Научная статья на тему 'Религиозность и ее следствия в ценностно-нормативной сфере'

Религиозность и ее следствия в ценностно-нормативной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОГЛАСОВАННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / RELIGIOSITY / RELIGIOUS SOCIALIZATION / RELIGIOUS CONGRUENCE / EUROPEAN VALUES STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пруцкова Елена Викторовна

В статье рассматривается вопрос о факторах, определяющих межстрановые различия в силе связи между религиозностью населения и ее следствиями в ценностно-нормативной сфере. Анализ проводится на базе Европейского исследования ценностей (2008). Рассматривается вопрос о роли первичной религиозной социализации как характеристики социальной среды, определяющей характер указанной взаимосвязи. Обосновывается тезис о важности феномена согласованности индивидуальной религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religiosity and its consequences in the sphere of norms and values

The article discusses factors which determine cross-cultural differences in the strength of relationship between religiosity and its consequences in the sphere of norms and values. Analysis is based on the data of European Values Study (2008). The role of primary religious socialization as an important characteristic of social environment, which determines the nature of this relationship, is examined. The thesis of the importance of religious congruence phenomenon is substantiated.

Текст научной работы на тему «Религиозность и ее следствия в ценностно-нормативной сфере»

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Е.В. ПРУЦКОВА

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ В ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНОЙ СФЕРЕ

В статье рассматривается вопрос о факторах, определяющих межстра-новые различия в силе связи между религиозностью населения и ее следствиями в ценностно-нормативной сфере. Анализ проводится на базе Европейского исследования ценностей (2008). Рассматривается вопрос о роли первичной религиозной социализации как характеристики социальной среды, определяющей характер указанной взаимосвязи. Обосновывается тезис о важности феномена согласованности индивидуальной религиозности.

Ключевые слова: Религиозность, религиозная социализация, согласованность религиозности, Европейское исследование ценностей.

Введение

Перед современной социологией религии в России и других странах постсоциалистического пространства стоит довольно значительная проблема, которая состоит в том, что применение привычных

Пруцкова Елена Викторовна — преподаватель кафедры Философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), ассоциированный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург). Электронная почта: evprutskova@gmail.com

Работа выполнена в рамках научного проекта «Исследовательский семинар "Социология религии"» ПСТГУ в 2013 году. В данной работе использованы также результаты проекта «Личная активность в системе ценностей: межстрановые сопоставления», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 году. Автор выражает благодарность В.С. Магуну за ценные комментарии при подготовке статьи.

количественных социологических подходов для изучения влияния индивидуальной религиозности на практики и ценности населения практически не дает ответа на вопрос о том, в чем заключается это влияние. В рамках большинства российских массовых социологических опросов фиксируется, что религиозность населения не оказывает или оказывает лишь очень слабое влияние на ценности и поведение вне религиозного контекста. Одно из объяснений подобного феномена, предлагаемое одним из наиболее развитых в социологии религии направлений — теорией секуляризации, состоит в том, что, с одной стороны, происходит дифференциация различных сфер общества, в том числе и религии, которая формирует отдельную сферу и перестает оказывать влияние на иные сферы, с другой — происходит «приватизация религии»: она уходит из общественной жизни в сферу жизни частной (приватной). Другое объяснение, предлагаемое современной социологией религии, состоит в том, что религия продолжает оказывать существенное влияние, но группа «действительно религиозных» / «воцерковленных» людей столь мала, что это влияние невозможно зафиксировать в рамках массовых опросов (в силу своей малочисленности представители данной группы практически не попадают в выборки массовых социологических опросов).

В настоящее время данный вопрос приобретает ключевое значение и в западной социологии религии, что, например, нашло отражение в статье М. Чавеса [9], посвященной чрезвычайно широко распространенной в исследованиях религии проблеме ошибочного представления о согласованности феномена религиозности (religious congruence fallacy). Суть этих представлений в следующем: во-первых, ошибочное представление о том, что религиозные верования и ценности индивида представляют собой логичную, последовательную систему, во-вторых, что поведение людей напрямую следует из этих верований и ценностей, и, в-третьих — что эти верования и ценности стабильны во времени и не зависят от ситуации, контекста, в котором они проявляются [9, p. 2].

Остается открытым вопрос: каковы причины наблюдаемого в большинстве постсоциалистических стран слабого влияния религии на ценностно-нормативную сферу? Что представляет собой данное явление? Из этих вопросов вытекает и следующий: каковы возможные перспективы? Должны ли мы ожидать усиления влияния религии на жизнь общества в постсоциалистических странах или же, наоборот, ослабления влияния в тех странах / регионах, где оно пока еще остается существенным? Какие факторы и социальные механизмы могут отвечать за данный процесс?

