Научная статья на тему 'Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе'

Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
502
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе»

Юридические науки

и

Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе

А.В.Бочинин

Бочинин А.В.

Аспирант 2-ого года обучения факультета журналистики Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, корреспондент вашингтонского бюро агентства ИТАР-ТАСС

Ковалев А.А.

аспирант кафедры теории и философии политики СПбГУ, Санкт-Петербург

Артемьева Ю. А.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов

Ни проблемы экономического кризиса, ни вопросы гражданского несогласия в обществе и даже, так называемые «цветные революции», ни природные стихийные бедствия и техногенные катастрофы не способны вызвать столь резонансную реакцию со стороны правительственных структур и всех без исключения СМИ, а в последнее время и религиозных конфессий, как терроризм и борьба с ним.

Обществу явно стало недостаточно простой констатации фактов, детализации произошедшего террористического акта, описания последствий. Общество ожидает исследования причин терроризма, выявления организаторов, способов его предотвращения. К тому же, проблема терроризма приобрела столь громкое звучание, что всё чаще заявляют о ней как о глобальной проблеме, вышедшей на международный уровень. Она увязывается с религиозными факторами, поэтому пора всё же поставить вопрос об определении понятия — «терроризм на религиозной почве». Исследование зарубежной прессы создаёт все предпосылки для понимания истинных причин возникновения этого массового явления в различных странах с абсолютно разным политическим, общественным и экономическим устройством.

Именно СМИ являются источником необходимого материала для дальнейшей его систематизации с целью обмена информации между политиками, деятелями международной общественности, учеными и, самое главное, правоохранительными структурами и спецслужбами по этой проблеме.

Соответственно, сегодня говоря о проблемах терроризма, редакции СМИ стали активно привлекать в качестве критиков и экспертов политиков и религиозных деятелей. Однако следует учитывать, что их участие не всегда отвечает поставленным задачам: одни используют СМИ для собственного пиара, другие, критикуя действия преступников, проповедуют религиозные учения.

Впрочем, выступления политиков и священнослужителей всё чаще дополняют друг друга и становятся всё более созвучными в своих оценках происходящего. Особенно ярко и очевидно это проявилось в десятую годовщину жуткой трагедии 11 сентября 2001 года в США.

Как передаёт «Радио Свобода» со ссылкой на медиакомпанию «Немецкая волна», 10 сентября 2011 года канцлер Германии, лидер партии Христианско-демократический союз Ангела Меркель обратилась к гражданам с призывом сохранять бдительность: «Терроризм по-прежнему представляет серьёзную и реальную угрозу».1

В этот же день издания цитировали и слова папы римского Бенедикта XVI, который также высказался по поводу десятой годовщины терактов в США. Понтифик направил письмо архиепископу Нью-Йорка Тимоти Долану в связи с трагической годовщиной терактов 11 сентября в США.

«Ничто не может служить оправданием терроризму и смерти невинных людей. Каждая человеческая жизнь уникальна в глазах Божьих и должна сохраняться любой ценой»2, — говорится в послании Понтифика. Особый акцент в письме Понтифика был сделан на том, что трагедия 11 сентября в США усугубляется тем, что террористы «прикрывались именем Бога».

1. Ангела Меркель: терроризм остаётся реальной угрозой // Радио Свобода.2011. Сентябрь

2. Ничто не может служить оправданием терроризму - Бенедикт ХVI // ИТАР-ТАСС. 2011. Сентябрь

18431238

Но всегда ли тема терроризма столь проста для понимания и, как бы это странно не звучало, не несёт угрозы для деятелей культа, выступающих с осуждением любых действий террористов? Судя по материалу, впервые опубликованному в итальянской «Ьа 81атра» в 2006 году, а затем размещённому на русскоязычном ресурсе Понтифика «Ратцингер - Информ», всё гораздо сложнее, если не сказать парадоксально3.

В основу этой статьи было положено первое выступление Бенедикта XVI перед послами, аккредитованными при Святом Престоле, чуть было не вызвавшее дипломатический скандал. Повод очевиден: угроза терроризма превысила все мыслимые и немыслимые нормы настолько, что СМИ, как, как, впрочем, и общественность уже требуют и ждут от глав государств, властей, политиков и даже религиозных деятелей постоянного привлечения внимания к этой проблеме даже в тех случаях, когда их публичные выступления касаются любой другой темы.

Так, одно из информационных агентств, название которого в статье не уточняется, вначале процитировало высказывание представителя Израиля Одеда Бен-Гура, разочарованного тем, что Папа Римский «однозначно и напрямую» не осудил иранского президента Махмуда Ахмадинежада.

Но позднее всё тот же дипломат удивлённо заявил корреспонденту газеты: «Я не намеревался давать подобный комментарий, я даже не знаю, откуда он взялся. Я бы не хотел распространять двусмысленные намёки в отношении важного выступления Бенедикта XVI о мире во всём мире, которое мы полностью поддерживаем»4.

Иными словами, он отказался от своих же комментариев. Более того, Бен-Гур заявил, что «точка зрения Святого Престола на политику нового иранского президента в отношении Израиля не обсуждается, так как у нас нет сомнений по существу этой точки зрения»5.

Однако информационное итальянское агентство Арсот также процитировало недвусмысленное высказывание, сделанное израильским послом сразу после выступления Понтифика: «Я бы хотел услышать от Папы слова жёсткого, однозначного и прямого осуждения иранского президента Махмуда Ахмадинежада, который в настоящее время является единственной угрозой на планетарном уровне»6.

Дипломат выразил своё возмущение тем, что «не было сделано никакого акцента на Иран, на его ядерную гонку вооружений, на оскорбительные заявления в адрес Израиля, наконец, не было сказано ни слова о его высказываниях по Холокосту»7.

Позже Бен-Гур в своих беседах с журналистами данное противоречие объяснить так и не смог. «Я лишь по горячим следам выступления Понтифика, — говорит Бен-Гур,

— хотел ещё раз подчеркнуть серьёзность угрозы заявлений иранского президента для международного сообщества»8.

Создаётся такое впечатление, что подобная ситуация

3. Бенедикт XVI жестко приложил терроризм // Агентство Ратцингер-Информ. 2006. Январь

4. Марко Тозатти. Бенедикт XVI жестко приложил терроризм // 1_а Stampa (перевод ІпоРгевва). 2006. Январь

5. Там же

6. Бенедикт XVI жёстко приложил терроризм // Агентство Ратцингер-Информ. 2006. Январь

7. Там же

8. Там же

сложилась отнюдь не случайно, а СМИ были умышленно использованы дипломатами с целью изучения реакции общественного мнения на отношение религии к государственным лидерам, подозреваемым в пособничестве террористам, направляющих свои действия против Израиля.

Таким образом, проведённый нами анализ публикаций даёт полное основание утверждать, что начинается новый кризис в отношениях между Святым Престолом и Израилем. И это несмотря на то, что ещё вчера, говоря об израильско-палестинском конфликте, Папа отнёс его к проблемам, которые могут быть разрешены, а споры урегулированы по справедливости. Он даже допускал возможность глубоких и долгосрочных соглашений.

Вновь и вновь настойчиво распространяется мысль о сложных отношениях Ватикана и Израиля. «Но если один из законных интересов не признаётся и не принимается в расчёт, тогда наступает непонимание, столкновение, насилие и произвол. По моему мнению, подобные размышления можно применить к такому болезненному очагу мира, каким продолжает оставаться Святая Земля»9, - довольно категорично пишет журналист «Ьа 81ашра” Марко Тозатти.

Он убеждён, что государство Израиль должно мирно существовать в соответствии с нормами международного права, и аналогичным образом палестинский народ должен иметь возможность “развивать собственные демократические институты для свободного будущего и процветания”10.

Происходящее Тозатти считает очередной версией классического сюжета — два народа, два государства. Он доказывает это, опираясь на конкретные факты: если посол Бен-Гур заявляет, что «сегодня не ставятся под сомнения добрые отношения между Святым Престолом и Израилем, и во время этого понтификата были отмечены серьёзные успехи»11, на самом деле двусторонние отношения пережили в недавнем прошлом моменты напряжённости.

Об этом свидетельствует ещё один факт, широко отражённый в прессе. Так, во время «Молитвы к Пресвятой Богородице», активно обсуждавшейся в СМИ, Понтифик говорил о других жертвах терроризма, но не об Израиле, а возникших из-за застоя на переговорах по приданию юридического статуса Католической церкви на Святой Земле.

