Научная статья на тему 'Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период'

Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ИСТОРИЯ / ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / СЕМИНАРИЯ / RELIGIOUS EDUCATION / FAR EAST / HISTORY / SPIRITUAL SCHOOL / THEOLOGY / SEMINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поповкина Галина Сергеевна

Введение. Гонения на церковь в советское время оказали крайне негативное влияние на состояние религиозного образования в России, которое на долгий срок практически прекратило свое существование. Восстановление церковной жизни в постсоветский период потребовало подготовки высокообразованного, просвещенного духовенства, чем занялись вновь создаваемые в стране духовные училища и семинарии. Цели статьи проследить процесс возрождения духовно-религиозного образования в одном из регионов Российской Федерации на юге Дальнего Востока; показать достижения в этой области и спрогнозировать на этом фактическом материале ближайшие и отдаленные по времени перспективы подготовки священнослужителей и религиоведов. Методология и методы. Основу исследования, описанного в публикации, составило проанализированное и обобщенное в контексте системно-исторического подхода содержание документов, научных источников соответствующей тематики, а также сведений, полученных в ходе опросов и интервью участников и свидетелей создания на Дальнем Востоке образовательных духовно-религиозных учреждений. Результаты и научная новизна. Определены центры реставрации духовного образования на Дальнем Востоке Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. Отображена образовательная политика представителей церковной элиты, на которую большое влияние оказывают далеко не всегда позитивные процессы, протекающие в светском образовании. Констатируется, что в настоящее время в условиях реформирования ведется поиск новых форм и способов решения проблемы нехватки специалистов в региональных епархиях. Статья является первой попыткой осмысления постсоветского этапа в религиозном образовании. Зафиксировано завершение данного восстановительного периода, являющегося исторической вехой развития духовного образования. Практическая значимость. Материалы статьи и выводы автора могут быть использованы преподавателями при разработке курсов по истории образования в России, церковной истории и историческому краеведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS EDUCATION IN THE SOUTH OF THE RUSSIAN FAR EAST IN POST-SOVIET PERIOD

Introduction. Persecutions of the Christian Church in Soviet period in Russia had a negative impact on religious education being neutralized and assigned a specific status as illegal for a long period of time in Russia. Since rebuilding of church life in Post-Soviet period called for the highly educated clergy. This task was laid down on the spiritual schools and seminaries brought back in different regions of the country. Aim. There are three primary aims of the publication: to consider the process of rebirth of spiritual and religious education in the southern part of the Russian Far East; to show the results achieved today; to consider the prospects of theological education development in the near and distant future. Methodology and research methods. The methodological basis of the research consists of: a systematic literature review of studies, based on the system and historical approaches, to present detailed analysis of the research topic; the data received during the polls and interviews of participants and witnesses of educational spiritual religious institutions’ establishment in the Far East. Results and scientific novelty. The centers of spiritual education in the Far East are designated Vladivostok, Khabarovsk and Blagoveshchensk. The educational policy of representatives of the church elite presented is not always positive while under the influence of the processes currently occurring in secular education. In the context of reform, there is a search of the new organizational solutions and ways to deal with a problem of shortage of specialists in regional dioceses. In this research, for the first time, an attempt was made to describe the Post-Soviet stage in religious education. The end of the recovery period, a historical milestone of development of spiritual education, is recorded. Practical significance. The materials and conclusions provided by the author can be used while designing and developing the courses in History of the Russian Education, Ecclesiastic History, and Regional Studies as well.

Текст научной работы на тему «Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период»

Образование и наука. Том 19, № 9. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 9. 2017

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 69(571.6) DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-144-163

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Г. С. Поповкина

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия.

E-mail: galina.popovkina@gmail.com

Аннотация. Введение. Гонения на церковь в советское время оказали крайне негативное влияние на состояние религиозного образования в России, которое на долгий срок практически прекратило свое существование. Восстановление церковной жизни в постсоветский период потребовало подготовки высокообразованного, просвещенного духовенства, чем занялись вновь создаваемые в стране духовные училища и семинарии.

Цели статьи - проследить процесс возрождения духовно-религиозного образования в одном из регионов Российской Федерации - на юге Дальнего Востока; показать достижения в этой области и спрогнозировать на этом фактическом материале ближайшие и отдаленные по времени перспективы подготовки священнослужителей и религиоведов.

Методология и методы. Основу исследования, описанного в публикации, составило проанализированное и обобщенное в контексте системно-исторического подхода содержание документов, научных источников соответствующей тематики, а также сведений, полученных в ходе опросов и интервью участников и свидетелей создания на Дальнем Востоке образовательных духовно-религиозных учреждений.

Результаты и научная новизна. Определены центры реставрации духовного образования на Дальнем Востоке - Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. Отображена образовательная политика представителей церковной элиты, на которую большое влияние оказывают далеко не всегда позитивные процессы, протекающие в светском образовании. Констатируется, что в настоящее время в условиях реформирования ведется поиск новых форм и способов решения проблемы нехватки специалистов в региональных епархиях.

Статья является первой попыткой осмысления постсоветского этапа в религиозном образовании. Зафиксировано завершение данного восстановительного периода, являющегося исторической вехой развития духовного образования.

Практическая значимость. Материалы статьи и выводы автора могут быть использованы преподавателями при разработке курсов по истории образования в России, церковной истории и историческому краеведению.

Ключевые слова: религиозное образование, Дальний Восток, история, духовное училище, семинария

Благодарности. Автор выражает искреннюю признательность всем информантам, оказавшим помощь в сборе материала для исследования, а также уважаемым рецензентам за труд и внимание к статье.

