№ 6 (14) ИЮНЬ 2011
ДИСКУССИЯ «V
журнал научных публикаций *
А. А. Мурзин, аспирант, кафедра истории России, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, г. Екатеринбург, Россия
РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРНОЗАВОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА (XVIII - НАЧАЛО XX В.)
В связи с изменениями, которые происходят в современной культуре, все больший интерес представляютисследования ментальных структур и их проявлений в повседневности. Феномен так называемого религиозного возрождения, о котором активно говорят сегодня, требует дополнительного анализа и описания, поскольку в нем слишком явно сочетаются ортодоксальные и неофициальные формы проявления религиозности.
В литературе религиозность понимается как особое качество сознания, в основе которого лежит вера в сверхъестественное и которое проявляется в символизации жизненного пространства, в постижении истин вероучения, в убеждениях и эмоциях верующих. Попытки исследовать этот феномен предпринимаются в философии, культурологии, социологии. Однако раскрыть специфику религиозности современного человека невозможно без обращения к историческому опыту, без понимания того, какие факторы повлияли на его миропонимание и мировоззрение, без представления о конкретных историко-культурных реалиях отдельной культуры, носителем которой и является человек. «Погружение в историю» — не самоцель, но реализация сущностной потребности обнаружить корни явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневных практиках.
В современном гуманитарном знании активно ведутся исследования, раскрываю-
щие специфику религиозности в различные исторические эпохи1. В частности, рассматривая образ культуры Средневековья, ученые чаще всего фиксируют определенную двойственность в отношении веры, свойственную этой эпохе. Несмотря на религиозную доминанту, в этот период наряду с официальными церковными догматами и церковной практикой сосуществует народная религиозность, в которой огромное место занимают фольклорно-магические практики и языческие верования.
В постсоветской России возрождение религиозной жизни настоятельно требует по-новому взглянуть на феномен религиозности населения. Многие формы организации религиозной жизни восстанавливаются сегодня на уровне соблюдения внешних форм, далеко не всегда раскрывая заложенные в них внутренние смыслы. Мы вновь сталкиваемся с феноменом народной религиозности, в которой причудливым образом переплетаются традиции, свойственные различным историческим пластам и типам культур. В этой статье мы обращаемся к феномену народной религиозности как составной части духовной культуры. Здесь мы попытаемся описать ее характерные черты, свойственные определенному историческому периоду, а также выявить механизмы, определявшие характер и стиль жизни, конкретные формы ее существования; то, как духовная культура определяла ментальное пространство
«дискуссия
журнал научных публикаций
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
горнозаводского населения Урала в XVIII — начале XX в.
Опираясь на широкий спектр исследований (философских, культурологических, исторических, этнографических) мы проанализировали народную религиозность в региональном аспекте как особое качество функционирования регионального социума и горнозаводской культуры2.
Под народной религиозностью горнозаводского населения Урала мы понимаем особую форму коллективного общественного сознания, характеризующуюся верой людей в сверхъестественное и сочетающую в себе ортодоксальную (в нашем случае — православную) традицию с мифологическими и фольклорно-магическими представлениями, получившими свое воплощение в определенных историко-культурных условиях. В региональном аспекте понятие «народная религиозность» раскрывается как взаимодействие между ортодоксальной традицией и народными представлениями, появившимися в связи со спецификой трудовой деятельности и природно-климатических условий.
Официальное православие играло ключевую роль в духовной культуре горнозаводского населения Урала. Возможность духовного окормления (присутствие священников, строительство часовен и церквей) было одним из условий, позволявших русским переселенцам на начальном этапе переносить на новые земли свой прежний образ жизни, традиции и обычаи. Здесь оказались воспроизведены все традиционные структуры общерусской церковно-религиозной жизни: организация деятельности приходов, участие в богослужениях, почитание икон, вероисповедная практика, крестные ходы. При этом Церковь ориентировалась, прежде всего, на воспроизведение в новых условиях прежнего «синодального» массового типа. Православная Церковь выступала как консервативное начало в духовной культуре горнозаводского населения, главной задачей которой, особенно на первых этапах формирования промышленного Урала, было сохранение и утверждение христианских ценностей, исторически сложившихся внутрицерковных традиций, воспроизведение прежних моделей и схем религиозного поведения в народной среде. Это позволяло во многом обеспечить устой-
чивость, структурированность, упорядоченность не только духовно-религиозной жизни горнозаводского населения, но и всей его жизнедеятельности в целом (организации труда, быта, общественной жизни).
Переселенцы на Урале оказались вырванными из привычной среды, в ситуации во многом исключительной. «Ответом» на такой «вызов» стало появление в фольклоре горнозаводского населения Урала преданий об аборигенах края, о начале сел и деревень, о начале горного дела. Люди пытались дать ответ на вопросы «Почему мы здесь?», «Откуда мы произошли?», происходило ментальное освоение окружающего мира.