Далее мы попытаемся развернуть тезис о важности феномена несогласованности и взаимосвязи различных ее проявлений, а также

ответить на вопрос о причинах высокой несогласованности индивидуальной религиозности и ее ценностно-нормативных следствий в постсоциалистических странах, где вследствие форсированной секуляризации долгое время не функционировал основной социальный механизм, определяющий формирование религиозных ценностей, а именно — религиозная социализация.

В качестве информационной базы данной работы выступает Европейское исследование ценностей (EVS — European Values Study1) 2008 г. Данные этого международного сравнительного исследования включают в себя информацию по большинству стран Европы (46 стран, 48 регионов).

Операционализация понятия «религиозность» и проблема согласованности

Религиозность мы рассматриваем как иерархически организованный и многомерный феномен. В рамках иерархического подхода выделяются два уровня анализа: общая религиозность и частные проявления (диспозиционная и функциональная религиозность). В рамках многомерного подхода религиозность рассматривается как некоторая целостная система, которую возможно оценить посредством разложения на несколько осей, или измерений (не всегда ортогональных).

Необходимо отметить, что выделение в религии нескольких компонентов уходит корнями в работы классиков социологии (так, религия, по Э. Дюркгейму, состоит из верований и ритуалов [11]). Однако более детально именно с методической точки зрения данный вопрос начинает рассматриваться лишь в середине XX века. Среди основоположников многомерного подхода к изучению религии и религиозности выделяются Ч. Глок [15], Дж. Фолкнер и Г. де Йонг [12], Г. Олпорт [7] и др. В российской традиции изучения религиозности часто используется понятие «воцерковленность», примером может служить «В-индекс» В.Ф. Чесноковой, также составляемый на основе нескольких измерений религиозности [4; 6].

Одним из основных авторов, с обсуждения статьи которого в сообществе социологов, занимавшихся темой религии, началась активная дискуссия относительно способов операционализации понятия индивидуальной религиозности, является Ч. Глок. В статье 1962 года [15] он проблематизирует применявшиеся ранее операциональные определения религиозности и выделяет пять измерений, которые, по его мнению, позволяют описать религию в ее полноте: 1) опытное

1 URL: http://www.europeanvaluesstudy.eu/ (30.12.2010). Доступ к данным: European Values Study: GESIS. URL:

http://www.gesis.org/en/services/data/survey-data/european-values-study/ (30.12.2010).

(experiential) измерение — субъективный эмоциональный религиозный опыт; 2) ритуалистическое (ritualistic) — участие в религиозных практиках, действиях, ритуалах; 3) идеологическое (ideological) — принятие определенной системы верований; 4) интеллектуальное (intellectual) — знания о вере, информированность; 5) измерение последствий (consequential) — последствия, результаты, влияние предыдущих четырех проявлений религии на ценности и поведение вне религиозного контекста.

Измерение последствий в составе основных измерений религиозности вызвало наиболее значительную критику. Так, например, Ё. Фукуяма2 отказывается от измерения «последствий» как части религиозности: «Данная концептуализация религиозной ориентации не включает то, что Глок называет измерением "последствий", то, что люди делают в результате своих религиозных верований, чувств и практик. Это означает не то, что последствия религии не имеют отношения к делу, а скорее то, что они не входят в состав основных компонентов религиозности сами по себе» [14, p. 156]. Дж. Фихтер также критикует предложенную Глоком шкалу последствий, поскольку считает ее логически избыточной: «Независимо от того, трудно или легко операционализируемо измерение последствий, оно логически избыточно. Все, что измеряемо в категории религиозного поведения, является проявлением, выражением либо последствием религиозности. ... Вера, отношение и поведение христианина могут быть проявлены и измерены, поскольку являются следствием того, что он является христианином» [13, p. 172]. В книге 1968 г. и сам автор (в соавторстве с Р. Старком) отказывается от использования этого измерения, поскольку по своей природе оно отличается от первых четырех: «не до конца ясно, в какой степени религиозные последствия являются частью религиозной приверженности или же просто следуют из нее» [16, p. 16].

Можно выделить несколько основных сфер, на нормы, ценности и установки в которых влияет религия, основные из них — это: труд, семья и представления о гендерном распределении ролей, экзистенциальные вопросы. Так, например, достаточно хорошо изучено влияние религии на трудовые ценности и этику — начиная от классической работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», породившей значительную традицию изучения связи религии и ценностей в сфере труда, и заканчивая современными российскими работами И. Забаева [1], М. Снеговой [5] и др. Влияние религиозности на

2 Ё. Фукуяма дополнил когнитивным измерением (знания о религии) че-

тырехчастную систему показателей, предложенную Ч. Глоком в статье

1959 г.; в более известной статье 1962 г. Глок использовал этот показатель, назвав его «интеллектуальным измерением».