Для цитирования: Поповкина Г. С. Религиозное образование на юге Дальнего Востока России в постсоветский период / / Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 144-163. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-144-163

RELIGIOUS EDUCATION IN THE SOUTH OF THE RUSSIAN FAR EAST IN POST-SOVIET PERIOD

G. S. Popovkina

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia.

E-mail: galina.popovkina@gmail.com

Abstract. Introduction. Persecutions of the Christian Church in Soviet period in Russia had a negative impact on religious education being neutralized and assigned a specific status as illegal for a long period of time in Russia. Since rebuilding of church life in Post-Soviet period called for the highly educated clergy. This task was laid down on the spiritual schools and seminaries brought back in different regions of the country.

Aim. There are three primary aims of the publication: to consider the process of rebirth of spiritual and religious education in the southern part of the Russian Far East; to show the results achieved today; to consider the prospects of theological education development in the near and distant future.

Methodology and research methods. The methodological basis of the research consists of: a systematic literature review of studies, based on the system and historical approaches, to present detailed analysis of the research topic; the data received during the polls and interviews of participants and witnesses of educational spiritual religious institutions' establishment in the Far East.

Results and scientific novelty. The centers of spiritual education in the Far East are designated - Vladivostok, Khabarovsk and Blagoveshchensk. The educational policy of representatives of the church elite presented is not always positive while under the influence of the processes currently occurring in secular educati-

on. In the context of reform, there is a search of the new organizational solutions and ways to deal with a problem of shortage of specialists in regional dioceses.

In this research, for the first time, an attempt was made to describe the Post-Soviet stage in religious education. The end of the recovery period, a historical milestone of development of spiritual education, is recorded.

Practical significance. The materials and conclusions provided by the author can be used while designing and developing the courses in History of the Russian Education, Ecclesiastic History, and Regional Studies as well.

Keywords: religious education, Far East, history, spiritual school, theology, seminary

Acknowledgements. The author expresses sincere gratitude to all informants for giving help in collection of the research material. Also the author is thankful to the reviewers for their careful work and attention to the article.

Forcitation: Popovkina G. S. Religious education in the south of the Russian Far East in post-Soviet period. The Education and Science Journal. 2017; 9 (19): 144-163. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-144-163

Введение

Религиозное образование - профессиональное богословское, религиоведческое и т. п. - в новейшей истории Дальнего Востока России берет свое начало в 90-е гг. ХХ в., в период возрождения религиозной жизни в стране. За двадцать с небольшим лет организованы образовательные учреждения, определены направления работы и формы обучения. Однако этот этап еще не стал объектом пристального внимания историков, не изучена история возобновления и развития религиозного образования и на Дальнем Востоке. Представляется целесообразным начать работу по восполнению этого пробела. Основу изложенного ниже исследования составили не только опубликованные документы, но и материалы, почерпнутые из интервью с организаторами духовно-религиозных учебных заведений и участниками образовательного процесса в них. Введение в научный оборот нового материала позволит обогатить базу источников для изучения истории образования в России, истории церкви и религиозного образования.

Обзор литературы

Процесс возрождения религиозного образования в России, особенно внедрение его элементов в общеобразовательные школы, получил неоднозначную оценку экспертов и исследователей. Православная педагогика

рассматривается как фундамент традиционной российской школы в монографии доктора педагогических наук игумена Георгия (Шестуна) [1]. Особый интерес специалистов вызывает воспитательный потенциал религиозного образования: делается акцент на его возможностях в деле патриотического воспитания [2-5], развитии нравственности и духовности молодежи [6-8]; дается оценка связанным с ним педагогическим подходам к возникающим в повседневной школьной и вузовской практике проблемам [9, 10], взаимодействию светских образовательных структур и церкви [11].

Курс общеобразовательных школ «Основы православной культуры» актуализировал проблему конкретных методов его преподавания [12-14]. В трудах религиоведов и педагогов поднимаются вопросы качества религиозного образования, заинтересованности в учебном процессе и ответственности самих обучающихся за результаты своей учебы [15].

Об истории религиозного образования на Дальнем Востоке фрагментарно упоминается только в некоторых работах ученых-религиоведов [16]. В последние годы предпринимаются попытки осмысления процессов, происходящих в российском образовании в целом и в религиозном образовании в частности, на примере деятельности конкретных приходов или отраслей духовного образования, например регентского [17-21].

В зарубежных периодических изданиях публикуются статьи как отечественных, так и зарубежных экспертов по рассматриваемой тематике. Так, Joseph Loya и Tatiana Kravchuk пишут о положительном потенциале религиозного образования в деле воспитания ответственных, нравственно развитых, сведущих в родных традициях и вере предков граждан [22]. Victor A. Shnirelman, напротив, видит нечеткость взглядов российского государства в его отношении к религии и, более того, введение обязательных просветительских дисциплин в школах рассматривает как угрозу разделения учащихся по вероисповеданию и даже как основу для религиозных конфликтов [23].

Alexandra Blinkova и Paul Vermeer сравнивают системы религиозного образования Швеции, Дании и Великобритании и считают, что российская система позволяет Русской православной церкви вести миссионерскую деятельность, а государство опирается на опыт церкви в воспитании патриотизма у молодежи [24].

Проблему стандартизации, подготовки профессиональных специалистов в области религиозного образования поднимает Agata Ladykowska [25].

В обнаруженных нами и проанализированных публикациях обсуждаются текущие проблемы и рассуждается о перспективах религиозного

образования как в общеобразовательных школах, так и в специальных учреждениях конфессионального просвещения. Однако вопросы истории религиозного образования в России в постсоветский период практически не поднимались исследователями, впервые эта проблема рассматривается и в дальневосточном регионе.

