О.Н. Демченко
РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ СИНКРЕТИЗМ
В статье раскрывается сущность и специфика взаимосвязи религии и права как феноменов культуры, выявляется механизм и способы процесса синкретизации религиозных и юридических компонентов в структурных элементах религиозной и правовой систем, обосновывается закономерный характер формирования религиозного права.
Ключевые слова: религия, право, синкретизм, регулятивная функция,
религиозно-правовое сознание, религиозные нормы, религиозное право.
Взаимодействие религии со светскими феноменами культуры играет важную роль в процессе ее возникновения и эволюции. Любая религиозная система не существует в «чистом» виде, а представляет собой определенную синкретическую целостность, исторический продукт специфического объединения иррациональных компонентов с противоположными им по своей социальной и гносеологической природе, функциональной направленности рациональными элементами культуры [1, с. 24]. Развитие общества
сопровождается кардинальной перестройкой связей между сферами культуры. При благоприятных условиях религия в силу своей активности расширяет зону своего влияния за счет других форм общественного сознания. Возникающие модификации религиозных комплексов могут носить не только внешний характер, но и выражать их внутренние, качественные изменения, затрагивая вероисповедные положения, ритуальную практику, векторы деятельности конфессиональных организаций.
В контакте религии со светскими компонентами культуры имеет место процесс взаимного влияния, что приводит к формированию сложных синкретических систем, таких как «религиозное искусство», «религиозная мораль», «религиозная философия», выступающих влиятельной силой в духовной жизни общества. В этом плане представляет теоретический и практический интерес анализ взаимосвязи религии и права, который позволяет раскрыть взаимозависимость элементов соционормативной системы общества, особенности выполнения регулятивной функции религией и правом.
Взаимодействие религии и права нельзя раскрыть вне их связи с государством. Оно находит конкретное выражение в государственноконфессиональных отношениях, оформляющихся и регулирующихся правом. Можно выделить следующие виды этих отношений: между государством и государственной церковью; государством и легальными, терпимыми религиозными объединениями; государством и тайными, преследуемыми
религиозными культами. На протяжении всей человеческой истории отношения между государством и церковью принимали различные институциональные формы: теократическая; государственная церковь; сосуществование государства и церкви как двух самостоятельных социальных институтов; тоталитарная, где церковь не является независимой социальной величиной.
Взаимодействие религиозной системы и государства проявляется в официально-властном принуждении принятия вероисповедных норм поведения, в наделении последних от имени государства правовым статусом. В свою очередь религия освящает божественным авторитетом государство, его институты и само право, посредством церковного принуждения и санкций заставляет своих последователей выполнять требования, предусмотренные государственными законами. Глубокое взаимопроникновение религии, государства и права приводит к сакрализации правовой системы и юридизации религиозного комплекса.
Синкретизация религии и права на уровне религиозного и правового сознания приводит к возникновению религиозно-правового сознания. Правосознание верующего формируется под непосредственным воздействием религиозного мировоззрения, которое закономерно порождает «представления о существовании сверхъестественной связи между правовыми явлениями и трансцендентным началом всего существующего, что обусловливает религиозно-идеалистический характер всего процесса познания правового объекта» [2, с. 28]. В правосознании верующего ведущее место занимают идеи: превосходства власти Бога над властью государства; сверхъестественного происхождения государства и права; приоритета религиозно-нравственных предписаний над правовыми нормами. Догматические установки выступают в качестве своеобразного фильтра поступающей юридической информации, сквозь призму которого осуществляется ее отбор и избирательное усвоение. Доктринальные представления накладывают существенный отпечаток на суждения верующих о государстве, на понимание ими своих прав и обязанностей, на их социальное поведение. Вместе с тем они могут выражаться различным образом в зависимости от конфессиональных особенностей догматики и культа, характера социального учения церкви, позиции руководителей религиозных организаций и т. д.
Возможность совмещения рациональных и иррациональных элементов в религиозно-правовом сознании верующего обусловливается и тем обстоятельством, что канонические постулаты как бы исключаются из области действия обычных проверочных процедур. В итоге происходит своеобразное распределение сфер влияния религиозного и юридического компонентов. Интеграция правовых идей в содержание религиозного сознания достигается за счет специфической реконструкции их смысла и значения в соответствии с догматическими критериями. Взаимосвязь религиозных и правовых компонентов создает у верующих видимость устранения противоречий между
ними. Осознание их несовместимости может произойти в результате столкновения с социальной действительностью.
Отличительной особенностью контаминации юридических и религиозных взглядов в правосознании верующего является замещение правовых терминов религиозно-мифологическими понятиями и наоборот. Например, использование понятия «грех» вместо «преступление», «богоугодность» вместо «законность», характеристика внутрицерковных проступков посредством юридических категорий. Процедура сакрализации правовых понятий (суд, закон, правомерность и проч.) дает возможность интерпретации правовых явлений и объектов в религиозном ключе. Между религиозными и юридическими компонентами идет постоянная латентная или явная конкурентная борьба, и, в зависимости от того, какие из компонентов имеют приоритет, осуществляется перестройка структуры и содержания религиозно-правового сознания.
Функционирующие в массовом религиозном сознании правовые представления благодаря деятельности богословов систематизируются и «обрабатываются» на базе доктринальных ценностей,
а затем специфическим способом «увязываются» с положениями господствующей светской правовой идеологии. В результате формируется религиозно-правовая идеология, которая рассматривает любые правовые явления сквозь призму постулатов вероучения, широко использует комбинации теологических и юридических аргументов для обоснования регулятивной функции религии. Гибкость, эластичность и многозначность религиозных понятий, множество форм их коммуникации с элементами юридической лексики позволяют религиозно-правовой идеологии служить фундаментом различных правовых ориентаций верующих.