базовые ценности рассматривают Ж. Билье и Б. Мюллеман [8]. Вопроса связи между религией и трудовыми, а также моральными ценностями касаются Р. Инглхарт и П. Норрис [18].

В рамках данной работы исследуется одна из ценностно-нормативных сфер, в которой можно ожидать, что нормы поведения будут особенно жестко предписываться религией, а девиации — особенно резко осуждаться, а именно сфера сексуальности, семьи и экзистенциальных вопросов.

Мы рассматриваем толерантность к тем формам поведения, которые представляют собой девиации от предписываемых разными религиями норм — к самоубийству, эвтаназии, аборту, разводу, случайным сексуальным связям, гомосексуализму, проституции. Для дальнейшего исследования мы объединяем указанные переменные при помощи факторного анализа, поскольку отношение к каждому из указанных вопросов в значительной мере коррелирует со всеми остальными и образует внутренне согласованный феномен (альфа Кронбаха 0,85). Один фактор объясняет 53% дисперсии, при этом все указанные переменные вносят приблизительно равный вклад в его формирование. Более высокие значения фактора соответствуют более толерантному отношению к нарушению предписываемых религией социальных норм. Использование обобщенного показателя толерантности позволяет нам снизить влияние систематических смещений в некоторых странах, вызванных специфическим отношением к одному или нескольким из указанных вопросов, которое может быть обусловлено, например, культурными и историческими особенностями некоторых стран, наличием общественных движений соответствующей направленности, освещением указанных вопросов в СМИ и другими факторами.

Сегментация населения европейских стран

по степени религиозности

Вопрос о том, как соотносятся личная религиозность человека и ее ценностно-нормативные и поведенческие следствия, оказывается неоднозначным с самого начала. Однако помимо этого проблематичным оказывается и вопрос о взаимоотношении других показателей религиозности — должны ли они быть в значительной степени связаны друг с другом, или могут быть независимыми? В частности, высокая религиозность по одному из них (например знание) может не влечь с необходимостью высокой религиозности, измеренной при помощи другого показателя (например посещение церковных служб). Ч. Глок считал теоретически возможным, что некоторые из указанных измерений религиозности в значительной степени самостоятельны, однако «маловероятно, что различные проявления религиозности полностью независимы друг от друга» [15, р. 99-100]. Результаты

эмпирических исследований показали, что между различными измерениями религиозности может быть зафиксирована статистически значимая связь, однако она не настолько сильна, чтобы можно было свести все многообразие проявлений религиозности к одному показателю [12; 16].

В данной работе, операционализируется понятие религиозности, мы опираемся на различение в данном феномене двух уровней: дис-позиционной и функциональной религиозности, которое было предложено П. Хиллом [17]. Хилл использует для построения классификации мер религиозности иерархический подход и выделяет два уровня измерения религиозности: общий уровень («диспозиционная религиозность») и частные проявления («функциональная религиозность»). То, что обозначается как диспозиционная религиозность — это показатели, позволяющие ответить на вопрос о том, насколько человек религиозен в целом. Поскольку многие проявления религиозности оказываются в значительной степени связаны (скоррелирова-ны) и образуют единый феномен, показатели данного уровня оказываются полезными в анализе при исследовании «религиозного фактора в целом» [17, р. 48]. На общем уровне мы определяем степень религиозности по ответам на вопрос о важности Бога в жизни респондента (вопрос задавался по десятибалльной шкале)3.

Второй уровень иерархии — это функциональная религиозность: «Люди проявляют огромное разнообразие в том, как именно они переживают религиозную (и духовную) действительность, в мотивах, определяющих их религиозность, в способах использования собственной религиозности для решения проблем, встающих перед ними. Этот более низкий функциональный уровень ... полезен для предсказания более частных переменных.» [17, р. 48]. Меры функциональной религиозности включают в нашем случае следующие измерения: самоидентификация с определенным вероисповеданием, верования (вера в Бога, в жизнь после смерти, в рай и ад) и практики (частота посещения религиозных служб и частота молитвы). Однако остается

3 Данный показатель, как максимально универсальный, рекомендуют использовать для анализа религиозности Р. Инглхарт и П. Норрис [18]. Еще более универсальным является вопрос о важности религии в жизни человека, особенно когда речь идет об изучении религий, в которых отсутствует Бог. Однако в выборке Европейского исследования ценностей представлены в основном христианство и ислам, поэтому данный аспект оказывается не так важен, поэтому мы остановились на использовании вопроса о важности Бога в жизни респондента, ответы на который были приведены к формату от «0» — «совсем не важен» до «1» — «очень важен».