Методология исследования

История религиозного образования связана как с изменениями самой системы церковной жизни, так и с историей развития общества, поэтому методологической основой исследования нами был избран системно-исторический подход. Особенности изучаемых материалов определили методы работы.

Период существования центров религиозного образования на Дальнем Востоке в новейшей истории России составляет чуть более двадцати лет, в связи с чем для исследователя доступны не только опубликованные в последние два десятилетия материалы, но и живые свидетельства организаторов и сотрудников этих учебных заведений, у многих из которых автором данной статьи были взяты неформализованные интервью. С помощью метода интервьюирования носителей незафиксированной (устной) истории духовно-религиозных образовательных учреждений удалось получить редкие данные, которые обычно не отражаются в документальных источниках (например, роль отдельных лиц в организации какого-либо учреждения и учебного процесса, условия выбора места организации и т. д.). Полученные сведения были обобщены и сопоставлены с изданными материалами, в результате чего выстроилась цепочка событий в истории деятельности различных образовательных заведений. Таким образом, удалось достаточно полно описать ситуацию возрождения религиозного образования на юге Дальнего Востока России.

Результаты исследования

Главным результатом нашей работы является восстановление последовательности исторических событий в процессе создания духовно-религиозного образования в дальневосточном регионе и определение некоторых нюансов этого процесса.

Владивостокское духовное училище. Первым духовно-религиозным учебным заведением на юге дальневосточного региона России стало организованное в 1992 г. Владивостокское духовное училище. До этого епархией проводились богословские курсы для всех желающих. Последний набор этих курсов стал первым курсом студентов училища. Своим су-

ществованием учебное заведение во многом обязано нынешнему митрополиту Приморскому Вениамину (Пушкарю). Коренной приморец (детство и юность провел в районе станций Садгород и Весенняя), он горячо интересовался вопросами веры, закончил Московскую духовную академию, где потом был преподавателем. Однако в сане не был, оставался гражданским лицом. Когда встал вопрос о возрождении епархии во Владивостоке, оказалось, что его кандидатура является наиболее подходящей. Решающую роль сыграл тот факт, что владыка был родом из Приморского края. Истинный христианин, положившись на Божью волю, будущий Владыка Вениамин принял сан и стал епископом Владивостокским и Приморским.

С 1992 г. наблюдался рост церковной активности, но священников не хватало. Именно в это время епископ Вениамин предложил создать во Владивостоке духовное училище. Для него, очень образованного человека, немалую часть жизни занимавшегося семинарским образованием, училище стало главным детищем, в устройство которого он вложил душу. Набор студентов впервые состоялся в 1995 г. Образовательная программа училища была составлена на основе семинарской: для Владыки образцом духовного образования являются московские духовные школы 1960-70-х гг.

В начальный период деятельности училища преподавателей катастрофически не хватало. Чтобы закрыть имеющиеся вакансии, Владыка Вениамин привез несколько иеромонахов из Москвы: о. игумена Феофана (Зиборова), о. Никона (Анненкова), о. Алексия (Несмеева). Церковно-сла-вянскому языку учила монахиня София. Много преподавал сам Владыка. Светских преподавателей в училище не было. Очень мало было учебников, необходимых книг, в основном учились по лекциям Владыки и иеромонахов. Финансирование духовного училища полностью взяла на себя епархия. Комнаты для проживания студентов и учебные классы для удобства учащихся, преподавателей и наставников были расположены в одном здании.

Желающие учиться в училище должны были пройти вступительное испытание - сдать экзамены по «Закону Божию» (в рамках книги протоиерея Серафима Слободского), русскому языку (изложение) и церковному пению. Поступить в учебное заведение мог только воцерковленный мальчик, предоставивший рекомендацию духовника, что исключало попадание в училище случайных людей. Проведенные эксперименты, когда в училище принимали всех желающих, успешно сдавших экзамены, показали, что молодые люди, не осведомленные о практической церковной жизни и не расположенные к ней, а значит, и к служению Церкви, быстро отказывались от обучения и уходили из училища.

Расцвет училища приходится на начало 2000-х гг. и связан с появлением во Владивостоке собственных преподавателей, в основном выпускников кафедры теологии и религиоведения, которая открылась в Дальневосточном государственном университете в 1999 г. Вначале срок обучения в училище составлял 2 года, сейчас - 4, что связано с предписанием об обязательном семинарском образовании священника. Программа училища до июля 2016 г. была максимально приближена к семинарской, чтобы выпускники училища могли сдать в семинарии некоторые недостающие предметы и максимально сократить тем самым период дальнейшего обучения.

Однако в настоящее время появилась проблема, которая ставит под вопрос существование религиозного образования во Владивостоке. Как заявил протоиерей Р. Мороз, «понятие духовного училища из законодательства РПЦ ушло: либо семинария, либо образовательный центр. Это нужно для внедрения новой программы - чтоб на каждом приходе были миссионеры, катехизаторы, которые готовятся как профессиональные работники. Но у нас нет такой необходимости, так как нет и большой религиозной активности, нет и возможности для реализации этой программы».

Дело в том, что в 2011 г. архиерейский собор утвердил новую модель духовного образования, воплощением в жизнь которой сейчас заняты церковные образовательные учреждения1. Внедрение новой образовательной модели обусловлено, прежде всего, смещением опоры церкви с крестьянской деревни на город, в связи с чем «воспроизведение старых схем, старых стандартов уже не могло приносить результат и не могло быть достаточным»2.

