Научная статья на тему 'Религиозное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как наиболее традиционный вид воспитания'

Религиозное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как наиболее традиционный вид воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ-ПАНСИОНЫ / UPBRINGING / EDUCATION / RELIGIOUS STUDIES / ETHIC / PUBLIC BOARDING SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Антонина Сергеевна

В статье дана характеристика феномена «религиозное воспитание» применительно к школам Великобритании, в частности, частным школам-пансионам как старейшим и престижнейшим воспитательно-образовательным учреждениям, рассмотрена нормативно-правовая база данного вида воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious studies at public boarding schools of Great Britain as the most traditional form of upbringing

The article presents the characteristics of the phenomenon of «religious studies» in relation to schools in the UK, in particular, public boarding schools as the oldest and most prestigious upbringing educational institutions, examining the legal framework of this type of upbringing.

Текст научной работы на тему «Религиозное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как наиболее традиционный вид воспитания»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 37.018.2 ; 37.013

Данилова Антонина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный технический университет

syrena2003@rambler.ru

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ-ПАНСИОНАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК НАИБОЛЕЕ ТРАДИЦИОННЫЙ ВИД ВОСПИТАНИЯ

В статье дана характеристика феномена «религиозное воспитание» применительно к школам Великобритании, в частности, частным школам-пансионам как старейшим и престижнейшим воспитательно-образовательным учреждениям, рассмотрена нормативно-правовая база данного вида воспитания.

Ключевые слова: воспитание, образование, религиозное воспитание, нравственность, частные школы-пансионы.

Мировая система образования находится в процессе крупных преобразований. Современное общество, как никогда, нуждается в активном, творческом человеке, осознающем свою самоценность, уникальность и ощущающем взаимосвязь с миром в целом. Всё более актуальным для отечественного воспитания представляется изучение зарубежного опыта, содержащего конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики.

Большой интерес для нас с точки зрения организации воспитания представляют старейшие школы Великобритании как школы наиболее ярко выраженных и чётко прослеживаемых выделяемых нами видов воспитания - религиозного, гражданского, спортивного и эстетического. Исторически сложилось, что эти школы являются школами-пансионами.

По мнению К.Д. Ушинского, целью и идеалом британского воспитания можно назвать «развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена или истиной леди». Эта цель «крайне противоположна российскому воспитанию, так как менее всего заботится о полноте и систематичности знаний, а ученость ей представляется лишь одной из профессий человека, которой он может заняться, если ему нечего более делать» [2, с. 94].

Существует определённая точка зрения, согласно которой каков характер народа, таков и характер его воспитания [там же]. Так, например, главное, на наш взгляд, в английском воспитании - образование и укрепление характера, привычки владеть собой (selfgovernment), отличающей всякого истинного джентльмена.

Старейшие британские частные школы-пансионы в большей степени воспитательные, чем учебные заведения. Школьная дисциплина поддерживается самими воспитанниками и состоит в повиновении письменному закону и обычаям, которые во многих школах складываются столетиями.

Одним из самых интересных с педагогической точки зрения видов воспитания для нас представляется религиозное воспитание. Религиозное воспитание («religious studies») - наиболее традиционный для частных школ-пансионов Великобритании

вид воспитания. Религиозное воспитание (часто именуемое «религиозным обучением/образованием») включает в себя религиозное образование и духовно-нравственное развитие личности студента.

Целями религиозного (духовно-нравственного) воспитания применительно к школам-пансионам Великобритании в соответствии с National Curriculum служат:

- знакомство с нормами христианской морали;

- выработка нравственных убеждений, мировоззрения;

- развитие чувства уважения к старшим, заботы и внимания к окружающим людям;

- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим;

- формирование ответственного отношения к труду, дисциплинированности, трудолюбия;

- формирование таких черт характера, как правдивость, стойкость в моральных убеждениях, непримиримость к несправедливости;

- формирование навыков культуры поведения и многие другие.

Основными формами религиозного воспитания являются:

1) обязательный предмет школьной программы под названием «Религиозное обучение» («Religious Studies») или «Мировые религии» («World Religions» - в старших классах);

2) обязательное еженедельное посещение религиозных месс в школьных часовнях;

3) религиозные праздники на территории школы-пансиона;

4) создание благотворительных обществ из числа студентов школы и их родителей;

5) вовлечение учащихся школы-пансиона на время каникул в волонтёрскую работу в сиротских приютах, домах престарелых, хосписах и других учреждениях;

6) (добровольное) назначение из числа наиболее успешных в учёбе студентов «наставников» для наименее успешных учеников с целью повышения академической успеваемости последних, а также вовлечения их в активную социальную жизнь школы-пансиона.

