, а 5 марта — в Санкт-Петербурге. Через неделю 10 марта вводятся дополнитель-^ ные ограничительные меры в Москве, а 13 марта — в Санкт-Петербурге. С 16 марта закрываются школы, а потом вузы ^ в Москве, с 27 марта — в Санкт-Петербурге.

На волне роста заболевания 25 марта президент Путин в телеобращении к гражданам России объявляет «неделю выходных» с 28 марта по 5 апреля (продленную до 30 апреля). Они дополняются постановлениями правительств Москвы и Санкт-Петербурга об обязательной самоизоляции граждан и запрете посещения гражданами храмов с 28 марта по 5 апреля. Ограничения начинают постепенно ослабляться лишь с начала июня. Однако действенной защиты от пандемии не будет еще два месяца. Только 11 августа Министерство здравоохранения РФ зарегистрировало вакцину «Спутник V» («Гам-КОВИД-Вак»).

Таким образом, наиболее насыщенным и непредсказуемым оказался период марта-мая 2020 г. Именно он продемонстрировал возможности своевременных и адекватных действий религиозных деятелей в сотрудничестве с государственными органами. Состояние страха и неопределенности формировало потребность в компенсации, которую могут дать традиционные религиозные институты, либо иные формы религии, а также религиозные и конспирологические мифы. К ним можно добавить элементы языческой смеховой русской народной культуры, выражающиеся в осмеянии страха и персонифицированной болезни, в обыгрывании победы над ними.

Приступая к рассмотрению религиозной реакции на развитие пандемии, начнем повествование не с марта и даже не с февраля 2020 г. Как это не покажется странным, но первые сведения о новой болезни были озвучены 26 декабря 2019 г.

в телепередаче Первого канала «На самом деле» с ведущим ^ Д. Шепелевым. В ней говорилось о предсказаниях Ванги про § то, что «в год пяти двоек» (22.02.2020 или 22.12.2020), «от жел- ^ тых людей» в мир придет болезнь. «Кум Ванги» Сергей Костор- § ной первым сказал, что грядет «общая эпидемия неизлечимой § тяжелой болезни».4 Стоит отметить, что данный сюжет остался ^ практически незамеченным и что всерьез эту информацию ста- ^ ли воспринимать лишь к марту 2020 г. Повторы телепередачи § и ее фрагментов обострили мистические настроения, а через ^ пару лет 28 декабря 2021 г. Ее участники уже перенесли дату ката- ^ клизмов на грядущий год и уточнили прошлую дату, сказав, что ^ во время «пяти двоек» 22.2.22 «прольется огненный дождь»5.

Большинство россиян с января 2020 г. сначала безразлично, ^ а потом все более настороженно реагировали на информацию из § Китая, основным содержанием которой стали рассказы о росте ^ заболевших, симптоматике, ограничительных мерах и о рас- § пространении вируса с оптового рынка морепродуктов в горо- ^ де Ухань. В интернете появились сначала шутливые, а потом коммерческие предложения оберегов от коронавируса, к ним добавились «народные» и совершенно бессмысленные способы «лечения» и «профилактики». Конспирологические идеи ковида настолько завладели умами людей, что 02.02.2020 (в день «четырех двоек») их опровержению ВОЗ посвятила специальный документ, заявив о «массовой инфодемии» (то есть «эпидемии дезинформации»), подробному описанию которой посвящена обширная статья в Википедии6.

В России пик «ложной информации о новом коронави-русе» пришелся на середину марта, поэтому 16 марта Роском-надзор потребовал блокировать и лишать лицензии СМИ за публикации, «сеющие панику и провоцирующие общественное

4 На самом деле: ток-шоу «Первого канала» с ведущим Д. Шепелевым [Видеозапись] // Youtube. 2019. 26 декабря. URL: https://www.youtube. com/watch?v=vaduD0jOgz8 (дата обращения: 01.02.2022).

5 На самом деле: ток-шоу «Первого канала» с ведущим Т. Еремеевым [Видеозапись] // Youtube. 2021. 28 декабря. URL: https://www.youtube. com/watch?v=K0ojl-5svr4 (дата обращения: 01.02.2022).

6 Конспирологические теории о пандемии COVID-19 // Википе-дия [Сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конспирологические_ теории_о_пандемии_COVID-19 (дата обращения: 01.02.2022).

га беспокойство», а с 1 апреля президент вводит уголовную ответ-

н

о ственность за нарушение санитарно-эпидемиологических

^ правил и за распространение недостоверной информации

О с тяжкими последствиями.

л В этих условиях начались ограничения массовых меро-

т -п

о приятий, к которым относятся и религиозные. В начале пандемии успели провести традиционно отмечаемые народные ^ праздники — бурятский Сагаалган (24 февраля) и русскую Масленицу (24 февраля - 1 марта), но празднование Навруза (21 марта) официально отменили в Москве, Казани и других городах, а военный парад в День Победы на Красной площа-^ ди перенесли на 24 июня, день 75-летия исторического Парада Победы в 1945 г.

Именно на период максимальных ограничений и самоизоляции выпали значимые массовые религиозные праздники: иудейские Пурим (9 марта) и Песах (8-16 апреля), Пасха по григорианскому литургическому календарю у католиков и лютеран (12 апреля), «православная» Пасха по юлианскому календарю (19 апреля), мусульманский пост в месяц Рамадан (23 апреля - 23 мая), Ураза-байрам 23 мая, День рождения Будды Шакьямуни (5 июня).

Следуя требованиям властей о противоэпидемических мероприятиях главы конфессий и религиозных организаций призвали своих прихожан соблюдать режим самоизоляции и не собираться для совершения коллективных обрядов. В местах с тяжелой эпидемиологической обстановкой закрывались все храмы, в других пускали ограниченное количество прихожан с соблюдением всех требований.

Верующие всех конфессий, лишенные возможности попасть в традиционные места отправления культа (храмы, мечети, синагоги) в условиях самоизоляции были вынуждены совершать молитвы дома или смотреть онлайн трансляции богослужений. Хотя, многие последователи разных конфессий не считают онлайн молитвы полноценными. Цифрови-зация, о которой ранее заявляли футуристы, пришла с пандемией почти в каждый дом. Вспоминается телерепортаж про итальянского католического священника, который в храме

на новое испытание.

расставил по сиденьям фотографии прихожан, чтобы не вести ^

мессу в одиночестве. §

Итак, до введения полной самоизоляции и после ее частич- ^

ного снятия было количество людей, находящихся в храме, §

синагоге или мечети во время богослужения было ограниче- §

но, на полу быта сделана разметка, где необходимо встать, что- ^

бы соблюсти положенную дистанцию в 1,5 метра. Лишь 29 мая ^

Роспотребнадзор разработал рекомендации по трехэтапному §

открытию религиозных учреждений для совершения бого- ^

служений, а 5-6 июня храмы Москвы и Санкт-Петербурга ^

вновь открылись для прихожан. ^

Посмотрим, как реагировали религиозные организации §

§

Православие

£

В начале февраля 2020 г. патриарх Кирилл обратился § к председателю Китайской народной республики Си Цзинь- § пину с пожеланиями здоровья заболевшим, а в середине февраля в Благовещенском кафедральном соборе проводился молебен о защите от коронавируса на русском и китайском языках. В марте эпидемическая картина изменилась.

