Научная статья на тему 'Религиозное право как форма общественного права'

Религиозное право как форма общественного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3033
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / система права / общественное право / государственное право / религиозное право / церковное право / каноническое право / религиозная правовая семья. / law / law system / public law / state law / religious law / Church law / Canon law / religious legal family

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Юрьевна Гарашко

Исследуется одна из наиболее значимых форм общественного праварелигиозное право. Целью работы является теоретико-методологический анализ данного правового понятия; определены его признаки, даны определение, этимология, классификация, установлено место в понятийно-категориальном ряду. Методологию настоящего исследования составили диалектический, системный, структурный, функциональный, сравнительно-правовой, исторический методы исследования, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Областью применения результатов исследования являются соответствующие разделы таких наук, как теория государства и права, сравнительное правоведение, история политических и правовых учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS LAW AS FORM OF PUBLIC LAW

This article is a study of one of the most important forms of public lawreligious law. The aim of the work is the theoretical and methodological analysis of this legal concept. The author has defined its features, given the definition, etiology, classification, established a place in the conceptual and categorical series. The methodology of the present study consists of dialectical, systemic, structural, functional, comparative legal, historical research methods, as well as methods of analysis, synthesis, induction and deduction. The field of application of the research results is the relevant sections of such Sciences as theory of state and law, comparative law, history of political and legal doctrines.

Текст научной работы на тему «Религиозное право как форма общественного права»

УДК 348.02 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10064

ББК 67.0 © А.Ю. Гарашко, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВО КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

Анна Юрьевна Гарашко, доцент кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуется одна из наиболее значимых форм общественного права — религиозное право. Целью работы является теоретико-методологический анализ данного правового понятия; определены его признаки, даны определение, этимология, классификация, установлено место в понятийно-категориальном ряду. Методологию настоящего исследования составили диалектический, системный, структурный, функциональный, сравнительно-правовой, исторический методы исследования, а также методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Областью применения результатов исследования являются соответствующие разделы таких наук, как теория государства и права, сравнительное правоведение, история политических и правовых учений.

Ключевые слова: право, система права, общественное право, государственное право, религиозное право, церковное право, каноническое право, религиозная правовая семья.

RELIGIOUS LAW AS FORM OF PUBLIC LAW

Anna Yu. Garashko, аssociate professor of the theory of state and law Department, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. This article is a study of one of the most important forms of public law — religious law. The aim of the work is the theoretical and methodological analysis of this legal concept. The author has defined its features, given the definition, etiology, classification, established a place in the conceptual and categorical series. The methodology of the present study consists of dialectical, systemic, structural, functional, comparative legal, historical research methods, as well as methods of analysis, synthesis, induction and deduction. The field of application of the research results is the relevant sections of such Sciences as theory of state and law, comparative law, history of political and legal doctrines.

Keywords: law, law system, public law, state law, religious law, Church law, Canon law, religious legal family.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гарашко А.Ю. Религиозное право как форма общественного права. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2): 19—23.

Многообразие сфер и высокая динамичность современной общественной жизни неизменно вызывают проблемы оперативности и актуальности в сфере законотворчества. Одновременно, представительные органы власти не застрахованы от естественных объективных ошибок и заблуждений. Реализующие право представители государственного аппарата неизбежно сталкиваются с проблемой делигитимации своей деятельности, что связано с увеличивающимся разрывом между традиционно-нравственными основами, социальным укладом жизни людей и политизацией как непосредственно современной государственной власти, так и используемых ею инструментов, в частности, действующего законодательства. Следствием этого является коллизионность системы последнего, неработающие, так называемые, «мертвые» нормы законов, а также иные трудности правоприменительной дея-

тельности, в итоге детерминирующие проблемы законности и правопорядка в государстве.

Объективно существующие пробелы и лакуны современного права, в основном содержащиеся в нормативных правовых актах, принимаемых государственными органами власти, отдаление государства от социума и другие обстоятельства обусловливают обращение к одному из способов устранения данных противоречий — основам и принципам общественного права [5, с. 5-9; 7].