В своём послании Папа Римский говорил о терроризме жёстко и категорично, назвав его даже «моральным извращением». Бенедикт XV прервал традицию ватиканских властей, которые до последнего времени пытались отрицать и минимизировать опасность столкновения между цивилизациями, назвав эту угрозу возможной.

“В нынешнем мировом контексте определённо просматривается опасность столкновения цивилизаций. Эта опасность становится ещё более угрожающей из-за организованного терроризма, распространяющегося в планетарном масштабе. Существует множество сложных причин, в том числе и политико-идеологического характера, а также причин, связанных с ошибочными религиозными концепциями»12, - предупредил мировое сообщество Понтифик.

9. Марко Тозатти. Бенедикт XVI жёстко приложил терроризм // 1_а Stampa (перевод {поРгевва). 2006. Январь

10. Там же

11. Там же

12. Бенедикт XVI жёстко приложил терроризм // Агентство Ратцингер-Информ. 2006. Январь

Послание Ратцингера свидетельствовало о его убеждённости и компетентности, когда он говорил о «негуманных актах шантажа, которые ввергают в панику целые народы»13. Он повторил, что «никакие обстоятельства не могут оправдать эту преступную деятельность, которая покрывает позором тех, кто её осуществляет, но ещё больше достойно порицания то, что, прикрываясь религией, как щитом, правда Божья опускается до уровня слепоты и морального извращения»14.

Он призвал к свободе вероисповедания на основе заявлений ООН: «Основополагающие права человека одинаковы на всех широтах; среди них на первом месте должно быть признание права на свободу вероисповедания, поскольку оно касается самого важного человеческого общения — общения с Богом»15.

И всё же, как мы видим, только на примере данной публикации, проблема терроризма на Ближнем Востоке для современной католической церкви имеет два аспекта: политический и религиозный.

Наиболее показательным подтверждением данного вывода является отношение Ватикана к восприятию Ираном политики и культуры европейских государств.

Ватикан всегда осуждал и будет осуждать отдельные теракты, но принимать серьёзное участие в конфликте Ирана и Запада не спешит, стараясь, скорее всего, занять позицию посредников. Примером тому может служить пасхальное обращение Понтифика в 2007 году. Бенедикт XVI вновь ничего не сказал в нём об Иране, который ещё со времен президентства Джорджа Буша воспринимается американцами «Осью зла», разрабатывающей оружия массового уничтожения.

Возможно, это умолчание Бенедикта XVI связано с тем, что с конца прошлого столетия Иран, которому США до сих пор предъявляют обвинения в спонсировании террористических организаций, стал терпимее относиться к странам Запада и даже восстанавливать экономические связи.

Более того, ватиканская дипломатия на этом направлении заметно активизировалась. За неделю до этого обращения глава Ватикана направил письмо аятолле Сейеду Али Хаменеи. Он просил духовного лидера Ирана оказать содействие в деле освобождения британских моряков и солдат, взятых в плен в Персидском заливе 23 марта 2007 года.

По информации британской газеты Оиагё1ап, Папа просил предоставить пленным возможность вернуться к своим семьям на Пасху. Таков был религиозный жест доброй воли. Практически сразу же после этого по распоряжению президента Махмуда Ахмадинежада пленные были освобождены. Стало это совпадением или реакцией на призыв — вопрос остался для СМИ открытым. Во всяком случае, широких комментариев в европейских изданиях не последовало.

Скользким полем является и арабо-израильский конфликт. Как и в 2006 году, в 2007 Ратцингер выразил лишь общую обеспокоенность этим неразрешённым вопросом. Знаки надежды на начало диалога между Израилем и Палестинской автономией не развеивают его личной тревоги за судьбу Святой Земли16.

Таким образом, Ватикан поддерживает позицию тех СМИ, которые рассматривают обострение политических

13. Там же

14. Там же

15. Там же

16. Папа тревожится за третий мир // Независимая газета. 2007. Апрель

и национальных конфликтов как одну из главных предпосылок терроризма. Более того, для мировой прессы акцент на этой теме становится наиболее частым и появляющимся на первых полосах. Речь, конечно, идёт в первую очередь о крупных газетах, новостных изданиях.

Но предпримем попытку разобраться, какое место данной проблеме уделено в прессе, которая по сути своей пишет больше о добродетели, то есть в религиозной прессе.

Наверное, у человека, ранее религиозной прессой не интересовавшегося, может сложиться впечатление, что в таких изданиях речь идёт исключительно о делах церковных. Но, как показывает сделанный нами анализ, это далеко не так.

В апреле 2004 года, примерно за год до своей кончины, Иоанн Павел II во время пасхальных празднеств в одном из своих выступлений на площади Святого Петра обратился к Богу с просьбой помочь человечеству «найти силы для противодействия терроризму»17. Французская Le Figaro сочла необходимым широко осветить торжества в Ватикане по случаю праздника Светлого Христова Воскресения.

Как описывает те события интернет-портал «Мир религий» со ссылкой на французскую газету, Иоанн Павел II не произнёс проповеди, как он это обычно делал на Пасху. Его послание было зачитано в конце богослужения, перед благословением собравшихся.

Примечательно, что эта тема прозвучала спустя месяц после взрывов в Мадриде в традиционном послании Понтифика «Urbi et orbi» («Граду и миру»). Тогда усталым голосом Папа произнёс, что пусть человечество «найдет в себе силы сопротивляться негуманному и, к несчастью, получившему распространение феномену - терроризму, который есть отрицание жизни, и который подвергает опасности повседневную жизнь такого большого количества мирно трудящихся людей. Да освятит мудрость твоя людей доброй воли в их решительной борьбе с этим бичом».18

Послание транслировалось 68 телекомпаниями более чем 50 стран, было широко отражено и в печатных СМИ. Этот факт свидетельствует о том, что не только религиозные издания громко заявляют и признают причины проявления терроризма, такие как, политические, идеологические, межнациональные и религиозные противоречия. Хотя религиозным изданиям, не подвластным давлению со стороны государственных, экономических и политических кругов, заинтересованных, в различного рода, конфликтах и противоречиях, свойственна большая открытость и решительность.

Иоанн Павел II, который не переставал выступать за более зримое и ощутимое присутствие мирового сообщества в лице ООН в конфликтных зонах - будь то Израиль, Ирак или Африка, - выразил пожелание, чтобы «деятельность национальных и международных институтов была направлена на скорейшее разрешение нынешних трудностей и способствовала продвижению к более гармоничному и мирному устройству мира» 19.

Он высказывался за всеобщую поддержку действий политических лидеров по «разрешению сохраняющихся кон-

17. Иоанн Павел II призывает к сопротивлению терроризму // InoPressa.

2004. Апрель

18. Иоанн Павел II призывает к сопротивлению терроризму // Мир Религий. 2004. Апрель

19. Там же

фликтов, из-за которых продолжает литься кровь в некоторых районах Африки, в Ираке и в Святой земле» 20.

Наконец, обращаясь к тем, кто «сердцем своим печётся о будущем человечества», Понтифик попросил их сделать так, чтобы «искушение местью» уступило место «смелости прощения», «культура жизни и любви победила логику смерти, чтобы доверие придало новое дыхание жизни народов. Если наше будущее едино, то наш общий долг - строить его с ясным умом, терпением и рвением».21

Ранее, в 2003 году Понтифик уже обращал внимание на эту тему. Иоанн Павел II в своем рождественском обращении осудил терроризм и войны, которые, по его словам, «наносят ущерб благосостоянию человечества во многих регионах мира». Понтифик упомянул также о необходимости заключить мир на Ближнем Востоке, заявив, что «путь к миру всегда сложен, но он возможен и потому его необходимо добиться, как можно скорее»22. До этого Иоанн Павел II выступал с критикой войны в Ираке и неоднократно высказывал глубокое сожаление в связи с «эскалацией насилия на Святой земле».

Нельзя не отметить, что для Иоанна Павла II тема терроризма является личной. Он подвергся вооружённому нападению 13 мая 1981 года в день празднования «явления Фатимской Богородицы».

Террорист-боевик турецкой организации «Серые волки» Агджа, которая ещё за три года до этого впервые заявила о намерении убить Папу Римского. Покушение произошло на площади Святого Петра. Агджа был схвачен карабинером и оказавшейся рядом монахиней. На площади находились, кроме Агджи, террористы Орал Челик, Омер Аи и другие. Сообщники Агджи в случае его промаха должны были также стрелять в Папу Римского и бросить дымовые шашки для облегчения отхода. Агджа стрелял из 9-мм браунинга бельгийского производства. Всего успел сделать три выстрела (пули попали в руку и живот жертвы); пострадали также люди, пришедшие на площадь. Понтифик был немедленно эвакуирован в госпиталь Джемили, где ему сделали операцию, продолжавшуюся пять часов. 22 июля 1981 года Агджа был приговорён к пожизненному заключению.