Документы учебного комитета русской православной церкви, принятые в 2014-2015 гг., касаются лишь духовных семинарий (академий) и уровня бакалавриата. Учебные планы и иные документы относительно духовных училищ нам не встретились3. В целом позиция церкви в области образования сейчас сводится к предельно жесткому структурному соответствию между светскими органами управления образованием и церков-

1 В Благовещенской епархии открылось духовное училище [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blaginform.ru/v-blagoveshhenskoj-eparxii-otkrylos-du-xovnoe-uchilishhe/ (дата обращения: 20.08.2016).

2 Реформа духовных школ диктуется новыми условиями жизни. Сайт Сретенского монастыря [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pravosla-vie.ru/sretmon/uchil/reformdukhshkol.htm (дата обращения: 31.01.2017).

3 Русская Православная Церковь. Учебный комитет. Документы по единому учебному плану [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/4279765.html (дата обращения: 20.08.2016).

ными отделами религиозного образования, что объясняется необходимостью соответствия «квалификационным требованиям, принятым в государстве», от чего «зависит взаимопонимание, а в конечном итоге и успешность реализации наших образовательных проектов: как церковных, так и церковно-государственных»1.

В создавшихся условиях в 2016 г. набор во Владивостокское духовное училище не производился, так как его нужно было «переформатировать» под изменившиеся обстоятельства. Но и закрывать духовное училище не планируется. В 2016 г. Владивостокское духовное училище получило новый статус и новое название - «Духовный центр подготовки церковных специалистов» в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Студенты, поступившие в предыдущие годы, закончат обучение в ближайшие два года по программе обучения Духовного училища. В 2017 г. «Духовный центр подготовки церковных специалистов» начал набор учащихся по программе обучения специалистов в области миссионерской работы с возможностью получения диакон-ского сана. Срок обучения составит два с половиной года2. По постановлению Синода выпускники Центра будут обладать образовательным цензом, предусмотренным Архиерейским собором для кандидатов в диакон-ский сан.

Кафедра теологии во Владивостоке. Нынешний проректор Владивостокского духовного училища по учебной работе протоиерей Ростислав Мороз закончил это училище в 1998 г., а в 1999 г. стал руководителем отдела религиозного образования Владивостокской епархии. Для решения вопроса нехватки преподавателей в училище он вел переговоры с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ), заинтересованным в создании своих филиалов. Переговоры проходили успешно, и все шло к открытию филиала ПСТГУ во Владивостоке. В это же время с просьбой о создании кафедры теологии к Владыке обратился ректор Дальневосточного государственного университета В. И. Курилов. Причиной, побудившей его обратиться с такой просьбой, было то, что он ориентировался на лучшие зарубежные образцы университетов, где обычно бы-

1 Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4478772.html (дата обращения: 20.08.2016).

2 Владивостокское Духовное училище получило другое название [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vladivostok-eparhia.ru/education/teol_school/stu-dents/? ID=1946 (дата обращения 30.01.2017).

вают такие кафедры, и хотел создать классический университет на Дальнем Востоке России. Решение о создании кафедры теологии и религиоведения было принято, и Владыка Вениамин поручил о. Ростиславу Морозу заниматься воплощением его в жизнь. В первые годы работы кафедры теологии особенно чувствовался кадровый голод. «Мы подтянули всех местных специалистов, кого только можно было», - вспоминает о. Ростислав. Он сам вел многие дисциплины, а в основной преподавательский состав вошли Владыка Вениамин, о. Иннокентий (Ерохин) (ныне - викарий Владивостокской епархии Приморской митрополии). Владыка Вениамин, кандидат богословия, стал заведующим кафедрой; А. В. Здор, кандидат философских наук, - его заместителем. Большинство богословских дисциплин читали преподаватели из ПСТГУ. Для этого их командировали во Владивосток. В течение командировки преподаватель какой-либо дисциплины вычитывал сразу весь семестровый курс, и студенты в это время занимались только этим предметом. Потом местные преподаватели возобновляли семинарский курс. «Это были 2000-2003 гг. Позднее выпускники кафедры стали преподавателями, кадровая проблема перестала быть такой острой», - вспоминает о. Ростислав Мороз. Сейчас преподавательский состав кафедры состоит из местных сотрудников, а сама кафедра теологии и религиоведения существует в составе Дальневосточного федерального университета.

Хабаровская Духовная Семинария. 10 июня 2005 г. в Патриарших палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви. Особо обсуждались вопросы повышения уровня пастырской подготовки священнослужителей дальневосточных епархий и развития миссионерской деятельности в регионе. По итогам обсуждения Священный Синод принял решение о создании духовной семинарии в г. Хабаровске. Ректором семинарии был назначен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Попечительский совет по строительству семинарии возглавил тогдашний губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев. Уже 1 сентября 2005 г. в новообразованной духовной школе начались учебные занятия1.

Указу патриарха предшествовала подготовительная работа, которая на первых порах заключалась в выборе места для семинарии на Дальнем Востоке. Предпочтительность Владивостока была обусловлена тем, что

1 Хабаровская духовная семинария, официальный сайт [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dvseminary.ru/. (дата обращения: 20. 08. 2016).

здесь уже было духовное училище и имелся опыт организации подобного рода учреждений. Однако обстановка в портовом городе сыграла отрицательную роль в определении места для открытия семинарии. Выбор остановили на Хабаровске как крупном транспортном узле. В связи с нехваткой собственных преподавателей сначала использовался метод командирования преподавателей из ПСТГУ.

Здание семинарии было построено с нуля, очень быстро благодаря партнерским отношениям епископа Марка и губернатора В. И. Ишаева1.

В открытие и обустройство духовной семинарии много сил вложил один из ее основателей о. Петр Еремин. Однако он не успел оформить документы таким образом, чтобы семинарское образование могло приравниваться к высшему образованию, полученному в государственном вузе. В современной ситуации, когда церковное образование ориентировано на единую стандартизацию с государственным, по-видимому, назревает необходимость восполнить этот пробел2.

