Научная статья на тему 'Религиозность и этнические идентификаци бурят агинского округа (по материалам социологического опроса )'

Религиозность и этнические идентификаци бурят агинского округа (по материалам социологического опроса ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / ТРАДИЦИИ / ГЕНЕАЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNICITY / SOCIAL SPHERE / CULTURE / LANGUAGE / TRADITIONS / GENEALOGY / RELIGION / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жуков Артем Вадимович

Приведены результаты исследования этнических идентификаций агинских бурят. Проанализированы предпочтения в сфере профессиональной принадлежности, понятие о родине и месте своего проживания, этнические предпочтения, отношение к языку, традициям своих предков, знании этнической территории бурят. По итогам исследования, буряты представляются людьми, ориентированными на ценности современной культуры, однако сохраняющими родовую структуру, родственные связи и религии в качестве значимых инструментов этнической идентификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religiousness and Ethnicity of the Aga Buryat (Based on the Materials of Opinion Polls)

Research of the Aga Buryat ethnic identifications is performed in the article. The author analyses preferences in professional sphere, idea of Native land and a place of residence, ethnic preferences, relation towards language and traditions of the ancestors, knowledge about the Buryat ethnic territories. Following the research results, the Buryats are represented by the people focused on values of modern culture, however keeping patrimonial structure, family ties and religion as significant tools of ethnic identification

Текст научной работы на тему «Религиозность и этнические идентификаци бурят агинского округа (по материалам социологического опроса )»

УДК 39 (571. 551)

Жуков Артем Вадимович Artem Zhukov

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ БУРЯТ АГИНСКОГО ОКРУГА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

RELIGIOUSNESS AND ETHNICITY OF THE AGA BURYAT (BASED ON THE MATERIALS OF OPINION POLLS)

Приведены результаты исследования этнических идентификаций агинских бурят. Проанализированы предпочтения в сфере профессиональной принадлежности, понятие о родине и месте своего проживания, этнические предпочтения, отношение к языку, традициям своих предков, знании этнической территории бурят. По итогам исследования, буряты представляются людьми, ориентированными на ценности современной культуры, однако сохраняющими родовую структуру, родственные связи и религии в качестве значимых инструментов этнической идентификации

Ключевые слова: этничность, социальная сфера, культура, язык, традиции, генеалогия, религия, идентификация

Research of the Aga Buryat ethnic identifications is performed in the article. The author analyses preferences in professional sphere, idea of Native land and a place of residence, ethnic preferences, relation towards language and traditions of the ancestors, knowledge about the Buryat ethnic territories. Following the research results, the Buryats are represented by the people focused on values of modern culture, however keeping patrimonial structure, family ties and religion as significant tools of ethnic identification

Key words: ethnicity, social sphere, culture, language, traditions, genealogy, religion, identification

Духовная сфера и особенно религия — важнейшие составляющие жизни этноса, определяющие его миропонимание и мироустройство, т.к. религиозное сознание воздействует на самые разные грани человеческой личности и общественного устройства, пронизывает многие стороны жизненного уклада, накладывает отпечаток едва ли не на все формы жизнедеятельности людей. Поэтому изучение религиозности народа, т.е. того, как и во что он верит, является одной из главнейших задач социологии, этнологии и религиоведения, которые признают необходимость изучения культуры народов всех периодов, включая современность [8].

Актуальность изучения религиозности неоспорима, но особенно важным представляется исследование религиозности народов,

переживающих процессы возрождения национального самосознания в регионах России, которые проходят на фоне социальноэкономического кризиса. Сейчас особенно остро встает вопрос изучения, осмысления и трансляции имеющегося положительного опыта историко-культурного потенциала этнических культур, такого, который сформирован этносами на территории современного Забайкальского края. Особую роль в складывании обстановки толерантности этого региона сыграли буряты. Это этническое образование переживает непростой этап этнической и религиозной идентичности, т.к. на современном этапе традиционные способы трансляции этой этнической культуры начинают уступать место новым, связанным с глобализирующейся культурой. Современные агинские буряты, многие

из которых проживают в условиях крупных поселков, демонстрируют интересный опыт сохранения базовых компонентов этнической и религиозной культуры.

Целью данного исследования является изучение современных этнических и религиозных идентичностей современных агинских бурят. Теоретической и источниковой базой исследования стал комплекс источников и литературы, представленный работами российских исследователей Д.Д. Нимае-ва [11], Л.Л. Абаевой [1], Н.Л. Жуковской [6], И.С. Токарева [16], А.П. Окладникова [l2], Г.Н. Румянцева [14], Ф.А. Кудрявцева [7], Д.С. Дугарова [5], И.С. Урбанае-вой [17] и др. В работе использованы положения и заключения таких отечественных ученых, изучавших особенности культуры забайкальских бурят, как Б.О. Долгих [4], К.М. Герасимова [3], Е.А. Строганова [15], Л.Р. Павлинская [13] и др.

