Научная статья на тему 'Религиозные движения «New age» как проявление культурной травмы'

Религиозные движения «New age» как проявление культурной травмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
758
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NEW AGE / НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / NEW RELIGIOUS MOVEMENT / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА / CULTURAL TRAUMA / NEO-PAGANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ларина Татьяна Игоревна

В статье рассматривается явление новых религиозных движений направления «New Age» и, в частности, неоязычества, как способ преодоления культурной травмы, вызванной «инновационным беспределом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS MOVEMENTS «NEW AGE» AS A MANIFESTATION OF CULTURAL TRAUMA

The article discusses the phenomenon of new religious movements direction «New Age» and, in particular, neo-paganism, as a way to overcome the cultural trauma caused by «innovative lawlessness."

Текст научной работы на тему «Религиозные движения «New age» как проявление культурной травмы»

УДК 13 T. И. Ларина

РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ «NEW AGE» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ

В статье рассматривается явление новых религиозных движений направления «New Age» и, в частности, неоязычества, как способ преодоления культурной травмы, вызванной «инновационным беспределом».

Ключевые слова: New age, новое религиозное движение, неоязычество, культурная травма.

В последние 40 лет в России и Европе наблюдается большой всплеск популярности различных религиозно-мистических течений и движений синкретического характера под общим названием «New Age» («Новая Эра»). Данные движения характеризуются большей либеральностью к различным трактовкам мироустройства, нежели традиционные религии, включают в себя множество различных духовно ориентированных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций. Идеи, распространённые в Нью Эйдж, в разной форме существовали и раньше, но именно к 60-м годам XX века они сформировались в полноценное движение. В основе многих учений этого течения лежат теософские взгляды Е. П. Блаватской и её последователей: стремление объединить различные вероисповедания через единство эзотерического смысла всех религиозных символов [7], то есть допущение, что все боги — по сути проявления одного (единого) бога). Также имеет место попытка объединить науку и религию.

Сторонников данного движения объединяет то, что они предвещают наступление новой, гораздо более совершенной эры, которая придёт на смену старой, «отжившей», состоится «великое преобразование», сопровождающееся грандиозным скачком в духовном, умственном и технологическом развитии человечества [9].

Каковы же предпосылки появления и столь большой популярности этих течений? На чём основывается стремление к такого рода идентичности? Является ли это элементом традиционности (возвращением к традиции) в современном — нетрадиционном мире — или чем-то ещё?

Ларина Татьяна Игоревна — аспирант кафедры философии и социологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: linda-ring@list.ru

© Ларина Т. И., 2015

91

С одной стороны, в современном мире складывается (сложилась) принципиально новая по сравнению с традиционной культурой ситуация, связанная с процессами самоидентификации, — индивид «выбирает» идентичность сам, кроме того, идентичность является множественной. Социо-культурные основания такой возможности заключаются в том, что на смену старым приходят новые системы ценностей, постепенно формируется глобальное информационное пространство, происходит бурное развитие технологий, темп жизни ускоряется. Поэтому в современной динамической цивилизации всё не только быстро обновляется, но и так же быстро устаревает. Приобретённый опыт и знания во многих жизненных отношениях быстро теряют актуальность и уходят в прошлое, настоящее стремительно сокращается, прослеживается явный разрыв между поколениями, механизм традиции перестает действовать, человек теряет базисные культурные ориентиры и в итоге теряет ясное понимание своей культурной идентичности (которая к тому же размывается еще и глобализацией) [8]. Человек оказывается в своеобразной ловушке реального, жизненного противоречия, в ситуации «инновационного беспредела»: с одной стороны, свобода выбора и всяческих реформ в общественной жизни, с другой — их варварское, разрушительное действие [6]. Отсюда социологи констатируют проблему кризиса идентичности.

В традиционном обществе человек не выбирает свою культурную принадлежность (идентичность). Имеется механизм традиции, и он действует автоматически, так что человеку не нужно определять свою культурную идентичность, то есть его самопонимание вытекало из его укоренённости в традиции. В сознании людей жизнь предстаёт как связный континуум, и, что не менее важно, жизнь таковой и является [8], «настоящее, как отрезок времени, отмеченный постоянством важных культурно-исторических элементов, распространялось более, чем на полтора тысячелетия», а «динамика культурно-исторической эволюции была столь незначительна, что абсурдно полагать, будто она могла осознаваться, как эволюция» [3, с. 96]. Поэтому также в традиционном обществе была возможна передача опыта и знаний из поколения в поколение, при сохранении их актуальности.

В современном мире проблема идентичности встаёт перед индивидом как проблема самостоятельного выбора.