В настоящее время в Хабаровской духовной семинарии наблюдается недобор учащихся на очной форме обучения. Ситуация ухудшается еще и из-за того, что теперь набор студентов в семинарию должен идти одновременно с набором в государственные вузы.

На данный момент на очном и заочном отделении в семинарии работают 39 преподавателей, из которых 21 - совместители (основное место их работы - светский вуз). При устройстве на работу религиозная принадлежность для совместителя не имеет большого значения, важен профессионализм преподавателя. Девять преподавателей - выпускники Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии (СПДАИС) и Московской духовной академии и семинарии (МДАИС). Из общего числа преподавателей 11 человек имеют священный сан3.

В Хабаровской духовной семинарии ведется активная научная работа, в частности изучается церковная история дальневосточного реги-она4. Действует (многоступенчатая) школа духовного пения, планируется организация регентского отделения (с полным пансионатом)5.

1 Полевые материалы автора (ПМА). Информация иеромонаха Никанора (Лепешева), г. Хабаровск.

2 ПМА. Информация (Лепешева).

3 ПМА. Информация А. Н. Проскуриной, руководителя информационного центра, преподавателя Хабаровской Духовной семинарии.

4 ПМА. Информация иеромонаха Никанора (Лепешева); А. Н. Проскуриной.

5 ПМА. Информация А. Н. Проскуриной

Благовещенское духовное училище. В 2015 г. в Благовещенске было открыто духовное училище. Это событие воспринимается его создателями как возрождение имевшихся до революции 1917 г. традиций: в 1862 г. в Благовещенске открылось духовное училище для подготовки церковнослужителей, а в 1901 г. - Благовещенское епархиальное женское училище, которое готовило педагогов для церковно-приходских и светских школ. Современное Благовещенское духовное училище появилось в результате преобразования существовавших с 2014 г. трехгодичных богословских курсов при Духовно-просветительском центре святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Амурского. В училище сохранены отделения Духовно-просветительского центра: богословское, регентское и иконописное. Будущее училища его руководство представляет довольно отчетливо: «Сегодня подготовкой священнослужителей занимаются семинарии и академии, православные вузы дают высшее теологическое образование, а назначение духовных училищ - подготовка церковнослужителей: регентов, катехизаторов, педагогов воскресных школ, псаломщиков, иконописцев и других церковных специалистов. Всем ныне существующим училищам было рекомендовано перестроить свой учебный процесс в соответствии с этой задачей»1. Поскольку открытие училища состоялось после начала реформирования духовных образовательных учреждений, то оно сразу было заточено под конкретную задачу - подготовку церковнослужителей разных направлений. Кроме того, с осени 2016 г. у клириков благовещенской епархии появилась возможность получить высшее духовное образование, не покидая пределы региона, для чего было заключено соглашение с Хабаровской духовной семинарией, в котором говорится: «Семинары и лекции хабаровчан будут посещать полмесяца. В год таких сессий запланировано две. Срок обучения - 5 лет, после чего слушателям курса предстоит защита диплома»2. Благодаря внедрению этого проекта решается проблема нехватки священников в городских храмах во время сессий при обучении в Хабаровске или Москве.

Регентское образование. Еще один распространенный вид религиозного образования - певческое искусство, регентские курсы, которые должны восполнить потребность в квалифицированных кадрах для цер-

1 В Благовещенской епархии открылось духовное училище [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blaginform.ru/v-blagoveshhenskoj-eparxii-otkrylos-du-xovnoe-uchilishhe/ (дата обращения: 20.08.2016).

2 Священники смогут получать высшее образование в Благовещенске [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blagoveshensk.riasv.ru/news/svyashchenni-ki_smogut_poluchat_visshee_obrazovanie/1510761/ (дата обращения: 02.02.2017).

ковных хоров. Регентские курсы с минимальной подготовкой организованы в Духовно-просветительском центре им. Святителя Иннокентия в Благовещенске. Студенты курсов в обязательном порядке должны посещать лекции по сольфеджио, хору и Богослужебному уставу. Программа занятий адаптирована для слушателей с разной начальной музыкальной подготовкой, предусмотрена возможность индивидуальных занятий1.

Во Владивостоке организацией обучения регентов много занималась доктор искусствоведения Г. В. Алексеева2. В Дальневосточном государственном техническом университете, а затем в Дальневосточном федеральном университете она сосредоточила внимание на узкопрофильном направлении «Древнерусское певческое искусство». Регентское направление было открыто и в Приморском краевом колледже искусств [19]. Поступить туда мог любой желающий на общих основаниях. За 2012-2015 гг. было произведено три небольших набора регентов от 2 до 4 человек. К основной программе обучения дирижеров была добавлена литургика и регентское дело. Однако в настоящее время набор на регентское отделение не ведется3, хотя необходимость в певчих и регентах для церковных хоров остается.

В 2010 г. при Хабаровской Духовной семинарии открыты регентские курсы. Поступающие на них проходят тестирование по следующим дисциплинам: «Библейская история Ветхого и Нового Завета», «Богослужение Православной Церкви», «Основы веры», «Церковное пение» (собеседование и прослушивание музыкальных данных). Кроме того, при поступлении нужно показать твердое и осмысленное знание начальных, утренних, вечерних молитв, «Символа веры», некоторых тропарей, псалмов и др.4, будущие регенты должны иметь навыки чтения на церковнославянском языке. Программа обучения рассчитана на два года, уже состоялись первые выпуски учащихся.