Общественное право представляет собой сложившуюся в результате функционирования той или иной социальной группы систему норм — органичных содержанию деятельности данной группы, нравственно обусловленных, легитимных правил поведения, не имеющих фиксированного оформления и, как правило, не связанных с применением силового ресурса.

Реализация таких норм вызвана необходимостью наиболее разумного и общественно признаваемого решения социальных противоречий и конфликтов между участниками таких объединений.

Этимология общественного (социального) права восходит к XIX в. и классикам отечественной и зарубежной юриспруденции, в частности, к Г.Д. Гурвичу, Л. Дюги, С.Л. Франку, В.Н. Лешкову и др. [4; 6; 13]. О различных видах и формах общественного права в своих трудах также упоминали: Н.К. Ренненкампф (право церковное, военное, полицейское, судебное, общенародное), Л. Кнапп (право разбойников, различных классов и сословий, различных светских отношений, богов, чертей, ангелов и святых), Л.И. Петражиц-кий (интуитивное право; официальное и неофициальное; право социального служения и лично-свободное право), М.А. Рейснер (интуитивное право), А. Меркель (церковное право), Г. Аренс (философское международное право, международное право религий, международное право промышленности), Е.Н. Трубецкой (статутарное или автономическое право, т.е. нормы, изданные самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями), Н. Рождественский (церковное право), А.Э. Вормс (крестьянское право), Ф. Регель-сбергер (обычное право) [1; 3; 8-12] и многие другие.

Таким образом, очевиден плюрализм подходов к разновидностям общественного права, вызванный, прежде всего, полиформностью социальных отношений. Однако, все виды общественного права объединяет органичность уклада жизни человека, минимизация легального насилия и отдаленность от политически детерминированного государственного права, выражаемого, в основном, в нормативных правовых актах.

Одной из форм общественного права, неоднократно на протяжении существования человечества становившейся по значимости наравне с государственным правом и представляющей собой предмет настоящего исследования, является религиозное право.

Следует сделать ряд замечаний относительно зарождения и этимологии религиозного права, а также, в связи с достаточно конвенциональным подходом к контексту использования данного термина в юридической науке, рассмотреть специфику его авторского позиционирования именно как формы общественного права.

Исторически основы религии, проявлявшиеся в первичных верованиях человека, обрядах, иных сакральных действиях, сформировались раньше и закрепи-

лись прочнее правовых начал, что связано с подсознательным характером, преклонением, глубинным страхом перед непознанностью и таинственностью всего, что было связано с божественным, обладало мистическим оттенком. В связи с этим естественным представляется происходившее на протяжении существования человечества заимствование правовой сферой ряда сложившихся в среде верований инструментов воздействия на социум, прежде всего, в целях соблюдения установленных правил (например, сакрализация представителей власти, осуществляющих судебные и правоприменительные функции, мер правовой ответственности; механизм судебного заседания, атрибутика и символизм и др.).

Демонстрация тесной связи религии и права особенно характерна для периодов появления сформировавшихся конфессий, непосредственно содержащих правовые нормы в своих источниках (ислам, индуизм, иудаизм), а также в Средние века, во время расцвета римской католической церкви и появления терминов «каноническое», «церковное» право.

Признание теологической концепции правопони-мания, божественной теории происхождения права и государства, установленных и аргументированных в Средневековье учеными монахами (А. Августином, Ф. Аквинским и др.), окончательно обусловили неразрывность двух данных форм общественного сознания.

Между тем, необходимо дифференцировать некоторые термины и определиться с содержанием разновидностей религиозного права. По мнению В. Цыпина, каноническое право (jus canonicum) — это все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вселенских Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел. А церковное право (jus ecclesiasticum) — это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя [14]. В целом соглашаясь с данной позицией, добавим, что понятие религиозного права шире вышеуказанных, так как не связано с периодами в истории формирования отдельных конфессий (каноническое и церковное право — виды права, формируемого римской католической церковью), географическими особенностями, исключительно церковными (институциональными) вопросами, а относится к религиозным воззрениям (вере) социума в целом, в том числе, при участии светских субъектов правоотношений, но всегда, в той или иной степени, отстраненных от государственного правотворчества.

