Мчедлова М.М., Кофанова Е.Н.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ В ЖИЗНИ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Каждая серьезная социальная или идеологическая проблема в разные времена проявляется в различных формах. Реальная жизнь высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, порождает конфликты и противоречия, носящие как объективный, так и субъективный характер. В полной мере это касается и проблем, связанных с религиозностью в жизни россиян в изменившихся условиях финансового кризиса.
Российское общество на протяжении длительной истории, в том числе, в минувшем веке, отличается тем, что в нем значительную роль во многих сферах личной и общественной жизни неизменно играли традиционные факторы. Среди них важнейшая роль принадлежит религии, в первую очередь православной церкви. Это обстоятельство также в свою очередь способствует консервации традиционных ценностей в быту, обычаях, общественном поведении, производственной этике, культурных и социальных ориентациях. То же можно сказать и об исламе - второй по численности верующих и влиянию религии в России. Разумеется, для каждой исторической эпохи отмеченная тенденция отличалась нюансами и особенностями. Насколько эти тенденции стали более четкими или наоборот, отошли на второй план в условиях резкой смены социально-экономической ситуации, как изменилась значимость религии в повседневной жизни россиян, насколько потребность в трансцендентном основании жизни, или просто в морально-нравственной поддержке возросла или наоборот понизилась в ситуации ухудшения социально-экономической ситуации. Решению этой задачи способствует рассмотрению религии в современных условиях под двумя углами зрения: как личный религиозный опыт, и как культурно-цивилизационый критерий.
Такой подход свидетельствует, что религиозность россиян по-прежнему отличается парадоксами и противоречиями, а роль Церкви как института далеко не однозначна. С одной стороны, в последние 10 лет фиксируется рост религиозности россиян - 57,5 % респондентов заявляют о своей вере в Бога1. Это на 10,6% больше, чем в 2000 году, что свидетельствует о повышении значимости веры в повседневной жизни,
1 по данным всероссийского исследования ИС РАН совместно с представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ «Российская повседневность в условиях кризиса» (февраль 2009 г.). Общее число респондентов - 1751 с соблюдением общероссийских квотных параметров.
о тяге к религии прежде равнодушных к ней людей, о необходимости трансцендентного основания в экзистенциальной жизни людей. Это может служить подтверждением успешности деятельности религиозных организаций, их прозелетической деятельности, подкрепленной делами в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской. С другой стороны, религиозное сознание россиян по-прежнему отличается во многом неструктурированностью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания, а вопрос об особенностях мировоззренческих ориентаций россиян, характере и глубине их религиозности по-прежнему остается открытым. Так, 18,8% россиян верят в приметы, 13% - в некую сверхъестественнную силу, а не в личностного Бога, 7% - в загробную жизнь, 5,4% - в колдовство, магию и 4,7% - в НЛО. Хотя следует отметить, что эти элементы в мировоззренческих ориентация россиян имеют тенденцию к снижению, по сравнению с показателями 2000 года (см. табл. 1).
Таблица 1. Мировоззренческие ориентации россиян «Верите ли Вы?..»
(в % к общему числу опрошенных)
В... Февраль 2000 г. Февраль 2009 г.
Россияне в целом Россияне в целом Последователи православия Верят в некую высшую силу, но к какой-либо религии не принадлежат Атеисты
Бога 46,9 57,5 71,7 17,8 1,4
чёрта 3,0 1,9 1,5 4,2 0,5
приметы 21,8 18,8 20,3 16,8 10,6
некую сверхъестественную силу 15,7 13,0 11,0 34,0 5,1
НЛО 6,6 4,7 5,0 7,3 1,9
загробную жизнь 8,6 7,0 8,5 1,6
колдовство, магию 8,5 5,4 5,7 6,3 1,9
переселение душ 5,4 1,8 1,6 3,7 1,4
судьбу 50,9 33,3 36,2 30,4 20,4
прогресс 15,9 10,6 8,2 19,4 18,1
самого себя 52,4 57,1 51,1 69,1 85,6
Это позволяет предположить, что российское общество начинает постепенно выздоравливать от болезни «духовной всеядности», эпоха обскурантизма сознания и распространения хаотических и внешне привлекательных эзотерических представлений, противоречащих самой
онтологии религии, уступает место более упорядоченным взглядам, свойственным традиционным религиозным течениям. Это также подтверждает тот факт, что высокая активность религиозных организаций в России обладает действенным конструктивным потенциалом. У россиян снизилась вера в переселение душ с 5,4% до 1,8%, что может служить показателем маргинализации восточных спиритуалистических представлений в мировоззренческих ориентациях россиян и восстановлением позиций и значимости традиционных религий. Таким образом, экстенсивный хаотичный рост религиозности исчерпан, а религиозные потребности и чувства все более находят выражение в формах, предлагаемых институциализированными российскими религиями.