Если 11 марта на заседании Священного синода говорилось лишь об отдельных случаях заболевания, а 14 марта митрополит Илларион обещал не закрывать храмы, то уже 17 марта после 93 случаев заражения в России патриарх Кирилл потребовал выполнять строгие санитарно-гигиенические меры. «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции» предписывала: при таинстве причастия обтирать лжицу пропитанным спиртом платом и окунать ее в воду; для утирания уст использовать бумажные салфетки; «запивку» давать индивидуально в одноразовой посуде; не целовать чашу, крест и руку священнослужителя; таинство Крещения совершать только индивидуально с дезинфекцией купели; миропомазание и помазание елеем проводить ватной палочкой с последующим ее сожжением; приостановить работу воскресных школ, приходских

га секций и кружков; оказывать помощь прихожанам; часто проветривать храмы; регулярно обрабатывать дезинфици-tj рующими растворами поверхности храмовой мебели и ико-О ны, к которым прикладываются прихожане; проводить замер

л температуры у священнослужителей и церковнослужите-

ю

лей; объяснять прихожанам необходимость воздерживаться от посещения храмов в случае появления симптомов ОРВИ ^ «ради любви к ближним и заботы о них»7.

Несмотря на это в Казанском соборе Санкт-Петербурга с 9 ^ по 18 марта была выставлена частица мощей Иоанна Предтечи, к которой шли приложиться многие верующие. Реагируя на ослож-^ нение ситуации, православные иерархи заговорили о применении технических средств для трансляции богослужения и об ограничениях, данных Святейшим синодом: 19 марта глава Белгородской митрополии митрополит Иоанн на пресс-конференции уточнил: «Мы не меняем богослужебных традиций, не меняем совершения Таинства, мы вводим меры безопасности, которые являются требованием для того, чтобы богослужение у нас не прекращалось, а постоянно совершалось»8.

После объявления президентом обязательной самоизоляции 29 марта патриарх Кирилл во время проповеди призвал верующих воздержаться от посещения храмов: «51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — сказал предстоятель церкви, приведя пример святой Марии Египетской, которая «в отдалении от монастырей и храмов, в уединении, в далекой пустыне» душу свою спасла9.

7 Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумени-ям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2020. 17 марта. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/5608418.html (дата обращения: 01.02.2022).

8 Митрополит Иоанн: Мы не меняем богослужебных традиций, не меняем совершения Таинства // Белгородская и Старооскольская епархия Белгородская митрополия РПЦ МП [Сайт]. 2020. 20 марта. URL: https://www. beleparh.ru/novosti/item/mitropolit-ioann-my-ne-menyaem-bogosluzhebnyh-tradicij-ne-menyaem-soversheniya-tainstva (дата обращения: 01.02.2022).

9 Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литур-

Кроме мер санитарной защиты церковь обратилась к защи- ^ те духовной. Так, 19 марта Белгородский митрополит Иоанн, § вспомнив о старинной традиции защиты, предписал храмам ^ епархии ежедневно пять раз в день звонить в колокола. Патриарх § Крилл 31 марта утвердил «Молитву во время распространения § вредоносного поветрия чтомую» и «прошения на сугубой екте- ^ нии Божественной литургии, возносимые во время распростра- ^ нения вредоносного поветрия»10, а 3 апреля проехал с иконой § «Умиление» по Москве, совершив автомобильный крестный ^ ход, ставший основным событием в чреде «крестных ездов» ^ и «крестных летов» для защиты от «морового поветрия», про- ^ шедших в разных городах страны на рубеже марта-апреля 2020 г. §

Массовые крестные ходы были невозможны из-за введения ^ эпидемических ограничений, приведших к закрытию храмов. § Однако вечером 18 марта в Москве первый крестный ход про- ^ тив коронавируса провели монахи Высоко-Петровского мона- § стыря, обойдя стены обители с Влахернской иконой богоматери ^ и соблюдая при этом безопасную дистанцию11. Современные технологии позволяют заменить массовые пешие крестные ходы на индивидуальные «автомобильные» или «воздушные», когда священнослужители с иконами совершают объезд города на автомобиле или его облет на самолете или вертолете. С 25 марта по 10 апреля священнослужители в разных городах России совершили два десятка таких «крестных летов», а над г. Кунгур Пермской области священник с иконой и молитвами поднялся даже на воздушном шаре12.

В небе Северной столицы 29 марта облетел на вертолете земли Выборгской епархии в Ленобласти епископ Выборг-

гии в Храме Христа Спасителя // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2020. 29 марта. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/5613859.html (дата обращения: 01.02.2022).

10 Молитва во время распространения вредоносного поветрия // Официальный сайт Московского Патриархата. 2021. 31 марта. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5615417.html (дата обращения: 01.02.2022).

11 В центре Москвы начнутся ежедневные крестные ходы против коронавируса // Интерфакс [Сайт]. 2020. 19 марта. URL: https://www.interfax. ru/moscow/699904 (дата обращения: 01.02.2022).

12 В Кунгуре священник облетел город на воздушном шаре и прочитал молебен от коронавируса // 59.ру. Пермь онлайн [Сайт]. 2020. 7 апреля. URL: https://59.ru/text/gorod/2020/04/07/69077227 (дата обращения: 01.02.2022).

га ский и Приозерский Игнатий13, 31 марта — облетел на вертолете Санкт-Петербург митрополит Санкт-Петербургский tj и Ладожский Варсонофий14, а 3 апреля с молитвой о защите О России от эпидемии коронавируса на самолете облетел л Москву и Санкт-Петербург духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин)15.

Несмотря на это на Пасху, которая пришлась на 19 апреля, ^ пандемия еще не отступила. Распространение заболеваемости выпало на время Великого поста, завершившегося ^ постановлением о закрытии храмов. На Вербное воскресенье 12 апреля верующим было объяснено, как самим святить ^ вербы. Когда выяснилось, что ограничительные меры не будут ослаблены в ближайшее время, патриарх Кирилл распорядился с 13 по 19 апреля проводить богослужения без участия прихожан, которых он призвал смотреть трансляции богослужений16. На Пасху храмы были закрыты в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Крыму, Татарстане, Удмуртии, Коми, Красноярском и Приморском краях, ХМАО, Марий Эл, Амурской, Ростовской, Пензенской, Кемеровской, Липецкой, Воронежской, Оренбургской, Кировской, Псковской, Нижегородской, Новгородской, Калининградской областях.

В других регионах, исходя из обстановки, правящие архиереи принимали решения о допуске мирян на службы. Ища законные выходы из сложившейся ситуации, некоторые священники проявляли изобретательность. Так, в Ярославле во дворе храма Дмитрия Солунского был построен алтарь под

13 В Ленинградской области совершили воздушный крестный ход // РИА Новости. 2020. 29 марта. URL: https://ria.ru/20200329/1569325492. html (дата обращения: 01.02.2022).

14 Совершен молитвенный облет Санкт-Петербурга с чудотворной Казанской иконой Божией Матери //

2020. 31 марта. URL: http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=175915 (дата обращения: 01.02.2022).

15 Известный старец облетел Москву и Петербург с молитвой от коронавируса // РИА Новости. 2020. 3 апреля. URL: https://ria. ru/20200403/1569528602.html (дата обращения: 01.02.2022).

16 Патриарх Кирилл призвал молиться и смотреть трансляции богослужений. РИА Новости, 12.04.2020. URL: https://ria.ru/20200412/1569928026. html (дата обращения: 01.02.2022).