Просветительская работа духовно-образовательных учреждений. Непременной частью религиозного образования во всех епархиях являются катехизаторские курсы, духовно-просветительские центры и т. п.

1 Духовно-просветительский центр им. Святителя Иннокентия. Регентское отделение [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://centrum.pravorg.ru/regentskoe-ot-delenie/ (дата обращения: 20.08.2016).

2 ПМА. Информация Гордеева Д. В., преподавателя кафедры теологии ДВФУ, 2012-2015 гг. - преподавателя колледжа искусств, Владивосток.

3 ПМА. Информация Д. В. Гордеева.

4 В Хабаровской духовной семинарии открываются регентские курсы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://old.pravostok.ru/ru/main_theme/? id=1514&theme=238. (дата обращения: 20.08.2016).

Во Владивостоке катехизаторские курсы по изучению основ Православия открылись в 1997 г. благодаря усилиям Т. И. Гончаровой - в настоящее время заместителя председателя отдела религиозного образования и катехизации владивостокской епархии приморской митрополии Русской Православной Церкви.

Духовно-просветительский центр в Благовещенске дал жизнь духовному училищу и продолжает и самостоятельную образовательную деятельность. Так, разработаны учебно-методические материалы для школы об Албазинской иконе Божией Матери, в феврале 2016 г. организованы курсы «Основы христианского психологического консультирования»1.

В Хабаровской епархии проведены подготовительные курсы для мирян-катехизаторов, которые будут заниматься изучением основ православия с желающими принять Крещение2.

В Амурской епархии, в Епархиальном образовательном центре, который является сектором дополнительного образования Хабаровской духовной семинарии, произведен набор на трехгодичные курсы «Основы православия»3.

В качестве преподавателей курсов привлекаются священнослужители и миряне, обычно «православноориентированные», а также специалисты в области религиоведения. Иногда занятия проводят светские преподаватели религиоведения (например, при обзоре нехристианских религий), так как считается, что «наука стремится к объективности и лекции высококлассных специалистов повышают образовательный уровень слушателей курсов и могут служить Православию»4. Преподавание ведется на безвозмездной основе.

1 Духовно-просветительский центр им. Святителя Иннокентия. Духовно-просветительский центр приглашает на курсы христианских психологов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://centrum.pravorg.ru/2016/01/15/blago-veshhenskoe-duxovnoe-uchilishhe-priglashaet-na-kursy-xristianskix-psixologov/ (дата обращения 30.01.2017).

2 Отдел катехизации и духовного просвещения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / / pravostok.ru/ eparchy/departments/ eparkhija/ otdel-katekhizatsii/ (дата обращения: 20.08.2016).

3 Амурская епархия объявляет набор в епархиальный образовательный центр [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://eparhia-amur.ru/eparchia/otde-li/OtdelKatehizacii/text/61275.html (дата обращения: 20.08.2016).

4 Религиовед Андрей Забияко прочел лекцию для слушателей богословских курсов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://centrum.pravorg.ru/2015/11/ 10/religioved-andrej-zabiyako-prochel-lekciyu-dlya-studentov-duxovnogo-uchilishha/ (дата обращения: 20.08.2016).

Обсуждение и заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая процесс возрождения духовно-религиозного образования на юге Дальнего Востока России, можно выделить три основных его центра - города Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. Епархии этих центров сумели наладить обучение специалистов по разным направлениям богословской подготовки. В качестве образцов организации учебного процесса были взяты формы и традиции Синодального периода. Современная ситуация в сфере образования в России отразилась и на религиозной его составляющей: возникла необходимость согласования их форм и содержания в соответствии с современными запросами общества. В настоящее время Русская православная церковь проводит реформу религиозного образования, соотнося его нормативы с требованиями к государственным образовательным учреждениям. На наш взгляд, такая унификация не всегда оправдана и может вызвать проблемы, так как всегда учитывается специфика региональных епархий, интенсивность религиозной активности и потребность в специалистах на конкретных территориях. Вероятно, нововведения повлекут за собой реорганизацию, или даже закрытие, или иные виды пертурбаций в деятельности религиозных образовательных учреждений. Однако очевидно, что религиозное образование на Дальнем Востоке будет развиваться, хотя, возможно, приобретет другие организационные формы восполнения доступными способами потребностей епархий в квалифицированных кадрах.

Список использованных источников

1. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. 4-е изд. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2010. 672 с.

2. Мелехова Г. Н. Традиции воспитания патриотизма в Русской Церкви // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 104-117.

3. Разоренова Е. Л. Православные традиции патриотического воспитания в процессе духовно-нравственного развития целостной личности / / Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 125-130.

4. Титова Н. А. Участие Русской Православной Церкви в процессе патриотического воспитания молодежи // Защита Отечества и ценности патри-

отизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 179-185.

5. Федякова М. А. Духовность как основа патриотического воспитания // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 185-196.

6. Елисов А. В. Духовно-нравственные ценности на уроках истории // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 33-46.

7. Семина Т. Ю. Изучение православной культуры как основа системы воспитания // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 84-88.

8. Булашова М. В., Лукина М. А., Щербань Н. В. Православная культура - системообразующая культура российской цивилизации // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефо-дия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 91-95.

9. Иоффе А. Н. Педагогические подходы к духовно-нравственному воспитанию гражданина России // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 397-403.

10. Розина О. В. Конфессиональное самосознание учителя и патриотическое воспитание в условиях толерантности: противоречия педагогических подходов // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 455-465.

11. Елисов А. В. Взаимодействие светских образовательных структур и Церкви // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 235-238.

12. Фурсов А. П. Методическое сопровождение процессов духовно-нравственного развития и воспитания // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 20092010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 30-33.