Если в 2000 году половина россиян была фаталистами, то сегодня их треть, и на 5% уменьшилась у них вера в прогресс, которая и так была невысока (10,6% против 15,9% в 2000 году). Можно предположить, что вера в Бога более отвечает чаяниям и надеждам россиян, чем вера в судьбу или прогресс. Вероятно, в сознании россиян, для того, чтобы изменить существующий социальный порядок недостаточно естественного течения истории и деятельности политических институтов, а необходимо наличие Божественного начала как основания жизни и перемен к лучшему.
Однако повседневность расставляет собственные акценты, и упования на Бога в социально-экономической жизни не являются панацеей, поэтому все большее количество россиян верят в самих себя - 57,1%. Это на 5% больше, чем в 2000 году и практически столько же, сколько верящих в Бога. Поговорка «На Бога надейся, но сам не плошай» приобрела не только реальные очертания, но и вполне может служить вектором жизненной активности россиян. Представляются адекватными следующие социально-политические проекции данной тенденции: во-первых, в поведенческих стратегиях россиян прочное место занимают индивидуалистические императивы, оборотной стороной которых выступает низкий уровень социальной солидарности и недоверие к основным социально-политическим и экономическим институтам, призванным упорядочивать и обеспечивать воспроизводство социума. Остро стоящая проблема общественной солидарности подтверждается и данными Европейского социального исследования ценностей (2007 г.): в России налицо кризис межличностного доверия, 80% предпочитают быть излишне острожными, и совсем малый процент говорит о доверии большинству людей (3% православных, 5,2% мусульман), при этом менее религиозные немногим более лояльны, чем более религиозные (4,6% против 3,8%). Вера в Бога также не добавляет россиянам веры в честность людей. Это свидетельствует об атомизации российского обще-
ства, когда даже религиозные скрепы не способны преодолеть распад социальных связей.
Наиболее распространенной вероисповедной традицией в России исторически является православие. К его последователям отнесли себя 72,2% опрошенных, вторым является ислам - число его приверженцев в 2009 году в России составило 3,2%. К другим религиям (баптизм, иудаизм, буддизм, свидетели Иеговы, иные христианские конфессии) относит себя 0,7% опрошенных. Гораздо большее число россиян верит в некую высшую силу, но с определенным религиозным течением себя не идентифицируют - таких 10,9%. Атеистами себя признали 12,3% опрошенных. По сравнению с 1999 годом, количество приверженцев православия увеличилось на 18% ( 54,4%) , количество мусульман осталось практически без изменений, а увлечение другими религиями понизилось в 2 раза. Таким образом, можно утверждать: цивилизаци-оннный статус религиозных факторов, долговременность и устойчивость которых несравнимо выше преходящих экономических, политических и идеологических реалий, проявляется как в постоянном возрастании количества приверженцев православия, так и в миноризации количества последователей иных, несвойственных российскому историческому полю, религий.
Но, говоря о религиозной самоидентификации респондентов, следует учитывать довольно серьезное несовпадение общего числа верующих в Бога (57,5%) с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (75,4%). Среди православных верят в Бога 71,7%, среди мусульман 83,9%, следовательно остальные (около трети), позиционируя себя как последователей православия или ислама, скорее обозначают свою принадлежность к той или иной культурной традиции, нежели связывают это с вопросом веры. Таким образом, актуализацию религиозной идентичности можно рассматривать не как возрастающую религиозную активность населения и его возврат к Вере, а скорее как повышение роли устойчивых культурно-цивилизационных характеристик в жизни индивида и общества. Обратим внимание, в частности, что данное явление, когда число респондентов, заявляющих о своей принадлежности к той или иной конфессии, оказывается существенно больше числа верующих в Бога неизменно фиксируется опросами ИС РАН. Очевидно, что религиозная самоидентификация нередко определяется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной национальной культурой, образом жизни, в значительной мере сформировавшимся под воздействием данной религии. Правильность подобного положения подтверждается и данными Европейского социального исследования ценностей: в России близость
с людьми той же веры всегда или иногда ощущает подавляющее число респондентов, даже если они не являются последователями религии или не являются практикующими верующими. При этом чаще всего это чувство испытывают мусульмане (61,6%) и глубоко религиозные люди (67,6%). Подобное чувство все время испытывает 50% православных, а среди неверующих - 28,8%.
Следует также отметить, что принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой строгое следование постулатам и требованиям вероучения. Так, 20,3% православных верят в приметы, 11,0% - в некую сверхъестественную силу, 5,7% - в колдовство, магию, 1,6% - в переселение душ, треть верит в судьбу. Среди последователей ислама эти показатели несколько выше. Такая мозаичность религиозного сознания россиян, вероятно, является наследием «религиозного бума» начала 1990 годов, а также демонстрирует наличие в мировоззренческих ори-ентациях мистических, архаичных, языческих элементов, обладающих колоссальной устойчивостью.