Важной в этих трудах определялась проблема изучения особенностей национального характера в зависимости от процессов социализации в разных культурах. Многие исследователи полагают, что изменения, происходящие в социуме, могут размывать традиционное самосознание обычного человека, в то время как традиционная культура может сохранять заданный статус личности, предохраняя его от социальных воздействий. В связи с этим исследования социокультурных возможностей удержания социально устойчивого статуса личности выступают важной задачей в изменяющемся мире. Этнические и религиозные идентификации в этом случае выступают предметом, имеющим особую ценность.

Методика исследования основывается на базе, включающей комплексный подход с использованием социологического и сравнительного методов [10; С. 95]. Для реализации целей исследования в течение марта 2010 г. был проведен социологический опрос «Этнические и религиозные идентификации агинских бурят». На основании его данных оказалось возможным провести выявление этнических и религиозных идентификаций современных агинских бурят в контексте региональной культуры через

конструирование модели самосознания, построенной на анализе системы отношений личности, ее социального, этнического и религиозного окружения.

В настоящее время на территории агинского округа проживает около 45 тыс. бурят [2]. Нами было опрошено 144 человека, проживающих на территории Мо-гойтуйского района Агинского округа. Это буряты старше 18 лет. Доля мужчин, участвующих в опросе, составила 35,4 %, доля женщин — 64,6 %. Респонденты подразделяются по трем основным образовательным категориям: имеющие неоконченное среднее

— 1,4 %; среднее образование — 39,6 %; высшее образование — 44,4 %.

Этнические и религиозные идентификации бурят в контексте изменяющихся условий современного мира рассматривались при помощи методов, учитывающих тенденции наполнения структурных звеньев самосознания, базирующихся на историкогенетической концепции структуры самосознания В.С. Мухиной [9]. Нами были исследованы такие параметры, как значение этнического имени; представление о Родине, языковые предпочтения; перспектива, определяющая отношение индивида к системе национальных обычаев, традиций, обрядов и верований; выявление связей в системе взаимодействия личности по отношению к представителям иных конфессий и этносов.

Первый вопрос анкеты состоял в выяснении значения этнонима «бурят». Ответы на него выявили, что этнические идентификации бурят уступают место общероссийским. Респонденты предпочитали определять бурят главным образом как «национальность, народ, проживающий на территории Российской Федерации» (40,3 %). Общероссийские идентификации были озвучены и в ответах на вопросы о таком понятии, как «Родина». Многие связывали его с понятием «государство», значительная часть респондентов связала его со «страной». При этом 63,2 % разделили понятия «Родина» и «Малая Родина», связав его с локальными местами расселения или местом своего рождения. Среди отвечавших на вопросы анкеты ока-

залось около половины таких, кто хотел бы покинуть свою «малую родину» и уехать в города Центральной России и за рубеж. Оказалось, что многие остаются в Забайкалье только потому, что нет возможности куда-либо уехать. Тем не менее, 43,7% респон-дентов-бурят хотели бы и дальше проживать в Забайкальском крае.

Таким образом, опрос показал, что среди бурят наблюдается довольно высокий интерес к проживанию и самореализации за пределами Забайкалья и относительно невысок интерес и уровень притязаний к своей малой одине. Возможно, что одним из факторов, влияющих на эти процессы, оказывается неинформированность, незнание современными бурятами истории и культуры своего края, народа, языка, религии. Это предположение подтвердили ответы респондентов, касающиеся оценки степени своего знания истории культуры Забайкалья, которое они в большинстве своем не оценивают на «отлично» и «хорошо» (63,9 %), и многие отмечают, что не интересуются историей и культурой Забайкалья в связи с отсутствием источников информации и нехваткой времени.

Кроме этого, в результате опроса оказалось, что в жизни, на работе и учебе большинство бурят использует русский язык (97,3 %). Вместе с этим, знание родного языка для бурят остается предметом гордости и для большинства респондентов служит одним из важных маркеров этнической идентичности. 77, 5 % опрошенных бурят смогли подтвердить хорошее знание бурятского языка. Однако они отмечают, что в процессе обыденной жизни он оказывается все менее необходим.