© Данилова А.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

217

Примером подобного религиозного воспитания может служить Колледж Лэнсинг, в котором посещение религиозных месс, проводимых каждую среду и субботу и по религиозным праздникам в школьной часовни Святых Марии и Николая (англиканская церковь), является обязательным для всех студентов, вне зависимости от их религиозных убеждений.

В программе Колледжа Святого Эдмунда (Вэа) среди основных целей развития личности учащихся написано, что «Колледж ставит своей целью духовно пробудить учеников путём вовлечения их в духовную жизнь школы и более глубокого понимания и усвоения ими католической веры» [3].

В самом сердце Колледжа находится часовня работы известного британского архитектора Паги-на (Pugin Chapel), которой более 150 лет. Часовня являет собой «мощное ежедневное напоминание о приоритетах школы и её миссии» в сфере религиозного воспитания [там же], а также памятником архитектуры.

На официальном сайте школы Рагби (Rugby School) о религиозном воспитании говорится: «Чтобы являть собой пример хорошо сбалансированной личности, необходимо наличие душевной чуткости и духовности внутреннего мира наряду с академическими достижениями и физическими способностями. Опыт праведного образа жизни, понимание того, что является правильным и неправильным, уважение чести и достоинства каждого человека - вот лишь некоторые из невидимых нитей, удерживающие наше общество от распада. Мы регулярно сталкиваемся с этим в различных аспектах нашей жизни, но именно на этих столпах строится работа нашей школьной часовни и религиозное воспитание, ставящее главной целью духовный рост наших студентов» [4].

В школе Севеноукс (Sevenoaks School) делается упор на такой аспект религиозного воспитания, как воспитание духовной нравственности студентов. Из числа студентов школы создана Активная Благотворительная группа, занятая сбором средств на различные благотворительные нужды. Так, в 2008 году группой было собрано 3000 фунтов на поддержку детей Камбоджи, 1000 фунтов для помощи в строительстве школы в Марокко и 1000 фунтов была перечислена на счёт гуманистической благотворительной организации Танзании. За период истекшего года студенты школы совершили десятую по счёту поездку в Румынию в сиротский приют в Иази, работали волонтёрами в детской больнице в Молдавии и в сиротском приюте в Мумбае (Индия) [5].

В Колледже Итон (Eton College) религиозное воспитание традиционно стоит на первом месте. Помимо учебного предмета под названием «Религиозное образование» и обязательного посещения церковных служб в школьной часовне,

наиболее музыкально-одарённые ученики имеют возможность петь в школьном церковном хоре. В колледже существует определённая схема благотворительного набора художественно-одарённых учеников с последующим предоставлением им стипендий (на условиях их обязательного участия в церковном хоре колледжа).

Религиозное воспитание в школах Великобритании является обязательным. Закон Об образовании 1996 года (измененный законом О школьных стандартах 1998 года) предписывает всем школам Великобритании, кроме детских садов и детских классов в начальных школах, предоставлять религиозное образование и ежедневное богослужение. Родители имеют право не допускать своих детей на эти мероприятия [7, с. 23].

Издание 1/94 Департамента образования предоставляет руководство по религиозному воспитанию и богослужению в школах Великобритании.

Все местные органы управления образованием должны принять местно одобренную программу религиозного воспитания, которая соответствует всем предписаниям закона Об образовании 1996 года.

Государственные органы разработки образовательных программ (ГОРОП) совместно с представителями различных религиозных обществ Великобритании разработали две модели программ преподавания религиозного воспитания. Обычно эти программы не установлены законом, но могут быть приняты по указанию местных органов управления образованием (МОУО) для развития местной образовательной программы. МОУО должны пересматривать эти программы каждые пять лет. В дополнение к этим программам (начиная с 1994 года) и предоставлению дополнительного руководства по эффективному преподаванию и оцениванию религиозного образования, ГОРОП выпустили дополнительное руководство по религиозному воспитанию.

В 2000 году ГОРОП также опубликовали планы по религиозному образованию в начальных и средних школах. Эти планы созданы с целью предоставления учителям различных наглядных материалов, а также для демонстрирования способов представления религиозного образования в классах.

Все программы религиозного воспитания, одобренные МОУО Великобритании, должны отражать тот факт, что религиозные традиции государства в основном христианские, но преподавать и другие религии, представленные в Великобритании. Большинство законов о богослужении носят «полностью или главным образом христианский характер».