Среди людей, не являющихся последователями определенных конфессий, порядка 11% процентов заявляют о своей вере в некую высшую силу, что также демонстрирует наличие высокого уровня духовных исканий и потребности в поиске трансцендентного основания. Несмотря на то, что в процентном соотношении данная группа представляет собой меньшинство, однако в ней наибольший процент молодежных возрастных когорт, а также обладающих высшим уровнем образования. Вероятно, именно этим группам наиболее свойственны как неудовлетворенность традиционными институциализированными конфессиями, так и нацеленность на духовный поиск: 34% верят в некую сверхъестественную силу, 30,4% - в судьбу, 17,8% верят в Бога, 16,8% - в приметы, 7,3% - в НЛО, 6,3% - в колдовство, магию, 4,2% - в черта, 3,7% - в переселение душ. Этой группе респондентов также наиболее свойственны рациональные модели поведения: так, 69,1% верят в самого себя, 19,4% - в прогресс.
Хотя при мировоззренческой самоидентификации часть респондентов позиционирует себя атеистами (12,3%), но в то же время в ответах на другие вопросы они демонстрируют очевидную непоследовательность и даже парадоксальность. Среди атеистов оказались и те, кто верит в Бога (1,4%), черта (0,5%), приметы (10,6%), в некую сверхъестественную силу (5,1%), колдовство и магию (1,9%), в переселение душ (1,4%), в судьбу (20,4%) и т. д. Это показывает, что даже этим людям либо не чужда «дорога к храму», либо определенные духовные интенции являются манифестацией их идентификационных оснований. Одновременно, «свято место пусто не бывает», и, элиминировав Бога из своей мировоззренческой системы,
человек ставит на пьедестал себя самого или разум: 85,6% атеистов предпочитают верить в себя самих, а 18,1% - в прогресс.
Подобные данные показывают противоречивый, нецельный характер отношения к религии россиян. Их воззрения, как верующих, так и неверующих, отличаются во многом размытостью, отсутствием однозначного содержания, сосуществованием несовместимого. Одновременно, соотнесение россиян с определенным религиозным течением выступает скорее как идентификация с определенной культурно-цивилизационной традицией, чем с набором догматических постулатов, составляющих основу той или иной религии. Таким образом, институционализированные российские конфессии распространяют в определенной мере свое влияние на неверующую часть населения, вследствие чего граница между верующими и неверующими не является прозрачной и незыблемой.
В современной России отсутствие у многих верующих цельного, внутренне непротиворечивого религиозного мировоззрения, а тем более фанатичной веры, соотносится с рациональными моделями поведения, позволяющими достигать результата «здесь и сейчас», отодвигающими религию на периферию социальной и индивидуальной жизни..
За последние два года можно зафиксировать небольшую тенденцию к уменьшению значимости религии в жизни россиян. Так, доля считающих, что религия очень важна в человеческой жизни снизилась с 20,2% в 2007 г. до 15,9% в 2009 г., а количество отрицающих ее значимость в индивидуальных и коллективной жизни повысилась с 12,8% до 15,7%. При уже отмеченной возрастающей вере людей в самих себя можно с большой долей уверенности сказать, что произошла коррекция отношения россиян к важности религии вследствие спада «религиозного бума» и целенаправленной деятельности религиозных организаций. При этом религия (также, как и политика) представляется далеко не самой значимой сферой жизни. Она существенно по значимости отстает от таких сфер, как: семья, работа, досуг, друзья, что подтверждает в том числе и светский характер российского общества.
Насколько важна религия в жизни представителей различных мировоззренческих групп - далеко не однозначный вопрос. Исходя из того, что религиозная принадлежность выступает в большей мере как культурно-идентификационная ориентация, религия как институционально оформленная сфера, как совокупность догматов и обрядов не всегда может быть однозначно востребованной. Так, наибольшее место она занимает в жизни последователей православия, хотя о том, что она очень важная в жизни заявила всего пятая часть этой группы опрошенных, скорее важна - 42,8%. Для 27% последователей православия религия скорее не важна, а для 9,5% совсем не важна, что также подтверждает
Атеисты
Верят в некую высшую силу, но к какой-либо религии не принадлежат
Последователи православия
12, 5 45,4 42 ,1
2 2,5 31,9 45, 5
62 9 13 9 23 ,2
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% □ Доверяют □ Не доверяют «Затрудняются ответить
Рис. 1 Мнение представителей религиозно-мировоззренческих групп о том, насколько для них важна религия (в%)
актуализацию религиозной принадлежности скорее как идентификационного параметра, чем как Веры. Та же ситуация наблюдается и среди респондентов, идентифицирующих себя с исламской религией.
Религия представляется скорее важной для 22,5% тех, кто верят, но не являются последователями какой-либо конфессии и для каждого десятого атеиста. Остальные представители данных мировоззренческих групп не рассматривают религию как значимый элемент повседневной жизни.