В приведённых выше цитатах из выступлений Иоанна Павла II часто упоминается Израиль как конфликтная зона. Дело в том, что во второй половине XX столетия Ватикан стал активно укреплять связи с Израилем. И на то был ряд причин, которые имеют свою предысторию, активно освещавшуюся в СМИ, и требующие отдельного анализа.

Начало этому диалогу положил тот факт, что «Шестидневная война» 1967 года остро заявила в повестке дня проблему Иерусалима во взаимоотношениях Израиля и Ватикана. Воссоединение города и распространение израильского законодательства на всю его территорию поставили все христианские святые места под общую юрисдикцию и охрану израильского правительства. 22 июня 1967 г. был принят «Закон об охране святых мест 1967». В июле 1967 г. Ватикан прислал в Израиль специального эмиссара для обсуждения с правительством страны новой ситуации, сложившейся после войны. Впоследствии Ватикан неоднократно заявлял, что ввиду изменившихся обстоятельств

20. Там же

21. Иоанн Павел II призывает к сопротивлению терроризму. Дорога к храму // Информационный портал Rin.ru. Дорога к храму. 2004. Апрель

22. Иоанн Павел II осудил терроризм // Газета.ги. 2003. Апрель

Католическая Церковь желает, чтобы святым местам был дан специальный статус, гарантированный международным правом.

Тем не менее, тесные и постоянные контакты Ватикан поддерживал и с палестинцами. Особое внимание пресса уделила одному знаковому событию, которое многое проясняла в отношениях Ватикана и Палестины. Так, меньше, чем месяц спустя после террористического акта арабов в аэропорту Фиумичино в декабре 1973 г., произошла встреча в Бейруте между папским нунцием, монсиньором Альфреде Брунейра и представителем Ясира Арафата. Во время встречи последний выразил благодарность Папе Римскому за его твёрдую позицию по палестинскому вопросу, сослался на существующие контакты между Ватиканом и представителем ООП (Организация освобождения Палестины) в Риме. В ответ нунций подчеркнул, что «такая поддержка Ватикана борьбы палестинцев за самоопределение диктовалась соображениями «права и справедливости»23.

В Риме реакция на эту встречу была неоднозначной и даже, в какой-то степени, категоричной. Агентство новостей Рима «Релазиони Религиосе» квалифицировало встречу как одну из исторических ошибок Ватикана с непредвиденными последствиями для Католической Церкви, гуманности и самих палестинских арабов. Тот, кто пожимает руку федаинам, по мнению этого агентства, не имеет морального права быть шокированным «резнёй невинных».

Несмотря на критику, Папа встретился с главой делегации ООП на Всемирной продовольственной конференции. Характерно, что при этом Папа Римский, безусловно, осуждал арабский терроризм. Так, после арабского теракта в Маалоте Павел VI послал своего делегата в Иерусалим и дал понять, что он был глубоко огорчён этим «актом насилия», который он считал актом насилия против «гуманности»24 и выразил соболезнование семьям пострадавших от действий террористов. Газета Ватикана «Оссерваторе Романо» отразила эту точку зрения, подчеркнув, что агрессивные действия вызывают отвращение и осуждение идеологии и методов насилия.

Журналисты, исследующие причины возникновения терроризма, всегда подчёркивали, что эти причины имеют идеологическое и психологическое происхождение. Анализ всех публикаций, касающихся этого непростого политического конфликта между Израилем и Палестиной, вызвавший всплеск террористической агрессии, всё же позволяет сделать вывод, что Папа Иоанн Павел II в сложном арабо-израильском вопросе старался примирить стороны по мере своих возможностей. Отражение с документальной точностью в СМИ всего переговорного процесса Папы с обеими сторонами создавало убедительное впечатление и не вызывало никаких сомнений в том, что найти общий язык с Израилем главе католической церкви было легче. Но можно также предположить, что абсолютной ценностью для Папы был мир на Ближнем Востоке, что также прослеживалось в комментариях СМИ.

Однако позже ситуация несколько изменилась: у нового Папы Бенедикта XVI был свой взгляд на данную проблему.

Ещё в 1987 году пресса с некоторым удивлением обратила внимание на то, как кардинал Йозеф Ратцингер в одном из своих публичных выступлений сделал акцент на

23. American Jewish Year Book, 1967, vol. 76, N.Y., 1975, с. 331.

24. Там же

том, что еврейская история всегда критиковала Священное писание за теологический антисемитизм. На тот момент он не видел возможностей для сближения христианского мира и народа Израиля.

В его лекции, которая была опубликована журналом “Patrician” в феврале 1999 года, он заявил о стремлении народа Израиля закрыться в собственной культуре. При этом в качестве примера символа еврейской культуры он приводил ветхозаветную историю о “золотом тельце”.

Ратцингер подчёркивал, что “Израиль должен постоянно отвлекаться от собственной культурной идентификации... чтобы подчиниться Господу, который... не создавал Израиль, но создал Небо и Землю и является Господом для всех народов”25.

Но ближе к своему избранию его публичные оценки и их тональность стали меняться. На Рождество 2000 года, когда на Ближнем Востоке уже началась «интифада Аль-Аксы», кардинал Йозеф Ратцингер в своей статье, написанной специально для ватиканского еженедельника L’Osservatore Romano выступил с резким осуждением антисемитских настроений в мире и выразил глубокую скорбь по поводу насильственных действий против евреев в годы Холокоста. Он назвал христиан «наследниками их (евреев) веры в единого Бога»26.

В этой публикации Ратцингер признал, что христианский мир недостаточно жёстко реагировал на проявления ненависти к евреям и уничтожение еврейского народа германскими нацистами.

Тем самым, Ратцингер отвергал распространение взглядов и идей, проповедующих не только насилие, но даже нетерпимость, которые, как известно, являются, ничем иным, как явными предпосылками типичного терроризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом он выразил надежду, что именно трагедия Холокоста поможет зарождению новых отношений между римско-католической церковью и Израилем.

Эта статья, которую можно считать программной, чётко обозначившей его крайне негативное отношение к радикализму, антигуманизму и страху перед проявлением терроризма, предшествовала важному историческому событию.

19 апреля 2005 года 78-летний Йозеф Ратцингер, бывший декан Коллегии кардиналов, был избран Папой Римским — для Святого престола он выбрал имя Бенедикта XVI. Последовавшая реакция СМИ — это признание того факта, что многие еврейские организации приветствовали избрание Ратцингера на пост главы римско-католической церкви, поскольку он заявил, зарекомендовал себя последовательным борцом с антисемитизмом, влекущим насилие и способствующему развитию терроризма, и сторонником улучшения отношений между Израилем и Ватиканом.

Видимо, не случайно в июне 2005 года первым шагом нового Понтифика стала его инициатива приостановить процедуру причисления к лику блаженных французского священника Леона Деона, основателя ордена Священного сердца Иисуса, так как в его трудах содержались антисемитские выпады.

В июле 2005 года Папе Бенедикту XVI было вручено личное приглашение премьер-министра Израиля с предложением: в обозримом будущем посетить Святую Землю.

Но 25 июля 2005 года министерство иностранных дел

25. Папа Бенедикт XVI - друг Израиля? // MIGnews.com. 2005. Август

26. Там же

Израиля выразило протест послу Ватикана Пьеро Самби в связи с тем, что Папа Римский Бенедикт XVI не осудил теракты против израильтян в своей проповеди, прозвучавшей накануне 24 июля. Понтифик упомянул лишь теракты в Египте, Великобритании, Турции и Ираке, заявив при этом, что в терроре виноваты фанатики, а не столкновение цивилизаций Запада и Востока.

28 июля 2005 года в официальном ответе Ватикана на претензию Израиля было сказано, что «невозможно немедленно реагировать на каждое нападение на Израиль с публичным осуждением»27. При этом в публикации подчёркивалось: израильские акции возмездия «не всегда совместимы с нормами международного права»28.

Спустя пять лет, отношение Папы Бенедикта XVI к терроризму как к явлению политико-идеологическому практически не изменилось за исключением того, что долю ответственности за совершение террористических актов он стал возлагать на государство.