Закон Об образовательной реформе 1988 года (замененный законом Об образовании 1996 года) предписывает каждым МОУО основать постоянный Консультационный совет по религиозному воспитанию, состоящий из представителей различных групп, включая религиозные группы, ас-

Религиозное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании..

социации учителей и МОУО. По закону каждый постоянный Консультационный совет должен составлять ежегодный доклад, показывающий, как совместно с МОУО поддерживается эффективное религиозное воспитание и проводится богослужение в местных школах. Советы также могут предписать МОУО пересмотреть их местно утвержденные программы по религиозному образованию [8, с. 56].

Директор школы может подать заявление по поводу отмены христианского богослужения для некоторых или всех учеников школы. Заявления подаются местным постоянным консультационным советом по религиозному воспитанию. По запросу родителей религиозное воспитание и богослужение может предоставляться в соответствии с определенной верой или религией, но основное богослужение не отменяется.

До 1870 года большинство школ Великобритании было прикреплено к церкви. Поэтому религиозное воспитание было неотъемлемой частью образования. В церковных школах религиозное воспитание строилось с единственной целью обучения истории религии. В этих школах используемые религиозные пособия охватывали энциклопедические знания, касающиеся христианства.

В государственных школах было категорически запрещено преподавание всех религиозных течений, и вопрос, преподавать или нет религию в школах, решался на местном уровне самой школой. Если администрация школы принимала решение преподавать религию в школе, то по закону 1870 года о свободе веры она должна была соблюдать статью этого закона (проект под названием «Cowper-Temple»). В этой статье говорится, что ни в одной государственной школе преподавание часов предмета «религия» не должно основываться на религиозных ответвлениях.

По другой статье того же закона, семья имела право освободить своего ребенка от занятий по религиозному воспитанию. Таким образом, закон 1870 года выдвигал на первый план компромисс между церковью и государством [там же].

После Второй мировой войны многими западными просветителями подчёркивалась необходимость полного освобождения системы воспитания от религиозного влияния и приобретения школами светского характера. Но официальные круги Великобритании не одобрили эту точку зрения и не выделили место для светского, или гражданского воспитания. Наоборот, они связывали воспитание с христианскими ценностями.

Сегодня в Великобритании существующая церковь построена государством. Королева, являющаяся главой церкви, хотя и символично, представляет политическое лицо страны первой степени.

В настоящее время в Великобритании существует два вида полностью церковных школ:

1. Церковная школа, получающая государственную помощь (Voluntary-aided school): в этих школах две трети воспитания ведется церковью, а одна треть осуществляется государством. Затраты этих школ финансируются совместно церковью и государством.

2. Церковные школы, контролирующиеся государством (Voluntary-controlled school): в этих школах воспитание ведётся на одну треть церковью, на две трети - государством. Затраты на воспитание полностью осуществляются государством, хотя и разрешается выделение какого-то определённого религиозного течения, но считается важным придерживаться в религиозном воспитании общеобразовательного смысла.

В законе Об образовании 1944 года был подведён итог соглашения между церковью и государством в вопросе о религиозном образовании. Церковь приняла вмешательство государства в дела церковных школ и воспитания. Взамен государство в подчиняющихся ему школах ввело обязательное религиозное воспитание.

25 статья закона Об образовании 1944 года так объясняет цель религиозного воспитания: «Во всех школах, как религиозных (частных), так и государственных, воспитание ежедневно начинается с богослужения. А также во всех школах, как церковных (частных), так и государственных, учащиеся получают религиозное воспитание» [7, с. 45].

Реформа закона О религии 1988 года по своей сути стала продолжением закона Об образовании 1944 года и имела целью согласовать с законом спорные вопросы, возникшие в области воспитания после 1944 года. По закону Об образовании школьная программа была разделена на три части:

1. Специальные предметы (математика, английский язык, и другие);

2. Основные предметы (история, география, технология, музыка, искусство, спортивное воспитание и другие);

3. Фундаментальные предметы («fundamental subjects» - предметы, закладывающие основы мировоззрения - в эту группу закон включил только лишь религиозное воспитание). Министерство образования имеет право определять для всех остальных предметов, кроме религиозного воспитания, программу, цели, форму экзаменов. Хотя религиозное воспитание не упоминается в группе основных предметов, оно имеет одинаковый с ними статус [там же].

В Великобритании, считающейся одной из самых цивилизованных, развитых и демократических стран Запада, руководствуясь принятой в 1988 году реформой закона Об образовании со стороны государства, наряду с христианством, в просветительских учреждениях ведется преподавание и других религий, имеющих в стране своих последователей [там же].