навесом, чтобы прихожане смогли на воздухе под открытым ^ небом участвовать в пасхальной литургии. §

В Санкт-Петербурге все приходские и монастырские ^ храмы были закрыты для посещения верующими с 14 апреля § по 4 июня. Митрополит Варсонофий благословил приходы § проводить онлайн-трансляции богослужений на своих ^ страницах в социальных сетях и в СМИ. В храмах ежедневно ^ читалась молитва об избавлении от губительного поветрия. § Митрополитом и епископами совершались молитвенные ^ объезды и облеты города со святынями, в том числе ^ с почитаемыми образами Божией Матери Казанской, ^ «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), Знамения § (Царскосельской). ^

Без малого два месяца прихожане не имели возможности § быть на богослужениях, причащаться, исповедоваться. ^ Но самым тяжелым был запрет на посещение богослужений § в Страстную седмицу и праздник Святой Пасхи. ^

Это вызвало недовольство и протесты верующих. С подобной ситуацией в России столкнулась 250 лет назад во время московского чумного бунта 1771 г., вызванного запретом архиепископа Амвросия совершать молебны перед Боголюбской иконой Божией Матери у Варварских ворот Китай-города с целью предотвращения распространения болезни. Восставшие разгромили чумные больницы, Чудов монастырь и Донской монастырь, где растерзали и самого архиепископа.

Ограничительные меры вызвали ответные протесты со стороны прихожан и некоторых священнослужителей. Так, в Санкт-Петербурге на Вербное воскресенье запрещенный в служении протоиерей Артемий Скрипкин возглавил крестный ход из полутора десятков человек. Потом в соцсетях он призвал верующих присоединиться к Пасхальному крестному ходу: «Ныне, как и сто лет назад, враги Православия снова покусились на святыни нашего народа. Они восхотели закрыть храмы Божии, отнять у нас благодать и радость Пасхи»17. Он возмущенно вопрошал, почему если «есть

17 Отлученный от церкви священник организовал крестный ход в центре Петербурга. Акцию прервала полиция // Фонтанка.ру. 2020. 19 апреля. URL: https://www.fontanka.ru/2020/04/19/69100666 (дата обращения:

га необходимость закрывать храмы Божии», то «до сих пор открыты

Ен

о другие храмы — храмы ЕДЫ ?». 19 апреля Артемия Скрипкина tj задержали сотрудники полиции, составив административный О протокол по 20.2 КоАП («Нарушение установленного л порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Суд назначил ему g штраф в размере 10 тыс. рублей.

^ Более известный затяжной конфликт происходил

в Среднеуральском женском монастыре, основатель и руководитель которого схиигумен Сергий (Николай Романов), выступавший с конспирологических антисемитских позиций, ^ записывал видеоролики со своими обращениями. На следующий день после яркой проповеди 26 апреля против закрытия храмов, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) запретил ему выступать с публичными проповедями и 27 мая запретил в служении. Патриарх Кирилл 24 июля утвердил решение Епархиального суда о лишении Сергия сана, а 19 октября — об отлучении от Церкви из-за публичных призывов игнорировать карантин. За это время на Романова было возбуждено несколько уголовных дел. Противостояние завершилось ночью 29 декабря 2020 г., когда подразделения Росгвардии штурмом взяли монастырь18. 30 ноября 2021 г. Измайловский районный суд приговорил Романова к 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

СТАРООБРЯДЦЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старообрядческая традиция преодоления «замирщения», выражающаяся в самоизоляции от современного мира, стала актуальной для пандемии. Еще 10 марта глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов призвал соблюдать эпидемические меры, отметив, что у старообрядцев есть богатый опыт в вопросах гигиены, в частности по использованию своей индивидуальной посуды19. Уже 18 марта митрополит Корни-

01.02.2022).

18 Обвинение запросило для экс-схиигумена Сергия четыре года колонии // Интерфакс-религия [Сайт]. 2021. 29 ноября. URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=78164 (дата обращения: 01.02.2022).

19 Старообрядцы предупредили о риске заражения коронавирусом

лий обратился к христианам Русской Православной Старооб- ^

рядческой Церкви (РПСЦ) и призвал усилить молитвы, отме- §

тив недопустимость «легкомысленного отношения к своему ^

здоровью и жизни, поскольку это дар Божий»20. Он пожелал §

не пренебрегать советами врачей и относиться с понимани- §

ем к распоряжениям властей об ограничениях, утвердив спе- ^

циальную инструкцию для настоятелей храмов. Инструкция ^

предписывала частое проветривание храмов, протирку утвари §

и богослужебных сосудов, обработку храмовой мебели и двер- ^

ных ручек дезинфицирующими растворами, дезинфекцию рук, ^

воздержание от посещения храма до выздоровления21. ^

Из-за пандемии весенний Совет Митрополии РПСЦ, про- §

водимый на Рогожском кладбище в Москве, состоялся лишь §

в середине июня и в онлайн формате, по причине ограниче- §

§

ний приезда некоторых делегатов. ^

§

Кдтолики §

¡5

Российским католикам также был предписан ряд ограничений. Приветствие прихожанами друг друга перед причастием словами «Мир тебе» и рукопожатием заменилось только на устную форму, эти пожелания переносились в чат и во время трансляции мессы. 13 марта Митрополит архиепархии Божией Матери в Москве, председатель Конференции католических епископов России архиепископ Павел Пецци обратился к пастве с письмом, в котором говорилось о необходимых ограничениях. В частности, он призвал «заново открыть для себя молитвы Святого Розария и Крестного пути», совершаемые дома; смотреть онлайн трансляции богослужений;

через причастие // Интерфакс. 2020.10 марта. URL: https://www.interfax. ru/russia/698389 (дата обращения: 01.02.2022).

20 Обращение митрополита Корнилия к христианам Русской Православной Старообрядческой Церкви в связи с распространением коронави-руса // Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. 2020 18 марта. URL: https://rpsc.ru/news/ mitropoliya/obrashhenie-mitropolita-kornilija-v-svjazi-s-koronovirusom (дата обращения: 01.02.2022).

21 Инструкция настоятелям храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви по принятию мер против распространения вирусной инфекции // РПСЦ [Сайт]. 2020.18 марта. URL: https://rpsc.ru/docs/ commune/instrukcija-koronovirus (дата обращения: 01.02.2022).

га приветствовать друг друга не рукопожатием, а поклоном; при-

Ен

о хожанам «принимать Святое Причастие в руки», а не в рот;

^ почитание креста, икон и мощей совершать только покло-

О ном, но не целованием; убрать воду из кропильниц при входе

л в храм22.

га

Митрополит увидел «очень глубокий смысл в том, что эпидемия совпала со временем Великого поста»: «мы призваны ^ глубже осознать, что от нас требуется не исполнение определенных ритуалов, а духовное поклонение Богу. Что моя молит-^ ва, такая скромная по сравнению с торжественной службой в храме, может сопровождать других людей — и тех, кто рядом ^ со мной, и тех, кто далеко»23.

В Санкт-Петербурге из-за коронавируса была отменена богословская конференция памяти отца Бернардо Антони-ни, запланированная на 21 марта. Студенты Высшей духовной семинарии католической семинарии были отправлены на дистанционное обучение. Вместо воды в кропильницах при входе в храмы поставили бутылочки с дезинфицирующим средством. Из-за ограничения количества находящихся в храме до 50 человек в храме Успения Девы Марии увеличили количество богослужений.

Ежедневные трансляции богослужений стало проводить «Радио Мария», ведущее радиовещание для Эстонии, Беларуси и Казахстана. Два раза в неделю о. Юрий Дорогин вел мессу из часовни в радиостудии, а по будням в полдень — из часовни базилики Екатерины. Видеотрансляция месс была перенесена в группу «Радио Мария» ВКонтакте.