Подтверждением этому стала речь Папы Бенедикта XVI, обращённая им к верующим 24 октября 2010 года: “Слишком много на Ближнем Востоке конфликтов, войн, насилия, терроризма. Мира, который является даром Бога, также является результатом усилий людей доброй воли, национальных и международных институтов, в частности, наиболее активное участие государства в достижении урегулирования конфликта”29.

Согласно его убеждениям, нельзя мириться с отсутствием мира. «Мир возможен. Мир не терпит отлагательства. Мир является необходимым условием для жизни, достойной человека и общества»30, - заявил глава католической церкви. При этом он обозначает ещё одну важную проблему, решение которой зависит напрямую от государства, указав на то, что мир «также является лучшим средством, чтобы избежать эмиграции из стран Ближнего Востока»31. Очевидно, что этот вопрос имеет непосредственное отношение, как к внутренней, так и внешней политике государств, испытывающих давление со стороны террористических организаций.

Далее он цитирует фразу одного из псалмов: «Молитесь за мир в Иерусалиме»32. И развивает её: «Мы молимся за мир на Святой Земле. Мы молимся за мир на Ближнем Востоке, проведения, чтобы этот дар Бога людям доброй воли, распространилась по всему миру»33.

Бенедикт XVI уверен: “Ещё один вклад, что христиане могут сделать для общества, является развитие подлинной свободы совести и вероисповедания, одно из основных прав человека, что каждое государство должно всегда соблюдаться”34. Таким образом, он уделяет огромное внимание другому аспекту — особой миссии религиозных движений в противодействии насилию, которая также важна, как и роль государства.

27. "Палестино-израильский террор" - хронология реакций Ватикана // MIGnews.com. 2005. Август

28. Там же

29. Только так мы сможем "вернуться домой" // Агентство Ратцингер-Информ. 2010. Октябрь

30. Там же

31. Там же

32. Там же

33. Там же

34. Там же

Во многих странах Ближнего Востока, утверждает он, есть свобода вероисповедания, в то время как области свободы религии часто весьма ограничены. Увеличение этого пространства свободы становится необходимым, чтобы гарантировать для всех лиц, принадлежащих к различным религиозным общинам, истинную свободу жить и исповедовать свою веру. «Эта тема может стать предметом диалога между христианами и мусульманами»35, - подчёркивает он.

Завершает он свою речь обращением политического характера: «Дорогие братья и сестры Ближнего Востока! Пусть опыт этих дней станет заверением для вас, что вы не одиноки, что вас всегда сопровождает Святой Престол и вся Церковь, которая, родившись в Иерусалиме, распространилась по Ближнему Востоку, а затем и по всему миру. Вверим применение результатов специальной ассамблеи по Ближнему Востоку, а также подготовку генеральной ассамблеи, заступничеству Пресвятой Девы Марии, Матери Церкви и Царице Мира. Аминь!».36

Судя по всему, изначально позиция Папы Бенедикта XVI по отношению к Израилю была основана исключительно на своих суждениях. Однако, сложная ситуация в регионе и пост главы католической церкви заставили его забыть об амбициях. В то же время надо понимать, что израильтяне в своей борьбе с арабами стараются найти поддержку во всём. В том числе, и у христиан, так как культы тех и других меж собой связаны. Но, анализ публикаций, доносящих до читателей отношение Понтифика к любым формам противоправных насильственных действий, Ватикан старается закрепиться на позиции миротворца.

Но рассмотрение данной темы явно будет неполным, если не проанализировать позиции представителей других двух религий, которых даже в большей степени, чем христиан, касается проблема терроризма.

25 января 2011 года израильская газета The Jerusalem Post сообщила о том, что премьер-министр Израиля Би-ньямин Нетаньяху направил российскому президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину письмо, в котором осудил произошедший в Москве теракт, принёс соболезнования семьям жертв и выразил солидарность с российским народом в его борьбе против терроризма.

“Мир должен объединиться, чтобы победить терроризм”37, - заявил он также депутатам израильского парламента.

«Терроризм носит международный характер и наша реакция на него тоже должна быть международной. Если мы объединим силы, террористы не одержат над нами верх. Мы победим их и сорвём их планы»38, - убеждён глава правительства.

Непримиримое отношение израильтян к акциям арабских боевиков понятно и без детального анализа аналитических статей. Оно прослеживается и в информационных материалах. В качестве примера приведём одно из недавних сообщений с новостной ленты The Jerusalem Post, заголов-

35. Там же

36. Только так мы сможем "вернуться домой" // Агентство Ратцингер-Информ. 2010. Октябрь

37. Херб Кейнон, Гил Хоффман. Нетаньяху: мир должен объединиться, чтобы победить терроризм // The Jerusalem Post (перевод Иносми), 2011. Январь

38. Там же

ки которой постоянно обновляются на каждой странице сайта газеты. Материал был посвящён тому, что палестинцы бросали камни в израильскую машину, проезжавшую мимо Вифлеема.

Журналист отметил, что пострадавших не было, повреждено лишь транспортное средство. Казалось бы, рядовое происшествие. В более спокойных регионах это вообще назвали бы хулиганством. Но в данном случае, как сообщает газета, к поиску злоумышленников уже подключились солдаты израильской армии.

Особого внимания заслуживает статья, посвящённая израильскому терроризму. Её название можно перевести, как «Еврейский терроризм разгорается». Она была опубликована в The Jerusalem Post 10 апреля 2011 года.

Информационный повод появления этой статьи - нападение в одно из воскресений на мечеть в Галилее.

Как заявляет автор, если будет доказано, что это было дело рук правых экстремистов — “это будет только последний знак, что еврейский терроризм разгорается”39. В статье также отмечается, что выбранная цель поднимает серьёзные вопросы о побуждениях предполагаемых преступников.

«В то время как нападения на мечети на западном берегу реки Иордан стали чем-то вроде печальной нормы в последние годы, нападения на мечети в израильском городе довольно редки, особенно в таких бедуинских деревнях, как Туба Занжария, жители которого служат в израильских войсках», - напоминает автор.40

Он удачно использует интересные факты, порой шокирующие. В частности, в статье говорится, что «жители мужского пола составляют относительно немалую часть в составе вооружённых сил, а ещё есть даже движение Acharay (“за мной”), в котором один из местных жителей, ветеран одной их пехотных бригад, занимается рекрутированием, повышает желание молодых людей из бедуинов служить в боевых частях»41.

Автор этой статьи ставит смелые и резкие вопросы, которые необходимо озвучивать на высоком государственном уровне, если не сказать больше — в международных политических кругах.

Он категорично заявляет: «Чего авторы этого нападения пытались достигнуть, неясно. Они стремились преднамеренно разрушить уже хрупкие и тонкие отношения между евреями и бедуинами? Они хотели торпедировать проект привлечения местной молодежи в войска? Перенести фокус внимания от палестинцев Западного берега реки Иордан к арабскому населению оккупированных Израилем территорий, или просто напасть на арабскую деревню, не думая о том, кто ее населяет?»42.

СМИ открыто приводят данные израильской разведки, которые свидетельствуют о подготовке и других акций, как против палестинцев, так и против израильских политиков. Учитывая тот факт, что за последние месяцы спецслужбы зафиксировали рост преступлений, СМИ, таким образом, предупреждают о планируемых нападениях на мечети, как в упомянутое нами выше воскресенье, искоренении олив-

39. Katz Y. Analysis: Jewish terrorism gaining steam // The Jerusalem Post. 2011. April

40. Там же

41. Там же

42. Там же

ковых деревьев, прокалывании шин на военных транспортных средствах, преследовании левых активистов, военнослужащих и работников спецслужб.

Пресса прогнозирует, что существует также опасение о росте числа таких атак, причиной которых является желание Палестины стать членом ООН. Автор указывает на ряд необходимых мер, которые должны принять власти. В частности, создание специальных совместных отделов полицией и разведкой.

Безусловно, в условиях борьбы с боевиками и террористами, Израиль всегда выступал, как государство, отвечающее легальной военной силой на вылазки террористов. И подобные события такой имидж резко портят. Впрочем, автор статьи воздерживается от прямого заключения.

Однако верность нашего вывода подтверждает финальная фраза статьи: «Только тогда (после принятия мер), Израиль получит шанс остановить не только то, что угрожает его имиджу на международной арене, но и то, что противоречит базовым демократическим принципам, на которых основано государство»43. Конечно, ключевой в этом утверждении, является первая его часть.

