Научная статья на тему 'Религиозно-философская концепция в творчестве А. Брукнера и ее соборные аспекты'

Религиозно-философская концепция в творчестве А. Брукнера и ее соборные аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОБОРНОСТЬ / СОБОРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / RELIGIOSITY / CATHOLICITY / COLLECTIVE CREATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Решетило Наталья Сергеевна

Статья посвящена проблеме изучения творчества австрийского композитора XIX в. А. Брукнера. Автором утверждается, что религиозно-философская концепция в его музыке, обусловленная христианским мировоззрением композитора, может быть рассмотрена в контексте учения о соборности. Выявление соборных аспектов музыки А. Брукнера раскрывает социально-философский смысл творчества композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religiously-philosophical conception in the works of Anton Bruckner and catholicity aspects

The article is devoted to the study of art of the XIX century austrian composer Anton Bruckner. The author insists that religious and philosophical conception in Bruckner's music conditioned to the Christian worldview, and can be viewed in the context of the doctrine of catholicity. Identify catholicity aspects of music Anton Bruckner reveals the social-philosophical meaning of creativity of the composer.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философская концепция в творчестве А. Брукнера и ее соборные аспекты»

УДК 78.1 Р471

Решетило Наталья Сергеевна

аспирантка кафедры философии и политологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств

khan007@yandex.ru

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БРУКНЕРА И ЕЕ СОБОРНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме изучения творчества австрийского композитора XIX в. А. Брукнера. Автором утверждается, что религиозно-философская концепция в его музыке, обусловленная христианским мировоззрением композитора, может быть рассмотрена в контексте учения о соборности. Выявление соборных аспектов музыки А. Брукнера раскрывает социально-философский смысл творчества композитора.

Ключевые слова: религиозность, соборность, соборное творчество.

Дирижер Бернхард Хайтинк говорил об А. Брукнере: «Это не искусство для масс!» [1, с. 163] - имея в виду, что музыка этого композитора довольно трудна для восприятия и никогда не попадет в разряд «популярной» классики. В германоязычных странах А. Брукнер также любим, как Р. Вагнер и Г. Малер. В России же он так и не стал постоянной частью концертной жизни, да и исследовательский интерес к нему пока невелик.

Действительно, мир музыки А. Брукнера нелегко поддается осмыслению. Еще в начале прошлого столетия музыкальный критик В. Каратыгин писал: «Сложное, массивное, в основе своей имеющее титанические художественные концепции и отлитое всегда в крупные формы, творчество Брукнера требует от слушателя, желающего проникнуть во внутренний смысл его вдохновений, значительной напряженности апперцепционной работы, мощного активно-волевого импульса, идущего навстречу высоко вздымающимся валам актуально-волевой энергии брукнеров-ского искусства и могущего сравняться в ними по ритму и амплитуде колебаний» [2, с. 268].

Однако, оставляя в стороне теоретические изыскания, направленные на осмысление всех элементов музыки А. Брукнера, логики их развития, и сосредоточиваясь на непосредственных художественных впечатлениях от его музыки, мы отмечаем в ней наличие особого свойства, которое оставляет в душе слушателя едва уловимое ощущение соприкосновения с чем-то идеальным, совершенным, гармоничным. С музыкой А. Брукнера мы ощущаем грандиозные пространства, не сопоставимые с уровнем человека и его мелкими земными страстями.

На чем же основано это особое свойство, наполняющее музыку А. Брукнера внутренней духовной силой? Несомненно, истоки его заключены в глубокой религиозности личности А. Брукнера. Религиозность определяла в его жизни все - представления о мире, о человеке и его предназначении. Не рассуждая и не размышляя о Боге и религии, композитор всю полноту своей глубокой и искренней веры воплотил в музыке. В качестве магистральной линии творчества А. Брукнер избрал симфонизм. Как метод мышления о мире и человеке, реализующийся в крупномасштабных циклах, симфонизм позволил отразить собственные религиознофилософские искания композитора, оказавшиеся созвучными кругу современных ему философских проблем, охвативших как западноевропейскую, так и русскую мысль в последней трети XIX в.: поисков духовной опоры в атмосфере трагических противоречий времени.