С 22 марта по 9 апреля в Москве и Санкт-Петербурге отменили богослужения, разрешив прихожанам индивидуально приходить по личным нуждам, но позднее продлили запрет до начала июня. На начало апреля пришелся период самоизо-

22 Письмо архиепископа Павла Пецци в связи с эпидемией коронавируса // Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве [Сайт]. 2020. 13 марта. URL: https://cathmos.ru/pismo-arhiepiskopa-pavla-peczczi-v-svy-azi-s-epidemiej-koronavirusa (дата обращения: 01.02.2022).

23 Павел Пецци: COVID-19 не кара Бога, а урок ценности человеческой жизни // РИА Новости. 2020. 28 марта. URL: https://ria. ru/20200328/1569282281.html (дата обращения: 01.02.2022).

ляции, поэтому ночные мессы на Пасху 12 апреля проводи- ^

лась без паствы и в сокращенном виде. §

^

Иудаизм §

о

Со

В начале марта в России к запретам верующие еще отно- ^

сились довольно легкомысленно. Некоторые активисты писа- й

ли в социальных сетях, что их вера их спасет, а Б-г не допу- ^

стит заболевания у истинно верующих. На Пурим (9 марта) §

в московской синагоге на Бронной произошло заражение кови- ^

дом. По этой причине в начале марта в Московском еврейском ^

общинном центре в Марьиной Роще были введены ограниче- ^

ния. 15 марта главный раввин России Берл Лазар «обратился о

к евреям с просьбой заботиться о здоровье своем и окружа- §

§

ющих, а также прислушиваться к советам врачей: при входе в синагогу мыть руки, использовать одноразовые полотенца, ^ не пожимать друг другу руки, не целоваться, не целовать свя- § тые предметы - мезузы, молитвенники, свитки Торы, а также § сидеть на расстоянии друг от друга»24. Количество молящихся было ограничено до 50 человек, а с 18 марта Берл Лазар закрыл московские синагоги, однако для праздника Песах продолжилась продажа мацы.

В начале апреля в преддверии Песаха в Израиле были введены жесточайшие ограничения, синагоги были закрыты. Прошла информация, что в нескольких синагогах ультраортодоксов властями были «заварены» двери, чтобы предотвратить проникновение верующих.

В этом году впервые устраивали седер (традиционные пасхальные трапезы) не в синагоге, а дома узким семейным кругом. Для тех, кто не знает, как проводить седер, община распространила рекомендации о том, как украсить стол, какие молитвы в какой момент произносить25. Некоторые верующие отмечали, что благодаря самоизоляции в их семьях появились

24 Община на карантине // Московский Еврейский Общинный Центр [Сайт]. 2020. 10 марта. URL: https://mjcc.ru/news/obshhina-na-karantine (дата обращения: 01.02.2022).

25 Скрипунов А. Как будут освящать вербы и куличи в условиях самоизоляции // РИА Новости. 2020. 10 апреля. URL: https://ria. ru/20200410/1569831033.html (дата обращения: 01.02.2022).

га новые ритуалы — почти каждый вечер все садятся ужинать

н

с вместе дома.

tj Большая хоральная синагога Петербурга также была

О закрыта в конце марта. В июле при наличии справок об отри-

л цательном тесте на коронавирус в синагоге стал собираться миньян (десять мужчин, необходимые для совершения коллективной молитвы)26. Несмотря на открытие храмов с нача-

Ei ла июня, синагога открылась только 3 августа и то, лишь для религиозных целей, экскурсии остались под запретом.

к

® ИСЛАМ

н

Как и многие другие верующие России до начала марта мусульмане не обращали особого внимания на развивающуюся пандемию. 10 марта Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) опубликовал «Обращение к верующим в связи с распространением по всему миру коронавирусной пневмонии C0VID-2019», где призывал соблюдать все рекомендации и ограничения, сократить время пребывания в людных местах, позаботиться о родителях и о своем здоровье27. Председатель ДУМ РФ Равиль Гай-нутдин подписал приказ «О введении режима повышенной готовности», 16 марта — «Рекомендации председателям централизованных и местных религиозных организаций в связи с пандемией коронавируса». 17 марта опубликованы приказ «Об изменении порядка проведения религиозных обрядов в московских мечетях ДУМ РФ» и Богословское заключение Совета улемов ДУМ РФ «О приостановлении коллективных пятикратных и пятничных молитв на время особого режима в связи с пандемией коронавируса»28. Таким образом, с 18 мар-

26 Большая хоральная синагога Петербурга открылась для ежедневных молитв // ТАСС. 2020. 3 августа. URL: https://tass.ru/obschestvo/9112863 (дата обращения: 01.02.2022).

27 Обращение Совета улемов в связи с распространением коронавируса C0VID-2019 // Духовного управления мусульман Российской Федерации [Официальный сайт]. 2020. 10 марта. URL: https://www.dumrf.ru/islam/ sermon/16801 (дата обращения: 01.02.2022).

28 Коронавирус COVID-19: официальная информация и рекомендации верующим // Духовного управления мусульман Российской Федерации [Официальный сайт]. 2020. 12 марта. URL: https://www.dumrf.ru/common/

та до 10 апреля «включительно с возможностью последующей ^ пролонгации» в московских мечетях были приостановлены § коллективные пятничные и пятикратные молитвы; дежурные ^ имамы стали в одиночку читать пятикратную молитву в мече- § тях; ограничивалось число участников погребений29. §

Чтобы предупредить верующих мусульман, которые ^ не слышали о закрытии мечетей, и пошли на джума намаз, ^ на пути от метро к Соборной мечети многочисленные волон- § теры ДУМ РФ в зеленых жилетах и черных медицинских ^ масках разъясняли, почему надо возвращаться. Стоит отме- ^ тить, что закрытие мечети не стало «произволом властей». ^ В это время в Саудовской Аравии 20 марта из-за коронавируса § были закрыты Большая Запретная мечеть (аль-Харам) в Мек- ^ ке и Мечеть Пророка в Медине, открывшиеся только через § семь месяцев 18 октября. Для удобства верующих на сайте ^ ДУМ РФ были организованы онлайн трансляции из молель- § ного зала Московской Соборной Мечети и круглосуточного ^ чтения Корана (продолжающиеся на февраль 2022 г.).

Далее 9 апреля вышло беспрецедентное постановление Совета улемов ДУМ РФ о похоронах: допускается «вскрытие тел умерших, отказ от традиционного омовения, захоронение в гробу (вместо савана), захоронение не на мусульманском кладбище» и даже «кремация (в случае невозможности предать тело земле)»30.

В середине марта Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-западного региона России (ДУМ СПб) призвало верующих бережно относиться к здоровью и соблюдать карантинные меры. Имамам было рекомендовано воздержаться от традиционного приветствия рукопожатием; разъяснять прихожанам правила предосторожности и профилактики в условиях эпидемии; сократить промежуток вре-

event/16818 (дата обращения: 01.02.2022).

29 ДУМ РФ приостановило пятничные и пятикратные молитвы в Москве из-за коронавируса // ТАСС. 2020. 17 апреля. URL: https://tass.ru/ obschestvo/8007873 (дата обращения: 01.02.2022).

30 В РФ мусульмане установили порядок захоронения умерших из-за COVID-19 // РИА Новости. 2020.9 апреля. URL: https://ria. ru/20200409/1569804006.html (дата обращения: 01.02.2022).

га мени между азаном и икаматом; сократить время пребывания

н

о в мечети, путем сокращения пятничнои проповеди31. ^ Тяжелым испытанием для мусульман СеверноИ столицы

О стало исполнение президентского указа о самоизоляции32.

