Научная статья на тему 'Религиозно-правовые основы российского государства и общества'

Религиозно-правовые основы российского государства и общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-правовые основы российского государства и общества»

М.В. Черепанов, исторический факультет Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. А.Н. Цуканов

Религиозно-правовые основы российского государства и общества

Говорить о взаимоотношении государства и религии - значит обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны, неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое правовое и практическое насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что речь идет о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.

Также в настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми различной мировоззренческой ориентации, в том числе между верующими и неверующими; между различными религиозными вероисповеданиями друг с другом и их отношениями с государством в лице законодательной и исполнительной власти; между государством и неверующими.

В связи с этим необходима выработка религиозно-правовых основ государства и общества. Религиозно-правовые основы - это базовые положения общественного сознания, основанные на устоявшихся идеях, взглядах, идеалах, а также моральных, религиозных и правовых нормах.

Виды религиозно-правовых основ:

Мировоззренческие - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Ценностно-религиозные - имеют глубокий эзотерический смысл, предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счёте, идея Бога как добра, любви, красоты, истины и всемогущества.

Психологические - предполагает психологическую установку на взаимность, то есть взаимопонимание и взаимоуступчивость.

Правовые - выражаются в признании права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом.

Организационные - предполагают создание механизма социального взаимодействия в межличностных, межконфессиональных отношениях, а также в отношениях с государством.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, а Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст.2;3) - свободу совести и свободу вероисповедания. В соответствии с Конституцией РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Конституция РФ. Ст. 29. п.2). Законом закреплено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В то же время межконфессиональные отношения еще не приобрели той степени толерантности, когда можно говорить о том, что все без исключения религиозные организации безоговорочно следуют принципу веротерпимости, что она (веротерпимость) заняла положенное ей место в правосознании верующих. Сегодня приходится говорить о том, что религиозная дифференциация общества, являясь, с одной стороны, важной чертой его демократичности и практическим проявлением свободы, с другой стороны -порождает конфронтационные процессы в религиозной сфере (http://j ornal.iea/ras/ru/online).

В этой связи сами представители религий должны уметь вести диалог. Чтобы диалог приносил полезные результаты независимо от формы протекания диалога, его участники должны руководствоваться определёнными принципами. Прежде всего, это признание равноправия сторон. Каждая из сторон диалога должна обладать той мерой свободы, которая исключает возможность диктата, отношений господства и подчинения. Диалог требует от каждой из сторон признания права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, взаимное уважение взглядов и позиций друг друга, отказ от силового давления и иных форм воздействия. Одно из обязательных условий диалога - каждый его участник отстаивает свои взгляды, а это предполагает признание того, что он не обязан отказываться от них. Вместе с тем, диалог - это форма общественного взаимодействия, которая требует отношения взаимопонимания, то есть усилий понять позиции другого и, поняв, постараться, по возможности, их принять. Следовательно, в диалоге важна психологическая установка на взаимность, то есть взаимопонимание и взаимоуступчивость. Диалог направлен как на сближение, так и на взаимное обогащение позиций и представляющих их людей - субъектов диалога.

Таким образом, диалог - это специфическая форма социального взаимодействия, основанного на равенстве и свободе участвующих в нём сторон, направленное на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций.

Исходя из концепции «общественного диалога», можно сказать, что участниками диалога по религиозному вопросу является всё российское

общество (представители различных религиозных вероисповеданий, организаций, конфессий; государство в лице его законодательных и властных структур; неверующие).

Целью общественного диалога по религиозному вопросу является объединение усилий всех людей для возрождения России, создания в России гражданского общества, основанного на идеалах демократии и справедливости, создание общественного климата уважения, терпимости к различным мировоззренческим позициям, к реализации прав человека на свои собственные духовно-нравственные ориентации.

Диалог религиозных организаций с государством в лице его законодательных и властных структур имеет целью законодательное и практическое обеспечение равенства всех религиозных организаций и вероисповеданий, создание условий для возможности отправления ими религиозных обрядов, обучения основам своего вероучения и т.д. При этом следует иметь в виду, что светский характер государства обеспечивается тогда, когда властные структуры государства не стремятся использовать в своих частных целях те или иные религиозные организации, и, в свою очередь, те или иные религиозные организации не должны стремиться использовать в своих частных целях властные структуры государства.

Следует признать, что религиозные организации располагают многовековым опытом, огромным идейным багажом, соответствующими кадрами и навыками, которые могут быть и уже практически направлены на духовное оздоровление общества. Одним из основных путей в этом направлении является внедрение в общественное сознание определенных идей, ценностей, идеалов, базирующихся на концепции трансцендентного. В этом состоит главное предназначение религии. В обществе нет другой силы, способной обеспечить решение этой проблемы.

Религиозные организации, духовенство и верующие способны внести позитивный вклад и в культурный процесс. Религия является закономерным результатом развития культуры, её необходимой составной частью на всех этапах человечества. Религии аккумулировали в себя достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств. Возможности сохранения и приумножения культурного наследия народов России - одно из ведущих направлений диалога и сотрудничества государства и религиозных организаций.

Ценностные основы государственно-образующих народов (русский и татарский). Исходя из позиции, что все мировые религии обладают общими принципами, мы выделили 2 наиболее подходящих для данной проблемы:

Первый принцип - принцип гуманизма.

В современной философии и религиозной литературе чаще всего подчёркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивные идеи. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой: за ними стоит глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. К таким

ценностям можно отнести и «глобальные проблемы современности». Такая трактовка представляется для целей диалога наиболее перспективной.

Основываясь на подобной трактовке гуманизма, представители различных религиозных организаций, верующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназначении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятельности.

Второй принцип - принцип Общего Дела.

Этот принцип также выходит из идеологии гуманизма. К идеи Общего Дела человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком ещё очень мало исследованном явлении, как рост планетарного сознания. На неизмеримо более высоком уровне при сохранении богатства индивидуального самовыражения находится стремление к воплощению великой мечты, в которой смогут встретиться Восток и Запад, в которой смогут встретиться все религии.

В завершении хочется заметить, что стремление современного российского государства во многом совпадает со стремлением различных конфессий и всего российского общества. Ведь именно уклон в сторону гуманизма, ценности каждого члена общества прописан в Конституции Российской Федерации и является основной идеей дальнейшего развития российского общества и государства.

Важно, однако, чтобы эти идеи не носили декларативный характер, а имели место в реальной действительности. Для этого необходимо правовое закрепление механизма взаимодействия общества, государства и религиозных организаций. Но создание такого механизма опять-таки невозможно без тесного сотрудничества и постоянного диалога всех участников процесса создания и закрепления религиозно-правовых основ современного российского общества и государства.

Список источников и литературы

Аксючин В. Государство и религия: от фобий к реальности. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040713115638, 2004.

Залужный А.Г. Толерантность в межконфессиональных отношениях и право. http://jornal.iea/ras/ru/online, 2006.

Конституция Российской Федерации, 1993.

Митрохина Л.Н. Христианство. Словарь. М., 1994.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.