Религиозно-философская проблематика составляет основу содержания брукнеровских симфоний. Многочисленные цитаты из собственных духовных сочинений, образные параллели с разделами и частями месс, хоральные эпизоды, органность звучания - все это позволило исследователям называть его симфонии «мессами для концертного зала» [3, с. 159], а все его творчество сравнивать со звучащим собором. Логика симфонического развития у А. Брукнера подчинена идее утверждения идеала веры - обретения гармонии, полноты бытия, где все личное и субъективное растворяется во всеобщем, коллективном.

Эта идея брукнеровской религиозно-философской симфонической концепции тесно смыкается с идеей соборности, получившей развитие в рамках русской философии в последней трети XIX - начале XX в. Трансформированная из православного учения о Церкви А. С. Хомяковым, идея соборности стала универсальной философской категорией, обозначающей сверх-

временное внутреннее единство, духовную субстанцию жизни личности и общества. Соборность, являясь предельным идеалом человечества, проявляется во внешнеэмпирической действительности лишь частично, открывая путь к обретению духовной целостности. Идея соборного единства родилась из идеи единства церковного - Церковь невидимая мистически объединяет верующих в идеальный коллектив. Потому соборность и церковность имеют в основе общий смысл - «интуитивное чувство связи человеческой души с абсолютным началом и абсолютным Единством» [4, с. 59].

В русской религиозной философии были определены также эстетические аспекты соборности. Соборность, являясь достоянием жизни человека в целостном единстве, необходимо пронизывает и все сферы его духовной деятельности. Так, искусство, по своей природе ориентированное на высшие духовные ценности, способно приближаться к отражению глубинного смысла бытия, абсолютной соборности. Музыка, как самое духовное из видов искусства, в своем содержании призвана в иррациональной форме соприкасаться с подлинной сущностью вещей, с нездешним божественным миром. Музыка, пользуясь предельно всеобщим, универсальным языком - посредством звуков - устремлена не только к чувственному, материальному миру (выражая человеческие чувства, отражая действительность), но и к сверхчувственным, над-материальным сущностям.

В своей системе эстетики, опирающейся на идею соборности, Н.О. Лосский [5] выделил аспекты соборного творчества. Индивидуальное художественное творчество приближается к отражению соборной сущности тогда, когда оно воплощает положительное содержание мира, его божественную основу, создается, исходя их любви к Богу, большей, чем к себе и всем другим личностям, когда все индивидуальное, неповторимое и своеобразное в нем гармонично соотносится с всеобщим, коллективным, рождая совершенное органическое целое, бесконечно богатое содержанием.

Дух соборности, соборного творчества в значительной мере проявляется в музыке А. Брукнера. Прежде всего процесс сочинения музыки Брукнер воспринимал как служение Богу, а себя - скромным проводником божественной воли. В конце жизни Брукнер говорил Малеру: «Да, милый мой, теперь уж нужно быть примерным, чтобы закончить хотя бы Девятую; а иначе как же мне держать ответ перед Господом Богом, перед которым я скоро предстану? Он мне скажет: “Ну, паренек, для чего я дал тебе талант? Разве не для того, чтобы ты пел мне хвалу и славу? А ты сделал так мало!”» [6, с. 468]

В творчестве А. Брукнера наблюдается преобладание коллективного начала над индивидуальным, объективного над субъективным. В самых общих чертах стремление к коллективному началу выражается на выборе жанров. Основными жанрами творчества Брукнера являются месса и симфония. Предназначенные для коллективного исполнения и ориентированные на широкую слушательскую аудиторию, они предполагают объединенность многих людей в процессе исполнения и восприятия. С другой стороны, месса и симфония выполняют «обобществляющую» функцию, претворяя в своем содержании обобщенные концепции человеческого бытия. Далее, в жанре мессы основой является канонизированный латинский текст, категорически противостоящий поэтической индивидуализации. Исполнение ее в рамках богослужения призвано выражать коллективные чувства верующих. Личное же, субъективное начало должно быть предельно лимитировано, подчинено тому объективному началу, которое доминирует в самом процессе богослужения.