л Муфтий Равиль-Хазрат Панчеев обратился к умме с призывом

ю

соблюдения домашней самоизоляции и правил гигиены. Он попросил с пониманием отнестись к мерам в отношении посе-^ щений религиозных объектов, подчеркнув, что «это временные меры и введены они только во благо верующих»33.

Продление самоизоляции до 30 апреля побудило Совет улемов ДУМ СПб перед началом священного месяца Рама-^ дан издать Богословское заключение 17 апреля 2020 г. В нем уточнялись особенности соблюдения поста в условиях пандемии и самоизоляции. По заключению врача об ухудшении здоровья верующим разрешалось не поститься. Но Совет счел недопустимым оставление поста из-за опасности заболевания СОУГО-19, если верующий чувствует себя хорошо и не заразился»34. В связи с запретом массовых собраний Совет

31 Заявление Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-западного региона России в связи с распространением коронавируса // Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России [Сайт]. 2020. [18 марта]. URL: https://dum-spb.ru/news/11832. html; То же // Нур. 2020. №02(560). Март-Апрель. С. 3 (дата обращения: 01.02.2022).

32 В Санкт-Петербурге введены требования обязательной самоизоляции // Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России [Сайт]. 2020. [26 марта]. URL: https://dum-spb. ru/news/v-sankt-peterburge-vvedeny-trebovaniya-obyazatelnoj-samoizolyacii. html (дата обращения: 01.02.2022).

33 Обращение Муфтия Равиль-Хазрата Панчеева к умме Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России // Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России [Сайт]. 2020. [март]. URL:https://dum-spb.ru/news/obrashhenie-muftiya-ravil-xazrata-pancheeva-k-umme-sankt-peterburga-i-severo-zapadnogo -regiona-rossii.html (дата обращения: 01.02.2022).

34 Совет улемов Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России издал Богословское заключение относительно месяца Рамазан аш-Шариф 1441 T.h. // Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России [Сайт]. 2020. [17 апреля]. URL: https://dum-spb.ru/news/sovet-ulemov-duxovnogo-upravleniya-musulman-sankt-peterburga-i-severo-zapadnogo-regiona-rossii-izdal-bogoslovskoe-zaklyuchenie-otnositelno-mesyaca-ramazan-ash-sharif-

постановил более правильным и необходимым совершение ^ Таравих-Намаза в домашних условиях, где руководителем § молитвы выступит глава семьи. При этом коллективный намаз ^ будет считаться действительным, если в Соборной мечети его § будут совершать только имам, муэдзин и служащий мечети. § Совет подчеркнул, что «с незапамятных времен эпидемию ^ можно остановить только изоляцией людей друг от друга, ^ другого эффективного способа просто нет»35. §

Для помощи верующим Санкт-Петербургская Соборная ^ мечеть организовала ежедневную онлайн трансляцию чтения ^ Корана между молитвами «аль-Магриб» и «Иша» и соверше- ^ ния «Азана» к пятому намазу36. §

Из-за продления запрета на массовые мероприятия до кон- ^ ца весны, 24 мая состоялся «самый тихий Ураза-байрам § в Петербурге» — «стражи порядка стали патрулировать ули- ^ цы, приготовили мегафоны, но они не пригодились» — сооб- § щили новостные издания37. Как и другие храмы, петербург- ^ ские мечети открылись 5 июня для совершения пятничных молитв (джума-намаза) с ограниченным числом молящихся до 50 человек.

Стоит добавить, что летом у мусульман возникла большая проблема с совершением хаджа (28.07-02.08). Еще 27 февраля из-за эпидемии коронавируса власти Саудовской Аравии приостановили въезд в страну с целью паломничества. Если в 2019 г. в Мекку на хадж приехало 2,5 млн. паломников, то в 2020 г. их количество было сокращено до 10 тыс. человек.38

1441-g-h.html (дата обращения: 01.02.2022).

35 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Обращение по случаю наступления Благословенного месяца Рамадан — 2020 // Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России [Сайт]. 2020. [22 апреля]. URL: https:// dum-spb.ru/news/obrashhenie-po-sluchayu-nastupleniya-blagoslovennogo-mesyaca-ramadan-2020.html (дата обращения: 01.02.2022).

37 Самый тихий Ураза-байрам в Петербурге. Коронавирус заставил мусульман отказаться от посещения мечети в праздник // Фонтанка.ру [Сайт]. 2020. 24 мая. URL: https://www.fontanka.ru/2020/05/24/69276229 (дата обращения: 01.02.2022).

38 Муфтий: хадж в Мекку в 2020 году совершат 10 тыс человек // РИА Новости. 2020. 29 июля. URL: https://ria.ru/20200729/1575106502.html (дата обращения: 01.02.2022).

га В их число попала группа студентов из России, для которой

после многочисленных проверок (сдачи анализа, домашнего

tj карантина, соблюдения социальной дистанции в самолете,

О в Мекке расселения в гостинице по одному в номере и сдачи

л повторного анализа на ковид), король Саудовской Аравии сде-ю

лал хадж бесплатным. В 2021 г., совершить хадж разрешили 60 тысячам мусульманам, однако россияне, даже привитые вак-

Ei циной «Спутник V», не смогли туда попасть39. «

£ Буддизм

s

^ Еще 28 января 2020 г. Его Святейшество Далай-лама XIV на

просьбу китайских преданных сказал, что повторение мантры Тары может помочь сдержать распространение эпидемии40.

Российские буддисты в марте сдержанно отреагировали на требования о закрытии храмов. Глава Буддийской традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев 5 марта на своей странице в Facebook посоветовал верующим обращаться к Будде Медицины, чтобы защититься от заражения. 17 марта Аюшеев заявил, что «не может запретить людям посещать дацаны», однако постановил с 18 марта 2020 г. во всех дацанах ввести меры повышенной безопасности и добавить в ежедневное расписание хуралов (молебнов) особый молебен «Табан Харюулга», способствующий защите от коронавируса41, а также совершать молебны в онлайн режиме.

1-3 апреля 2020 г. в Иволгинском дацане изменили проведение Ганжур хурала, проводимого в один из восьми дней поклонения нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова —

39 Привитые вакциной «Спутник V» пока не могут совершить хадж // IslamNews. 2021. 25 мая. URL: https://islamnews.ru/news-privitye-vaktsinoy-sputnik-v-poka-ne-mogut-sovershit-khadzh (дата обращения: 01.02.2022).

40 Повторение мантры Тары помогает сдерживать распространение таких эпидемий, как коронавирус // Центральная тибетская администрация [Сайт]. 2020. 28 января. URL: https://tibet.net/chanting-dolma-mantra-help-ful-in-containing-the-spread-of-epidemics-like-coronavirus-his-holiness-the-dalai-lama-to-chinese-devotees (дата обращения: 01.02.2022).

41 Официальное заявление Буддийской традиционной Сангхи России в связи с пандемией коронавируса в мире // Центр Буддийской традиционной Сангхи России Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» [Сайт]. [2020]. [17 марта]. URL: https://ivolgdatsan.ru/news/216 (дата обращения: 01.02.2022).