открытым вопрос — как использовать эти несколько измерений религиозности для построения моделей. Одним из подходов к решению данной проблемы может быть выделение нескольких групп по совокупности различных показателей религиозности. Мы провели кластерный анализ (методом к-средних), который позволил построить сегментацию населения по степени и формам религиозности в 46 европейских странах. Значения всех исходных переменных были приведены к формату от «0» до «1» . Из массива данных, используемого для кластерного анализа, были исключены респонденты (6623 чел.), которые затруднились ответить на 3 или более вопроса, послуживших основанием для кластеризации. Эти респонденты анализируются как отдельная группа («неопределившиеся»). При помощи кластерного анализа5 были получены шесть групп, характеристики (центры) которых представлены в таблице 1. Кластеризация проводилась независимо от страны проживания респондента, на основе всего массива данных Европейского исследования ценностей 2008 года. Таким образом, мы получили несколько групп, каждая из которых в той или иной степени представлена в каждой стране6 и в рамках разных вероисповеданий7.

4 Самоидентификация респондента с какой-либо с деноминацией и переменные, отвечающие верованиям, приводились к дихотомическому формату (1 — «да» / 0 — «нет»). Переменные, отвечающие за частоту молитвы и частоту посещения религиозных служб, были переведены в частоту в год (каждая категория частоты была заменена средним количеством в год), а затем приведены в рамки интервала от «0» до «1».

5 Использовалось попарное удаление пропущенных данных, что позволило включить в анализ респондентов, затруднившихся ответить на незначительное число вопросов (1 или 2).

6 Можно выделить несколько групп стран, а именно: нерелигиозные Восточная Германия, Эстония, Чехия; высокорелигиозные Турция, Сев. Ирландия, Сев. Кипр, Косово, Азербайджан и некоторые другие. Также выделяется группа стран с высокой долей новых форм религиозности — веры без принадлежности к какой-либо определенной деноминации и высокой долей идентифицирующих себя с определенной деноминацией, но лишь формально: Дания, Швеция, Норвегия, Люксембург, западная Германия. В России доля нетрадиционных форм религиозности, по нашим результатам, относительно низка (в сумме по двум группам составляет 6%). Тем не менее, высока доля неопределившихся — 20% затруднились ответить на три или более из указанных вопросов. Хотя многие представители данной группы относят себя к православному вероисповеданию, они затруднились указать, во что именно они верят.

7 В частности, такой подход рекомендуют использовать при исследовании базовых ценностей европейцев В.С. Магун и М.Г. Руднев [2; 3].

Таблица 1

Сегментация по степени религиозности. Центры кластеров

Кластеры

переменные нерели- фор- верую- слабо- средне- религи-

гиозные мально щие без религи- религи- озные

принад- принад- озные озные

лежащие лежно-

неве- сти

рующие

самоиденти-

фикация с 0 1 0,2 1 0,9 1

вероиспове-

данием

вера в Бога 0,2 0 0,5 1 1 1

вера в жизнь 0 0 1 0,3 0 1

после смерти

вера в ад 0 0 0 0 0,6 0,9

вера в рай 0 0 0,2 0 1 1

молитва (по-

мимо церков- 0,08 0,09 0,23 0,49 0,62 0,78

ных служб)

Нерелигиозные респонденты не идентифицируют себя с каким-либо вероисповеданием, практически не молятся и не посещают религиозные службы, не верят в рай, ад и жизнь после смерти (хотя 20% из них верят в Бога). Слабо- средне- и религиозные респонденты принадлежат к определенному вероисповеданию и верят в Бога. Различаются указанные три группы по другим верованиям и интенсивности религиозных практик. Для целей дальнейшего анализа группа, характеризующаяся наибольшей степенью религиозности, была разделена на две части с выделением ядра — очень религиозных респондентов (11858 чел.) по следующим жестко заданным критериям: принадлежность к определенному вероисповеданию, вера в Бога и посещение религиозных служб один раз в неделю или чаще.

Также были выделены две специфические группы, в религиозности которых прослеживается разного рода несогласованность: во-первых, верующие без принадлежности к деноминации (респонденты, верящие в жизнь после смерти, половина из них также верит в Бога, 20% — в рай, однако большинство из них не принадлежат ни к какой религиозной деноминации) и, во-вторых, лишь формально принадлежащие к определенному вероисповеданию (при этом не верящие ни в Бога, ни в жизнь после смерти, ни в рай, ни в ад, редко посещающие религиозные службы и молящиеся).