Другой стороной является разведение в сознании представителей различных мировоззренческих групп религии как веры и как исторической традиции, задающей социокультурную специфику, и церкви как политического и социального института, не всегда удовлетворяющего надежды и чаяния людей и обладающего той степенью консерватизма, который из охранительных функций переходит в ортодоксальные.
Оценка важности религии в глазах и россиян подтверждается и их поведением. Когда досуг становится одним из оснований и целей современной цивилизации (Ж. Дюмазедье), те формы коллективной и индивидуальной активности, которые предпочитают люди, демонстрируют что же на самом деле движет человеческой жизнью. Известно также, что
одним из факторов повышения религиозности за последние 20 лет явилось в том числе и стремление преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший общество, компенсировать его проявление путем приобщения к общечеловеческим ценностям, проповедуемым церковью, идеям добра, истины, красоты, сострадания, милосердия. Смогла ли церковь упрочить свои позиции в повседневной жизни людей?
Как показало исследование, только 11,1% россиян посещают церковь или иные религиозные собрания в свободное время, в 2003 г. таких было 10,5%. Такие цифры свидетельствуют о завершении экстенсивного роста увлечения религией и стабилизации группы, для которой посещение церкви и отправление культа становится неотъемлемым атрибутом жизни. Гораздо важнее для них телевизор, просмотр видео, радио, Интеренет, музыка, встречи с друзьями, домашние заботы, прогулки на природе либо просто отдых. Посещение церкви, также как и театра, или занятие каким-либо хобби предпочитает только каждый десятый россиянин.
Немного чаще посещают Церковь россияне, считающие себя православными - 14,2%. Таким образом, принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой потребности для человека соблюдать требования религии, касающиеся посещения церкви, несмотря на то, что это является обязательным догматом православного вероучения. Среди респондентов, принадлежащих к остальным двум мировоззренческим группам - верующих в некую сверхъестественную силу и атеистов, количество посещающих церковь гораздо ниже - 2,6% и 0,5% соответственно. Такое положение вещей свидетельствует о неопределенности отношения к церкви со стороны россиян: с одной стороны - признание традиционной роли церкви как сосредоточения духовно-нравственных императивов, с другой,- посещение церкви как повседневный обычай, не несущий спиритуальной нагруженности, с третьей - из многих дорог, предлагаемых человеку современностью, дорога к храму не самая выбираемая.
Если сравнивать группы, посещающие и не посещающие церковь, по их оценке материального положения, здоровья, удовлетворенностью жизни, доступу к властному ресурсу, то принципиальных отличий по данным показателям нет и распространенное мнение о том, что к церкви больше тянутся люди, у которых в жизни что-то не складывается, не находит подтверждения. Более того, нет никаких существенных изменений в данных срезах и по сравнению с 2003 годом. Может быть, чуть больше стали посещать церковь люди, считающие, что жизнь в целом не складывается (15,9% в 2009 г. против 11,4% в 2003 г.) и кто испытывает проблемы со здоровьем (31,8% в 2009 г . против 28,5% в 2003 г.). Обращает внимание снижение доли малообеспеченных в группе не посещающих церковь
(30% в 2009 г. против 40,1% в 2003 г.). Либо все-таки люди уповают на помощь церкви, либо за последние годы произошел рост уровня жизни. Однако, существенного изменения структуры группы посещающих церковь по отмеченным параметрам не произошло и в условиях кризиса люди не рассматривают церковь как вариант спасения или изменения своего положения (материального или психологического). Таким образом, оценка респондентом собственного материального статуса почти не влияет на его веру в Бога. Среди опрошенных, считающих своё материальное положение хорошим или удовлетворительным, верят в Бога 56,5-56,7%, среди плохо финансово обеспеченных примерно такая же доля - 59,6%. При этом процент тех, кто верит в себя, тем выше, чем лучше опрошенные оценивают свое материальное положение: верят в себя от 51,7% плохо обеспеченных до 66,9% хорошо обеспеченных. В данном случае принцип - чем более представители той или иной социально-демографической группы уверены в самих себе, тем менее они верят в Бога, не представляется применимым. Видимо, дело в том, что оценка своего материального положения довольно субъективна, и религиозная вера может примирять человека с его статусом, ведь, с точки зрения верующего, грех жаловаться на то, что от Бога.
Хотя, извечная человеческая надежда на последующее воздаяние и одновременно осознание невозможности изменить свое материальное положение все-таки оказывает влияние на структуру религиозности. Среди респондентов, оценивающих свое материальное положение как плохое, чуть большее количество верят в Бога (59,6% по сравнению с теми, кто оценивает свое положение как хорошее 56,7%), в черта (3,1%, 1,6%), в приметы (19,9%, 15%),в некую сверхъестественную силу (11,6%, 7,1%), в загробную жизнь, (9,4%, 5,5%), в переселение душ (2,4%, 1,6%).
