Научная статья на тему 'Религиозно-философские интерпретации стиля модерн в творчестве М. В. Нестерова'

Религиозно-философские интерпретации стиля модерн в творчестве М. В. Нестерова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
903
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРН / СИМВОЛИЗМ / ПРОТОСИМВОЛИЗМ / МИФОЛОГИЗМ / MODERN / SYMBOLISM / PROTOSIMVOLIZM / MIFOLOGIZM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Губкина Людмила Михайловна, Абрамова Татьяна Германовна

В статье рассматривается специфика русского модерна сквозь призму символизма. Особое внимание уделяется творчеству художника-протосимволиста М.В. Нестерова, рассмотренное сквозь призму его самых известных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious and philosophical interpretations of Art Nouveau in the works M.V. Nesterov

The article discusses the specifics of Russian modernism through the lens of symbolism. Particular attention is paid to the artist-protosimvolista M.V. Nesterov, viewed through the prism of his most famous works.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философские интерпретации стиля модерн в творчестве М. В. Нестерова»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)

УДК 7.067.3

Л.М. Губкина, Т.Г. Абрамова

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТИЛЯ МОДЕРН В ТВОРЧЕСТВЕ М.В. НЕСТЕРОВА

В статье рассматривается специфика русского модерна сквозь призму символизма.

Особое внимание уделяется творчеству художника-протосимволиста М.В. Нестерова, рассмотренное сквозь призму его самых известных произведений.

Ключевые слова: модерн, символизм, протосимволизм, мифологизм.

Истоки перемен в русской культуре конца XIX в., как и на западе Европы, коренятся в глобальных общественных и мировоззренческих процессах, которыми отмечена вторая половина века. Важнейший из них связан с кризисом идей «положительного знания», утилитаризма, с кризисом позитивистской философии, десятилетиями воздействовавшей на европейское искусство.

В России отход от позитивизма совпал с такими политическими событиями, как кризис народничества и разочарование части интеллигенции в его идеалах. В искусстве начались интенсивные поиски «внутренней правды», красоты, вызвавшие к жизни национально-романтическое направление, способствовавшие развитию практики пленэра, зарождению символизма и модерна.

Модерн как научный термин сегодня перерос рамки стиля и его уместнее ставить в ряд с таким историко-культурным понятием, как бидермайер. В обоих случаях вошедшие в науку определения обозначают не только стиль искусства, но и стиль самой жизни. Модерн - это конец романтизма и начало «жизнестроительных» концепций искусства, пытающихся преобразовать окружающую действительность по законам красоты и соединить несоединимое - апеллируя своим творчеством к будничному, повсеместному, мастера искали вдохновения в «иных мирах», в «нездешних» ценностях человеческого духа [1. С. 10].

Присущая лишь модерну замысловатая система образов-символов и совершенно определенный пластический язык - цветовые сочетания и композиционные схемы - позволяют безошибочно опознавать созданные в ту эпоху произведения архитектуры, станкового и прикладного искусства.

Символизм в России - художественное явление широкого, панорамного охвата всех видов искусства, стремившееся стать философией русского модерна. В 90-х гг. ХХ в. это художественное направление было признано как оставившее богатое национальное наследие, новаторством повлиявшее на дальнейшее развитие и судьбы русского искусства, в частности на формирование авангарда. Символизм не был привнесен в искусство России. Как классицизм, реализм, и супрематизм, он явился логическим результатом развития отечественной культуры. Корни русского символизма - в наследии нацио-

нального романтизма и академизма, музыки и литературы, живописи настроения, в национально-романтических исканиях [2. С. 19].

К истокам русского изобразительного символизма относится школа Саврасова - Поленова, сыгравшая огромную роль в создании национального пейзажа - пейзажа настроения.

А.К. Саврасов, живописец и педагог, был мастером пейзажа настроения. Значительным в этом плане было и влияние В.Д. Поленова, в мастерской которого впервые услышали о красоте цвета и музыке красок И.И. Левитан, К. А. Коровин, С.В. Малютин, М.В. Нестеров, А.Я. Головин - будущие авторы символистских произведений, яркие представители московской школы живописи, ориентированной на пленэр и импрессионизм. Для этих художников, в отличие от передвижников, доминирующим принципом было то же национальное своеобразие, но в свете национальных традиций, а не в свете социальных проблем бытия. Такая увлеченность национальными традициями характерна для стиля модерн ряда европейских стран.

С этой тенденцией связано и раннее творчество Михаила Нестерова -представителя протосимволизма в русской живописи 70-80-х гг. XIX в. К этому времени в России сложилась своя религиозная философия, своя картина мира, где пространство и время не поддавались физическому измерению -статика и покой преобладают в ландшафтах среднерусского пейзажа. В русской духовной традиции решающую роль играет мифологема «возвращения внутрь», созерцательной интроверсии [3. С. 200]. Национальную природу М.В. Нестеров представлял в идеальном виде, в духовном единении с Божественной Красотой; своих героев искал среди русских святых, нестяжателей, монахов. С новыми темами пришли и новые стилевые качества.