Религиозность и толерантность к осуждаемым религией формам поведения

С целью установить характеристики связи между религиозностью и толерантностью к осуждаемым религией формам поведения, на первом этапе анализа осуществлялось построение ряда линейных регрессий на индивидуальном уровне (таблица 2) с выравниванием ряда других переменных (группа, к которой относится страна проживания респондента, социально-демографические показатели и веро-исповедание)8. В рамках всего массива данных фиксируется слабая связь религиозности и толерантности к осуждаемым религией формам поведения (при построении простой линейной регрессии на уровне индивидов R2=0,17), при включении в модель страны проживания или вероисповедания и некоторых социально-демографических характеристик R2 повышается до 0,34.

Результаты анализа позволяют увидеть интересный эффект: в целом, с повышением уровня религиозности снижается толерантность к осуждаемым религией формам поведения, но только в том случае, если религиозность представляет собой внутренне непротиворечивый феномен. В двух группах, характеризующихся противоречиями или несоответствием в разных измерениях религиозности (самоидентификация, вера и практики), толерантность к нарушению предписываемых религией социальных норм даже выше, чем в группе нерелигиозных европейцев. Этот эффект остается стабильным при включении ряда контрольных переменных и ослабевает лишь когда мы включаем в модель страну проживания респондента.

Страна проживания респондента оказывается одной из наиболее важных переменных в полученных регрессионных моделях, поэтому мы задаемся вопросом: чем обусловлены межстрановые различия? Для того чтобы ответить на данный вопрос, мы переходим к показателю общей религиозности (важность Бога в жизни респондента) и

8 Мы не включаем в одну модель одновременно страну проживания и вероисповедание респондента, поскольку эти две переменные в значительной степени связаны друг с другом. Мы также не включаем в модели на данном этапе показатель первичной религиозной социализации, поскольку она в значительной мере определяет уровень религиозность во взрослом возрасте, а также, в силу культурных и исторических особенностей, имеет заметную связь со страной проживания. Среди социально-демографических факторов мы выделяет два наиболее сильно связанных с отношением к социальным нормам, а именно — возраст и уровень образования. Включение в анализ других социально-демографических переменных не дало существенного прироста качества модели и не изменило результаты по основным переменным.

попытаемся проанализировать более общие закономерности, в соответствии с которыми изменяется сила связи между религиозностью населения и толерантностью к формам поведения, осуждаемым религией.

Таблица 2

Коэффициенты (Ь) в линейных регрессионных моделях на уровне индивидов9

Модели

1 2 3 4 5

константа 0,43** 0,88** 0,83** 0,47** 0,52**

верующие без принадлежности 0,33** 0,15** 0,12** 0,28** 0,24**

формально принадлежащие неверующие 0,28** 0,00 (п^.) 0,01 (п^.) 0,25** 0,23**

слаборелигиозные -0,27** -0,27** -0,26** -0,09** -0,08**

неопределившиеся -0,41** -0,30** -0,29** -0,24** -0,25**

среднерелигиозные -0,48** -0,42** -0,39** -0,30** -0,28**

религиозные -0,69** -0,60** -0,59** -0,37** -0,37**

очень религиозные -0,94** -0,86** -0,79** -0,73** -0,66**

скандинавские страны 0,32** 0,26**

средиземноморские страны -0,59** -0,53**

постсоветские страны -0,84** -0,92**

другие постсоциалистические страны -0,67** -0,69**

возраст -0,006** -0,007**

уровень образования 0,61** 0,48**

католицизм -0,09** -0,05**

протестантизм 0,29** 0,32**

ислам -0,80** -0,81**

православие -0,55** -0,55**

другие вероисповедания Я2 0,17 0,30 0,34 -0,17** 0,26 -0,16** 0,30

**р<0,001

9 Исключенные категории дамми-переменных: для религиозности — нерелигиозные респонденты, для страны проживания — Западноевропейские страны, для вероисповедания — отсутствие вероисповедания.

Фактор первичной религиозной социализации

Мы полагаем, что характер указанной взаимосвязи в значительной степени зависит от наличия или отсутствия первичной религиозной социализации [9]. Религия содержит определенный набор установок, норм и ценностей, которые передаются (приобретаются) в ходе социализации. Под первичной религиозной социализацией мы понимаем религиозное воспитание, полученное человеком в детстве, под вторичной — приход к вере (и соответствующие практики) в более позднем возрасте. Мы считаем, что если религия усвоена рано, то она может оказать существенное влияние на формирование приверженности нормам и толерантности к их нарушению. В случае отсутствия первичной религиозной социализации приверженность нормам успевает сформироваться раньше религиозности. Поскольку именно первичная социализация оказывает наиболее значимое влияние на формирование норм и ценностей, мы рассматриваем ее как фактор, объясняющий отсутствие (или очень слабую) связь между религиозностью и ценностями в пост-социалистических странах, где ранняя религиозная социализация практически отсутствовала, и массовое обращение населения к религии в последние десятилетия не повлекло соответствующего изменения ценностей и норм.