Следует также отличать религиозное право как форму общественного права, складывающуюся на протяжении длительного времени в рамках определенной системы верований для регулирования поведения ее адептов, и религиозное право как форму (или отрасль) государственного права, хотя и затрагивающую вопросы взаимодействия церкви с государством и иными социальными институтами, но создаваемое исключительно государственными законотворческими органами.

Религиозное право — форма неюридического (общественного) права, представляющая собой систему правил поведения, установленных церковными иерархами различных конфессий, народными обычаями, и (или) закрепленных в специальных религиозных источниках, обязательных к исполнению для адептов того или иного вероисповедания под угрозой материальных («земных») либо нематериальных («небесных») неблагоприятных последствий.

К признакам религиозного права необходимо отнести следующие.

1. Высокая степень легитимности, обусловленная опорой на общественные интересы и логикой социально ориентированной регуляции, связью с религией.

2. Сакральность — религиозное право формируется как система священных по своему статусу для любого верующего правил поведения.

3. Символьность — значительное число атрибутов, знаков, знамений, ритуалов, приводящих верующих в трансцендентный «трепет» и детерминирующий беспрекословное исполнение религиозно-правовых предписаний.

4. Более близкая связь с моралью и общественными традициями, и более далекая — с политикой, в отличие от государственного права, во многом ориентирующегося на мегатренды международных и внутригосударственных политических отношений.

5. Детерминированность действия религиозного права не юридическими границами государства, а ареалом проживания представителей конфессии. Вселенская Церковь не замыкается государственными границами. Поэтому универсальное церковное законодательство не может быть частью государственного законодательства, всегда национально или, по меньшей мере, территориально ограниченного [14].

6. Доминирование идеальных форм ответственности — религия не часто оперирует силовым ресурсом, мерами физического принуждения, но обычно

обращается к совести, религиозности, воцерковлен-ности, указывая на перспективные нематериальные негативные последствия (правовую ответственность).

7. Наказуемость не только внешне выраженных действия, но и мыслей человека. Если государственное право оценивает деяния (действия и бездействия) с точки зрения их правомерности, то религиозное право оперирует, в том числе, и внутренними интенциями, помыслами, желаниями и прочее, что связано с высоким уровнем самодисциплины и идеализированно сти сферы религиозного права.

8. Неформализованность, проявляющаяся в незначительном, по сравнению с государственным правом, количестве источников правил поведения, более низкой степенью бюрократизированности и распространением расширительной интерпретации текстов, соответствующей в основном «духу», но не «букве» источника.

9. Невысокий уровень систематизированности — религиозное право представляет собой конгломерат норм, правил, мер различных верований и религиозных обычаев, канонов и заповедей. Из всех видов религиозного права только римское католическое каноническое право обладает высоким уровнем целостности и организованности. Существует множество источников такого права (папские конституции: буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.), выступающих по своему содержанию кодексами.

10. Высокая степень индивидуальности действия — государственное право имеет дело с общественными проблемами и преследует цель достижения, прежде всего, общественного публичного правопорядка, в то время как религиозное право-личностная модель поведения и поддержания высокой духовности человека.

11. Закрепление в религиозных текстах: источниками религиозного права, наряду с передающимися вербально традициями и обычаями, что обусловливает его невысокую степень формализованности, выступают источники права (памятники религии). К таким, например, можно отнести, Тору, Мишну, Талмуд, Веды, Коран, Сунну, Иджму, Кияс, Номоканон, Авесту, Десять заповедей и другие.

12. Неизменность — религия возникла, как уже было отмечено, раньше права, но именно стабильность и многовековая статичность религиозного права выступает основой его легитимности и неуклонного исполнения. В отличие от данной разновидности права, государственное право вынуждено находить опти-

мальный баланс между актуальностью, вызванной динамикой общественной жизни, и постоянством, связанным с привычностью соблюдения и, как следствие, правомерностью поведения субъектов права.