Нестеров создает «условно-реальный» пейзаж, соединяет мифологическое с реальным. В «Пустыннике» (1889) продуманная картинность, бесплотность фигуры, подчеркнутая роль её силуэта, растворение социального мотива в состоянии идиллической умиротворенности - это есть атрибуции русской души, символы её вечной неуспокоенности, вечного поиска единственно правильного пути, своего собственного духовного пространства [1. С. 28].

В картине «Видение отроку Варфоломею» (1889) художник совершенно сознательно погружается в субъективный мир чувств и образов, заставляя зрителя простыми средствами отбора ощутить то, что «тайно светит» в нетленной красоте» русской природы, художник вплотную подходит к живописному символизму. Христианское мироощущение М.В. Нестерова, его любовь к России определяются во многом семейной атмосферой, в которой он вырос. Образ Сергия Радонежского как народного святого был близок Нестерову с детства. М. Нестеров на этой картине так поставил фигуру старца по отношению к отроку, что то, что происходит на картине, вопринимается зрителем не как встреча отрока со старцем, а именно как «Видение отроку Варфоломею»: старец мнится, не пришел к дубу, как пришел мальчик по лугу, а «вдруг отделился от темного ствола большого дерева» - и предстал пред отроком, пошедшим в поле за конями [2. С. 246].

Для Нестерова главное - создать пространство внутреннее, т.е. вывернутое вглубь себя пространство внешнего мира: обобщен типичный пейзаж среднерусской природы - холмы, тонкоствольные деревца, высокие травы;

композиция лишена риторики, идея пробуждения национального самосознания и нового храмового строительства на Руси закодирована в ландшафте, в мальчике - пастухе, напоминающем молодую березку (символ новой Руси, объединенной призывами преподобного отца Сергия Радонежского к миру, братству, сотрудничеству), в таинственной монашеской фигуре, похожей на темный ствол старого дерева (символ византийского православия). В руках старец держит ковчежец, который по форме очень похож на будущий храм -Троицкую церковь, детище Сергия Радонежского (в этой церкви, уже каменной, в 1423 г. появится знаменитая икона «Троица»). Прозрачный воздух, уходящие вдаль легкие контуры холмов - символ судьбы светоносной, праведной, но непростой. Одинокий скит с деревянными главками - символ прочной связи прошлого с настоящим. Пространство по замыслу художника наполнено приглушенным хоровым пением, а деревья кажутся расставленными в соответствии хоровым регистрам.

За эту картину М.В. Нестерова называли декадентом и мистиком, видели в его живописи сходство с некоторыми французскими художниками - элементы церковности, сияния вокруг головы связаны несравненно более с Пю-висом де Шаванном и Филиппо Липпи, нежели с настоящей русской иконой. В рисунке, в передаче природы, в образах самого Сергия искали подтверждение нарочито вывернутого, искаженного, переутонченного, чересчур искусственного.

М.В. Нестеров был убежден в том, что «Явление отроку Варфоломею» -его лучшее произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал. Он всегда утверждал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, 50 лет после моей смерти он еще что-то будет говорить людям - значит, он жив, значит, жив и я» [2. С. 247].

Через десять лет М.В. Нестеров напишет еще одну работу, историческую по сюжету, религиозную по символике и одновременно очень личную по переживаниям, по эмоциональному строю - «Дмитрий - царевич убиенный» (1899). По композиции, по настроению эта работа напоминает икону Богородицы Елеуса - в картине её символизирует природа, которая по-матерински ласково, трепетно, одновременно с болью и любовью прижимает к себе единственное дитя, обреченное быть принесенным в жертву. Живопись М.В. Нестерова опирается на преемственность собственной культуры, в том числе на пластически-цветовую. Светоносность цвета в его монохромности или чуть позже в полихромности - это то, что через века пришло от цветовой палитры русской иконы. Светоносная поэтика вытекает из русской православной традиции - созерцательности, самоуглубленности «тихой молитвы» [4. С. 112]. Именно «Фаворский Свет - преображение ума и просветление души - входит в контекст русской живописи, её специфической поэтики и художественности» [2. С. 247]. Мифопоэтический образ царевича растворяется в пейзаже, где «тень - свет» - его этическая духовная составляющая; зыбкая вертикаль березы, к которой прислонился Дмитрий, связует земное и небесное - единственный Путь к Спасению - эти символы наполняют живопись особой музыкой, переплетают их в поток иносмыслов, понятных только русскому человеку. Метафизичность пронизывает своеобразие нестеровских пейзажей,

насколько образ Руси легок и прозрачен, настолько светоносен, тих и молитвенен [2. С. 40-45].

Понятия «нестеровский образ», «нестеровский пейзаж» придают русской живописи эпохи модерна тот самый национальный оттенок, который и выделяет русский модерн среди европейских школ. Изображение «человека, живущего внутренней жизнью» (М.В. Нестеров) отличало не только живопись русских символистов - этот человек объединил вокруг себя на короткое время наиболее талантливых мастеров архитектуры, искусства и литературы эпохи русского модерна.

Литература

1. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 294 с.

2. Петрова О.Ф. Символизм в русском изобразительном искусстве. СПб.: СПбГУП, 2000. 152 с.

3. Худоногова М.Ю. Образ и мировоззрение в русском искусстве. Красноярск: КГХИ, 2004. 285 с.

4. РусаковаА.А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.