Такое положение вещей находит подтверждение в том, как реальные доходы опрошенных воздействуют на их отношение к религии. Выясняется, что более всего предрасположены к религии самые бедные и самые обеспеченные россияне. Доля принадлежащих к конфессии респондентов наиболее велика среди опрошенных с доходами до 6 тыс. руб. на одного члена семьи в месяц - 79,1 - 80,5%, эта доля снижается до 69,4 - 70,6% в группах респондентов с доходами от 9 до 15 тыс. руб. и вновь возрастает до 75,5% среди опрошенных с доходами выше этой суммы.
Процент верующих в Бога сокращается с 66% в группе с доходами не более 3 тыс. руб. до 51,5% в группе с доходами 12-15 тыс. руб. и увеличивается до 56,3% в группе с более высокими доходами. Религия скорее важна для опрошенных с доходами до 6 тыс. руб. (считают её значимой
52,6 - 55,5%, не значимой - 44,1 - 46,9%), а также для тех, чьи доходы-превышают 15 тысяч рублей (соответственно, 61,7 и 38,4%); религия скорее не важна для респондентов со средними доходами (45,5 - 47,4% и 52,2 - 54,6% соответственно). Посещают церковь, иные религиозные собрания 12,6% респондентов с доходами до 6 тысяч рублей включительно, только 7 - 7,7% со средними доходами и самая высокая доля - 15,7% - в группе с доходами выше 15 тыс. руб.
Властный ресурс оказывает аналогичное влияние на отношение человека к религии, что и среднедушевой доход. Россияне тяготеют к религии тогда, когда власти у них много (например, они способны влиять на принятие решений в масштабах всего предприятия, где работают), или тогда, когда власти нет вовсе. Наименее значима религия для тех, у кого власти «в меру» (способны повлиять на решения в масштабах подразделения на работе). Так, доля тех, кто считает религию важной для себя, сокращается с 59,1% в группе с властным ресурсом в масштабах всего предприятия до 45,7% в группе с ресурсом в рамках подразделения, затем увеличивается до 49,2% среди тех, кто практически не влияет на решения у себя на работе и до 63,4% среди неработающих. Верят в Бога 67,6% неработающих, по 55,4-56,6% тех, от чьего мнения практически ничего на работе не зависит, и тех, кто может влиять на решения в масштабах всего предприятия, и самая низкая доля - 48,2% - тех, кто имеет возможность влиять на решения в рамках своего подразделения.
Одновременно, следует остановиться на увеличении разрыва между теми, кто посещает церковь и не посещают ее на основании оценки состояния здоровья. Во все времена в религии искали точку опоры люди, которые не могут сами справиться с проблемами, не в последнюю очередь - с болезнями. Эта закономерность характерна не только для россиян и не только во время кризиса. Так, по данным ЕСС, в 2006 г. чем лучше опрошенные оценивали состояние своего здоровья, тем реже они обращались к религии. Среди «практически здоровых» россиян относили себя к конфессии 43,3%, не относили более половины - 56,7%; оценивших своё здоровье как среднее, было примерно поровну воцерковлён-ных и не воцерковлённых; а в группе с плохим здоровьем преобладали те, кто отождествлял себя с какой-либо религией (63,3% против 36,7% не являющихся последователями той или иной конфессии). Согласно данным настоящего исследования, в 2009 г. эта тенденция сохраняется: количество людей, посещающих церковь, оценивает свое здоровье как плохое в два раза больше, чем не посещающих (31,8% против 16,7%) . Также как здоровые люди в два раза реже приходят в церковь (11,3% против 24,5%).
Таблица 2. Оценка респондентами характера посещения церкви (2003 и 2009 гг.)
2003 2009
Посещают Не посещают Посещают Не посещают
Материально обеспечены
Хорошо 7,8 7,8 11,3 6,8
Удовлетворительно 49,3 52,0 48,7 62,6
Плохо 42,9 40,1 40,0 30,0
Состояние здоровья
Хорошо 16,0 21,1 11,3 24,5
Удовлетворительно 55,7 56,2 56,9 58,3
Плохо 28,3 22,7 31,8 16,7
Жизнь в целом складывается
Хорошо 17,8 20,6 19,5 17,2
Удовлетворительно 70,8 66,5 64,1 70,5
Плохо 11,4 13,0 15,9 11,8
Властный ресурс на работе
Способны повлиять на принятие решений в масштабах всего предприятия 6,4 6,4 5,1 4,7
Способны повлиять на принятие решений в масштабах своего 17,0 20,3 19,0 24,1
подразделения
От Вашего мнения у Вас на работе практически ничего не зависит 31,2 46,5 30,3 47,1
В настоящее время Вы не работаете 45,4 26,7 44,1 22,3
Состояние религиозности в быту, поведении, мировоззрении верующих россиян зависит и от социально-демографических особенностей, в первую очередь гендерных. Религия в её различных аспектах (мировоззренческом, ритуальном, институциональном, культурно-цивилизационном) более важна для женщин, чем для мужчин. Так, наблюдается преобладание женщин в составе религиозной части опрошенных и, наоборот, мужчин в составе нерелигиозной. Это объясняется не только психологическими особенностями, присущими женщинам, их большая консервативность, но и изначальным неравенством социальных позиций. Женщинам труднее преодолеть пресловутый «стеклянный потолок», что и предопределяет их большую тягу к сверхъестественному во всех его проявлениях. Рациональные интенции в повседневности больше свойственны мужчинам, верящим, прежде всего, в самого себя (67,2%), затем уже в Бога (41,0%), реже в судьбу (27,0%) и уж тем более в приметы (13,5%). Женщины же, напротив, верят в первую очередь в Бога (71,1%) и лишь потом в себя (48,7%), они чаще полагаются на судьбу (38,5%) и приметы (23,2%).