13. Определенность положений религиозного права, либо представителями церковного нобилитета (римское католическое право), либо общественным сознанием (традиции, обычаи, верования различных этносов).

14. В системе данного права отсутствует деление на частное и публичное — в религии общественное и индивидуальное не различаются; основой всего сущего выступает человек как подобие бога, его внутренний мир и духовная составляющая.

15. Нерациональность — рассматриваемая форма общественного права построена на нелогичных чувственных и интуитивных принципах, вере как неразумном сенситивном феномене.

Осуществляя теоретико-правовой анализ религиозного права как формы общественного права, необходимо, помимо понятийного исследования, рассмотреть существующие виды данного права.

Виды религиозного права достаточно разнообразны. Непрерывность и стационарность его существования не позволяют, за исключением потери актуальности ряда конкретных памятников-рели-гиозных текстов, говорить об исторических, уже не существующих видах религиозного права. Поэтому перечислим лишь ряд из многообразия возможных классификаций.

Так, по критерию объема регулирования можно выделить:

♦ внутригосударственное религиозное право (затрагивает конфессию конкретного отдельного государства (национальная, мало распространенная религия) и распространяет свое действие на жителей данного государства, являющихся ее адептами — монорелигиозный социум);

♦ международное религиозное право (относится к одной из мировых религий или широко распространенным верованиям, затрагивающих граждан ряда стран).

По уровню значимости:

♦ религиозное право, как доминирующее право государства (характерно для несветских теократических государств с сильной религиозной правовой традицией [2, с. 3-17], входящих в религиозные правовые семьи, с официально закрепленной и общепри-

знанной религиозной идеологией, где государственное право как самостоятельная форма права или отсутствует вовсе, или слабо выражено);

♦ религиозное право как одна форм общественного права (в незначительной степени может быть распространено в странах, образующих религиозные правовые семьи и обладающих сильной государственной властью и разросшимся государственным аппаратом, но в основном актуально для светских, секуляризованных политических обществ, в которых религия выступает компенсирующим для государственного права механизмом регулирования жизни социума).

По субъектам формирования:

♦ церковное религиозное право (создается церковными должностными лицами, обладает формальными характеристиками и материальным закреплением);

♦ обычное религиозное право (складывается стихийно в общественной среде исходя из потребностей в религиозном общении, отправлении священных обрядов и культов; закреплено в общественном сознании, полностью неформализовано).

По направленности:

♦ институциональное религиозное право (регулирует отношения внутри института церкви, между ее духовными лицами по узкому кругу вопросов);

♦ общее религиозное право (регулирует, в том числе, внешние по отношению к церкви, отношения, широкий круг социальных вопросов).

По конфессиональному признаку (распространяется на граждан, как правило, ряда государств, исповедующих ту или иную конфессию):

♦ мусульманское религиозное право — действует в странах, где Шариат представляет собой религиозно-правовую основу регулирования жизни социума;

♦ индусское религиозное право — характерно для государств, жители которых исповедуют индуизм;

♦ иудейское религиозное право — распространено в Израиле и иных государствах, где проживают представители иудаизма;

♦ католическое религиозное право — актуально для католиков, формируется на процессуальной основе духовенством Ватикана;

♦ иные виды.

Таким образом, религиозное право — форма неюридического (общественного) права, представляющая собой систему правил поведения, установленных церковными иерархами различных конфессий, народными обычаями, и (или) закрепленных в специальных

религиозных источниках, обязательных к исполнению для адептов того или иного вероисповедания под угрозой материальных («земных») либо нематериальных («небесных») неблагоприятных последствий (правовой ответственности).

Длительность и фундаментальность существования позволяют говорить о плюралистичном подходе к классификации религиозного права и выделить рассмотренные выше признаки и общие черты данной формы общественного права.

