Научная статья на тему 'Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России'

Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ / МУСУЛЬМАНЕ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ПОВОЛЖЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мчедлова М.М.

Статья посвящена оценке межнациональных отношений представителями различных религиозно-мировоззренческих групп россиян. Особый акцент делается на проблеме соотношения национального и религиозного на федеральном и локальном уровнях, а также рассматривается кейс Поволжья как многонационального и полирелигиозного региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России»

НАУЧНЫЙ Мчедлова М.М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные

"Г^Ы—1 *—Т1—ГТ 1 | 1 Д ' | ■

|—' |—| Уу / I I—% I /\ I отношения в России // Научный результат. Социология и управление. - Т.2, №3,2016.

RESEARCH RESULT

УДК 316.74, 316.72 DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-3-40-44

РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФАКТОР

И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ_

Мчедлова М. М.

доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, 117198, Россия

Электронный адрес: mchedlova@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена оценке межнациональных отношений представителями различных религиозно-мировоззренческих групп россиян. Особый акцент делается на проблеме соотношения национального и религиозного на федеральном и локальном уровнях, а также рассматривается кейс Поволжья как многонационального и полирелигиозного региона России.

Ключевые слова: межнациональные отношения; православные; мусульмане; межрелигиозный диалог; Поволжье.

M.M. Mchedlova

RELIGIOUS AND THE WORLDVIEW FACTORS AND INTERETHNIC RELATIONS IN RUSSIA

Doctor of Political Sciences, Professor, Head. Chair of Comparative Politics, Faculty of Humanities and Social Sciences Russian University of Peoples' Friendship, 6, Maclay Str., Moscow, 117198, Russia. E-mail: mchedlova@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the evaluation of international relations by representatives of different religious and philosophical groups of Russians. Particular emphasis is placed on the issue of ethnic and religious relations at the federal and local levels, as well as the Volga case considered as a multinational and polireligious region of Russia.

Keywords: international relations; Orthodox; Muslims; inter-religious dialogue; the Volga region.

Особенности поликонфессионального

устроения России как ее специфической цивилизационной атрибутики, формирующей во многом преимущества России, ставят проблему соотношения общегражданской и национальной идентичностей с учетом религиозного фактора. Проблема соотношения национальной, религиозной и общегражданской идентичностей отражает соотношение религиозных и этнических оснований и гражданских параметров, вытекающих именно из цивилизационного контекста соотношений партикулярного и универсального. Вследствие тесной связи и переплетения национально-этнических и религиозных факторов актуальной становится задача выявления позитивного потенциала разных религий и мировоззрений в предотвращении конфликтов на

этнонациональной почве. Одними из наиболее серьезных препятствий формирования

полиэтничной гражданской нации является межэтническая напряженность, препятствующая установлению социальных связей, отношений сотрудничества и солидарности между представителями различных этнонациональных общностей. В связи с этим представляется важной

оценка

респондентами

мировоззренческих

групп

религиозно-состояния

межнациональных отношении, как на уровне

2

страны в целом, так и - отдельных регионов .

1 Здесь и далее приведены данные общероссийского репрезентативного исследования (2014-2015) ИС РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», проект РНФ № 14-28-00218 (4000 опрошенных, репрезентирующих взрослое население страны по полу, возрасту (в разбивке по возрастным когортам), уровню образования и типу поселения. Репрезентативность социологической информации обеспечивалась использованием модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения (респондентов) на последней ступени). По религиозно-мировоззренческому основанию были выделены четыре группы, идентифицирующие себя: последователями православия (68-69%), последователями ислама (5-6%), верящими в Высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежащие (6-7%), атеисты (9-11%). Подробнее о методике выборки см. [1, с. 11-12].

2 Подробный анализ динамики взаимоотношений гражданской, этнической и региональной идентичности см. [2].

Мчедлова М.М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Социология и управление. - Т.2, №3,2016.