«Эрдэни Мунхэ Бэе». Ежегодно на этот праздник собираются ^ ламы из всех храмов и учащиеся Буддийского университета § и декламируют Ганжур - 108-томное собрание учения Будды ^ Шакьямуни. В этот раз монахи читали Ганжур у себя, а уча- § щиеся — в университете, общее поклонение Хамбо Ламе § было отменено. Также в Иволгинском дацане 5-8 мая отме- ^ нили Нюнэй хурал — трехдневное затворничество (ретрит), ^ а 31 мая — Жинсрег (Огненную Пуджу) — многолюдный риту- § ал очищения через огонь. ^

Петербургский буддийский Дацан Гунзэчойнэй с введени- ^ ем ограничений на нахождение в помещении не более 50 чело- ^ век с 18 марта отменил посещения (ретриты и экскурсии)42. § Через десять дней вместе со всеми россиянами с 28 марта он ^ закрылся на «неделю выходных», перейдя на закрытый режим § работы без прихожан, отменив все мероприятия, кроме хура- ^ лов, перенесенных в режим онлайн трансляции. С 30 марта § дацан был полностью закрыт, а 6 апреля ламы продолжили ^ молитвы в стенах храма без прихожан, которых пустили только 5 июня, как раз на праздник Дончод-хурал (Весак)43.

В первую волну пандемии появился феномен «дистанционного буддизма»: заказать молебен или «подать записку», получить консультацию ламы или послушать лекцию стало возможно через сайт. Там проводилась трансляция ежедневного чтения специального хурала Табан Харюулга на защиту от коронавирусной инфекции. Начав читать молитвы о защите от коронавируса с середины марта, российские буддисты продолжили свою духовную практику и после снятия основных ограничений. В середине июня алтайские и бурятские ламы провели семидневный молебен против коронавируса44.

42 «Больше 50-ти не собираться». Дацан Гунзэчойнэй изменяет расписание в связи с коронавирусом // Дацан Гунзэчойнэй [Сайт]. 2020. 20 марта. URL: https://dazanspb.ru/news/bolshe-50-ti-ne-sobiratsya-dacan-gunzechojnej-izmenyaet-raspisanie-v-svyazi-s-koronavirusom (дата обращения: 01.02.2022).

43 Карантин: двери дацана временно закрываются для прихожан, но в храме продолжатся хуралы и молитвы // Дацан Гунзэчойнэй [Сайт]. 2020. 29 мая. URL: https://dazanspb.ru/news/karantin-dveri-dacana-vre-menno-zakryvayutsya-dlya-prihozhan-no-v-hrame-prodolzhatsya-huraly-i-molitvy (дата обращения: 01.02.2022).

44 Алтайские и бурятские ламы проведут молебен против коронавируса //

ШАМАНЫ

В середине марта бурятские шаманы провели обряд изгнания коронавируса из России. По словам главы религиозной организации шаманов Бурятии «Тэнгери» Баира Цырендор-жиева новая инфекция, как и любая болезнь - это «расплата за то, что материальное в людях взяло верх над духовным», но она отступит к июню-июлю45. Через неделю на весеннее равноденствие шаманы Алтайского края последовали примеру своих бурятских коллег. В течение трех дней на трех священных горах, где стоят великие бубны, обряд проводили шаманы трех возрастов из Кызылской местной религиозной организации шаманов «Адыг-Ээрен - Дух Медведя»46.

Язычники

Мистически и эзотерически ориентированные современные язычники либо соблюдали карантинные требования, организуя онлайн собрания, либо открыто игнорировали их. Некоторые собирались своими группами и проводили обряды в помещениях или на природе. В интернете появлялись фото-и видеорепортажи о таких собраниях, на которых присутствовало по нескольку десятков человек.

Практически все религии и конфессии откликнулись на пандемию, добавив в обрядовую практику молитвы, обращенные на помощь болеющим. Проводившийся опрос язычников не выявил изменений в их обрядовой практике, появления особых заговоров и заклинаний против коронавируса. Это может свидетельствовать как о рационализме верующих, так и о недостаточной вере в действенность подобных обрядов.

Так что заговоров от ковида почти не появилось. Наиболее интересный, но единичный пример — заговор против коро-

Коммерсантъ [Сайт]. 2020. 11 июня. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4377498 (дата обращения: 01.02.2022).

45 В Бурятии шаманы провели обряд изгнания коронавируса из России // Твой Иркутск [Сайт]. 2020. 16 марта. URL: https://www.irk.ru/ news/20200316/rite (дата обращения: 01.02.2022).

46 Шаманы Сибири проводят обряды против распространения коронавируса // ТАСС [Сайт]. 2020. 21 марта. URL: https://tass.ru/ obschestvo/8042351 (дата обращения: 01.02.2022).

О PQ Н

с

Н ^

И

О

Л PQ о

к

Л

н

я «

S

Рч

S ч н Л

навируса на карельском языке, видеоролик с которым, полу- ^

чил популярность в интернете. Его составила сотрудница §

Карельского научного центра РАН, фольклорист Мария Кун- ^

дозерова на основе этнографических материалов47. §

Этнографические материалы повествуют о том, что §

во время эпидемий «бабы в белых одеждах» с иконами, коса- ^

ми и топорами в руках, впрягаясь в плуг, опахивали селе- ^

ние. Замыкая бороздой круг, они проводили границу, раз- §

деляя профанный внешний мир, где свирепствовала болезнь ^

и сакральный, очищенный, оказавшийся внутри борозды. ^

Можно было предположить, что с конца марта самодеятель- ^

ные обряды опахивания будут проводиться и сейчас благодаря §

¡SJ'

стараниям сельских активистов или неоязычников, проводящих магические обряды, в том числе и обережного характера. § Однако этого не произошло, в первую очередь из-за жестких ^ карантинных мер. Кроме того, как рассказывали некоторые § неоязычники, собиравшиеся его проводить, он оказывался ^ физически неосуществим по причине невозможности перепахать автомобильные дороги и коммуникации даже вокруг маленького населенного пункта, не то что вокруг городов миллионников. Поэтому в нескольких общинах проводились лишь символические обряды опахивания святилищ.

Конечно, не стоит упускать из виду и смеховую культуру. Из схожих обережных «обрядов» против коронавируса можно вспомнить видеоролик, распространился по электронным сетям в начале марта 2020 г. В нем толи в шутку, толи всерьез группа пенсионерок произносила «заклинания», изгоняющие коронавирус, держа в руках листки с его изображениями, после чего их сожгла48. На фоне прочих фейков этот ролик большинство зрителей восприняло не как религиозный обряд, а как веселый «хайп» (с учетом последующих обращений данной команды к президенту США и НАТО). На основе

47 Яровой Г. «Корона, дитя блудницы, проваливай к черту». Заговор против коронавируса // Север.Реалии [Сайт]. 2020. 1 мая. URL: https:// www.severreal.org/a/30564420.html (дата обращения: 01.02.2022).

48 В Сети появилось видео с необычным обрядом против коронавируса // Москва24 [Сайт]. 2020. 10 марта. URL: https://www.m24.ru/news/ obshchestvo/10032020/109941?utm_source=CopyBuf (дата обращения: 01.02.2022).

га этого видеоролика новосибирская рок-группа «Рви Меха — Оркестр!» записала и опубликовала в соцсетях свою шуточную tj песню-заклинание против коронавируса, дополнив куплет из О песни Владимира Высоцкого бабушкиным интернет-мемом: л «Вправо три разА, влево три разА — вам коронавирус больше

CQ

не гроза»49. Свое «заклинание от коронавируса» с припевом «Уходи в Ухань, уходи» на разных языках предложил участник ^ «Уральских пельменей» Вячеслав Мясников.50

В последнюю декаду марта песня «Карантин» Мэта Бес-

¡^ та и Тима Монтаны (Mat Best and Tim Montana) стала хитом

к

видеозаписей с рефреном «Quarantine, quarantine, Drinkin' ^ whiskey like vaccine» («Карантин, карантин, виски пьем вместо вакцин»)51, а в России нецензурными стихами отличился Сергей Шнуров52.