Наиболее активными компонентами взаимодействия религии и права являются правовые и религиозные нормы. Уникальность правовых норм как типа социальной регуляции представлена в принципе формально-правового равенства. Правовые нормы по своей природе антиавторитарны: они запрещают обращаться с людьми как с пассивными объектами командования и администрирования, пресекая любые посягательства на личность. Особенность религиозной нормативности заключается в том, что ее источником выступают представления вероучения, реализуемые на практике в качестве священных заповедей. Религиозные нормы имеют авторитарный характер, регламентируют и культовые отношения, находящиеся вне сферы действия других социальных норм. Выполнение религиозных норм обеспечивается как мерами принуждения (церковное наказание и т.д.), так и мерами поощрения (вознаграждение праведного поведения и проч.).
Религия не присваивает и не поглощает правовые нормы, а освящает регулируемые ими общественные отношения, создавая в целях их закрепления свои собственные сакральные предписания. Контакты религиозных и правовых норм могут принимать различные формы: конкурентная борьба, взаимосвязь и
совмещение, параллельное сосуществование с разделением сфер компетенции. При совпадении областей применения религиозные и правовые установки могут быть близкими или даже тождественными по характеру своих предписаний. В ряде случаев религиозные нормы могут восполнять юридические, а правовые -религиозные (брак, семья, имущественные отношения и т.д.). В целом отношения религиозных и правовых норм носят взаимодополняющий характер.
Религиозные традиции конструируют такие модели поведения, которые, как правило, не противоречат установленным в обществе юридическим законам. С течением времени поведенческие схемы канонизируются и трансформируются в обычные стереотипы действий, не имеющие внешнего сходства с первоначальными образцами. Превращаясь в шаблоны поведения, религиозные нормы в массовом сознании выступают в качестве самоочевидных и не требующих доказательств. Их прежний исторический смысл может отодвигаться на второй план, но они продолжают исполнять роль стандартов поведения в новых условиях. До тех пор, пока нормы поведения не нарушаются на практике, их религиозная природа остается скрытой. Нарушение традиционных сценариев действий приводит к выдвижению их религиозного содержания на передний план.
Конфронтация религиозных и правовых норм возникает в тех случаях, когда линия поведения верующего, сообразующаяся с общепринятыми правилами, противоречит поведенческой модели, предписанной для данной ситуации вероисповеданием. Разрешение конфликта зависит от степени и характера религиозности индивида, влияния религиозной среды, авторитета церкви и т. д. Доминирование в сознании верующего сакральных идей не означает их определяющего воздействия на поведение верующего в любой жизненной ситуации. Поэтому «в подавляющем большинстве юридически значимые ситуации не затрагивают “верхние этажи” религиозного сознания (догматы веры, правила культовой деятельности и проч.), ситуация оказывается безрелигиозной и в итоге предпочтение отдается предписанному обществом образу поведения» [3, с. 80].
Синкретизация религиозных и правовых отношений приводит к формированию религиозно-правовых отношений, которые моделируют, копируют, строят схемы своих отношений по типу правовых, придавая им сакральный характер и смысл. Наиболее рельефно религиозно-правовые отношения проявляются в правовой функции религиозных организаций: участие в правотворческой деятельности (истолкование юридических норм, их кодификация, внесение дополнений и изменений в законодательство и т.д.), осуществлении правосудия (церковные суды, трибуналы, соборы и проч.). Совмещение религиозной и правовой функций в деятельности конфессиональных учреждений не только обусловлено спецификой исторических условий (отсутствие или слабость юридических институтов), но и характеризует внутренне присущее религии притязание на регламентацию всех
сфер жизни общества, стремление не только функционально продублировать и дополнить, но и подменить правовые органы.
Взаимодействие религии и права приводит к формированию нового качественного образования, синкретического по своей природе комплекса, имеющего большую функциональную силу, - религиозного или церковного (канонического) права. Религиозное право - это система общеобязательных, закрепленных в вероисповедных документах норм, регламентирующих все стороны жизни последователей определенной религиозной конфессии, устройство и деятельность религиозных организаций. Религиозное право представляет собой наиболее синхронизированную форму взаимосвязи религии и права, их совместного влияния на социальное поведение людей, которое обеспечивается одновременно церковным и государственным принуждением.
В значительном объеме религиозное право носит юридический характер. Богословы трактуют религиозное право как внеисторический феномен в абстрактных теологических терминах, постулируя в качестве его источника божественную правообразующую волю церкви, выраженную в каноническом законодательстве. Они включают в содержание права религиозно-нравственные нормы, но именно в этой части религиозное право и не является правом в силу своей объективной природы. Оно становится им, когда его нормы и требования приобретают статус закона, т.е. официально-властную принудительность, общеобязательность, издаются и утверждаются государством и т.д. Именно благодаря санкции государства религиозное право превращается в право в полном смысле этого слова. Религиозное право имеет конфессиональную специфику, продиктованную своеобразием исторических условий его возникновения и эволюции, доктринальными, ритуальными,
организационными, этнокультурными особенностями религиозного комплекса.
Литература
1. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М.: Мысль, 1984.
2. Лупарев Г.М. Правосознание верующих и его особенности. Алма-Ата: Казахстан, 1989.
3. Могилевский А.П. Правосознание и религия. Ашхабад: Изд-во «Ылы», 1977.