Мужчины реже женщин относят себя к последователям православия (61% и 81,5% соответственно). Среди представителей обоих полов примерно равные доли последователей ислама (3,7% и 2,8%) или другой религии (по 0,7-0,8%). При этом мужчины чаще женщин верят в некую высшую силу, но к определённой конфессии не принадлежат (13,8% и 8,6%), и ещё чаще относят себя к атеистам (19,9% и 6,1%). Религия в жизни женщин играет более значимую роль, чем в жизни мужчин. Считают религию важной для себя 65,1% женщин и только 37,5% мужчин. В свободное время мужчины в три раза реже, чем женщины, посещают церковь, другие религиозные собрания (5,6% и 15,8%). Эти тенденции не новы. По данным опроса 2003 г., мужчины также реже женщин бывали на религиозных собраниях (5,8% и 14,1%) и также реже относили себя к какой-либо конфессии (50,2% и 70,7%).
Если обратиться к возрасту людей и их религиозности, то пожилые люди тяготеют к религии немного больше, чем респонденты среднего и молодого возраста. Чем старше респонденты, тем чаще они посещают церковь и иные религиозные собрания (от 5,4% среди молодёжи до 25 лет до 20,8% среди опрошенных в возрастной группе «61 + »), эта тенденция остается неизменной и по сравнению с 2003 годом. Однако, сегодня религия ни в коей мере не является уделом людей преклонного возраста. Так, практически половина молодежи верит в Бога, а в возрастной группе 22-25-летних их количество составляет 60,8%, затем происходит плавное снижение в более самостоятельных возрастах, а в возрасте 61-65 лет наибольший процент верующих в Бога - 77,6%. Одновременно, процент верящих в самих себя в более молодых возрастных группах примерно на 10 пунктов выше, чем среди пожилых. Наименьший процент уверенных в себе среди группы 61-65-летних - 40%. По сравнению с последней более старшие демонстрируют больше веры в себя - 51,5% и меньшую - в Бога (61,3%).
Религия, как правило, наименее значима в жизни опрошенных 26-30 лет и наиболее важна для самых пожилых респондентов (о значимости религии говорят 41,6% и 73,7% в этих возрастных группах). Если среди пожилых россиян церкви доверяют примерно две трети (63,3%), то среди опрошенных 26-40 лет - менее половины (44,2-45,3%). Самоидентификация с православием наиболее характерна для респондентов 41-55 лет (77,4-79,1%), наименее - для 31-40 лет, в этой возрастной группе зафиксирован самый высокий процент атеистов, наряду с группой в возрасте старше 60 лет (16,4% и 12,7%).
Семья традиционно является объектом внимания всех религий, однако современность вносит свои оттенки. В сегодняшней России религиозность россиян даже среди самых распространенных конфессий не очень
способствует укреплению семьи. Если сравнивать респондентов с разным семейным статусом, то наиболее тяготеют к религии прежде всего те, кто овдовел, а наименее - кто состоит в гражданском браке, имеет постоянного партнёра вне брака. Но следует подчеркнуть, что вера в Бога и позиционирование себя последователем определенной конфессии не мешают представителям последней группы нарушать одно из обязательных требований религии - оформлять свои отношения брачным союзом. К православным себя относят 80,6% вдовцов и вдов и 68,5% - тех, кто состоит в гражданском браке; к атеистам, соответственно, 7,0% и 18,5% в этих группах. Религия в целом важна для 73,1% в первой группе и только для 42,3% - во второй. Предпочитают форму гражданского брака люди, верящие в самих себя и 64,6%, тогда как столкнувшиеся с потерей близкого человека, напротив, 40,9%. Посещают церковь, религиозные собрания 24,7% вдовцов и вдов и 8,5% тех, кто состоит в гражданском браке, ещё меньше - 5% - тех, кто в браке никогда не состоял.
В группе с образованием ниже среднего верят в Бога 62,7%, с более высоким уровнем образования - 54,5 - 58,8%; доверяют Церкви соответственно, 56,9% и 49,6 - 51,5%; посещают церковь, религиозные собрания 20,6% и 9,2-12,8%.