13. Ракова Т. Г. Интегративный подход к преподаванию православной культуры в современной школе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 60-66.

14. Комиссарова Э. В. Опыт преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе / / Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 20092010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 66-72.

15. Антонов К. М. Христианская правда и научная истина (Некоторые методологические аспекты написания курсовых и дипломных работ) // Материалы XVI ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. Москва, 2006. С. 27-33.

16. Дударенок С. М. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность // Россия и АТР. 2004. № 2. С. 130-140.

17. Поповкин А. В. В поисках нового гуманизма: можно ли преодолеть кризис образования в России? // Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23-24 сентября 2015 г., Владивосток / под общей ред. Е. В. Корябкиной. Владивосток: ПК ИРО, 2015. С. 9-13.

18. Комашинская Т. С., Цуркан Г. П. Об образовании в воскресных школах России // Образование и наука. 2016. № 10. С. 151-169. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-151-169.

19. Головащенко Л. Н. Динамика развития певческой православной традиции в храмах Владивостокской епархии // Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай -Корея - США - Австралия - Россия: материалы Международной научной конференции. Владивосток, 27 мая - 3 июня 2012. Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 303-308.

20. Игумен Никита (Зеленюк). Общие задачи церковного, нравственного и культурного воспитания на приходе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 20092010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 179-185.

21. Резниченко Е. Б. Регентское образование в системе российской высшей школы (из опыта работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009-2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 238-248.

22. Loya J., Kravchuk T. Russian Orthodox Religious Education Initiatives in Post-Soviet Russia: Update and Commentary // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. March, 2016. Vol. 36. Issue 2. P. 19-38.

23. Shnirelman V. Russian Christ. The Struggle of the Russian Orthodox Church to Introduce Religion into the Curriculum in the First Decade of the

Twentyfirst Century / / Journal of Educational Media, Memory, and Society. 2011, Autumn. Vol. 3. Issue 2. P. 1-22.

24. Blinkova A., Vermeer P. Religious education in Russia: a comparative and critical analysis / / Article in British Journal of Religious Education. July, 2016. Vol. 38. Issue 3. P. 1-13. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687.

25. Ladykowska A. The Role of Religious Higher Education in the Training of Teachers of Russian «Orthodox Culture» / / European Journal of Education. March, 2012. Vol. 47. Issue 1. P. 92-103. DOI: 10.1111/j. 1465-3435.2011.01510.x

References

1. Igumen Georgij (Shestun). Pravoslavnaja pedagogika = Orthodox pedagogics. Moscow: Publishing House PRO-PRESS; 2010. 672 p. (In Russ.)

2. Melehova G. N. Traditions of fostering patriotism in the Russian Church. In: Zashhita Otechestva i cennosti patriotizma v russkoj kul'ture, istorii i sovremen-nom vospitanii: sbornik materialov Vos'moj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Duhovnye osnovy russkoj kultury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkol" = Protection of the Fatherland and Value of Patriotism in the Russian Culture, History and Modern Education: Collection of Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Spiritual Bases of the Russian Culture: Studying and Teaching at the Higher and Secondary School"; 2012 Mart 26; Moscow. Moscow: Publishing House Nauka i Slovo; 2012. p. 104-117. (In Russ.)

3. Razorenova E. L. Orthodox traditions of patriotic education in the course of spiritual and moral development of the complete personality. In: Zashhita Otec-hestva i cennosti patriotizma v russkoj kul'ture, istorii i sovremennom vospitanii: sbornik materialov Vos'moj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Duhovnye osnovy russkoj kultury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkol" = Protection of the Fatherland and Value of Patriotism in the Russian Culture, History and Modern Education: Collection of Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Spiritual Bases of the Russian Culture: Studying and Teaching at the Higher and Secondary School"; 2012 Mar 26; Moscow. Moscow: Publishing House Nauka i Slovo; 2012. p. 125-130. (In Russ.)

4. Titova N. A. Participation of Russian Orthodox Church in the course of patriotic education of youth. In: Zashhita Otechestva i cennosti patriotizma v russkoj kul'ture, istorii i sovremennom vospitanii: sbornik materialov Vos'moj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Duhovnye osnovy russkoj kultury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkol" = Protection of the Fatherland and Value of Patriotism in the Russian Culture, History and Modern Education: Collection of Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Spiritual Bases of the Russian Culture: Studying and Teaching at the Higher and Secondary School"; 2012 Mar 26; Moscow. Moscow: Publishing House Nauka i Slovo; 2012. p. 179-185. (In Russ.)

5. Fedjakova M. A. Spirituality as a basis of patriotic education. In: Zashhita (Otechestva i cennosti patriotizma v russkoj kul'ture, istorii i sovremennom vospitanii: sbornik materialov Vos'moj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-

cii "Duhovnye osnovy russkoj kultury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkol" = Protection of the Fatherland and Value of Patriotism in the Russian Culture, History and Modern Education: Collection of Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Spiritual Bases of the Russian Culture: Studying and Teaching at the Higher and Secondary School"; 2012 Mart 26; Moscow. Moscow: Publishing House Nauka i Slovo; 2012. p. 185-196. (In Russ.)

6. Elisov A. V. Spiritual and moral values at history lessons. Dal'nevos-tochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodi-ja. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of 2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 33-46. (In Russ.)

7. Sjomina T. Ju. Studying of orthodox culture as educational system basis. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 84-88. (In Russ.)

8. Bulashova M. V., Lukina M. A., Shherban' N. V. Orthodox culture -backbone culture of the Russian civilization. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 20092010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 91-95. (In Russ.)