Светская культура современных бурят предполагает широкий круг социокультурных связей и взаимоотношений с представителями иных национальностей, связанных с необходимостью использования русского языка. С этим же связано и потребление жизненно необходимой информации, которую респонденты ежедневно получают из средств массовой информации, таких как телевидение, радио, газеты, журналы и интернет (96,6 %).

Закономерным в связи с этим представляется, что сведения, полученные в результатах ответов бурят на вопросы о социальных предпочтениях, отличаются высокой степенью открытости, терпимости, толерантности и ориентированности на взаимодействие с окружающими народами и культурами. Наиболее показательно то, что значительная часть респондентов считает допустимыми межэтнические и межконфессиональные браки (46,5 %). Толерантно респонденты определяют возможность межэтнических контактов в вопросах дружбы в сфере работы, учебы, бизнеса, соседства. Разнообразие народов считается неотъемлемой частью культуры Забайкалья в 77,1 % вариантах ответов. В сфере этнических контактов буряты отдают предпочтение мирным взаимоотношениям с иными национальностями и этническими группами. Межэтническая толерантность прослеживается в ответах на вопрос о возможных различиях между национальностями и вероисповеданиями. Большинство (57,6 %) разделяет мнение о том, что между различными национальностями и вероисповеданиями нет разницы.

Перечисленные ответы демонстрируют, что буряты в своих предпочтениях имеют ориентации и притязания на жизнь и самореализацию в открытом российском глобализирующемся обществе. Многие имеют высшее образование и современные профессии, в результате чего в своей обыденной жизни придерживаются норм городской, а не традиционной культуры. Что же тогда помогает бурятам сохраняться как народ, не ассимилируясь в современных условиях? Важной задачей нашего опроса стало выявление факторов, стабилизирующих и укрепляющих устои этнической культуры и идентификаций бурят.

Одним из них стало выявленное в ответах на вопросы анкеты стремление участников опроса к сохранению родственных отношений, которые имеют большое значение в традиционной культуре бурят. Родственные связи для современных бурят, как показали полученные данные — это не только возможность общения с близкими

людьми, сколько инструмент выживания в современном, изменяющемся мире. Родственные связи широко используются при устройстве на работу (45,1 %), учебу (38,2 %), в хозяйстве (71,5 %). Одним из признаков, говорящих о важности родственных связей, является сохранение знаний генеалогии. Большая часть опрошенных утверждает знание родовой и племенной группы, к которым принадлежали их родители. Значительная часть помнит имена своих предков как минимум до четвертого колена (48,4 %).

В сохранении этнических идентификаций населения большую роль играет религия. На вопрос о своей вере буряты отнесли себя главным образом к верующим (77,1 %) и колеблющимся (16 %). Подавляющее большинство бурят являются буддистами (93,8 %), самая незначительная часть отнесла себя к христианам и мусульманам. Представляется важным отметить, что, согласно данным опроса, буряты уверены в том, что существует один истинный Бог (71,5 %), и значительно меньшее количество считает, что существует много богов либо верит в мировой закон. По отношению к собственной религии буряты в подавляющем большинстве испытывают гордость. Многие считают положительным фактором культуры то, что эта религия связана с эт-ничностью бурят (53,4 %).

Важным показателем наличия и действия этнических идентичностей является участие бурят в проведении этнической и религиозной обрядности; 43,8 % отметили, что регулярно участвуют в проведении религиозных обрядов. Значимую часть обрядовой стороны жизни бурят продолжают играть церемонии жизненного цикла. В большинстве считают полезными проведение церемонии рождения ребенка (65,3 %), свадьбы (63,9 %), смерти (73, 6 %). Таким образом, по мнению респондентов, участие в ритуально-культовой жизни сообщества является важным для бурят.

Среди ежегодных религиозных и национальных праздников бурят практически все респонденты отмечают такие как са-гаалган, хуралы, сурхабан, наадан, обоо,

дуйнхор, поклонение хозяину горы, алтар-гана, тахаян, Зула-Хурял, хур-хурбай. Таким образом, возможно заключить, что не существует четкого подразделения на этнические и религиозные праздники. В целом данные опроса подтвердили тезис о взаимосвязи культуры агинских бурят и региональной формы буддизма.

По итогам проведенного опроса современные буряты представляются нам людьми, ориентированными на ценности современной светской культуры и Российского государства. Свое происхождение, этничность и представления о родине они связывают с политическими, административными и территориальными факторами. Свое знание истории и культуры Забайкалья оценивают как неглубокое. Основную информацию о событиях, происходящих в мире и Забайкалье, получают из русскоязычных средств массовой информации. Сферы, связанные с социальной активностью и самореализацией, связываются с русским языком и русской культурой. Бурятский язык и традиции остаются главным образом в сфере внутрисемейных отношений.