Таблица 1

Оценка межнациональных отношений в нашей стране в настоящее время представителями

религиозно-мировоззренческих групп, % (на уровне Российской Федерации в целом)

Table 1

Evaluation of inter-ethnic relations in the country are currently members of the religious and philosophical groups, %

(At the federal level, in general)

Оценка отношений Всего е к % ч о о е S е с эующие вне онфессий Атеисты

$ 2 5Т и В

Доброжелательные 7 7 14 5 3

Спокойные 28 30 34 23 22

Внешне спокойные, но внутреннее напряжение существует 40 40 28 41 43

Напряжённые 14 13 11 18 18

На грани открытых столкновений 2 2 4 6 3

Затруднились ответить 9 8 9 7 11

К сожалению, как доброжелательные,

межнациональные отношения в стране оценивает весьма малая доля респондентов (7%). Относительно более высокий показатель имеет мусульманская группа (14%), тогда как у православных он уже вдвое ниже (7%), а среди атеистов - вовсе незначителен (3%). От четверти до трети респондентов оценивают межнациональные отношения как спокойные, причем наибольший процент таких оценок приходится также на мусульманскую группу, а наименьший наблюдается в атеистической. Наиболее же значительной (до 40% и выше) является доля респондентов, отметивших в межнациональной сфере внутреннее напряжение при видимом внешнем спокойствии. Самый высокий показатель имеет здесь атеистическая группа (43%), при этом среди мусульман данная цифра в полтора раза ниже (28%). На открытую напряженность в межнациональных отношениях указали от 11% (у мусульман) до 18% (во внеконфессиональной и атеистической группах) респондентов. Наконец, только незначительная

часть опрошенных (в пределах 2-6%) заявляет о возможности открытых межнациональных столкновений. Таким образом, в оценках респондентов, явная межнациональная напряженность, тем более на грани открытых столкновений, мало характерна для России в целом, тем не менее, в каждой группе довольно внушительная часть опрошенных фиксирует наличие скрытой напряженности. При этом наиболее оптимистично оценивает состояние межнациональных отношений в стране мусульманская группа: совокупная доля респондентов, указавших на их

доброжелательный и спокойный характер, составила здесь 48%, тогда как у православных она - 37%, во внеконфессиональной группе -28%, в атеистической - всего 25%.

Определенные коррективы вносит оценка респондентами межнациональных отношений по месту их постоянного проживания - в родном городе или селе, т.е. каково состояние межнациональных отношений на локальном уровне в фокусе религиозно-мировоззренческой проекции.

Таблица 2

Оценка представителями религиозно-мировоззренческих групп межнациональных отношений в их городе / селе, %

Table 2

Evaluation of the representatives of religious and ideological groups, inter-ethnic relations in their city / village, %

Характеристика отношений Всего Православные Мусульмане Верующие вне конфессий Атеисты

Доброжелательные 7 7 19 7 4

Спокойные 38 40 51 29 28

Внешне спокойные, но внутреннее напряжение существует 34 34 20 37 42

Напряжённые 10 9 5 18 11

На грани открытых столкновений 2 2 1 3 3

Затруднились ответить 9 9 5 6 12

Мчедлова М.М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Социология и управление. - Т.2, №3,2016.

Доброжелательный характер межнациональных отношений в своем месте жительства отметила почти пятая часть респондентов-мусульман, тогда как во всех других группах данный показатель составил всего 4-7%. Гораздо более высок на местном уровне процент респондентов, фиксирующих спокойный характер

межнациональных отношений (38%), в мусульманской группе превышающий его в полтора раза (51%), у православных таковых 40%, а вот атеисты видят гораздо меньше спокойствия в межнациональных отношениях в своих поселениях - таковых 28%. Наоборот, внутреннее напряжение при внешнем спокойствии фиксирует меньший процент опрошенных (34%), причем у мусульман он в 1,5-2 раза ниже, чем в других группах, а наиболее озабочены данной проблемой атеисты -почти половина - 42%. Ниже, на локальном уровне, во всех группах и показатель открытой напряженности, причем больше ее допускают верующий вне конфессий, тогда как на возможность открытых межнациональных столкновений указало не более 1-3% опрошенных. Таким образом, оценка респондентами межнациональных отношений на уровне их места проживания заметно позитивнее, нежели в масштабах всей страны. В наибольшей степени это выражено в мусульманской группе, менее всего -во внеконфессинальной и атеистической. Локальный уровень межрелигиозного диалога представляется ключевым для поддержания межнационального согласия, причем фактор принадлежности к традиционным российским конфессиям снижает риски конфликтности.