Проанализировав материалы The Jerusalem Post, одной из старейших израильских газет, основанной в 1932 году, мы можем открыто заявлять, что израильская пресса смотрит на проблемы терроризма гораздо глубже, нежели ряд зарубежных религиозных деятелей.

Действительно, хотя ситуация на границе Израиля и Палестины всегда была предметом повышенного внимания европейских СМИ, чаще всего её комментируют с позиции установления «мира во всём мире», не особо вдаваясь в подробности. Декларируется это и в публичных заявлениях западных государственных лидеров. Однако, для более глубокого понимания этого вопроса, безусловно, необходимо анализировать и мнения, звучащие в прессе по проблемам внутренней политики Израиля и Палестины.

Безусловно, особый интерес и важность для раскрытия заданной нами темы имеют заявления главных раввинов России и духовных лидеров Израиля. Их позиция по вопросам устранения условий, способствующих проведению террористических актов, и противодействия им, всегда была в центре внимания мировых СМИ. Причём, по публикациям можно проследить, насколько ошибочны или, напротив, подтверждались временем мнения религиозных деятелей в различные исторические моменты.

Так, главный раввин России от Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Адольф Шаевич 8 августа 2006 года в эфире радио «Эхо Москвы» заявил: «Знаете, мир изменился с тех пор, и терроризм очень сильно поднял голову. Это не просто уже частичные какие-то организации, громадное количество террористических организаций существует сегодня, подпитывается могучими организациями, с ними всё труднее и труднее бороться. И очень бы хотелось, чтобы люди различных точек зрения понимали всю опасность, сегодня не просто угроза только Израилю, это угроза миру».44

Вполне вероятно, что именно этот посыл, прозвучавший на «Эхо Москвы», получил своё развитие в коротком, но резком выступлении главного Ашкеназийского раввина

43. Там же

44. Акция "Мы против террора" // Эфир радиостанции "Эхо Москвы", 2006. Августа.

Израиля Йоны Мецгера.

Как передало Казинформ, на съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане 15 сентября 2006 года, он констатировал, что «терроризм в наше время имеет конкретный адрес - это страны ислама». По его мнению, лидеры исламской лиги пока не могут воспрепятствовать злу, потому что «у террористов есть свои духовные предводители».45

И вот, спустя несколько лет 23 марта 2011 года в центре Иерусалима прогремел очередной взрыв. «Сейчас трудно воздержаться от вывода, что террор нарастает всякий раз, когда возникает перспектива продвижения к мирному урегулированию на Ближнем Востоке, когда возобновляется политический процесс», - заявил в связи с этим главный раввин России от Федерации еврейских общин России Берл Лазар.46

Следующей фразой он продолжил мысль Йоны Мецгера: «Есть силы, которые не готовы смириться с существованием еврейского государства: именно они прибегают к террору. И какие бы заявления ни делало палестинское руководство, практика свидетельствует о том, что оно либо не хочет, либо не может бороться с террористами»47.

Соответственно, проанализировав этот своеобразный диалог, развернувшийся в СМИ, можно сделать вывод, что разногласий среди еврейского духовенства по данному вопросу нет. Напротив, просматривается единая жёсткая линия, как по отношению к террористам, так и по отношению к мусульманским странам.

Отдельной, не менее важной и интересной темой прессы стала оценка терроризма мусульманскими духовными лидерами. В сложившихся условиях они не просто не стремятся, а опасаются конфронтации с другими мировыми религиями. Положение мусульман сейчас незавидно - уже не первое десятилетие Кораном прикрываются террористы всех мастей. Конечно же, нельзя отрицать, что в некоторых странах на Ближнем Востоке террористы чувствуют себя весьма комфортно. В таких условиях исламские духовные лидеры взяли курс не на ожесточение, а решили пойти по более сложному пути поиска диалога и установления взаимоотношений с теми, кто часто их критикует.

В частности, Председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин в своём интервью журналистам сделал заявление, которое можно считать ответом представителям еврейских общин: «Утверждения о противостоянии двух цивилизаций глубоко ошибочны. Мусульманские лидеры стремятся найти путь к мирному диалогу с другими религиями».48

Один из методов террористических организаций — это дискредитация религиозных организаций, политика стравливания их и провоцирование. Свою однозначную позицию по поводу бурно обсуждаемых в мировых СМИ связей исламских стран с террористами Равиль Гайнутдин изложил в интервью, опубликованном в номере журнала «Профиль» от 8 октября 2001 года, то есть через месяц после событий 11

45. Нурсултан Назарбаев доказал, что он - Человек Мира - главный раввин Израиля Йона Мецгер // Казинформ. 2006. Сентябрь

46. Русских и израильтян убивают под одними лозунгами // Портал Jewish.ru. 2011. Март

47. Там же

48. Равиль Гайнутдин: "Террористы убивают в первую очередь мусульман". // ИА Регнум. 2011. Март

сентября в Нью-Йорке: «Мы считаем совершённое в США 11 сентября бесчеловечным актом, страшным преступлением перед Богом и людьми. И нельзя связывать эти и другие теракты с какой-либо религией. Преступники вне религий и вне национальностей. Даже если мусульманин совершил злодеяние, то за это не отвечают другие мусульмане».49

Эту позицию, отвергающую совершения насилия и объявления террористами новых атак, Равиль Гайнутдин подтвердил в своём заявлении, сделанном и на Международной конференции «Ислам победит терроризм», прошедшей в Москве в июле 2008 года: «Первыми приняли удар международных террористов мусульмане нашей страны в Чечне и Дагестане, защитив целостность нашей России с юга. От терроризма страдают мирные мусульмане во многих странах. Мы видим трагедию мирных граждан Ирака, Палестины, Афганистана».50

Российское информационное пространство довольно скупо заполнено материалами, главной темой которых являются принципы сосуществования христиан и мусульман. Равиль Гайнутдин этой темы не сторонится, а напротив, пытается изменить общественное сознание и призывает к избавлению ощущения нестабильности: «Мы с благодарностью и пониманием восприняли заявление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго о том, что нельзя смешивать теракты и ислам. Я разделяю позицию патриарха, что новое тысячелетие не должно начинаться с войны между представителями ислама и христианства»51.

Русская православная церковь мусульман в этом поддерживает. «Мы вместе должны думать над тем, чтобы терроризм и экстремизм ни в коем случае не связывались бы с религиозным сознанием»52, — заявил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на встрече с шейхом Ахмадом ат-Тайибом в исламском университете «Аль-Азхар» в Каире в апреле 2010 года.

Патриарх Кирилл также убеждён, что сегодня для верующих многих стран существует одна общая проблема: светские силы в различных государствах часто пытаются добиться устранения религиозного фактора из общественной жизни, и заявляют о том, что «религия является только частным делом каждого человека»53.

Глава РПЦ видит в этом опасность, поскольку те, кто так считает, «утверждают, что религия не может быть фундаментальной частью общества, потому что может порождать экстремизм»54. Таким образом, по словам Патриарха, борьба с религиозным экстремизмом «работает на безбожие».55

Один из методов действия террористических организаций — запугивание населения. Особенно активно используется это приём на территориях тех стран, против которых ведут свою необъявленную войну, как иностранные, так и внутренние террористы. Американские СМИ эту тему не

49. Равиль Гайнутдин: "Преступники вне религий и национальностей" // Профиль. 2001. Октябрь. № 259

50. Конференция "Ислам победит терроризм" прошла в Москве // Портал Credo.ru. 2008. Июль

51. Там же

52. Патриарх Кирилл о борьбе с терроризмом // Интерфакс-религия.

2010. Декабрь

53. Там же

54. Там же

55. Там же

умалчивают, а, напротив, в отличие от прессы других государств говорят об этом открыто, словно бросая ответный вызов.

Так, в канун десятилетней годовщины трагедии 11 сентября 2001 года в одной из крупнейших христианских газет США The Christian Post был опубликован большой материал, посвящённый этой трагичной дате. Кстати, достаточно любопытна история этого уникального специализированного издания. The Christian Post издается с 2000

года, то есть возникло за год до трагедии 11 сентября. На данный момент главная редакция расположена в Вашингтоне. Изначально их головной офис располагался в Сан-Франциско, но в 2006 году центральный офис был перенесен в столицу США. Там осталась работать региональная редакция. Офисы газеты работают в Нью - Йорке, а также за рубежом: в Сингапуре, Индонезии и Мексике. Сайт газеты, помимо английского, работает на испанском и португальском языках. Издается газета, согласно указанной на сайте информации, Уильямом Андерсоном.