В качестве индикатора для оценки получения респондентом первичной религиозной социализации мы выбираем посещение религиозных служб 1 раз в месяц или чаще в возрасте 12 лет. На уровне страны он измеряется как доля населения, посещавшего религиозные службы в возрасте 12 лет 1 раз в месяц или чаще. Мы показываем, что данный фактор оказывает существенное влияние в качестве макропоказателя (странового уровня), т.е. является важной характеристикой социальной среды, в которой протекала общая первичная (не обязательно религиозная) социализация респондента10. В этом смысле

10 Достаточно хорошо изучен вопрос о том, как первичная религиозная социализация влияет на религиозность в более позднем возрасте на уровне индивида, и, как следствие, на динамику религиозности населения (напр. [20; 22; 23]), поэтому в данной работе мы подробно не останавливаемся на данном аспекте. Исследования показали, что наличие в прошлом первичной религиозной социализации повышает частоту религиозных практик (в частности, частоту посещения религиозных служб) в настоящем. В связи с этим, в данной работе мы не используем показатель первичной религиозной социализации на индивидуальном уровне, поскольку включение его в модель одновременно с религиозностью респондента в настоящем, могло вызвать проблемы, связанные с мультиколлинеарностью.

данный показатель оказывается индикатором степени секуляризации общества и смыкается с понятием «диффузной религии», введенным Р. Чиприани [10]. Анализируя религиозную ситуацию в Италии, Чи-приани приходит к выводу, что, несмотря на снижение церковной религиозности (которую можно, например, фиксировать по частоте посещения религиозных служб), религия как бы пропитывает все сферы жизни итальянского общества и продолжает играть важную роль в формировании определенного ценностного фона и ориентиров для действия. Для описания такой ситуации Чиприани вводит понятие «диффузная религия», которое, по словам автора, «относится к гражданам, которые ... далеко не полностью покорны предписаниям Католической иерархии, но которые, с другой стороны, отказываются полностью отвергать определенные базовые принципы, представляющие собой часть системы ценностей, поддерживаемой католицизмом» [10, р. 28]. Религиозность такого рода представляет собой феномен, слабо поддающийся прямому измерению, поскольку «выражается не в привычной религии в рамках Церкви, а в непрерывной переориентации установок и поведения в связи с различными обстоятельствами повседневной жизни: моральными, политическими, экономическими или юридическими» [10, р. 29].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ряде стран связь между религиозностью и приверженностью предписываемым религией нормам (см. рис. 1) довольно сильна, например, в средиземноморских и западноевропейских странах (так, коэффициент корреляции Пирсона между толерантность к нарушению предписываемых религией социальных норм и религиозностью равен -0,51 в Испании, -0,49 в Италии и Нидерландах, -0,42 в Швейцарии).

Здесь же мы наблюдаем и более высокий уровень первичной религиозной социализации: высока доля опрошенных, посещавших религиозные службы раз в месяц или чаще в возрасте 12 лет. В то же время, в некоторых странах (в первую очередь — это постсоциалистические страны) связь религиозности и толерантности оказывается значительно более слабой (например, в России — всего -0,08). Здесь же мы наблюдаем и наиболее низкий уровень религиозной социализации (в России он минимален и составляет всего 6%).

На следующем этапе анализа был построен ряд многоуровневых регрессионных моделей (см. табл. 3), в которых уровень первичной религиозной социализации (измеренный как доля населения, посещавшего религиозные службы в возрасте 12 лет 1 раз в месяц или чаще) мы использовали в качестве странового макропоказателя.

-0.40 -

-0.30 -

-0.20 -Эс -0.10 -

♦ Финляндия

♦ Норвегия

♦ Швеция--'''

Чехия

Германия Врст^ Дания

..•■■' ♦ Исландия

■•'' ♦Сев. Кипр

Македония / ♦ Лит

Латвия

Украина

..........* "Испания

........... ♦ Нидерланды:

Швейцария Великобритания жСп°вения

♦ Италия

Сев. Ирландия /

4 ♦ Люксембург Кипр , , .Австрии ♦ Бельгия ♦♦ Хорватии ♦ Маль?а

♦ Венгрия

Германия ЗапГреция

♦ Франция Португалия ф Румыния

Ирландия ♦ Польша

„ / « Черногория Б?лгари^ ^ »Сербия " я ♦ Грузия

♦ Турция ♦ Молдавия

Босния и Герцеговина

Словакия

Ф ♦ Беларусь Албания ♦ ♦ Азербайджан

♦ Косово

оссия Армения.............'