Наряду с изучением христианства, используется определённый метод по изучению иудаизма,

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

219

Ислама и буддизма. По этому методу, при изучении религии не исследуется вопрос о том, какая из них правильная, а какая - нет.

По реформе закона Об образовании 1988 года в средних и начальных школах Великобритании должен преподаваться и Ислам. Впервые преподавание религии Ислам стало осуществляться в 1975 году мэрией Бирмингема, и с этого времени стало официальной частью национальной программы просвещения.

Как известно, «религиозное воспитание не должно решать вопрос, праведно или нет религиозное течение или не конфессиональная религия, программа религиозного воспитания и учебники не должны создавать недоверия у людей к той вере, к которой они изначально принадлежат» [6].

В последнее время крупнейший в Великобритании профессиональный союз учителей выступает с постоянными предложениями по радикальному пересмотру системы образования, согласно которому государственные и частные школы должны обеспечить религиозное наставничество ученикам любой веры.

В рамках предложенного плана, христианские школы должны позволить местным имамам или раввинам давать духовные наставления мусульманским или иудейским учащимся. Местные католические священники также должны допускаться в государственные и частные мусульманские школы, если там учатся католики.

Лидеры Национального союза учителей, поддержавшего начинание во время своей ежегодной конференции в Манчестере в начале 2008 года, заявили, что план поможет покончить с обучением учеников в религиозно- изолированных школах, предлагая соответствующие духовные наставления в любых средних учебных заведениях. Проект, предложенный профсоюзом, также призывает все религиозные школы прекратить дискриминацию на религиозной почве, отказывая в приёме в школу представителям других вероисповеданий [там же].

Данный план поможет школам справиться с возложенной на них задачей способствовать сплочённости общин. Согласно новым планам правительства, школы, которые будут не в состоянии обеспечить это, могут не пройти официальную проверку.

В завершение обзора системы религиозного воспитания в школах Великобритании приведём несколько цифр. По данным агентства ИНТЕРФАКС (от 28 июля 2005 года) учащиеся школ-пансионов с повышенным числом часов преподавания «религиозного обучения» примерно на год опережают своих сверстников из государственных учебных заведений по уровню развития. К такому выводу пришли эксперты Национального института экономики и социальных исследований по итогам тестирования 11-летних школьников из лондонских микрорайонов Баркинг и Дагенхэм.

По утверждению администрации школ-пансионов, подобный факт имеет место в связи с ключевой ролью религиозного воспитания и образования не только и не столько в моральном и духовно-нравственном, сколько в интеллектуальном развитии студентов.

В исследовании приняли участие 303 ученика из семи религиозных школ и 2076 учащихся из 28 государственных школ [там же].

Подводя итоги сказанного, можно сделать следующий вывод: исторически сложилось, что религиозному воспитанию в школах Великобритании всегда уделялось наибольшее внимание. Подобная ситуация сохраняется и поныне, несмотря на тот факт, что школы Великобритании становятся всё более интернациональными и мультирелигиозными. Не насаждая какое-то одно единое вероисповедание искусственно, большинство британских частных школ-пансионов, тем не менее, имеют на своей территории часовню именно англиканской церкви, посещение служб в которой всячески приветствуется и поддерживается администрацией школы. И, однако же, религиозное воспитание при всей своей исторической значимости, не является краеугольным камнем в воспитании и образовании выпускников британских частных школ-пансионов. Лишь крепкая взаимосвязь, взаимопроникновение четырёх видов воспитания - религиозного, гражданского, спортивного и эстетического - обеспечивают на выходе то, что во всём мире принято ценить как уникальный продукт, штучный «товар», а именно: выпускника британской частной школы-пансиона.

Библиографический список

1. Данилова А.С. Организация воспитания в частных школах-пансионах Великобритании. -Ульяновск: ЗАО «МДЦ», 2010. - 114 с.

2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 1. - 123 с.

3. Goodschools Organisation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.goodschoolsguide. co.uk (дата обращения: 11 декабря 2016).

4. Rugby School officiai website: официальный сайт школы Рагби [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rugbyschool.net (дата обращения: 22 сентября 2016).

5. Sevenoaks School officiai website: официальный сайт школы Севеноукс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevenoaksschool. org (дата обращения: 22 сентября 2016).

6. The Independent: официальный сайт газеты The Independent [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.independent.co.uk/education (дата обращения: 19 декабря 2016).

7. Tyler W. The Organizational Structure of the School: Annual Review of Sociology. - L., 1985. -Vol. 15. - 134 p.

8. Fromm E. The Sane Society. - L., 1963. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.