“Годовщина нападений 11 сентября - ежегодное напоминание, что во всём мире много тех, кто постоянно намеревается причинить вред американским гражданам. В последние годы угроза иностранного терроризма была на переднем плане, и на это были серьёзные основания”56, -так начинается эта статья. Впрочем, само напоминание послужило лишь своего рода подводкой к основной теме статьи.

«Однако всё это недавно затмило факт существования растущей угрозы от тех, которые сами являются американскими гражданами»57, - настаивает автор. Он напомнил, что 19 апреля 1995 года взрывы в Оклахома-Сити унесли жизни 186 человек. Было ранено больше чем 680. Это был самый разрушительный террористический акт на американской земле до нападений 11 сентября. И совершил их Тимоти Маквеей, который родился в Локпорте штата Нью-Йорк.

Как отмечает автор, все опрошенные эксперты назвали Тимоти Маквея самым печально известным внутренним террористом, а его нападение на федеральное здание Альфреда П. Мерру самым позорным актом внутреннего терроризма в американской истории.

Далее статья начинает напоминать научное исследование. Для объяснения феномена «внутреннего терроризма» автор также прибегает к помощи экспертов.

Один из них - Джеймс Ахо, бывший преподаватель социологии, сотрудничающий с Университетом штата Айдахо. Он определяет внутренний терроризм как «насильственные действия, которые, вызывая ужас, должны приносить политический эффект»58.

Кларк Макколи - младший преподаватель математики, соруководитель Центра Соломона Аша исследований эт-нополитических конфликтов в Брин-Мор-Колледже даёт определение внутренним террористам как, “людям, являющимся гражданами или жителями США, которые поворачивают терроризм против США».59

Как мы видим из приведённой выше публикации, она имеет явную цель познакомить читателей с событиями,

56. 9/11 Anniversary: Domestic Terrorism - A Continually Relevant Threat // The Christian Post, 2011. September

57. Там же

58. Там же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. Там же

случившимися до 11 сентября. Это, в частности, демонстрирует, что терроризм для Америки - явление далеко не новое. Но напомним, что статья размещена в крупном религиозном издании, а цитаты принадлежат не священникам.

Анализ других материалов также подтвердил, что к теме терроризма в подобных религиозных газетах и журналах подходят серьёзно и основательно, доказательно и с фактами в руках, а, не ограничиваясь лишь эмоциональными осуждениями.

Издание не концентрируется только на проблемах внутреннего терроризма. Так, в новостной колонке The Christian Post часто регулярно появляются материалы о террористических атаках в других странах, в которых то и дело возникают очаги насилия. В номере от 10 ноября 2011 года рассказывается о терактах в Ираке с акцентом на то, что религия всё чаще находится под прицелом различных группировок и организаций, которые угрожают гибелью неугодных им вероисповеданий.

“Спустя меньше, чем две недели после того, как в результате смертоносного нападения на христиан, когда 56 верующих были убиты, местная полиция сообщила, что, по крайней мере, 11 дорожных мин взорвались в течение часа в трёх христианских районах Багдада в среду. Пять человек, тела которых ещё не были идентифицированы, но, как полагается, являются христианами, были убиты при этих скоординированных нападениях”60, - сообщает газета.

После полученных новостей об убийстве ещё пяти людей в христианских окрестностях Ирака глава одного из министерств уверенно утверждал, что экстремисты находятся вне религий в Ираке.

Редакция газеты не остановилась на констатации этого факта и решила развить тему. Фактический материал, выводы специалистов и экспертов, которые использовало издание, даёт убедительный повод для утверждений по поводу существования выстроенной и активно действующей системы применения насилия с целью достижения вполне определённых политических целей.

“Багдад прямо сейчас был только охвачен терроризмом, направленным против христианского сообщества и нет никакого другого объяснения этому”61, — таково мнение Карла Моеллера, президента международной благотворительной правозащитной христианской организации Open Doors, которая ставит своей целью помощь верующим в тех странах, где христианская вера подвергается преследованию и притеснению.

“Я использую термин “вне религий”, чтобы объяснить людям, что действительно происходит в Ираке прямо сейчас”62, - утверждает он.

Прогнозируя, какие печальные последствия это приносит, а также напоминая то, что христианство в течение двух тысячелетий присутствовало на этой земле, которая теперь известна как Ирак, Карл Моеллер делает вывод, что “экстремисты концентрируют свои усилия для того, чтобы ликвидировать христианство в этой стране”63.

Журналисты и авторы публикаций религиозного изда-

60. Baghdad is Gripped with Anti-Christian Terrorism, Says Moeller //The Christian Post. 2010. November

61. Там же

62. Там же

63. Там же

ния практически едины во мнении, что бомбы террористов участили свои взрывы после подвергшихся всемирному осуждению захватов в заложники 31 октября тех, кто пришёл на мессу в церковь Пресвятой Девы Марии Заступницы, главной Католической церкви Багдада. Это было самое смертоносное нападение на иракское христианское сообщество, но не первое, напоминает газета. Исламские экстремисты начали эту кампанию ещё в 2003 году. Тогда среди убитых были три католических священника.

Группировка «Исламское государство Ирак», которая включает в себя иракскую часть Аль-Каиды и другие суннитские исламские повстанческие группы, взяла на себя ответственность за нападение 31 октября. Она также разместила заявления на своих веб-сайтах, призывая к непрерывному кровопролитию христиан на Ближнем Востоке, а подобная практика уже является безапелляционным вызо-

вом.64

Если до сих пор СМИ были активны в своих утверждениях о существовании экстремистских националистических течений, то исследование поставленной нами цели позволяет говорить о новом аспекте — уничтожение неугодных терроризму вероисповеданий.

Создаётся впечатление, что религии против религий? После теракта в Международном торговом центре многие американцы спрашивали себя, что это за религия, которая призывает людей делать такие вещи? Или всё же передел на политической карте мира?

Религиозная пресса в США рассматривает проблему терроризма, не связывая её ни с гражданством террористов, ни с гражданством их жертв. Она пытается разобраться в причинах возникновения другой тенденции, несколько неожиданной и в какой-то степени парадоксальной.

Например, на фоне материалов о терактах выделяется текст, недавно опубликованный на сайте Religion News Service /RNS/. Его автором выступила журналистка Джоанна Сегарич, принявшая ислам. В своей статье она не только рассказала свою историю, но также затронула ряд аспектов жизни мусульман в США после 9/11.

Джоанна Сегарич изучала многие другие религии, но никогда не касалась ислама. Она купила копию Корана, задаваясь вопросом, будет ли подтверждено её понимание ислама как патриархальной религии и сохранил ли он теперь свою силу и влияние после событий 11 сентября?

Думается, что сначала это был не праздный интерес, а своеобразный журналистский приём, ход, который позволит не только изучить состояние общественного мнения, но и даст ответ на вопрос о возможности или всё-таки невозможности мирного сосуществования враждебных религий.

Итак, когда она дочитала первую суру, её поразило, что только в семи строках говорилось о поиске наставлений от милосердного создателя. Джоанна Сегарич закончила читать Коран несколько недель спустя, затем начала читать его снова. И вот спустя всего лишь десять недель после трагедии 11 сентября, она приняла решение принять ислам: “Я пришла к пониманию, что у меня есть решение, которое нужно принять”65.

Джоанна начала изучать ислам более тщательно и упорно. “Отчасти, это казалось сумасшествием сделать

64. Там же

65. After 9/11, curiosity over Islam leads to conversion // RNS (Boston). 2011. August

это. Я была профессионалом, женщиной средних лет, очень независимой, очень современной, и теперь я обратилась к этой религии, которая столь оскорбительно относится к таким вещам”66, — недоумевала Сегарич.

А через несколько месяцев другой американец, который родился в штате Юта, работал преподавателем музыки, засвидетельствовал принесение клятвы, или, как положено говорить у мусульман, шахада.

Действительно, это кажется парадоксальным, что американцы считают возможным присоединение к религии, которую многие связывают с терроризмом и насилием — особенно после 9/11. Очевидно, что эта тема не просто актуальна для такого типа изданий, как религиозная пресса, а является на сегодня одной из главных, первостепенных. Журналисты обеспокоены поиском причин этого явления и, пожалуй, отсутствием понимания происходящего.