20 40 60 80

Уровень первичной религиозной социализации (%)

100

0.60 -

0.50 -

0.00

0

Рис. 1. Сила связи между толерантностью к осуждаемым религией формам поведения и религиозностью в зависимости от уровня первичной религиозной социализации в стране11

В странах с низким уровнем первичной религиозной социализации (куда вошли в основном постсоциалистические страны, кроме Польши) связь религиозности и толерантности имеет более пологую форму, в то время как в группе стран с высоким уровнем социализации (куда вошли в основном средиземноморские страны, а также Польша и Ирландия) форма зависимости — более крутая. Чем выше уровень первичной религиозной социализации в стране, тем большее влияние религиозность оказывает на толерантность к формам поведения, которые осуждаются религией.

Если рассмотреть первую модель (без контрольных переменных), то значение коэффициента Ь, отражающего крутизну угла наклона регрессионной прямой (см. рис. 2), изменяется в пределах от -0,49 для минимального значения уровня первичной религиозной социализации в стране (в нашей выборке такой страной является Россия, где всего 6% населения посещали церковные службы раз в месяц или

11 По оси Y — значение коэффициента корреляции Пирсона между религиозностью и толерантностью к осуждаемым религией формам поведения. Все коэффициенты, даже наиболее близкие к нулю, значимы на уровне р<=0,001.

чаще в возрасте 12 лет) до -1,25 для максимального значения уровня первичной религиозной социализации в стране (в нашей выборке таким государством является Мальта с 98% населения, посещавшего церковные службы раз в месяц или чаще в возрасте 12 лет)12.

Таблица 3

Многоуровневая регрессионная модель (коэффициент Ь)13_

Переменные

Модели

1 2

0,23 0,36***

0,63* 0,083*

-0 44*** -0 11***

-0,82*** -0,12***

0,014**

-0,011***

-0,0017***

0,11***

0,069***

56567 46898

0,19 0,26

48 48

0,36 0,45

Константа

уровень первичной религиозной социализации Важность Бога

уровень первичной религиозной социализации * Важность Бога Несогласованность индивидуальной религиозности Пол Возраст

Уровень образования Уровень дохода

Число респондентов (уровень индивидов) R2— уровень индивидов

Число регионов (стран) _R2— уровень стран_

***р<=0,001; **р<=0,01; *р<=0,05.

Введение таких контрольных переменных, как пол, возраст, образование и доход, не изменило указанный результат. В модель с контрольными переменными также был включен немного упрощенный показатель несогласованности индивидуальной религиозности14, ре-

12 В модели с контрольными переменными (Модель 2) угол наклона регрессионной прямой изменяется в пределах от -0,11 (что соответствует минимальному уровню религиозной социализации в стране) до -0,23 (что соответствует максимальному уровню религиозной социализации в стране).

13 Расчеты проводились при помощи программы HLM 7 (Hierarchical Linear and Nonlinear Modeling). Метод: Restricted Maximum Likelihood; Cross-Level-Interaction Model. Сходимость: Модель 1 — 7 итераций, Модель 2 — 18 итераций. Псевдо-R2 для двухуровневых регрессионных моделей рассчитан по упрощенной формуле Снайдерса и Боскера [21]. Пропущенные данные удалялись. Данные на индивидуальном уровне взвешивались таким образом, чтобы выровнять количество опрошенных в разных странах.

14 Данный показатель принимает значение «1» в случае, если респондент относит себя к определенному вероисповеданию, но не верит в Бога, либо верит в Бога, но не относит себя ни к какому вероисповеданию. Значение «0» показатель несогласованности принимал в случае, если вера и самоидентификация либо одновременно присутствовали, либо одновременно отсутствовали.

зультаты по которому совпадают с выводами, сделанными ранее: несогласованность феномена индивидуальной религиозности, помимо уровня личной религиозности, оказывается важным фактором, определяющим отношение к формам поведения, осуждаемым религией.

£ в Л 5

£ в

я Ч

1 -,

0,8 -

0,6 -

0,4 -

0,2 -

0

-0,2 -

а

^

ч

о Н

-0,4

Страны с максимальным уровнем первичной религиозной социализации (98%)

--Страны с минимальным

уровнем первичной религиозной социализации (6%)

Уровень религиозности (важность Бога)

Рис. 2. Границы, в которых изменяется угол наклона регрессионной прямой в зависимости от уровня первичной религиозной социализации (Модель 1)

Заключение

В заключение упомянем некоторые ограничения данной работы. За рамками нашего анализа остаются такие механизмы религиозной социализации, как религиозное образование в средней школе и другие религиозные практики, помимо посещения служб (например, чтение священных текстов и участие в таинствах), а также вопрос о возможном обратном направлении связи — влиянии ценностей на религиозность, или ее отсутствие. Другим ограничением для наших выводов является возможное присутствие третьей переменной, оказывающей влияние одновременно на формирование ценностей и на посещение религиозных служб в детстве, а именно — традиционные ценности родителей, передаваемые детям.