Для понимания феномена народной религиозности мы определили пути системно-функционального анализа, предполагающего анализ взаимосвязи и взаимообусловленности духовно-религиозной жизни края с ортодоксальной православной традицией и старообрядчеством; раскрытие роли народной религиозности в исторической динамике; понимание ее места в формировании целостной картины мира, примиряющей христианский тип миросозерцания и народные представления.
Изучая данный вопрос можно прийти к выводу, что есть обоснованная необходимость во введении научного понятия «стиль религиозной жизни», который мы определили как «совокупность исторически определенных устойчивых форм поведения, выражающих своеобразие проявления религиозных убеждений индивида или социальной группы». Стиль религиозной жизни горнозаводского населения Урала генетически связан с крестьянским и может быть представлен как его эволюция в новых, раннеин-дустриальных условиях. В горнозаводской культуре Урала сформировался особый личностный тип: мастеровитый, независимый, предприимчивый, что также оказало влияние на стиль религиозной жизни. Мастеровые и работные люди начинают все больше проявлять личностное и индивидуальное начала (в том числе в вопросах веры), связанные, в частности, с их более высоким уровнем грамотности (отсюда, например, время от времени обнаруживающиеся в источниках сведения о спорах относительно веры между представителями ортодоксальной традиции и старообрядцами). Анализ исторического
№ 6 (14) ИЮНЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций щ
материала свидетельствует, что в отношении к Церкви в среде горнозаводского населения явно прослеживается социальная обусловленность: рост социальной напряженности в кризисных общественно-политических ситуациях, прорывается, в частности, негативным отношением к церкви как государственному институту. На стиль религиозной жизни горнозаводского населения Урала влияли межэтнические контакты, как с местным населением, так и с переселенцами из других мест, что нашло свое выражение в фольклорных текстах.
Вчерашние крестьяне-переселенцы из Центральной России воспринимали Урал как «чужую» землю3. Процесс освоения «чужой земли» включал в себя формирование сакрального пространства (почитаемых мест, строительство храмов и монастырей, местночтимых святых, свидетельствующих о том, что земля не забыта у Бога) и символически значимых предметов и святынь.
Условия жизни на Урале (горное дело, металлургия, старательство) оказали прямое влияние на мировоззрение горнозаводского населения. В народных верованиях появляются представления о «тайных силах», которые обладают властью над подземными богатствами4. Появление такого рода демонологических персонажей могло быть обусловлено одушевлением (как одной из форм духовного освоения) природно-стихийных сил, с которыми на новом месте пришлось взаимодействовать людям. В общерусской традиции такого рода персонажи не встречаются, однако типологически схожие присутствуют в верованиях горняков Алтая, Башкирии и ряда регионов Восточной и Западной Европы, связанных с горным делом и металлургией.
Почитаемые иконы и почитаемые предметы свидетельствуют о сакрализации культурного пространства, способствуют превращению «чужой» земли в «свою», выполняя ту же функцию, что и почитаемые места. Значимость этих явлений дополнительно подчеркивается такими фактами, как торжественные мероприятия — крестные ходы, богослужения, проходившие в момент встречи святынь или в процессе поклонения им, в которых принимали участие огромное количество жителей. Местная специфика народной религиозности горнозаводского
населения Урала XVIII — XIX вв. обнаруживается в специфике почитания икон Спасителя, Богородицы, православных святых, связанной с особенностями освоения региона и историческими событиями, имевшими место на Урале в XVIII — XIX вв.
Проведенный в статье краткий анализ свидетельствует о том, что народная религиозность выступала как ключевой компонент духовной культуры горнозаводского населения Урала, где народная религиозность как компонента духовной культуры имеет особое значение. В процессе колонизации, освоения территории Урала происходит «встреча» представителей различных этнических общностей с новыми для них условиями жизни, в процессе освоения которых они используют привычный для них религиозный стиль жизни.
Исследование народной религиозности горнозаводского населения Урала позволяет выявить региональную специфику феномена, обусловленную характером природно-климатических, хозяйственно-экономических, историко-культурных, межэтнических связей и взаимодействий в крае и представляет собой единство ортодоксально-православной и языческой традиций, выступающих в качестве особого «инструмента» адаптации жителей к условиям их существования.
1. Andrew D. Brown Popular Piety in Late Medieval England. The Diocese of Salisbury 1250 - 1550. Oxford, Clarendon Press Historical Monographs, 1995; Morgan D.Visual Piety: A History and Theory of Popular Religious Images. University of California Press. Ltd. 1998; Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М.: «Индрик», 2004.
2. Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург: Форум-книга, 2008.
3. Птиченский приход // ОЕВ. 1897. № 19. Часть неофициальная. С. 699; Село Архангельское, Оренбургского уезда // ОЕВ. 1898. № 6. Часть неофициальная. С. 208; Лихачев Д.С. Повести о покорении Сибири // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941 - 1956. Т. 2, ч. 2. 1948. С. 93.
4. Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск: Юж.-Урал. книжн. изд-во, 1970.; Власова С.К. Клады Хрусталь-горы. Сказы и были / под ред. А.И. Лазарева. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1970; ГАСО. Ф. Р-2486 Оп. 1. Д. 5.