Между тем, есть немалое количество человек, таких как Сегарич, которые однажды движимые простым любопытством стали новообращёнными. Хотя ни одно издание не располагает точной статистикой, по оценкам наблюдателей, 20 000 американцев принимают ислам ежегодно. Согласно данным экспертов большинство принявших ислам после событий сентября 2001 года — женщины. Латиноамериканцы и афроамериканцы, которые уже перешли в новую веру задолго до 9/11, являются наиболее распространёнными этническими группами среди принявших ислам.

Кроме того, всё чаще попадает в заголовки обращение некоторых известных личностей в ислам. К примеру, Ивон-на Ридли, британская журналистка, которая в 2003 году стала мусульманкой, а ранее побывала в плену у Талибана; Лорен Бут, невестка бывшего британского премьер-министра Тони Блэра; или рэпер Лун, который перешел в ислам в 2010 году.

Журналисты каждый раз сталкиваются с довольно трудной проблемой, исследуя тему смены вероисповедания: герои их статей приводят убедительные аргументы, их поступки осознанны и не являются сиюминутным эмоциональным порывом.

Так, автор другой статьи67 рассказал иную убедительную историю. Героиня его материала Анжела Коллинз Телльз росла в Южной Калифорнии. Из-за своей тяги к путешествиям он посетила Египет, а затем Сирию, где подружилась со многими людьми, которых она восприняла щедрыми и сострадательными.

Когда же вспыхнула антимусульманская риторика после 9/11, Телльз почувствовала потребность встать на защиту мусульман. “Я видела, что моя страна демонизировала этих людей, считала их террористами и угнетателями женщин, и я ни о чём не могла думать, кроме как о правде”, - сказала она,-“и я чувствовал потребность в том, чтобы встать и защитить их. Но тогда я поняла, что не могу спорить без знаний”68.

Как и другие новообращённые, Коллинз Телльз отметила, что некоторые христианские верования, такие как Троица и священники, являющиеся посредниками Бога, в общем-то, никогда не казались ей правильными.

“Понятие о Боге было самой красивой концепцией, и эта концепция сочеталась с тем, во что я верю”69 - сказала Телльз,

66. Там же

67. Там же

68. Там же

69. Там же

которая приняла ислам спустя несколько месяцев после 9/11.

У жительницы Чикаго Келли Кауфман тоже был подобный опыт. Когда родственники отчитывали её за то, что она добровольно вызвалась принять участие в предвыборной кампании по выборам в президенты Барака Обамы, ошибочно полагая, что он мусульманин, она почувствовала потребность изучить эту религию. Когда она приняла ислам, её вероисповедание наконец-то гармонизировалось.

Спустя год после серьёзного исследования, Кауфман не смогла найти ничего дурного в исламе. Она окончательно решила принять эту религию после спора с человеком на общественной лекции, который сказал, что мусульмане ненавидели мир.

“Именно тогда я поняла, что если я принимаю это лично, то я думаю, что должна быть готова”70, - сказала она. Из-за медленного, но устойчивого числа новообращённых многие мечети начали инициировать программы, чтобы помочь желающим с изучением основ ислама: молитва, основные верования и правильное поведение. Несмотря на их энтузиазм, некоторые новообращённые обеспокоены тем, как их друзья и коллеги будут реагировать, или не будут ли они подвергаться преследованиям или нападениям.

“Я предполагаю, что это беспокойство всегда будет, но риторика не поменяется”71, - сказала Кауфман, семья которой была, к счастью, благосклонна к её решению за исключением дяди, который теперь запрещает своей дочери видеться с ней. “Что они боятся, перехода в Ислам от встреч?” 72- спрашивает она.

Несколько огорчена и Коллинз Телльз: “Я никогда не заботилась о том, чтобы меня приняли”. Теперь она живёт в Бразилии со своим мужем, который также изменился после встречи с ней. “Я знаю, что нашла Бога, и это - всё, чего я когда-либо хотела”, - резюмирует Коллинз.73

На самом деле, с этим выводом соглашается и автор статьи. Он не делает других заключений.

В России тема перехода людей в ислам не менее актуальна. Российские СМИ стали обращать внимание на это ещё в 2000 году, о чём свидетельствует публикация «Религии» в «Независимой газете». Речь идёт об интервью с тогда ещё митрополитом Смоленским и Калининградским, а ныне Патриархом Московским и всея Руси, Кириллом. Превалирующая тема - отношения между исламом и православием в стране.

В частности, речь зашла об инциденте, случившемся на прошедшем ранее заседании Межрелигиозного совета России (МСР). Тогда Муфтий Равиль Гайнутдин покинул заседание, сославшись на неотложную встречу, в момент, когда возникли разногласия между ним и представителями Центрального духовного управления мусульман России.

«Этот поступок досточтимого хазрата не привёл к скандалу и не сорвал заседания, однако оставил неприятный осадок у большинства участников встречи. Трудно было не согласиться с муфтием Гайнутдином, что Межрелигиозный совет не может быть ареной для выяснения отношений на внутриконфессиональном уровне, однако обмен обвинениями между представителями различных исламских орга-

70. Там же

71. Там же

72. Там же

73. After 9/11, curiosity over Islam leads to conversion // RNS (Boston).

2011. August

низаций стал, к сожалению, обычным делом на заседаниях МСР»74, - констатировал митрополит Смоленский и Калининградский.

По его словам, «непростая ситуация, сложившаяся в исламском сообществе России, уже давно создаёт серьёзные трудности для ведения полноценного межрелигиозного диалога»75. В то же время, Центральное духовное управление мусульман России и Совет муфтиев России выступили равноправными учредителями МСР наряду с Русской Православной Церковью, Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России и Буддийской традиционной сангхой России.

Изначально предполагалось ввести в президиум МСР по два представителя от каждой религии, чтобы, с одной стороны, равно представлять оба мусульманских центра, а с другой - не создавать конфессионального диспаритета.

Но, как рассказал «Независимой газете» Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, «эта схема не оправдала себя, поскольку в этом случае в Совете не были бы представлены муфтии Северного Кавказа, Татарстана, Тюменской области и других регионов, которые имеют собственные независимые управления и представители которых подчас высказывали пожелания о самостоятельном участии в работе МСР»76.

И особый акцент он сделал на таком тезисе: «МСР не должен пытаться разрешать внутрирелигиозных противоречий, а потому - по крайней мере, для нашей Церкви

- было бы желательно, чтобы различные организации последователей ислама приходили бы на этот Совет с единой позицией и единым представительством»77.

Почти сразу после этого интервьюер перешёл к вопросу о том, как Русская Православная Церковь относится к переходу русских людей в ислам?

По словам Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «как таковой проблемы перехода этнически православных людей в ислам не существует78».

Глава РПЦ заверил: «Действительно, ежегодно несколько десятков русских принимает ислам в результате духовных исканий или смешанных браков, однако ещё больше этнических мусульман сегодня становятся христианами по этим же причинам»79.

Он полагает, что подобные случаи смены веры не являются следствием целенаправленной деятельности Русской Православной Церкви или традиционных мусульманских центров России и не осложняют межрелигиозных отношений.

«Для наших религий первоочередной задачей является возрождение традиционной религиозности в своём собственном пространстве, и очевидно, что отказ от взаимного прозелитизма является одним из важнейших условий добрососедского сожительства», - заключил он.80

Но, как показывают дальнейшие публикации на эту

74. Максим Шевченко. Как строятся отношения между православием и исламом в России // Независимая газета. 2000. Апрель

75. Там же

76. Там же

77. Там же

78. Там же

79. Там же

80. Максим Шевченко. Как строятся отношения между православием и

исламом в России // Независимая газета. 2000. Апрель

тему, ситуация перестала быть столь безобидной. 12 февраля 2011года в «Комсомольской правде» была опубликована статья «Почему русские, переходя в ислам, зачастую становятся ваххабитами».

Автор не тратит времени на предисловия, заметив лишь, что лично она про русских мусульман узнала ещё в 2003 году. «Это сейчас, после нескольких взрывов в поездах, метро и аэропорту у всех на слуху фамилии Тихомиров, Косолапов и Раздобудько - а тогда, семь с лишним лет назад, сам факт, что русские зачем-то меняют веру, был в диковинку»81, - напоминает журналист.

Впрочем, эксперты призывают не бить тревогу. В статье приводится мнение исламоведа, доцента МГЛУ Романа Силантьева. Он говорит о том, что никакого массового перехода русских в ислам нет. «Проблема в другом: те люди, которые сменили веру по идеологическим соображениям, идут не в традиционный ислам, а в исламские секты»82, -утверждает он.