Пытаясь компенсировать негативные последствия инноватики, человек ищет что-то, что обладало бы стойкостью к устареванию, придавало бы чувство причастности к некоей культуре, традиции, связи с опытом предков. Такую иллюзию «причастности к древности» как раз и может обеспечить «New Age», который изменяет и приспосабливает под требования и стандарты современного общества потребления элементы гностических сект раннего христианства, восточной, античной и гуманистической философий, западной средневековой магии, иудейской кабалистики, восточного мистицизма и древних языческих верований [1]. Особенно ярко это проявляется в такой его части, как неоязычество, и в такой

92

популярной в России его части, как «родноверие», или «славянское неоязычество», со своими отсылками к «опыту древних» или «опыту предков», реконструкцией древних верований и (в некоторых случаях) быта. Такая «причастность к древности» является иллюзорной потому, что при всех попытках максимально точно возродить традицию, полностью возродить её в первозданном виде невозможно, это будет нечто новое. Для живой традиции необходим активный субъект, сохраняющий её и ретранслирующий из поколения в поколение, обеспечивая её непрерывность. Живые традиции славянского же язычества были в значительной степени утеряны, поэтому для их «воссоздания» последователи этого движения часто обращаются к историческим фальсификациям, тем самым мифологизируя своё прошлое. В этом прошлом предки были свободными людьми, сами управляли своей судьбой, успешно покоряли природу, побеждали врагов, создавали свою государственность, хранили верность своим богам и развивали традиционную культуру (часто также встречаются версии о том, что славяне являлись носителями мировой культуры) и т. д. ««Истинную самобытную историю» они ищут в языческих временах, однако за отсутствием надёжных письменных источников, способных подтвердить их догадки им приходится опираться на фальшивки типа «Веле-совой книги» <...> либо обращаться к самым фантастическим интерпретациям археологических находок или древних письменных памятников. Например, они объявляют поселение бронзового века Аркаим «древним русским городом» или «читают» этрусские тексты по-русски» [5, с. 28].

В подтверждение данного утверждения В. А. Шнирельман выделяет в мировом неоязычестве два потока — умозрительное неоязычество, распространённое среди городской интеллигенции, потерявшей всякую связь с традицией и подлинно народной культурой, и возрождение народной религии в селе, где нередко можно проследить непрерывную линию преемственности, идущую из глубин культуры. По его мнению «первое, безусловно, господствует у русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян, где можно смело говорить об „изобретении традиции«» [4, с. 168], что и было отмечено нами выше. Также и религиовед А. В. Гурко дает такое определение неоязычеству, как «новые религии, сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и/или для разработки новой идеологической системы» [2, с. 44].

Таким образом, современный человек оказывается в ситуации культурной травмы, а кризис идентичности является одним из её проявлений. Под воздействием инноваций, в условиях ускорения времени, где всё быстро меняется и устаревает, возрастает неясность условий, на которые можно будет рассчитывать в будущем. Человек не находит опоры в ускользающем настоящем, поэтому пытается искать её в прошлом, пытаясь причаститься некоей древней культуры, найти связь с опытом предков. Такую иллюзию как раз и могут предоставить движения «New age» и неоязычество.

93

Список литературы

1. Бирюкова Ю. А. «Нью эйдж» — Супермаркет духовных услуг [электронный ресурс]. URL: http://www. countries. ru/library/religio/newage. htm

2. Гурко А. В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи: монография. Минск: МИУ, 2006. 274 с.

3. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении пребывания в настоящем / / Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94—113.

4. Неоязычество на просторах Евразии: сборник статей / сост. В. Г. Шнирельман. М.: «Библейско-богословский институт св. апостола Андрея», 2001. 177 с.

5. Петров А. Е., Шнирельман В. А. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. Москва: ИА РАН, 2011. 382 с.

6. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан: БГПИ, 2003. 160 с.

7. Теософия//Новейший философский словарь URL: http://www. gumer. info/ bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/800. php (дата обращения: 20.02.2015).

8. Человек в ситуации социально-культурного кризиса / под ред. Пятака В. И. Биробиджан: ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012. 82 с.

9. New Age Movement / Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion. 2nd ed. vol.10.

* * *

Larina Tatyana I.

RELIGIOUS MOVEMENTS «NEW AGE»

AS A MANIFESTATION OF CULTURAL TRAUMA

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The article discusses the phenomenon of new religious movements direction «New Age» and, in

particular, neo-paganism, as a way to overcome the cultural trauma caused by «innovative

lawlessness."

Keywords: New age, new religious movement, neo-paganism, cultural trauma.

References

1. New Age Movement / Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion. 2nd ed. vol. 10.

2. Petrov A. E. , SHnirel'man V. A. Fal'sifikaciya istoricheskih istochnikov i konstruirovanie ehtnokraticheskih mifov. Moskva: IA RAN, 2011. 28 p.

3. Biryukova YU. A. «N'yu ehjdzh» — Supermarket duhovnyh uslug//http: //www. coun-tries.ru/library/religio/newage.htm

4. Slobodchikov V. I. Ocherki psihologii obrazovaniya. Birobidzhan: BGPI, 2003. 160 p.

5. Lyubbe G. V nogu so vremenem. O sokrashchenii prebyvaniya v nastoyashchem // Voprosy filosofii. 1994, no. 4, pp. 94—113.

6. Gurko A. V. Novye religii v Respublike Belarus': genezis, ehvolyuciya, posledovateli, Minsk, 2006, p. 44

7. Neoyazychestvo na prostorah Evrazii. M.: «Biblejsko-bogoslovskij institut sv. apostola Andreya», 2001. p. 168.

8. Teosofiya // Novejshij filosofskij slovar' // www. gumer. info URL: http://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/800. php (data obrashcheniya: 20.02.2015).

9. CHelovek v situacii social'no-kul'turnogo krizisa. / Pod red. Pyatak V. I. Birobidzhan: FGBOU VPO «PGU im. SHolom-Alejhema», 2012. 82 p.

•Je -Je -Je

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.