Если обратиться к оценке межнациональных отношений в поселениях различного уровня, то

доброжелательные отношения между

представителями разных народов в большей мере фиксируют сельские респонденты: их процент вдвое выше (11%), чем аналогичный показатель по мегаполисам (5%). Как спокойные эти отношения более всего характеризуют респонденты из небольших городов (43%), как самый низкий процент такой оценки также в мегаполисах (32%). Напротив, внутренняя напряженность в наибольшей мере отмечена как раз в мегаполисах (43%), а в наименьшей - на селе (29%). Что касается открытого напряжения, то его указал больший процент респондентов крупных городов (13%), а самый низкий - небольших городских поселений и поселков городского типа (7%). Таким образом, соотношение суммарных оценок уровней позитивности и негативности в зависимости от типов населенных пунктов выглядит следующим образом: мегаполисы - соответственно 37% и 56%; крупные города - 44% и 47%; небольшие города -50% и 40%; село - 50% и 39%. По оценкам респондентов, состояние межнациональных отношений на местах напрямую связана с типом поселения: наибольшая острота проблемы наблюдается в мегаполисах, значительно меньшая -в небольших городах, и самая низкая - в сельской местности. Также следует отметить, что во всех типах поселения принадлежность к традиционным конфессиям понижает негативность восприятия межнациональных отношений.

Представляет интерес оценка

межнациональных отношений на местном уровне всей совокупностью респондентов в региональном разрезе.

Оценка жителями разных регионов межнациональных отношений в их городе/селе, % _Evaluation of the different regions of _ interethnic relations in their city / village, %_

Таблица 3 Table 3

о г е с В

ы

ся си ак

ол ск -т

оп всо тк

пга ко на

ег с аС о

Ма ьт ас

«

ч

чи с б

лои сМо бо Сот М(

Ф Р

ао чр

е

яв

ае

кс сс

« s

I ^

он р ен

вц

W

д а, о ал

ру

S h

к) с)

ж ме он

отр но ст ро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оо

S m ьл ь,т

авлл тасл

сб

оо р

иь

ин ьн

а

жз

иа

е д,

ьо жр

ло

лово вго

По Но

ь т с а л б) ов о

5 Й &

к с в оС н я ь

£

к в

á «

ы

н р

е в е С

ун ым

о

¿3

к

с г) ин гру

иб бу ля н

I ïâ

S « f ин яр а

ьн ру к р

S « « «

и Д скм сно скир

оВ

ит иС ст

Доброжелательные

12

Спокойные

38

зз

40

44

з1

з5

Внешне спокойные, но внутреннее напряжение существует_

34

44

з1

зб

44

28

Напряжённые

10

15

11

12

На грани открытых столкновений

Затруднились ответить

12

11

1

5

7

9

9

7

б

9

8

1

1

2

1

2

з

2

5

5

б

9

Мчедлова М.М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Социология и управление. - Т.2, №3, 2016

Как видно из таблицы 3, доброжелательный характер межнациональных отношений по месту проживания фиксирует от 1% (столичные мегаполисы) до 12% (Сибирь и Дальний Восток) респондентов. Спокойные отношения в наибольшей мере отмечают жители населенных пунктов Поволжья (44%), Урала (43%), территорий с преимущественно русским населением европейской части (40%), в наименьшей - жители мегаполисов (33%), Юга и Северного Кавказа 31%. Суммарная же оценка уровня позитивности межнациональных отношений (доброжелательные и спокойные) выше всего в Поволжье, на втором месте Сибирь и Дальний Восток, на третьем -Европейская часть РФ, на четвертом - Урал, на пятом - Юг и Северный Кавказ, на последнем шестом - столичные мегаполисы.

На внутреннюю напряженность более всего указали как раз жители мегаполисов (44%), а также Юга и Северного Кавказа (44%), менее всего она фиксируется в Уральском регионе (26%), Сибири и на Дальнем Востоке (28%).

Манифестируемая напряженность в

межнациональных отношениях по оценкам респондентов наиболее характерна также для столичных мегаполисов (15%), наименее - для Поволжья (6%). Наконец, отношения на грани открытых столкновений по разным регионам отметили лишь 1-3% респондентов. Суммарная оценка уровня негативности межнациональных отношений выше всего в столичных мегаполисах, на втором месте - Юг и Северный Кавказ, на третьем - Поволжье, на четвертом -Европейская часть РФ, а также Сибирь и Дальний Восток, на последнем пятом -Уральский регион.