Возможно, что наиболее яркие примеры борьбы с ковидом могли бы быть продемонстрированы на масленичных гуляниях, но Масленица в 2020 г. прошла с 24 февраля до 1 марта — в условиях начала ограничений, но еще до начала распространения коронавируса в России. Поэтому традиционные масленичные «очистительные» обряды состоялись только через год, когда стали сжигать на костре не только «зиму», но и изображения ковида. Пример подали еще 29 ноября 2020 г. в Курске, где на фестивале реконструкторов коронавирус объявили еретиком и ритуально сожгли на костре инквизиции53.

49 Новосибирская группа записала «заклинание» против коронавируса // РИА Новости. 20.03.2020. https://ria.ru/20200320/1568919351.html (дата обращения: 01.02.2022).

50 Вячеслав Мясников «Заклинание от коронавируса» [Видео] // Youtube. 2020. 17 марта. https://www.youtube.com/watch?v=j_myNzJP5wI (дата обращения: 01.02.2022).

51 Quarantine. A song by Mat Best and Tim Montana // Youtube. 2020. 26 марта. URL: https://www.youtube.com/watch?v=I3xpRZITi2w (дата обращения: 01.02.2022).

52 Шнуров написал нецензурные стихи о карантине // РИА Новости. 20.03.2020. https://ria.ru/20200320/1568912052.html?in=t (дата обращения: 01.02.2022).

53 В российском регионе коронавирус объявили еретиком и сожгли // Лента. 2021 29 ноября. https://lenta.ru/news/2021/11/29/heretic (дата обращения: 01.02.2022).

С началом Масленицы 7 марта 2021 г. в Удмуртии в деревне ^ Тавзямал Киясовского района, желая избавиться от негативных §

эмоций вокруг ковида, сожгли «чучело коронавируса», сде- ^

ланное из палок и грязи54. В Республике Коми в субботу 13 мар- § та 2021 г. в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб на Масленицу §

вместе с чучелом Масленицы сожгли фигуру коронавируса55. ^

На Прощенное воскресенье 14 марта подобные акции ^

прошли и в других регионах. В Саратовской области в селе §

Большая Екатериновка на Масленицу сожгли чучело Зимы ^

вместе с коронавирусом56. В Комсомольске на Амуре также ^

вместе с чучелом Масленицы избавились от коронавируса, ^

объясняя, что «сожжения чучела предполагает, что вместе §

с ним должны сгореть не только надоевшая всем зима, но и ^

то, от чего пожелаешь избавиться», поэтому комсомольчане §

пожелали бы избавиться от коронавируса!»57 В Свердловской ^

области в «Парке сказов» города Арамиль как символ проща- §

ния с зимой и с пандемией сожгли «антиковидное» чучело - ^ самое высокое в регионе чучело Масленицы с символической медицинской маской.58 В Тверской области в деревне Бибико-во Кашинского района сожгли чучела Масленицы и Коронавируса, объясняя, что «обряд сжигания соломенного чучела считался неким обновлением, избавлением от всего негативного и путем в светлое будущее», перенеся смысл этого ритуала на современные реалии59.

54 В Удмуртии Масленица приняла устрашающий вид // Метео. [2021]. [14 марта]. https://www.meteo-tv.ru/news/Koronavirus/V-Udmurtii-Maslenitsa-prinyala-ustrashayushchiy-vid (дата обращения: 01.02.2022).

55 В Финно-угорском парке сожгли чучело коронавируса // Аиф-Коми. 2021. 16 марта. https://komi.aif.ru/culture/v_finno-ugorskom_parke_sozhgli_ chuchelo_koronavirusa (дата обращения: 01.02.2022).

56 Зайцева Н. В Большой Екатериновке сожгли чучела Зимы и коронавируса // Аткарский уездЪ. 2021. 14 марта. https://atkarskuezd. ru/obshchestvo/22630-v-bolshoj-ekaterinovke-sozhgli-chuchela-zimy-i-koronavirusa.html (дата обращения: 01.02.2022).

57 Вместе с чучелом Масленицы в Комсомольске сожгли коронави-рус // ДВ-новости Хабаровск. 2021. 14 марта. https://www.dvnovosti.ru/ komsomolsk/2021/03/14/127146 (дата обращения: 01.02.2022).

58 В Арамиле сожгли «антиковидное» чучело Масленицы // ОТВ Свердловское областное телевидение. 2021. 15 марта. https://www.obltv.ru/news/ society/v-aramile-sozhgli-antikovidnoe-chuchelo-maslenitsy.

59 В Тверской области на Масленицу сожгут чучело Коронавируса // Ве-

га В Калужской области в археологическом арт-парке «Арга-

мач» под Липецком провели гулянья под названием «Масле-tj ница. Вакцинация» и сожгли чучело Масленицы с головой О коронавируса и замок корона-людоеда (24-метровый арт-л объект Николая Полисского)60. В прошлом 2020-м г. там вместо чучела сжигали другой «символом зла» — Волан де Мор-та, а в 2019 г. — чучело персонажа «Игры престолов» Белого ^ ходока.61 Отличились на масленицу и «звезды»: фигуристка Татьяна Навка вместе с Глюкозой и солистами группы «Little ^ Big» тоже сожгли чучело коронавируса из соломы и палок62. ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

В приведенной религиозной хронике ковида видно, что со второй недели марта 2020 г. религиозные лидеры начали говорить о необходимости соблюдения противоэпидемических мер, а с середины месяца, вслед за ограничительными мерами, — все более настойчиво выступать с официальными обращениями к пастве.

Таким образом, роль духовенства в начальный период пандемии оказалась достаточно существенной для поддержания спокойствия среди верующих и стабильности в государстве. Не случайно в День народного единства 4 ноября 2020 г. в ходе встречи с представителями российских религиозных объединений Владимир Путин отметил, что представители всех религий России

сти Тверь.2021. 11 марта. https://vesti-tver.ru/dailynews/v-tverskoy-oblasti-na-maslenitsu-sozhgut-chuchelo-koronavirus (дата обращения: 01.02.2022).

60 В Никола-Ленивце на Масленицу сожгли замок корона-людоеда / А. Скрипка, Э. Труханова, Е. Шулепова // Российская газета. 2021. 14 марта. URL: https://rg.ru/2021/03/14/reg-cfo/foto-v-nikola-lenivce-na-masleni-cu-sozhgli-zamok-korona-liudoeda.html (дата обращения: 01.02.2022).

61 Под Ельцом на Масленицу сожгут чучело коронавируса // Вести Липецк. 12.03.2021. https://vesti-lipetsk.ru/novosti/kultura/pod-elcom-na-maslenicu-sozhgut-chuchelo-koronavirusa (дата обращения: 01.02.2022).

62 Третьяк А. «Коронавирус, уходи»: Навка сожгла чучело, символизирующее COVID-19 // Газета.ру [Сайт]. 2021. 14 марта. https://www. gazeta.ru/sport/news/2021/03/14/n_15737534.shtml, Солисты Little Big и Глюкоза сожгли коронавирус // Piter.TV. 2021. 15 марта. https://piter.tv/ event/Solisti_Little_Big_i_Glyukoza_sozhgli_koronavirus_ (дата обращения: 01.02.2022).

вносят вклад в борьбу с коронавирусом, подчас рискуя соб- ^ ственной жизнью, и делают это совершенно бескорыстно63.