9. Ioffe A. N. Pedagogical approaches to spiritual moral education of the citizen of Russia. In: Zashhita Otechestva i cennosti patriotizma v russkoj kul'ture, is-torii i sovremennom vospitanii: sbornik materialov Vos'moj Mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii "Duhovnye osnovy russkoj kultury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkol" = Protection of the Fatherland and Value of Patriotism in the Russian Culture, History and Modern Education: Collection of Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Spiritual Bases of the Russian Culture: Studying and Teaching at the Higher and Secondary School"; 2012 Mart 26; Moscow. Moscow: Publishing House Nauka i Slovo; 2012. p. 397403. (In Russ.)

10. Rozina O. V. Confessional consciousness of the teacher and patriotic education in the conditions of tolerance: contradictions of pedagogical approaches. In: Zashhita Otechestva i cennosti patriotizma v russkoj kul'ture, istorii i sovremennom vospitanii: sbornik materialov Vos'moj Mezhdunarodnoj nauchno-praktic-heskoj konferencii "Duhovnye osnovy russkoj kultury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkol" = Protection of the Fatherland and Value of Patriotism in the Russian Culture, History and Modern Education: Collection of Materials of the Eighth International Scientific and Practical Conference "Spiritual Bases of the Russian Culture: Studying and Teaching at the Higher and Secondary School"; 2012 Mart 26; Moscow. Moscow: Publishing House Nauka i Slovo; 2012. P. 455465. (In Russ.)

11. Elisov A. V. Interaction of secular educational structures and Church. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i

Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 235-238. (In Russ.)

12. Fursov A. P. Methodical maintenance of processes of spiritual and moral development and education. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 30-33. (In Russ.)

13. Rakova T. G. Integrative approach to teaching orthodox culture at modern school. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of 2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 60-66. (In Russ.)

14. Komissarova Je. V. Experience of teaching «Bases of orthodox culture» in comprehensive school. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 66-72. (In Russ.)

15. Antonov K. M. Christian truth and scientific truth (Some methodological aspects of writing course and theses). Materialy XVI ezhegodnoj bogoslovskoj konferencii PSTGU = Materials of the 16th Annual Theological Conference of St. Tik-hon's Orthodox University. V. 1. Moscow; 2006. Vol. 1. P. 27-33. (In Russ.)

16. Dudarenok S. M. The religious situation in the Russian Far East: Past and Present. Rossija i ATR = Russia and the Pacific. 2004; 2: 130-140. (In Russ.)

17. Popovkin A. V. V poiskah novogo gumanizma: mozhno li preodolet' kri-zis obrazovanija v Rossii? In: Duhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie detej i mo-lodezhi: opyt, problemy, perspektivy razvitija: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 23-24 sentjabrja 2015 g., Vladivostok = The Spiritual and Moral Development and Education of Children and Youth.: Experience, Problems and Prospects of Development: Proceedings of Scientific-Practical Conference; 2324 September 2015; Vladivostok. Vladivostok; 2015. p. 9-13. (In Russ.)

18. Komashinskaja T. S., Tsurkan G. P. On Education in the Russian Sunday schools. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2016; 10: 151-169. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-151-169 (In Russ.)

19. Golovashhenko L. N. Dynamics of development of singing in churches of the Orthodox tradition of the Vladivostok diocese. Vizantijskij sled v kulture i is-kusstve Tihookeanskogo poberezhja v prostranstve poliloga Kitaj-Koreja-SShA-Avstralija-Rossija. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Vladivostok 27 maja-3 ijunja 2012 = Byzantine Imprint on the Culture and Art of the Pacific Coast in the Space Polylogue China-Korea-USA-Australia-Russia. Proceedings of the International Scientific Conference? 2012. 27 May - 3 June; Vladivostok. Vladivostok, 2012. P. 303-308. (In Russ.)

20. Igumen Nikita (Zelenjuk). Obshhie zadachi cerkovnogo, nravstvennogo i kul'turnogo vospitanija na prihode. Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of 2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 179185. (In Russ.)

21. Reznichenko E. B. Regentskoe obrazovanie v sisteme rossijskoj vysshej shkoly (iz opyta raboty Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo univer-siteta). Dal'nevostochnye obrazovatel'nye chtenija, posvjashhennye pamjati Svjatyh Kirilla i Mefodija. Materialy 2009-2010 gg. = The Far East Educational Readings Devoted to Memory of Saints Kirill and Mefodiy. Materials of2009-2010. Vladivostok: Far Eastern Federal University; 2012. p. 238-248. (In Russ.)

22. Loya J., Kravchuk T. Russian Orthodox religious education initiatives in post-Soviet Russia: Update and commentary. Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 2016 March; 36 (2): 19-38.

23. Shnirelman V. Russian Christ. The struggle of the Russian Orthodox Church to introduce religion into the curriculum in the first decade of the twenty first century. Journal of Educational Media, Memory, and Society. 2011, Autumn; 3 (2): 1-22.

24. Blinkova A., Vermeer P. Religious education in Russia: a comparative and critical analysis. British Journal of Religious Education. 2016 July: 38 (3): 113. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687

25. tadykowska A. The role of religious higher education in the training of teachers of Russian «Orthodox Culture». European Journal of Education. 2012, March; 47 (1): 92-103. DOI: 10.1111/j.1465-3435.2011.01510.x

Информация об авторе:

Поповкина Галина Сергеевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ ДВО РАН), Владивосток, Россия. E-mail: galina.popovkina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.02.2017; принята в печать 13.09.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Galina S. Popovkina - Candidate of Historical Sciences, Senior Research Assistant, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia. E-mail: galina.popovkina@gmail.com

Received 08.02.2017; accepted for publication 13.09.2017.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.