Кейс Нижнего Поволжья отражает восприятие в общественном сознании жителей региона межнациональных отношений в религиозно-мировоззренческом разрезе. В данном регионе исторически соседствуют и тесно соприкасаются православная и мусульманская общности, потому оценка их представителями состояния межнациональных отношений в Поволжье представляет особый интерес.

Таблица 4

Оценка представителями религиозно-мировоззренческих групп межнациональных отношений

в их городе/селе, % Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Ульяновская область, Саратов)

Table 4

Evaluation of the representatives of religious and ideological groups, inter-ethnic relations in their city / village, %

Группы Всего Православные Мусульмане Прочие

Доброжелательные l 4 23 5

Спокойные 44 44 51 Зб

Внешне спокойные, но

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутреннее напряжение Зб 40 ll 40

существует

Напряжённые б 5 - 14

На грани открытых столкновений 2 2 2 2

Затруднились ответить 5 5 S 4

Как отмечено выше, в целом суммарная оценка респондентами позитивности

межнациональных отношений в Поволжском регионе самая высокая (См. таблица 4). Однако в религиозно-мировоззренческом разрезе картина не столь однозначна. Удельный вес доброжелательных характеристик

межнациональных отношений респондентами данного региона в мусульманской группе в 6 раз больше, чем в православной (23% против 4%). Заметно выше среди поволжских мусульман также процент оценок данных отношений как спокойных (51%), превышая половину опрошенных. Таким образом, суммарная оценка уровня позитивности межнациональных

отношений местными православными

респондентами составляет 44%, а местными респондентами-мусульманами - 74%. При этом на внутреннюю межнациональную

напряженность в мусульманской группе указал более чем вдвое меньший процент опрошенных (17%), чем в православной (40%). На открытую напряженность, отмеченную 5% православных, среди мусульман не указал вообще никто. О возможности открытых столкновений в той и другой группах заявили не более 2% опрошенных. Соответственно, суммарная оценка уровня негативности межнациональных отношений составила 47% в православной группе и 19% в мусульманской. Таким образом,

Мчедлова М.М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Социология и управление. - Т.2, №3,2016.

позитивная оценка респондентами-мусульманами состояния межнациональных отношений, зафиксированная на общероссийском уровне, применительно к Поволжью проявляется более ярко. Примечательно, что выделенная группа «прочие» (объединившая внеконфессиональных лиц, атеистов и незначительное число приверженцев других религий) состояние межнациональных отношений оценивает более негативно в сравнении с другими группами. В частности, процент зафиксировавших открытое напряжение (14%) в три раза выше, чем у православных.

В религиозно-мировоззренческом аспекте наиболее позитивную оценку межнациональных отношений дают респонденты - приверженцы традиционных российских религий, особенно мусульмане, тогда как самые негативные характеристики можно видеть во

внеконфессиональной и атеистической группах. Эта тенденция особенно ярко проявилась на региональном уровне - в Поволжье, исторически являющем собой обширную православно-мусульманскую контактную зону. Респонденты-мусульмане, проживающие в данном регионе, оценили межнациональные отношения по месту своего жительства гораздо более позитивно, нежели даже местные православные респонденты, не говоря уже о лицах внеконфессиональной ориентации и атеистах.

Длительные традиции мирного совместного существования различных этносов и религий в пространстве российской цивилизации, в рамках единого государства и в регионах обусловили глубинные императивы взаимоотношений, демонстрирующих историческую устойчивость и абсолютное большинство респондентов вне зависимости от религиозно-мировоззренческой принадлежности выступает за мирное разрешение возникающих конфликтов. Вопрос о мирном сосуществовании этносов и конфессий, исторический императив взаимопроникновения культур коррелируют с проблемой разумной и эффективной государственной и муниципальной политики и ненарушением принципов справедливости в общественных и личных проекциях.

Литература

1. Российское общество и вызовы времени / Под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2015. 336 с.

2. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013.

References

1. Russian society and the challenges of the time / ed. by M.K. Gorshkov and V. Petukhov. Moscow: Whole World, 2015. 336 p.

2. Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow. Moscow: Russian political encyclopedia, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.