Понятие религиозного права шире канонического и церковного, так как не связано с периодами в истории формирования отдельных конфессий (каноническое и церковное право — виды права, формируемого римской католической церковью), географическими особенностями, исключительно церковными (институциональными) вопросами, а относится к религиозным воззрениям (вере) социума, в том числе, при участии светских субъектов правоотношений, но всегда, в той или иной степени, отстраненным от государственного правотворчества.

Литература

1. Аренс Г. Юридическая энциклопедия, или органическое изложение науки о праве и государстве, на основании принципов этической философии права. М.: Тип. А. Семена, 1863.

2. Вовк Д.А. Религиозная традиция в праве: общетеоретическая характеристика // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2013. № 2 (14). С. 3-17.

3. Вормс А.Э. Закон и обычай в наследовании у крестьян. М., 1913.

4. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб., 2004.

5. Лановая Г.М. Государственное и негосударственное право: отличительные признаки // Современное право. 2014. № 11. С. 5-9.

6. Лешков В.Н. Общественное право народонаселения. М., 1875.

7. Малахов В.П., ЭриашвилиН.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Моногр. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012.

8. Меркель А. Юридическая энциклопедия / Под ред. В.М. Грибовский; Пер. Ф.К. Зейдель. СПб.: Н.К. Мартынов, 1902.

9. ПетражицкийЛ.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч. Ч. 1. М., 2018.

10. Регельсбергер Ф. Общее учение о праве / Под ред. Ю.С. Гамбаров; Пер. И.А. Базанов. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1897.

11. Рождественский Н. Энциклопедия законоведения. СПб.: Тип. Э. Праца, 1863.

12. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1907.

13. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930.

14. Цыпин В.А. Церковное право: Курс лекций. М., 1994.

References

1. Arens G. Yuridicheskaya entsiklopediya, ili orga-nicheskoye izlozheniye nauki o prave i gosudarstve, na osnovanii printsipov eticheskoy filosofii prava. M.: Tip. A. Semena, 1863.

2. Vovk D.A. Religioznaya traditsiya v prave: ob-shcheteoreticheskaya kharakteristika // Vestnik Samar-skoy gumanitarnoy akademii. 2013. № 2 (14). S. 3-17.

3. Vorms A.E. Zakon i obychay v nasledovanii u krest'yan. M., 1913.

4. Gurvich G.D. Filosofiya i sotsiologiya prava: Iz-brannyye sochineniya. SPb., 2004.

5. Lanovaya G.M. Gosudarstvennoye i negosu-darstvennoye pravo: otlichitel'nyye priznaki // Sovre-mennoye pravo. 2014. № 11. S. 5-9.

6. Leshkov V.N. Obshchestvennoye pravo narodo-naseleniya. M., 1875.

7. Malakhov V.P., Eriashvili N.D. Metodologiches-kiye i mirovozzrencheskiye problemy sovremennoy yuridicheskoy teorii: Monogr. M.: Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2012.

8. Merkel' A. Yuridicheskaya entsiklopediya / Pod red. V.M. Gribovskiy; Per. F.K. Zeydel'. SPb.: N.K. Mar-tynov, 1902.

9. Petrazhitskiy L.I. Teoriya prava i gosudarstva v svyazi s teoriyey nravstvennosti. V 2 ch. CH. 1. M., 2018.

10. Regel'sberger F. Obshcheye ucheniye o prave / Pod red. Yu.S. Gambarov; Per. I.A. Bazanov. M.: T-vo I.D. Sytina, 1897.

11. Rozhdestvenskiy N. Entsiklopediya zakonove-deniya. SPb.: Tip. E. Pratsa, 1863.

12. Trubetskoy E.N. Lektsii po entsiklopedii prava. M., 1907.

13. Frank S.L. Dukhovnyye osnovy obshchestva. Vvedeniye v sotsial'nuyu filosofiyu. Raris, 1930.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tsypin V.A. Tserkovnoye pravo: Kurs lektsiy. M., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.