§

Алексей Викторович Гайдуков, §

о

к. философ. н., доцент, РГПУ им. А. И. Герцена, ^

(набережная р. Мойки, д. 48/20а, ^ ■ург, Россия, 191186) a_gaidukov@mail.ru

Санкт-Петербург, Россия, 191186) ^

¡Sj

Gaidukov Alexey Viktorovich,

PhD in Philosophy, associate professor,

Herzen State Pedagogical University of Russia ts

(naberezhnaya reki Moiki, 48/20a, to

Saint-Petersburg, Russia, 191186) ^

a_gaidukov@mail.ru §

Источникии ЛИТЕРАТУРА fe

Андреева С. Приход пандемии. Как коронавирус изменил религиозную жизнь // Новый проспект. 2021. 21 июля. URL: https:// newprospect.ru/news/opinions/prikhod-pandemii-kak-koronavirus-izmenil-religioznuyu-zhizn/ (дата обращения: 01.02.2022).

Гаврилова Ю.В. Религии в условиях пандемии COVID-19: Опыт России / Ю. В. Гаврилова, М. А. Жиронкина // Общество: философия, история, культура. 2020. №6 (74). С. 36-40.

Говорун К. «Богословие ковида», или «знаменательная буря» коронавирусной пандемии / Архим. Кирилл (Говорун) // ГОСУДАРСТВО, Религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39. №1. С. 58-75.

Дансарунова С. А. Религиозная ситуация в Бурятии в условиях пандемии COVID-19 // Власть. 2021. Т. 29. № 2. С. 123-128.

Дементьев В. В. Ковид-анекдоты в Рунете: тематические и структурные типы // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 4 С. 766-789.

Какие ритуалы использовали наши предки для борьбы с эпидемиями? [Интервью с Д. Барановым] // Санкт-Петербургский международный культурный форум [Сайт]. 2020. 14 мая. URL: https://

63 Путин отметил роль духовенства в борьбе с коронавирусом // Российская газета [Сайт]. 2020. 4 ноября. URL: https://rg.ru/2020/11/04/putin-otmetil-rol-duhovenstva-v-borbe-s-koronavirusom.html (дата обращения: 01.02.2022).

и culturalforum.ru/news/kakie-ritualy-ispolzovali-nashi-predki-dlya-bor-и by-s-epidemiyami (дата обращения: 01. 02. 2022). ^ Калюжная И. А., Рева А. С. Пандемия в медийном дискурсе (ана-

и лиз интернет-публикаций) // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранного языка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: МГГЭУ, 2021. о С. 65-68 (дата обращения: 01.02.2022).

Коробов П. День святого Карантина. Как христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и пастафариане реагируют на коронавирус я в РФ / П. Коробов, М. Литвинова, А. Черных // Коммерсантъ. 2020.

12 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4298329 (дата обра-S щения: 01.02.2022).

н Котова В.С. Мемы на тему ковида как летопись пандемии //

^ Медиасреда. 2021. №1. С. 102-113.

Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 104-109.

Молиться онлайн? Как работают религиозные учреждения в Самаре на карантине // 63.ru. 2020. 13 апреля. URL: https://63.ru/ text/culture/2020/04/13/69088618 (дата обращения: 01.02.2022).

Религия в современной России: события и дискурсы пандемии: монография / М. М. Мчедлова [и др.]; Под ред. М. М. Мчедловой. — М.: РУДН, 2021. — 352 с.

Словарь русского языка коронавирусной эпохи / Сост. Х. Вальтер, Е. С. Громенко, А. Ю. Кожевников и др.; Отв. ред. М. Н. При-емышева. — СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. — 550 с.

References

Andreeva S. (2022) Prihod pandemii. Kak koronavirus izmenil religioznuju zhizn' [The arrival of a pandemic. How coronavirus has changed religious life], Novyj prospekt, 21 ijulja. URL: https:,newprospect. ru/news/opinions/prikhod-pandemii-kak-koronavirus-izmenil-religioznuyu-zhizn/ (data obrashhenija: 01.02.2022). (in Russian)

Baranov D. (2020) Kakie ritualy ispol'zovali nashi predki dlja bor'by s jepidemijami? [What rituals did our ancestors use to fight epidemics?], Sankt-Peterburgskij mezhdunarodnyj kul'turnyj forum [Sajt], 14 maja. URL: https:,culturalforum.ru/news/kakie-ritualy-ispolzovali-nashi-predki-dlya-borby-s-epidemiyami (01.02.2022). (in Russian)

Gavrilova Ju. V. (2020) Religii v uslovijah pandemii COVID-19: opyt Rossii [Religions in the context of the COVID-19 pandemic: Russian experience], Ju. V. Gavrilova, M. A. Zhironkina (Eds) Obshhestvo: filosofija, istorija, kul'tura, n. 6 (74), pp. 36-40. (in Russian)

A. B. TAËgyKOB

Govorun K. (2021) «Bogoslovie kovida», ili «znamenatel'naja ^ burja» koronavirusnoj pandemii [«Theology of covid», or «significant ^ storm» of the coronavirus pandemic], Arhim. Kirill (Govorun) (Ed.) ^ GOSUDARSTVO, Religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, t. 39, n. 1, ^ pp. 58-75. (in Russian) §

Dansarunova S. A. (2021) Religioznaja situacija v Burjatii v uslovijah g pandemii COVID-19 [The religious situation in Buryatia during ^ the COVID-19 pandemic], Vlast', t. 29, n. 2, pp. 123-128. (in Russian) ^ Dement'ev V. V. (2021) Kovid-anekdoty v Runete: tematicheskie ^ i strukturnye tipy [Covid jokes in Runet: thematic and structural types], ^ Kommunikativnye issledovanija, t. 8, n. 4, pp. 766-789. (in Russian) ^

Kaljuzhnaja I. A., Reva A. S. (2021) Pandemija v medijnom diskurse ^ (analiz internet-publikacij) [Pandemic in media discourse (analysis g of Internet publications)], Aktual'nye problemy lingvistiki i metodiki g prepodavanija inostrannogo jazyka. Materialy Vserossijskoj nauchno- g prakticheskojkonferencii, Moscow: MGGJeU,2021, pp. 65-68 (01.02.2022). g (in Russian) g

Korobov P. (2020) Den' svjatogo Karantina. Kak hristiane, ^ musul'mane, iudei, buddisty i pastafariane reagirujut na koronavirus v g RF [Holy Quarantine Day. How Christians, Muslims, Jews, Buddhists g and Pastafarians are reacting to coronavirus in Russia], Kommersant#, 12 ^ marta. URL: https:,www.kommersant.ru/doc/4298329 (01.02.2022). (in Russian)

Kotova V. S. (2021) Memy na temu kovida kak letopis' pandemii [Memes on the theme of covid as a chronicle of the pandemic], Mediasreda, n. 1, pp. 102-113. (in Russian)

Lunkin R. N. (2020) Mehanizmy religioznoj reakcii na pandemiju koronavirusa [Mechanisms of Religious Response to the Coronavirus Pandemic], Nauchno-analiticheskij vestnikInstitutaEvropy RAN, n. 2 (14), pp. 104-109. (in Russian)

Mchedlova M. M. (2021) Religija v sovremennoj Rossii: sobytija i diskursy pandemii: monografija [Religion in modern Russia: events and discourses of the pandemic: monograph], Moscow: RUDN, 352 p. (in Russian)

Val'ter H., Gromenko E. S., Kozhevnikov A. Ju. S. (2021) Slovar' russkogo jazyka koronavirusnoj jepohi [Dictionary of the Russian language of the coronavirus era]. Saint-Petersburg: Institut lingvisticheskih issledovanij RAN, 550 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.