В области внеэтнических взаимоотношений буряты демонстрируют высокую степень активности и толерантности по отношению к другим этническим группам и религиям. Допускается совместное поселение, сотрудничество в сфере производства, культуры, дружбы. Этническая культура бурят открыта к воздействиям извне, влиянию и стремлению ее представителей к саморазвитию в рамках глобализирующейся культуры. При этом, традиционная культура агинских бурят обладает возможностью сохранения устойчивого статуса личности, что определяет необходимость специального изучения этой культуры как условия бытия и развития личности.

Такими факторами оказываются тесные родственные связи и культура родовых отношений, распространенная на многие социальные сферы и тесно связанная с традициями такой религии, как буддизм. Среди бурят высока степень влияния родственных связей, которые оказываются распростра-

ненными почти на все виды социальной активности (работа, учеба, хозяйство). Влияние родственных связей сохраняет свое значение и в сфере брачной активности. Сегодня эта сфера не представляет собой исключительно территорию влияния родовых традиций бурят, т.к. молодежи предоставляется широкий спектр выбора брачного партнера. Однако большинство предпочитает браки с представителями своей национальности, и здесь сказывается ориентация на будущую, всестороннюю помощь новой бурятской семье со стороны родственников.

Еще более значимым представляется буддийское влияние. Эта религия на территории Агинского округа практически слилась с родовыми и этническими традициями бурят, и исполнение их многими приравни-

вается к исполнению религиозного долга. С другой стороны, участие в церемониях в дацане укрепляет этническую общность бурят. Как показывают результаты опроса, респонденты в своем большинстве не отмечают никакой разницы между этническими, родовыми и религиозными праздниками. В этом контексте активность буддийской сан-гхи, ее стремление к активному участию в этнической и родовой жизни становится все более значимым фактором объединения, поддержания целостности и развития бурят как единого целостного организма. Благодаря перечисленным факторам, этническое сообщество бурят, имеющее широкие и глубокие социальные связи и поддерживающее высокий уровень толерантности имеет значительные перспективы для выживания в изменяющемся мире.

Литература

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. — М., 1992. — 142 с.

2. Агинский Бурятский автономный округ [Электронный ресурс] — Элетрон. дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/%D0%90%D0%91%D0%90% D0% 9Е.

3. Герасимова К.М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. — У.-Удэ, 2006. — 341 с.

4. Долгих Б.О. Некоторые данные к истории образования бурятского народа // Советская этнография, 1953. — № 1. — С. 38-63.

5. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). — М., 1991. — 298 с.

6. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. — М., 1988.

- 195 с.

7. Кудрявцев, Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х гг. XIX в.) — М.; Л., 1940. — С. 144-146.

8. Мелехова Г.Н. Современные проблемы и направления изучения русской православной религиозности [Электронный ресурс]. — Электорн. дан. — Режим доступа: http://moseducation. narod.ru/st/melehova/002.htm.

9. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психологические труды.

— М. Воронеж, 1999. — 640 с.

10. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования. — М., 2004. — № 9. — С. 95-11.

11. Нимаев Д.Д. Этногенез и этническая история бурят. — У.-Удэ, 2000. — 284 с.

12. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVП-XVШ вв.). — Л., 1937.— С.311.

13. Павлинская Л.Р. Очерки этнической истории (XVII-XIX вв.). — СПб., 2008. — 256 с.

14. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. — У.-Удэ, 1962. — 240 с.

15. Строганова Е.А. Бурятское национально-культурное возрождение (к. 80-х — сер. 90-х гг. ХХ в. Республика Бурятия. — М.; Иркутск, 2001. — 150 с.

16. Токарев С.А. О происхождении бурятского народа // Советская этнография, 1953. — №

2. - С. 37-52.

17. Урбанаева И.С. Человек Байкала и мир Центральной Азии. — У.-Удэ, 1995. — C. 210-

231.

Коротко об авторе Briefly about the author

Жуков А.В., канд. филос. наук, доцент кафедры A. Zhukov, Ph.D. (Philosophy), Assistant Professor

социальной антропологии, религиоведения и фи- of Social Anthropology, Religion and Philosophy

лософии, Читинский государственный университет Department, Chita State University

(ЧитГУ)

artem_jukov68@maiI.ru

Научные интересы: религиоведение, этногра- Areas of expertise: Religion, ethnology, regional

фия, краеведение, музееведение history

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.