Считают религию значимой для себя лично 55,1-56,8% опрошенных с образованием ниже среднего и средним общим и несколько меньшие доли - 50,3-52,8% - респондентов со средним специальным, высшим и неполным высшим образованием. Относят себя к той или иной конфессии (преимущественно к православным) 79,4-80,3% в первых двух группах и 73,6 - 75,3% в двух группах с более высоким уровнем образования. Таким образом фактор образования не исключает Бога из системы жизненных ориентиров россиян, также как и не снижает значимости культурно-цивилизационной идентификации по религиозному признаку. Доля тех, кто верит в самого себя, возрастает с 46,1% в группе с образованием ниже среднего до 54,9 - 56,6% в группе со средним общим и специальным образованием и достигает максимума - 61,9% - среди опрошенных с высшим и незаконченным высшим,
Тип поселения, где проживают опрошенные, влияет на их отношение к религии неоднозначно. С одной стороны, в мегаполисах самый высокий процент атеистов (17,4% - самый низкий в сельской местности и посёлках городского типа - 8,6-10,5%); с другой стороны, именно жители мегаполисов чаще всего ходят в церковь, посещают религиозные собрания; впрочем, в мегаполисах это легче всего сделать (25,5%; для сравнения: в ПГТ и сёлах - 12-13%, в других городах - порядка 8%). При этом в областных и районных центрах церковь пользуется наименьшим доверием (там ей доверяют 44-47%, тогда как мегаполисах - 59,8%, а в
ПГТ самый высокий процент - 64,8%). Указывают, что религия важна в их жизни, чаще всего жители мегаполисов и ПГТ (70-72%), реже - жители районных центров (45,5%). Кроме того, столичные жители меньше склонны верить в самих себя (43,5%), чем жители других городов (60,2-60,5%), а также ПГТ и сёл (55,6-56,2%).
Такой разброс мнений, видимо, объясняется тем, что, с одной стороны, в мегаполисах более высокий уровень жизни, больше возможностей (чем в других городах и, тем более, сельской местности) найти работу, повысить уровень образования и квалификации, получить медицинскую помощь и т. п., однако, в то же время, у жителей мегаполисов чаще возникает ощущение «винтика» в машине, муравья в муравейнике, а значит, и выше потребность в том, чтобы подняться над суетой, справиться со стрессом.
Проблема доверия государственным и общественным институтам представляется одним из важнейших факторов, способствующих как структуризации социально-политической жизни, так и выбору стратегий поведения. Чем выше уровень доверия, тем вероятнее, что в необходимых случаях к данным институтам будут апеллировать, стремиться улучшить ситуацию, не стремясь их разрушить.
Наибольшее доверие россияне выражают Президенту (63,3%) и Правительству РФ (53,8%), социальный авторитет за церковью признают 51,1%. Последнюю рассматривают не только как традиционный морально-нравственнный авторитет, заступника в несчастьях. Церковь выступает и как политический актор.
60 50 40 30 20 10 0
51,1
42,7
♦-' 44,3
А- 35,8
38,4
А 28,5
-■
■- 18,9 19,9 20,5
-Доверяют -Не доверяют "Затрудняются с оценкой
1998 г.
2004 г.
2009 г.
Рис. 2. Уровень доверия / недоверия россиян церкви как институту (в %)
Следует отметить стабильный рост поддержки церкви как института за последние 10 лет. Увеличение степени доверия на 10% свидетельствует о признании значимости и нужности той деятельности, которую ведут религиозные организации институционализированных российских конфессий и о том, что церковь вполне способна выступить аттрактором общественных исканий. На те же 10 % уменьшилась группа, неспособных оценить свое отношение к церкви, а группа недоверяющих данному социальному институты демонстрирует стабильность.
Среди мировоззренческих групп наиболее высока поддержка Церкви заявляющими о своей конфессиональной принадлежности (прежде всего православными, составляющими основную массу верующих россиян). Таковых 62,9%, однако 13,9% православных Церкви не доверяют, а еще 23,2% затруднились с ответом. Среди внеконфессиональных верующих видят в церкви легитимный социально-политический институт в три раза меньше людей - 22,5%, 31,9% не доверяют ее деятельности, а 45,5% не смогли определиться со своим отношением. Было бы естественным видеть в атеистах убежденных противников церкви и клерикальной деятельности. И данные это подтверждают: только 12,5% атеистов признают церковный авторитет, 45,4 % церкви не доверяют, 42,1% затруднились с ответом. Более низкую степень доверия атеисты демонстрируют только к Общественной палате и политическим партиям.