Немного иного мнения придерживается член научного совета Московского центра Карнеги, профессор МГИМО МИД РФ Алексей Малашенко. Его слова цитирует «Политический журнал» в номере от 18 октября 2004 года. По его мнению, переход в ислам объясняется следующим: «Во-первых, эпатажем: вот, дескать, я буду мусульманином. Во-вторых, определенной идейно-политической конъюнктурой. Есть люди, которые перешли в ислам, чтобы сделать карьеру, и сделали её. В-третьих, присутствуют какие-то эмоциональные моменты»83.

Он напомнил об общеизвестных случаях, когда советские солдаты после афганской войны переходили в ислам. Несколько случаев было зафиксировано и после войны в Чечне. Наконец, есть проблема мусульманских жён, в том числе жён арабов. Последние, говорит А.Малашенко, этакие ярые мусульманки, которые, кстати говоря, и носят платочки.

Но в целом, полагает эксперт Центра Карнеги, русские мусульмане — это не проблема, это скорее экзотика. За последние годы было создано несколько мусульманских организаций из славян, но все они рассыпались. В Москве был клуб, в котором насчитывалось 18 человек. Главный их организатор перешёл в ислам, будучи в возрасте 17 лет, потом он подрос, и всё закончилось.

Данные о численности русских мусульман, по утверждению А.Малашенко, придуманы и не являются результатом научных социологических исследований. По всей России счёт идёт, может быть, на сотни.

В то же время, напоминает профессор, намного интереснее положение в Европе, где мусульман количественно больше. Там эта проблема весьма пикантна, потому что, по некоторым данным, чуть ли не каждый год 10 тыс. французов принимают ислам.

Действительно, этот вопрос в последнее время приобретает всё большую актуальность, так как принятие другой веры стало распространено во многих европейских государствах. Так, по данным социологов, уже 100 тысяч немцев и 60 тысяч французов приняли ислам и посещают мечети.84

81. Галина Сапожникова. Почему русские, переходя в ислам, зачастую становятся ваххабитами // Комсомольская правда. 2011. Февраль

82. Там же

83. Там же

84. С.Н. Новохатский. Этнический терроризм. - М.: ИП Бурина А.В. ("Традиция"). 2010. стр. 245

Но А.Малашенко согласен с распространённым мнением о том, что публика, которая переходит в ислам, — это не настоящие мусульмане, это люди с немусульманской культурой, поведением; будучи по форме мусульманами и даже пройдя через обрезание, они всё равно остаются псевдомусульманами.

Эту мысль в статье в «Комсомольской правде» продолжила русская мусульманка академик РАЕН Валерия Порохова: «Не существует такого понятия, как традиционный ислам. Есть ислам. И всё! Чистая вера в Бога, не омрачённая национальными традициями. И есть Коран - книга откровения, которая за 1450 лет не претерпела ни малейшего изменения»85.

Она рассказала, что беспрепятственно пришли люди другой идеологии, радикальной, удалённой от чистой божественной коранистики. «Пришли они, как правило, с Аравийского полуострова, что очень приветствовалось, и потому были приняты у нас на ура. А о том, что исповедовали чуждую исламу идеологию, никто даже не подумал. Неофиты, которые принимают ислам, слушают именно тех безграмотных людей, которые забыли, что на дворе не VII век, а XXI», - пояснила она.86

Только тесная связь СМИ — государства будет способна противостоять экстремизму и предупреждать в дальнейшем террористические акты. От эффективности средств массовой информации, выступающих в качестве и посредников, и активных участников в диалоге государств с террористическими организациями и зависит в какой-то степени даже координация действий правительственных структур в борьбе с терроризмом на религиозной почве, не вписывающимся пока ни в какие нормы международного права.

Из проведённого нами анализа можно заключить следующее. В СМИ сегодня рассматривается целая палитра религиозных аспектов, связанных с проблемой терроризма. Конечно, в первую очередь, это новостное освещение терактов. Из этого уже вытекают и аналитические материалы, в которых авторы сравнивают акции преступников прошлых лет, пытаются выявить тенденции, размышляют о последствиях: политических, экономических, культурных.

Отдельный пласт материалов - отклики со стороны религиозных деятелей самого высокого ранга. Эти статьи и комментарии крайне важны - они позволяют понять общие течения в этой сфере, взаимоотношения между верованиями, конфессиями. К примеру, как идёт диалог между Святым престолом и Израилем, не накаляется ли обстановка между РПЦ и мусульманами в России. Без сомнения, общество должно быть информировано о таких процессах.

Третья часть материалов, может, более малочисленная, посвящена тем, кто переходит в ислам на фоне разжигания темы исламского терроризма. Данные истории как бы снижают уровень негатива, часто столь высокий в связи с известиями о новых терактах.

Можно заключить, что религиозные аспекты терроризма в мировой прессе освещаются в целом профессионально и широко. Другой важный вывод: международный терроризм по своей сути не имеет религиозных предпосылок. К сожалению, в сложившейся ситуации именно религия становится неким источником лозунгов, предлогов для пре-

85. Там же

86. Галина Сапожникова. Почему русские, переходя в ислам, зачастую становятся ваххабитами // Комсомольская правда. 2011. Февраль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ступников и тех, кто провоцирует их. Ведь теракты кроме

смертей и разрушений всегда кому-то приносят выгоду, политическую и даже материальную.

Список использованных источников

1. Ангела Меркель: терроризм остаётся реальной угрозой // Радио Свобода. 2011. Сентябрь

2. Ничто не может служить оправданием терроризму - Бенедикт XVI // ИТАР-ТАСС. 2011. Сентябрь

3. Бенедикт XVI жёстко приложил терроризм // Агентство Ратцингер-Информ. 2006. Январь

4. Марко Тозатти. Бенедикт XVI жёстко приложил терроризм //

La Stampa (перевод InoPressa). 2006. Январь

5. Папа тревожится за третий мир // Независимая газета. 2007. Апрель

6. Иоанн Павел II призывает к сопротивлению терроризму // InoPressa. 2004. Апрель

7. Иоанн Павел II призывает к сопротивлению терроризму. Дорога к храму // Информационный портал Rin.ru. Дорога к храму. 2004. Апрель

8. Иоанн Павел II осудил терроризм // Газета.ш. 2003. Апрель

9. American Jewish Year Book, 1967, vol. 76, N.Y., 1975

10. Папа Бенедикт XVI - друг Израиля? // MIGnews.com. 2005. Август

11. "Палестино-израильский террор" - хронология реакций Ватикана // MIGnews.com. 2005. Август

12. Только так мы сможем "вернуться домой" // Агентство Ратцингер-Информ. 2010. Октябрь

13. Херб Кейнон, Гил Хоффман. Нетаньяху: мир должен объединиться, чтобы победить терроризм // The Jerusalem Post (перевод Иносми), 2011. Январь

14. Katz Y. Analysis: Jewish terrorism gaining steam // The Jerusalem Post. 2011. April

15. Акция "Мы против террора" // Эфир радиостанции "Эхо Москвы", 2006. Августа.

16. Нурсултан Назарбаев доказал, что он - Человек Мира -главный раввин Израиля Йона Мецгер // Казинформ. 2006. Сентябрь

17. Русских и израильтян убивают под одними лозунгами // Портал Jewish.ru. 2011. Март

18. Равиль Гайнутдин: "Террористы убивают в первую очередь мусульман". // ИА Регнум. 2011. Март

19. Равиль Гайнутдин: "Преступники вне религий и национальностей" // Профиль. 2001. Октябрь. № 259

20. Конференция "Ислам победит терроризм" прошла в Москве // Портал Credo.ru. 2008. Июль

21. Патриарх Кирилл о борьбе с терроризмом // Интерфакс-религия. 2010. Декабрь

22. 9/11 Anniversary: Domestic Terrorism - A Continually Relevant Threat // The Christian Post, 2011. September

23. Baghdad is Gripped with Anti-Christian Terrorism, Says Moeller //The Christian Post. 2010. November

24. After 9/11, curiosity over Islam leads to conversion // RNS (Boston). 2011. August

25. Максим Шевченко. Как строятся отношения между православием и исламом в России // Независимая газета. 2000. Апрель

26. Галина Сапожникова. Почему русские, переходя в ислам, зачастую становятся ваххабитами // Комсомольская правда. 2011. Февраль

27. С.Н. Новохатский. Этнический терроризм. - М.: ИП Бурина А.В. ("Традиция"). 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.