Подводя итоги, необходимо отметить два ключевых результата нашего анализа. Во-первых, когда мы говорим о том, какие ценностно-нормативные следствия может иметь религиозность человека, необходимо учитывать не только степень / уровень религиозности, но и ее качественные характеристики, среди которых выделяется согласованность. В данной работе мы показали, что несогласованность

феномена религиозности может быть важным показателем, определяющим влияние религиозности на установки, ценности и практики, и должна, наряду с другими показателями религиозности, включаться в социологический анализ.

Во-вторых, прогнозируя возможные сценарии изменения норм или ценностей в той или иной стране в связи с усилением / ослаблением роли религии, необходимо принимать во внимание социальные механизмы, посредством которых реализуется влияние религии на нормы и ценности. Так, например, при изменении уровня религиозности населения, мы скорее будем ожидать существенные ценностные сдвиги лишь во втором поколении, которое проходит первичную социализацию в ситуации изменившегося места религии в общественной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Забаев И.В. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: социологический анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

2. Магун В.С., Руднев М. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 5-22.

3. Магун В.С., Руднев М. Базовые ценности россиян в европейском контексте (окончание) // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 5-17.

4. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 89-97.

5. Снеговая М.С. Влияние конфессиональной принадлежности на социально-экономические предпочтения и поведение религиозных респондентов (на примере Украины). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М.: НИУ ВШЭ, 2011.

6. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический проект, 2005.

7. Allport G. W., Ross J.M. Personal Religious Orientation and Prejudice // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. Vol. 5. No. 4. P. 432-443.

8. Billiet J., Meuleman B. Religious Diversity in Europe and its Relation to Social Attitudes and Values Orientations // ESSHRA Conference "Citizenship and Cultural Identities in the EU: Old Questions, new Answers" Proceedings, Istanbul. 2007. P. 83-104.

9. Chaves M. Rain Dances in the Dry Season: Overcoming the Religious Congruence Fallacy // Journal for the Scientific Study of Religion. 2010. Vol. 49. No. 1. P. 1-14.

10. Chipriani R. "Diffused Religion" and New Values in Italy // The Changing Face of Religion / Ed. by J.A. Beckford, T. Luckmann. London, Newbury Park, New Delhi: Sage Publications, 1988. P. 24-48.

11. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. London: George Allen and Unwin Ltd., 1964.

12. Faulkner J.E., de Jong G.F. Religiosity in 5-D: An Empirical Analysis // Social Forces. 1966. Vol. 45. No. 2. P. 246-254.

13. Fichter J.H. Sociological Measurement of Religiosity // Review of Religious Research. 1969. Vol. 10. No. 3. P. 169-177.

14. Fukuyama Y. The Major Dimensions of Church Membership // Review of Religious Research [Effective City Church Study]. 1961. Vol. 2. No. 4. P. 154-161.

15. Glock Ch.Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education. 1962. Vol. 57. Supplement 4. P. 98-110.

16. Glock Ch.Y., StarkR. American Piety: The Nature of Religious Commitment. Berkeley: University of California Press, 1968.

17. Hill P.C. Measurement in the Psychology of Religion and Spirituality // Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality / Ed. by Paloutzian R.F., Park C.L. New York, London: Guilford Press, 2005. P. 43-61.

18. Inglehart R., Norris P. Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

19. Meulemann H. Religiosity in Europe and in the two Germanies: The persistence of a special case — as revealed by the European Social Survey // Church and Religion in Contemporary Europe. Results from Empirical and Comparative Research / Ed. by G. Pickel, O. Muller. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2009. P. 35-63.

20. Ruiter S., Tubergen F. van Religious Attendance in Cross-National Perspective: A Multilevel Analysis of 60 Countries // American Journal of Sociology. 2009. Vol. 115. No. 3. P. 863-895.

21. Snijders T.A.B., Bosker R.J. Modeled Variance in Two-Level Models // Sociological Methods and Research. 1994. Vol. 22. No. 3. P. 342-363.

22. Vaidyanathan B. Religious Resources or Differential Returns? Early Religious Socialization and Declining Attendance in Emerging Adulthood // Journal for the Scientific Study of Religion. 2011. Vol. 50. No. 2. P. 366-387.

23. Vermeer P., Janssen J., Hart J. Religious Socialization and Church Attendance in the Netherlands from 1983 to 2007: a Panel Study // Social Compass. 2011. Vol. 58. No. 3. P. 373-392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.