Если проанализировать степень доверия респондентов в отношении различных органов государственной власти и общественных институтов, то в целом у последователей православия она несколько выше, чем у представителей групп, верующих в некую высшую силу или у атеистов. Таким образом, можно отметить, что при близких характеристиках по уровню доверия к государственным и социальным институтам у представителей различных мировоззренческих групп и всех россиян, конфессионально-ориентированные группы наделяют социально-политические институты России большей легитимностью, но все равно степень их поддержки низка. По данным Европейского социального исследования, оценка работы демократических институтов в России последователями конфессий предельно низка: более 70% не удовлетворены их работой (20% процентов затруднились ответить). Подавляющее большинство опрошенных не доверяет ни одному политическому институту, наибольший уровень доверия (от 6 до 10%) демонстрируют мусульмане и сильно религиозные люди, скорее всего, в силу более яркой выраженности традиционалистских установок в поведении (вопрос о доверии к институту Президента РФ не задавался, хотя он является единственным, которому полностью доверяет большая часть россиян).
Политическая активность, также как и активное гражданское поведение не свойственны подавляющему большинству верующих (впрочем, как и неверующих). Так, обращались к конкретному политику не более 10%, принимали участие в работе политических партий свыше 3 - 5%, чуть больший процент (до 6,5%) - принимали участие в деятельности общественных организаций, причем наиболее активны мусульмане и сильно вовлеченные в религиозную жизнь люди. Гражданские акции, протестные или общественно-полезные не имеют в глазах последователей конфессий и верующих людей особого смысла: более 90% никогда не принимали в них участия, при этом наиболее глубоко религиозные группы характеризует чуть более высокий уровень гражданской активности. Следует подчеркнуть, что различные петиции и обращения подписывали 6,9% мусульман, 6,8% православных, принимали участие в демонстрациях 4,5% и 4,9% соответственно. В общественно-полезной деятельности по месту жительства никогда не принимают участие % последователей конфессий, наиболее часто участвуют в ней мусульмане (каждый десятый раз в неделю или в месяц), тогда как православные в 2 раза реже, а более религиозные люди в два раза чаще, чем нерелигиозные. Подобное отношение к политической жизни может быть объяснено пресыщением за последние 20 лет политикой, неразвитостью гражданского общества, отсутствием установок активистской политической культуры, необходимостью концентрации на решении других проблем
В вопросе об удовлетворенности жизнью мировоззренческие или конфессиональные различия не имеют особого значения. Вера в Бога, также как и принадлежность к конфессии, мало меняет оценку россиянами своей жизни, а вот срели верящих в самих себя в 1,5 раза больше тех, кто оценивает свою жизнь как в целом хорошую, чем как плохую (67,6% против 48,1%). Успех и удачу в жизни современные россияне склонны рассматривать как свои собственные достижения, а не как результат вмешательства сверхъестественных факторов. Неслучайно среди оценивающих свою жизнь как хорошую гораздо больше верящих в прогресс, чем среди тех, кто оценивает ее как плохую: 14,1% против 9,6% . С другой стороны, надежда на лучшее и поиски идеального выхода из тяжелого положения, надежда на посмертное счастье остается характерной человеческой чертой и среди людей, оценивающих свое положение как плохое, больше верящих в загробную жизнь, чем среди удовлетворенных ею (9,3% и 7,5%).
На будущее более благосклонно смотрят люди, верящие в Бога, относящие себя к какой-либо конфессии; они настроены, как правило, чуть более оптимистично в оценках собственных перспектив на ближайший год, чем атеисты. Среди «оптимистов» верят в Бога 64,1%,
«реалистов» - 54,9%, «пессимистов» - 58,8%. Более мрачные прогнозы свойственны атеистам и людям, верящим в прогресс: вероятно они более рационально смотрят на вещи и в гораздо меньшей степени рассчитывают на внезапную помощь, тогда как большая моральная стойкость в преодолении житейских трудностей более свойственна верующим. Среди атеистов таковых 8,6% в группе с позитивным прогнозом и 13,5% в группе с негативными ожиданиями, а среди верящих в прогресс - с 9,6% до 12,4%.
Можно отметить неоднозначность и наличие разнонаправленных тенденций в религиозности российского общества: с одной стороны повышается популярность религии, увеличивается число причисляющих себя к православной конфессии, с другой, - в качестве приоритетных в поведении и повседневной жизни людей утверждаются нерелигиозные ориентиры и ценности, а значимость церковной жизни вытесняется на периферию повседневной жизни. Это проявляется и в неопределенности, и неструктурированности как религиозного, так и нерелигиозного сознания, где одномоментно и в симбиозе присутствуют взаимоисключающие духовные элементы. Полиаспектность проблемы религиозности в России проявляется также в акцентации роли религиозного самоопределения как социокультурной характеристики, в видоизменении социального портрета верующего, что демонстрирует и видоизменение проявлений религиозного фактора в жизни общества. Особое место занимает социальный авторитет церкви как института и жизни россиян, признание за ним одной из ключевых ролей в социально-политической жизни как верующими, так и неверующими. Это позволяет предполагать наличие у церкви значительного потенциала влияния на социальный климат России, в том числе, в неблагоприятных экономических условиях.