Идею соборного единства отражает стремление Брукнера к гармоничному взаимодействию традиционного и новаторского. В качестве моделей в своей духовной и светской музыке Брукнер избирает традиционные классические образцы четырехчастной беспрограммной симфонии по типу бетховенской Девятой, и мессы, ориентированной на венский стиль XVIII в. Опираясь на традиционные схемы, Брукнер обновляет их изнутри. Так, в симфониях, опирающихся на воплощение религиозно-философской идеи гармонии мироздания, особую роль приобретает процессуальность развития, осуществляющегося по иным законам пространственно-временных измерений. Подвергая симфонизации мессу, композитор остается в рамках традиций церковной музыки, ориентируясь на осознание высшего объективного смысла через субъективное переживание. Такой подход отражает смысл соборного творчества, основанного не на контрасте личного и всеобщего, а на поиске личного во всеобщем.

Одним их аспектов проявления идеи соборности в музыке Брукнера выступает претворение в симфонических циклах идеи христианского преображения, реализующейся в ярусной архитектонике музыкальной ткани и логике процессуального симфонического развертывания, очерчивающей процесс от зарождения к обретению единства, полноты и гармонии. При этом очерчивается конечная цель брукнеровской концепции: все личное и субъективное, бесконечно удаленное от цели должно стремиться к сверхличному соборному единству.

В качестве соборного аспекта художественного метода А. Брукнера представляется понимание композитором процесса создания музыки как «коллективного» творчества. Данный аспект выражается в том, что Брукнер, по сути, допускает «соавторство» по отношению к своим произведениям. Большое количество редакций, сделанных еще при жизни композитора, как им самим, так и различными дирижерами, обусловило многовариантность, открытость и незаконченность брукнеровского текста. Эта незаконченность всегда оставляет свободу выбора для исполнителей в зависимости от личного вкуса и восприятия образа композитора, а также дает право присоединиться к творческим усилиям Брукнера в таком всеобщем деле, как создание музыки, прославляющей Создателя.

Стремление осмыслить музыку А. Брукнера, проникнуть в тайну ее особого, возвышающего душу воздействия, рождало на протяжении всей истории исследований о композиторе представления о его образе то как о мистике, то как о вагнерианце, то как о преемнике классико-романтических традиций. Разнообразие трактовок, скорее всего, говорит о том, что А. Брукнер один в своем роде и не укладывается в рамки какого-либо одного направления, не поддается стандартным определениям. Учитывая религиозное мировоззрение композитора, мы предпринимаем попытку рассмотреть его музыку с точки зрения социального смысла. Выявление соборных аспектов в творчестве представляет собой один из путей, направленных на поиски той необходимой основы, которая позволила бы дать наиболее верную оценку столь значительному явлению западноевропейского искусства второй половины XIX в., как А. Брукнер.

Ссылки:

1. Интервью с Бернхардом Хайтинком: «Брукнер - это не искусство для масс!» // Муз. Академия. № 2. М., 1997. С. 163-165.

2. Каратыгин В. Четвертое Б // Избранные статьи, М.; Л., 1965. С. 26-271.

3. Новак Л. Стиль симфонический и стиль церковный // Муз. академия, М., 1997, № 2. С. 159-166.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. Сборник / сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. М., 1992.

5. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

6. Малер Г. Письма. Воспоминания / Составление, вступительная статья и примечания И.А. Барсовой. М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.